Пещерные монастыри русской православной церкви. Пещерные монастыри

История создания пещерных храмов и монастырей уходит корнями в глубокую древность. Еще на заре христианства катакомбы Древнего Рима, которые по сути являлись подземными сооружениями, использовались первыми христианами для совершения богослужений и совместных молитв во времена гонений. На Востоке пещерные монастыри впервые появились в Палестине в IV веке. Они возникли с установлением монашеской жизни в виде лавр и киновий и представляли собой один их видов христианских обителей. Ранее пещеры использовались монахами-отшельниками для молитвенного уединения подобно тому, как св. апостол Иоанн Богослов безмолвствовал в пещере на острове Патмос, где, вдохновленный благодатию Святаго Духа, создал последнюю новозаветную книгу - Апокалипсис.

Появление пещерных монастырей на Руси явилось продолжением восточных традиций. Эти обители как нельзя лучше соответствовали духу древних христианских подвижников, стремившихся в глубоком безмолвии и тишине чистым умом и сердцем предстоять пред Богом. Так в XI веке возник самый известный на Руси Киево-Печерский монастырь, основателем которого был отец русского монашества прп. Антоний, принесший традицию пещерного уединения со Святой горы Афон.

Широкое распространение пещерные монастыри и храмы получили на Дону, чему, вероятно, способствовало наличие в этих местах большого количества меловых гор, сравнительно легко поддающихся разработке.

Только в Воронежской области насчитывается около 50 рукотворных подземелий, из которых приблизительно 40 относятся к храмовым сооружениям и местам жития православных подвижников. Многие из них уходят вглубь на сотни метров и значительно превышают самые известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Так, пещеры Белогорского мужского монастыря имеют общую протяженность 2,2 километра, а высоту сводов до 6 метров, тогда как протяженность самой большой киевской пещеры составляет зоо метров, а высота сводов достигает 3 метров. По площади одним из самых больших является двухпрестольный храм Спасского женского монастыря села Костомарово (390 кв. метров).

Плохая сохранность пещер, крайне незначительное количество письменных источников не позволяют определить время их возникновения. Существует общее мнение, что они создавались в несколько этапов. В конце XIX века археологом и краеведом Д.М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства. Другие исследователи считают, что их создание в этих местах было следствием распространения иконоборческой ереси в VIII-X вв., когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали первые пещерные храмы.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что еще в дохристианские времена Дон являлся оживленной водной артерией, соединявшей восточные племена с древнегреческими колониями и позволявшей вести между ними активную торговлю и обмен.

Таким образом, данная гипотеза может быть вполне вероятной еще и потому, что гонимые монахи шли на Средний Дон хорошо известным путем, распространяя и укрепляя в этих краях христианскую веру. О византийских корнях древних пещерных монастырей говорит и устойчивое предание о греческих монахах Ксенофонте и Иоасафе, положивших начало Дивногорской мужской обители.

Начиная с X века до 2-й половины XVII столетия окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

Страшными разрушительными последствиями набегов кочевников вполне можно объяснить отсутствие достоверных свидетельств и письменных документов о времени возникновения и создателях пещерных монастырей Подонья.

В конце XIX-го столетия исследователи П.В. Никольский и В.Н. Тевяшов выдвинули гипотезу о возникновении пещерных монастырей Подонья в середине XVII века, согласно которой создателями этих обителей были иноки-малороссы, бежавшие в донские степи от жестоких преследований польской шляхты и унии. Сохраняя любовь к Святым киевским пещерам, они начали создавать их подобия в уединенно стоящих меловых горах. Однако П.В. Никольский предполагает, что подвижники нашли уже готовые заброшенные пещеры и продолжили их расширение и углубление. Этому предположению созвучен и тот факт, что в конце XVIII - начале XIX веков казачка Мария Шерстюкова копала Белогорские пещеры, надеясь найти мощи святых отцов, в древности скрывавшихся в этих краях от неверных.

В середине XVII столетия появляются письменные упоминания о Дивногорском мужском монастыре. В то же время рядом с пещерными храмами и кельями создаются наземные постройки. Эти первые документальные свидетельства дали основание многим исследователям датировать время возникновения подземных храмовых сооружений XVII веком.

XIX столетие можно назвать последним этапом активного пещерокопательства на Дону. В Воронежской губернии в этот период создавали и возобновляли пещеры в десятках населенных пунктов. Этим нелегким делом на сей раз занимались в основном крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников.

Труды последних строителей донских пещер на долгие годы прервала революция 1917 года. В этот период в заброшенных подземных храмах безраздельно царил пагубный дух запустения. Белые своды пещер покрылись черной факельной гарью и всевозможными надписями дат и имен случайных посетителей и искателей приключений. Только в начале 90-х годов началось восстановление этого уникального духовного и культурного наследия. В настоящее время в Воронежской епархии действует три пещерные обители. Две из них мужские и одна - женская.

