Перспективы поликультурного образования в россии и ближнем зарубежье. Концепция развития поликультурного образования в россии Поликультурное образование концепции и программы

Образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

В условиях современных глобализационных процессов мировой цивилизации остро стоит проблема определения путей эффективного формирования нового типа сознания, характера жизненной позиции личности как субъекта поликультурного общества. Успешная интеграция личности в национальную и мировую культуру рассматривается с позиции её включения в поликультурное образовательное пространство.Поликультурность образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнидеятельности людей оцениваются с точки зрения сформированности опыта позитивного межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иных культур, готовностик поиску культурных смыслов, активной культуротворческой позиции.

В России система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция поликультурного образования разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

В условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения. В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.

Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности. Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом.

Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями .В.М.Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой. М.И.Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов.

« Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения. Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия.

Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям». Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.

Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп.

Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой.

Система методов и форм такого воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Межнациональное (поликультурное) воспитание первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурного воспитания играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник.


Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие.

Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру. В.А. Тишков размышляя над феноменом «культурное многообразие» применительно к России, понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает «реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве». Таким образом что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.

Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.

Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах.Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным.

Педагогический процесс в многонациональном ДОУ, несомненно, сохраняет все свои структурные компоненты. Его содержание находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.

При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развевающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.

ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

В целях выработки единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция).

2. Министерству образования и науки Республики Хакасия (Г.А. Салата) обеспечить реализацию Концепции.

Исполняющий обязанности
Главы Республики Хакасия -
Председателя Правительства
Республики Хакасия
Ю.ЛАПШИН

Приложение. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Приложение

Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 16.09.2013 N 95-п

1. Общие положения

1.1. Полноценным поликультурным образованием, отвечающим современным требованиям и перспективам развития современного общества, является образовательная система, направленная на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, в том числе Республики Хакасия, на реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации и Республики Хакасия. Оно содействует подготовке обучающихся и воспитанников к жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения других народов, ненасилия и мира.

Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация.

1.2. В целях обеспечения гражданского мира, социальной стабильности и создания условий для успешной социализации подрастающего поколения в условиях нарастающей изменчивости современного мира в Российской Федерации, в том числе в Республике Хакасия, необходима целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения республики и вопросы межкультурного диалога.

1.3. Основными вопросами развития поликультурного образования в Республике Хакасия, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, являются:

а) сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия;

б) укрепление духовной общности народов, проживающих в республике;

в) обеспечение прав детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры;

г) создание условий для успешной социальной и культурной адаптации детей мигрантов в российское общество.

1.4. Приоритеты развития поликультурного образования в Республике Хакасия определяются следующими факторами:

Разнообразие этнонационального состава населения, языков, традиций, обычаев, этнокультурных особенностей;

Профилактика межнационального экстремизма и актуальность формирования культуры межнационального общения;

Диверсификация образовательного пространства республики (появление разных типов образовательных организаций, инновационных моделей школ и т.д.).

1.5. Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция) представляет собой систему современных приоритетов, целей, задач, принципов и механизмов реализации образовательной политики Республики Хакасия.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и Хакасии и развивает основные принципы образовательной политики республики.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия , общепринятых принципах и нормах международного права.

Концепция разработана на основании следующих нормативных правовых актов:

Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" ;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;

- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" ;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" ;

Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов Республики Хакасия";

- Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" ;

- постановление Правительства Республики Хакасия от 18.11.2011 N 783 "Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012 - 2020 годы)" .

Реализация Концепции должна способствовать выработке единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия.

2. Цели, задачи и принципы развития поликультурного образования в Республике Хакасия

2.1. Цели развития поликультурного образования в Республике Хакасия неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан.

Целями поликультурного образования в Республике Хакасия являются:

Создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной (этнической) традиции, ценностей российской и мировой культуры;

Воспитание терпимости и уважения прав каждого народа.

2.2. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

Сохранение и развитие языков народов Республики Хакасия;

Формирование представлений о культурно-национальном многообразии;

Приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной культуре народов России, в том числе Хакасии;

Обеспечение обучающихся (общеобразовательные организации) учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями по предметам этнокультурного образования;

Развитие образовательного и профессионального потенциала Хакасии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

2.3. В основу регионального образования положены такие определяющие принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации:

принцип полилингвальности, обеспечивающий формирование поликультурно ориентированной личности, владеющей несколькими языками;

принцип преемственности, определяющий систему образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами;

принцип гуманизации образования, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, предполагает единство общекультурного, социально-нравственного развития личности и характеризует построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга;

историко-культурологический принцип, позволяющий приобщать детей к культурным традициям и духовно-нравственным ценностям народов России, в том числе Хакасии, через изучение их истории, культуры, традиций, обычаев;

принцип создания педагогической среды, обеспечивающий как предметно-средовое, опосредованное формирование интереса к народной традиционной культуре, так и создание личностно ориентированного стиля общения с детьми путем организации общения детей, родителей и педагогов;

принцип региональности, обуславливающий внесение в образовательный процесс региональных социокультурных традиций и ценностей;

принцип воспитания гражданской идентичности, обеспечивающий формирование чувства патриотизма, любви и уважения к своей многонациональной стране, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.

3. Система поликультурного образования в Республике Хакасия

3.1. В системе поликультурного образования Республики Хакасия представлены все уровни образования: дошкольная образовательная организация (первая ступень) и основная общеобразовательная организация (три ступени) - начальное общее (1 - 4 классы), основное общее (5 - 9 классы) и среднее общее (10 - 11 классы), среднее и высшее профессиональное образование.

