Послание к колоссянам. Послание к колоссянам святаго апостола павла Послание к колоссянам

Введение.

Послание к Колоссянам было написано Павлом где-то в 60-62 годах, когда он находился в заключении в Риме. Одной из целей этого послания было предостеречь верующих в азиатском городе Колоссы от распространявшейся там ереси.

Автор.

Павел трижды говорит сам о себе, т. е. в первом лице (1:1; 1:23; 4:18) и многократно ссылается на таких своих сотрудников, как Тихик (4:7), Онисим (4:9), Аристарх (4:10), Марк (4:10), Пуст (4:11), Епафрас (4:12), Лука (4:14), Димас (4:14) и Архипп (4:17). Кроме того, обращает на себя внимание сходство стиля и содержания этого послания и послания к Ефесянам, написанного примерно в то же время, и о котором вероятно говорится как о послании из Лаодикии (4:16).

При сопоставлении заключительных слов в Послании к Ефесянам (6:21) и Колоссянам (4:7) видим, что Тихик был тем сотрудником апостола, который доставил по назначению оба послания.

Кроме того, эта книга явно перекликается с Посланием к Филимону. В обоих посланиях в приветствии, наряду с именем Павла, включено имя Тимофея (Кол. 1:1; Филим. 1:1) В обоих случаях приветы передаются от Аристарха, Марка, Епафраса, Луки и Димаса (Кол. 4:10-14; Филим. 1:23-24). О служении Аристарха упоминается как в том, так и в другом посланиях (Кол. 4:17; Филим. 1:24) И в обоих упомянуто также о рабе по имени Онисим (Кол. 4:9; Филим. 1:10).

Место и время написания.

Послание к Колоссянам было написано из Рима, во время первого тюремного заключения Павла, намек на которое содержится в Деян. 28:30. В те же месяцы и годы написаны были Павлом послания к Ефесянам и Филимону (60-62 гг.). В Послании к Филимону, в стихах 1 и 9, Павел называет себя "узником Иисуса Христа". И в Послании к Ефесянам он тоже пишет о себе как об "узнике" (Еф. 3:1; 4:1). Как уже говорилось, из текста посланий к Ефесянам и к Колоссянам следует, что оба они были доставлены по назначению Тихиком (Еф. 6:21; сравните Кол. 4:7).

Поскольку записи в книге Деяний Апостолов не идут далее 60-62 года, представляется, что Послание к Колоссянам было написано именно в этом промежутке времени. А поскольку ни в "Колоссянам", ни в "Ефесянам", ни в Послании к Филимону не упоминается о результате расследования дела апостола, в послании же к Филиппийцам (1:19-21) чувствуется, что Павел со дня на день ожидал этого решения, надо думать, что Колоссянам он писал раньше, чем Филиппийцам.

Город Колоссы был расположен в Малой Азии, в долине реки Лика, примерно в 160 км. на восток от Ефеса. Город, возможно, получил свое название от какой-то возведенной в этом месте громадной статуи, высеченной из камня. В той же долине, на расстоянии примерно 20 км. от Колосс, были расположены еще два города - Иераполис и Лаодикия. Вся эта территория изобиловала полезными ископаемыми, но страдала от частых землетрясений. Упомянутые города были окружены тучными пастбищами. Судя по Кол. 1:7; 2:1; 4:12, Павел никогда в этом городе не был.

Повод написания.

Поводом к написанию послания, по-видимому, явилось лжеучение, которое вылилось позднее (во 2-ом столетии) в философию гностицизма. Для ереси, против которой выступал Павел, были характерны следующие особенности:

1) Распространяли ее иудеи, настаивавшие на необходимости исполнения ветхозаветных законов и обрядов.

2) Она носила философский характер и подчеркивала важность углубленного познания мира (гносис - "знание").

3) Она предполагала поклонение ангелам как посредникам между Богом и людьми (2:18).

4) Она учила об исключительности и особых привилегиях немногих "избранных", принадлежавших к элите этой философской школы.

5) Приверженцы этой ереси признавали Христа, но отрицали Его Божественность; это и явилось для Павла поводом к одному из сильнейших в Священном Писании заявлений о том, что Христос есть Бог (Кол. 1:15-16; 2:9).

Цель написания.

Павел преследовал три цели, когда писал это послание:

1. Ввиду возникшей в Колоссах ереси, он хотел во всеуслышание заявить о Божественности Христа и Его "первенстве во всем" (1:18; 2:9).

2. Он хотел содействовать духовному возрастанию верующих в Колоссах (1:28; 2:6-7).

3. Он хотел сообщить им о своих делах и попросить их молиться о нем (4:2-8).

И смертью Христа Бог примирил между собою вас, бывших некогда чужими и врагами друг другу (1:21-23). Я радуюсь, что могу пострадать за Церковь - ради того, чтобы возвестить о Божией полноте язычникам (1:24-27). Для этого мы и трудимся - чтобы все верующие могли достичь совершенства во Христе (1:28-29). Потому что истинные мудрость и знание сокрыты в Нем (2:1-5). Так что, братия, как вы приняли Христа, так и ходите в Нем (2:6-7).

И не дайте себя обмануть: Божия полнота - только во Христе, а не в человеческой философии (2:8-10). А поскольку вы соединились со Христом через крещение, то не имеете нужды в том, чтобы следовать ветхозаветному закону (2:11-17). Так что не дайте никому обольстить вас и отвлечь от Христа, вашего Главы, чтоб не лишиться вам ожидающей вас награды (2:18-19).

