Принцип резидентства применяется при исчислении. Налогообложение физических лиц

Одним из основополагающих принципов международного налогового права является принцип территориальности. В соответствии с этим принципом государство вправе взимать налог с нерезидента только в тех случаях, если у него возникает объект налогообложения на территории данного государства или за границей, но в связи с деятельностью на территории данного государства.

Принцип территориальности определяется международно-правовым принципом территориального верховенства государства над своей территорией. Территориальное верховенство - неотъемлемая часть государственного суверенитета, его материальное воплощение, которое означает, во-первых, что власть государства, в том числе в сфере налогообложения, является высшей властью по отношению ко всем лицам, находящимся на его территории, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства. Исключения из принципа территориального верховенства могут иметь место только с согласия государства, которое может выражаться в заключаемых государством международных соглашениях и иными способами.

Необходимо отличать территориальное верховенство от юрисдикции государства. Территориальное верховенство выражает всю полноту налоговой власти государства во всех ее конституционных формах (законодательной, исполнительной и судебной), но только в пределах его территории. Юрисдикция же государства означает возможность устанавливать права и обязанности для лиц, определенным образом связанных сданным государством: гражданством (преимущественно в конституционных правоотношениях), экономическим взаимодействием (преимущественно в налоговых правоотношениях) и на основании иных критериев различных отраслей права.

В налоговом праве экономическая связь лица с территорией конкретного государства определяется посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налоговая юрисдикция государства в отношении нерезидентов действует только на его территории; по отношению к резидентам она может действовать и за его пределами. Например, физические лица - резиденты обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных как на территории России, так и за рубежом1.



Определение территории государства имеет двоякое значение:

во-первых, для квалификации лиц в качестве резидентов или нерезидентов, во-вторых, для квалификации объектов налогообложения, как возникающих или не возникающих на территории соответствующего государства.

В связи с этим наиболее важным представляется вопрос определения территории, которая используется для квалификации налогоплательщиков как резидентов и нерезидентов, и на которую распространяется налоговая юрисдикция государства в отношении нерезидентов.

По данному вопросу нет единого решения ни в международном праве, ни в законодательстве России. Тем не менее исходя из анализа нормативных актов и международных соглашений можно предположить два подхода к определению территории государства в налоговых целях (схема VI-7).

Первый подход может заключаться в том, что к такой территории относится только так называемая государственная территория. Государственная территория России включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними.

В соответствии с этим подходом законодательство государства не может использовать континентальный шельф и исключительную экономическую зону для определения статуса налогоплательщиков, а также распространять на них свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов. Объясняется такой подход тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона не входят в государственную территорию. В соответствии с нормами международного права, установленными Конвенцией ООН 1982 года по морскому праву, государства обладают лишь определенными суверенными правами на эти территории, которые в основном сводятся к правам на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов этих территорий. Эти суверенные права не подлежат расширительному толкованию.

В качестве аргументов в пользу этой точки зрения могут служить положения соглашений об избежании двойного налогообложения. Так, некоторые из них распространяют налоговую юрисдикцию договаривающихся государств не только на их государственную территорию, но и на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону1. В ряде соглашений договаривающиеся государства распространяют свою налоговую юрисдикцию только на континентальный шельф2. Данные нормы можно толковать как расширяющие налоговую юрисдикцию государств.

В соответствии со вторым подходом считается, что национальное законодательство государства может использовать континентальный шельф и исключительную экономическую зону для определения статуса налогоплательщика, а также распространять на данные территории свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов. Данный подход может быть обоснован тем, что в Конвенции 1982 года не регулируется статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны в налоговых целях, поэтому могут применяться общие нормы международного экономического права. Так, в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года (п. 1 ст. 2) установлен принцип неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции, а также деятельность транснациональных корпораций в пределах своей национальной юрисдикции. Государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, поэтому оно вправе использовать данные территории для определения налогового статуса находящихся на них лиц и распространять свою налоговую юрисдикцию в отношении нерезидентов, имеющих объекты налогообложения на этих территориях. Распространение юрисдикции только на континентальный шельф, как предусмотрено в некоторых соглашениях об избежании двойного налогообложения, следует толковать как ограничение налоговой юрисдикции государства.