3.2. В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

В целях овладения детьми хакасского этноса родным языком на ступени дошкольного образования изучение хакасского языка организовано в 5 муниципальных образованиях республики. Из 1740 детей коренной национальности, посещающих дошкольные учреждения, в которых организовано изучение родного языка, хакасский язык изучают 763 ребенка (43%).

3.3. Изучение государственных языков (русского и хакасского) в общеобразовательных организациях республики обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом, определяется инвариантной частью базисного учебного плана (далее - БУП). Вариативная часть БУП, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Для решения одной из важных задач регионального образования по сохранению и развитию хакасского языка в общеобразовательных организациях республики создаются условия для изучения хакасского языка и хакасской литературы детьми хакасского этноса.

Хакасский язык изучается в 121 общеобразовательной организации республики, в том числе - как предмет в 75 школах, в форме факультативных и кружковых занятий - в 46 школах. Из 8506 детей коренной национальности хакасский язык изучают 6077 детей, что составляет 72% от общего количества обучающихся.

3.4. Изучение русского языка как неродного осуществляется в образовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения, а также в общеобразовательных организациях, в которых обучаются дети, не владеющие русским языком (дети мигрантов). Причем в образовательных организациях с родным (хакасским) языком обучения изучение русского языка обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (выбирается соответствующий вариант БУП). Форму и способ дополнительного обучения русскому языку как неродному детей мигрантов определяет образовательная организация, в которой эти дети обучаются, в рамках плана внеурочной деятельности.

В школах республики обучаются 386 детей мигрантов. Из них 365 детей - в городах Абакане и Черногорске, что составляет 95% от общего количества.

3.5. Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих среднего и высшего профессионального образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием, родными и иностранными языками.

3.6. Методическое обеспечение развития поликультурного образования в Республике Хакасия осуществляется кафедрой поликультурного образования ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации".

4. Основные механизмы реализации Концепции и ожидаемые результаты развития поликультурного образования в Республике Хакасия

4.1. Развитие поликультурного образования в Республике Хакасия предполагает межведомственное взаимодействие и включение в систему образования возможностей общественных организаций и национальных (этнических) центров культур народов, проживающих в республике.

4.2. Реализация Концепции будет осуществляться в рамках:

Долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596

Долгосрочной республиканской целевой программы "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы", утвержденной (с последующими изменениями);

Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Хакасия, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 16.01.2013 N 03-рп ;

- Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2013 - 2015 годах , утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 19.03.2013 N 19-п ;

Комплексного плана мероприятий по проведению в Республике Хакасия Второго Международного десятилетия коренных малочисленных народов в 2011 - 2014 годах, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.08.2011 N 149-рп.

4.3. Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных в долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 (с последующими изменениями), долгосрочной республиканской целевой программе "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 N 571 (с последующими изменениями).

4.4. Исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации развития поликультурного образования в Республике Хакасия, является Министерство образования и науки Республики Хакасия. Министерство обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации настоящей Концепции.

4.5. Реализация Концепции позволит:

Выработать эффективные механизмы сохранения единого образовательного пространства в Республике Хакасия;

Определить оптимальную последовательность введения национального, регионального и этнокультурного содержания федерального государственного образовательного стандарта образования;

Обеспечить социальный заказ родителей и общественности на получение их детьми этноориентированного образования;

Модернизировать систему подготовки и переподготовки педагогических кадров для образовательных организаций с поликультурной образовательной средой;

Эффективно осуществлять развитие региональной системы образования, обладающей своей спецификой как национально-территориального образования;

Учитывать этнографические, историко-культурные, экономические, социально-экологические, демографические и другие особенности Республики Хакасия в образовательном процессе;

Активизировать создание региональных учебно-методических комплексов с национальным, региональным и этнокультурным содержанием, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

Решать проблему подготовки молодежи к жизни в многонациональной среде, ориентированной на поликультурную компетентность, на гармонизацию межличностных, межнациональных отношений в детском и взрослом коллективах.

4.6. Создание целостной инновационной системы поликультурного образования в Республике Хакасия обеспечит сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия; укрепление духовной общности народов, проживающих в республике, права детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры и успешную социальную и культурную адаптацию детей мигрантов в российское общество.

Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации

http://*****/work/vosp/dok/6988/

ПРОЕК Т

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации

Общие положения

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ , а в конечном счете - будущее нашего государства в значительной степени определяется необратимостью и темпами становления российской политической нации. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности.

Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы , национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана с учетом национальных (общегосударственных), национально-региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства.

Концепция формулирует цели, принципы и основные направления развития поликультурного образования в России.

Концепция разработана на основании:

Законов Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании ", "О языках народов РФ";

Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

Национальной доктрины образования в Российской Федерации (на период до 2025 года).

Социокультурные ориентиры

Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к отказу от идей этнокультурной унификации и утверждению идеала культурного многообразия человечества. Сегодня общепризнанно: подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее, а укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур.

Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию . В то же время Российская Федерация не составляет исключения по полиэтничности и мультикультурности - это условия, в которых живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития.

Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнических традиций и языков придают общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устойчивость и открытость.

В основу российского образования должны быть положены такие системные принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации.

Многомерная этнополитическая и этносоциальная структура Российской Федерации послужит надежным фундаментом становления полиэтнической по составу, но единой по гражданской идентичности нации россиян, если образовательная система сможет воспроизводить формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, а содержательная структура образования позволит возводить носителей каждой этнокультурной традиции к культуре общероссийской и мировой. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование, адекватное условиям России.


Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России. Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие поликультурного образования согласуются с общими тенденциями развития российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культурные традиции народов России. Российская цивилизация полиэтнична, поликультурна, полилингвальна, однако русская культура является ее центральным компонентом и играет главную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

Наряду с положениями о единстве культурного и образовательного пространства России Закон РФ "Об образовании" постулирует принципы защиты и развитие школой национальных культур и региональных культурных традиций. Национально-культурные интересы народов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы. В то же время система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народов России, обращенная к их насущным потребностям и устремлениям в будущее, с необходимостью должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры. Поэтому гражданский императив поликультурной школы подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.

Конструкция российской идентичности

Этнополитическая история и этносоциальная структура России предопределяют конструкцию и пути формирования российской гражданской идентичности. Гарантией существования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации является становление полиэтнической (в этнокультурном смысле) и многонациональной (в смысле федерализма) по составу, но единой по национальному (гражданскому, государственному) сознанию нации россиян. Поэтому культурно-политическая сверхзадача российского образования - формирование гармоничной гражданской идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства.

Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня:

Базовый этнокультурный, складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, этноконфессиональных общин, проживающих в России;

Национально-территориальный (базовый политический), состоящий из населения субъектов Российской Федерации;

Национальный (общегосударственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.

Этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены в национальное самосознание на базовом политическом уровне субъекта федерации; этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены на этом национально-территориальном уровне гражданской нации. В свою очередь, национально-территориальное (отнюдь не всегда совпадающее с этнокультурным) самосознание жителей российских республик, областей, краев закладывает основу и непротиворечиво встраивается в национальную российскую гражданскую идентичность.

Таким образом, органическим ядром национально-гражданской идентичности призвано стать этнокультурное самосознание. Единая российская гражданская нация так же полиэтнична, как и ее региональные сегменты, складывающиеся в рамках субъектов Российской Федерации, а каждое региональное национальное сообщество включает различные этнокультурные и этноконфессиональные группы.

Препятствием для формирования гражданского сознания выступает маргинальная экстерриториальность так называемых "нетитульных" этнических групп в российских регионах. Представление о России, как стихийном общежитии многих этнокультурных групп, не отражает ни интересов ее многонационального народа, ни целей гражданского общества и федеративного государства. Гражданская нация - не генетически-родовое и этносоциальное единство, а территориально-политическое и национально-культурное сообщество. Чтобы завершить строительство "национального дома", совершенно необходимо соединить этнокультурный фундамент с общероссийской национальной крышей - то есть возвести "несущие стены" национально-территориальных (региональных) сегментов российской гражданской нации.

Иными словами, гражданское единство формируется там, где люди живут, работают, растят детей, строят планы на будущее. Формирование сознания единой гражданской нации возможно лишь в случае, если представители "нетитульных" этнических групп гармонично встраиваются в региональное (национально-территориальное) сообщество. Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности конкретных граждан все население субъекта должно осознавать себя неотъемлемой региональной частью единой российской нации.

Цели и приоритеты поликультурного образования

Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поликультурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности гармонично сочетаются с общественными и государственными интересами.

Специфическими целями поликультурного образования являются:

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

Воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;

Формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

Создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;

Эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;

Развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной , организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

Достижение указанных целей обеспечивается следующими принципами образовательной политики Российской Федерации:

Сохранение целостности культурного и образовательного пространства России;

Приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной национальной культуре народов России;

Гуманистический, светский и поликультурный характер образования;

Ответственность государства за получение детьми полноценного образования ;

Научная основа содержания образования и принципов воспитания;

Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация. Только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т. п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.

Система поликультурного образования

Поликультурное образование, отвечающее современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, - это образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации.

Поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации . Устойчивое развитие российской системы образования предполагает обеспечение государственных гарантий доступности поликультурного образования, повышение качества общего образования, эффективную правовую и финансово-экономическую поддержку образования, повышение социального статуса и профессионализма работников образования, распределение ответственности между субъектами образовательной политики.

Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, призванная удовлетворять насущные социокультурные и образовательные интересы граждан. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система поликультурного образования призвана обеспечить наиболее эффективное использование кадровых, информационных, материальных и финансовых ресурсов.

Органы управления образованием обеспечивают: право граждан на доступное и качественное поликультурное образование, охрану здоровья обучающихся, социальную защиту работников образовательных учреждений, создание социальных и материальных условий для подготовки кадров.

В системе поликультурного образования с необходимостью должны быть представлены все существующие уровни российского образования.


Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих высшего образования , повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками .

Поликультурная ориентация существующих учреждений среднего, высшего и дополнительного педагогического образования позволит организовать подготовку и переподготовку кадров для системы поликультурного образования.

Для научно-методической поддержки поликультурного образования целесообразно создавать специальные научные подразделения и временные научно-исследовательские коллективы .

Структура идентичности в содержании образования

К результатам освоения обучающимися основной общеобразовательной программы.

Совмещение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включение необходимого этнокультурного и регионального содержания в федеральный стандарт образования строится на принципах идейно-тематического единства и системности содержания, значимости и научной объективности, воспитательного воздействия и учета личного опыта обучающихся.

Интересы социального и культурного развития, потребности модернизации и цели формирования российской гражданской идентичности предполагают создание содержательно целостной системы поликультурного образования, приобщающей ребенка-носителя родной культуры к культуре общероссийской и мировой. Открытость образования обеспечивается на каждой ступени использованием межкультурных диалоговых методов обучения.

