Почему на Троицу мы молимся на коленях? День святой Троицы. Пятидесятница

Вопрос:

Здравствуйте батюшка! Благодарю вас за ваш труд! У меня к вам сегодня такие вопросы - в нашем храме я довольно часто наблюдаю за тем, как православные заказывают молебны разным святым и Господу и Божьей Матери. Я читала на одном российском сайте, что молебны, заказанные в частном порядке не особо одобряются церковью и даже рассматриваются негативно. Многие священнослужители к практике служения молебнов после литургии относятся отрицательно, указывая, что не должно совершаться никаких отдельных заказных частных молебнов после общего отслуженного на литургии. У меня вопрос - могли бы вы пояснить, как служатся молебны в нашем храме - до или после литургии? Нужно ли на них присутствовать - если заказываешь их? Как узнать, когда именно заказанный тобой молебен будет служиться? И если в день заказывается около 20 молебнов разным святым, они все будут служиться? И еще - довольно часто в житиях Святых читаю о скорой помощи угодников, особенно после заказанных панихид. К примеру, одна женщина в книге о Святой Блаженной Ксении пишет, что после отслуженной панихиде по Святой, получила особую помощь Святой угодницы. Я не совсем поняла как можно заказывать панихиду Святой Ксении? В церковном ящике ваша сотрудница ответила, что Святым панихиды на заказывают. Могли бы вы мне объяснить почему? Можно ли в записках писать православное имя еще пока некрещеного, но имеющего такое намерение близкого человека, созвучное с его настоящим именем, при условии, что имя это он будет брать в Крещении или лучше не гневить Господа? Благодарю вас как всегда за ваши ответы!

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

* Молебны не могут рассматриваться нашей Церковью негативно, ибо они – часть церковного богослужения. Но практика служения молебнов в конкретном храме может быть различной. Они могут совершаться как до Литургии, так и после нее. В моем храме молебны вообще совершаются отдельно (в среду каждой недели с 15.00). Присутствие на молебне лица, его заказавшего – обязательно, ибо Бог ожидает от самого человека молитвенного труда. Специально узнать, когда служится именно Ваш молебен – не возможно. Записки с молебнами собирают вместе и священник читает их все за одним молебном. * Записывать на молебен имя некрещеного человека – допустимо. * В Православии существует древняя традиция по святым, еще не канонизированным Церковью, служить панихиды. Но когда святой прославлен, то есть официально канонизирован, панихиды больше не совершаются и святому служатся молебны. Так было, например, по отношению к блаженной Ксении Петербургской. До ее прославления Русской Церковью в 1988 году, по ней служились панихиды. Сейчас – же, после ее прославления, панихиды не уместны. Мы самой Ксении служим молебны и просим ее помолиться Богу за нас.