Их насельники являются хранителями и продолжателями одной из самых аскетичных древних православных традиций, именуемой пещерными монастырями.


Источник материала: книга "Пещерные монастыри Дона", издание Воронежской и Борисоглебской епархии.

Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

Возникновение пещерных монастырей в Крыму связано с иконоборчеством в Византии. В VIII-IX веках византийское духовенство настолько усилилось, что в руках у монастырей и церквей сосредоточилась значительная часть земель. Императоры Лев III и Константин V начали преследование духовенства и монахов под предлогом борьбы с иконопочитанием. Церковным собором 754 года иконопочитание было осуждено. По приказу властей разрушались церкви с росписями, уничтожались иконы, у монастырей конфисковывались земли. На протяжении VIII-XI веков монастыри были закрыты, а монахи, да и светские почитатели икон бежали из Византии, в частности на север, в Крым. Здесь в долинах рек в неприступных скалах возникают многочисленные монастыри - Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Чилтер-коба, Чилтер-мармара и др.

Успенский монастырь.

Успенский монастырь (близ Бахчисарая) возник предположительно в конце VIII - начале IX века и просуществовал с перерывами около тысячи лет. Монастырь расположен в живописной долине на отвесной скале, внизу которой сохранились пещеры. Сохранились него наземные постройки: дом игумена у дороги, руины небольшой часовни, остатки фонтана, два здания монастырской гостиницы. Широкая лестница, постепенно врезающаяся в скальный массив, ведет на площадку второго яруса, отсюда более узкая лестница приводит в главную, Успенскую церковь, вырубленную в отвесной скале. Обширный светлый зал со стенами, побеленными известью, украшен четырьмя колоннами, за которыми видны следы поздней росписи; напротив в стене - оконные проемы, из которых открывается вид на ущелье и остатки греческого поселения Мари-амполь. Снаружи над церковью в специальной нише, украшенной витыми колоннами, и по бокам от нее - роспись середины XIX века, выполненная прямо на скале.

После вторжения в Крым монголо-татар многие монастыри пришли в упадок, Успенский же монастырь сумел остаться центром христианской церкви в Крыму. Эта роль перешла к нему после захвата Мангупа турками (1475 г.). Русское государство оказывало покровительство монастырю, посылало ему материальную помощь.

После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 году, когда Крым покинули и жители селения Мариамполь, располагавшегося напротив монастыря, места эти пришли в запустение.

Шулдан. В Шульской долине, ведущей к селу Терновка, над верхним краем скалистого склона, в скальном обрыве издалека видны высеченные в нем пещеры: это монастырь Шулдан («Отдающий эхо»), возникший, вероятно, в VIII веке. По склону, заросшему лесом, зигзагообразно поднимается дорога до плато; отсюда направо, вдоль скального обрыва, ведет к монастырю сильно заросшая травой тропа. В ближайшем естественном гроте, видимо, был источник: об этом говорит отверстие в скале, выточенные водой желобок и выемка в виде чаши. Сегодня вода выбрала себе другой путь - источник пробивается из земли несколько дальше и ниже. В следующем гроте произошел крупный обвал вместе с имевшимися в нем пещерами, в правом углу повисли остатки каменной лестницы, некогда ведшей в храм. Следуя дальше вдоль скалы, попадаем в лабиринт пещер естественного и искусственного происхождения и затем по ступенькам неожиданно выходим в верхний ярус - своего рода балкон, круто обрывающийся вниз, откуда открывается великолепный вид на Шульскую долину. Слева находится высеченная в скале базилика правильной формы с нартексом, отделенным двумя колоннами, от которых видны каменные основания с коробовым сводом и центральной апсидой, вдоль полукружия которой идет двухъярусная скамья с епископским креслом в алтаре. На стенах еще различимы следы росписи, которую датируют XII-XIII веками. С южной стороны к храму примыкает придел с купелью в апсиде.

Вопросы и задания

1. С чем связано возникновение пещерных монастырей в Таврике?

2. Какие пещерные монастыри Крыма ты знаешь?

