Притча о прощении для детей. Притчи о прощении, об обиде и доброте

Великий пост (Страстная неделя) — это воспоминание о страданиях Иисуса Христа. Это было самое тяжелое для Него время, когда Он был предан, осужден, распят на кресте за грехи человечества.

Страстная неделя великого поста. История возникновения

Каждый год даты меняются, ведь Страстная седмица следует непосредственно перед Пасхой. Соответственно, дни недели тоже особенные. В 2016 году пост в Страстную неделю выпадает на 25-30 апреля.

К каждому дню недели добавляют слово «великий» или «страстной». Питание должно быть значительно более аскетичным, также и поведение, образ жизни тоже должны измениться. Так, церковь призывает всех верующих не только изменить свое меню в соответствии с требованиями поста, но и отказаться от развлечений, посещения увеселительных заведений, вызывающего поведения, даже громкого смеха, просмотра телепередач и исполнения мирских песен. Но существуют песнопения великого поста и Страстной седмицы, также в этот период в православных церквях по всему миру служатся литургии (особенные богослужения) в Великий Четверг и Великую Субботу.

Исторически у седмицы имеются и другие названия, которые, впрочем, популярны лишь в народе, но не используются в церковном лексиконе. Например, Червонная неделя, Красная неделя, Чистая неделя, даже есть название Русальная неделя.

Что подразумевает Страстная седмица великого поста

Общее правило подразумевает, что вся неделя должна быть посвящена Христу и ожиданию его светлого Воскресения. В это время Спаситель не только пострадал за грехи человечества, но и прошел через искушения. В знак скорби и памяти о тех событиях церковь в Страстную седмицу великого поста не крестит новообращенных и даже младенцев, не проводит венчания, не служит поминальные службы.

Да, пост Страстная неделя подразумевает строгий. Обычно в календарях и на церковных сайтах подробно расписывается каждый день. Для того чтобы укрепляться в вере и не поддаваться искушениям вести привычный образ жизни, рекомендуется присутствовать на литургии, принимать участие в песнопениях великого поста и Страстной седмицы и больше думать о «горнем», о том, как воскрес Спаситель, то есть отвлечься от мирской суеты.

Страстная неделя. Что можно есть и когда

Ограничивать себя в еде необходимо, однако есть немало так называемых «постных» рецептов, которые популярны и в наши дни. Если вас интересует великий пост в Страстную седмицу и что можно есть, то проще ориентироваться по дням.

  • Страстной Понедельник. Монастырский устав (подходит и мирянам) предписывает полный отказ от пищи. Однако не возбраняются в меню овощи и фрукты, хлеб. Термическая обработка пищи исключается, равно как и масло растительного происхождения тоже надо исключить. Важно в этот первый день поста Страстной недели вспоминать историю Иосифа, которого братья продали в египетское рабство. Иосиф является прообразом Господа. Церковь также рекомендует обратиться к чтению Нового завета, в частности, особо упоминается притча о смоковнице, которую Господь проклял за то, что она не принесла плодов. Каждый человек после этой притчи должен задуматься о плодах своей жизни, то есть о покаянии, смирении, благодарности Господу за Спасение и о добрых делах (плодах), которые нужно успеть принести в земной жизни;
  • Страстной Вторник. Предписывается полный отказ от пищи по монастырскому уставу. Но зачастую это невозможно из-за ритма жизни людей, необходимости ходить на работу и т.д., поэтому церковь разрешает вкушать любую сырую пищу без масла, в том числе мед, орехи, хлеб (без включений продуктов животного происхождения, например, яиц). Страстная неделя великого поста во вторник подразумевает чтение притч Иисуса, особенно притч о талантах, о девах, которые ждали жениха (под женихом подразумевается Спаситель) со светильниками в руках. Некоторые девы, как сказано в притче, не захватили с собой масло, поэтому не смогли выйти встречать жениха, они пропустили пир, и двери закрылись. Во вторник необходимо задуматься о том, что Спаситель придет внезапно, и нужно быть готовом дать отчет о своей жизни, о добрых делах и вере;
  • Страстная Среда. Пост в среду и пятницу всегда поощрялся церковью, эти дни считаются особенными, и многие верующие постятся в эти дни круглый год за исключением некоторых случаев, когда они выпадают на церковные праздники. В Страстную Среду практикуется сыроедение без масла (например, один раз в день и лучше в вечернее время) или полный отказ от пищи. Необходимо вспоминать, что Иисус был предан Иудой именно в среду. В этот день вспоминается и Мария Магдалина, которая полила миром ноги Христа;
  • Страстной Четверг. Часто его называют «чистый четверг» и отправляются в баню, купаются в реках, озерах, купелях, приносят домой свечи из церкви. В четверг дается небольшое послабление, верующим можно термически обрабатывать пищу и заправлять ее растительным маслом, употреблять мед, орехи, хлеб. Церковь рекомендует в этот день вспоминать о молитве Господа в Гефсиманском саду, о предстоящем Его распятии, о предательстве Иудой, о Марии Магдалине, утирающей ноги Спасителя;
  • Страстная Пятница. Особенный день, почитающийся всеми христианами. Великий пост в пятницу (как и в среду) тоже особый. Настоятельно рекомендуется вообще отказаться от пищи до вечерней службы, читать Евангелие, осмысливать распятие Христа. Но выдержать Страстную пятницу Великого поста не так просто, поэтому в случае плохого здоровья, слабости, ввиду возраста или необходимости физического труда разрешается использовать в пищу сырые овощи. Литургия в пятницу не проводится;
  • Страстная Суббота. Можно есть горячую пищу, овощи без масла, фрукты. В субботу в церквях совершается литургия Василия Великого, верующие готовятся к светлому празднику Пасхи, красят яйца, готовится пища для Пасхи (Воскресение). В этот день во всем мире ожидается сошествие благодатного огня, вспоминают пребывание Господа во гробе, его Воскресение.

Как выдержать пост Страстной недели перед Пасхой

Необходимо готовиться к этому посту заблаговременно. Пост Страстной недели перед Пасхой показывает веру человека, его понимание происходящего. Самой тяжелой считается Страстная пятница великого поста не только из-за пищи, но и из-за осознания того, что в этот день после мучений Господь умер на кресте, взяв на себя грехи всех людей, когда-либо живших на земле и тех, что еще не родились.

Если вы желаете узнать подробнее, что такое Страстная пятница, что можно есть и как провести этот день, то стоит поговорить с духовником. Наиболее строги запреты в монастырях, но мирянам совсем необязательно полностью отказываться от пищи.

Однако отказа от продуктов животного происхождения и алкоголя нужно отказаться от кофе, чая, компотов.

Самым простым вариантом питания считаются салаты, которые можно есть и без масла. Хозяйки готовят винегреты с соленьями, отварной свеклой и картофелем. В винегрет часто добавляют грибы (свежие, маринованные, соленые). Сегодня выбор продуктов более разнообразен. Так, в постное меню можно включить мюсли, состоящие из хлопьев, изюма, орехов. Их можно есть сухими (так называемое «сухоядение») или разбавить теплой водой с добавлением ложки меда.

Пост в Страстную неделю позволяет экспериментировать, например, разнообразить меню тыквой, арбузом с медом или дыней. Но в любом случае должна быть умеренность, а потребление пищи лучше передвинуть на вечер после богослужения в церкви.

Страстная неделя (Седмица) перед Пасхой – духовный рост

Ограничение тела в потреблении пищи – не только испытание. Это прекрасная возможность духовного роста, изменения образа жизни, покаяния и, самое главное, возможность обретения через это Спасения, что является целью пребывания на земле любого человека. По крайней мере, такова позиция христианской церкви во всем мире.

Пост Страстная неделя подразумевает строгий, но духовные плоды не заставят себя ждать.

Интересно, что с церковью согласны и врачи, которые считают, что подобное изменение питания, т.е. отказ от тяжелых и жирных продуктов, подвергшихся химической и/или термической обработке, продлевает жизнь, значительно снижает риск возникновения опасных заболеваний.

В еликий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы - недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы

В еще не очень давние исторические века в православных странах во время Великого поста жизнь граждан сильно менялась: закрывались театры, бани, прекращалась торговля мясом, а на первой неделе Поста, а так же на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения, чтобы верующие люди могли пойти в храм на очень важные великопостные службы. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов.



Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.


Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы Великого поста. Великий пост подразумевает отказ от мясной, молочной, рыбной пищи, а так же яиц, однако меру своего поста надо согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью,
а Богослужение - продолжительностью.

Св. Четыредесятница , которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого Чистым . Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста.

Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие . По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров , в первые пять воскресений Великого поста - литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.


В первые четыре дня , (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: « Помилуй меня, Боже, помилуй меня ». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные верующие стараются не пропустить эти службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» - это отваренная пшеница с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо.

Первое воскресенье Великого поста именуется «Торжеством православия », установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» - живущим.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест . Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века - святой Иоанн Лествичник , который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской », на котором читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, оставившей мир и подвязавшейся жить в пустыне в посте и молитве и через этот стяжавшей не только прощение у Бога, но и святость, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием к кающимся грешникам.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице »: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской .

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста - великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. Накануне на Всенощной службе освящаются ветви вербы (вайа), с которыми приходят в церковь верующие. Затем возжигаются свечи, с которыми верующие стоят до конца службы, знаменуя этим победу жизни над смертью.

Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Страстная Седмица посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и « Аллилуия » поется тропарь: « Се Жених грядет в полунощи », а после канона поется песнь: « Чертог Твой вижду. Спасе мой ». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

Великому посту придаётся в православии издавна особое значение – он является подготовкой к встрече самого главного праздника всех христиан - Воскресения Христова.

История

Сейчас Великий пост - самый длительный и самый строгий из всех установленных православной церковью. Изначально же у первых христиан вплоть до V века не было единых правил относительно сроков и строгости соблюдения предпасхального поста, однако практика воздержания от пищи перед Пасхой существовала с первых веков.

Разные общины постились по своим правилам, от суток до недели и более, но обычно самый строгий пост приходился непосредственно на предпасхальные дни – Страстную седмицу. Помимо этого, у древних христиан было принято на Пасху крестить новообращенных, которые должны были перед таинством Крещения держать особый пост. Так, со временем, эти два поста объединились в один и стали составлять примерно 40 дней.

Продолжительность

К Великому посту установлено несколько подготовительных этапов, чтобы было легче физически войти в пост, и духовно настроить на него верующих. Именно с этого подготовительного периода в богослужения входят элементы великопостной службы.

Неделя (воскресенье) о мытаре и фарисее. В этот день вспоминается евангельская притча о гордом фарисее и кающемся мытаре. В беседах и проповедях этого дня обычно говорится о значении внутреннего смирения и о губительности превозношения над людьми.

Неделя о блудном сыне. В этот день вспоминается притча о блудном сыне, говорится о милосердии Божием к кающимся и Его безусловной любви.

Неделя о Страшном суде. Это воскресение, венчающее собой «мясопустную» седмицу - то есть последнюю, в которую можно есть мясо. В этот день на Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, где повествуется о Страшном суде. Накануне в субботу совершается поминовение усопших.

Сыропустная седмица и Прощеное воскресенье. В народе эта седмица зовётся масляной или масленицей. Это последняя неделя перед постом, когда можно вкушать молочные продукты и яйца. Заканчивается она Прощеным воскресеньем.

Непосредственно Великий пост длится 40 дней, потому он еще называется Четыредесятницей. Заканчивается она Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем (праздником Входа Господня в Иерусалим) – это суббота и воскресенье последней седмицы Великого поста. В этот день вспоминаются события, предшествовавшие крестной смерти Христа: воскрешение Им умершего Лазаря и встреча, устроенная Ему ликующим народом в Иерусалиме.

Все шесть «недель» (воскресений) поста имеют своё название: Торжество Православия, святителя Григория Паламы, Крестопоклонная, святого Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской и Неделя ваий (вход Господень в Иерусалим).

После Вербного воскресения (Недели ваий) наступает Страстная седмица – время самого сурового поста и воспоминания самых трагических событий евангельской истории. Формально эта седмица уже не относится к Великому посту, что отражено и в богослужениях этого периода.

Особенности богослужения

Богослужения Великого поста отличаются аскетичностью и продолжительностью, преобладанием чтения над пением. Каждый день, кроме суббот и воскресений, в храмах читается молитва Ефрема Сирина «Господи, Владыка жизни моей...», сопровождающаяся земными поклонами.

В это время особое место уделяется на богослужениях чтению книг Ветхого завета – Притчей, Бытия, пророков. Это связано с тем, что святые отцы называли ветхозаветный период временем подготовки людей к встрече со Христом. В первые четыре дня также читаются песни из покаянного канона Андрея Критского, а полностью он прочитывается на пятой неделе поста.

По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. Ее особенность в том, что на ней не совершается освящения Тела и Крови Христовой – верующие причащаются освященными на воскресной литургии Дарами.

Смысл этого в том, что, согласно канонам, совершение Евхаристии (то есть освящения Тела и Крови Христовой) воспринимается в православии как праздник и особая духовная радость, а потому несовместимо со скорбным настроем великопостных дней. Однако службы суббот и воскресений Великого поста более праздничны по духу, и потому освящение Даров на литургии в эти дни совершается.

Особенности трапезы

В отношении пищи по монастырскому уставу предписывается следующее:

Особо строгий пост в первую и Страстную седмицу

Запрет на пищу животного происхождения, в том числе рыбу.

По понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение – сырая пища без масла. По вторникам и четвергам - горячая пища, но тоже без масла.

По субботам и воскресеньям дозволяется добавлять растительное масло и вино (кроме Страстной субботы). В Страстную пятницу – полное воздержание от пищи.

Рыба и морепродукты разрешаются на Благовещение, если оно не попало на Страстную седмицу, и в Вербное воскресенье.

Однако необходимо помнить, что предписания эти созданы в древности, прежде всего - для монашествующих и во многом, без учёта климатических особенностей северных стран. Потому, желая соблюдать пост, необходимо не слепо следовать Типикону, а советоваться со священником и врачом, учитывая состояние своего здоровья.

Ведь воздержание от той или иной пищи – это не цель поста, а лишь одно из средств для того, чтобы, по слову апостола Павла «совлечься ветхого человека», то есть – обновить душу и жизнь в согласии с духом Евангелия.

Великий пост – это время подготовки к встрече с воскресшим Христом. И, конечно, в этот период лучше больше времени уделять не постному меню, а внутренней работе над своей душой, над своими отношениями с Богом и людьми.

I. СМЫСЛ ПОСТА

II. О ПИТАНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

III. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ПОСЕЩЕНИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ И ПРИЧАЩЕНИИ В ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Зачем и как следует поститься, как часто следует посещать храм и причащаться в Великий пост, каковы особенности богослужения в этот период?

Какие-то ответы на эти и другие вопросы о Великом посте читатель сможет найти ниже. Данный материал составлен на основе нескольких публикаций, посвященных разным сторонам нашей жизни в Великий пост.

I. СМЫСЛ ПОСТА

Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу.

Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем?

А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему — пост? Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.

«Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, — поучает преподобный Иоанн Кассиан. — Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости». И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? — ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), — будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?»

Сам Господь наш Иисус Христос для примера нам сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом, — пишет преподобный Исаак Сирин. — Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

«Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий: — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».

«Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость».

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».

«Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.

О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим. 1, 15)».

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (Мф. 6, 16-18).

От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. «К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

II. О ПИТАНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом:
∙ «сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
∙ «варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;
∙ «разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
∙ «разрешение на рыбу».

Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).

В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения) разрешается есть рыбную икру.

Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи.

Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

III. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ПОСЕЩЕНИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ И ПРИЧАЩЕНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь.

Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию.

Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.

Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения (по крайней мере, клиросного) звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах.

Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы.

Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг.

IV. ПРАЗДНИКИ, СЕДМИЦЫ И ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий пост включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым . Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными .

Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» (или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.

В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».

В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим . Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д.

Страстная седмица

Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

При подготовке статьи использованы публикации «Как подготовиться и провести Великий пост» митрополита Иоанна (Снычева), «О том, как проводить дни Великого поста» протоиерея Максима Козлова, «Православный пост» Д. Дементьева и другие материалы, опубликованные на интернет-ресурсах «Великий пост и Пасха» православного проекта «Епархия», Завет.ru, Православие.ru, «Радонеж».

Патриархия.ru

Ответ редакции

Последнее обновление 02.04.2018 г.

Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой — в 2018 году она начинается 2 апреля и завершается 8 апреля— в Христово Воскресение.

Слово «страсти» на церковнославянском означает «испытания и страдания». Поэтому Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа: о Тайной вечере с учениками, о предательстве, о страданиях, распятии, крестной смерти, погребении и воскресении Спасителя.

В Страстную неделю православные усугубляют пост. Облачения священнослужителей в церкви в эту неделю — чёрные с серебром. Священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) весь пост — под тёмными покровами. В некоторых обителях и храмах в Страстную седмицу служат в багряных (цвета крови) облачениях. В Великую субботу чёрные (или багряные) облачения сменяют на светлые.

Во все дни последней седмицы Великого поста в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной вечере в Сионской горнице, предательстве Иуды, суде, распятии и воскресении.

В каждый день Страстной недели (в народе её ещё называют Чистой и Красной) вспоминают события последних дней Спасителя. Об особенностях каждого дня седмицы читайте в справке АиФ.ru.

Commons.wikimedia.org

Великий понедельник

Великий понедельник начинает посвящённую добровольно принятым спасительным страданиям Иисуса Христа Страстную неделю. С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение Псалтыри, которое продолжается первые три дня Страстной седмицы (понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом).

В Великий понедельник на службе вспоминают внука праотца Авраама, Иосифа Прекрасного и бесплодную смоковницу, проклятую Господом.

Иосифа, проданного завистливыми братьями в рабство, а затем спасшего от неминуемой голодной смерти их самих и всё царство Египетское, в этот день поминают как прообраз страдающего Иисуса Христа, преданного Своим учеником, отвергнутого Своим народом и спасающего через Свои страдания и смерть весь род человеческий.

Евангельская притча говорит, что по дороге в Иерусалим Христос хотел утолить голод плодами смоковницы. Однако плодов на ней не было, и Христос произнёс: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19).

Эта богатая листвой, но бесплодная смоковница служит образом всякой души, которая не приносит плода — покаяния, и образом книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл плодов веры и благочестия, а лишь лицемерную тень Закона. В её мгновенной гибели — предвестие правосудия Божия, которое следует за Его терпением и постигает не приносящих доброго плода.

В этот день на Литургии Преждеосвященных Даров читают Евангелие о Втором пришествии Христовом (Мф.24:3-35).

Кроме того, в понедельник Страстной седмицы Патриарх Московский и архиереи совершают древнее священнодействие: мироварение — чин приготовления мира (от греч. mýron — «умащение»). Это смесь растительных масел, душистых трав и смол для таинства Миропомазания, которое совершается над каждым православным христианином сразу после таинства Крещения. Миро употребляют также для освящения престолов в храмах.

Миро варят три дня, а его торжественное освящение происходит в Великий четверг в Богоявленском соборе в Москве.

Великий вторник

В Великий вторник мы вспоминаем, как Христос пришёл в Иерусалимский храм и в последний раз проповедовал перед народом, обличал , беседовал и говорил притчами: о дани кесарю, о , о десяти девах и о талантах.

Джотто. Капелла Скровеньи, фреска. Фото: Commons.wikimedia.org

Фарисеи готовили Иисусу ловушку, желая либо получить повод донести на него римским властям, либо опорочить его в глазах иудеев. Они спросили: «Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Ин. 8, 49) Стоило Христу ответить «да», и фарисеи обвинили бы его в поддержке римских властей, ответ «нет» мог стать предлогом объявить Иисуса мятежником.

Но Христос велел показать им римский денарий и спросил, что они на нём видят. На монете был изображён император, и фарисеи отвечали, что это . Ответ Христа мы хорошо знаем: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).

Великая среда

В среду Страстной седмицы вспоминают два события: предательство Господа Иисуса Иудой Искариотом (он продал своего учителя за 30 сребреников) и Евангельская история о грешнице, возлившей миро на голову Иисуса. Вечером предыдущего дня во время ужина в доме Симона Прокажённого некая женщина подошла к Иисусу и полила ему голову драгоценным миром. Ученики были раздосадованы, но Иисус сказал им, что благодаря ей он готов к погребению.

В среду (как и в понедельник, и вторник) совершается Литургия Преждеосвященных Даров — последняя в течение Великого поста, и в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. Земные поклоны (кроме поклонов перед Плащаницей) более не совершают до самого праздника Троицы.

В Великую среду на вечерней службе совершается таинство Исповеди. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды — это особая возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

Великий четверг

В четверг Страстной седмицы в богослужении вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии).

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1498. Фото: Commons.wikimedia.org

Евангелие от Матфея говорит, что во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё». Затем он подал апостолам чашу и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Именно поэтому в Великий четверг христиане приобщаются Святых Христовых Таин, вкушая освящённый хлеб и вино.

Во время Тайной вечери Христос сказал своим ученикам, что один из них предаст его. Так и будет: Иуда Искариот, уже продавший своего учителя за 30 сребреников, ночью в Гефсиманском саду укажет Его стражникам, подойдя и поцеловав.

Утром в Великий четверг в храмах служат Литургию Василия Великого, во время которой совершается чин освящения мира. После литургии бывает чин умовения ног: архиерей по примеру Христа, омывшего ноги своим ученикам, в знак смирения омывает ноги 12 священнослужителям.

Вечером в четверг служат утреню Великой пятницы (Служба двенадцати Евангелий). Во время этой службы читаются 12 отрывков из Евангелий, в которых рассказывается о последних часах жизни Христа, начиная с его беседы с учениками и молитвы в Гефсиманском саду и заканчивая распятием на Голгофе и погребением в гробнице, приготовленной Иосифом Аримафейским.

В Великий четверг священнослужители и прихожане стоят в храме с зажжёнными свечами в руках в знак того, что слава и величие не покидали Христа во время страданий. После службы свечи не гасят, а приносят домой и сохраняют их огонь в лампадах до Пасхи.

С понедельника по четверг в храмах каждый вечер читают покаянный канон Андрея Критского.

Великая пятница

Великая (Страстная) пятница — самый скорбный день церковного года. В этот день Церковь вспоминает суд над Иисусом Христом, его избиение и поругание, казнь и смерть через распятие.

Христос с терновым венцом. Дирк ван Бабурен. 1622-1623. Фото: Commons.wikimedia.org

В этот день схваченный Иисус Христос предстал перед Синедрионом — высшим религиозным и судебным органом древней Иудеи. Всего за шесть дней до этого, в субботу, Христос совершил , после чего иудейские начальники утвердились в решении убить Иисуса. Однако Синедрион не мог казнить его, это могли сделать лишь римские солдаты по приказу управлявшего Иудеей в те времена прокуратора Понтия Пилата.

Понтий Пилат не считал Иисуса виновным: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке». Он предлагал отпустить Иисуса по случаю праздника иудейской Пасхи, но толпа требовала освободить не Христа, а преступника Варавву.

Пилат был вынужден утвердить приговор Синедриона, предав Христа позорной казни через распятие. В знак того, что он не причастен к смерти праведника, он велел подать воду и умыл руки перед толпой, кричавшей: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25).

Иисуса сначала бичевали, потом над ним издевались римские солдаты, а затем заставили нести крест на Голгофу, где распяли Его на кресте. Рядом с ним были распяты на крестах два разбойника. В Евангелиях говорится, что стражники насмехались над Иисусом, говоря, что если он Царь Иудейский, то пусть спасёт себя, а затем стали делить Его одежды. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают», — говорил Христос о своих мучителях.

Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский выпросил у Пилата тело Иисуса, снял с креста, покрыл плащаницей и положил в собственной новой гробнице.

По церковному уставу богослужения Страстной пятницы начинаются в четверг вечером. Литургию в этот день не служат: считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо неё совершаются Царские Часы: в храме перед крестом читают псалмы и Евангелия о страстях Христовых. Это день строгого поста (до выноса Плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

Днём в Страстную пятницу, на утрене Великой субботы, совершают вынос Плащаницы, означающий Погребение Христа. Примерно в два или три часа дня Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма на возвышении, украшенном цветами и умащённом благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие. Верующие, совершив земной поклон, прикладываются к Плащанице.

Великая суббота

В Великую субботу Церковь вспоминает Погребение Иисуса Христа и Его сошествие в ад. Погребение Иисуса Христа описывают все четыре Евангелия; оно входит в число Страстей Христовых. Христиане верят, что Своей смертью Иисус Христос победил смерть и спас из адской бездны ветхозаветных праведников.

«Снятие с креста» Рогир ван дер Вейден. 1435-1438. Фото: Commons.wikimedia.org

Службы Великой субботы начинаются в пятницу во второй половине дня. Плащаницу — большое полотно с шитым образом Господа, снятого с креста, — выносят на середину храма. Вечером того же дня есть служба, на которой совершают Крестный ход с Плащаницей вокруг храма при печальном колокольном звоне. После Крестного хода читают Священное Писание, в том числе место из Евангелия от Матфея — как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, опасаясь, что ученики выкрадут тело.

Вечерня Великой субботы служится вместе с литургией Василия Великого. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью. По окончании Литургии поётся пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей и яиц.

В Великую субботу каждый год в Иерусалиме в храме Воскресения, на Гробе Господнем, . Происходит это в разное время второй половины дня, при большом стечении народа. В последние годы этот огонь доставляют самолётом в Россию к празднику Христова Воскресенья.

Христово Воскресение

В седьмой день Страстной седмицы православные празднуют Воскресение Христа из мёртвых. Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трёх часов пополудни. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» — потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими. Есть и рассказы о том, как воскресший Христос являлся ученикам и беседовал с ними.

Александр Андреевич Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835. Фото: Commons.wikimedia.org

В ночь на Пасху в храме читают Деяния апостолов. Верующие в праздничной одежде приходят в храмы вечером Великой субботы, примерно к 22:00. В начале двенадцатого начинается Полунощница — служба, на которой поётся канон Великой субботы. В конце священники переносят Плащаницу с середины храма в алтарь, где она остаётся до праздника Вознесения Господня (13 июня в 2014 году) — в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Профиль Кесаря был именно на денарии. Подати в Иудее платили деньгами римлян. А Богу иудеи жертвовали в храме особые храмовые деньги, которые выменивали на римские у сидевших тут же менял.