Поминание некрещеных усопших церковь. О молитве за некрещеных

В “Отечнике” еп. Игнатия читаем: “Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение. Далее череп, рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: “Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога, и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас” (“Отечник,” изд. 4-е, стр. 311-312).

Из сего рассказа блаженного Отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих была не церковно-общественная, а частная. Это - молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего... Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам, православным христианам, поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною - домашнею молитвою; но только поводом, а отнюдь не примером; ибо преподобный сообщил нам, что он молился за язычников не самочинною молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, который не только его наставлял, но и заставлял молиться обо всем мире: о всех людях, живых и умерших, как это обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих; как и св. Апостол Павел писал к Коринфянам: сердце наше расширено; вам не тесно в нас (2 Кор. 6:11).

Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан - живых и умерших - можно частною домашнею молитвою, со смирением и покаянием.

Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося в 1841 г.). У одного его ученика Павла Тамбовцева, отец покончил самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: “несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?” Ответ старца: “Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней.”
Молись же так:

Взыщи, Господи, Погибшую Душу отца моего: если Возможно Есть Помилуй! Неизследимы Судьбы Твои. Не Постави мне во Грех сей Молитвы моей, но да будет Святая Воля Твоя!

Молись просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего, Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерден, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию - ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно.” - Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться ему?”

Вот эта приведенная здесь частная, келейная, или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, и может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: “помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшаго в жизнь вечную в отступлении от святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!” (“Душеполезное чтение,” 1901, ч. 3, стр. 328- 333).

Строка поиска: поминать

Найдено записей : 16

Добрый день. У меня 2 вопроса (похожих). 1) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве самоубийц? 2) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве тех, кто, возможно, не был крещен (никто не знает, был ли он крещен, но он, говорят, всегда любил рисовать кресты и любил Бога, я его не знал, он умер более 20 лет назад, молодым. Его жена взяла на себя смелость отпеть его)?

Станислав

Здравствуйте, Станислав. Дома можно поминать кого угодно и как угодно, но не надо забывать предупреждение Апостола – все позволительно, но не все на пользу. Молитесь за тех, кого Вы лично знаете или знали. Преимущественно же за тех, кто сам Вас об этом попросил, или Вы предложили, а он согласился. Уважайте свободу личности.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Как молиться за умерших некрещеных родственников? Бабушек и дедушек я знаю по имени и отчеству, отсюда знаю имена прадедушек, дальше никого не знаю. Они были крестьяне, марийцы, язычники. Могу я просто по имени поминать их утром или вечером? Близкая подруга хочет заниматься йогой и не только физическими упражнениями, но и духовными, говорит, что это ей помогает и укрепляет здоровье. Она крещеная, но невоцерковленная, как к этому относиться?

Ника

За некрещеных людей, увы, мы можем молиться только дома, на домашней молитве. Можно читать молитву преподобного Льва Оптинского: .Что же касается занятий йогой с духовными практиками, то это - откровенный сатанизм, относиться к этому надо крайне негативно, возможно, даже, с людьми, практикующими это, вообще лучше не общаться - общение, скорее всего, будет бессмысленным.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Могу ли я заказывать в храмах и монастырях требы за усопших некрещеных родственников, в частности канон св. мученику Уару? Некоторые монастыри и храмы (на православных ярмарках) принимают такие требы и говорят, что по благословению. Заранее благодарен за ответ!

Илья

Илья, вокруг молитв мученику Уару в последнее время разгорелся нездоровый ажиотаж, им приписывают чуть ли не мистическую, таинственную силу, но официальная церковная позиция заключается в том, что некрещеных людей в храме на общественной молитве поминать нельзя. Однако их можно поминать на молитве частной – и дома, и в храме. О том, что в последнее время сложилась антицерковная практика поминовения некрещеных людей за богослужением, говорил Святейший Патриарх Алексий II: «Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» (Доклад на епархиальном собрании Москвы 2003 г.)

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Спасибо, что помогаете понять многое. У меня несколько вопросов. 1. Моя крестная умерла. Я не знаю, отпевали ее или нет, так как она жила в другом городе. Как правильно ее поминать? Спросить не у кого, так как нет контактов родных. Можно ли писать ее имя в требах? 2. Как правильно поминать людей, если они не крещенные и не отпетые, или ты знал этого человека в жизни, но не знаешь таких подробностей. 3. Давно умершие родные, дедушка, прадедушка, мать свекрови, ее отец - также не знаю, отпевали ли их. Свекровь уже похоронила сама (вроде, все соблюла по православным правилам). Мужа тоже похоронила, но на момент жизни он не знал, совершено ли было необходимое таинство. Храни Вас Бог.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Отпевание не является таинством. Оно не есть мистическое средство препровождения души умершего на «тот свет». В требнике этот обряд именуется: «Последование погребения мирских человек». Из названия видно, что речь идет о ряде молитвословий, расположенных в особом порядке, для сопровождения обряда погребения. В любое другое время о душе усопшего совершаются другие службы: панихида, заупокойная лития, парастас, ектении на Литургии и во время Проскомидии. За некрещеных и инославных не принято подавать поименные церковные поминовения. Церковная молитва совершается за весь род человеческий, но поименные прошения возносятся только за членов Церкви. Поэтому, за тех, в чьей принадлежности к Православной Церкви Вы не сомневаетесь, можно подавать любые поминовения, не задумываясь о том, были ли они «правильно отпеты». За всех прочих молитесь сами, поминая их по именам на своих утренних молитвах.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день, батюшка! У меня ребенок умер при родах (было обвитие пуповиной) вследствии асфиксии. Прошло много лет, и совсем недавно я услышала, что матери, похоронившей своего ребенка, есть яблоки до спаса нельзя. Правда ли это? И еще вопрос: нужно ли за моего ребенка заказывать службу? Как вообще нужно поминать ребенка? Спасибо.