Вы умерли со Христом, и, значит, вам не следует подчиняться мирским (законническим) правилам (2:20-23). А поскольку вы и воскресли со Христом, вы должны помышлять о горнем - не о земном (3:1-4). Итак, умертвите в себе все то греховное, что побуждает вас жить так, как живут в этом мире (3:5-11). И облекитесь в Христовы добродетели (3:12-17).

В свете вашего высшего отождествления со Христом, а, значит, и нового положения, я призываю вас, жены, - подчиняться мужьям; а вас, мужья, - любить своих жен; и вас дети, - повиноваться родителям; отцов призываю не огорчать своих детей; рабов - слушаться хозяев, а хозяев - быть справедливыми по отношению к рабам (3:18 - 4:1).

Братия, молитесь обо мне, чтобы я мог доходчиво и успешно проповедовать то, что проповедую, а сами живите достойно перед лицом "внешних" (4:2-6). Мои сотрудники в деле благовествования приветствуют всех вас (4:7-15). Обменяйтесь посланиями с верующими в Лаодикии и скажите Архиппу, чтобы исполнял взятое им на себя служение (4:16-18).

План книги:

I. Доктринальная часть: все глубже укореняться во Христе (1:1 - 2:7)

А. Приветствие (1:1-3)

Б. Благодарение (1:3-8)

В. Прошение о Колоссянах (1:9-14)

Г. Превознесение Христа (1:15-29)

Д. Примирение во Христе (1:21-23)

Е. Откровение тайны Христовой (1:24-27)

Ж. Совершенствование во Христе (1:28-29)

3. "Премудрость и ведение" во Христе (2:1-5) И. Призыв жить во Христе (2:6-7)

II. Полемическая часть: возвышенная жизнь но Христе (2:8-23)

А. "Гностики" ошибаются, отрицая Божественность Христа (2:8-18)

Б. "Законники" ошибаются, ибо истинно то, что во Христе (2:11-17)

В. Исповедующие мистические учения неправы - совершенство во всем имеет Христос (2:18-19)

Г. Неправы проповедующие аскетизм - "иммунитет" ко греху - во Христе (2:20-23)

III. Духовная часть: внутренняя жизнь во Христе (3:1-17)

А. Ищите духовные ценности (3:1-4)

Б. "Отложите" грехи "ветхой жизни" (3:5-11)

В. Облекитесь в добродетели новой жизни (3:12-17)

IV. Практическая часть: внешняя жизнь во Христе (3:18 - 4:18)

А. Совершенствуйте свою жизнь в семье (3:18 - 4:1)

Б. Совершенствуйтесь в молитве (4:2-4)

В. Совершенствуйтесь в своем общении с миром (4:5-6)

Г. Павел о своих сотрудниках (4:7-17)

Д. Заключительное приветствие. (4:18)

В этой главе мы имеем:

I. Как обычно, предисловие, ст. 1, 2.

II. Благодарение апостолом Бога за услышанное им о колоссянах: за их веру, любовь и надежду, ст. 3-8.

III. Его молитва о том, чтобы они возрастали в познании, в принесении плода и в силе, ст. 9-11.

IV. Замечательное изложение христианского учения о действии Духа Святого, о личности Искупителя и о деле искупления, а также о проповеди этого учения, ст. 12-29.

Стихи 1-2 . I. Предисловие к посланию, в основном, совпадает с предисловиями к остальным посланиям, но примечательно в следующих отношениях:

1. Павел называет себя волею Божиею Апостол Иисуса Христа. Апостол - это премьер-министр в Царстве Христа, призванный непосредственно Христом и одаренный сверхъестественными способностями; его служение состояло в том, чтобы насаждать христианские церкви и утверждать христианское учение. Павел приписывает все это не собственным заслугам, силе или способностям, но исключительно благодати и изволению Божьему. Как апостол, он считал себя обязанным делать все возможное со своей стороны, поскольку стал им по воле Божией.

2. Павел пишет послание от своего имени и от имени Тимофея, что является еще одним доказательством его смирения. Хотя в других случаях он называет его своим сыном (2Тим 2:1), здесь же - своим братом, подавая этим хороший пример для старших и более выдающихся служителей, чтобы они относились к младшим и менее выдающимся служителям с добротой и уважением, как к своим братьям.

3. Христиан в Колоссах Павел называет святыми и верными братьями во Христе Иисусе. Как все добрые служители, так и все добрые христиане являются братьями друг для друга, что обязывает их к взаимной любви. По отношению к Богу они должны быть святыми, то есть посвященными для Его славы и освященными Его благодатью, носящими Его образ и стремящимися к Его славе. И в том и в другом, как святые перед Богом и как братья друг для друга, они должны быть верными. Верность включает все стороны христианской жизни, это венец и слава каждого христианина.

II. Апостольское благословение тоже не отличается от обычного: Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Павел желает колоссянам благодати и мира, то есть Божьего благоволения и всех благословенных плодов его; всех духовных благословений от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, от обоих совместно и от каждого в отдельности (как и в предыдущем послании).

Стихи 3-8 . Здесь апостол приступает к основной части своего послания и начинает его с благодарения Бога за услышанное им о колоссянах (хотя лично он не был знаком с ними и знал об их состоянии только по сообщениям от других).

I. Павел благодарит Бога за колоссян, за то что они приняли Евангелие Христово и доказали свою верность ему. Заметьте, что в молитве о колоссянах Павел возносит благодарность за них. Благодарение должно быть составной частью каждой нашей молитвы, все, что приносит нам радость, должно быть предметом нашего благодарения Богу.

1. Кого он благодарит: ...Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Принося Богу благодарение, мы должны смотреть на Него как на Бога (Он является предметом как молитв, так и благодарения) и как на Отца нашего Господа Иисуса Христа, в Котором и через Которого мы имеем все блага. Он есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, а также и наш Отец.