Троица – большой христианский праздник, который входит в число двунадесятых – самых главных в году. Он совершается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его ещё называют Пятидесятницей. В этот день православные христиане вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов, после чего ученики Господа стали способны говорить на разных языках и разошлись по всему миру, чтобы проповедовать учение Христа.
Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Верующие люди обязательно стараются присутствовать в этот день на богослужении, причаститься. Сама служба на Троицу особенно торжественная – внутри храмы украшены зеленью, ветвями растений и цветами. После Литургии служится вечерняя с чтением коленопреклонных молитв, во время которых, обращаясь к Господу, мы просим у Него помощи и заступления.
Существует масса народных обычаев, связанных с праздником: - нельзя то, нельзя это… Но у большинства из них - сугубо языческие, народные корни. И часто такие обычаи противоречат самой сути христианской веры. Поэтому, изучая русские традиции праздника Троицы, надо четко разделять, что в них созвучно православию, а что - нет.
В Церкви нет никаких бытовых правил, что нельзя, а что можно делать в дни тех или иных праздников. Главное, что можно и нужно - это быть в храме и молиться.
Если у вас есть еще какие-то сомнения о том, как следует провести день праздника Троицы (Пятидесятницы) , вы можете ознакомиться ниже с подборкой наиболее часто встречающихся вопросов и ответов о том, что можно и нельзя делать на Троицу.
Что нельзя делать на Троицу?
На Троицу нельзя следовать распространенным приметам и суевериям, многие из которых как раз и дают советы о том, что якобы «нельзя» делать на Троицу (купаться, ходить в лес и в поле, работать и т.п.). А нужно прожить этот день по-христиански – сходить в храм, помолиться, причаститься, постараться быть добрыми и внимательными к своим близким, провести свободное время вместе с ними.
Для христианина не существует запретов на те или иные виды деятельности в обычный или праздничный день, если они не вредят его душе. Ни купание, ни прогулка, ни работа не помешают верующему человеку, если он помнит о Боге.
На Троицу каждый верующий старается оказаться в храме, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы о прощении грехов, милости Божьей и даровании благодати Святого Духа. Но сохранить и преумножить эту благодать в своей жизни христианин может только сам, следуя Евангелию, а не суеверным правилам.
Можно ли работать на Троицу?
Работать на Троицу можно, если так складываются обстоятельства.
Праздник Троицы (Пятидесятницы) всегда приходится на воскресенье, и у большинства верующих это выходной день, который посвящен походу в храм и молитве. Но в современном мире есть немало работ, которые должны выполняться ежедневно, без перерывов и выходных, и задействованы на них также верующие люди. Если работающему в этот день христианину не удается поменяться и пойти в храм на Троицу, это не должно стать поводом для уныния.
Выкроить время для молитвы можно и на рабочем месте, а пойти в храм придется в другой день. Следующий за Троицей понедельник, Духов день, считается продолжением праздника Пятидесятницы. А отдание Троицы происходит почти через неделю, в следующую субботу.
Можно ли работать на второй день Троицы?
Праздник Святой Троицы разделен на два дня. Первый день посвящён прославлению Троицы и воспоминанию о Сошествии Святого Духа на апостолов, поэтому его называют Троицыным днём. Второй же день воспевает Всесвятого Животворящего Духа и в честь этого назван Духовым днём.
Православные верующие, осознавая всю святость праздника, обязательно стараются в эти дни присутствовать в храме на богослужении, отложить все суетные дела и посвятить время молитве. Поскольку первый день Троицы всегда выпадает на воскресенье, для христианина обычно не возникает проблем с посещением службы в этот день. Второй день Троицы - Духов день - выпадает на начало рабочей недели. Понятно, что в понедельник современному человеку трудно отложить свои дела, работу. Но по возможности лучше приступить к её выполнению после посещения утреннего богослужения, чтобы воздать дань празднику.
Можно ли на Троицу работать в огороде?
Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресный день, поэтому верующие люди обязательно стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн, воздержаться от выполнения какой-либо работы и посвятить время молитве.
Работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу своё неуважение. Недаром люди всегда старались отложить все внешние, суетные дела в дни великих праздников - это неугодно Господу. Работа, как правило, получалась напрасной и не приносила положительного результата. Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другое время. К их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы. Но по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе работу в огороде.
Можно ли поминать самоубиенных на Троицу?
Празднику Святой Троицы предшествует Троицкая родительская суббота - день всеобщего поминовения усопших. В Троицкую субботу в храмах служится заупокойное богослужение, во время которого Церковь поминает всех преждепочивших православных христиан.