Марина

Нет, Марина, про яблоки – полный вздор, абсолютно не принимайте во внимание! Как жаль, что у нас в народе так стойко держатся всякие глупые фантазии и нелепые идеи. Все это происходит только от крайней необразованности. Так как ребенок Ваш еще не был крещен, то поминать его душу можно на домашней молитве. Но не унывайте сильно, Господь, конечно же, принял его душу в райских обителях, ему сейчас очень хорошо, ведь он же был безгрешный!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, можно ли в домашней молитве о живых и усопших наряду с православными родственниками поминать некрещеных, или нужно как-то отдельно их упомянуть? Спаси, Господи!

Светлана

Можно, Светлана. На домашней молитве поминать некрещеных можно, и, я думаю, не обязательно их имена выделять в какой-то особенный список в конце помянника. Можно сделать так просто ради удобства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. У меня умерла племянница, ей 40 лет, но она некрещеная. Перед смертью пригласили батюшку, он читал молитвы, сказал, подождем еще полчаса, сказал матери, чтобы она читала Богородицу, пока мать читала, племянница перестала дышать. Значит, она так и осталась не крещенная, как ее теперь поминать?

Валентина

Валентина, Вашу племянницу можно поминать на домашней молитве, раздавать в память ее души милостыню и совершать другие добрые дела.

игумен Никон (Головко)

Погиб брат жены (трагически), перед этим он принял решение принять святое крещение, но не успел. Говорят, что можно некрещеных отпевать и впоследствии поминать в храме за упокой. Как это сделать?

евгений

Дорогой Евгений, Вас неправильно информировали. Есть специальный чин молитвенного утешения родственников самоубийц (http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html) . Но о самих самоубийцах, как и о людях, умерших некрещеными, Церковь не возносит соборных молитв. Вы можете сами молиться дома об упокоении некрещеного родственника молитвой преподобного Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. В 2005 году трагически погибла двоюродная сестра 1946 г.р. Была ли она крещена, неизвестно. Я посылала запрос в Пинск, где она родилась. Пришел ответ, что такими сведениями не располагают. Последнее время она мне снилась и говорила, что она не там, где все. Я это расценила так, что она не отпета. Я молюсь о ее душе в частной молитве. Можно ли в нашем храме заказать отпевание р. б. Лидии, чтобы поминать ее в храме?

Валентина

Валентина, а вот этот вопрос и надо как раз задать в Вашем храме. Мы не можем так вот заочно и дистанционно решать, что в Вашем храме можно, а что нельзя, там есть настоятель, и это его обязанности. Поговорите со священником из Вашего храма по данному вопросу и последуйте, пожалуйста, его совету.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку об упокоении некрещеному младенцу? Он умер в 9 месяцев, его не успели покрестить. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, нет, записку писать, к сожалению, нельзя, а вот поминать на келейной (личной, домашней) молитве можно. Только не расстраивайтесь чрезмерно, не убивайтесь и не ропщите: Господь милостив, и то, что делает, делает, только желая каждой душе добра. Вот и душа этого младенца находится в таких местах, где не испытывает никакой скорби, так как он безгрешен. И то, что в наших понятиях кажется нам страшным, как, например, смерть, в очах Божиих - просто переход от одного состояния жизни к другому. Жизнь человеческая вечна, и Господь выстраивает ее, именно исходя из этих позиций.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Батюшка, скажите, пожалуйста, могу ли я поминать в домашней молитве усопшего родственника, который не был крещен?

Ксения

Да, Ксения, можете. Вы можете в его память совершать также добрые дела: раздавать милостыню, например, деньгами, одеждой, продуктами. Вообще, таких добрых дел не перечесть, подумайте, что Вам посильно, и совершайте это, как деятельное дополнение молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Я часто дома читаю Псалтырь, после первой славы молюсь о здравии моих близких. Скажите, пожалуйста, можно ли упоминать тут и не крещеных людей? И как вообще молится за некрещеных чтоб Господь привел их к Православной вере? Спасибо за ваши труды.

Наталья

Наталья, за некрещеных, конечно, молиться и можно, и нужно, но только разумно: дело в том, что за молитву о них иногда начинает на нас нападать враг и мы к таким искушениям можем быть не готовы. Давайте держаться поэтому такого правила: если молиться за некрещеных, то за самых близких или родных людей. И Псалтирь для такой молитвы – самая подходящая книга.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли молиться о тех, кто еще не принял веру? И есть ли молитвы о вразумлении заблудших душ? Как помочь человеку сделать правильный духовный выбор?

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Церковь молится только за своих чад – то есть людей, принявших крещение. Но Вы можете поминать некрещеных в домашней молитве. Помолиться о заблудшем можно, например, Пресвятой Богородице перед ее иконой "Знамение" Корчемная. Ей молятся о наставлении в Православной вере, об избавлении от ереси и расколов, от пьянства, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуждших в Церковь: "О Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастех сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти, Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ "Знамение" взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердная Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь".
Помочь в духовных вопросах Вам может батюшка в храме, на исповеди или в частной беседе.

иерей Владимир Шлыков

Несмотря на неоднозначное отношение церкви к заблудшим душам, молитва о некрещеных умерших также действует. Многие священнослужители отмечают, что любой человек достоин защиты Господа.

Однако известно, что церковь отвергает некрещеные души, как таковые, запрещая заказывать литургии об усопшем человеке, отказавшемся войти в лоно православия. Вы можете воспользоваться лишь возможностью прочесть частную мольбу об умершем, будучи вне влияния церкви.