2. За что он благодарит Бога - за плоды благодати Божией в них: Услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым в надежде на уготованное вам на небесах... ст. 4, 5. Вера, надежда, любовь -это главные добродетели в христианской жизни, достойные наших молитв и благодарений.

(1) Он благодарит за их веру во Христа Иисуса, за то что они были приведены к вере в Него, исповедали ее и готовы были положить души свои за нее.

(2) За их любовь. Помимо общей любви ко всем людям, мы должны питать особую любовь к святым к братству Христову, 1Пет 2:17. Любить надо всех святых, невзирая на незначительные расхождения с ними и на многие их немощи и недостатки.

(3) За их надежду: В надежде на уготованное для вас на небесах... ст. 5. Для верующих много уготовано и на земле, но на небе - несравненно больше. Чем больше мы фиксируем свои надежды на вознаграждении на небесах, тем великодушнее и щедрее будем расходовать наши земные сокровища на всевозможные добрые дела.

II. Прославив Бога за эти добродетели, Павел благодарит Его за дарованные им средства благодати: ...о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования. Они уже слышали в слове благовествования относительно надежды на уготованное на небесах. Заметим:

1. Евангелие - это слово истины, и мы можем смело довериться ему своими бессмертными душами: оно исходит от Бога истины и от Духа истины и является верным словом, достойным всякого принятия. Павел называет его благодать Божия в истине, ст. 6.

2. Это великая милость - слышать слово истины, ибо в нем нам открывается великая истина о блаженстве неба. Колоссяне услышали о надежде на уготованное на небе через истинное слово благовествования, «которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами... ст. 6. Евангелие проповедуется и приносит плод среди всех народов; оно пребывает у вас, как и во всем мире, согласно повелению Христа: Идите... и проповедуйте Евангелие всем народам и всей твари». Заметим:

(1) Все, слушающие слово благовествования, должны приносить и плод благовествования, то есть плод послушания ему, сообразования с ним своих принципов и всего образа жизни: Сотворите же достойный плод покаяния, Мф 3:8. И наш Господь говорит: Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете, Иоан 13:17.

(2) Где бы ни проповедовалось Евангелие, оно приносит плод к чести и славе Божией: ...и приносит плод и возрастает, как и между вами... Мы заблуждаемся, если думаем, что нам принадлежит монополия на утешения и привилегии Евангелия. Евангелие приносит плод среди вас? Оно приносит его также и среди других.

III. Апостол пользуется случаем, чтобы упомянуть имя служителя, через кого уверовали колоссяне, ст. 7, 8: Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова. Он отзывается о нем с большим уважением, чтобы вызвать их любовь к нему.

1. Называет его своим сотрудником, так как они не только служили одному и тому же Господину, но делали одно и то же дело. Они были сотрудниками в деле Господнем, хотя один был апостолом, а другой - рядовым служителем.

2. Он называет его своим возлюбленным сотрудником: все служители Христовы должны любить друг друга, так как участвовать в одном и том же труде - это большая отрада.

3. Он представляет Епафраса как верного для них служителя Христова. Заметьте, что нашим истинным Господином является Христос, а мы - Его служители. Павел не говорит, что Епафрас - их служитель, но: ...верный для вас служитель Христов. Служитель назначается Христом, Его властью и по Его определению, хотя и для служения людям.

4. Он представляет его как доброго вестника: Который и известил нас о вашей любви в духе, ст. 8. Павел внушает колоссянам уважение к Епафрасу, поскольку получил от него доброе свидетельство об их искренней любви к Христу и всем Его членам, любви, произведенной в них Святым Духом и соответствующей духу Евангелия. Верные служители рады, когда могут дать добрый отзыв о своей церкви.

Стихи 9-11 . Эти стихи содержат продолжение молитвы апостола о колоссянах. Он слышал о них доброе свидетельство и молится о том, чтобы они стали еще лучше. Он был постоянным в этой молитве: Мы... не перестаем молиться о вас. Возможно, Павел редко получал о них сообщения, но молился за них постоянно. ...И просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, и далее. Заметьте, о чем он просит Бога за них.

I. Чтобы они были знающими, разумеющими христианами: ...чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном. Заметим:

1. Наилучшим знанием является знание нашего долга. Одно лишь теоретическое знание величайших истин не имеет смысла. Наше познание Божией воли должно быть практическим: мы должны познавать ее, для того чтобы исполнять.

2. Наши знания действительно благословенны тогда, когда они сочетаются с премудростью, когда мы знаем, как применить наши общие знания к конкретным жизненным ситуациям и как следовать им в различных случаях.

3. Христиане должны стремиться исполняться познанием, не только знать волю Божию, но узнавать о ней больше и больше и возрастать в познании Бога (ст. 10), и возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, 2Пет 3:18.

II. Чтобы их поведение было добрым. Познание Бога без доброй жизни бесполезно. Наше разумение тогда является духовным, когда проявляется в нашем образе жизни: ...чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему... (ст. 10), то есть так, как подобает состоящим в родстве с Богом и исповедующим веру в Него. Соответствие нашего поведения исповедуемой нами вере угодно Богу, а также добрым людям. Мы поступаем угодно Богу, когда во всем поступаем по Его воле. Принося плод во всяком деле благом. Именно к этому мы должны стремиться. Добрые слова не действуют без добрых дел. Мы должны изобиловать добрыми делами, всякими добрыми делами, не только некоторыми, более легкими или удобными, безопасными, но всякими. Мы должны соразмерять каждый свой поступок с волей Божией. Чем больше у нас будет плода добрых дел, тем больше мы будем возрастать в познании Бога, как сказал Сам Христос: Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно... Иоан 7:17.