Представляется, что наиболее правильным был бы компромиссный подход. Основной смысл перечисленных суверенных прав заключается в возможности государства извлекать для себя материальные блага именно от разведки, разработки и сохранения природных ресурсов данных территорий. Следовательно, государство вправе предоставлять эти природные ресурсы в пользование иностранным государствам, юридическим и физическим лицам за плату и иным образом извлекать выгоду от использования этих территорий.

Поэтому при отсутствии специального международного соглашения государство не вправе использовать данные территории для определения налогового статуса находящихся на них лиц, но вправе взимать с пользователей природных ресурсов те налоги, которые, по сути, носят характер встречного предоставления за использование природных ресурсов (арендная плата за использование государственной собственности). В Российской Федерации такими налогами являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за пользование природными ресурсами1.

Дискуссионным является и вопрос о том, вправе ли государство взимать налог на прибыль (подоходный налог) с нерезидентов, осуществляющих деятельность на данных территориях.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации недостаточно четко определяет территорию для целей налогообложения. Так, согласно Конституции (ч. 2 ст. 67) Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права.

Только один федеральный налоговый закон прямо распространил юрисдикцию Российской Федерации в отношении нерезидентов на данные территории - Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий». Статья 1 этого Закона устанавливает, что плательщиками налога на имущество предприятий являются также иностранные юридические лица, имеющие имущество на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. По налогам на прибыль/доходы иностранных юридических лиц юрисдикция Российской Федерации распространена на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону подзаконным актом - Инструкцией Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. Nв 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». Представляется, что данная норма Инструкции не соответствует Конституции РФ и нормам международного права и не подлежит применению при рассмотрении споров в суде2.

По подоходному налогу с физических лиц юрисдикция Российской Федерации была распространена на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону подзаконным актом - Инструкцией Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции от 11 июля 1996 г.). Но впоследствии эта норма была исключена из Инструкции. Возможно, Госналогслужба России при этом исходила из того, что данные территории могут использоваться в налоговых целях только на основании международного соглашения.

В последнее время при заключении Российской Федерацией международных соглашений по налоговым вопросам преобладает тенденция расширения налоговой юрисдикции по налогу на прибыль и подоходному налогу как на континентальный шельф, так и на исключительную экономическую зону. В частности, эта тенденция отражена в некоторых программных документах: Протоколе стран СНГ от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» (ст. 3) и Постановлении Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»

Резидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, экономические интересы которых сосредоточены на территории РФ.

К физическим лицам-резидентам относятся:

§ постоянно или временно (в течение более одного года (365 + 1 день) проживающие на территории Российской Федерации;

§ временно находящиеся (менее одного года) за пределами России;

§ государственные служащие (включая дипломатов) и военный персонал - граждане РФ, работающие за рубежом, вне зависимости от сроков их пребывания за пределами страны;

§ студенты, обучающиеся за рубежом, и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их проживания за границей.

К юридическим лицам-резидентам относятся:

§ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с юридическим адресом на ее территории (включая СП), а также полностью принадлежащие иностранным инвесторам, их дочерние и(или) зависимые хозяйственные единицы, если в учредительных документах не оговорено иное (например, предприятие будет осуществлять свою деятельность на территории страны менее одного года);

§ предприятия с долевым участием и полностью принадлежащие российским инвесторам, их филиалы, представительства и конторы с местонахождением на территории РФ;

§ филиалы, представительства и конторы юридических лиц-резидентов РФ, находящиеся за пределами страны и имеющие в своем штате менее 10 наемных работников;

§ филиалы, представительства и конторы юридических лиц-нерезидентов РФ, находящиеся на территории страны, если в учредительных документах не оговорено иное, т.е. они осуществляют свою деятельность менее одного года или имеют в штате более 10 наемных работников;

§ дипломатические и прочие официальные представительства РФ, находящиеся за пределами страны.

Нерезидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, экономические интересы которых сосредоточены за пределами экономической территории страны.

К физическим лицам-нерезидентам относятся:

§ физические лица, проживающие постоянно или в течение продолжительного периода (365 + 1 дней) за пределами страны;

§ физические лица, находящиеся менее одного года на территории Российской Федерации;

§ государственные служащие, члены дипломатического корпуса и военный персонал - граждане иностранных государств, работающие в РФ, независимо от сроков их пребывания;

§ иностранные студенты и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их пребывания в нашей стране.

К юридическим лицам -нерезидентам относятся:

§ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением на их территории; институциональные единицы с долевым участием российских инвестиций; предприятия, полностью принадлежащие российским инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и конторы в том случае, если в учредительных документах не указано иное;

§ предприятия с долевым участием иностранных инвестиций и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние фирмы, филиалы и конторы, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, если в учредительных документах не оговорено иное;

§ филиалы и представительства юридических лиц -нерезидентов РФ, находящиеся за пределами страны;

§ филиалы и представительства юридических лиц - нерезидентов РФ с местонахождением в РФ, имеющие в своем штате менее 10 работников;

§ филиалы и представительства юридических лиц - резидентов РФ в том случае, если в учредительных документах не оговорено иное. Например, институциональная единица будет осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства менее одного года (за исключением имеющих в своем штате менее 10 работников);

§ находящиеся на территории РФ иностранные дипломатические или иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы, представительства и конторы.

Объект и субъект налогообложения (налогоплательщик) находятся в неразрывной взаимосвязи. В зависимости от характера этой взаимосвязи налоги можно разделить на две группы:

    налоги, построенные по принципу резидентства (резидентские налоги),

    налоги, построенные по принципу территориальности (территориальные налоги).

Принципиальное различие между этими двумя группами состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, объект определяет субъект налогообложения.

В соответствии с принципом резидентства государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывания в данном государстве, в том числе и на доходы, полученные из источников, находящихся за пределами данного государства.

Этот принцип по-разному трактуется для физических и юридических лиц.

Если физическое лицо находится на территории России в календарном году менее 183 дней в течение 12 месяцев, то оно признается нерезидентом и не уплачивает налог с доходов, полученных за пределами РФ.

В разных странах к резидентам относят юридических лиц исходя из разных критериев. В России, например, используют для этого критерий «инкорпорации»: юридическое лицо признается резидентом в государстве, если оно в нем основано (зарегистрировано). В Италии применяется критерий «деловой цели»: юридическое лицо признается резидентом в государстве, на территории которой осуществляется основной объем его операций. В Португалии применяют критерий «места осуществления текущего управления компанией»: предприятие признается резидентом в стране, на территории которой находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью предприятия.

Налогообложение, построенное по принципу резидентства, особенно выгодно для экономически развитых стран, граждане которых получают значительные доходы от деятельности и размещения капиталов вне территории своего государства. Напротив, странам, в экономике которых значительное место занимают иностранные инвестиции, выгодно применение принципа налогообложения на основе принципа территориальности. Налогообложению в этом случае подлежит только доходы, извлекаемые на территории данного государства, независимо от национального или юридического статуса их получателя, а доходы, получаемые гражданами этого государства в других странах, от налогов в этом государстве освобождаются.

Большинство стран, в том числе и Россия, при налогообложении доходов применяют сочетание приведенных принципов. Однако ряд налогов взимается исключительно исходя из принципа территориальности. Так, в России налог с имущества физических лиц уплачивается с недвижимого имущества, находящегося на территории РФ. При этом плательщиком налога является любое лицо – собственник имущества как гражданин России, так и иностранец, как резидент в России, так и нерезидент.

С другой стороны гражданин или резидент РФ владея имуществом за рубежом, уплачивает соответствующий налог по законодательству соответствующей страны, а не по законодательству РФ. При этом имущество, находящееся за рубежом, также не учитывается при определении базы для налогообложения в России. Вместе с тем доход, полученный от эксплуатации имущества, находящегося за рубежом, подлежит налогообложению в России, если его получатель является российским резидентом.

Следует учитывать, что одинаковые по сути налоги могут строиться с использованием различных принципов. Так обложение налогом с имущества физических лиц основано на принципе территориальности, налогом на имущество организаций – на принципе резидентства (налогом облагается собственное имущество российских юридических лиц независимо от места его фактического нахождения), налогом на имущество иностранных юридических лиц, действующих в России через постоянное представительство, – на принципе территориальности.

В поисках баланса интересов, оправдания и обоснования налоговых претензий на объекты, имеющие «международное» происхождение, создания сбалансированной и справедливой (т.е. легитимной и учитывающей интересы и фиска, и плательщиков налогов) системы налогового регулирования требуется концептуальное основание налогообложения международной экономической деятельности.

Одной из концепций построения «справедливого» международного налогообложения можно рассматривать теорию экономической связи субъекта (налогообязанного лица) с фискальной территорией определенного государства. Эта концепция, имеющая глубокое научное обоснование и учитывающая тенденции развития мирохозяйственных связей, получила достаточно широкое признание и стала частью идеологической основы построения фискальных систем большинства стран.

1 Мамаев И.В. Экономико-правовые основы косвенного налогообложения // Финансовое право. 2007. № 9. [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: БехГ.В. Правовое регулирование косвенного налогообложения в Украине // Финансовое право. 2004. № 6. С. 36.

Теория экономической связи возникает как обоснование отказа от концепции тотального привлечения государством всех находящихся на его фискальной территории лиц к исполнению налоговой обязанности в отношении всех полученных таким лицами доходов, имеющегося у них имущества и т.д. Согласно данной теории экономическая связь лица и государства признается существующей, если данному лицу предоставляются некие блага (товары, услуги, доходы) от этого государства (публичного сектора экономики), оно получает определенную выгоду на его территории, реализуя, потребляя полученные блага, право на них и т.д. Вследствие наличия такой связи это государство правомерно может претендовать на уплату в свою пользу таким лицом определенных сумм в качестве налогов, а у данного лица возникает соответствующая обязанность по их уплате. Данная идея получила систематизированное оформление в виде доктрины «экономической привязанности» в трудах немецкого экономиста Г. Шанца1.

Территориальность в налогообложении характеризует связь лиц или объектов с территорией налоговой юрисдикции государства, вследствие наличия которой на указанные лица возлагаются обязанности по уплате налогов в этом государстве либо в нем облагаются налогами данные объекты. Основными аргументами для обоснования такого взгляда на территориальность налогообложения служат следующие доводы:

Сфера применения налога привязана к территории государства в силу политических, юридических, экономических причин;

Суверенитет государства и его налоговая юрисдикция не могут выходить за территориальные пределы государственных границ;

Юридически затруднительно контролировать зарубежные операции и обеспечивать уплату налога с возникающих вследствие таких операций объектов;

Подробнее см.: См.: Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб., 2005. С. 37.

Экономически неоправданно облагать налогами доходов лиц, которые не пользовались публичными услугами данного государства.

Максимально обобщая различные мнения относительно территориальности (принципа территориальности) в налогообложении и не углубляясь в их нюансы, можно отметить, что данные категории в основном используются в широком и узком значениях.

В первом значении территориальность (принцип территориальности) означает налогообложение не только объектов, находящихся на территории данного государства, но и право последнего возлагать на лиц, связанных с территорией этого государства, обязанность по уплате налогов с их доходов (иных объектов), которые возникли у данных лиц на территориях других стран1. В узком значении территориальность (принцип территориальности) в налогообложении фактически отождествляется с привязанностью налогооблагаемого объекта к территории и принципом налогообложения у источника образования доходов2.

Место получения (источника) дохода в настоящее время занимает важное место в регулировании налогообложения международной экономической деятельности и взаимодействия налоговых юрисдикций. Включение данной категории в налогово-правовой механизм позволило сформулировать соответствующий принцип последнего - налогообложение у источника дохода. Согласно данному принципу все доходы (объекты налогообложения), полученные (возникшие) из находящихся на территории данного государства источников, подлежат налогообложению в этом государстве.

Подробнее см., например: Денисаев М.А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2005. С. 15-22. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2005. С.122-123.

2 Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та, 2005. С. 122.

Физическое присутствие на территории указанного государства лица, которое получает такие доходы (владеет объектами), наличие с налоговой юрисдикцией устойчивых экономических, политических и иных связей не относятся к необходимым условиям возникновения обязанности по уплате указанных налогов. Возникновение такой обязанности основывается на формальной конструкции налогового присутствия, понимаемого как совершение лицом на территории налоговой юрисдикции фактических или юридических действий либо совершение таких действий третьими лицами в его пользу, следствием которых является возникновение объектов, подлежащих обложению налогами в данной юрисдикции. Таким образом, государство имеет право требовать уплаты налогов со всех доходов (объектов), образующихся в границах его фискальной территории, в силу самого факта их возникновения.

Резидентство не является единственной юридической конструкцией, служащей для установления «привязанности» лиц к налоговой юрисдикции того или иного государства. В этих целях также иногда применяется категория «налоговый домициль»1. Данная категория не получила повсеместного распространения и не имеет общепринятого определения. Тем не менее, в настоящее время до-мициль (налоговый домициль) в некоторых странах, к которым не относится Россия, находит применение в правовом механизме налогообложения международной деятельности и используется для определения «приписки» к определенной налоговой юрисдикции не только физических, но и юридических лиц.

Резидентство, являясь одним из наиболее распространенных оснований разделения субъектов налогообложения, позволяет выделить в их составе две основные группы - резидентов и нерезиден

А.И. Погорлецкий, рассматривая налоговый домициль как место постоянного пребывания (проживания) физического лица-налогоплательщика с учетом намерения создать и иметь домициль именно в данной юрисдикции, отметил, что домициль происходит из английской правовой системы, и его интерпретация в странах, отличных от англосаксонского права, достаточно затруднительна. Подробнее см.: Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. С. 113.

тов. В данном качестве теоретическая конструкция резидентства достаточно проста, поскольку, во-первых, основана на элементарном принципе «свой (резидент) - чужой (нерезидент)». Во-вторых, строясь обычно на необходимости формализации правил выделения одной группы (как правило, резидентов), позволяет относить иных лиц, не прошедших теста на резидентство, к нерезидентам (т.е. по остаточному принципу: кто не является резидентом, признается нерезидентом).

В силу признания лица налоговым резидентом данной налоговой юрисдикции в рамках последней на него распространяется общий порядок налогообложения. Состав налогооблагаемых объектов существенный и явно выраженный, но не единственный элемент, характеризующий различие объемов налоговых обязательств резидентов и нерезидентов. Данное различие также обуславливается иными факторами, среди которых наиболее значимое место занимают:

Неодинаковые ставки налогов;

Особенности предоставления налоговых льгот;

Специальный порядок декларирования доходов (представления налоговой отчетности);

Различные требования порядка исчисления и уплаты налога.

Важное значение с точки зрения создания благоприятного инвестиционного климата имеет заключение двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Они фиксируют ключевые принципы, стандарты и нормы двустороннего инвестиционного сотрудничества, обусловливающие для подписавших их стран стабильный режим осуществления инвестиций.

СССР приступил к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов 20-ого века, когда начали складываться основы рыночной экономики. В течение 1989 г. Советский Союз заключил соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с восемью экономически развитыми государствами Запада (Великобританией, Германией, Канадой, Италией и др.). Первым партнером СССР в сфере взаимной защиты иностранных инвестиций стала Финляндия. В следующем, 1990 г. двусторонние аналогичные договоры СССР заключил еще с четырьмя экономически развитыми государствами (Австрией, Испанией, Швейцарией, Южной Кореей), а также с Китаем и Турцией. Таким образом, 1989-1990 годы можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими государствами.

Российская Федерация участвует в двусторонних международных соглашениях о защите иностранных инвестиций как правопреемница бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанным в Минске 12 декабря 1991 г., Россия принимает на себя права и обязанности по международным договорам, заключенным СССР.

Международное двойное налогообложение. Принцип резидентства и принцип территориальности

Принцип резидентства и принцип территориальности являются базовыми понятиями для определения налогового статуса лица в большинстве стран мира.

Согласно принципу резидентства все доходы хозяйствующего субъекта, полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций, облагаются подоходными налогами в стране, в которой физическое или юридическое лицо является резидентом. Статус резидента устанавливается законодательством.

В соответствии с принципом территориальности, реализующим налоговый суверенитет каждого государства, все доходы, полученные на данной территории, подлежат налогообложению в юрисдикции их образования. При распределении таких доходов в пользу реципиентов, находящихся в иностранном государстве, взимаются специальные налоги на репатриацию прибыли.

Действие примерного механизма, когда один и тот же доход может подпадать под налогообложение несколько и более раз, следующее. Вариант первый: доход, извлекаемый из источника в одной стране и полученный лицом, обладающим постоянным местом пребывания в другой стране, может облагаться налогом в обеих странах одновременно. Вариант второй: физическое лицо, если законодательство двух стран использует разные критерии определения статуса резидента, может оказаться резидентом и того государства, и другого для уплаты подоходного налога в одном и том же году и подпасть по всему объему своего дохода под бремя налогообложения.

Данная проблема не возникала бы, если бы все страны использовали в своих налоговых законодательствах только принцип резидентства. Но ни одно государство практически не может отказаться полностью от использования принципа территориальности, т.е. не может не облагать источник дохода, составляющего базу налогообложения, в связи с нахождением на его территории.