Возносить молебны за усопших некрещеных можно каждому, кто желает подарить им заслуженный покой в другом мире.

Молясь за усопшую душу, Вы оказываете поддержку не только для умерших, но также себе. Сила молитвы позволяет умалить степень скорби о достойном человеке, занимавшем значительное место в Вашей жизни.

Ученые тоже отмечают необходимость возносить молебны. Согласно одной из существующих теорий, молитва обладает особым воздействием на сознание каждого, кто прочтет ее, благодаря наличию особому сочетанию звуков. Нейролингвистическое программирование открывает удивительные свойства молитв за некрещеную душу, применяемых столетиями тысячами людей.

В интернете можно прочесть огромное количество реальных случаев, когда благодаря молебнам действительно улучшалась участь некрещеных людей, явившихся затем с благодарностью во снах к близкому человеку, вознёсшему ее. Случается так, что покойные являются во сне и просят близких помолиться о них, дабы обрести покой. Не стоит этого пугаться. Если такие сны снятся и Вам - не отказывайте почившему: это - самое малое, что Вы можете для него сделать.

Молитесь Богу нашему о заблудших

Но кому молиться за души усопших, не принявших крещения православного? Церковнослужители отмечают, что молиться за некрещеных возможно не только святым, но даже Господу Богу нашему. Возносимые молитвы обязательно дойдут до адресата, ведь каждый, праведно проживший земную жизнь, имеет право на прощение Божие и покровительство.

Молиться можно даже о людях, отступивших от веры, перешедших в иное вероисповедание, или изначально его представлявших. Кстати, в православной церкви до сих пор нет единого мнения на тему того, считать ли католиков крещёными христианами или же нет.

Существует множество преданий о святом мученике Уаре, покровителе заблудших. Согласно церковным источникам, однажды он явился верующей по имени Клеопатра, заявив, будто испросил прощение грехов всем ее умершим предкам. Отсюда и стали христиане испрашивать у Уара прощение грехов для некрещеных умерших.

При жизни Уар был славен многими благими делами. Обладая возможностями помогать несчастным христианам, преданным заточению за веру свою, он всячески старался облегчить их участь.

Небо поможет всем

Возносить молебны об некрещеных умерших можно и нужно, ведь душе умершего легче, когда её поминают у иконы. И пусть это будет икона у домашнего алтаря, для умершего это не имеет значения.

Существуют молитвы:

За некрещеных к Богу:

Молитва Льва Оптинского

«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя.»

За некрещеные души к святому мученику Уару:

Молитва святому мученику Уару

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.»

Сила веры - действует при любых обстоятельствах

Церковь запрещает заказывать литургии об некрещеном, однако, желающие могут воспользоваться силой частной молитвы, произносимой вне церкви. Но будьте осторожны: есть мнение, что некрещеные сделали свой выбор, и молитвами о их душах, обращёнными к великим мученикам, можно навредить себе.

Обращайтесь с молебном тогда, когда сами того захотите.

Слова должны полностью соответствовать Вашим желаниям, только тогда они сбудутся. Кроме того, необходимо строго соблюдать еще одно условие - Вера. Наличие искренней веры способно творить настоящие чудеса, даруя мир некрещеным усопшим и живым на Земле.

Видео: Молитва о некрещеных умерших

Молитва мученику Уару об ослаблении вечных мук умерших некрещеными. Примечание. На чтение данной молитвы нужно взять благословение священника.

ЗАПОМНИТЕ!!! Оставлять записки за упокой и поминать в храме некрещённых и самоубийц НЕЛЬЗЯ. Лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных. Святому Уару можно молиться ЗА некрещеных, но НЕ за самоубийц. Для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников можно рекомендовать Канон мученику Уару, но читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах запрещено. Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Желательно это делать во время многодневных постов, и при этом часто приступать к исповеди и Причастию. Из-за возможных искушений (в том числе и ухудшения здоровья) не рекомендую молиться за некрещеных родственников болящим, беременным и кормящим женщинам, имеющим малых младенцев до 4 - 5 лет. При возникновений серьезных искушений, лучше прекратить чтение молитвы, и положиться на благой промысл Бога. *** Тропарь, глас 4-й Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша Молитва О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь. Церковь издревле почитает святого мученика Уара. К его предстательству прибегают, испрашивая ходатайства о здравии младенцев и малолетних детей, а также, и особенно, испрашивая облегчения участи душ умерших родственников, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах. Брошюра будет полезна для всех, кто имеет любовь и дерзновение вознести Господу молитву об умерших некрещеных сродниках и близких людях.