Что касается поминовения на панихиде самоубийц, то Церковь этого делать не благословляет - ни на Троицу, ни в любой другой день. Лишение жизни другого человека является большим грехом, однако убийца всегда может искренне покаяться в своём грехе и Господь простит его. Человек же, совершивший самоубийство, не имеет возможности раскаяться в своём поступке. Душа самоубийцы предоставлена Божьей воле. Однако это не значит, что молиться за таких людей вовсе нельзя. Наоборот, их души особенно нуждаются в молитвах близких людей, которые можно совершать дома.
Почему нельзя вставать на колени до Троицы?
Отвечает иеромонах Константин (Симон):
Мы не встаём на колени в период от Пасхи до Пятидесятницы, потому что это время радости. Мы очень часто стоим на коленях в молитве во время Великого поста, так как это время покаяния. Но период после Пасхи - это радостное время, мы не должны грустить. Конечно, мы должны всегда просить Господа о прощении наших грехов. Но Пасха - это особое время, это время торжества Иисуса Христа над смертью. В эти дни мы живём специальным, особенным способом, мы живём пасхальной благодатью. И эта благодать не позволяет нам стоять на коленях.
А в день Святой Троицы на Великой вечерней мы впервые после Пасхи становимся на колени. На ней читаются коленопреклонные молитвы, во время которых мы снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться. Момент покаяния ясно отражен в текстах этих молитв.
Также стоит отметить, что Великая вечерняя относиться к понедельнику, ко второму дню Святой Троицы - Духову дню, так как по правилам Никейского собора православные христиане не должны стоять на коленях по воскресеньям.
Можно ли купаться на Троицу?
Купаться на Троицу можно.
Часто встречается утверждение, что на Троицу нельзя купаться в течение трех дней. Объясняется это неким поверьем, что именно в этот период «гуляют русалки», которые могут «заманить купальщика на дно». При этом некоторые «доброжелатели» распространяют запрет на купания на Троицу не только на моря, реки и озера, но и на бассейны и домашний душ. Понятно, что не только с точки зрения Церкви, но и с точки зрения любого здравомыслящего человека, нет и не может быть никаких оснований не разрешать купаться на Троицу.
Другое дело, что не стоит заменять поход в церковь и молитву пляжным отдыхом, а вот отправиться на природу к водоему после службы – можно. Тем более что Троица всегда выпадает на конец мая или июнь, всегда отмечается в воскресенье, и погода в этот день бывает жаркая.
Можно ли ходить на кладбище на Троицу?
Не стоит посещать кладбище на Троицу. В этот важный для христиан день нужно побывать в храме, помолиться и по возможности причаститься.
На Троицу верующие вспоминают, как после своего Вознесения на небеса Господь прислал всем верующим в Него Святого Духа – Утешителя. Этот праздник считается днем рождения Церкви, так как именно после этого события ученики Христа начали проповедь Евангелия по всему миру. Событие это столь значительно и столь радостно, что именно в день Троицы не принято особо поминать усопших. Но Церковь не отворачивается и не забывает о них: для поминовения и посещения кладбища предназначен день накануне Троицы – Троицкая родительская суббота. Более того, в коленопреклоненным молитвах, звучащих на вечерне, которая на Троицу служится сразу после Литургии, есть отдельная молитва об усопших.
Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и иногда бывает невозможно отказаться от похода на кладбище даже в совершенно непредназначенный для этого день. Но даже вынужденно посещая кладбище на Троицу, хорошо бы постараться не забыть о смысле и значении этого дня в церковной истории.
Что можно делать в субботу перед Троицей?
Суббота перед Троицей называется также Троицкой родительской субботой, в этот день в храмах совершается особое поминовение всех усопших. Верующие приходят на утреннюю службу, после которой совершается панихида. Кроме того, в субботу перед Троицей, как и в канун других великих праздников не венчают новобрачных. Также в субботу перед Троицей рекомендуется посетить вечернюю службу и исповедаться на ней, чтобы утром в воскресенье прийти в храм на Литургию и причаститься. Каких-то иных особых ограничений Церковь на этот день не вводит.
Можно ли работать по средам до Троицы?
В среду перед праздником Троицы можно работать. Этот день в церковном календаре указан как день нестрогого поста - верующие воздерживаются от мяса, но других особых ограничений нет.
Можно ли жениться перед Троицей?
Церковь не венчает непосредственно в канун великих праздников, а также в постные дни недели: среду и пятницу. Что касается остальных дней в неделю перед Троицей, то в эти дни, как правило, можно жениться. Разумеется, в каком-то отдельном храме могут быть особые обстоятельства, связанные с графиком его работы и богослужений. Поэтому стоит заранее договариваться о времени и месте венчания.
Неделя после Троицы: что нельзя делать?
Первый день недели после Троицы называется Духовым днем. Он также является большим церковным праздником, в который благочестивые христиане стараются опять прийти в храм. Но никаких дополнительных ограничений на неделе после Троицы в церковной традиции нет (за исключением поста в среду и пятницу). С древних времен сохранились языческие верования о том, что в неделю после христианского праздника Троицы стоит, якобы, держаться подальше от воды, а то и вовсе не покидать пределы сел и деревень: наиболее суеверные крестьяне опасались нападения русалок, считая, что неделя после Троицы – особое время для нечисти. Однако к христианству подобная мифология никогда не имела никакого отношения, и со временем вера в русалок осталась лишь частью сельского фольклора.
