Причастие на Страстной и Светлой седмицах? Нужно ли перед пасхой причащаться.

Как поступать, если от исповеди до Причастия проходит несколько дней? Можно ли причащаться на Страстной седмице несколько раз? Можно ли мирянам причащаться на Светлой и как готовиться к причастию?
В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни. Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской».

Протоиерей Артемий Владимиров

Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его».
Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться.
Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя.
Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.
Люди глубоко церковные, которые сроднились духом с Евангелием и стараются всегда пребывать в молитве ко Господу, стремятся и на Страстной, и на Светлой седмице причащаться Святых Христовых Тайн, к чему призывает их Мать-Церковь. Батюшкам совсем не нужно дуться, делать хмурое лицо и отгонять от Святой Чаши чад Церкви, которые для того-то и пришли в храм, чтобы сокрыть святыню в своём сердце.
Неужели только потому, что ты приобщался в Великую Среду, тебе нельзя вкушать Тело и Кровь Господню в Великий Четверток – время установления Господом Тайной вечери, когда весь храм поёт вслед за Церковью: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите»?
Неужели стоять в стороне от Святой Чаши в Великую преблагословенную Субботу, когда и небо, и земля, и звери, и деревья, и цветы – всё застывает в глубоком молчании? Ибо сама природа внемлет Богу, Который снимает проклятие с земли, возвращая миру Божьему благословение.
Не причащаться в ночь на Пасху Христову – удел некрещеных китайцев. Но православные люди Великим постом для того и шли сорок дней узкой тропой Евангельского самоотвержения, чтобы восчувствовать Христа-Спасителя, Который таинственно восстаёт из гроба нашей души, озаряя её Своим Божественным светом.
И какие сложности в отношении причащения Святых Тайн могут быть на Светлую седмицу, когда нам просто вечером нужно повоздержаться и не отягощать себя скоромной пищей? Зато днём никто не препятствует вам принести кулич вашим друзьям, разговеться пасхой, пасхальными яичками, испытав прочность собственных христианских убеждений.
Поэтому, дорогие друзья, оставим в стороне ханжество и фарисейство, иногда имеющее место в среде священнослужителей, не будем препятствовать чадам Церкви освящаться Божественной благодатью в Таинстве Причащения, как к этому призывает нас Мать-Церковь в течение всей Светлой Седмицы.
Даже запричастный стих, который поётся, покуда священник дробит Святого Агнца на престоле, гласит: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите».
Это и есть полнота жизни в Господе, точка опоры христианина – чтобы он, вкусив святыни, размышлял о том, какого дара сподобился. Сам Христос свидетельствует об этом: «Кто будет пить кровь и вкушать тело Сына Человеческого, жить будет Мной, и Я воскрешу его в последний день, и никогда не умрет». Потому что Жизнь Вечная обитает в глубинах нашего сердца.
И, пожалуйста, не говорите мне о тех храмах и пастырях, которые на праздник Пасхи и на Светлой седмице не допускают к Святой Чаше своих боголюбивых прихожан, но лучше сообщите об этом Святейшему Патриарху Кириллу. Он найдёт слова убеждения нерадивым батюшкам и отправит их на месяц-два в ближайший монастырь для того, чтобы они повторили семинарский курс и поняли таинственное значение слов Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
Священник – это не жандарм и не тюремщик, функция которого – держать за решёткой условно-досрочно освобождённых. Добрый пастырь, «батюшка Айболит» должен – «цып-цып-цып, мои цыплятки» – приглашать бессмертные человеческие души разделить вместе с ним, пастырем, радость о воскресшем Христе в таинстве Святой Евхаристии.
Самое главное для христианина – это, конечно, встреча с Господом. И эта встреча самым лучшим образом происходит тогда, когда человек причащается Святых Христовых Тайн. Что бы он в этом ни понимал, что бы он в этом ни ожидал, всё-таки это – встреча с Богом, которую Сам Господь создаёт, предлагает нам и Сам идёт к нам навстречу.
Нам остаётся только решить: «А мы хотим с Ним встречаться?» Мы обязательно должны задать себе этот вопрос, и

Иерей Димитрий Туркин

тогда начнём это делать осознанно, творчески и с пользой для себя.
В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.
С Великого Четверга начинается такое время, когда человек особенно чувствует близость Неба, особенно стремится к Богу. Очень много причастников бывает в Страстной Четверг.
Кто-то из них успел исповедаться накануне, а кто-то – перед литургией. Но впереди ещё Великая Суббота и сама ночь Пасхи. И не всем удастся подойти к священнику в эти трудные для всех часы.
Даже если есть время для внутренней подготовки, у самих служителей существуют обязанности по подготовке храма к празднику. Все заняты, все очень торжественно настроены и напряжены.
Как можно причаститься в субботу или воскресение, если ты понимаешь, что на исповедь попасть трудно? Нужно взять у своего духовника – священника, которому ты постоянно исповедуешься, – благословение причаститься в четверг и субботу или в четверг и в ночь Пасхи.
Для такой просьбы нужно, во-первых, внутренне быть готовым к тому, что священник такого благословения не даст. Он может сам решить, как вам будет полезнее и удобнее это делать.
Но, если он даст такое разрешение, как нужно настроиться на внутренний духовный мир, чтобы те часы и дни, которые проходят от исповеди до причастия, не смутили вашего внутреннего духа, чтобы к Чаше вы подошли в душевном расположении к ближним, к Богу и внутреннем спокойствии?
Как этого достичь? Конечно, только практикой. Нужно научиться ещё заранее, а, если такой практики нет, то прямо сейчас кого бы то ни было не осуждать.
Возникает такая проблема: нужно сохранить себя от времени исповеди, которая иногда и в другие дни бывает с вечера до утра, когда мы причащаемся. Ведь, по меньшей мере, глупо исповедоваться вечером, потом натворить каких-то дел с тем, чтобы с утра снова идти исповедоваться. И эта проблема не единична – подобная ситуация повторяется из года в год.
Поэтому надо уже сегодня перестать осуждать кого бы то ни было. Ко всем относиться так, как будто это – самые лучшие люди, которых мы когда-либо встречали в жизни.
Конечно, такое настроение нельзя продлить на неделю или месяц – это будет сверхусилие. Но на несколько дней удержать его возможно – постоянным напоминанием себе о том, что «Не судите да не судимы будете» и кто ты такой, что судишь своего ближнего – «чужого раба», как говорит Господь.
Конечно, мы не можем перестать грешить. Нужно только перестать осуждать, сконцентрироваться на этом своём недостатке, но быть не напряжённым, а просто внимательным к себе, к своим чувствам и переживаниям. Не в том смысле, что переживать их изо всех сил, а просто не обращать на них внимание. Внимательным к своим помыслам. А на недостатки ближних никакого внимания не обращать.
Сделайте это усилие – и проблема отдалённости исповеди по времени от причастия станет для вас легко решаема.
В отношении причастия в Светлую седмицу. Главным недоумением бывает проблема, как поститься.
По одной из традиций, которую я знаю твёрдо, принято такое отношение: пост, который мы провели более или менее достойно, и приготавливает нас к причастию во всю Светлую седмицу. То есть, всё, что могли сделать, мы уже сделали. И на Светлой седмице мы можем не поститься, даже если будем причащаться каждый день.
Другое дело, может быть, не каждый человек будет и может это делать. Но если такое устроение возможно, полезно и благословлено священником, – почему нет. Ведь, в конце концов, отвечать будет тот батюшка, который благословил вас это делать.
Ну, может быть, не каждый день, через день… Но если есть такая радость, если вы, наконец, обрели своего Бога, которого наконец-то полюбили, то почему нельзя несколько раз причаститься на Светлой седмице, которая есть единый день Пасхи? Это можно и должно, тем самым вы покажете своё усердие и поймёте, наконец, что есть радость духовная.
Конечно, для этого нужно определённое настроение. Всё, что сказано о покаянном и смиренном настроении относительно поста и седмицы Страстной, касается и Светлой. Такое же настроение – неосуждение, любовь к ближнему. Но при этом – зачем поститься?
Единственное, вечер накануне причастия я бы рекомендовал провести чуть более смиренно – не надо вечером есть мясо и вообще – ставить на стол какую-то обширную трапезу. Всё, что можно, позвольте себе утром и за обедом, а вечером немного посмиряйтесь и, тем самым, подготовьтесь к причастию.
Вот и получится: вроде бы и поста нет, и нельзя сказать, что вы совсем не готовились и не потрудились. Думаю, что такой подход будет самый правильный.
Как правильно исповедоваться и причащаться на Страстной неделе? Каждому человеку по-разному. Страстная неделя – это время особенное. Есть люди, которые весь пост усердно посещали богослужения, исповедовались и причащались регулярно каждую воскресную литургии, может быть, даже кто-то и чаще.

Протоиерей Алексий Уминский

Поэтому бывает такое время, когда во время Страстной недели таким людям, может быть, стоит уступить место в очереди на исповеди тем, кто пришел к концу поста, как «работники одиннадцатого часа», которые по каким-то причинам, нам мало видным, – может быть, потому что они только-только очнулись к концу поста, может быть, что-то в них родилось к концу поста настоящее, – и вдруг решили подойти к Пасхе по-настоящему, по-христиански.
А служб очень много, священники часто перегружены. Поэтому перед службой особенно Великого Четверга вся церковь стремится приобщиться Святых Христовых Тайн.
Поэтому, мне кажется, христиане, которые действительно весь пост достаточно серьезно относились к своей душе, могут сейчас смиренно немножечко отойти в сторону и дать возможность на Страстной неделе исповедоваться тем, кто за время поста этого не сделал, чтобы у священника была возможность по-настоящему, глубоко каждого выслушать.

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Епископ Обуховский Иона

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца

Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.

Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.

А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.

Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.

Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

- Почему каждый день Страстной седмицы именуется Великим?

Великий пост - самый строгий и самый длинный: он подготавливает нас к величайшему из праздников Русской Православной Церкви - Воскресению Господню. Последняя Страстная седмица уже не относится к посту, который уже закончился. Страсти Господни - это пытки и мучения, предательства. Господь знал, что Иуда Его предаст. В Великий Четверг была Тайная Вечеря, на которой Господь омывал ноги своим ученикам, в том числе и Иуде. Многие говорят, что причастие - это благодать, но мы видим и иное причастие, когда Господь подал Иуде хлеб - Тело Свое, и в него вошел дьявол. Тот, кто причащается, достойно приготовившись, получает великую благодать, а кто это делает недостойно, то «суд себе яст и пиет», как говорится в молитве.

Господь претерпел великие пытки, мучения, великое предательство всего народа. В Вербное воскресение, еще несколько дней назад, народ кричал: «Осанна вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Евреи очень эмоциональны, они празднуют, взметая пыль с воздух, махая ветвями, устилая землю одеждами.

Когда Господь воскресил Лазаря, иудеи пришли соболезновать его сестрам Марфе и Марии. Они видели, что Лазарь уже скончался, а некоторые, может быть, были и в те моменты, когда он еще только умирал. Они знали, что его погребли и что он уже смердит. Господь сказал: «Отвалите камень», а сестра ответила: «Господи, он уже смердит». Христос воскликнул: «Лазарь, гряди вон!» И еще несколько минут назад разлагающийся труп вышел живым человеком, полным жизни и сил. А иудеи, видя смерть и воскрешение, сказали, что нужно Христа и Лазаря убить.

На этой неделе мы видим великие испытания и великое покаяние - покаяние разбойника. Разбойник сказал своему собрату: «Мы с тобой получили по заслугам нашим» - это покаяние. И он попросил прощения: «Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Свое» . Это прощение, исповедь и проповедь, ведь это сказано перед всей толпой. Совершить самое величайшее дело - воскреснуть - мог только Бог. Он воскрес, и этому остались немалые свидетельства того времени. Поэтому эта неделя называется Великой Страстной седмицей, и каждый день в ней - Великий.

- Чему стоит уделить особое внимание в оставшиеся дни Страстной седмицы?

Если мы признаем, что это действительно Великие дни земной жизни и земной смерти Иисуса Христа, то зачем нам предаваться каким-то мелочам? Многие всю неделю заботятся о том, какие куличи испекут, как яички раскрасят, кого в гости пригласят и куда сами сходят. Вся Великая неделя проходит в мелкой суете. Достойно покрасить яйца и испечь кулич, но не стоит этому предавать большое значение, иначе это будет умаление праздника. Иуда получил от Христа Тело и Кровь, и вошел в него бес. Давайте не будем мелкое ставить над великим, иначе тоже будем недалеки от Иуды. Первым делом должны быть воспоминания Великих дней Господа нашего Иисуса Христа. Многие делали благочестиво, когда причащались на Великий Четверг или на Страстной седмице, чаще ходили в церковь. Если человек привык только по воскресеньям посещать храм, то хорошо посещать его каждый день, если есть возможность. Моя мама говорила: «Некогда тому, кто ничего не делает». Кто войдет в ритм, у того хватит времени на всё. Когда мы будем думать, как угодить Господу, то и наши земные дела очень хорошо исправятся - это однозначно.

Вопрос телезрительницы из Волгоградской области: «Я инвалид второй группы, принимаю жизненно необходимый препарат, без которого не двигаюсь. Можно ли его принять перед причастием, не будет ли мне это в осуждение?».

Это не будет Вам в осуждение. Если бы Вы пригласили домой священника исповедовать и причастить, как больную, то он бы даже не спросил, кушали Вы или нет. Больному человеку пост и евхаристическое воздержание ослабляется. После сложных операций я тоже каждый день должен утром принять лекарство. Если необходимо запить лекарство глотком воды, то это тоже делайте и со спокойной совестью идите к Богу. Господь Вам усугубил пост болезнью. Помоги Бог!

В идеале каждому христианину нужно каждый день на Страстной седмице бывать в храме. В Великий Четверг вспоминается установление Таинства Евхаристии. В Великую Пятницу вспоминаются Крестные страдания Господа. Это очень важные дни, когда нужно иметь особое благоговейное и молитвенное состояние. Но мы живем в мире, который не позволяет должным образом это осуществить. Когда-то давно на этой неделе все освобождались от работы, а сейчас такой возможности нет. Как быть работающему человеку, если он не сможет быть на богослужении?

Кто может посещать храм во все дни седмицы - это достойно и хорошо. Кто не может в силу каких-то обстоятельств - молитесь про себя усердно, наложите дома на себя правило больше читать Псалтырь, Евангелие, размышлять. Пойте псалмы, много духовных хороших стихотворений, например, «Мира Заступница, Матерь Всепетая». Бывает, я дома запою, так меня вся семья сразу слушает. Есть благочестивые песнопения, благочестивые молитвы и благочестивые занятия. Не унывайте, если по какой-то причине не можете прийти в храм, молитесь дома.

Я во многом не согласен со Львом Николаевичем Толстым, есть моменты, за которые он был отлучен от Церкви. Но у него есть рассказ о суровом хозяине, который заставил своих работников пахать поля на Пасху. Одни зароптали, другие в гневе бросили орудия труда, начался саботаж. Когда хозяин приехал на поле, то увидел одного смиренного работника, который пахал, прикрепив на соху свечку. Ветер дует, а свеча горит! А работник поет псалмы и пашет. Хозяина очень тронуло это смирение и чудо. И, может быть, в храме он бы так не помолился, как молился за работой. Смирись, скрепи свое сердце, делай добрые дела и усиль молитву дома. Можно сказать Господу: «Господи, не дал Ты мне в Великий Четверг в храм сходить, но я за это, как только у меня выдастся время, схожу и помогу кому-нибудь». Это будет принято Богом, как жертва. Роптать не нужно.

Одна матушка на Пасхальной седмице подошла ко мне на исповедь: «Я поствую». Говорю: «Пасхальная седмица идет, а Вы даже яичко не скушали?» Она отвечает: «Нет, батюшка, у меня только на хлебушек хватает денег, а на яичко уже нет». Лучше вот эту матушку посетить в Великий Четверг, спросить: «Все ли у тебя готово к Пасхе?». О себе только заботимся, а рядом человек нуждается. Вот это и будет великая жертва и помощь. «Если ты принес дар свой Богу и вспомнил, что брат твой гневается на тебя, то оставь дар и иди, примирись с братом, а потом принеси дар, и тогда он будет принят ». Тем, что идешь в храм, ты уже приносишь жертву ради Божиего дела. Но, может быть, ты с кем-то не помирился? Может, есть нуждающийся, и ты про него забыл? Богу угодить мы всегда найдем где, лишь бы сердце этого хотело. Сердце захочет - Бог укажет.

Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Я подала записочку о здравии, а ее прочли об упокоении. Что мне делать?».

Не унывайте: это была просто ошибка, они случаются у всех, человек не может жить без ошибки. Даже если бы ее вообще забыли прочитать, то ничего страшного. Вы подали записочку, принесли какую-то жертву за нее. Подали о здравии и знайте, что она пошла о здравии.

- Я когда-то писал записку, а священник почему-то не произнес имя.
- Когда писали записку, то человек уже помянулся. Бывает, что батюшка потерял, не произнес, забылся - все мы люди. Для Вас записочка уже у Бога, не сомневайтесь.

- А правильно ли так стоять и слушать: произнесут или не произнесут?
- Нужно стоять и молиться. Когда батюшка поминает, ты сам поминай своих, которых в записке указал. С твоей молитвой батюшкина молитва будет только сильнее. Это будет гораздо благочестивее, чем стоять и думать: «Ах, какой батюшка, забыл прочитать!» Ты совершаешь этим грех.

В нашем эфире мы когда-то приводили великопостную статистику, которую публиковал Всероссийский центр изучения общественного мнения. Опросили 1600 человек, из них только 3% соблюдают Великий пост. Однако 9% из опрошенных сказали, что на Страстной седмице планируют поститься. Чем обусловлено такое стремление людей поститься именно в эту неделю?

Страстная седмица даже во времена атеистов была на слуху. Я служил на сельском приходе в Талице. Бывало, на вынос плащаницы, на Двенадцать Евангелий приходили много тех, кто не приходили весь Великий пост. У людей закрепилось в сердце, что Страстная седмица - особая. Около 12-14 миллионов людей в нашей стране (9%) будут на Страстной седмице поститься - это же какая мощная армия христиан! А 4 миллиона человек постятся весь пост - и это очень значительно.

Лет 30 назад мне довелось открыть первый храм в городе Камышлов, разрешили купить домик. Прошла первая Пасха, мои дети были еще юные. С сыном, дочерью, алтарником (ныне протоиерей Игорь) мы договорились пойти гулять вечером по Камышлову, но поставили себе условие каждому встречному говорить: «Христос Воскресе!». Реакция у людей была такая: двое-трое покрутят пальцем у виска, еще трое остановятся, раскрыв рот и не зная, что ответить, а где-то пятый-шестой или восьмой-девятый скажут: «Воистину Воскресе!» или спросят: «А что отвечать-то?». Сейчас тебе каждый или почти каждый ответит: «Воистину Воскресе!» Правда, у нас был один уполномоченный, с гордостью называвший себя атеистом, и когда ему говорили «Христос Воскресе!», он отвечал: «Здравствуйте, здравствуйте». Это вроде анекдота, когда Леониду Ильичу сказали: «Христос Воскресе!», а он отвечает: «Знаю, знаю, мне уже докладывали».

Были времена значительно хуже. Вы мне сказали про такие проценты, и я очень удивлен. Но ведь есть еще другие - 80% называют себя верующими. Получается, что 100 миллионов человек в России называют себя верующими. Россия становится православной. При этом я нисколько не умаляю заслуг мусульман, иудеев и католиков. С мусульманами и иудеями мы в одних окопах и в одних танках дрались в Отечественную войну, отстаивая нашу Родину, но все-таки она православная. У меня есть добрые знакомые мусульмане, и они всегда говорят: «Вы - наши «старшие братья», мы здесь помладше вас», и это говорится всегда с уважением. Русь становится верующей - это главное. Строятся костелы, мечети, синагоги, мы становимся похожими на цивилизованных людей.

Что Вам запомнилось из жизни, могли бы Вы привести какие-то примеры, как люди реагируют на праздничное настроение?

Меня перевели в епархию, и я стал служить в Екатеринбурге, назначили на «Уралмаш». Елена Анатольевна Шевченко, наша староста, еще до меня начала «битву» за церковь. Я пришел в маленькое помещение бывшего кинотеатра, мы с ней стали добиваться церкви, и тогда в газете появилась статья «Построите - взорвем!». Устраивали митинги, было море противников, а сейчас, если сказать, что «Уралмаш» безбожный, то 90% жителей будут оскорблены. Там и храмы теперь есть, и службы идут.

В Талице на Рождество мы с супругой решили прогуляться, и я взял с собой коробку конфет. Тогда конфеты достать было очень трудно, это были времена богатой страны с голодными людьми. Супруга спрашивает: «Ты куда, отец, берешь конфеты?» Я отвечаю: «Сейчас увидим!». Вышли на улицу, и я ей говорю: «Сейчас всех детей, которые попадутся, буду спрашивать, какой сегодня праздник? Кто мне ответит, что сегодня Рождество, тому я вручу эту коробку конфет». И только пятнадцатый-шестнадцатый ребенок ответил, что сегодня Рождество. А сейчас любой знает! Троицу все знают, Пасху знают. Становится совершенно другое время: Россия просыпается, «русский богатырь» просыпается.

Мы уже говорили, что не стоит чрезмерно увлекаться готовкой, покупкой подарков на Пасху, а нужно уделять больше внимания молитве. Скажите, для чего эти символичные блюда появляются на столах?

Яйцо имеет свое предание. С одной стороны, оно как бы «дважды рожденное» и символизирует нашу жизнь: человек сейчас на Земле, а потом из своей телесной «скорлупы» милостью Божией изойдет и будет жить вторую жизнь - вечную. А где это будет - зависит уже от наших земных дел. Второе предание: один еврей пришел на рынок продавать яйца, и когда ему сказали, что Христос, которого распяли несколько дней назад, воскрес, он ответил: «Скорее яйца в моей корзине станут красными, чем я поверю, что Он воскрес!». Открыл корзину, а яйца там все красные.

Что касается куличей, то их символическое значение имеет прообразом хлебы евангельские, исход евреев из Египта. Существует много разных преданий, но не будем на это обращать большого внимания, а будем думать, как нам в Великую неделю быть со Христом. Не с яйцом и не с пасхой, а именно со Христом и с Ним распяться. А уж если мы с Ним распнемся, то Он нас с Собою воскресит! Давайте будем думать, как нам не убежать от Него, как это сделали многие ученики. Один ученик убежал, и когда его схватили за одежду, он и одежду оставил, убежал нагой. Господь передал своей Матери все человечество: «Се чадо Твое» . И нам показал нашу Небесную Мать: «Чадо, се Матерь твоя» . Будем вспоминать эти великие дела, чтобы быть усыновленными Богородицей и признать ее Великой Небесной нашей Матерью.

Вопрос телезрительницы: «В интернете, в передачах по телевизору часто натыкаюсь на такие вещи, как пророчества о России, информация о паспортах, электронных карточках, о том, что от этого нужно отказываться, иначе не спастись. Из-за этого возникает большое смятение и тревога. Но в Евангелие написано о том, что власть, правительство поставлено от Бога и нужно его слушаться».

Берите паспорта, не нужно их выбрасывать: мы живем в государстве. Спасителю сказали: «Ты должен заплатить налог», и Он ведь его заплатил: послал Петра, тот поймал рыбу, а у нее во рту была золотая монета, этой монетой Он и отдал за себя и за Петра. Мы видим, что Спаситель обличал, но Он нигде не противился властям. Давайте исполнять то, что установил закон. У меня есть паспорт, другие документы, но нет электронных карт только потому, что в электронном смысле я совершенный невежда. Кто отказывается от пенсии - это вообще нелепость. Пенсию вы заработали сами, отчисления на нее шли долгие годы, может быть, вам сейчас и платят меньше того, что вы заработали, поэтому не отказывайтесь. Правильно написано в Евангелии: «Будьте покорны властям». Ваше непокорство в отношении богоборческой власти не будет осуждено, но сейчас мы можем гордиться главой своей страны. Я ведь застал еще Сталина, жил при Хрущеве и при Брежневе. Да, наш президент ошибается, я в чем-то с ним не согласен, но у нас достойный правитель, который болеет за свою страну, подает нам пример, как любить и отстаивать свою Родину. Слава Богу, наши власти не богоборческие, а верующие, православные.

На прошлой программе женщина спрашивала о том, что у нее в паспорте есть три шестерки. Люди встречают это число в документах, на номерах машин и так далее. Как правильно к этому относиться?

Есть страны, где цифры 13 вообще нет. Есть много поверий, мнений и разных слухов. Давайте не будем относиться к этому с предвзятостью. Если ты можешь безболезненно отойти от этой цифры - отойди. Или если тебе сегодня выдадут пенсию 6 666 рублей или 16 666, то бери ее и не думай об этих шестерках! Мы думаем о цифрах и забываем думать о Боге, будущей жизни, добром деле. Из-за этих трех шестерок мы готовы кому-то глаза выцарапать, прости Господи. Пусть это сатанинское число, но Бог-то сильнее дьявола!

Вопрос телезрителя: «Я хожу в храм Рождества Христова, хочу причаститься в это воскресенье, но моя работа не позволяет мне поститься в еде. Можно причаститься, не постясь?»

Если Ваша совесть Вам говорит, что можно, то я, как священник, на это Вам запрета не наложу. Желательно хотя бы день попоститься. Постарайтесь, тем более идет Страстная седмица. Но если Вы за весь пост причащались 4-5 раз, постились, можете причаститься в Пасху Христову даже без исповеди. А вообще нужно готовиться. Конечно, у одного работа, у другого болезни. Если для тебя скоромная пища, как лекарство, и тебе говорит об этом совесть, можешь принять ее. Если ты чувствуешь, что поствуешь во вред своему здоровью, то это не пост, а самоубийство. Исходя из этого, посмотрите, что скажет Ваша совесть, подойдите ко мне и я с Вами побеседую. Все равно надо, чтобы люди воздерживались. Если сейчас все разрешить, то люди будут после завтрака приходить в храм к причастию. Нужно иметь строгость, возможную для Вас.

Есть мое личное наблюдение, что на Пасхальное богослужение собирается так много людей, что в некоторые храмы даже не попасть. Но проходит часа два, крестный ход, возвещается о том, что Христос Воскрес, и около 30-40% людей уходят. Как объяснить такое поведение, и как донести до людей важность всего богослужения, а не только его начала?

Здесь тоже намечается перелом. Раньше, когда служил в Талице, замечал, что после крестного хода в храме оставалось очень немного народа, но это было в те годы. Сейчас люди остаются семьями, с детьми, выстаивают службы. Если раньше в храм заходили выпившие люди, безобразно себя вели, то сейчас этого практически нет. Улучшение заметно.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Каждый ли православный христианин, который поствует, регулярно исповедуется, причащается, должен иметь духовника?».

Духовник - это священник, который ведет вас по жизни. Вы к нему приходите побеседовать, рассказать о своих тяготах, необязательно на исповеди. Он Вам может посоветовать, что делать по поводу работы, семьи, детей, учения, по любому вопросу. Есть семейные доктора, и бывает, что один врач ведет целые поколения: бабушку и дедушку, сына и дочь, внука и внучку и знает всю наследственность этой семьи. Такой доктор будет гораздо ценнее, чем тот, который побеседовал с Вами 15 минут на приеме. Так же и духовник: если он Вас знает, Вы ему доверяете, советуетесь, просите у него разрешения трудных вопросов, то с годами он Вас изучит и, возможно, лучше кого-либо другого даст совет. Лучше иметь духовника, но Вы имеете право выбрать его: к кому ляжет сердце. Но уж коли выбрали, то если его смените, потеря будет для Вас, потому что он Вас знает как никто другой. Иметь духовника, я считаю, очень достойно. А чтобы причаститься, прийти на исповедь можно к любому священнику. К своему духовнику человек может ездить даже в другую область, звонить по телефону, например, раз в три месяца.

Вопрос телезрительницы рабы Божией Марины: «Я прихожанка храма Рождества Христова на «Уралмаше». Батюшка сказал, что можно всю Светлую седмицу приходить на причастие без исповеди. Как быть с питанием, ведь нельзя держать пост на Светлой седмице?»

Про всю седмицу я не слышал, но в день Воскресения Господня можно причаститься без исповеди, но в том случае, если Вы весь пост держали, исповедовались, причащались. Есть евхаристическое воздержание, и я бы не советовал всю Светлую седмицу причащаться, это рано или поздно может обернуться тем, что мы привыкнем к причастию и перестанем с благоговением относиться к этому Таинству. Нужно вычитывать хотя бы минимальное правило. Один раз на Пасху, если Вы всем постом себя готовили, подойдите и причаститесь во Славу Божию.

- Как провести оставшиеся дни до Пасхи, к чему стремиться, как встретить само Светлое Христово Воскресение?

Оставшиеся дни нужно провести в усиленном воздержании. Если есть возможность и вы готовились, то нужно причаститься в Великий Четверг или Великую Субботу. Не нужно над великим ставить мелкое, поменьше хлопот. У нас часто бывает, что мы знание догмата ставим выше его исполнения. Мы знаем, и давайте будем делать, а то ведь и Суд Страшный будет над всеми нами: каждый ответит за свои дела. Светлую седмицу нужно провести в радости, любви, помнить, что лучший подарок Богу - помочь нашему ближнему. Если мы узнаем, что человеку нужна помощь и поможем ему в Светлую седмицу, то не бойтесь, греха не будет, если вы нарушите Светлую седмицу трудом. Я работал сторожем в церкви в 1974 году, молился на Всенощной на Троицу, и ко мне подошел старичок: «У одной хозяйки ветром сдуло забор, а неподалеку пасутся овцы, сейчас они зайдут на ее огород. Давай пойдем и сделаем ей забор». Мы пошли и загородили, в другие дни люди доделали забор. А когда мы шли, на нас ругались, что мы во время Всенощной на Троицу другими делами занимаемся. Мне этот старичок (дожил до 106 лет) говорит: «Володя, не переживай, ты сегодня не здесь этой бабушке забор городил, ты его городил себе в вышней жизни, на небе. Этот забор будет у Бога». Вот так нужно проводить время: весело, с любовь и добром.

Вопрос телезрительницы: «Внучке 3 года, мы ее водим часто на причастие. Как ей объяснить, Кого она принимает?».

В 3 года рано говорить о Страстях Господних. В детских книжечках, которые у нас продаются, очень простым и доходчивым языком все это объясняется.

Радует, что из всех дозвонившихся сегодня, двое являются прихожанами храма, настоятелем которого Вы являетесь. Некоторые люди считают, что если они ходят на исповедь к какому-то священнику, то он автоматически становится их духовником.

Это нормально. Когда люди ходят к одному батюшке на исповедь, он их знает в лицо и по имени, знает, чем и как человек живет, к чему склонно его сердце, этот батюшка и является духовником.

Не должно быть официального принятия от человека, который берет ответственность за своего духовного сына или дочь?

Духовник молится за своих чад, поминает на уединенной и церковной молитве, и чадо молится за своего духовника. Так между ними строится духовный мостик. Чадо тоже часто знает своего духовника, чем он живет, какие у него немощи, беды, и тоже старается его поддержать. Все это достойно и нормально, не надо никаких официальных удостоверений.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Анна Солодникова

В последнюю неделю перед Пасхой, которую в народе именуют Страстной, многие верующие люди задаются вопросами, а можно ли причащаться в церкви в это время, как правильно это сделать и в какие дни. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.

Особый период для православных христиан, время духовного созерцания, размышлений о жизни Спасителя - это последняя неделя перед Пасхой. В память о последних земных днях Христа, когда он был предан и распят, неделя называется Страстной. Вместе с тем это время осмысления необходимости чистоты духовной и телесной, поэтому неделя имеет другие названия - Великая, Чистая, Белая. Каждый день Великой седмицы имеет особый смысл: он посвящён определённому событию, и эти традиции хранятся веками.

Об особенностях причащения в Светлую Седмицу

протоиерей Димитрий Смирнов

66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора. К сожалению, мало кто может это выполнять. Еще меньше тех людей, которые вообще об этом знают, потому что практика так нашу жизнь исковеркала, что все часто совершается совсем по-другому.

У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится.

Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие.

Какие особенности подготовки к Причастию в это время?

Читается Пасхальный канон и Пасхальные часы.

Зачем необходимо причастие?

Причастие позволяет человеку наследовать Царствие Божие, а значит, даёт возможность попасть после смерти в рай.

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы. Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Причастие в Великий пост

Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа. Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 19 февраля по 7 апреля в 2018 году), а затем с радостью празднуют Пасху. Во время поста, воздерживаясь от скромной пищи, пребывая в смирении и молитве, человек укрощает своё тело и очищается. Исповедь и причастие в Великий пост имеют большое значение, но также важно причастие перед Великим постом, а также на протяжении всего года.

Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.

Смысл и значение Страстной седмицы

Страстная неделя фактически начинается уже с Вербного воскресенья и заканчивается днём Воскресения Христова. Следующий за ним Пасхальный понедельник знаменует начало Светлой седмицы. Но Воскресение ещё предстоит, и эти несколько дней до него - Голгофа для мирян.

Страстная неделя перед Пасхой показывает, что путь к вершинам духовности - это раскаяние и смирение ради великой цели, Воскресения, и нет иной дороги к жизни вечной, как через крест и страдания. В эти семь дней в храмах проходят самые продолжительные службы, призывающие человека к сопереживанию и состраданию Спасителю, совершившему подвиг самоотречения. Согласно религиозным канонам все дни недели богослужения погружают верующих в события последних дней жизни Христа. Каждый из этих дней был святым и потому получил сегодня то же название, что и неделя, - Великий.

Евангельские чтения словно ведут по пути Христа:

понедельник посвящен воспоминанию притчи об иссушении смоковницы, а также о ветхозаветном патриархе Иосифе;

вторнику отведены чтение о десяти девах и воспоминания, как Христос обличал фарисеев;

в среду сопоставляют жизненные пути раскаявшейся Марии Магдалины и предателя Иуды;

в четверг говорят о том, как Христос омыл ноги апостолам, вспоминают Тайную вечерю, молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды;

пятница посвящается воспоминаниям о Страстях Господа;

в субботу вспоминают о погребении Христа, схождении Его в ад для освобождения душ верующих.

Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской».

Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его».

Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться.

Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя.

Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.

Люди глубоко церковные, которые сроднились духом с Евангелием и стараются всегда пребывать в молитве ко Господу, стремятся и на Страстной, и на Светлой седмице причащаться Святых Христовых Тайн, к чему призывает их Мать-Церковь. Батюшкам совсем не нужно дуться, делать хмурое лицо и отгонять от Святой Чаши чад Церкви, которые для того-то и пришли в храм, чтобы сокрыть святыню в своём сердце.

Неужели только потому, что ты приобщался в Великую Среду, тебе нельзя вкушать Тело и Кровь Господню в Великий Четверток – время установления Господом Тайной вечери, когда весь храм поёт вслед за Церковью: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите»?

Неужели стоять в стороне от Святой Чаши в Великую преблагословенную Субботу, когда и небо, и земля, и звери, и деревья, и цветы – всё застывает в глубоком молчании? Ибо сама природа внемлет Богу, Который снимает проклятие с земли, возвращая миру Божьему благословение.

Не причащаться в ночь на Пасху Христову – удел некрещеных китайцев. Но православные люди Великим постом для того и шли сорок дней узкой тропой Евангельского самоотвержения, чтобы восчувствовать Христа-Спасителя, Который таинственно восстаёт из гроба нашей души, озаряя её Своим Божественным светом.

И какие сложности в отношении причащения Святых Тайн могут быть на Светлую седмицу, когда нам просто вечером нужно повоздержаться и не отягощать себя скоромной пищей? Зато днём никто не препятствует вам принести кулич вашим друзьям, разговеться пасхой, пасхальными яичками, испытав прочность собственных христианских убеждений.

Поэтому, дорогие друзья, оставим в стороне ханжество и фарисейство, иногда имеющее место в среде священнослужителей, не будем препятствовать чадам Церкви освящаться Божественной благодатью в Таинстве Причащения, как к этому призывает нас Мать-Церковь в течение всей Светлой Седмицы.

Даже запричастный стих, который поётся, покуда священник дробит Святого Агнца на престоле, гласит: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите».

Это и есть полнота жизни в Господе, точка опоры христианина – чтобы он, вкусив святыни, размышлял о том, какого дара сподобился. Сам Христос свидетельствует об этом: «Кто будет пить кровь и вкушать тело Сына Человеческого, жить будет Мной, и Я воскрешу его в последний день, и никогда не умрет». Потому что Жизнь Вечная обитает в глубинах нашего сердца.

И, пожалуйста, не говорите мне о тех храмах и пастырях, которые на праздник Пасхи и на Светлой седмице не допускают к Святой Чаше своих боголюбивых прихожан, но лучше сообщите об этом Святейшему Патриарху Кириллу. Он найдёт слова убеждения нерадивым батюшкам и отправит их на месяц-два в ближайший монастырь для того, чтобы они повторили семинарский курс и поняли таинственное значение слов Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».

Священник – это не жандарм и не тюремщик, функция которого – держать за решёткой условно-досрочно освобождённых. Добрый пастырь, «батюшка Айболит» должен – «цып-цып-цып, мои цыплятки» – приглашать бессмертные человеческие души разделить вместе с ним, пастырем, радость о воскресшем Христе в таинстве Святой Евхаристии.

Иерей Димитрий Туркин: Нужно сохранить себя от исповеди до причастия

Самое главное для христианина – это, конечно, встреча с Господом. И эта встреча самым лучшим образом происходит тогда, когда человек причащается Святых Христовых Тайн. Что бы он в этом ни понимал, что бы он в этом ни ожидал, всё-таки это – встреча с Богом, которую Сам Господь создаёт, предлагает нам и Сам идёт к нам навстречу.

Нам остаётся только решить: «А мы хотим с Ним встречаться?» Мы обязательно должны задать себе этот вопрос, и

тогда начнём это делать осознанно, творчески и с пользой для себя.

В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.

С Великого Четверга начинается такое время, когда человек особенно чувствует близость Неба, особенно стремится к Богу. Очень много причастников бывает в Страстной Четверг.

Кто-то из них успел исповедаться накануне, а кто-то – перед литургией. Но впереди ещё Великая Суббота и сама ночь Пасхи. И не всем удастся подойти к священнику в эти трудные для всех часы.

Даже если есть время для внутренней подготовки, у самих служителей существуют обязанности по подготовке храма к празднику. Все заняты, все очень торжественно настроены и напряжены.

Как можно причаститься в субботу или воскресение, если ты понимаешь, что на исповедь попасть трудно? Нужно взять у своего духовника – священника, которому ты постоянно исповедуешься, – благословение причаститься в четверг и субботу или в четверг и в ночь Пасхи.

Для такой просьбы нужно, во-первых, внутренне быть готовым к тому, что священник такого благословения не даст. Он может сам решить, как вам будет полезнее и удобнее это делать.

Но, если он даст такое разрешение, как нужно настроиться на внутренний духовный мир, чтобы те часы и дни, которые проходят от исповеди до причастия, не смутили вашего внутреннего духа, чтобы к Чаше вы подошли в душевном расположении к ближним, к Богу и внутреннем спокойствии?

Как этого достичь? Конечно, только практикой. Нужно научиться ещё заранее, а, если такой практики нет, то прямо сейчас кого бы то ни было не осуждать.

Возникает такая проблема: нужно сохранить себя от времени исповеди, которая иногда и в другие дни бывает с вечера до утра, когда мы причащаемся. Ведь, по меньшей мере, глупо исповедоваться вечером, потом натворить каких-то дел с тем, чтобы с утра снова идти исповедоваться. И эта проблема не единична – подобная ситуация повторяется из года в год.

Поэтому надо уже сегодня перестать осуждать кого бы то ни было. Ко всем относиться так, как будто это – самые лучшие люди, которых мы когда-либо встречали в жизни.

Конечно, такое настроение нельзя продлить на неделю или месяц – это будет сверхусилие. Но на несколько дней удержать его возможно – постоянным напоминанием себе о том, что «Не судите да не судимы будете» и кто ты такой, что судишь своего ближнего – «чужого раба», как говорит Господь.

Конечно, мы не можем перестать грешить. Нужно только перестать осуждать, сконцентрироваться на этом своём недостатке, но быть не напряжённым, а просто внимательным к себе, к своим чувствам и переживаниям. Не в том смысле, что переживать их изо всех сил, а просто не обращать на них внимание. Внимательным к своим помыслам. А на недостатки ближних никакого внимания не обращать.

Сделайте это усилие – и проблема отдалённости исповеди по времени от причастия станет для вас легко решаема.

В отношении причастия в Светлую седмицу. Главным недоумением бывает проблема, как поститься.

По одной из традиций, которую я знаю твёрдо, принято такое отношение: пост, который мы провели более или менее достойно, и приготавливает нас к причастию во всю Светлую седмицу. То есть, всё, что могли сделать, мы уже сделали. И на Светлой седмице мы можем не поститься, даже если будем причащаться каждый день.

Другое дело, может быть, не каждый человек будет и может это делать. Но если такое устроение возможно, полезно и благословлено священником, – почему нет. Ведь, в конце концов, отвечать будет тот батюшка, который благословил вас это делать.

Ну, может быть, не каждый день, через день… Но если есть такая радость, если вы, наконец, обрели своего Бога, которого наконец-то полюбили, то почему нельзя несколько раз причаститься на Светлой седмице, которая есть единый день Пасхи? Это можно и должно, тем самым вы покажете своё усердие и поймёте, наконец, что есть радость духовная.

Конечно, для этого нужно определённое настроение. Всё, что сказано о покаянном и смиренном настроении относительно поста и седмицы Страстной, касается и Светлой. Такое же настроение – неосуждение, любовь к ближнему. Но при этом – зачем поститься?

Единственное, вечер накануне причастия я бы рекомендовал провести чуть более смиренно – не надо вечером есть мясо и вообще – ставить на стол какую-то обширную трапезу. Всё, что можно, позвольте себе утром и за обедом, а вечером немного посмиряйтесь и, тем самым, подготовьтесь к причастию.

Вот и получится: вроде бы и поста нет, и нельзя сказать, что вы совсем не готовились и не потрудились. Думаю, что такой подход будет самый правильный.

Протоиерей Алексий Уминский: Дать возможность исповедоваться тем, кто не сделал этого в пост

Как правильно исповедоваться и причащаться на Страстной неделе? Каждому человеку по-разному. Страстная неделя – это время особенное. Есть люди, которые весь пост усердно посещали богослужения, исповедовались и причащались регулярно каждую воскресную литургии, может быть, даже кто-то и чаще.

Поэтому бывает такое время, когда во время Страстной недели таким людям, может быть, стоит уступить место в очереди на исповеди тем, кто пришел к концу поста, как «работники одиннадцатого часа», которые по каким-то причинам, нам мало видным, – может быть, потому что они только-только очнулись к концу поста, может быть, что-то в них родилось к концу поста настоящее, – и вдруг решили подойти к Пасхе по-настоящему, по-христиански.

А служб очень много, священники часто перегружены. Поэтому перед службой особенно Великого Четверга вся церковь стремится приобщиться Святых Христовых Тайн.

Поэтому, мне кажется, христиане, которые действительно весь пост достаточно серьезно относились к своей душе, могут сейчас смиренно немножечко отойти в сторону и дать возможность на Страстной неделе исповедоваться тем, кто за время поста этого не сделал, чтобы у священника была возможность по-настоящему, глубоко каждого выслушать.

В этом мой совет для практикующих христиан.

Записали: Дарья Менделеева, Тамара Амелина

Видео: Виктор Аромштам