III. Чтобы они укреплялись: Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его... (ст. 11) - укрепляясь против искушений сатаны и исполняясь силой для исполнения вех своих обязанностей. Наше великое утешение состоит в том, что укрепляющим нас является Бог силы и славного могущества. Где есть духовная жизнь, там возникает и нужда в духовной силе, необходимой для всех проявлений этой жизни. Укрепляться - это значит исполняться благодатью Божией для каждого доброго дела и вооружаться ею против каждого злого дела; это значит быть способным исполнять свои обязанности, сохраняя при этом свою непорочность. Источником этой силы является благословенный Дух Святой, ибо мы крепко утверждаемся Духом Его во внутреннем человеке, Еф 3:16. Слово Божие является средством для получения силы, ибо через него Дух Святой сообщает нам ее, и достигается это посредством молитвы. Только в ответ на усердную молитву апостол Павел получал достаточную благодать. Обетования Божий, на основании которых мы просим у Бога духовных сил, не ограничены, и поэтому не будем ограничивать свои надежды и желания. Заметьте:

1. Павел просил, чтобы колоссяне укреплялись силою; это может показаться тавтологией, но он подразумевает под этим, чтобы они сильно укрепились, или укреплялись силою, извлекаемой не из себя, но из другого.

2. Всякою силою. Может показаться неразумным, что творению нужно исполняться всякою силою, ибо это означает стать всемогущим. Но он подразумевает, что мы должны исполняться той всякой силой, в какой нуждаемся, чтобы быть способными исполнять наши обязанности или сохранять непорочность, той благодатью, какая достаточна для всех жизненных испытаний и способна помочь нам в час нужды.

3. По могуществу славы Его. Это означает - по благодати Божией, но благодать Божия в сердцах верующих есть могущество Божие, и в этом могуществе проявляется слава Его, превосходство и достаточность могущества. Сила сообщается нам, получателям, не по нашей слабости, но по могуществу Того, от Кого мы ее получаем. Когда Бог дает, то дает достойное Себя Самого, и когда Он укрепляет, то укрепляет так, как подобает Ему Самому.

4. Эта сила особенно предназначается для перенесения страданий: Укрепляясь... во всяком терпении и великодушии (англ. долготерпении. - Прим. переводчика) с радостью. Павел просит, чтобы они не только получали поддержку в скорбях, но и укреплялись в них, потому что мы должны трудиться и тогда, когда страдаем. Укрепляющиеся силою по могуществу славы Его укрепляются для того, чтобы иметь:

(1) Всякое терпение. Когда терпение имеет в нас свое совершенное действие (Иак 1:4), тогда мы укрепляемся во всяком терпении, то есть не только терпеливо переносим скорби, но принимаем их как дар от Бога и благодарим за них. Вам дано... страдать, Фил 1:29. Когда мы хорошо переносим скорби, как бы многочисленны они не были и какими бы тяжелыми не были сопровождающие их обстоятельства, тогда мы переносим их со всяким терпением. Как для перенесения одного испытания, так и для перенесения другого действительно одно и то же основание, если это доброе основание. Всякое терпение включает в себя все виды терпения: не только перенесение чего-то, но и ожидание чего-то с терпением.

(2) И даже долготерпение (рус. великодушие. - Прим. переводчика), то есть длительное терпение: переносить скорби не только в течение какого-то срока, но так долго, как будет угодно Богу продлить их.

(3) И при этом - радость. Мы должны радоваться в скорбях, с радостью принимать расхищение имения нашего, радоваться тому, что удостоились пострадать за Христа, не только терпеть, но и радоваться во всех житейских испытаниях. Достичь этого своими собственными силами мы никогда не сможем, если не будем укрепляться благодатью Божией.

Стихи 12-29 . Здесь дано краткое изложение евангельского учения о великом деле нашего искупления, совершенного Христом. Оно представлено не в виде проповеди, но как предмет благодарения, ибо наше спасение Христом дает обильный материал для всех видов благодарения: Благодаря Бога и Отца... ст. 12. Апостол рассматривает дело искупления не в том порядке, как оно совершалось, а в обратном, в том в каком оно представляется нашему сознанию и нашим чувствам. Мы сначала вкушаем в наших сердцах плоды искупления, а потом эти живительные потоки приводят нас к их источнику. Порядок и взаимосвязь рассуждений апостола могут быть представлены следующим образом:

I. Он говорит о действиях Духа благодати в нас. Мы должны благодарить за них Бога, потому что только через них делаемся способными принять Сына Божьего как Посредника: Благодаря Бога и Отца, и далее, cт. 12, 13. О действиях Духа говорится как о производимых Отцом, потому что Дух благодати есть Дух Отца, Отец действует в нас посредством Своего Духа. Те, в ком совершается труд благодати, должны благодарить за это Отца. Если мы имеем утешение в благодати, то Он должен иметь в этом славу. Итак, что же Он совершил в нас, применяя к нам дело искупления?

1. «Он избавил нас от власти тьмы... ст. 13. Он избавил нас от состояния языческой тьмы и нечестия. Он спас нас от власти греха, который и есть тьма (Иоан 1:6), от власти сатаны, являющегося князем тьмы (Еф 6:12), от власти ада, представляющего собой внешнюю тьму» Мф 25:30.

2. «Он ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего, перевел нас в евангельское состояние, сделал нас членами церкви Христовой, то есть ввел в состояние света и чистоты». Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе... Еф 5:8. ...Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет, 1Пет 2:9. Бывшие рабами сатаны становятся добровольными подданными Христа. Обращение грешника - это перемещение души из царства сатаны в Царство Христа. Власть греха сокрушается, и души покоряются власти Христа. Закон духа жизни во Христе Иисусе освобождает их от закона греха и смерти, Рим 8:2.