Можно ли загадывать желания на Троицу и какие?
С таким вопросом зачастую обращаются светские люди к своим воцерковленным знакомым, а порой и просто к случайным сайтам в интернете. Но если сайты могут отвечать по-разному, то верующие, как и вся Церковь, скажут вам в одно: приметы, связанные с загадыванием желаний, никак не связаны с православным вероучением и являются чистой воды суеверием. Христиане верят, что к Богу всегда можно обратиться с просьбой, но «обмануть» его, загадав желание в какой-то особый момент времени – не получится. Касается это и загадывания желаний на Троицу.
Сколько дней нельзя работать в Троицу?
Еще один популярный вопрос людей, которые еще только погружаются в церковную традицию. Ответ кого-то разочарует, а кого-то обрадует: ограничений на работу в преддверии Троицы нет. Так что трудоголики могут спокойно наслаждаться работой, а вот лентяям нового повода расслабится, увы, не представится.
Можно ли крестить на Троицу?
Крестить на Троицу можно, но нужно учитывать, что в большие праздники в храмах много верующих, длиннее службы, священники сильно загружены, а поэтому вам, скорее всего, предложат перенести крещение на другой день.
В день Троицы христиане вспоминает схождение Святого Духа на апостолов. Это чудесное явление, произошедшее почти две тысячи лет назад, привлекло очень много народа, многие уверовали и крестились, а потому Троицу еще называют днем рождения Церкви. Конечно, символично принять крещение или крестить ребенка именно в этот праздник. Но на самом деле, нет каких-то более или менее подходящих для крещения дней, а благодать Святого Духа, которую человек получает через Таинство миропомазания, присоединяясь к Церкви, одинакова как на Троицу, так и в любой другой день года.
Можно ли жениться/выходить замуж/венчаться на Троицу?
Венчаться на Троицу нельзя, так как Таинство брака не совершается Церковью в дни двунадесятых (т.е. двенадцати основных после Пасхи) праздников.
На Троицу христианине вспоминают одно из важнейших событий церковной истории – сошествие Святого Духа Утешителя, приход на землю Которого обещал Христос, возносясь на небо. В этот день сразу после Литургии служится вечерня, на которой верующие коленопреклоненно обращаются к Троице во всей ее полноте: Богу Отцу, Святому Духу и Сыну Божьему. Смысл этого праздника столь велик, что вряд ли возможно, ничего не упустив, принять в свое сердце в этот день еще и переживание большого личного события – Таинства брака.
Что же касается регистрации брака, то и в этом смысле пожениться на Троицу, скорее всего, не получится. Троица всегда празднуется в воскресенье, а ЗАГСы обычно в воскресенье не работают.
Можно ли играть свадьбу перед Троицей?
Играть свадьбу перед Троицей можно в период от Антипасхи (следующего после Пасхи воскресенья, называемого также Фоминым) до пятницы накануне Троицы, когда в последний раз перед Петровым постом в храмах совершаются венчания. Заключить церковный брак можно в предназначенные для этого дни (понедельник, среда, пятница, воскресенье, не выпадающие на канун или сами двунадесятые и храмовые престольные праздники). Прежде чем идти в церковь, нужно зарегистрировать заключение брака в государственных органах. А отыграть свадьбу, то есть отпраздновать рождение новой семьи, молодожены могут в любой удобный день, но для застолья и веселья стоит выбрать день, когда нет поста.
Играть свадьбу прямо перед Троицей – не вполне уместно и не очень удобно. Суббота накануне - день поминовения усопших и подготовки к самому празднику, в которой большинство верующих стараются причаститься, а значит, дни перед Троицей стараются посвятить посту и молитве.
Можно ли расписываться на Троицу?
Расписаться на Троицу вряд ли получится, так как этот важнейший церковный праздник всегда отмечается в воскресенье, а в ЗАГСах воскресенье обычно выходной день.
Церковью определены дни, когда не совершается венчания, но никак не регламентируется выбор дня недели для регистрации брака. Но если вопрос возникает потому, что будущим супругам кажется, что именно заключенный, например, в праздник Троицы брак будет крепким и счастливым, то здесь мнение Церкви однозначно. Ни дата свадьбы, ни попытка соблюсти какие-то свадебные приметы не сделает вашу семейную жизнь счастливой. В семье будут мир и любовь, если супруги сами ежедневно будут стараться сохранить и преумножить их, прося в этом помощи у Господа.
Троица: традиции и обряды праздника
Славяне называли Троицу, или Пятидесятницу, Троицыным днем. А еще - Троица-Богородица, Венки, Веношник, День березки.
Березки в храме
На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Троицкая родительская суббота и Троицын день
Нередко «Троицей» именовали весь временной промежуток времени от Семика до Духова дня, то есть Дня Святого Духа, который Церковь отмечает в понедельник после Троицы.
Троицкие гулянья знаменовали переход от весны к лету. К Троице, как правило, заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы.
К празднику хозяйки традиционно мыли и убирали дом и двор, отцы семейств и сыновья косили траву в полях. Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости. Парни и девушки гуляли в лесах и на лугах, причем девушки специально шили к празднику наряды. Головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.
В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в Троицкую родительскую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье - белые из бабушкиных сундуков, в понедельник, Духов день, - сшитые из фабричной ткани.

