Причины взрыва баллона с газом. Почему взрывается пропан? Как исключить вероятность взрыва

Самым опасным поражающим фактором при использовании автономного газового оборудования является взрыв. Взрывы газа по причинам возникновения можно разделить на два типа: возгорание и взрыв после утечки газа вследствие не качественной подводки газа от источника к оборудованию или в следствие затухания пламени, и взрыв самого источника газа т.е. газового баллона.

С утечками газа можно бороться установив в помещении газоанализатор, который просигнализирует сигналом тревоги, если концентрация газа в помещении станет взрывоопасной. С источниками газа, т.е. газовыми баллона до недавнего времени все было сложнее. Пока не появился полимерный газовый баллон. Разберем подробнее в чем же преимущества полимерных, или если быть точным, полимерно-композитных газовых баллонов, в сравнении с металлическими.

Полимерный газовый баллон, в отличие от металлического, не способен сам являться источником взрыва. Всем известно, что если возник пожар в помещении, где хранится металлический газовый баллон, то следует «любоваться» пожаром на почтительном расстоянии пока не произойдет взрыв. А вот если вместо металлического в помещении находится полимерный газовый баллон, тушить пожар можно не опасаясь взрыва. Полимерные газовые баллоны http://safegas.com.ua/ru/ не взрываются в обычных бытовых пожарах. Взрыв такой емкости для газа все-таки возможен, но в бытовых пожарах столь высоких температур не бывает. Дело в том, что под воздействием температуры и увеличением давления внутри баллона, корпус его становится мембранным и пропускает избыточное давление наружу. Этот газ сгорает в пожаре, баллон весь объят пламенем, тушить его бесполезно, но взрыва-то нет, соответственно нет потенциальных жертв и разрушений.

Вторым фактором, который так же может привести к взрыву газовой емкости, является так называемая «перекачка» баллона. При заправке баллона в зимний период следует помнить, что газ одного объема при разных температурах создает разное давление внутри газового баллона. Если вы зимой заправите газовую емкость по летнему уровню, то вы закачаете дополнительный объем газа, который в теплом помещении начет увеличивать давление внутри баллона. И это давление может увеличиться настолько, что металлический баллон просто не выдержит. Полимерный же баллон способен выдержать давление в три раза большее, чем металлический, что абсолютно исключает разгерметизацию и взрыв в следствие этой причины.

Стоимость газового баллона http://safegas.com.ua/ru/ballonyi/ полимерно-композитного типа не намного дороже обычного металлического, так что приобретение такой газовой емкости не сильно ударит по карману, но зато существенно уменьшит риски связанные с эксплуатацией автономного газового оборудования.

Время чтения: 3 минут

Вряд ли кто-то будет спорить, что ГБО выгодно. Но насколько оно надежно? Ведь многие слышали, а некоторые даже своими глазами видели последствия пожара на автомобиле с газобаллонным оборудованием. Конечно, причиной не всегда является ГБО, но дополнительные риски для безопасности оно все же несет. Современное оборудование предоставляет определенные гарантии, но стоит порой дороговато, а если обслуживание проводится нерегулярно и не с должным качеством, то исключать взрыв газового баллона в машине невозможно. О том, как обезопасить себя и пассажиров, мы и расскажем.

Взрывоопасно ли ГБО

Определенную опасность, конечно, предоставляют состояние агрегатов и соединений ГБО или столкновение с другим ТС, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Возможны варианты с превышением давления в баллоне выше нормы или протечки – со всеми очевидными последствиями.

Взрыв газового баллона в машине: Видео

Нам часто задают вопрос: «Почему происходит взрыв газового баллона»? Как его избежать? Мы решили подробнее рассмотреть причины взрыва газовых баллонов.

Основные причины взрыва газовых баллонов

  • нарушение правил заправки
  • нарушение правил хранения
  • нарушение правил транспортировки

Нарушение правил заправки бытовых баллонов

По нормам газовые баллоны необходимо заправлять на специализированных предприятиях – газонаполнительных станциях (ГНС), где их заправляют строго по весу на специальных весовых установках. Такая заправка баллонов осуществляется на 80% их объема. Оставшиеся 20% — это так называемая буферная зона, предназначенная для перехода части жидкой фазы в газообразную во время повышения температуры окружающего воздуха. Однако в последнее время очень многие потребители сжиженного газа заправляют свои баллоны не на ГНС, а на обычных газозаправочных станциях, где отсутствуют приспособления для взвешивания баллонов, и заправка осуществляется с обычной . В этом случае баллоны заправляют, что называется, под завязку. Если такая заправка осуществляется летом, то температура заправляемого газа практически равна температуре окружающего воздуха и давление в бытовом баллоне сильно не изменяется. Зимой же заправка баллонов пропаном требует особого соблюдения температурного режима. Предположим, бытовой баллон заправлен под завязку в холодное время года и потом внесен в отапливаемое помещение. Из нижеприведенного графика видно, как резко поднимается давление пропан — бутановой смеси при изменении температуры. Поскольку СУГ характеризуются высоким коэффициентом теплового расширения и при условии, что в газовом баллоне отсутствует буферная зона, избыточному давлению деваться некуда и оно начинает разрушительно действовать на стенки баллона и в итоге приводит к взрывам газовых баллонов в домах. В последнее время очень часто такие случаи происходят при установке натяжных потолков, когда заправленный баллон с улицы вносят в дом и эксплуатируют в помещении, где работает газовая горелка при повышенной температуре.

Зависимость давления паров СУГ от температуры

Нарушение правил хранения бытовых баллонов

Хранить газовые баллоны необходимо на улице, в специально предназначенных для этого шкафах, имеющих отверстия для вентиляции. Такое хранение не позволяет бытовым баллонам перегреваться, а наличие вентиляционных отверстий препятствует созданию взрывоопасной концентрации пропан — бутановой смеси даже при наличии утечки газа через соединительную арматуру. Однако, очень часто люди, особенно дачники, пренебрегают безопасностью и хранят газовые баллоны в помещении, рядом с газовыми плитами. Это приводит к перегреву газовых баллонов и как следствие — разрыву их стенок, что сопровождается взрывами. Так же, если в шлангах или арматуре имеется утечка, то в помещении может со временем образоваться взрывоопасная смесь пропана с кислородом, что при работающих газовых конфорках приводит опять же к взрывам газовых баллонов.

Нарушение правил транспортировки бытовых баллонов

Перевозятся бытовые газовые баллоны специальным транспортом, оборудованным специальным приспособлением для их перевозки (в простонародье – «клетка»). Такой способ транспортировки исключает возможность ударов и повреждений бытовых газовых баллонов, а также создает вентиляцию, которая не дает повышаться температуре окружающего воздуха вокруг них. Летом очень часто можно наблюдать картину, когда бытовые баллоны после заправки люди перевозят в багажниках своих автомобилей и оставляют в закрытых автомобилях на солнце. Такая перевозка и хранение чреваты их нагревом, повышением внутреннего давления, что, как и в первых двух случаях приводит к взрывам бытовых газовых баллонов. Мы перечислили основные причины взрывов бытовых газовых баллонов, произошедших по неосторожности или по незнанию правил хранения, транспортировки и эксплуатации. Конечно же, существуют и другие причины: баллоны взрываются и по глупости и по случайности, но это уже отдельные случаи. Задаваясь вопросом, есть ли возможность наладить ситуацию в сфере использования бытовых газовых баллонов, снизить количество травм и увечий в результате их взрывов, мы долго искали ответ, и вот что нашли. Главный государственный инспектор по пожарному надзору Москвы Сергей Аникеев в одном интервью Аргументам и фактам сказал о том, что «никаких нормативных документов по надзору за газобаллонным оборудованием нет. Нет органа, который отвечал бы за это». А поскольку контроля нет, мы считаем, что прежде чем применять взрывоопасное оборудование у себя дома или в производстве необходимо досконально изучить все аспекты его применения. Все в наших руках.

Автомобильные газовые баллоны

И в заключение хотелось бы коснуться вопроса взрывов автомобильных газовых баллонов с пропан — бутановой смесью. Здесь существует две причины взрывов:
  • Внешний удар по топливной системе автомобиля, что происходит в аварийных ситуациях.
  • Неисправное состояние топливной системы автомобиля.
Так что, берегите себя на дорогах и помните про технику безопасности! В следующих статьях вернемся к теме автомобильных топливных систем на пропан — бутановой смеси и, рассмотрев причины аварийных ситуаций, докажем, что пропан — бутан на автомобиле не несет никакой опасности при правильной эксплуатации системы. Небольшая подборка видео взрывов газовых баллонов которые произошли из-за неосторожного обращения, неправильной транспортировки и неправильного хранения.

Переоценить выгоду от установки газобаллонного оборудования (ГБО) сложно, но вопрос безопасности в этом случае встает особенно остро. Не является также секретом и то, какой ущерб может нанести взрыв газового баллона в машине не только для транспортного средства, но и для здоровья, а нередко и жизни водителя и пассажиров. Разумеется, причины происшествий не всегда скрываются за взрывом баллона, но владельцы ГБО особенно ответственно должны подходить к вопросу безопасности.

Современное газобаллонное оборудование для автомобиля не всегда по карману среднестатистическому владельцу авто и, несмотря на предоставляемые специалистами сертифицированного центра гарантии, автомобилисты предпочитают сэкономить, выбрав не самое качественное ГБО и нерегулярное обслуживание. В этом случае исключить происшествие невозможно, что подтверждает статистика взрывов газовых баллонов в автомобилях, случившихся в 2017 году. Например, весной, на севере Москвы, из-за взрыва некачественного баллонного оборудования в «Газели» пострадало еще восемь соседних машин, в большинстве из которых находились люди.

Однако статистика показывает, что газ ненамного опаснее бензина, более того, его недостатки не настолько существенны по сравнению с преимуществами. К тому же, сейчас активно используются установки четвертого поколения, абсолютная безопасность которых достигнута при помощи управления электроникой. Используемый газ в баллоне может быть двух видов:

  • пропан,
  • метан.

В обоих вариантах он не имеет ни явно выраженного запаха, ни цвета, по консистенции бывает жидким и сжатым. Метан менее опасен, чем пропан, но система на втором в итоге более безопасна, что достигается за счет меньшего уровня давления. В состав любого из наполнителей в баллонный газ добавляют разнообразные одоранты. В этом случае преимущество достигается благодаря тому, что распознать утечку газа в баллоне становится возможным задолго до возникновения критической ситуации.

Причины взрыва газового баллона

Теперь стоит разобраться, почему газовые баллоны взрываются и на что стоит обратить внимание в первую очередь. Дело в том, что даже максимально насыщенный пропаном или метаном воздух не может воспламениться в баллоне беспричинно, нужна сильная и продолжительная искра. Именно поэтому взрывоопасность баллона нельзя рассматривать отдельно, а только в совокупности с общим состоянием автомобиля и исправностью всех систем.

Отдельно взятый баллон без внешнего воздействия попросту не может воспламениться за счет очень толстой внешней оболочки. В теории, конечно, возможно расхождение баллона «по швам», но на практике это скорее слишком редкое исключение, нежели правило.

Наиболее опасны в ГБО входящие в него комплектующие, элементы и соединения, поэтому очень важно, чтобы производилась тщательно и своевременно. Особенное внимание следует уделять предохранительным клапанам и давлению. Наиболее распространенные причины возможных аварий:

  • использование некачественного оборудования и деталей баллона;
  • неправильная установка и настройка ГБО;
  • микротрещины и коррозии, провоцирующие утечки газа из баллона;
  • проблемы с герметичностью ГБО;
  • нарушение температурного режима использования ГБО;
  • превышение допустимой нормы наполнения баллона газом.

Время чтения: 3 минут

Преимущества установки ГБО на автомобили уже давно доказаны. Но многие водители боятся переходить на газ, так как интернет переполнен роликами с названием «Взорвался баллон…». Однако, если взрыв газового баллона в машине и случается, это происходит из-за неисправности автомобиля либо по причине неправильной эксплуатации ГБО. Изучим этот вопрос и разберемся, каким правилам нужно следовать, чтобы даже мыслей о взрыве не возникало.

Может ли взорваться ГБО в автомобиле

Смесь пропана и метана с воздухом идеально подходит для хорошей детонации при наличии искры. Поэтому целью разработчиков ГБО было создать такую систему, которая полностью нивелирует возможность взрыва и по максимуму «возьмет» все лучшее от газа. С каждым новым поколением ГБО езда становится более безопасной.

В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.

Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.

Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.

Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.

Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.

Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.

Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.

Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.

Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.

Почему случаются взрывы

Разрушение (взрыв) баллона возможно при наличии таких неисправностей:

  1. Появление микротрещин в результате коррозии металла (именно поэтому в последних поколениях оборудования не используют металлические емкости и трубопроводы).
  2. Нарушение герметичности вследствие мощного удара (это приводит к утечке, но не обязательно к взрыву).
  3. Емкость перегревается, в результате газ стремится к расширению и создает колоссальное давление. Но бояться не стоит, ведь при разработке баллоны проходят испытания под огромными температурами (рабочий диапазон примерно от -40 до +650 С). Одна из причин, почему взрываются газовые баллоны в машине от перегрева, – резкий перепад температур. Например, в сильные морозы водитель ставит автомобиль в теплый гараж, да еще и таким образом, что баллон находится в самой обогреваемой зоне.
  4. Переполнение баллона. Именно заполненная на 100 % емкость может привести к вышеуказанному взрыву от перепада температур. Чтобы этого не произошло, применяется мультиклапан, который при наполнении 80 % объема баллона перекрывает доступ к его заправке.
  5. Еще один возможный вариант – установка некачественного ГБО и неправильная настройка системы.

Как исключить вероятность взрыва

Чтобы ваше авто не стало героем видео «В машине взорвался газовый баллон», избегайте неопытных установщиков. Обратитесь в сервис или на специализированную станцию, где работают опытные монтажники.

Если водитель выбрал поколение ГБО, в котором нет мультиклапана, он должен сам контролировать, чтобы на заправке в баллон не попадало больше 80 % газа, а также следить, чтобы топливо было качественным. Желательно регулярно проверять соединения на герметичность (с помощью мыльного раствора).

Если почувствовали запах газа в дороге, немедленно остановитесь, заглушите мотор, откройте в салоне все окна. Не заводите автомобиль, пока не выявите причину неисправности.

Взрыв ГБО: видео