Российское законодательство защищает культурные интересы каждой личности, этноса, локальной этнической или этноконфессиональной группы, в том числе потребности автохтонных народов, не имеющих собственных национально-государственных институтов, и всех диаспор. Однако право на родной язык и культуру отнюдь не противопоставлено государственным языкам и региональным предметам в составе федерального государственного образовательного стандарта. Эффективным инструментом формирования гражданской идентичности может служить лишь строгая обязательность содержания образования, адекватная этнополитической структуре Российской Федерации и системе национальных ценностей. Требования федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы должны включать и требования к структуре региональной (национально-территориальной) составляющей федерального стандарта, прежде всего в части, касающейся изучения государственных языков субъектов Российской Федерации.

В то же время этнокультурные интересы представителей "нетитульных" групп населения в субъектах Российской Федерации должны быть обеспечены возможностью изучения родного языка и культуры в школе соответствующего этнокультурного профиля.

При таком подходе очевидна национально-культурная акцентуация, совпадающая с этнодемографической и этнотерриториальной основой субъекта федерации: в области, крае - национально-русская, в республике - национально-титульная. Во всех случаях неизменной доминантой остается единая российская гражданская идентичность, соответствующая государственному устройству федерации.

В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содержание поликультурного образования можно условно (исключительно в целях удобства изложения и понимания Концепции) разделить на четыре взаимосвязанные культурные части:

Этнокультурная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы;

Национально-территориальная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации;

Общероссийская (национальная), или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации;

Мировая, или обеспечивающая человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

Таким образом, воспроизводя формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, поликультурное образование позволяет человеку не только участвовать в межкультурном диалоге, но и лучше понять собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами России и мира.

Основные принципы поликультурного образования

Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

Принцип полилингвальности . Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной личности, владеющей несколькими языками. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общими тенденциями интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальное восприятие картины мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает и роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип преемственности . Одной из необходимых основ формирования российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами и современное цивилизационное развитие нации. Трансляция этнокультурной информации в системе образования подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском "исконных" ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип креативности . Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека не только основным жизнеобеспечивающим ресурсом, но одновременно и целью общественного и культурного развития. В трудностях российской модернизации ясно выражается конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового общественного и культурного развития. Поэтому одним из важнейших инструментов модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры .

Принцип культурной целостности . Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция образцов культуры через учебно-воспитательный процесс оказывается недостаточной, особенно в условиях предметной расчлененности обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты всех видов образовательной (предметно-урочной, внеурочной самостоятельной, дополнительной) деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют: концептуальное единство культурной основы всех учебно-методических комплексов, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования , централизованное проектирование культурных практик школы с учетом инициативы, интересов и мотиваций обучающихся.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт. При этом свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Нецелесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным.

Принцип вариативности . Стратегии и технологии поликультурного образования должны соответствовать региональным обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной содержательной структуры федерального государственного образовательного стандарта следует добиваться хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта.

Принцип этической актуальности . Поликультурное образование имеет значительный морально-этический потенциал, поскольку создает универсальную основу для воспитания и культивирования личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации. Духовно-нравственные ценности и достижения всех культур, всех этнических и этноконфессиональных групп, всех национально-территориальных сообществ России только в поликультурном контексте приобретают образовательную актуальность, то есть получают общественную санкцию и государственное признание. Кроме того, морально-этическое единство и духовно-нравственная целостность поликультурной основы образования позволяет избежать риска раздвоения личности, исключить опасность противопоставления этнокультурной и гражданской идентичности человека.

Языки обучения в полилингвальной школе

Полилингвальная образовательная модель поликультурного образования совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России и усиление роли русского языка , который становится активным посредником и действенным катализатором диалога культур.

Ведущая роль русского языка в российском образовательном пространстве, в общественно-политической, хозяйственной и духовной жизни федеративного государства предопределяет его первостепенную важность в качестве языка обучения и изучения.

Необходимой гарантией успешного формирования российской гражданской идентичности является государственная защита родных языков народов России и возвращение им значимых общественных функций. Как показывает мировой опыт языковой политики, определяющее значение в сохранении и развитии национальных языков имеет рациональное расширение их функций в сфере образования. Родной язык - важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам. Фундаментальным принципом функционирования системы поликультурного образования является использование родного языка в качестве языка обучения и изучения.

Единство российского и мирового культурно-информационного пространства и ускоренное развитие массовых коммуникаций делают непреложным условием качественного образования возможность полноценного изучения иностранных языков.

Функциональное двуязычие, то есть преподавание на одном и том же образовательном этапе части предметов на родном (нерусском), части - на русском языках, дополняется различным соотношением языков обучения на разных образовательных ступенях. На долю родного (нерусского) языка приходится больший объем на начальной стадии обучения. На старшей, профильной ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и родным (нерусским) языками может быть использован также иностранный язык, практическое владение которым становится насущной потребностью современного человека.

Такое соотношение языков обучения создает условия для гармоничного самоопределения личности в национально-культурном, гражданском и общецивилизационном измерениях, задаваемых социокультурными ориентирами российского образования.

Основные принципы поликультурного воспитания

Поликультурное воспитание предполагает формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных цивилизационных процессах.

Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулированы в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России".

В качестве важнейших принципов воспитательной системы , определяющей эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить:

Национально-культурную основу воспитания;

Гуманистическую открытость воспитания;

Личностную ориентированность воспитания;

Воспитание целенаправленной созидательной активности:

Базовый принцип организованного саморазвития.