Святой мученик Уар (†307) Святой мученик Уар особенно любим русским народом. К его предстательству прибегают, испрашивая облегчения участи душ родственников и ближних, умерших в неверии, не принявших Святого Крещения, не познавших Истинного Бога, уклонившихся от Божией правды. Кроме этого святому Уару молятся о здравии младенцев и малолетних детей, а также о младенцах, умерших во чреве матери или при родах. Святой мученик Уар жил в царствование нечестивого римского императора Максимиана в Александрии в IV веке и был военачальником Тианской когорты. Веруя в Истинного Бога, но страшась идолопоклонников, он скрывал свою веру. Не имея мужества открыто исповедать свою веру во время гонений, Уар по ночам обходил тюрьмы, ухаживал за мучениками и просил их молитв. Однажды он узнал, что среди заключенных находятся семь христианских учителей-пустынников. Их пытали, а потом связанных бросили в тюремную камеру, где несколько дней морили голодом. Подкупив сторожей, Уар вошел в тюрьму, освободил мучеников от оков, напоил и накормил. “Помолитесь обо мне, угодники Божии,- просил он,- и я бы хотел пострадать за Христа, но боюсь пыток”. “Вспомни, что сказано в Евангелии,- отвечали мученики.- “Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным”. Пойдем, брат, с нами ко Христу мученическим путем – потерпим вместе“. Наутро один из мучеников скончался от ран и святой Уар, вместо него представ перед наместником, сказал, что хочет пострадать с христианами. Его начали пытать: истязали, строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю. Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили на съедение псам. Одна благочестивая вдова по имени Клеопатра, муж которой был военачальником в Египте, со скорбью смотрела издалека на страдания святого Уара. Когда его тело было брошено вне города, блаженная Клеопатра ночью тайно принесла его в свой дом и погребла в спальне. Она постоянно возжигала свечи над гробом святого мученика и горячо молилась, почитая его великим заступником и ходатаем перед Богом. Когда гонение прекратилось, Клеопатра уехала в Палестину, в селение Эдра. Под видом останков своего мужа Клеопатра перенесла мощи святого мученика Уара и положила в древней гробнице своих предков. Каждый день ходила она к гробнице, ставила свечи, совершала каждение, а по ее примеру и другие христиане стали прибегать к молитвам святого Уара и получали при его гробе исцеления. Блаженная Клеопатра, видя, что множество людей собирается ко гробу Уара, решила построить в его честь храм. К тому времени сын ее Иоанн достиг семнадцатилетнего возраста. Клеопатра испросила для него у царя почетную должность в войске и решила, что он начнет службу по окончании строительства храма. Когда церковь была построена, блаженная Клеопатра призвала епископов, священников и иноков, и честные мощи святого Уара были переложены на драгоценный одр, а сверху мощей Клеопатра положила пояс и воинскую одежду, которую должен был вскоре надеть ее сын. Она усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником ее сыну и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а сыну полезно. После освящения храма мощи святого Уара положили под престолом, на котором совершили Божественную литургию. После службы блаженная Клеопатра устроила угощение для гостей и вместе с сыном прислуживала им. Внезапно Иоанн заболел горячкой и в полночь скончался, оставив мать в безутешном горе. С плачем Клеопатра устремилась в храм и, припав к гробнице, стала укорять святого мученика: «Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что столько потрудилась для тебя! Такую-то помощь ты оказал мне, когда я возлагала на тебя всю свою надежду! Кто погребет мое тело? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына. Отдай же мне его или же и меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой печали жизнь стала в тягость». От крайней усталости и великой скорби Клеопатра заснула прямо у гроба. В сновидении ей явился святой Уар, который держал на руках ее сына. Оба они были светлы, как солнце, а одежды их были белее снега; на них были золотые пояса и прекрасные венцы на головах. Увидев их, блаженная Клеопатра бросилась к ногам святых, но мученик Уар поднял ее и сказал: «О, женщина, что ты жалуешься на меня? Неужели ты думаешь, что я забыл те благодеяния, которые ты оказала мне? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, не сподобившихся Святого Крещения, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама молила испросить у Бога для него то, что будет Ему угодно и полезно тебе и сыну твоему? Сын твой теперь предстоит Престолу Божию и служит Царю Небесному, но, если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно». Но отрок, сидевший на руках святого Уара, обнял его и сказал: «Нет, заступник мой! Не слушай матери моей, не лишай меня общения со святыми». Обращаясь к блаженной Клеопатре, святой Иоанн сказал: «Что ты плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Небесному и предстою Христу вместе с Ангелами». Блаженная Клеопатра сказала: «Возьмите же и меня с собой, чтобы мне быть с вами». Но святой Уар ответил: «И здесь, оставаясь на земле, ты все-таки с нами; иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя». После этих слов оба они стали невидимы. Придя в себя, блаженная Клеопатра почувствовала несказанную радость и рассказала священникам о видении. Вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого Клеопатра раздала имение свое нуждающимся и, отрекшись от мира, стала жить при церкви святого Уара, проводя день и ночь в посте и молитвах. Каждое воскресенье во время молитвы являлся ей святой Уар с ее сыном. Проведя семь лет в таких подвигах и благоугодив Богу, блаженная Клеопатра преставилась в 327 году. День памяти святого мученика Уара – 19 октября (1 ноября по новому стилю). Святой мученик Уар – единственный христианский святой, являющийся небесным ходатаем за некрещеных умерших и младенцах, умерших во чреве матери или при родах. В дореволюционной России не было ни одного храма в честь святого Уара, и это неслучайно: весь народ, за исключением иноверцев, был крещен в Православной вере, поэтому и не было потребности прибегать к заступничеству святого мученика. В наше время необходимость молитвенного обращения верующих к этому святому чрезвычайно остра: ведь за 70 с лишним лет богоборческой власти в нашей стране миллионы людей были насильно отлучены от Церкви; они жили, трудились, воевали, и покидали этот мир, так и не приняв Святого Крещения. Да и в наши дни далеко не все, связывающие себя с традициями и культурой нашего народа спешат принимать таинство Крещения. В 2008 году в Архангельском Соборе Кремля после реставрации открыли придел в честь святого мученика Уара.