3. Расскажи об Успенском монастыре.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

ЗАМОСКВОРЕЦКИЕ ВЕДЬМЫ И ПЕЩЕРНЫЕ КАРЛИКИ Жизнь, управляемая приметами В феврале 1598 года московская знать присягала Борису Годунову.В клятвенном обещании новому царю были и такие слова: «…В естве и в питье, и в платье или в ином в чем лиха напасти не учиняти; людей своих с

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Пещерные города Каппадокии Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы – самой высокой горы Малой Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым слоем покрыли территорию в

Из книги Иван III автора Скрынников Руслан Григорьевич

Монастыри В XIV–XV вв. монастыри в России переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Одни из них превратились в крупных, землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Монастыри Первые ростки восточного аскетизма, посаженные на девственной почве берегов Днепра, поднялись было роскошно в образе Печерского монастыря; но не дали ему ходу бурные перевороты южнорусской истории. Безопаснее стали возрастать его отпрыски, одни за другими,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

МОНАСТЫРИ Серьезные изменения наметились и в ирландских монастырях. Эти перемены связаны прежде всего с именем святого Малахии из Армы (1094-1148), друга Бернарда Клервоского, главного монашеского реформатора Франции. После смерти святого Бернард написал «Житие

автора Фадеева Татьяна Михайловна

IV. "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА" И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ Безвестных стран разбитые заставы, Могильники забытых городов, Размывы, осыпи, развалины и травы Обглоданных волною берегов… М. А. Волошин Знакомство с Чуфут-кале и Успенским монастырем, которых не минует ни один посетитель

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Пещерные казематы Скалистые мысы, выступавшие за линию обороны восточного обрыва как бы в виде природных «башен», также были использованы: вырубленные в них пещеры с бойницами явно служили казематами для воинов и позволяли держать под перекрестным обстрелом "мертвую

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

VII. «ПЕЩЕРНЫЕ» КРЕПОСТИ И МОНАСТЫРИ Да одиноко городища Чернеют жутко средь степей, Забытых дел, умолкших дней Ненарушимые кладбища… М. А. Волошин Среди "пещерных городов" численно преобладают сравнительно небольшие поселения, до «ранга» города не дотянувшие. Это

Из книги Две силы автора Солоневич Иван

ПЕЩЕРНЫЕ СНЫ Валерий Михайлович чувствовал, что он не заснёт. Так уютно потрескивали остатки костра, так бессильно за могучими стенами пещеры ныла пурга, так приятно ныли натруженные ноги, было такое редкое ощущение полной и абсолютной безопасности, и, вот, лезли в голову

Из книги Первобытные люди [Быт, религия, культура] автора Квеннелл Марджори

Глава 3 Первые пещерные люди Следующий период, о котором пойдет наш разговор, - это период пещерных людей культуры мустье, которая получила свое наименование от названия пещеры Ле-Мустье, расположенной в долине реки Везер во французском департаменте Дордонь. В Ле-Мустье

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

МОНАСТЫРИ Первыми училищами христианской веры и новой жизни стали монастыри. Предание говорит, что с введением ее и «монастыреви на горах сташа, черноризцы явишася». Первый митрополит Михаил поставил монастырь во имя своего ангела, Архистратига Михаила, неподалеку от

Из книги История людей автора Антонов Антон

17. Пещерные люди Последняя стадия антропогенеза, несмотря на свою близость во времени, представляется подчас более туманной, нежели первая. Дело в том, что в стройную картину последовательных эвлюционных превращений вклиниваются неандертальцы, которые, по мнению многих

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Монастыри Практически же образование в тибетском буддизме продолжается в той или иной форме всю жизнь, будучи тесно связанным с религиозной жизнью. Всякий монастырь, помимо учебной, имеет еще и культовую функцию. Соответственно этой функции место для монастыря всегда

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Пещерные люди Возьмем знаменитую притчу о пещере, которую, если верить Платону, его брат Главкон слышал от Сократа (трактат «Государство»). В ней рассказывается о том, что наш мир – некое подобие темной пещеры, в которую, впрочем, проникает свет через большое отверстие.

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

«ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА» В средневековой Таврике на высоких плато столовых гор возникает целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Чаще всего в исторической литературе эти города упоминаются как «пещерные

Пещерный монастырь под Судаком представляет огромный интерес не только для многочисленных туристов, посещающих его одними из первых, но и для археологов и историков, проводящих изыскания тут уже почти 100 лет. Он – древнейшая достопримечательность округа и одна из старейших в Крыму, поэтому неудивительно, почему он пользуется такой популярностью у приезжих, приковывая взгляды ученых.

Единственный его минус в том, что он сильно разрушен и пребывал в ужасном состоянии еще на момент открытия. Но так уж устроен человек – нас больше всего привлекают объекты такого рода. Что-то таинственное и невыразимо притягательное таится в руинах, действующих как магнит. Ну а описываемое место именно такое, не лишенное притягательности и скрываемое веками от человеческих глаз, храня множество загадок.

Где находится под г. Судак пещерный монастырь?

Он затерян среди ущелий и теснин в восточной части Крымской гряды, у подошвы высочайшей точки региона – горы Сокол. Развалины монастыря расположены недалеко от Судака, как явствует из его названия, обнаруживаясь всего в 4 км от города, немного в стороне от пути в .

История основания и открытие

Возникновение пещерного монастыря относится к периоду, когда в Византийской империи основы православной веры сотрясало движение «иконоборцев». Зародившееся как церковный спор о принадлежности символов веры, оно вскоре переросло в массовую истерию, захлестнувшую всю державу, когда фанатично настроенные «реформаторы» уничтожили тысячи бесценных реликвий. В первой половине VIII столетия иконоборчество докатилось и до Крыма. Монахи одной из обителей , спасая святыни от обезумевшей толпы, бежали далеко на восток Крымских гор, где в труднодоступной местности основали монастырь, защищенный природой.

Никаких имен и подробностей этого события не сохранила – известно лишь, что монахи довольно быстро обжились на новом объекте и жили как затворники, фактически не имея связи с внешним миром. К моменту, когда в IX веке иконоборческое движение пошло на спад, пещерный монастырь под Судаком стал прибежищем для многих почитателей традиционных канонов и значительно расширился. Когда же с реформацией покончили окончательно, иноки, ставшие отшельниками, не захотели покидать место. У них было все необходимое – здесь они чувствовали себя в полной безопасности от любых потрясений.

Однако когда в конце XV века полуостров завоевали турки-османы, церкви и монастыри Крыма подверглись варварскому разрушению. Не избежал этой участи и монастырский комплекс в районе Судака, названный Георгиевским. Но все же о нем не забыли – спустя какое-то время он был отстроен заново и вновь заселен. Правда, когда это произошло, осталось загадкой, известно лишь, что в XIX столетии пещерный монастырь имени Святого великомученика Георгия опять процветал.

Обновленное открытие

Несмотря на крайнюю уединенность монастыря, о его существовании знали, но точное местонахождение долгие годы оставалось неизвестным. Открытие состоялось в 1920 г. в результате целенаправленных поисков советского краеведа Николая Лезина, обнаружившего его в развалинах и полном запустении и то, по чистой случайности, заметив высеченный крест в одной из .

Разрушение святыни было следствием того, что стояла она на глинистой почве, вымытой разгулявшейся водной стихией, а стены из песчаника – весьма ненадежного строительного материала – не выдержали нагрузки и рухнули. Но о том, когда это произошло и что случилось с обитателями, привычно нет никаких сведений.

После обнаружения развалин монастыря тут долго вела раскопки группа московских археологов возглавляемых выдающимся советским ученым профессором Фоминым. В результате тяжелого и кропотливого труда они полностью расчистили от обломков основание храма и три пещеры-кельи – все, что сохранилось от внушительного комплекса пещерных сооружений.

Посещение руин пещерного монастыря

Монастырские руины располагаются в труднодоступном, пересеченном районе – дорогу к ним довольно трудно назвать увеселительной прогулкой. Но если принять во внимание восторженные отзывы побывавших в нем, то можно сделать вывод, что именно этот трудный, а иногда и изнурительный путь и является яркой особенностью его посещения. Для энтузиастов он представляется маленьким,
но зрелищным приключением, ведь на протяжении всего маршрута сопровождают потрясающие пейзажи, сменяющиеся по пути.

При увлекательном путешествии предстоит пройти узкими тропами над пропастью, где далеко внизу бьются морские волны, по горным склонам, то карабкаясь вверх, то фактически скатываясь по спуску. А недалеко от монастыря взор путников чарует источник Анастасии, бьющий из недр земли, прорываясь сквозь расселину в скале.

Сам монастырь под Судаком представлен для зрителя тремя сохранившимися пещерами-кельями, врезающимися в склон . Внутри рассмотрите невысокие сводчатые потолки, бывшие расписанными в древности, о чем можно судить по остаткам краски и небольшим фрагментам штукатурки. Тут же вы увидите сохранившиеся лавки, полки, предназначавшиеся для хранения книг, вырубленные в скале, остатки окон и ступеней. В одной из пещер видны остатки полуразрушенной передней стены, сложенной из блоков песчаника.

Как добраться (доехать) от Судака?

Доехать до района расположения описанной достопримечательности вы сможете на маршрутке, соединяющей автовокзал Судака и Новый Свет. Вам потребуется мыс Монастырский, остановка – «Смотровая площадка» (у Памятного камня героям-десантникам).

На машине добраться до пещерного монастыря самостоятельно можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Монастырский мыс, Судак, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.831745, 34.926746.

Посещение пещерного монастыря под станет незабываемым событием, даже если после него не сохранится материальных свидетельств, таких как видео или фото. Впечатления, что остаются после подобного мини-путешествия, не в состоянии передать фотографии или видеофайлы, впрочем, как и словами их невозможно выразить – это нечто особенное.