Национально-культурная основа воспитания создается систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям многонационального народа Российской Федерации, использованием для обучения и воспитания детей родного и русского языков, учетом этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств ребенка.

Гуманистическая открытость, способность и склонность к межличностным и межкультурным контактам - необходимые качества современного человека, живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире. Поэтому один из базовых элементов поликультурного образования - воспитание в духе толерантности, коммуникабельности, доверия и миролюбия, свойственных многонациональной отечественной культуре и являющихся краеугольным камнем российской цивилизации.

Личностно ориентированная модель воспитания предполагает активное вовлечение обучающихся в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психолого-педагогическую поддержку стремления к лидерству и самовыражению. Социальный статус и личностная состоятельность человека определяются совокупностью его морально-этических, творческих и образовательно-профессиональных качеств. Насущной задачей поликультурной школы является включение духовно-нравственных ценностей, здорового и безопасного образа жизни, качественного образования, трудовой этики и профессионального мастерства в систему актуальных культурных ценностей и личностных ориентиров.

Воспитание гражданской ответственности опирается на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания и российской (как национально-территориальной, так и общероссийской национальной) гражданской идентичности обучающихся, которые являются гражданами федеративного государства - многонациональной России, оставаясь полноправными членами различных этнокультурных и конфессиональных сообществ. В понятие гражданственности входят такие качества, как готовность защищать родину, способность объективно оценивать соответствие политики государства интересам народа, умение объединяться для достижения общей цели, отодвигая свой личный интерес на второй план.

Целенаправленная созидательная активность новых поколений в рамках новейшей экономической и технологической культуры является главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан. Трудовое обучение, творческое моделирование, привлечение к практической и социально значимой деятельности, различные формы трудового воспитания должны быть использованы в поликультурной школе для реализации приоритетных образовательно-воспитательных задач. В числе таких задач: освоение приемов активной деятельности, выработка умения ставить цели и организовывать регулярную деятельность по их достижению, формирование навыков общения и работы в коллективе, привычка к технологическому мышлению - то есть наиболее рациональному, аккуратному и точному исполнению действий, вытекающих из четко сформулированной цели.

Базовый принцип организованного саморазвития лежит в основе технологий поликультурного воспитания. Человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Воспитание как долговременный непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание, состоит в организации содержательной жизни и развивающей деятельности, стимулирующей творческую свободу и созидательную активность воспитанников. В то же время личность, способная к самореализации и творчеству, должна быть свободна от нравственной ущербности эгоизма, от нетерпимости к иному мнению, от неприятия другого, непохожего, инновационного.

Поэтому оптимальная среда воспитания создается путем социально-педагогического партнерства , в котором индивидуально-личностное развитие интегрировано во все основные виды деятельности обучающихся и обеспечено критериями социальной востребованности, ценностной состоятельности и личностной ответственности. Надежная культурно-историческая основа организованного саморазвития - возрастные классы традиционной культуры. Организационная основа - целостный учебно-воспитательный процесс с использованием детских и юношеских сообществ, конституируемых в рамках конкретных учебных заведений. Важнейшие составляющие процесса организованного саморазвития - естественная иерархия функциональной компетентности и соревновательные формы восхождения по ее ступеням.

Система терминов и понятий

Положения Концепции формулируются в следующей системе социальных и педагогических понятий:

нация*1 - государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться "нации" (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории "нация" (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению "мы, многонациональный народ Российской Федерации", означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

национальное государство* - государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

гражданское общество* - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы . Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

российская гражданская (политическая) нация - многонациональный народ Российской Федерации, исторически сложившееся сообщество граждан России, полиэтническая и поликультурная нация-согражданство, объединенная национальным (гражданским) самосознанием. Российская политическая нация имеет развитую национально-территориальную структуру с многоуровневой системой социальных связей и сложной конструкцией гражданской идентичности.

этносоциальная структура российского общества - сложная система социальных связей и межэтнических взаимоотношений , механизм устройства и функционирования полиэтнического сообщества граждан Российской Федерации, включающего разнообразные этнические общности: титульные народы федерации, чьи языки являются государственными (русский - во всей России, другие - в национальных республиках), автохтонные народы, не имеющие национально-государственных институтов, диаспоры выходцев из других стран.

этнополитическая структура России - сложная система политических связей и национально-территориальных институтов, механизм устройства и функционирования российской полиэтнической нации-согражданства, состоящей из населения неоднородных субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов и областей, городов федерального значения. Особенностью этнополитической структуры современной России является определенное этническое и национально-культурное "лицо" каждого субъекта федерации (русское - в областях, краях, городах федерального значения, национально-титульное - в республиках, автономных округах и областях) при полиэтническом составе населения субъектов Российской Федерации.