О происхождении праздника читаем в книге «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ»:
«До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещенного от Отца, о чем вы слышали от Меня: Ибо Иоанн крестил водою, а через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.»

И далее:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнив весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
Празднование дня Пресвятой Троицы заметно отличается от празднования других двунадесятых праздников. Еще накануне праздника церковь украшается березовыми веточками, вечернюю службу накануне праздника священник проводит уже в зеленом облачении праздника святой Троицы. Да и сам ход утреннего богослужения изменяется значительно. За Божественной литургией следует вечерня, в ходе которой совершаются особые коленопреклоненные молитвы, которое читаются только в этот праздник

В день праздника Пресвятой Троицы задолго до начала утреннего богослужения храм заполняют прихожане. Как и накануне на всенощном бдении, у многих в руках букеты цветов в обрамлении березовых веточек или просто веточки березы. Этот обычай существует от времен древних. В этот день мы приносим Господу начатки обновлющейся и расцветающей природы, как дар благодарения животворящему Духу Божию за весну благодатную. Эти цветы и ветки в самую благодатную весеннюю пору напоминают нам о Рае Божием, насажденном Самим Богом для наших праотцев.

В больших городских храмах на праздники стекается много людей и часто трудно найти место и сосредоточиться на ходе службы. В деревенских и поселковых храмах в праздники тоже многолюдно, однако каждый прихожанин встает на свое, давно облюбованное место, поэтому во время службы в сельском храме чувствуется благочинная молитвенная сосредоточенность.

Как и на всенощном бдении накануне вечером, среди прихожан много детей. Для многих детей сегодня особенный день, ведь они собираются причащаться. И о свечах к празднику надо не забыть. Не важно, что до подсвечника пока трудно дотянуться, главное, что есть потребность участвовать в богослужении наравне со взрослыми.

Утреннее праздничное богослужение начинается с литургии. Свщенник совершает ее в зеленом праздничном облачении. После проскомидии отверзаются царские врата и начинается каждение сначала престола, затем алтаря и затем всего храма. Первый возглас священника на литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» подчеркивает, что Бог существует в Трех Лицах..

На литургии отец Андрей выступил с проповедью. В своей проповеди он напомнил о чуде сошествия даров Святого Духа на Апостолов, обещанном Спасителем. Явленное людям чудо позволило осмыслить триединую сущность Бога — благословенное Царство Святой Троицы

Прихожане с большим интересом слушали запоминающуюся проповедь отца Андрея. Каждый услышал что-то новое для себя. Большое внимание в проповеди было уделено духовному смыслу праздника. Как-бы предваряя последующую службу, отец Андрей сказал, что в день такого праздника, когда людям явлены были чудесные дары Святого Духа, церковь особенно усердно молится о ниспослании даров Святого Духа всем православным христианам.

После проповеди литургия продолжается. Великий вход со Святыми Дарами символизирует Жертву Богу, принесенную Спасителем за грехи человечества. Дары переносятся на престол для совершения таинства Евхаристии.

С времен первых христиан в чин литургии входит Символ веры, который поют все молящиеся. В Символе веры очень сжато сформулированы основные истины веры, которыми руководствуются все православные христиане в их духовной жизни. Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют о своей верности учению Церкви.
Также все молящиеся поют на литургии Молитву Господню «Отче наш».