3. Это есть Его дорогого Сына, Его возлюбленного Сына, (Мф 3:17), в высшей степени Возлюбленного, Ефес 1:6. 3. «Он сделал не только это, но и призвал нас к участию в наследии святых во свете, ст. 12. Он приготовил нас (в англ. переводе. - Прим. переводчика) для вечного блаженства неба, подобно тому как некогда израильтяне разделили землю обетованную по жребию израильтян; и дал нам залог этого наследия и уверенность в нем». Апостол упоминает об этом в первую очередь потому, что первым признаком будущего блаженства является именно то, что мы, в некотором смысле, уже приготовлены благодатью Божией к нему. Бог дает благодать и славу, и здесь показано, в чем они состоят.

(1) Что такое слава. Это есть наследие святых во свете. Это есть наследство, и оно принадлежит святым как детям: А если дети, то и наследники, Рим 8:17. Это есть наследие святых, то есть освященных душ. Кто не стал святым на земле, тот никогда не станет святым на небе. Это есть наследие во свете, то есть в совершенстве знания, святости и радости, посредством общения с Богом, Который есть свет и Отец светов, Иак 1:17; Иоан 1:5.

(2) Что такое благодать. Это есть соответствие наследству: «Он призвал нас к участию, то есть приготовил нас, сделал годными для небесного состояния путем воспитания соответствующего характера и нрава души, и Он делает нас таковыми посредством могущественного действия Своего Духа». Изменить сердце человека, сделать его небесным - это действие Божественной силы. Заметьте: все предназначенные для неба готовятся для него здесь, на земле. Как живущий и умирающий неосвященным уходит из мира, неся с собою свой ад, так и освященные и обновленные покидают этот мир с небом в себе. Имеющие наследие сынов воспитываются как сыновья и имеют сыновний дух: они имеют Духа усыновления, Которым взывают: «Авва, Отче!» (Рим 8:15). А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал 4:6). Эта подготовленность к небу есть залог Духа в нашем сердце, представляющий собой задаток и гарантирующий полное вознаграждение в будущем. Кто освящен, тот будет и прославлен (Рим 8:30), и будет вечно обязан благодати Божией, освятившей его.

II. Относительно Личности Искупителя. Много славного сказано здесь о Христе, ибо благословенный Павел был переполнен Им и пользовался всяким случаем, чтобы отозваться о Нем с почтением. Он говорит о Нем отдельно как о Боге и как о Посреднике.

1. Как о Боге он говорит о Нем следующее, ст. 15-17.

(1) Он есть образ Бога невидимого. Не так, как человек, сотворенный по образу Божьему (Быт 1:27), в смысле его природных способностей и господства над творением; нет, Христос есть образ ипостаси Его, Евр 1:3. Он является образом Бога в таком же смысле, в каком сын является образом отца, будучи подобен ему по своей природе; так что видевший Его, видел Отца, и слава Его была славой единородного от Отца, Иоан 1:14; 14:9.

(2) Он рожден прежде всякой твари. Это не означает, что Он тоже является творением, ибо Он - лритотокодi> ndorg KTiOEOjq, родился, или произошел прежде всякой твари, то есть прежде, чем была создана какая-либо тварь, что на языке Священного Писания означает вечность; так нам дается представление о вечности Бога: От века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны... прежде, нежели водружены были горы... когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной, Прит 8:23-26. Это означает владычество Христа над всем сущим, как первенец в семье является наследником и господином всего, так и Он наследник всего, Евр 1:2. Стоящее здесь слово лритотокодi> при легком изменении ударения, – лритотокодi>, используется для обозначения первенца в семье, которому принадлежит право наследования всего имущества.

(3) Он далеко не творение, Он Творец: Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... ст. 16. Он создал все из ничего, как высших ангелов на небе, так и человека на земле. Он сотворил мир, как вышний, так и нижний, со всеми их обитателями. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть, Иоан 1:3. Далее Павел говорит таким образом, что можно предположить о существовании нескольких рангов ангелов: ...престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли... Это может означать либо различные степени превосходства, либо различные виды служения. Ангелы, власти и силы, 1Пет 3:22. Христос есть вечная мудрость Отца, и мир был сотворен с мудростью. Он есть вечное Слово, и мир был создан словом Божиим. Он есть рука Отца, и мир был создан этой рукой. Все Им и для Него создано. Все созданное Им было создано для Него; будучи создано Его силой, все было создано для угождения Ему и прославления Его. Он есть цель и одновременно причина всего. Ибо все из Него... и к Нему, Рим 11:36.

(4) И Он есть прежде всего.. Он был прежде создания мира, прежде начала времени, то есть от вечности. Мудрость была с Отцом, Он имел ее началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони, Пр 8:22. В начале... Слово было у Бога, и Слово было Бог, Иоан 1:1. Христос существовал не только прежде Своего рождения от Девы, но и прежде начала времен.

(5) И все Им стоит. Он не только все сотворил вначале, но и до сих пор все держится словом силы Его, Евр 1:3. Все творение держится силою Сына Божия и сохраняется ею в правильном расположении, удерживается от распада и превращения в хаос.

2. Затем апостол показывает, что Христос есть Посредник, ст. 18, 19.

(1) Он есть глава тела Церкви, не только в смысле управления или руководства, подобно царю, управляющему государством и издающему законы, но и в смысле животворного влияния, подобно голове физического тела, ибо из Него исходят вся благодать и сила, и Церковь есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем, Ефес 1:22,23.