межэтнический мир и согласие* - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

идентичность - представление человека о своем Я, отождествление самого себя с социальным статусом, культурной традицией, этнической группой, гражданской общностью. Идентичность складывается в процессе социализации по мере усвоения социокультурных образцов, норм, ценностей и является необходимым условием социальной и культурной преемственности;

этнокультурное самосознание (идентичность) - представление о принадлежности к определенному этническому сообществу, которое владеет передающимися из поколения в поколение системными чертами культуры (язык, народное искусство, обряды, нормы поведения и т. д.), имеет особенности психологического склада и осознает свое единство и отличность от других этнических сообществ;

гражданская идентичность - представление о принадлежности к сообществу граждан данной страны, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленному фактом существования государства. При понимании нации как согражданства категории национальной и гражданской общности, национальной и гражданской идентичности совпадают;

российская гражданская идентичность - представление о принадлежности к российской политической (гражданской) нации как надэтническому сообществу граждан России, форма самосознания, объединяющая многонациональный народ Российской Федерации;

национальное самосознание (идентичность)* - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

формирование национальной идентичности* - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

патриотизм* - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

культурное наследие - совокупность культурных достижений прошлого и настоящего, обладающих для данного общества вневременной ценностью, способствующих сохранению его самобытности и устойчивого развития, обеспечивающих полноценную передачу культурного опыта и ценностей;

картина мира - присущее каждой культуре обобщенное представление о мироздании, содержащее наиболее важные результаты познавательной, хозяйственной и социальной деятельности человека и общества, а также организованная определенным образом система знаний об объективном мире;

мировая (общечеловеческая) культура - совокупность плодов и способов деятельности всего человечества, единство отдельных и многообразных культурных явлений на протяжении истории мировой цивилизации

российская культура - часть мировой культуры, созданная и развиваемая общностью народов, которая исторически сложилась на территории нынешней России и породила самостоятельные формы цивилизации и государственности. Языковой основой общенациональная российской культуры является русский язык как государственный язык Российской Федерации;

национальная культура - совокупность результатов духовной, практической деятельности, система ценностей, норм и образцов поведения, существующих и развивающихся на основе самобытных конкретно-исторических и этнических особенностей жизни отдельного народа или группы исторически близких народов. Национальная культура призвана обеспечивать полноценное существование нации, поэтому становление национальных культур взаимообусловлено с процессом формирования наций (в этнокультурном и социально-политическом смыслах);

русская национальная культура - национальная культура, обеспечивающая полноценное существование русского народа (русской нации) и являющаяся центральным компонентом российской цивилизации. В регионах России, имеющих русское этническое и национально-культурное лицо, сложились региональные культурные традиции как местные этнокультурные достижения и особенности русской культуры.

национальные культуры народов России - национальные культуры, обеспечивающие полноценное существование народов или наций (в этнокультурном и социально-политическом смыслах) России, составляющих нацию наций - многонациональный народ Российской Федерации.

многообразие культур и народов* - культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

взаимодействие культур - одна из закономерностей развития мировой культуры, состоящая в необходимости выходить за рамки ограниченного культурного опыта, обмениваться ценностями, достижениями и смыслами культуры в ходе межкультурной коммуникации. Диалоговое взаимодействие культур является одним из важнейших факторов модернизации во всех сферах жизни общества;

цивилизация - совокупность материальных и духовных достижений общества на протяжении его истории, комплекс исторически обусловленных отношений, средств и способов интеллектуального, общественного и технического развития, уровень и степень этого развития, определяемые в сравнении с предшествующими периодами истории человечества;

российская цивилизация - комплекс исторически обусловленных отношений, средств и способов интеллектуального, общественного и технического развития, интегрировавший на основе русского языка и российской культуры материальные и духовные достижения всех этнических сообществ, составляющих многонациональный народ Российской Федерации;

социализация* - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

развитие* - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

воспитание* - педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

национальный воспитательный идеал* - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

базовые национальные ценности* - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

духовно-нравственное развитие личности* - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России* - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

1Определения, отмеченные знаком (*), сформулированы в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" (, . М.: Просвещение, 2009).

Возможности общего образовательного пространства в СНГ.

В странах СНГ существуют давние исторические традиции межнационального сотрудничества. Они являются мощной предпосылкой формирования качественно нового поликультурного и полиэтнического образовательного пространства. Население СНГ издревле многонационально. В социальных, политических, экономических и демографических процессах стран СНГ наряду с основными этносами участвуют представители более чем 100 этнокультурных групп. Так, в Казахстане существует три группы народов, определяющих этнический облик страны: казахи, европейское население, этносы азиатского и кавказского происхождения. Этнокультурное многообразие СНГ не исключает установления между его участниками реальных культурных связей, которые имеют благоприятные перспективы развития.

Исторические, экономические, политические, культурные, этнические связи многокультурных и многоэтнических постсоветских республик вызывают объективную возможность адекватной педагогической политики, дают надежду на возрождение и развитие новой межгосударственной общности. Важным инструментом формирования такой общности должно быть взаимодействие систем образования.

В СНГ официально декларируется педагогический курс с учетом поликультурного и полиэтнического фактора и необходимость интеграции культурно-образовательного пространства. За время существования Содружества приняты десятки документов, касающихся интеграции в сфере образования и культуры.

Предпосылками интеграционных педагогических процессов, создания общего культурно-образовательного пространства служит общность культуры и истории, совпадение экономических интересов, сохранение связующей роли русского языка и культуры, сходство систем образования, близкие уровни педагогической науки, научно-методического обеспечения учебных заведений, стремления к демократической смене педагогических парадигм. Впрочем, подобные предпосылки могут быть реализованы при определенных условиях осуществления школьной политики: равноправии, добровольности, учете взаимных интересов, согласованности и синхронизации действий, унификации стандартов и пр.

К настоящему времени возникли приметы складывания в СНГ общих подходов к образованию. Речь идет о ряде соглашений о сотрудничестве в области образования, к примеру, о взаимном признании свидетельств об образовании, введении сходной многоуровневой системы подготовки педагогических кадров, организации профильного обучения в общеобразовательной школе и т.д. Создание нового образовательного пространства, однако, затруднено, поскольку наряду с интеграцией в экономике, образовании, культуре развиваются и дезинтеграционные процессы, которые, в частности, проявляются в минимизации обмена научно-педагогической информацией, углублении разрыва культурно-образовательных связей. Возникает немало проблем в отдельных государствах Содружества при реализации поликультурной педагогической политики. Вследствие всего этого перспективы общего культурно- образовательного пространства СНГ выглядят неопределенно.

