Правила буквы ч и щ суффиксе. Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)

Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Слайд 2

Задачи урока:

Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

ХОД УРОКА

  • Организационный момент.
  • Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

    Итак, первое исследование.

    На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3

    Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

    А теперь второе исследование.

    На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4

    По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

    Теперь мы можем сформулировать цель урока.

    Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

    Учитель делает вывод .

    Цель нашего урока:

    Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

  • Изучение нового материала:
  • На доске написаны слова в 2 столбика:

    Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

    После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов ____________________________________

    А можно ли их как-нибудь объединить?

    Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

    Так какое открытие мы с вами сделали?

    Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

    В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

    Слайд 8

    Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

    Смазчик образовано от глагола (смазать ), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

    Каменщик образовано от существительного (камень ), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж , значит пишется суффикс -щик.

  • Закрепление материала.
  • 1. Выполнение упражнений:

    а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

    Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик ; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик ; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик ; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

    б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

    Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

    2. Работа у доски:

    (учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

    Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.

  • Подведение итогов урока.
  • Ребята, давайте подведем итоги урока.

    Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

    Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

    Учащиеся проговаривают правило______________________________________

  • Домашнее задание.
  • Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

    В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

    Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Вступительное слово учителя.

    – Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
    Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
    Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик . (На доске перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов .)
    Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

    – Произношение не соответствует написанию.

    – Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

    II. Изучение нового материала.

    – Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
    А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

    1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
    2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
    3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
    4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
    5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
    6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
    7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

    – Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
    Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
    Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

    – Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

    Таблица № 1

    – Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
    А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

    III. Закрепление изученного.

    – Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
    Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов ).
    Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик ).

    – Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

    – А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

    Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

    Таблица № 2

    – Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

    IV. Выборочный диктант.

    -щик: сборщик, шарманщик, сварщик

    -чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

    -чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

    V. Работа с индивидуальными карточками.

    Карточка № 1.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

    Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

    Карточка № 2.

    Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

    – А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

    Барабан был плох. Барабанщик – бог.
    Ну, а ты была вся лучу под стать.
    Так легка, что могла
    Ты на барабане танцевать.

    На Тихорецкую состав отправиться.
    Вагончик тронется, перрон останется.
    Стена кирпичная, часы вокзальные.
    Платочки белые /3 раза.
    Платочки белые, глаза печальные.

    Фонтан черёмухой покрылся.
    Бульвар французский был в цвету.
    “Наш Костя, кажется влюбился,” –
    Кричали грузчики в порту.

    VI. Выводы.

    – Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VII. Домашнее задание.

    Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

    Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

    Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ;

    Задачи

    Развивать умение выбирать способ для правильного напи¬сания суффиксов -чик, -щик;

    Обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;

    Воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

    Оборудование: мультимедийная установка, презентация, рабочие тетради к учебнику.

    ХОД УРОКА

      Организационный момент.

    Прозвенел звонок весёлый.

    Мы начать урок готовы.

    Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

    Будем отвечать активно,

    Хорошо себя вести,

    Чтобы гости дорогие,

    Захотели вновь прийти. (слайд2)

    II. Актуализация знаний.

    (учащиеся читают стихотворение-загадку)

    После корня он стоит, перед окончанием.

    Его я если заменю, другое слово получу. (слайд3)

    Обозначу уголком, называю …. (суффиксом) (слайд4)

    Вспомните, что такое суффикс? (Ответы детей) (слайд5)

    Суффикс-морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов или новых форм слова

    III.Введение в тему.

    1)Вступительное слово учителя.

    – Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
    Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
    2)Проблемная ситуация.

    Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слова

    (На слайде перепис…ик, заказ…ик ). (слайд 6)

    Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете?

    (.)

    – Можно ли по произношению определить, какую букву, Ч или Щ нужно писать в суффиксе? Почему? Какие звуки произносятся на стыке морфем?
    – От чего же зависит выбор букв Ч и ли Щ в этих суффиксах? Кто догадался?
    Возникла проблема

    В чём она? (в правописании суффиксов)

    Каким путем мы с вами будем решать данную проблему?

    Прочитайте существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию? (слайд 7)

    (Произношение не соответствует написанию ). (слайд 8)

    – Над решением этой задачи мы с вами и будем сегодня работать. Мы с вами должны дойти до истины, потому что наша с вами основная задача – это научиться грамотно писать.

    Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд 9)

    IV. Изучение нового материала.

    1)Оформление тетрадей.

    – Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных-чик (-щик) ”.

    Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на слайде (слайд 10)
    2)Наблюдение.

    Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, бетонщик, каменщик, разведчик, разносчик

    (слайд 11)

    – Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Что обозначает в этих словах суффикс –чик-щик-?
    (Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий ).
    -Значение суффиксов определили. А орфографическую задачу еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

    РАБОТА В ГРУППАХ РАЗДАТЬ ЗВЕЗДУ

    1. -Подчеркните слова с суффиксом чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса и напишите вывод (слайд 12)

    Воспользуйтесь подсказкой (слайд13)

    – Давайте проверим, правильно ли вы ответили (слайд14)

    – Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных. (слайд 15)

    Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику . Читаем правило на стр.251

    Составьте опорный конспект, в своём роде алгоритм по той информации, с которой вы познакомились

    А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик, заказ..ик ? Почему? (слайд16)

    Эта звезда поможет вам запомнить правило. (слайд 17 ) Где вы можете встретить звезду? А какой праздник 23 февраля?

    V. Закрепление изученного. 1)Распределительное письмо.

    Давайте проверим то, как вы поняли новую тему. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.1 вариант выписывает слова с суффиксом чик, а второй вариант- слова с суффиксом щик

    2. Извоз..ик, обход..ик (путей), груз..ик, развед..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, лёт..ик, рассказ..ик, камен..ик, арматур..ик, свар..ик, прицеп..ик (вагонов) , перевод..ик, бетон..ик, барабан..ик, компьютер..ик. (слайд18)

    (ЗА КОМПЬЮТЕРОМ 2 учащихся)

    Извозчик, обходчик, грузчик, разведчик, экскаваторщик, переписчик, лётчик, рассказчик, каменщик, арматурщик, сварщик, прицепщик, переводчик, бетонщик, барабанщик, компьютерщик. (слайд 19)

    ОБМЕНЯЛИСЬ ТЕТРАДКАМИ И ОЦЕНИЛИ ДРУГ ДРУГА1 ош. – “5” , 2–4 ош. – “4” , 5–7 ош.– “3” , 7 ош. – “2” ) (слайд20)

    Какой можно сделать вывод?

    ФИЗМИНУТКА (слайд21)

    А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом –ЧИК- или –ЩИК-. Вы будете присаживаться, если это слово с суффиксом –ЧИК- и поднимать руки, если это слово с суффиксом –ЩИК-.

    (дети стоят между партами, слова произносить, затем высвечивать на экране; в процессе игры можно указать детям, как выяснить на слух правописание суффикса – обращать внимание на согласные перед самим суффиксом)

    Стекольщик, раздатчик, носильщик, перебежчик, фонар щ ик, страхов щ ик , буфетчик, паромщик, донос ч ик, совет ч ик , болельщик.

    2)Лексический диктант.- По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; записать слово, обозначить орфограмму: (запись в тетради)

    1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
    2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик .
    3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик .
    4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик .
    5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик .
    6. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик .
    7. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности –съёмщик .
    8. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик . (слайд 22)

    ОЦЕНИЛИ СЕБЯ (слайд23)

    3)Игра «Корректор». Кто такой корректор? (лицо, специально занимающееся чтением и правкой) (ОТВЕТ) (слайд 24)

    3. - Исправить допущенные ошибки в предложениях:

    1. Барабанчики яростно колотили в барабанчики.
    2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
    4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
    5. Рабочие передавали сменчикам станки.
    6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

    ПРОВЕРИЛИ (слайд 25)

    ОЦЕНИЛИ (СЛАЙД 26) ВЫВОД

    4)Слово учителя.А сейчас, ребята, вам расскажут об этом суффиксе небольшую сказку. (РАССКАЗЫВАЕТ УЧЕНИК)

    Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

    Давайте вернёмся к первому предложению игры Корректор». (слайд 27 ) В этом предложении есть слово с уменьшительно значением и со значением –человек по роду его занятий (слайд 28)

    Ребята,а почему в однокоренных словах пишутся разные суффиксы?

    Вывод детей

    Но обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение человек по роду его занятий.

    VI. Выводы.

    – Над какой орфографической задачей мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? (ответы детей)

    Рефлексия. Самооценка.

    Да (понял), Частично, Нет (не понял). (слайд 29-30)

    1)Я усвоил(а) орфограмму «Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик").

    2)Я умею находить слово с данной орфограммой.

    3)Я отличаю значение суффиксов («уменьшительное», значение «лица»).

    Баллы: Да – 5 баллов Частично – 3 балла Нет – 0 баллов

    12–14 баллов4 9–11 баллов3 3 балла2 (слайд31)

    Кто набрал 15 баллов докажите, что вы усвоили материал на 5

    (С обратной стороны доски написаны слова. 2 человека выходят)

    Ребята, а в жизни пригодятся нам знания этого материала? Весь урок мы говорили о профессиях. Кем работают ваши папы?

    А в названии их профессий есть суффикс чик,щик?

    Необходимо людям этих профессий знать правописание этих слов? (при написании заявлений)

    Домашнее задание. Выучить орфограмму, § 89 Выполнить упражнение 706 в рабочей тетради. (СЛАЙД 32)

    на выбор : Напишите текст, употребив в нем как можно больше слов с суффиксами –чик, -щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.

    Тема: « Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных – чик (– щик)».

    Цели урока:

    • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания суффиксов – чик, - щик; научить применять алгоритм этого орфографического правила для правильного написания суффиксов – чик, - щик; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса –чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся;
    • развивать умение сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;
    • воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей, ставить перед собой цели, оценивать свою работу, работать самостоятельно.

