Правление андрея боголюбского. История русских царей

Пасхальная проповедь протоиерея Игоря Гагарина, настоятеля Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское, Московской области.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Никакие слова не звучат в эти дни так часто, как это Пасхальное приветствие. Им мы заменили обычные наши «здравствуйте», «привет», «доброе утро» и т.д. Вместо всего этого мы говорим: «Христос Воскресе!». Встречаясь с кем-то и произнося «здравствуй», мы желаем этому человеку здоровья. Когда говорим «привет», желаем ему радости. Когда говорим «доброе утро», или «вечер», или «день», желаем, чтобы в это утро, или вечер, или день все сложилось благополучно и ничего недоброго не вошло в нашу жизнь.

Когда мы говорим «Христос Воскресе!», мы желаем человеку воскреснуть вместе с Ним и жить вечно.

Сказать другому человеку «здравствуй» – то же самое, что сказать «будь здоров и не болей». Сказать человеку «Христос Воскресе!» – то же самое, что сказать: «живи вечно и никогда не умирай!».

Вот только подлинно ли всегда мы по-настоящему понимаем это, по-настоящему чувствуем величие нашего Пасхального приветствия?

Если бы, произнося «Христос Воскресе» и слыша в ответ «Воистину Воскресе», мы спросили человека: «А ты воистину веришь, что это так?», то, наверное, ответы были бы разные. Говорить-то эти слова будут почти все, а вот степень веры, которую они в них будут вкладывать, может быть очень и очень разной. Кто-то и совсем не верит. И если спросить его, что же ты тогда говоришь их, он ответит: «Ну как же, обычай такой, очень красивый обычай». Кто-то другой скажет: «Ну, конечно, верю. Я же православный человек, крещеный. Но верю скорее умом, чем сердцем». Все правильно, все логично – раз ты назвал себя христианином, ты уже не можешь отвергать главные истины Церкви Христовой. А догмат Воскресения – важнейший. Но эта вера ничего не меняет в жизни человека. Он знает о Воскресении, но не чувствует его.

Так было и с апостолами. Еще до своих страданий Господь говорил им, что Он воскреснет. Они слышали это неоднократно, но не могли по-настоящему понять. Евангелие повествует, как не раз Господь предсказывал, что Сыну Человеческому предстоит быть преданному в руки грешников, и надругаются над Ним, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Услышав это, ученики становились печальны. А ведь на самом деле, казалось бы, должны бы радоваться.

Конечно, горько слышать, что Он будет страдать и умрет. Но ведь воскреснет же! Скорбь страдания и смерти была им понятна, потому что с этим они неоднократно в своей жизни встречались, как и любой человек. А вот опыта воскресения в их жизни не было, и поэтому предсказание о нем не могло проникнуть до глубины души. Если бы их Господь спросил тогда: «Вы, что, не верите?», они бы с готовностью ответили: «Конечно, верим! Мы верим каждому Твоему слову».

Так почему же тогда они так печальны? Наверное, потому же, почему и мы, христиане, исповедуя веру в воскресение, продолжаем печалиться, тревожиться, обижаться часто по самому ничтожному поводу. Неужели не верим? Нет, верим, но как-то очень поверхностно. Подлинно глубокой наша вера будет лишь тогда, когда воскресение станет нашим личным опытом. По-настоящему человек может принять близко к сердцу только то, что сам пережил, сам прочувствовал.

Мне вспоминаются страницы прекрасной книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Вся эта книга состоит из коротеньких заметок, в которых отец Иоанна делится своими размышлениями, чувствами, наблюдениями по тем или иным вопросам христианской жизни. И вот некоторые из этих заметок он завершает словом «опыт». И читатель знает, что написанное здесь заслуживает особого интереса и доверия. Это больше, чем размышления. Это то, что было пережито самим святым и подтвердилось на его личном опыте. И вот, думается мне, как было бы здорово, если бы в эти Пасхальные дни, встречаясь с братьями и сестрами, мы могли бы говорить: «Христос Воскресе! Опыт!». И слышать в ответ: «Воистину Воскресе! Опыт!».