(2) Он - начаток, первенец из мертвых, лритотокодi>, первопричина, первенец из мертвых; начало нашего воскресения и первенец из воскресших. Все наши надежды и радости берут свое начало из Него, Начальника спасения нашего. Не в том смысле, что Он был первым воскресшим из умерших, но в том, что Он был первый и единственный, Кто воскрес Своей собственной силой, открывшись Сыном Божиим в силе и Господом всего. Он есть глава воскресения и дал нам образец и доказательство нашего воскресения после смерти. Он воскрес как первенец из умерших, 1Кор 15:20.

(3) Он имеет во всем первенство. Такова была воля Отца, чтобы Ему была дана вся власть на небе и на земле, чтобы Он был превознесен превыше ангелов и всех небесных сил (Он наследовал славнейшее перед ними имя, Евр 1:4) и чтобы во всех делах Царства Божия среди людей Он также имел первенство. Он имеет первенство в сердцах Своего народа перед миром и плотью, и предоставляя Ему это первенство, мы соглашаемся с волей Отца: Чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, Иоан 5:23.

(4) В Нем обитает всякая полнота; так было благоугодно Богу (ст. 19), не только полнота изобилия для Него самого, но и преизбыток ее для нас, полнота заслуг и праведности, силы и благодати. Как голова в теле является источником его животной энергии, так Христос составляет источник всех добродетелей для Своего народа. Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота и чтобы мы имели свободный доступ к Нему для получения всякой благодати, в какой нуждаемся. Он не только ходатайствует о ней, но является доверенным Лицом, Кому она доверена, чтобы Он мог распределять ее нам: От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, благодать в нас, соответствующую благодати имеющейся в Нем (Иоан 1:16), и Он наполняет все во всем (Ефес 1:23).

III. Относительно дела искупления. Апостол говорит о сущности его, то есть в чем оно состоит, и о средствах, какими оно было осуществлено.

1. В чем оно состоит. Оно заключается в двух действиях:

(1) В отпущении грехов: ... в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, ст. 14. Мы были проданы греху, грех порабощал нас, поэтому наше искупление должно быть искуплением от греха, и это было достигнуто путем прощения, то есть освобождения от наказания. Об этом сказано в Ефес 1:7: В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его.

(2) В примирении с Богом. Бог посредством Его примирил с Собою все... ст. 20. Он есть Посредник примирения, Он приобрел мир и прощение для грешников, обеспечил им дружбу и благоволение Бога в настоящее время, а в будущем введет их в славное и благословенное общество, объединяющее всех святых, ангелов и людей, умиротворив все земное и небесное. Об этом же сказано в Еф 1:10: ...дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. Язычников, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его... ст. 21, 22. Здесь показано, каким было их состояние по природе как язычников, - они были отчуждены от Бога и находились во вражде с Ним, но вражда убита и, несмотря на отчуждение от Бога, теперь мы примирились с Ним. Христос положил основание для нашего примирения, потому что уплатил за это соответствующую цену, приобрел его, Он объявил о нем как Пророк и как Царь осуществил его. Заметьте, что самые большие враги Бога, отчужденные от Него и враждебно настроенные против Него, могут примириться с Ним, а если этого не случается, то только по их вине.

2. Каким образом было приобретено искупление: ...Кровию Его.... ст. 14; Он умиротворил чрез Него, Кровию креста Его (ст. 20), и в теле плоти Его, смертью Его, ст. 22. Именно Кровь совершила искупление, ибо кровь есть жизнь, и без пролития крови не бывает прощения, Евр 9:22. Кровь Христа была настолько драгоценна, что на основании пролития ее Христом Бог пожелал иметь дело с людьми на новых условиях, заключить с ними завет благодати, чтобы, ради Него и благодаря Его смерти на кресте, простить и принять каждого, кто примет эти условия.

IV. Относительно проповеди об искуплении. Заметьте здесь:

1. Кому оно было возвещено: ...всей твари поднебесной... (ст. 23), ибо таково было повеление - проповедовать о нем всей твари, Мр 16:15. Оно проповедуется всей твари, так как Евангелие не исключает никого, кроме тех, кто сам себя исключает. Оно проповедуется и будет проповедоваться, в той или иной мере, каждому народу, хотя многие грешат вне света его и некоторые, может быть, никогда не обладали им.

2. Через кого оно было возвещено: ...которого я, Павел, сделался служителем. Павел был великим апостолом, но звание служителя Евангелия Иисуса Христа он считал самым высоким из всех своих почетных званий. Павел пользовался всяким поводом для того, чтобы сказать о своем служении, ибо он прославлял служение свое, Рим 11:13. Он повторяет в ст. 25: ...которой сделался я сожителем... Заметьте здесь:

(1) Откуда Павел получил это служение: это было по домостроительству Божию, вверенному ему (ст. 25), то есть согласно управлению, или мудрому распоряжению в доме Божием. Он был управляющим и домостроителем, и это служение было вверено ему: он не узурпировал его, не присвоил себе сам; он не мог потребовать его как должное. Он принял его от Бога как дар и относился к нему как к Его благоволению.

(2) Ради кого он получил свое служение: «Для вас, для вашего блага; мы -рабы ваши для Иисуса, 2Кор 4:5. Мы - Христовы служители ради блага Его народа, чтобы исполнить слово Божие (то есть полностью проповедовать его), которое принесет вам большое благо. Чем более мы исполняем свое служение, тем больше пользы для детей Божиих; тем более они исполняются познанием и делаются способными к служению».

(3) Каким проповедником был Павел. Особенно отмечается следующее.