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя священник выносит Святую Чашу из алтаря. Причастники вслед за священником повторяют слова молитвы: Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос Сын Бога Живого… и просят принять их в число причастников.

Первые причастники Святых Христовых Таин уже выстроились возле амвона. По сложившейся традиции — это дети.

Дети постарше подходят к Святой Чаше самостоятельно.

Малыши причащаются на руках у родителей. Часто в православных семьях бывает несколько детей и тогда к причастию подходят дети разных возрастов

Удивительно, что большинство малышей совершенно спокойно воспринимает причащение, почти не бывает испуга и плача малышей. Это значит, что дети часто бывают в церкви на богослужениях.

После окончания литургии сразу начинается вечерня. В день святой Троицы на вечерне читаются три коленопреклоненных молитвы. Книга Писания полагается на скамеечку, украшенную зелеными веточками. Священник читает молитвы стоя на коленях и держа в руке букет цветов.

Прихожане также молятся на коленях. Хотя прихожан в храме много, всем находится место для коленопреклоненной молитвы.

Во время коленопреклоненных молитв хор поет ликующее песнопение: Кто Бог Великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Творяй, творяй, творяй чудеса.

На отпусте прихожане прикладываютс ко кресту. Видно, что настроение у юных прихожан праздничное.

Взрослые прихожане подходят ко кресту с букетами цветов, которые священник окропляет освященной водой.

Настоящие хранители церковной традиции — пожилые прихожане. Стоит посмотреть и поучиться тому, как степенно и чинно они совершают крестное замение, как благоговейно причащаются и пркладываются ко кресту. Это хорошая школа для молодежи, делающей первые шаги на пути воцерковления.

На отпусте отец Андрей всегда поздравляет причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин.

Удивительно, эта малышка за все время службы ни разу не расплакалась. Видимо, настроение праздника передается даже таким малышам.

После окончания службы в храме проводится еще водосвятный молебен. Прихожане размещаются полукругом за столиком, на котором проводится освящение воды.К прихожанам присоединяется также хор, который обычно располагается на клиросе и не виден во время других служб.

С пением «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние Твое» начинается освящение воды.

Прихожане, регулярно посещающие храм на протяжении последних лет, отмечают, что звучание хора улучшается год от года. Разучиваются новые распевы, заметно улучшается слаженность исполнения, позволяющая включать в богослужебные песнопения все более сложные произведения.

По окончании водосвятия священник окропляет прихожан только что освященной водой.

В конце молебна зачитываются записки, поданные прихожанами. Священник раздельно читает записки о здравии и об упокоении родных и близких прихожан.Такое поминовение на молебне дополняет праздничное настроение прихожан.

Праздник дня Пресвятой Троицы издавна считается в России именинами земли. Вот как об этом пишет православный писатель И. С. Шмелев: Завтра вся земля именинница. Потому — Господь ее посетит. У тебя Иван-Богослов ангел, а мой — Михаил Архангел. У каждого свой. А у земли-матушки сам Господь Бог, во Святой Троице… Трицын день.

В сем бренном преходящем мире, как мы знаем, нет ничего вечного, однако, есть вещи, которые более-менее постоянны, они – словно символы неизменности для нас, их мы условно в быту и называем – «вечные». Вроде морского прибоя: вечно накатывает он волны свои на брег и откатывает их, всегда с равной силою, однородно, монотонно и неотступно, и век назад, и вчера, и сегодня…

Священник Сергий Круглов

Вот как этот прибой, так же вечны и некоторые вопросы, которые задают прихожане священнику в связи с приближением тех или иных значимых церковных событий и дат, вне зависимости от того, что так же вечно отвечает одно и то же на них священник, и даже нередко – одним и тем же вопрошателям.

Один из этих «вечных» вопросов звучит так:

– А правда, батюшка, говорят, что на Троицу, один раз в году, можно в Церкви отпевать некрещеных и самоубийц?..

Спектр чувств, с которым этот вопрос задается – самый широкий: от фарисейски-высокомерного «Гляньте, батюшка. что городят эти невежды-захожане!..» до искренней боли, с которой сплетена сумасшедшая надежда: «А вдруг, вдруг на этот раз – можно?!..».

Если батюшке недосуг или если уж совсем достали его одними и теми же вопросами, он кратко и строго рыкнет: «Нет!».

Если же у батюшки есть время и расположение (чаще-то всего откуда у него это самое время, да и расположения особого не наблюдается учительствовать, ну, если, конечно, батюшка сам – не закоренелый неофит), то попросту посмотрит он в глаза несчастного вопрошателя, сжалится над ним, понимая непраздность вопроса, воздохнет, подберет полы своей рясы, войдет в алтарь или на клирос, вынесет оттуда Цветную Триодь и, усадив рядом с собой вопрошателя на лавочку и раскрыв книгу, станет объяснять:

– Мнение это – неправильное. Вообще, нет такой вещи, которую Церковь раз в году разрешала бы, а во все остальные дни вдруг строго запрещала бы…

Священник читает – а что слышат молящиеся

А неправильное это мнение родилось оттого, что в праздник Троицы (в сам праздник, заметьте, а не в день Троицкой родительской субботы, когда особо поминаются усопшие), на вечерне, которая сразу после литургии, читаются длинные молитвы.

Читает их священник, стоя на коленях в Царских вратах, и слушают все молящиеся, тоже стоя на коленях. И в третьей молитве есть такие слова, где упоминаются «во аде держимые», вот оттуда и пошло то народное поверие, о котором вы спросили:

«…Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник,

очищения убо молитвенная

о иже во аде держимых сподобивый приимати,

великия же подаваяй нам надежды

ослабления содержимым от содержащих я скверн,

и утешению Тобою низпослатися:

услыши нас смиренных и Твоих раб молящихся Ти,

и упокой душы рабов Твоих прежде усопших,

на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения:

отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание,

и учини духи их в селениях праведных,

и мира и ослабления сподоби их:

яко не мертвии восхвалят Тя, Господи,

нижесущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе:

но мы живии благословим Тя и молим,

и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Батюшка-то читает, да не всяк слушающий правильно расслышит… Тут ведь как говорится? «Очищения молитвенныя сподобивый приимати» и «услыши нас смиренных» – не то что только в один особый сей день, но: «и в сей всесовершенный и спасительный праздник», то есть и в него тоже, как и во все остальные дни.

Так же и мы – «очистительныя молитвы и жертвы приносим» об усопших не только сейчас, но и всегда… Так что праздник Троицы – не какой-то особый день, когда мы молимся об усопших, о них мы молимся и в любой другой день, но и в этот великий день – тоже можем молиться, вот что тут имеется в виду, о принятии этих молитв просим Бога и сегодня.

Молимся о «во аде держимых»… Слышали, наверное, как иногда передают прихожане друг другу: «Такой-то старец или такая-то монахиня не благословляют молиться о других, только о себе! О грешниках, говорят, молиться – дерзость пред Богом!», и подобное тому? Слышали?..

Вымаливать “сильной” молитвой

Представьте, два человека: один тонет – другой на берегу сидит, кому бросимся помогать? Конечно, тонущему. Так и наша молитва – кому больше нужна? Конечно, грешнику. Потому молиться о грешниках, во аде ли они держимы или где, нам надо.

Тем более что спасает их не наша молитва сама по себе.

Забудьте вообще выражения типа «сильная молитва», или вот еще: «вымаливать» – вроде как Бог-то неумолим, но мы настойчиво вымолим, вымозолим у Него просимое…

Спасает всех страдающих Сам Господь, по любви и милости, а как именно – тайна. А наша молитва – это наш труд любви, пусть небольшой, посильный, но труд. Его и надо совершать, как можем, ради ближних, а прочее – Богу предоставим. О ком сердце и совесть велят молиться – о тех и молитесь.

Тут батюшка переведет дух и, видя волнение в лице собеседника, скажет:

– А теперь – о главном… Вы ведь спрашиваете потому, что именно кто-то из дорогих вам усопших – некрещен или самоубийца? Верно? И вы знаете, что в записках на проскомидию их имен не пишут, и отпевания, очного или заочного, совершить над ними нельзя?

– Ну так и не пишите в записках. Но молитесь – сами. Вы ведь сами – часть Церкви. Молитесь Христу вы – значит, в вашем лице и Церковь молится. Несите этот труд сами, дома или стоя в храме.