Но откуда нам с вами взять этот опыт? Я думаю, что сама Церковь указывает нам путь. На самом деле, живя, мы все уже имеем некий опыт смерти. С одной стороны, казалось бы, смерть есть нечто окончательное и невозможно говорить о какой-то степени смерти. Можно, например, сказать: «Я слегка заболел», или: «Я очень сильно заболел». Но кажется абсурдом сказать: «Я слегка умер», или: «Я очень сильно умер». Однако не так уж это и абсурдно.

Каждый раз, когда мы грешим, мы соприкасаемся со смертью в той или иной мере.

«Сделанный грех рождает смерть», – говорит апостол Иаков (Иак. 1. 15). Согрешив, мы ощущаем уныние, тоску, отвращение к самому себе, внутреннюю пустоту. Все это не что иное, как частичный опыт смерти. В крайних своих проявлениях эта тоска может привести и к полной смерти, как это случилось с Иудой, не выдержавшим той внутренней боли, которую испытывал после предательства, и самовольно оборвавшим свою жизнь.

А опыт воскресения? Каждый раз, когда мы каемся в грехе, когда преодолеваем какой-то соблазн, который чуть было не утащил нас на самое дно греха, мы с вами приобщаемся к в опыту воскресения. Грешит человек – и вкушает смерть; кается, побеждает грех – и вкушает воскресение. И эта радость, которую всегда чувствует человек, искренне покаявшийся, уже есть предвкушение воскресения и вечной жизни. Именно поэтому Церковь установила перед Пасхой Великий пост – время самоограничения и деятельного покаяния. Мы, конечно, всю жизнь каемся, но именно Великим постом наше покаяние должно иметь сугубый, наиболее интенсивный характер. И насколько наше покаяние было глубоким и искренним, настолько и ощущаем мы опыт воскресения прежде воскресения.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы наша Пасха была наполнена этим переживанием бессмертия! А тем, кто почему-либо не мог поститься, а значит, не вкусил этого опыта победы над грехом и смертью, хочу пожелать, чтобы они не отчаивались и знали, что никогда не поздно вступить в борьбу с грехом, никогда не поздно приступить к очищению. И в какой мере человеку это удастся, в той мере ощутит он, что воистину воскрес Христос, воистину воскреснет и каждый из нас, чтобы жить вечно. Аминь.

Протоиерей Игорь Гагарин

Пасхальное богослужение богослужение, проводящееся на Пасху. Содержание 1 История 2 Православие 2.1 Общие замечания … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пасхальное яйцо (значения). Пасхальные яйца в термонаклейках Пасхальные яйца специально расписанные … Википедия

О скрытых секретах в компьютерных программах: см. Пасхальное яйцо (виртуальное) Пасхальные яйца в термонаклейках Пасхальные яйца специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных … Википедия

Пасха Воскресение Христово (Сошествие во ад) (икона Андрея Рублёва (?), 1408 1410 годы) Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Светлое Христово Воскресение … Википедия

Пасха Воскресение Христово (Сошествие во ад) (икона Андрея Рублёва (?), 1408 1410 годы) Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Светлое Христово Воскресение … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пасха (значения). Пасха … Википедия

Почтовая открытка Российской Империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки. Пасхальное приветствие (также христосование) обычай, распространённый среди православных, древневосточных и других христиан, приветствовать друг… … Википедия

Почтовая открытка Российской Империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки. Пасхальное приветствие (также христосование) обычай, распространённый среди православных, древневосточных и других христиан, приветствовать друг… … Википедия

Книги

  • Алиса для малышей , Кэрролл Льюис. Спустя четверть века после первого издания бессмертной сказки Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес" сам автор пересказал её для маленьких читателей -"от нуля до пяти" . Сэр Джон…
  • "Алиса" для малышей , Кэрролл Л.. Спустя четверть века после первого издания бессмертной сказки Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес" сам автор пересказал её для маленьких читателей -"от нуля до пяти" . Джон…

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.