    Тип урока: изучение нового материала и комплексное применение изученного.

    Вид урока: урок-беседа, практическая работа.

    Методы: диалогический, коллективный, работа в парах, репродуктивный, написание творческих работ.

    Оформление: Мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация (таблицы), карточки для индивидуальной работы.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Вступительное слово учителя.

    Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа – образовывать новые слова, тем самым обогащать наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.

    Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если в течение урока мы будем помогать друг другу, вместе находить выход из различных ситуаций. Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске – перепис.ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов).

    Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

    Произношение не соответствует написанию.

    Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.

    III. Постановка учебной задачи:

    Что мы должны узнать сегодня на уроке?

    Какими умениями овладеть?

    Для чего нам это нужно? (Заслушиваются ответы уч-ся)

    Да, правильно. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

    1. Изучение нового материала.

    Откройте тетради, запишите число, тему урока.

    А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов – чик, - щик слова. Я вам буду читать лексическое толкование слов, а вы образовывать слова. Ответы мы будем записывать на доске.

    1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике (разведчик);

    2. Солдат, обслуживающий пулемет (пулеметчик);

    3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик);

    4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебежчик);

    5. Работник, который занимается приемом чего-нибудь (приемщик);

    6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание (подписчик);

    7. Рабочий, работающий посменно с другими (сменщик).

    Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?

    Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей, какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

    Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили.

    Давайте еще раз внимательно посмотрим на эти слова и попробуем ответить на вопрос:

    Когда в суффиксах существительных – чик, - щик пишется ч , когда – щ ? Может быть вы заметили какую-нибудь закономерность?

    (Заслушиваются варианты ответов)

    Давайте попробуем сформулировать правило написания суффиксов – чик, -щик.

    (Формулировка правила).

    А теперь проверим себя по учебнику на с 105.

    Запишите это в таблице.

    Итак, делаем вывод: в суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

    А теперь обратимся к началу урока:

    Какую же букву мы напишем в слове перепис.ик ? Почему?

    1. Закрепление изученного.

    1.- Давйте проверим то, как вы поняли новую тему. Для этого выполним упр.235. (Уч-ся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).

    2.- Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко дню строителя статью о новостройках нашего города. О людях каких профессий вы напишите? Какие слова с суффиксом – чик, -щик вам в этом помогут?

    (Уч-ся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова : каменщик, бетонщик, экскаваторщик, паркетчик, электросварщик, крановщик, водопроводчик и др. и объясняют правописание суффиксов.)

    Физкультминутка.

    4.- Следующее упражнение выполняем устно:

    Даны пары слов. Сравните эти слова. Что вы можете сказать о лексическом значении данных слов? Какую роль в этих словах играет суффикс – чик ?

    (Уч-ся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик – летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик).

    Эти примеры доказывают, что суффикс –чик имеет еще одно значение: уменьшительно-ласкательное.

    Как же мы назовем такие суффиксы, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения?

    Омонимами.

    А сейчас, ребята, послушайте об этом суффиксе сказку.

    Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зрелый огурец превращался в изящный огурчик. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал ЛЕТЧИК, из слова переплет – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой, но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

    Итак, сделаем вывод, пользуясь таблицей.

    На экране проецируется таблица:

    5. Распределительный диктант.

    Определите, в каких словах суффикс имеет значение лица, а в каких уменьшительно – ласкательное значение. Запишите слова в эту таблицу: вкладчик, сарафанчик, перевозчик, чемоданчик, балаганчик, обходчик, разносчик, помидорчик, укропчик, летчик, раздатчик.

    6. Работа с индивидуальными карточками.

    Карточка 1.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

    Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон….

    Карточка 2.

    Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемет…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин….

    1. Рефлексия.

    Ребята, давайте подведем итоги урока.

    Какую орфограмму изучили на уроке? Как сделать правильный выбор : ч или щ ? Какое значение имеют суффиксы –чик (- щик) ?

    Давайте проверим, что мы достигли целей. Выполним игровое задание на стр.105 учебника: Некто так определил значения слов, везде ли он прав? Исправьте ошибки.

    Бульончик – повар, тот, кто варит бульон.

    Автоматчик – маленький автомат.

    Передатчик – тот, кто передает что-либо.

    Переплетчик – уменьшительное к переплет.

    Кувшинчик – тот, кто изготовляет кувшины.

    Чуланчик – маленький чулан.

    Тушканчик – маленький тушкан.

    Верно ли, что в одном из слов вообще нет суффикса – чик ?

    VII. Д/З: Выучить правило на стр.105, упр.234 (письменно), устно ответить на вопрос: «Почему автор назвал апрель веселым обманщиком?»

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №3»

    Конспект

    Урока по русскому языку в 5 классе на тему:

    « Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных

    – чик (-щик)».

    Учитель: Мишанькина Таисия Викторовна

    2012- 2013 учебный год