Российская Федерация – одно из наиболее многонациональных государств мира. В России проживает свыше 160 этнических групп, по преимуществу говорящих на собственных языках; 23 наиболее многочисленные (свыше 400 тыс. человек) национальности. По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2014 г. составила 146 млн, в том числе 1 млн – это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и 116 млн – русские .

Часть меньшинств, в том числе жители национальных образований, обладают правами государственной автономии. Русские составляют абсолютное или относительное большинство населения в 12 из 21 этнической республики; в шести абсолютное меньшинство жителей относится к титульному этносу. Например, в Республике Саха (Якутия) лишь 33% населения якуты.

Российская демографическая ситуация характеризуется резкой "реактивизацией субъектности этносов". Показательны в этом смысле почти 40-процентное увеличение числа народов за период 1989-1994 гг., а также получение при переписи 2002 г. более 800 вариантов ответов на вопрос о национальной принадлежности. Эти факты – отнюдь не следствие бурного этногенеза. Они наглядно свидетельствуют о росте и изменениях национального сознания, происшедших вследствие распада общности "советский народ", переменах в самоидентификации представителей субкультурных этпогрупп.

В России новая парадигма образования предусматривает право людей приобщаться к тем культурным ценностям, которые они находят верными и привлекательными. Очевидно, что нарастающая этнокультурная диверсификация требует проведения последовательной государственной политики поликультурного образования.

Педагогическая политика в Российской Федерации невозможна без учета объективной данности – многонациональности социума. Эта политика отражает сосуществование множества национальных культур, каждая из которых – компонент российской цивилизации. Сердцевиной государственного курса является идея о том, что базой обучения и воспитания служат культурная общность и многообразие, где связующим стержнем выступает русская культура. В школьно-педагогической политике идет поиск оптимального сочетания интересов центра и регионов на принципах сближения содержания воспитания и обучения с учетом ценностей и диалога культур. Такая политика подвергается давлению двух негативных разнонаправленных тенденций: к предельной суверенизации и игнорированию императивов поликультурности.

Россия как объект образовательной политики остается в значительной степени целостной структурой, поддерживаемой системой государственных институтов федерального и регионального уровней. В то же время подобная структура, будучи полиэтничной и поликультурной, чрезвычайно неоднородна. В ней экстраполируются социально-политические и культурно-этнические особенности российского сообщества. Педагогическая политика предусматривает, с одной стороны, самореализацию граждан независимо от национальной принадлежности, с другой стороны, решает комплекс проблем, возникающих вследствие многонациональное™ социума. Поликультурный и полиэтнический характер объекта и субъектов образования, как видно, создает существенные сложности реализации педагогической политики. Необходимо решать педагогические проблемы, вызванные культурной и национальной разнородностью социума, добиваться воспитания учащихся как участников единого социально-политического, культурного, экономического пространства.

Российская политика в сфере образования формируется на фоне изменений процесса этнокультурной интеграции н дезинтеграции, эволюции государственной системы, социально-экономического расслоения, дифференциации по национальному признаку.

Круг политических проблем, относящихся к поликультурному образованию, входит составной частью в стратегию модернизации российского образования. Эти проблемы соприкасаются с вопросами гражданского (патриотического) воспитания, формирования плюралистической идентичности, общенационального единства. Педагогическая политика понимается как совокупность социальных и педагогических усилий по сохранению национальных языков и культур, созданию "российского суперэтноса", состоящего из различных этнокультур в федералистском, регионализированном обществе. Такая политика увязывается с необходимостью обеспечить социальную справедливость, равный доступ к образованию в пределах общероссийского образовательного пространства.

К настоящему времени создана нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики. Принципы такой политики закреплены в Конституции РФ, где дано понятие "многонациональный народ".

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Указе Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р; Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р, других документах декларированы и раскрыты основные принципы образовательной политики, которые предусматривают в том числе демократическое решение проблем воспитания и обучения в многонациональной среде.

Законодательством РФ провозглашен политический курс, направленный на создание и укрепление единого российского социокультурного и образовательного пространства, становление духовной общности россиян, формирование российского самосознания и идентичности, развитие национальных культур, языков народов и региональных культурных традиций, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание готовности к межкультурному взаимодействию, использование потенциала образования для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур.

Школьная политика является важным инструментом складывания российской государственности. Она предусматривает гармонизацию этнического и надэтнического и ориентирована в конечном счете на создание многонационального гражданского общества и адекватных ему учебных заведений.

Государственная поддержка культурно-образовательных прав этнокультурных групп происходит не только в системе формального образования. Федеральным законом "О национально-культурной автономии" предусмотрено создание национально-культурных автономий, определены их правовые основы, созданы правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий , а также более тысячи различных общественных организаций, созданных по национальному признаку ("Ассамблея народов Российской Федерации", "Союз диаспор России", "Конгресс национальных организаций России", "Всероссийский азербайджанский конгресс", "Общероссийское объединение корейцев" и др.). Правом на создание национально-культурных объединений воспользовались 60 национальностей. На первом месте – этнические немцы (68 объединений), далее – татары (63 объединения), евреи (29 объединений). К примеру, только в одном Нижнем Тагиле с 1990-х гг. культурно-просветительскую работу ведут "Культурно-просветительский центр российских немцев", культурный еврейский центр "Алеф", польское объединение "Пяст", армянский творческий центр "Эребуни", общины татар, башкир .