Длительное время люди жили в нашей стране в безбожном мире. Это привело к историческим и религиозным затруднениям. К сожалению, многочисленные традиции оказались утрачены. Люди перестали проявлять верность к обычаям и традициям. В настоящее время постепенно восстанавливается дань к тому, что было важным для наших предков, чему они старались воспитывать изначально. Прежде многочисленные обряды, посвященные религиозным праздникам, были естественными, но теперь они только частями возрождаются, причем данный процесс оказывается крайне медленным. В то же время верующие люди, представители церковного мира, книги способствуют тому, чтобы церковный этикет вновь появлялся и постепенно развивался. Возможно, когда-нибудь этикет, который прежде был основой жизни, возродится. Церковный этикет, представляющий собой систему правил и канонов, обрядов и традиций, является поистине важным, но для того, чтобы он возродился, должно пройти время. Основой является почитание и искренняя любовь к Богу.

Великий праздник Пасхи – это основа для возрождения церковного этикета. При этом предполагается то, что люди могут соблюдать различные обряды. Например, большое значение имеет общение в храме на Пасху, праздничное приветствие.

Особенности общения на церковном богослужении.

Прежде всего, благочестие верующие люди могут проявить в храме, где принято проводить церковную службу. Верующий человек должен придти в храм с особенным благословением, проявляя уважение к святыням и, конечно, к Богу. Служители готовы встретить с особенным теплом такого человека, поддержать его на правильном пути даже, если предстоит пройти изменение, душевное возрождение. Вне зависимости от того, правильно ли человек ведет себя в храме, он обязательно перестанет чувствовать себя чужим. В то же время желательно изучать старинные традиции для того, чтобы все-таки соблюдать их. Это возможно только в одном случае: церковные этикеты являются известными и понятными.

Как нужно молиться в храме?

После того, как вы пришли в храм, не нужно торопиться перед молитвой. Вы должны вначале просто побыть в храме, проникнуться атмосферой, почувствовать покой в своей душе. Только через какое-то время можно сконцентрироваться на невидимом мире и все-таки произнести важные слова, которые желаете сказать про себя.

Ориентируйтесь на свои ощущения, так как они никогда не подводят. Возможно, вы вначале поставите свечи перед иконами святых, к которым обращаетесь, или решите приложиться к ним. В такой ситуации обязательно будет особенное духовное настроение. Главное – это, чтобы вам было легко молиться. Вы должны чувствовать особенную благодать, которую просто так и не опишешь на словах.

В храме очень важно соблюдать этикет, так как это поможет не только вам, но и ближайшим людям. Вы не должны мешать верующим людям обращаться к Богу, просить его об искуплении грехов, помощи. Не нужно бороться за лучшее место перед иконами. Пусть все проходит в спокойной и легкой обстановке, так как только в этом случае получится почувствовать силу произнесенной про себя молитвы.

В храме принято проводить церковное богослужение, в котором можно принять участие. Верующие люди стремятся придти на богослужение, ведь в нем можно найти духовную и телесную нужду. Православное богослужение способно полностью охватить жизнь вне зависимости от формы жизни, присутствует возможность прочувствовать ее, так как в богослужении сочетается мирское, внутреннее, загробное, радостное и печальное.

Во время богослужения можно помолиться самостоятельно и с другими людьми. Постарайтесь провести время в церкви до завершения столь важного мероприятия. Перед Пасхой это оказывается еще более важным событием, чем обычно. Вы обязательно сольетесь с общим процессом богослужения, проникнитесь молитвой, в результате чего начнете больше вкладывать смысла даже в общение со священником и пасхальное приветствие, пожелаете возродить многочисленные традиции и обряды, о которых люди постепенно забывают. Вы можете находиться в храме и понимать то, что являетесь участником соборной молитвы, которая постепенно становится все более близкой.