Придел святого Уара в Архангельском Соборе Кремля

Этот придел был построен ещё в начале XVII века. Тому есть две причины. В Смутное время умирали некрещеными множество детей. Шляхта, поляки, шведы, литовцы, оккупанты несли на Русь не только разрушение храмов и монастырей, но и голод, холод, эпидемии, и в этих бедах погибало множество детей, которые на приняли крещения в силу обстоятельств, и в том числе из-за разрушения поляками храмов и монастырей. Святейший Патриарх Гермоген благословил поминовение, благословил молитву мученику Уару об облегчении участи некрещеных детей. Именно с того времени берет начало канон мученику Уару. Патриарх Гермоген благословил создание предела мученику Уару еще и по такой причине. Царевич Дмитрий последний сын Ивана Грозного, который погиб в конце XVI века, как и все в то время, имел два имени: Дмитрий – это имя крестильное, а второе (родильное) имя царевича Дмитрия было Уар. И вот когда его почитание распространилось среди москвичей, то был сооружен придел, посвященный мученику Уару, и обращение к Уару стало входить в обиход верующих на Руси. Святому Уару можно молиться за некрещеных. За некрещеных Церковь в обычном порядке не молится, их имена не разрешается поминать на Божественной литургии и заупокойных службах, – однако за них можно просить, молитвенно обращаясь к святому мученику Уару. Ему можно помолиться и за младенцев, во чреве убиенных. Можно просить святого мученика Уара за сына-наркомана, дочку-проститутку, за брата-сектанта…Если ваша мольба будет услышана, Уар попросит за них перед Господом Богом. Имеются свидетельства верующих об исполнении их молитв святому Уару о своих некрещеных родственниках. Так многие рассказывают, как во сне приходят души некрещеных, общаются со своими родственниками, просят их помолиться и говорят, что молитва услышана Богом, что им становится легче. И именно об этом канон мученику Уару, в том, что есть возможность облегчить участь некрещеных и это подтверждается практикой. Бывали случаи, что не знали – крещеный человек или нет, и тогда душа приходила и сообщала о том, что крещение было и можно по уставу отпеть. Это касалось в частности многих воинов, которые погибли, и о которых думали, что они некрещеные. Но они были крещены до войны монахами, которые втайне жили в те годы в Советской России. И когда допытывались у дальних-дальних родственников, то действительно оказывалось, что человек был крещен. Такие случаи тоже бывают и неоднократно. Практика молебнов мученику Уару подтверждает, что эта молитва спасительна, спасительна, как для усопших, так и для живых и тех, кто переступает порог храма. А ведет их любовь, любовь к своим родственникам. А ведь Бог есть любовь, значит, ведет их Бог, значит сам Господь благословляет. ЕЩЁ РАЗ - ЗАПОМНИТЕ!!! Оставлять записки за упокой и поминать в храме некрещённых и самоубийц НЕЛЬЗЯ. Лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных. Святому Уару можно молиться ЗА некрещеных, но НЕ за самоубийц. Для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников можно рекомендовать Канон мученику Уару, но читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах запрещено. Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Замечательный пример действенности личной молитвы можно найти в житии святителя Григория Двоеслова: когда он узнал, что давно умерший римский император Траян сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника (поспешно выступая против врага во главе армии, император остановился во всем своем вооружении и заступился за обиженную вдову), то проливал потоки слез в молитве за душу этого человека и получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны. Душа языческого императора была избавлена от ада и даже вымолена слезами святого Григория. Хотя это и очень редкий случай, но он подает надежду тем, чьи близкие умерли вне Церкви.

Холод не творит правды Божией

Сам я вырос в среде, где не было верующих, буквально ни одного! Только няня моя ходила в церковь, но эту няню никто всерьез не воспринимал. После смерти родителей я крестился и даже вопросом не задавался: можно ли молиться за некрещеных покойных? Мои родители были крещеными, но я-то знал, что они были такими же точно неверующими, как и их некрещеные друзья. А вторые - такими же хорошими людьми, как и мои родители! Как же свойство, в наличии которого, так сказать, не участвовало сердце моих родителей, могло сделать их загробную участь светлее, чем у друзей, этим свойством не обладавших? Мне объяснили, что за некрещеных нельзя подавать записки, и я это сразу понял (помню, как сразу принял), но в своей молитве о дорогих покойных неверующих я никогда не делал различия: крещеные или нет.

Тайна, не лишающая надежды

Церковь учит, что душам умерших нужны наши молитвы. Страшный Суд тем и отличается от так называемого частного суда над душою почившего человека, что к Страшному Суду ее участь может стать лучше - она может оказаться «отмоленной». Мне врезалось в память впечатление из периода моего неофитства: рассказ матушки одного священника о своей знакомой, у которой сын кончил жизнь самоубийством. Отягченная таким страшным горем женщина неустанно молилась о сыне в течение целых двадцати лет, и однажды родные услышали, как она воскликнула в своей комнате: «Отмолила!». Я подумал тогда: «А откуда она знает, что теперь все в порядке? Она ведь только почувствовала, что стало легко на душе». И дальше подумал: «А каким еще образом могла она быть извещена? И отчего ж ей не доверять?». Этот рассказ и мое доверие к нему нередко вспоминались мне впоследствии, и я пришел к заключению, что если душа самоубийцы может быть отмоленной, то уж тем более это должно относиться к душам некрещеных, так мне думалось.

Самый знаменитый случай действенности молитвы за покойного некрещеного встречается в разных книгах, упоминается в разных поучениях и в синаксари субботы мясопустной. Его приводит и отличающийся строгой взыскательностью отец Серафим Роуз в книге «Душа после смерти» (Приношение православного американца. Сборник трудов отца Серафима Платинского. М., 2008. С. 196). Речь идет о том, как святитель Григорий Двоеслов был услышан в молитве за душу императора Траяна. Святитель был тронут добрым поступком Траяна и молил со слезами о язычнике-императоре, так что в житии его говорится, что Траян был (как бы задним числом) «крещен слезами» молитвенника. Стоит вспомнить, однако, и то, что святителю Григорию было при этом сказано: «Ни за какого другого язычника больше не проси!». Отчего? - об этом стоит задуматься. Но, как бы то ни было, нет оснований не доверять упомянутому рассказу о святителе Григории и императоре Траяне. «Хоть это и редкий случай, - комментирует иеромонах Серафим (Роуз), - но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры».