При государственной поддержке создается система общественных центров по воспитанию культуры межнационального общения. Действует около 10 домов народов России, более 150 центров национальной культуры, около 10 домов дружбы народов: Московский дом национальностей, Дом национальных культур в Санкт-Петербурге, Дворец национальных культур в Тюменской области, Дом фольклора народов в Свердловском областном центре и др. Довольно широкое распространение получили центры национальной культуры. Вокруг центров консолидируются прежде всего этнические меньшинства .

Процесс создания нормативно-правовой базы педагогической политики поликультурного образования, однако, далек от завершения. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" оставил открытым принципиально важный вопрос – об учете реалий поликультурности при создании общего образовательного пространства. Подобный подход был скорректирован в последующих законодательно-нормативных документах, где из практики школьного образования был исключен национально-региональный компонент.

Имеющиеся законодательные акты нуждаются в конкретизации. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" в значительной степени декларативен и должен быть подкреплен соответствующими подзаконными актами, обязывающими федеральные и региональные власти оказывать практическое содействие национально-культурным объединениям в вопросах образовательной и культурной политики. Лишь Москва и несколько регионов России проявили готовность дать материальные гарантии учебно-воспитательной работы таких объединений.

Предпринятые законодательные и организационные меры по инициации политики поликультурного образования наталкиваются на серьезные препятствия: неравные условия финансирования образования в регионах и республиках, блокирование специальных защитных мер в области образования, в частности в отношении ряда малочисленных коренных народов, отсутствие достаточно эффективного инструментария сочетания особых интересов национальных меньшинств и государства как субъекта русского большинства, этноцентристские стереотипы мышления и установки в культурно-образовательной политике.

В сфере культуры и образования значительную угрозу представляют националистические тенденции. Власти ряда автономий порой защищают привилегии титульных этносов за счет культурнообразовательных интересов иных этнокультурных групп. Так, в Башкортостане, где треть населения говорит по-татарски, с каждым годом становится все меньше татарских школ. Статус наиболее престижных образовательных заведений – гимназий – могут получить прежде всего школы, где преподавание ведется на башкирском языке.

В субъектах РФ проявляются намерения дезинтеграции образовательного и культурного единства России. Предпринимаются отдельные попытки региональной изоляции культуры и образования, отмежевания от общенациональной и русской культуры и образования. Возникают планы выстраивать содержание образования с приоритетом национально-регионального над федеральным, переориентировать па зарубежное культурно-языковое пространство (Татарстан, Республика Саха (Якутия)). Подобный "периферийный национализм" свидетельствует, что в сфере образования и культуры существует угроза столкновений интересов отдельного этноса и многонационального российского государства, дистанцирования от доминирующей культуры и ее центра. Между тем, как подчеркивают отечественные ученые Μ. Н. Кузьмин, В. А. Тишков, Е. В. Ткаченко и др., для полиэтничной, поликультурной, полисоциальной, поликонфессиональной России сохранение в условиях демократизации образования и роста национального самосознания единого образовательного, языкового и культурного пространства жизненно необходимо и является универсальной политической стратегией.

Россия является инициатором интеграции образования в пределах СНГ. В 1996 г. в России были разработаны проекты "Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ" и "Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства".

Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 902 в редакции от 26.10.2004 "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств", другие упомянутые документы предусматривают создание нормативной базы интеграции, согласование государственных образовательных стандартов, взаимное признание документов об образовании, ученых степеней и званий, согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений, научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства. Ими также намечен и комплекс конкретных мер: подготовка учебников для русскоязычных школ в странах СНГ, совместные олимпиады, конкурсы, соревнования учащихся и учителей из всех государств Содружества, создание единого для СНГ банка данных по образованию и т.д.

Для России перспективный путь построения общего культурно-образовательного пространства в рамках СНГ – укрепление сотрудничества со своими партнерами в сфере высшего образования. Российская Федерация оказывает поддержку открытым в республиках Содружества университетам, где целенаправленно изучаются русские язык и культура (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).

Россия, стремясь к интеграции высшего образования в СНГ, ставит одновременно экономические, политические и собственно педагогические задачи. Российские приоритеты охватывают все основные виды деятельности по ИБО: мобильность студентов и преподавателей, согласование учебных программ, сотрудничество отдельных учебных заведений, согласование дипломов, популяризацию русского языка и культуры и др. Предпочтение отдается двусторонним соглашениям и контрактам отдельных учебных заведений. Акцент делается на действиях учреждений, структур и организаций: учебные заведения, объединение ректоров, Министерство образования и т.д.

В российской политике ИБО ослабли политико-идеологические предпочтения. Вместе с тем представлен достаточно сильно культурный аспект. Речь идет о стремлении через образование способствовать распространению русского языка и культуры за пределами России. Неизменным остается базовый принцип российской политики – интеграция образования на пространстве СНГ при поддержке национальных духовных и культурных ценностей.

Важное значение придается приему студентов из стран СНГ. Россия декларирует приоритеты по ИВО для партнеров по Содружеству Независимых Государств. Российские высшие учебные заведения создают преференции для студентов из республик СНГ. Однако реализуются такие приоритеты недостаточно.

  • URL: ria.ru/society/20140620/1012881636.html (дата обращения: 05.08.2014).
  • URL: daydov2013-2.blogspot.fr/2013/01/11.html (дата обращения: 05.08.2014).
  • Джуринский А. И.
  • Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания.