Предсказания. Что ждет Россию в ближайшие пять лет

Лукашенко не в состоянии защитить суверенитет своей страны.
Он будет первым и последним президентом Белоруссии.

Что вы скажете о статье с подобными утверждениями?
Тем не менее, я это не выдумал, статья опубликована в швейцарской газете Le Temps .
И совершенно не похоже, чтобы автор - Эммануэль Грюншпан, Москва - шутила, прикалывалась.

Начинается статья с высказываний простых людей в Беларуси: Лукашенко не в состоянии оживить экономику страны; Путин единственный, кто может противостоять гегемонии США; президент Лукашенко блокирует развитие страны, лучше жить в одной стране с Россией.

Факт первый.
Народ смотрит российское телевидение, российские каналы.
И представитель белорусских СМИ, пожелавший остаться неизвестным, абсолютно уверен: "Путин не позволяет Лукашенко блокировать российские каналы, угрожая санкциями. Именно поэтому многие белорусы чувствуют себя ментально частью России и восхищаются ее лидером".

Факт второй.
Недовольство населения растет из-за падения доходов.
Белорусская дирижистская модель, где государство непосредственно управляет 70% ВВП, переживает серьезный кризис.
Белорусский ВВП сократился на 3,9% в 2015 году и все показатели в минусе с января.
"Лукашенко не понимает, как работает нынешняя экономика, - сетует экономист Леонид Злотников. - Чем больше он ослабляет экономику, тем больше мы благодарим за помощь Россию".

Факт третий.
Москва полностью финансирует строительство АЭС в Островце (10 млрд долларов), которая должна вступить в строй в 2018 году.

Эксперт Ирина Крылович рассказала журналисту следующее.
Россия полностью контролирует газовый сектор.
Навязав Минску строительство АЭС, Москва получит в будущем контроль над рынком электричества.
Еще она сможет по своему усмотрению регулировать баланс между газом и ядерной энергией.
Это позволит ей сохранить энергетическое влияние в Восточной Европе.

Коварный замысел, правда?
Ирина Крылович, как я понял, уверена в этом, потому что Отсровец расположен на границе с Литвой, в 50 км от Вильнюса.
Правда, она же сказала, что страны Прибалтики и Польша уже отказались покупать энергию этой АЭС.
Как это приведет к сохранению Россией энергетического влияния в Восточной Европе - загадка.

Факт четвертый - желание Москвы развернуть в Беларуси свою базу для бомбардировщиков, которые должны будут угрожать противоракетному щиту, развертываемому в Румынии и Польше.
Лукашенко уже уступил давлению Кремля.
А действия России в Крыму, где была база ВМФ, показывают, чем кончается присутствие российской военной базы на территории соседнего государства.

Президент Лукашенко способен только играть роль хозяина колхоза, одергивать министров, публично критиковать российское руководство и следить за тем, чтобы не возникло пророссийских политических сил.

Европейский союз готов был бы помочь Беларуси, но он требует уважения прав человека, что Лукашенко не интересно.

Завершается статья словами Ирины Крылович, которая эксперт по АЭС:
"В конце концов, Беларусь будет поглощена. Русские движутся вперед медленно, но верно, повторяя подрывную политику, которая раньше проводилась в Украине. Это может занять пять или десять лет, и это будет связано с российским избирательным циклом. Лукашенко будет первым и последним президентом Беларуси".

Вы понимаете, какие настроения присутствуют сейчас в Беларуси и в Европе?
Причем эти настроения имеют свою доказательную базу: соображения экспертов, факты, мнения людей.
Всё очень внушительно.
Сразу становится ясно, что Россия хочет всех вокруг задушить и поглотить.
Попробуйте опровергнуть!

И видите, как интересно?
В Европе, даже в самой Беларуси многие считают, что Лукашенко ни на что не годен: полностью зависим от России, экономически беспомощен, политически зависим!
А для некторых наших энтузиастов он главный герой, пример Путину и России, просто умелый хозяин!
Как могут сосуществовать такие разные мнения?

Взгляд. Очень не люблю прогнозы, особенно прогнозы относительно будущего России, ибо что можно прогнозировать в сумасшедшем доме? В каком порядке переставят койки в палате? Кто завтра примерит на себя роль Наполеона? Разрешат ли прогулки во дворе после обеда? Не вижу смысла. Гнездо кукушки своей сути и принципов не меняет, иногда в него случайно попадает Макмёрфи, но мы знаем, чем это заканчивается. Но, пару штрихов всё же наброшу.

  1. В течение следующих 5 лет из России уедут все инакомыслящие люди, которые смогут уехать в силу своих возможностей.
  2. В ближайшие несколько лет мы разочаруемся буквально во всех, в кого ещё верим.
  3. Всегда останутся несколько заметных людей, которые будут играть роль несистемной оппозиции. И не обязательно, что с ними будут договариваться под ковром. Их просто не будут сильно трогать. Травить ровно настолько, чтобы не сломать. Игнорировать. Играть в кнут и пряник. Для легимитизации режима и просто его развлечения такие люди необходимы. Вспомните хотя бы «1984″, где главный герой, думая, что он ведет какую-то борьбу, был изначально под колпаком.
  4. С началом войны в Украине режим перешёл в новую перманентную стадию любого крепнувшего тоталитарного монстра: «мир — это война». Войны будут продолжаться вплоть до крушения империи (очень нескорого). Закончится война в Украине и в Сирии, начнется другая, потом третья, четвертая. Война станет кислородом для этого прогнившего тела. Привыкайте.
  5. В течение следующих 10 лет РПЦ станет в прямом смысле второй властью в стране. Она неуклонно обрастает недвижимостью, активами, пролезает, как подколодная змея во все сферы общества: в образование, медицину, науку. В результате мы получим классическую средневековую страну с мракобесным, набожным, необразованным на многие года вперёд населением и современным оружием в руках. Обезьяна с гранатой в масштабах огромного государства. Перспективка, а?
  6. Репрессии против инакомыслящих будут идти волнообразно. В какой-то год будут сажать сотнями, а на следующий кого-то показательно отпустят. Законы же будут по-прежнему сужать любые свободы и права граждан. Лет через 5 каждый шаг или жест гражданина РФ можно будет расценить, как шаг подсудный. Население будет подвешено на один большой крючок страха. Недоверие друг к другу в обществе будет расти. Доносительство цвести.
  7. Из России утекут все мозги, все профессионалы и специалисты. Техногенные катастрофы станут обычным делом. Ракеты будут падать на головы населения, которое с мотыгой в руках будет пытаться нарыть себе пропитание. Страна станет подобием КНДР и окончательно в неё превратится, когда советские технологии и промышленное наследие наконец придут в полную негодность.
  8. Изоляция от внешнего мира будет усиливаться, страна начнёт консервироваться. Культ и мистификация личности стремиться к бесконечности, ненависть к внешним и внутренним врагам расти пропорционально ухудшению жизни.

Думаю, что общий вектор понятен. Всем хорошего настроения.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратить внимание на цитируемость научных работ в разных областях. Цитируемость - это показатель того, какие деньги общество вкладывает в те или иные научные направления, чего ожидает, и где достаточно активно идут процессы. На сегодняшний день дела обстоят так: если мы посчитаем биологию (токсикологию, иммунологию, медицину и т.д.), то этот индекс равен 50-ти. Вся химия – 10, физика – 8, информатика - 1,5 и математика - 1,5. Таким образом, мы видим, что каждая третья научная работа в мире сегодня выполняется в области биотехнологий или медицины. А это значит, что ближайшие полвека будут временем медицины, биологии и биотехнологий. Судя по всему, бессмертие или долгая жизнь, станут основными товарами ХХI века.

Важна и «вторая квантовая революция», которая сейчас происходит. Мы только заглядываем в квантовый мир, но перед нами уже открываются громадные перспективы, связанные с передачей данных - это и новые материалы, и новые подходы, и новое понимание природы в целом. Я думаю, всё то, что связано с физикой и нанотехнологиями - будет очень востребовано. Приведу простой пример: для жизни нам нужна энергия, но проблема заключается не в том, что нам не хватает энергии, а в том, что мы не умеем ее хранить. Автомобиль Tesla за 100 000 долларов - замечательная вещь, он ездит бесшумно, а заправки для него сделаны из батареек для персональных компьютеров. На одной такой заправке он проезжает 500 км, а дальше его нужно заряжать или сменить блок батарей. Сам этот блок стоит 30 000 долларов. Допустим, за первый год мы эти 500 км проезжаем, на следующий год, если мы не меняем заправку, мы проедем только 250 км, а через два года только 100 км. Более того, мы не только не умеем хранить энергию, но и не умеем передавать её без потерь.

Наконец, нам очень важно вписаться в биогеохимические циклы. Фирма Toyota, например, действует по принципу «ноль отходов» - все, что мы берем от природы, используем без остатка. Сейчас в развитых странах 95% отходов перерабатывается и только 5% захороняется, в России ситуация обратная – это очень вредно и для экологии, и для экономики. Но есть масса вещей, которые помогают вписаться в биогеохимические циклы, и они будут очень востребованы. Мы экологию, как правило, подменяем болтовней, а так быть не должно, потому что это крупно, серьезно и междисциплинарно.

Какие профессии исчезнут, во многом будет зависит и от того, как мы будем развиваться. В свое время, механизация освободила людей от тяжелого физического труда, но многие люди продолжают им заниматься. Сейчас происходит "четвёртая промышленная революция", которая избавит нас от рутинного умственного труда. Например, уже сейчас вы платите за квартиру через интернет, и этим простым действием освобождаете массу конкретных людей, которые раньше сидели бы и заполняли бумажки. Почти нигде нет машинисток, кроме определенных заведений, где без этого никак нельзя. Технологии играют с нами в некую игру и предлагают нам возможности, которые имеют две стороны. Здесь все зависит от нашей мудрости: что мы возьмем, а от чего сумеем отказаться.

Красноречивое выражение о том, что технический прогресс не стоит на месте, постепенно превращается в реальность и вскоре может привести к массовой безработице. Порядка 65% граждан Российской Федерации могут лишиться своей работы в ближайшие два года из-за частичной либо полной автоматизации многих процессов.

Нерадужные реалии современного технического прогресса нашей жизни коснутся всей мировой общественности, и Россия не станет исключением. Три четверти населения страны (что равно приблизительно 53 миллионам граждан) вынуждены будут искать новые места работы. Именно такое экспертное мнение было высказано социологом РАН Леонтием Бызовым.

Перечень мало востребованных профессий непомерно растет. В ближайшее время рабочих мест могут лишиться люди, занимающиеся бухгалтерским учетом и аудитом, сотрудники юридических компаний, охранники, работники почтовых отделений, журналисты. С ростом автоматизации несколько позднее работы лишатся и сотрудники ГИБДД.

Почему это происходит

Человеческий труд, который ранее безмерно ценился миром, а также профессии, считающиеся раньше весьма востребованными, теряют свою актуальность из-за развития технического прогресса. Обычных людей запросто могут заменить вычислительные машины. Например, бухгалтеры, занимающиеся исключительно подсчетами, все чаще заменяются программным обеспечением и портативными компьютерами. Роль охранников и сторожей все чаще играют системы охраны и видеонаблюдения.

Под угрозой могут оказаться и юристы, не умеющие пользоваться нейронными сетями, которые значительно упрощают процедуру составления исковых заявлений. Эксперты также настаивают на снижении востребованности почтальонов, как работников. Их запросто можно заменить роботизированными курьерами.

Самозанятым гражданам также может прийтись несладко, это, в частности, коснется копирайтеров-журналистов. Ведь набор текстов может осуществляться все теми же компьютерными программами. А вот места сотрудников главного управления по безопасности дорожного движения займут системы видеонаблюдения, которые самостоятельно фиксируют нарушения на трассах.

Помимо этого, увеличение безработицы непосредственно связано с пенсионным реформированием. Эксперты прогнозируют в ближайшие два года наступление массовой безработицы из-за полной автоматизации производственных процессов.

Сооснователь сервиса по заказу поездок Lyft Джон Циммер опубликовал на Medium заметку о том, какой он видит автомобильную отрасль через 5–10 лет. По мнению Циммера, уже к 2021 году большинство поездок Lyft будут обслуживать самоуправляемые автомобили, а к 2026 году частные машины практически полностью исчезнут с дорог. Всё это, считает предприниматель, приведёт к перепланировке городов.

Мир, созданный для автомобилей

«Я помню, когда впервые влюбился в автомобили. Всё началось с машинок Hot Wheels, когда мне было три года. Затем была игра Micro Machines - в шесть лет. Всё, что касалось автомобилей, казалось мне очень захватывающим», - говорит Джон Циммер.

После того, как Циммеру исполнилось 12 лет, он вместе с отцом стал каждый год посещать Нью-Йоркский международный автосалон. «Даже в молодом возрасте я чувствовал какую-то связь с автомобилями и с той свободой, которую они дают. Мне кажется, моя любовь к машинам в каком-то смысле повлияла на мои взгляды на мир».

В колледже Циммер прослушал курс о городском планировании - и понял, что автомобили не только сформировали его мировоззрение, но и на самом деле оказали большое влияние на мир вокруг. Преподаватель рассказал студентам об истории больших городов и о том, как транспорт повлиял на их застройку.

С тех пор я не мог прекратить думать о неразрывной связи между транспортом и городом.

«Когда вы в следующий раз выйдете прогуляться, обратите внимание на пространство вокруг. Посмотрите, какая площадь отведена под нужды автомобилей. Пространство, которое нельзя использовать ни в каких других целях. Становится очевидно, что города и другие поселения построены вокруг автомобилей - при том, что большую часть времени их владельцы их даже не используют. По статистике, в среднем автомобиль находится в движении лишь 4% времени, а 96% проводит на парковке», - замечает сооснователь Lyft.

Циммер предлагает представить, как выглядел бы мир, если бы человечество нашло способ избавиться от большинства автомобилей. «Это был бы мир, воздух в котором более чистый, где улицы уже, а тротуары шире, где на месте парковочных пространств - жилые дома или парки, и где процветает малый бизнес. Это мир, построенный вокруг людей, а не вокруг автомобилей».

«Создать такой мир возможно. Мы находимся на пороге транспортной революции», - полагает Циммер. По мнению сооснователя сервиса по заказу поездок, эта революция будет определяться тремя основными изменениями в транспортной отрасли.

1. Быстрое распространение самоуправляемых автомобилей

Джон Циммер полагает, что в течение ближайших пяти лет (до конца 2021 года) большинство поездок Lyft будут обслуживать беспилотные автомобили. В январе 2016 года руководство Lyft о заключении партнёрства с корпорацией General Motors. Компании планируют вести совместные разработки в области самоуправляемых машин. «Если вы живёте в Сан-Франциско или Фениксе, то вы могли видеть эти автомобили на дорогах», - говорит Циммер.

Схожего видения придерживается и генеральный директор Tesla и SpaceX Элон Маск - он полагает, что в будущем большинство беспилотных машин будут принадлежать небольшому числу владельцев, а другие жители городов смогут арендовать автомобили для поездок. По мнению Циммера, автомобили будут принадлежать не частным владельцам, а коммерческим компаниям вроде Lyft.

Сооснователь Lyft отмечает, что транспортная сеть, принадлежащая одной компании, сможет работать гораздо более согласованно и эффективно. Кроме того, частные владельцы вряд ли захотят арендовать машину незнакомому человеку. А сервисы вроде Uber и Lyft смогут обеспечить наименьшее время подачи автомобиля (а также чистоту в салоне).

2. К 2025 году в США практически не останется частных автомобилей

«Машины в США долго оставались символом свободы и самобытности, но этому пришё конец. Миллениалы не разделяют подобных взглядов. Владение автомобилем обходится каждому американцу в среднем в $9000 в год. Машина стала чем-то вроде привязанного к ноге ядра, которое тащат на себе её владельцы - и платят за это около $9000 в год», - пишет Циммер.

Появление сервисов для совместных поездок, отмечает сооснователь Left, позволило многим жителям страны отказаться от собственных автомобилей. При этом количество молодых водителей в стране неуклонно снижается: в 1983 году 90% молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет обладали водительскими правами. К 2014 году этот показатель упал до 77%. Кроме того, в 1983 году 46% молодых людей в возрасте 16 лет уже получили водительские лицензии. В 2016 году этот показатель составляет 24%.

С каждым годом всё больше и больше людей понимает, что жизнь без автомобиля - проще и доступнее. И как только пользоваться самоуправляемым автомобилем, принадлежащим какой-либо сети, станет дешевле, чем обслуживать собственное транспортное средство, большинство горожан откажется от личных машин.

3. Городская среда изменится - больше, чем когда-либо за последние несколько десятков лет

«Почему вас должны беспокоить изменения в транспортной среде? Даже если вас не волнуют автомобили, даже если вы никогда в жизни не пользовались сервисами по заказу поездок, эти изменения затронут и вашу жизнь. Транспорт и инфраструктура вокруг него влияет не только на скорость и способы перемещения по городу, но и формирует городскую среду», - объясняет Циммер.

Как только большинство частных автомобилей исчезнет, в городах освободится пространство, раньше предназначавшееся для стоянок. «Это значит, что нам откроется возможность полностью перестроить городской ландшафт. Города будущего будут построены вокруг нужд людей, а не машин», - пишет автор материала.

За всю историю США, отмечает Джон Циммер, грядущая транспортная революция станет третьей. В своём материале он описал предыдущие две транспортные революции в США и их результаты.

Две первые транспортные революции

«В ранние годы своего существования Америка выглядела совершенно иначе. Она состояла из разрозненных поселений, и наиболее удобным вариантом перемещения между ними был фургон, запряжённый лошадьми», - рассказывает Циммер.

Однако вскоре в США появилась обширная сеть железных дорог и каналов. Первая революция произошла в 1860-х годах. По стране проложили около 50 тысяч километров железнодорожных путей. По словам Циммера, именно развитие транспортной инфраструктуры способствовало быстрому росту городов, в которых были проложены железные дороги - Чикаго, Лос-Анджелеса, Балтимора и других транспортных узлов.

В следующем столетии в Америке произошла ещё одна революция - со стартом промышленного производства доступных для жителей городов автомобилей. «Владельцы автомобилей получили беспрецедентную свободу перемещения, однако чем больше машин появлялось в стране, тем больше дорог приходилось строить властям. Население страны снова становилось всё более разобщенным, а потребность в автомобилях и хороших дорогах от этого только росла. Города оказались перестроены под нужды автомобилистов».

Градостроители ориентировались на владельцев машин и старались сделать всё, чтобы те могли попасть из одной части города в другую максимально близко. Многие районы оказались разбиты отстроенными прямо посреди них дорогами и шоссе.

Другие районы, продолжает Циммер, власти решили и вовсе снести - чтобы освободить место под парковочные пространства. Изменился и внешний вид улиц - тротуары стали более узкими, а передние дворы домов, где люди могли собраться и посидеть с друзьями или семьёй вечером, частично исчезли.

«Раньше улицы были местом, где играли дети, стояли лавки с продуктами, где люди общались друг с другом. Остановившись около ларька, можно было познакомиться с соседями, завести новых друзей - почувствовать себя частью своего района. Однако после второй транспортной революции всё это исчезло. социальная составляющая жизни в городе отошла на задний план, балом стали править автомобили», - продолжает предприниматель.

В чём заключается проблема

«Почему сооснователь компании, которая работает в автомобильной индустрии, жалуется на распространение автомобилей? Дело в том, что проблема кроется не в самих автомобилях, а в том, как мы их используем», - объясняет Циммер.

По словам сооснователя Lyft, в США насчитывается около 250 миллионов автомобилей. На их обслуживание владельцы машин ежегодно тратят около $2 трлн - «это больше, чем жители страны тратят на еду». При этом, замечает предприниматель, лишь 4% времени автомобиль проводит в движении. «Это значит, что одновременно в США стоят на парковке около 240 млн из всех 250 млн автомобилей. По большей части, ваш автомобиль вообще не является средством передвижения. Это просто вечно припаркованная машина».

Джон Циммер проводит аналогию с гостиничным бизнесом. «Можете ли вы представить отель, в котором 90% комнат пустуют? Отель, который тратит огромное количество средств на обслуживание этих комнат - вне зависимости от того, с какой интенсивностью их используют? Такой бизнес закроется - завтра же. Вывод прост: транспортный бизнес в Америке работает неэффективно».

Подумайте также о том, сколько места занимают припаркованные автомобили. В 2011 году исследователи подсчитали, что по всей Америке расположено около 700 млн парковочных мест общей площадью более 15 тысяч квадратных километров. Это больше, чем мой родной штат Коннектикут.

Третья транспортная революция

«Хорошая новость в том, что нам не нужно продолжать ориентироваться на нужды автовладельцев. Технологии позволяют нам пользоваться продуктами не владея ими - это привело к перевороту во многих индустриях. Netflix и стиминговые сервисы похоронили DVD-диски. Spotify пришёл на смену CD- и MP3-проигрывателям. В конце концов то же самое случится и с автомобилями», - говорит Циммер.

Полный переход на модель «Передвижение как сервис» (Transportation as a Service) стал наконец-то возможен. У нас впервые появились инструменты для создания эффективной транспортной сети.

«Совместные поездки - лишь первый шаг к возвращению наших городов», - говорит Циммер. По мнению предпринимателя, самоуправляемые автомобили получат широкое распространение уже в ближайшие 10 лет. Это превратит перевозки в службу по подписке.

«Передвижение как сервис - гораздо более гибкая услуга, чем владение собственным автомобилем. Жителям городов станут доступны любые нужные поездки», - пишет автор заметки. Предприниматель также замечает, что жители смогут самостоятельно выбирать удобные им тарифы - например, платить за каждую поездку по отдельности или оплачивать все перемещения на месяц вперед. Отказавшимся от собственных автомобилей жителям городов также не придется платить за страховку, топливо, обслуживание и парковочное пространство.

Революция, по мнению Циммера, произойдёт в три фазы: и сейчас человечество находится в первой, пока самоуправляемые автомобили не могут находиться на дорогах без контроля водителя. Вторая фаза определяется «гибридным» движением - часть автомобилей будет передвигаться самостоятельно, а часть - под управлением водителей. В третьей фазе большинство машин на дорогах окажется беспилотными. В первые пять лет распространения самоуправляемых машин, замечает Циммер, потребность в водителях будет только расти - благодаря росту потребностей пользователей в поездках.

«Сейчас общество находится на развилке, и только от нас зависит, как будут развиваться города. В наших силах сделать их вновь пригодными для людей, а не только для автомобилей. У меня нет ответов на все вопросы, но я точно знаю, что большинство решений придётся принять нам - бизнес-лидерам, политикам, градостроителям и простым жителям. Это беспрецедентный момент в истории человечества».