И твердо веруйте, что слышит вас Христос и знает вашу боль и нужду. И всё сделает, чтоб спасти того, о ком вы молитесь, и вас тоже … А уж как именно сделает, в какой форме, тем паче – выдаст ли вам при этом удостоверяющую успокаивающую справку с печатью, что, мол, дело сделано…

Мы ведь не гарантиями живы – верой Ему, верой в Него. Вера вышеестественна, невообразима для нашего падшего естества, но вера одна и животворит только. Этот страх, сквозящий в вашем вопросе, что не услышит, не помилует, упечет вашего несчастного умершего еще глубже во ад – от маловерия, от собственной неблизости ко Христу, и от от слабости собственной любви… Но слаба или нет – а есть она. Держитесь за Христа – и действуйте. Не с дерзостью, но с дерзновением, тем самым, которого мы каждый раз просим у Бога на литургии перед тем, как петь «Отче наш»: «со дерзновением, неосужденно».

Знает батюшка, знает

Конечно, всегда есть риск, что после такого ответа лицо вопрошателя вдруг изменится, слезы в глазах моментально высохнут, а возникнет в них подозрительность, и он въедливо скажет: «А не ересь ли протестантскую вы тут несете, батюшка? Как это так – «сам молись»? А вы, попы, тогда на что?.. Это же ваша обязанность! Это вы прямо подрыв всех основ проповедуете, этак знаете до чего можно договориться?!.».

Знает батюшка, знает. Всякого он наслушался за годы своего служения…

Но знает и другое: жив Бог, и жива душа наша.

Знает: есть в человеческом сердце, несмотря ни на что, и любовь, и вера, и то самое дерзновение, какого размера они бы ни были. Способен на них всякий человек, удивительнейшее создание, дитя Божье. Способен и понять: правила и каноны церковные – нужны, конечно. Они поддерживают человека на христианском церковном пути.

Но – не ломают и не порабощают его, не лишают его свободы и сопряженной с нею личной ответственности и инициативы. С чем бы сравнить… Ну вот, например, с палочками, которые в огороде или в саду привязывают к нежным росткам, чтоб не согнула их тяжелая роса, не поломал ветер. Но рано или поздно, когда палочки грозят помешать росту, их убирают, иначе не дождешься от растения главного – плодов…

Знает батюшка: сердце человека по природе своей – православно. Не в смысле, конечно, конфессиональных земных различий: православно оно потому, что не все меряет рационализмом, теми самыми палочками, формулами и установлениями, что способно оно и без слов право славить Бога.

Православное сердце в Троицкую родительскую субботу само молится о своих дорогих усопших, земная жизнь которых почему-либо не вписалась в церковные каноны. И среди слез и печали православное сердце способно хранить несказанную радость, способно слышать ответ Божий на свою молитву и благодарно отвечать: «Пресвятая Троица, Боже наш, слава тебе!»

7 сильных молитв ко Пресвятой Троице

4.4 (88.67%) 30 голос.

Молитва на праздник Святой Троицы

«Во имя Отца-Бога, Сына и Духа Святаго молим о всепрощении и помиловании в день светлый и праздничный. Трижды Единый Отец наш небесный, возносим слова радости в этот праздничный день, находимся в доме Твоем и кланяемся образам в надежде на наставление и избавление от болезней и грехов, наши души отягощающих. Провозглашаем веру истинную да передаем из уст в уста слова благодарности за жизни наши в добре и милости Твоей. Молимся за каждого на земле живущего, под Твоим взором обитающего. Благослови, Господи, на жизнь праведную в милости и благости. Дай нам, Боже, прожить ее в почитании Тебя да в воспитании детей по заветам Твоим неоспоримым и единственно праведным.
Аминь.»

Молитва святой Троице об исполнении желания

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице о здравии и исцелении

«О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице от курения

«О премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святьш Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твой и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему. Аминь.»

Молитва Пресвятой святой Троице о помощи

«Пресвятая в веках Троица Небесная, помилуй нас, грешных. Господи, очисти души наши от грехов и сквернословия, прости нам беззакония, нами творимые, да направи светом Божьим на путь праведный и безгрешный. Молим о прощении и помиловании Тебя, Трижды Единый Правитель и Властитель душ наших. Аминь.»

Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха

«Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.»