Горечь переживания за близких, не принявших Христа, имеет предельное выражение у апостола Павла в послании к римлянам: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9.1-3) - лишь бы они спаслись. Бывает так, что в молитве о дорогом тебе неверующем, нецерковном человеке хочется воскликнуть: «Господи! Ты же знаешь его! Разве это, и это, и это не от Тебя у него, не драгоценно перед Тобою?». Просишь о его обращении, а он так и умирает, сторонний Церкви, а порою и некрещеный. И что же теперь?

Мученик Уар

Святой Уар был офицером римской армии, начальником одной из когорт, стоявших в Александрии. Он пострадал за Христа в 307 году н.э. Мучители бросили тело Уара в то место, куда сбрасывали трупы животных. Благочестивая вдова, по имени Клеопатра, нашла его тело и, с помощью рабов, перенесла в свой дом, где и погребла. Через несколько лет, когда гонения утихли, Клеопатра решила возвратиться на родину, в Палестину. Под предлогом, что выносит тело своего мужа, военачальника, она вынесла тело святого мч Уара. Ей не хотелось, чтобы тому воспротивились александрийские христиане, потому она так и поступила. На родине, в селении Эдра, недалеко от Фавора, Клеопатра заново похоронила святые останки в той же гробнице, где были похоронены ее предки. Каждый день она приходила к гробнице, ставила свечи и совершала каждение. Вслед за Клеопатрой, ее земляки стали почитать гробницу мученика Уара и, по молитвам к нему, получать исцеления для себя и своих близких. Единственный сын Клеопатры Иоанн достиг 17-летнего возраста и должен был, по протекции, устроенной его матерью, получить хорошее место в императорском войске. В то же время вдова была занята возведением храма над гробницей святого Уара и решила не отдавать сына в армию, пока не будет окончено строительство. По освящении выстроенного храма и совершении первой литургии в нем, Клеопатра припала к гробнице с горячей мольбой ко святому о предстоящем поприще сына. Затем она устроила богатый пир и сама прислуживала гостям. Во время пира Иоанн неожиданно занемог и ночью умер. Безутешная вдова бросилась к гробнице святого мученика Уара с горькими упреками, и прямо у гробницы, от усталости и великой скорби, заснула на короткое время. «В сновидении пред нею явился святой Уар, держа за руку ее сына; оба они были светлы как солнце и одежды их были белее чем снег; на них были золотые пояса и венцы на головах, красоты несказанной» - говорится у Димитрия Ростовского. В ответ на упреки мученик Уар сказал вдове, что вымолил прощение грехов для ее родных, с которыми она положила его в гробнице; сын же ее взят в небесное воинство…

Проведя еще семь лет в служении у гробницы святого мученика, в которой она похоронила также и своего сына, Клеопатра преставилась ко Господу.

Таково, в самом кратком изложении, житие святого мученика Уара и благочестивой Клеопатры. На основании того, что святой Уар вымолил прощение грехов родным Клеопатры, многие из которых, очевидно, не могли быть христианами, по сложившейся церковной традиции, считается, что этот святой наделен особой благодатью молиться за тех, кто умер некрещеными. Канон святому мученику Уару в «зеленых минеях» пронизан, главным образом, именно этой мыслью.

Опыт утешения

Уже много лет, от печального повода к печальному поводу, случается бывать мне на молебне святому мученику Уару в церкви Живоначальной Троицы на Пятницкой улице. Храм этот виден вдалеке слева, как только выйдешь на Пятницкую из метро «Новокузнецкая». Это единственное место в Москве, где молебен мученику Уару, с усердным прошением о упокоении некрещеных родных и «знаемых», служится неукоснительно каждую субботу после литургии; он начинается, таким образом, между половиной девятого и девятью утра.

Есть священники, относящиеся к такому молебну категорически отрицательно, и нельзя сказать, что для этого у них нет оснований - см. ниже. Есть, напротив, вдохновенные почитатели мученика Уара и горячие молитвенники о тех, кто умер вне тела Христова. Есть и те, кто относится к данному вопросу благожелательно и рассудительно: признавая традицию и насущную потребность православных верующих в обращении к мученику Уару, они сторонятся всякого воодушевленного излишества в этом молитвенном деле.

По мысли первых, обретаемое в молитве к св. Уару утешение ничего не значит ! Мало ли, мол, откуда можем мы получить утешение нашим несовершенным чувствам, оно вполне бывает и «слева». Если судить абстрактно, замечание это справедливо. Но есть некое «качество» духовного утешения, знакомое каждому церковному верующему, в котором, как мне кажется, ошибиться вряд ли возможно: чистоту, подтверждаемую опытом , не подделаешь! Для настроенных негативно это, конечно, не аргумент, но, слава Богу, в православии можно смотреть по-разному и оставаться верным тому, что выверено сердцем.

Народу на молебен собирается много, впрочем, бывает по-разному: иногда не так уж и много, а иногда стоять тесно. Всегда есть люди при этом, от одного лишь взгляда на которых сердце кровью обливается, иначе не скажешь. Удрученные, бледные, отягченные неизбывной горечью. Один раз мне запомнился в особенности. Собралось человек, наверное, тридцать. И такое было заметно общее перед молебном чувство, будто у каждого из собравшихся дорогой ему почивший человек или жизнь самоубийством закончил, или Церковь хулил что есть мочи. Казалось, в том, что повисло в воздухе, можно было просто «угореть». Начался молебен, знакомые прошения, возгласы - и потихонечку стало становиться по-другому… ничего особенного, никакого внезапного «проветривания», а просто по-другому, полегче. А потом еще полегче и еще. И вдруг стало, в конце, совсем легко, радостно! Я посмотрел на лица вокруг: другие лица! Так только в Церкви бывает. Лишь при живом общении Церкви воинствующей с Церковью торжествующей возможна такая неприметная и такая верная победа над «князем, господствующим в воздухе».