Он был страдающим проповедником: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас... ст. 24. Он страдал за дело Христа и ради блага церкви. Он страдал за проповедь Евангелия им. Страдая ради этого доброго дела, он мог радоваться в своих страданиях, он радовался тому, что удостоился пострадать, и расценивал это как честь для себя.

И восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых. Не в том смысле, что страдания Павла, или кого-то другого, искупали грех, как страдания Христа. В страданиях Христа не было ничего недостающего, ничего, что нуждалось бы в восполнении. Они были совершенно достаточны для соответствия своему назначению, для удовлетворения справедливости Божией, для спасения Его народа. Страдания же Павла и других верных служителей делали их подобными Христу, они следовали за Христом в Его страданиях; поэтому о них говорится, что они восполняли недостаток скорбей Христовых, подобно тому как воск заполняет пустоты в печати, когда воспринимает ее форму. Или, может быть, Павел имел в виду не страдания Христовы, а свои страдания за Христа. Он восполнял недостаток. Ему была отведена определенная мера и степень страданий за Христа, и, так как его страдания должны были соответствовать этому определению, то он старался более и более восполнить то, чего еще недоставало, что еще оставалось в его доле страданий.

Он был усердным проповедником: проповедовал не только публично, но и по домам, и отдельным лицам. Мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости... ст. 28. Каждый человек нуждается как во вразумлении, так и в научении, поэтому каждый должен иметь свою долю. Заметьте:

Во-первых, когда мы вразумляем людей, что они поступают неправильно, то должны научить их, как поступать правильно, - вразумление и научение должны идти параллельно.

Во-вторых, людей надо вразумлять и научать всякой премудрости. Необходимо выбирать самое подходящее время, использовать все возможные средства и приспосабливаться к самым различным обстоятельствам и к способностям тех, с кем мы имеем дело, учить их столько, сколько они смогут вместить. Цель, к которой стремился Павел, состояла в том, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе, либо совершенным в познании христианского учения (Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить, Фил 3:15; 2Тим 3:17), либо увенчанным славной наградой на небесах, когда Он представит Себе славною Церковь (Еф 5:27), и приведет их к духам праведников, достигших совершенства, Евр 12:23. Заметьте: служители должны стремиться к совершенствованию и спасению каждого отдельного человека, слушающего их.

В-третьих, Павел был трудолюбивым проповедником, прилагавшим большие усилия, он не бездельничал и не делал свою работу небрежно (ст. 29): Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно. Он трудился и подвизался, прилагал все усердие и преодолевал многие трудности, по мере дарованной Ему благодати и необычайного присутствия Христа, Который был с ним. Заметьте: поскольку Павел напрягал все свои силы на доброе дело, то он пользовался особым благоволением Божиим, так что сила Его действовала в нем могущественно. Чем более мы трудимся в деле Божием, тем больше помощи можем ожидать от Него в нем (Еф 3:7): ...по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

3. Евангелие, которое проповедовалось. Оно описывается так: Тайну сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, ст. 26, 27. Заметьте:

(1) Тайна Евангелия долгое время была сокрыта, она была сокрыта от веков и родов, в течение нескольких поколений церкви ветхозаветного домостроительства. Они находились в состоянии несовершеннолетия и подготовки к более совершенному состоянию, они не могли взирать на конец преходящего, 2Кор 3:13.

(2) Теперь, по достижении полноты времен, эта тайна явилась святым Его, то есть ясно открылась, стала очевидной. Покрывало, лежавшее на лице Моисея, снято Христом, 2Кор 3:14. Наименьший святой Нового завета больше понимает, чем величайшие пророки Ветхого. Наименьший в Царстве небесном больше их. Тайна Христова, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым), Еф 3:4,5. Что же это за тайна? Это есть богатство славы Божией для язычников. Учение Евангелия было тайной, сокрытой в прежних веках, а теперь оно стало открытым и известным. Но под великой тайной, о которой говорится здесь, подразумевается разрушение стены, разделявшей иудеев и язычников, проповедь Евангелия языческому миру, приобщение к привилегиям Евангелия тех что в прошлом находились в невежестве и были идолопоклонниками: Чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, Еф 3:6. Это тайна, ставшая известной, есть Христос в вас (или среди вас), упование славы. Заметьте: Христос есть упование славы. Основание нашего упования есть Христос, представленный нам в слове, в откровении Евангелия, объясняющем, в чем состоит наша надежда и как она достигается. Доказательство нашего упования есть Христос в сердце, или освящение души и приготовление ее к небесной славе.

Это послание написано апостолом Павлом , по всей вероятности, одновременно с посланиями к Ефесянам и Филимону , во время первого заключения в Риме , около года. Поводом к написанию этого послания послужило известие, полученное Павлом от Епафрата, относительно внутреннего состояния общины в Колоссах . Он предупреждает их о лжеучителях, которые склоняли колоссян к исполнению еврейского закона относительно пищи и праздников, и распространяли различные восточные фантазии, чем и вносили смущение в души и отвлекали от простоты во Христе.

Первая глава заключает благодарственную молитву за колоссян и прославление Бога за Его милости. Вторая глава - предупреждает против ложных учений, Третья и четвертая главы заключают увещание и приветствования.

Послание к Колоссянам в некоторых местах имеет сходство с посланием к Ефесянам ; сравнение обоих посланий весьма поучительно. В обоих посланиях апостол прославляет божество Иисуса Христа и показывает, какое богатство Церковь имеет через соединение с Ним, в противоположность убогой системе, которую еврейство вместе с язычеством противопоставляло Евангелию. Чтобы вернуть колосскую общину, уклонившуюся от чистого христианства, к истине, апостол, исполненный святой ревностью, полемизирует со своими противниками, стремясь доказать свою правоту. Поэтому послание к колоссянам полно предупреждений такого рода: «Смотрите, чтобы кто не прельстил вас» и т.п.