Как обращаться к священнику?

Основываясь на церковном этикете, священника не нужно препятствовать такими словами, как «Здравствуйте», «Добрый день». Единственно правильный вариант – «Благословите». При этом если вы стоите рядом со священником, для того, чтобы в действительности получить благословение, нужно сложить 2 ладони вместе (правая должна находиться поверх левой). Священник должен сказать в ответ «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», налагает знамение о благословении, кладет свою правую руку, которую нужно поцеловать. В некоторых ситуациях священник может наложить крестное знамение на голову или даже благословить на расстоянии.

На Пасху можно здороваться традиционно, а именно словами «Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес». Это также соответствует церковным обрядам. После этого наиболее правильным действием будет все-таки попросить благословения так, как вы уже этому научились.

В период от Пасхи до отдания религиозного праздника (в течение 40 дней) нужно вначале говорить «Христос Воскрес». Обратите внимание на следующий аспект: мирянин говорит «Христос Воскрес», а священник отвечает – «Воистину Воскрес». Именно по этой схеме правильно приветствоваться со священником в важный период для всех верующих.

Однако многие миряне не знают, как лучше всего обратиться к священнику, ведь его имя не известно. Можно сказать просто – «батюшка». Эта форма является общепринятой, простой и приятной, но при этом в ней чувствуется доля уважения. Если вы знаете имя священника, добавьте перед ним «отец». В церковном общении не принято употреблять фамилии, исключение – это отчество.

На Пасху, несмотря на определенную занятость священника, каждый верующий человек имеет право обратиться с важными вопросами и получить подробные ответы. Не нужно думать то, что вы будете докучать вопросами, ведь священник становится пастырем, и он должен всегда облегчать путь человека в мирской жизни. В то же время нужно проявлять почтение и уважение к церковному труду.

Особенности пасхального приветствия.

Пасхальное приветствие, которое также известно как христосование, представляет собой уникальный обычай, распространенный среди христиан. Все верующие люди должны приветствовать себя именно по уникальной традиции в Пасху, а затем – в течение Светлой седмицы до тех пор, пока не произойдет отдание Пасхи. Как известно, приветствие происходит следующим образом: «Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес». При возможности должен произойти и троекратный поцелуй. Первая часть поздравления должна быть произнесена младшим по возрасту или иерархии, установленной церковью, а ответ должен исходить от старшего.

Издавна существует традиция составления вариантов перевода пасхального приветствия на различные языки. Список переводов представляет собой символ христианского единства, вне зависимости от принадлежности к культурной или языковой среде.

Пасха – уникальный праздник.

Для каждого верующего Пасха является поистине важным, особенным праздником, который свидетельствует о героической судьбе Иисуса Христа, искупившего грехи всего мирского населения. Нужно отметить то, что в пасхальное приветствие желательно вкладывать только самые лучшие, светлые чувства, выражать радость наступившему дню, чистоту души и веру в Бога. При этом приветствие существует с апостольских времен.

К Пасхе нужно подготовиться основательно, приведя в порядок собственное жилье, устранив обиды и печали. Лучше всего, чтобы никаких дел не осталось на светлое воскресенье. Именно в пасхальный день нужно собраться всей семьей и помянуть усопших.

После Пасхи, в течение Светлой седмицы, нужно оказывать помощь сиротам и немощным людям, голодным. В это же время рекомендуется ходить в гости друг к другу, обмениваться пасхальными приветствиями с троекратными поцелуями, дарить куличи и крашеные яйца.

Пасха – это поистине важный праздник для всех верующих людей, который позволяет собраться им вместе и почувствовать близость, единство. Светлые намерения должны прослеживаться не только в классическом приветствии и за праздничным столом, но и во многих других действиях, ведь именно в эти святые дни присутствует возможность физического и духовного очищения.