Живое свидетельство

О победе святого Уара «в воздухе» рассказывает Н.А., прихожанка одного из московских храмов, немолодая уже женщина, пришедшая к вере в начале 1980-х годов, когда младшему сыну Андрюше было четыре года, чуть больше. Он все болел, все время кашлял, ничего не помогало, и один хороший знакомый, ставший священником, сказал матери: «Ты вот все пробуешь народные средства. Попробуй и такое: причасти Андрюшу. И старайся причащать его почаще, раз в неделю». «Средство» помогло, ребенок выздоровел, а мама пришла к вере. И тогда же в Церковь ушла трудиться. Огорчало ее, что муж остается неверующим. И поделать ничего не поделаешь: уважай мол его свободный выбор. А дети? А сам он? Н.А. не хотела успокоиться, но никто не мог ей помочь.

Прошло уже около года, как Н.А. обратилась к вере, и вот один батюшка благословил ее молиться об обращении мужа мученику Уару: читать каноны ему, и житийный, и тот, что о покойных некрещеных (имелось, конечно, о ком молиться). С церковной литературой было тогда так плохо, что даже трудно сейчас представить. Н.А. переписала каноны из дореволюционных миней, и стала читать их каждый день.

Начался вскоре Великий пост. Н.А. уже знала о возможных искушениях, и, действительно, незнакомые люди на улицах Москвы стали ей доставлять их то так, то этак. Пьяницы лезли, к примеру, то грубые, то с объятиями. И вдруг - затишье. Каноны Н.А. читает, а ничего не происходит «такого», хотя уже раз двадцать прочитала в «затишье». Она и говорит себе: «Что ж я тараторю? Может, я зря уже читаю, раз ничего не происходит?». В тот же вечер она пожалела о своем неосторожном вопросе. Андрюша вдруг проснулся, вскочил на своей постели и кричит: «Откройте, откройте скорее окошко - такая вонь! такая вонь!» Дочка прибежала из соседней комнаты, открыла окно, хотя ни она, ни Н.А. никакого плохого запаха не чувствовали. Чувствовал только пятилетний Андрюша. Он сел на кроватке и рассказывает: «Вот здесь - он показал налево от себя - показался маленький «он», противный и будто в короне, только это совсем не корона. А тут - показал он напротив - появился мученик Уар (хотя Андрюша не слышал от мамы об Уаре), и от него исходили лучи, которые стали попадать в «того». «Тот» извивался, извивался, но луч вдруг попал, и «он» тогда лопнул, и плохо, очень плохо запахло!». Не сразу мама его успокоила, наконец, мальчик крепко заснул, а когда проснулся наутро, тут же сказал: «Какой же гадкий сон мне приснился сегодня ночью!» Мы бы так не назвали, но ребенку-то было трудно!

Муж Н.А. в тот же год крестился, и через некоторое время принял, в неизлечимой болезни, свой мученический венец.

Отчего так строго?

На молебне мученику Уару в церкви на Пятницкой улице Н.А. не бывает, но и худого слова о том молебне не скажет. Ее благословили читать каноны мученику Уару только келейно, она и читает келейно. Надо сказать, что и преподобноисповедник святитель Афанасий (Сахаров) в своей известной книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» о молитве за некрещеных пишет только в главе 4-й «Поминовение усопших на домашней молитве», в разделе «Поминовение на домашней молитве неправославных», а также в следующем разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки во иноверии умерших», где, кстати, рассказывается и о том, что традиция обращения к мученику Уару с молитвой об усопших некрещеных есть традиция очень древняя. Как и святитель Афанасий, многие пастыри считают допустимой только келейную молитву о тех, кто находился вне Церкви. Отчего же так строго?

Задумаешься и спросишь себя: «А что значит строго? Тебе бы чего хотелось? Тебе запрещается ходить на молебен Уару на Пятницкой? Не запрещается. Священники говорят просто то, что думают, считают так, как считают. Ты хотел бы, чтоб в каждом храме был молебен мученику Уару? Так это ты всех внутренне «строишь». А Церковь держится свободы, благорасположения и трезвости. Речь не идет о безразличии к участи тех, кто умер некрещеными. Речь идет лишь о том, что для составляющих тело Христово дороже всего - Христос. Представь, с каким «справедливым чувством возмущения» те, кого Христос назвал «мертвецами», узнали, что сын не пришел на похороны отца! А если бы пришел - искренне забыл бы Христа. Так и здесь. Лишняя искренняя горечь о тех, кому безразличен Христос, способствует развитию чувств, за которыми вера начнет двоиться… Поскребешь, и не вера уже, а так, гуманизм… Даже в сострадании к несчастным можно потерять Самого Христа. Помнишь? «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф.26.11). И уж тем более можно потерять Его в мыслях о сферах запредельных, в желаниях, относящихся к неведомому, если в этих мыслях и этих желаниях забудешь о вере, а предашься одному состраданию.

С гуманистической точки зрения, ничего нет выше сострадания, и оно должно быть - ко всем… Но если оно «выше» Христа (например, как у Ивана Карамазова - в главе «Бунт»), то становится неправдой и таит в себе гибельность. Сострадание Радищева (его взгляд «окрест») послужило семенем революции. Через сострадание погиб князь Мышкин и гибели других героев романа существенно, хоть и непроизвольно, способствовал. Сострадание - одно из лучших чувств, и было б оскорбительно сказать, что не надо мол ему «поддаваться». Но слишком часто сильные искренние чувства - это те самые реки и те самые ветры, которые «налегают» на дом нашей веры.

Другое дело - сердечная боль за дорогого человека, живого или усопшего, боль, которую ты можешь предъявить молитвенно Богу. Вера этого человека или его неверие, его отстраненность от Церкви - это тайна его сердца, известная только Тому, Кто знает меру нашего лукавства и нашей правды. Но если ты сам не дорожишь своей принадлежностью к Церкви, если ты не чувствуешь себя ее членом, не замечаешь качественной разницы в том, чтобы быть крещеным или не быть, это не значит, что указанной разницы - нет, и что ты можешь сбиться на общий лад («главное - быть хорошим человеком») и почти что требовать от Бога, чтобы Он все устроил для удовлетворения твоих «добрых чувств». Он не станет так делать. Недоумение и горечь (порой до обиды) - это все от неверия, от неспособности отдать Богу то, что в Его лишь ведении и находится. А ты «затвори дверь твою и помолись Отцу твоему, который втайне». И Он воздаст тебе - тишиной.

Необъяснимая радость

Разных людей мы встречаем в жизни. Среди них есть те, которых мы вспоминаем с особой благодарностью и особым теплом. У меня была знакомая по работе, чуть постарше меня, которая за два месяца, «на ровном месте», умерла вдруг от рака, и тому уже двадцать лет. Она похоронена на Донском кладбище, и когда я бываю там, то обязательно к ней захожу. И как только окажусь на ее могиле, мне становится (почти всегда так) - радостно! Я, так сказать, «ничего не могу поделать». В этой Елене была… необоримая приветливость. Она скажет студенту весело: «Это что Вы мне тут написали?» и покажет ему его дикую глупость. И отошлет, и двойку поставит, ни на что не поддавшись. А приветливость сохранит в полной мере. Ее все любили. И забрал вдруг Господь. Только-только она (в конце «перестройки») стала интересоваться религией, книжки читать, а так и умерла некрещеной. И, хоть я ни секунды не сомневался и не сомневаюсь в ее светлой загробной участи и уж с кем (помимо родителей) хотел бы «там» встретиться, так это с ней, но я одну из первых ее вспоминаю, когда обращаюсь к святому Уару. И чувствую, что это так нужно, это так правильно, и это вернее моих (пусть сколь угодно достоверных для меня) впечатлений.

Доверие к святому

Дело не только ведь в том, чтобы все было правильно и чтобы все было сделано - в отношении дорогих нам людей - что может быть нами сделано. Во Христе Иисусе «имеет силу», по слову апостола Павла, только «вера, действующая любовью» (Гал.5.6). Любовь к дорогому для нас покойному не позволяет нам успокоится и, если так можно выразиться, предоставить «механически» его участь Богу, мы от сердца делаем все, что может быть нами сделано. И как же хорошо, что есть святой, которому прошение наше может быть «перепоручено»! как же хорошо, что есть церковная традиция, позволяющая разрешить столь трудный и столь задевающий нас за живое вопрос!

Правды ради, нельзя не сказать и о том, что среди ревнителей чистоты православной веры, встречаются отрицающие не только правомерность молебна на Пятницкой улице, но и само обращение к мученику Уару с молитвой о некрещеных, вплоть до сомнений в толковании его жития. Так, священник Константин Буфеев в статье «О неуставной службе мученику Уару» («Благодатный огонь» N12) заявляет, что «нет никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве». Далее, иерей Константин предлагает довести до абсурда эпизоды из житий других святых и, к примеру, составить службу пророку Елисею, «емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя». Остроумно, ничего не скажешь, и даже - ядовито. Но, как и холод, ядовитость не творит правды Божией. Оснований считать Клеопатриных предков верующими во Христа также нет, а традиция молитвы к Уару - есть, и традиция, как уже говорилось, древняя.

Следуя ей, доверяя Церкви, доверяя святому мученику, мы обретаем опыт, умножающий веру , ибо без удостоверений - не остаемся. Мы не получаем никаких подтверждений, что теперь загробная участь тех, о ком мы имеем попечение, стала светлой, но мы обретаем уверенность в том, что наше попечение Господь полностью взял на Себя, и, значит, все будет правильно.

Однажды мне позвонила одноклассница, приехавшая с похорон своего товарища по работе (некрещеного), в полном упадке чувств, почти в отчаянии - так она переживала неожиданную смерть своего знакомого (в автокатастрофе). Я говорю ей: «Так у тебя же недалеко церковь Кирилла и Афанасия. Там есть икона мученика Уара, сходи, помолись ему». Она позвонила мне через два часа: минус ее восклицаний поменялся на плюс. Для нее это было то свидетельство веры, о котором говорит апостол Иоанн: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в самом себе» (1Иоанн 5.10). Для меня же, с одной стороны, в этом не было ничего удивительного, а с другой, конечно, здесь также было свидетельство, подтверждение того, что я хорошо уже знал. Мы не можем без Церкви и не можем без общенья друг с другом, подтверждающим наш сокровенный опыт. К слову, в церкви святых Кирилла и Афанасия (в Афанасьвеском переулке недалеко от «Кропоткинской») молебен мученику Уару совершается в среду вечером, если нет предпраздничного вечернего богослужения.

У Бога все живы

И всё живо. Я очень любил принимать экзамены вдвоем с той Леной, о которой выше рассказывал. Всякий раз она говорила мне, что начнет экзамен сама и прибавляла (помнится жест ладонью): «Ничего, если ты опоздаешь». И теперь, у стены Донского монастыря, в глубоком покое, который так внятно присутствует на этом кладбище, я смотрю на ее фотографию, и, хотя прошло столько лет, совершенно не чувствую, что я «сильно опаздываю»... Тут как-то все по-другому. Горе было вчера, а хорошее - навсегда.