Напротив, в послании к ефесянам , с начала до конца, апостол Павел в возвышенных хвалебных песнях и горячих молитвах изливает свое сердце, прославляя дивную благодать Божию, так как относительно ефесян он в то время не имел оснований тревожиться. Во многих местах этих обоих посланий можно найти одни и те же мысли, выраженные почти теми же словами.

Использованные материалы

  • Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь.

Послание к Колоссянам

Основание Церкви Христовой в Колоссах

Город Колоссы находится в Малоазийской области Фригии на реке Лике около впадения ее в Меандр. В древности это был большой и богатый город. В книге Деяний Апостольских г. Колоссы не упоминается и никаких точных и определенных сведений об основании Колосской церкви мы не имеем. Можно только предполагать, что церковь Колосская основана святым Апостолом Павлом или непосредственно при прохождении его через Фригию или учениками его. Из кн. Деяний видно, что святой Апостол Павел дважды проходил через Фригию: во второе свое апостольское путешествие по пути в Европу (Деян 16:6 ) и в третье путешествие по пути в Ефес, когда он шел, «утверждая всех учеников» (Деян 18:23 ). Колоссы находились в постоянных торговых сношениях с Ефесом, местом пребывания святого Павла в течение 2-х с половиною лет во время третьего его путешествия. Можно полагать, если Апостол Павел не был сам в Колоссах, что христианство насаждено там его учениками Епафрасом и Филимоном , обращенными им в Ефесе. Епафраса святой Павел называет своим возлюбленным сотрудником и в послании к Колоссянам прямо говорит, что они «услышали и познали благодать Божию в истине и научились ей от Епафраса, верного для них служителя Христова» (Кол 1:6–7). Из 4:12–13 видно, что Епафрасу было поручено духовное попечение как о христианах г. Колосс, так и о верующих двух соседних городов - Лаодикии , главного города области, и Иераполя . Филимона святой Апостол называет возлюбленным споспешником своим, а сына его Архипа - совоинственником своим (Филим. 1:1–2 ). В послании к Колоссянам он поручает передать Архиппу: «смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол 4:17).

Некоторые места послания к Колоссянам, как напр., 1:4, 2:1, наводят на мысль, что святой Апостол Павел сам лично в Колоссах не был, но, с другой стороны, они и не доказывают этого категорически. Еп. Феофан Затворник предлагает остановиться на предположении, что святой Апостол Павел в Колоссах не был, но может быть и был. Во всяком случае христианство в Колоссах обязано своим происхождением ему.

Из книги Апостол. Часть 1 автора (Таушев) Аверкий

Послание к Колоссянам Основание Церкви Христовой в Колоссах Город Колоссы находится в Малоазийской области Фригии на реке Лике около впадения ее в Меандр. В древности это был большой и богатый город. В книге Деяний Апостольских г. Колоссы не упоминается и никаких точных

автора Безобразов Кассиан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Из книги Творения. Том 4 автора Сирин Ефрем

Послание к Колоссянам Колоссяне были научены Епафротидом, который был из них. После того, как он научил их, пришли к ним некоторые из философов и Евреев, которые стали их соблазнять своим учением. Евреи принуждали их соблюдать закон, а философы говорили им, что сей мир

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Послание к Колоссянам

Из книги Настоящее христианство автора Райт Том

Послание к Колоссянам 1:5–6 1871:15–20 2351:28 1882:2–3 1883:5–8 3163:8–9

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Послание к колоссянам. «Павел и Тимофей - находящимся в Колоссах святым и верным братиям…»Это опять из тюрьмы.«Как вы услышали и познали благодать Божию, как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас… Ныне радуюсь в страданиях моих за вас

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

§ 19. Послание к Колоссянам Многие лица, упоминаемые в Флм., вновь встречаются в Послании к Колоссянам. Это и неудивительно, так как адресатом является та самая христианская община, членом и видным деятелем которой был Филимон (см. § 37). Тихик, которому апостол поручил

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ - см. Ап. Павла Послания.

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Послание к Колоссянам Глава 1 1 павел, апостол Иисус Христов волею Божиею, и тимофей брат, 2 сущым в колоссаех святым и верным братиям о Христе Иисусе: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа,

Из книги Великий обман [Научный взгляд на авторство священных текстов] автора Эрман Барт Д.

Послание к Колоссянам Практически то же самое можно сказать о Послании к Колоссянам. На первый взгляд оно похоже на работу Павла, но не при ближайшем рассмотрении. Послание к Колоссянам имеет такое количество слов и фраз, характерных именно для Послания к Ефесянам, что, по

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Послание к Колоссянам Именно это происходит с Посланием к Колоссянам, написанным под именем Павла, но, как мы видели в третьей главе, практически точно ему не принадлежащим. Автор, кто бы им ни был, предупреждает своих читателей от увлечения ложными учениями: «Смотрите,

Из книги Библия (на цсл. гражданским шрифтом) автора

16. ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ Колоссы * Епафрас * Престолы, господства, начала и силы * Лаодикея * Тихик * Аристарх *

Из книги Истины Нового Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Послание к Колоссянам Глава 1 1 павел, апостол Иисус Христов волею Божиею, и тимофей брат,2 сущым в колоссаех святым и верным братиям о Христе Иисусе:3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа,

Из книги автора

Послание к Колоссянам Цель этого послания состоит в предостережении колосских христиан от лжеучителей. Апостол Павел предостерегает своих читателей против «философии»: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию