Притчи о том что надо прощать. Притча о прощении себя

Владыка, в рукоположении каждому священнику подается особая благодать. Скажите, как это происходит, что за благодать получает пастырь?

- Господь оставил людям великий дар - благодать Святого Духа - и великий наказ: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28 , 19-20). Христос повелел, чтобы Его ученики передавали этот дар: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10 , 8). Также Господь наделил апостолов властью вязать и решить грехи. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20 , 23), - сказал Христос. Именно эту власть, именно эту благодать, чтобы учить и священнодействовать, с древних времен принимают будущие священнослужители в хиротонии или рукоположении - в Таинстве священства.

Каждый священник, который, прежде всего, является преемником апостолов, не просто наделен Божественным даром - благодатью, он властен передавать его всем верующим. Например, в Крещении. Любой христианин, мирянин в этом таинстве через священнослужителя получает благодать Божью, становится ее наследником. Более того, священник не просто властен передавать благодать, он обязан это делать, обязан делиться ею с людьми, отдавать себя, нести Евангельское учение всему миру. В этом-то и заключается смысл священнического служения. Но в то же время это задача любого христианина, любого мирянина - ты должен не только сам спастись, но и стать проповедником спасения. Как сказал апостол Петр: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3 , 15).

Вы привели в пример строку из Евангелия, где Господь наделяет апостолов силой исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Но ведь современные священники ничего этого не могут. Почему благодать, данная духовенству, не проявляет себя в виде чудотворений, пророчеств, как это было у апостолов, святых?

Каждому времени Господь дает те дары, посылает тех праведников, которые необходимы для того, чтобы направить людей к спасению. Был в жизни христианской Церкви период, когда Господь подавал многим верующим дар слова, дар говорения разными языками. Дар разумения языков - это, кстати, один из главных даров, что получили апостолы. В Книге деяний об этом сказано: и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2 , 4). Тогда на Пятидесятницу каждый, кто был в Иерусалиме, услышал собственное наречие, в котором родился (ср.: Деян. 2 , 8). Дар разумения языков был необходим, чтобы апостолы могли пойти по всему миру и проповедовать Евангельское учение всем народам.

В древности, в первые годы существования Церкви был у людей и пророческий дар. Потом потихоньку Господь его забрал. Почему? Вполне вероятно потому, что необходимость в нем прошла. Церковь перестала в нем нуждаться. Наверное, если такой дар снова потребуется для проповеди веры Христовой, Господь его пошлет. Это произойдет помимо нашего желания: Дух дышит, где хочет (Ин. 3 , 8). Мы все члены Церкви, мы все несем определенное послушание, мы служим в Церкви, но ею, как и всем миром, управляет Господь. Он - Хозяин.

- Получается, что Дары, которые дает Святой Дух, могут быть разными, а благодать для всех одна - что для святых, что для священников, что для мирян?

Да, благодать - это некое обобщенное понятие. Дары Духа Святого - это тоже благодать, но они могут быть разными. Каждому человеку Господь открывается по-своему, в соответствии с его миропониманием, воспитанием. И простецу, и ученому с острым, живым умом Господь открывается в совершенно разных вещах. Скажи: «Бог есть, молись» - и первый сразу поверит, а второй, возможно, сотни книг прочтет, прежде чем Христа обретет. А может, и так: много прочтет, но все равно его ничто не уверит. Иными словами, у каждого своя мера, каждому дары подаются соразмерно трудам и в зависимости от того, к чему сердце расположено. Одному дается дар молитвы, другому - дар служения ближним. Далеко не каждый ведь может работать сиделкой, к примеру. Для этого нужно иметь расположение, способности, может быть, даже определенные черты характера. Кто-то легко смиряется, а кто-то вообще не может этого сделать, и все потому, что один любвеобилен, а другой суров.

Может ли священник лишится благодати, данной ему в хиротонии? Может ли Господь ее забрать? Например, если священник ведет неблагопристойный образ жизни.

Таинство священства, как и Таинство Крещения, как и вообще все церковные таинства, - невозвратно. В таинствах человек обручается с Богом. В Крещении он вступает в Церковь, в хиротонии - соединяется с Церковью брачными узами. Поэтому невозможно «раскреститься», невозможно «развенчаться», невозможно сложить с себя сан. Другое дело - наши неблаговидные, греховные поступки, за которые мы и теряем благодать. Не просто теряем, а сами себя ее лишаем. У пастыря, который, как и все люди, может ошибаться, может чего-то не уметь, может в чем-то заблуждаться, грешить и вообще быть не таким, каким его себе представляют окружающие, благодать священства не отнимется. Все таинства, которые он совершает, будут действенными и истинными, однако для своего личного спасения такой батюшка потеряет очень многое… Поэтому не нужно бояться, что действия неблагочестивого священника повредят мирянину. Мирянин должен в первую очередь о себе, о своей душе заботиться. Священник может ошибаться, падать, но за это Господь не оставит его паству без благодати.

- А можно ли вернуть благодать? Если да, то как это сделать?

- Благодать можно вернуть только через исправление той ситуации, в которой человек ее потерял. Об этом говорит и преподобный Иоанн Лествичник. Если ты потерял благодать, то вспомни, когда, в какой момент это произошло. Что ты сделал, чем согрешил? Вернись к этому и исправь то, что в твоих силах. В жизни как бывает: мы говорим о трудностях, размышляем, откуда они взялись и как их побороть. Но ведь порой достаточно внимательно посмотреть на обстоятельства, при которых они произошли, и сразу все становится понятно - почему так случилось, кто виноват. Если ты виноват, то исправься, пересмотри свое поведение, и тогда, возможно, все начнет налаживаться. В духовной жизни все устроено точно так же. Почувствовал, что ушла благодать, а каждый человек, я в этом убежден, если хоть чуть-чуть старается жить духовной жизнью, - это чувствует, исправь ошибку. Да, это может быть непросто, на это может уйти много времени, но все равно, попытаться это сделать обязательно нужно. Только так можно добиться результата и вернуть благодать.

- Из Евангелия мы знаем, что хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем (см.: Мф. 12, 32). Скажите, что это за грех и почему он не прощается?

Хула - это отрицание очевидного. Хула - это сознательное попрание совести. Я сейчас не говорю о тех случаях, когда человек не хочет грешить, но все равно согрешает, нет. Хула на Духа Святого - это нечто другое. Вот человек видит в своей жизни Промысл Божий, видит, что Господь о нем заботится, чувствует, что Бог есть, и все равно это отрицает, отвергает Его и Его помощь. То есть человек сознательно совершает грех Иудин. Ведь в чем заключается предательство? В том, что Иуда, все понимая, отрекается. Он понимает, Кто перед ним, и, несмотря на это, не останавливается, не пытается исправить ситуацию, а идет до конца. Хула на Духа Святого - то же самое. Это смертный грех. Апостол Иоанн говорит, что есть грех к смерти , а есть грех не к смерти (ср.: 1 Ин. 5 , 16-17). Грех не к смерти - это наши повседневные проступки, ошибки, которые мы все без исключения совершаем, но в которых каемся, которые преодолеваем и движемся дальше. Грех к смерти - это грех, который человек принял и в котором укоренился.

Но любой грех может быть прощен при условии, что человек осознал, что не прав, раскаялся. Что такое покаяние? Покаяние - это отказ от греха, это попытка стяжать добродетели. Если человек переменит свое духовное устроение, искренне сокрушится о грехе, то, конечно, Господь его простит. И хулу простит, но только если человек поймет, что он был не прав и в чем именно.

Владыка, последний вопрос «родился» в храме. Не часто, но бывает, что во время «затяжной» Херувимской прихожане говорят: «Так долго потому, что Святой Дух на Дары еще не сошел». Можно ли вообще определить, в какой момент сходит Дух?

Дух Святой сходит вечно. Он не ограничен ни временными, ни пространственными рамками. Дух Святой всегда сходит во время Литургии, если ее совершает законно рукоположенный священник, если он исполняет определенные священнодействия, если искренне молится. Но Литургия - это таинство, которое все-таки зависит от Бога, а не от человека. Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18 , 20). Там - в храме, на Литургии - всегда присутствует и Господь, и Божественная благодать. Другой вопрос - как ощущает это человек. Если он ничего не чувствует, это не значит, что ничего не происходит.

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Мы с вами уже на исходе замечательного периода святой Пятидесятницы, который в каком-то смысле корреспондирует времени Великого поста. Есть семинедельный пост и есть семинедельная Пятидесятница. Неслучайно даже богослужения в это время совершаются по особым книгам: во время поста и подготовительных недель по Триоди постной, а во время святой Пятидесятницы и следующей недели до Петрова поста – по Триоди цветной, – и эти книги одни из самых замечательных и древних в нашем церковном обиходе. Они часто значительно глубже и интереснее того, что мы читаем в Минеях, где на каждый день расписаны богослужения, посвящённые тем или иным святым и церковным событиям.

Троица всегда является и каким-то завершением, и началом. Это всегда какая-то тайна, всегда что-то мистическое, глубокое, требующее вдохновенного взгляда на то, что же церковная традиция нам предлагает здесь вспоминать, в какую Тайну углубляться.

С одной стороны, мы с вами хорошо знаем, что Пятидесятница – это день рождения Церкви. Дух Святой сходит на собрание учеников Христовых, на первоначальное церковное собрание, потому что Новый Завет не мог открыться и вступить в действие только в силу того, что Христос совершил спасение. Нужно было ещё что-то, что изменило бы до конца само сердце людей, верующих во Христа. Христос на Кресте и в Воскресении, конечно, заключает с Богом-Отцом Новый Завет, но он ещё не может действовать в людях, которые не получили дара Духа и не обрели мудрости, соответствующей этому дару. В Ветхом Завете тоже было прикосновение к Духу, тоже были откровения Духа и тоже была своя мудрость, которую мы неплохо знаем благодаря Священному писанию Ветхого завета. Однако мы видим, какой огромный шаг вперёд был сделан со вступлением Нового Завета в действие.

В день Святой Пятидесятницы в тропаре праздника мы с вами только что пели:


Ты соделал премудрыми рыбарей,
ниспослав им Духа Святого,
и через них уловил все народы.
О человеколюбивый, слава Тебе!

Ниспослание Духа означало явление новой силы – люди по-новому узнали Бога как Духа. По-новому, хотя и были прежде так или иначе, особенно через пророков, приобщены к тому же Духу. Но люди не знали того откровения Духа, которое дано нам в Новом Завете.

Однако этого мало. Если сила Духа явилась, то человек становится мудрым, он обретает новый смысл жизни.

Благословен Ты, Христе Боже наш,
Ты соделал премудрыми (!) рыбарей,
ниспослав им Духа Святого,
и через них уловил вселенную.

Чтобы «уловить вселенную», чтобы исполнить великое поручение Христа сделать Его учениками все народы (Мф 28:19), надо иметь эту мудрость. А обрести её автоматически нельзя. Не достаточно только пожелать её или даже выразить это пожелание в молитве. Многие молились об обретении Духа и его даров, а некоторые даже были готовы заплатить за это изрядную сумму, однако это только гневило Бога. И дело не только в том, платно или бесплатно этот дар даётся людям, а в том, с каким сердцем и для чего они просят себе Духа. Вот если они хотят обрести мудрость, чтобы «уловить вселенную», даже если они простые рыбаки, или крестьяне, или люди городского класса, простые мещане, – то это радует Бога, и Бог в ответ радует нас этим даром мудрости в Духе Святом. Все остальные наши побуждения суетны. Когда мы просто хотим себе здоровья, достатка, покоя – это не основание для получения Духа, и мудрость такой человек не обретёт.

Сегодня здесь было крещение, и мы крестили только детей – это очень редко у нас бывает: обычно мы крестим детей вместе со взрослыми, как бы прибавляя их к взрослым людям. А вот сегодня крестили троих девятилетних детей и ещё одного миропомазывали. И это было благодатное, хорошее крещение. Оно, конечно, должно было совершаться как-то иначе, не так, как в случае со взрослыми людьми, потому что детям трудно понять то, о чём говорится в молитвах. Часто они ничего не понимают – даже девятилетние, я уж не говорю о тех, кто младше по возрасту, – им очень сложно войти в то, что происходит. Но когда уже начинают совершаться таинства – покаяние, крещение, миропомазание, и они готовы по-новому идти на литургию, причащаться, благодарить, – тут всегда что-то происходит, и дети, немножко отвлекающиеся, немножко скучающие (потому что ничего не понимают), включаются, они как бы готовы к тому, чтобы исполнять сказанное, хотя и не понимают, что сказано. Их сердце открывается, у них появляется какое-то новое доверие, появляется новый настрой, лица, как всегда в таких случаях, меняются (правда, мы можем вспомнить нечто подобное даже в случае с младенцами, а уж что говорить про таких больших детей).

Но исполнить волю Божью они ещё не могут. Идти и просвещать все народы, делать их учениками Христовыми они ещё не могут. Ну куда пойдет девятилетний ребенок, интересно? В школу он пойти может, но что в школе делают? В нормальном случае учатся. Это не всегда получается, но всё-таки иногда получается.

Итак, люди уже как-то приобщаются благодати – это видно, это можно засвидетельствовать, и это радостно, и все, кто сегодня присутствовал на крещении, я думаю, это подтвердят. Но исполнить волю Божью они пока не могут. Почему? Потому что у них нет этой мудрости, которую нужно принять, получив Духа. Они пока ещё «накапливают», и их надо продолжать учить до тех пор, пока они не смогут научиться, катехизируясь и входя в полноту церковной жизни – в братстве, в общине, так, как положено по апостольскому преданию нашей православной церкви.

И вот когда происходило это замечательное крещение, я думал: как быть? Церковь всегда колебалась: крестить детей или не крестить. Потому что обрести веру и учиться они могут и некрещёными – они, конечно, должны быть оглашаемыми, должны быть приобщены к благодати, но нужно ли для этого крещение? Этот вопрос остался для меня вопросом, несмотря на то, что можно было в очередной раз засвидетельствовать, что крещение детей было благодатным. Вот в храмах часто крестят так, что засвидетельствовать этого нельзя, то есть можно засвидетельствовать прямо обратное, что это не крещение, а надругательство над таинством. И таких случаев полно, мы знаем множество формально крещёных. Они никакие не крещёные, не нужно обманываться на этот счёт. Но в данном случае точно можно было сказать, что крещение произошло и что благодать коснулась всех этих детей, хотя они все по-разному были подготовлены и совершенно разного характера (вы знаете какая непростая современная ситуация среди детей этого возраста в духовном, душевном и физическом отношении). Единственный ответ, который я нашёл, и даже сказал об этом в проповеди, – что есть великое поручение Христа, но исполнить его им нужно будет позже. Для этого-то им будут нужны и благодать, и премудрость.

Но что дети! У нас часто со взрослыми та же беда: благодать люди как-то получают, а мудрости в них немного. Что тут делать? С детьми понятно: они как ходили в школу, как их родители учили, так это и будет продолжаться до их более или менее взрослого состояния, до возможности их оглашения и так далее. А как быть со взрослыми? Ответ худо-бедно понятен, если они не оглашены. Хотя мы знаем, как много людей откажется идти на оглашение. Скажут: «я крещёный, я причащаюсь, чего вы от меня хотите, вообще отстаньте вы все со своим Евангелием». Мы знаем, как иногда реагируют даже на обычных членов нашего братства, скажем, члены их семей, которые часто считают себя верующими, но при этом категорически против того, чтобы их близкие вообще куда-то ходили, что-то читали, тем более где-то учились, потому что это отрывает их от дома, а нужно дома сидеть. Сидеть дома! По сути дела это два христианства. По сути дела это две церкви – одна Христова, а другая – не знаю, чья... Как бы «домашняя» – но и дома в таких случаях радости немного, и благодати, мягко скажем, немного, да и на работе так же. Как быть?

Мы празднуем праздник Святой Троицы и должны очень хорошо знать, что нам передаёт церковная традиция в этот день. Она даёт строгое задание нам самим и всем нашим ближним: обрести Дух и сохранить его, обретя Премудрость – Премудрость Божью, а не только человеческую. Человеческая премудрость в таких случаях «не пользует нимало». С человеческой премудростью можно защищаться, стать доктором наук, хоть академиком, или быть хорошим бизнесменом, или что-то ещё в этом роде, быть каким-то очень активным деятелем, в том числе культуры, искусства и так далее, без всякой благодати. Можно! В наше время для этого благодать не нужна, она даже «вредна». А вот исполнить волю Божью, исполнить слово Христово без божественной Премудрости – той, которая открылась нам на Пятидесятницу, а не только той, которая была известна в Ветхом Завете или в языческом мире, – невозможно. Путать эти вещи нельзя.

Неслучайно Христос даёт нам новое откровение, Он образует Свою Церковь из людей, которые обрели и Дух, и Смысл, обрели и Дух, и божественную Премудрость через Его Любовь и через веру во Христа. И эта Церковь – всегда малое стадо, это не миллиарды и во многих случаях даже не миллионы. Таких людей немного. Мы с вами это очень хорошо видим, изучая историю XX века: на кого сошёл Дух, кому открылась тайна божественной Премудрости через Христа, а кому нет. Иногда люди, не получившие Духа и Премудрости, могли страдать, потому что их тоже могли, как принадлежащих церковной организации, репрессировать. Бог – Судья, мы не о вечной их участи говорим, мы говорим о том, как они жили на земле.

Одни получают благодать, другие – нет. Одни воплощают её в этой Премудрости, в новой жизни, в центре которой стоит только Христос и ничто и никто иной, а другие – нет. Кому-то важнее остаётся его здоровье, или дача, или материальное благополучие, или общественное мнение, ну и много чего ещё: дети, семья, внуки, артистическая слава – что хотите. Если что-то подобное стоит в центре, то очень сомнительно, что люди, даже когда-то получив благодать, её сохранят. Очень вероятно, что они потеряют её и останутся пустыми, их сердце охладеет и померкнет, и Бог знает, возможно ли такому сердцу снова обрести благодать. Одни думают, что нельзя, другие святые думают, что можно. Наверное, надо стараться, а уж будь что будет.

Терять Дух нельзя. Терять Премудрость Божью нельзя. Надо всегда духовно возрастать и укрепляться, надо идти вперёд и вверх каждый день своей христианской жизни, не разменивая её на мелочи, оставаясь светом миру и солью земли. В этом весь смысл праздника Троицы. Это не «праздник русской березки», это что-то совсем другое. Мы с вами должны это не только знать и помнить, мы должны об этом спокойно, мирно и достойно, но уверенно свидетельствовать. Святая Троица открывается тогда, когда человек готов к принятию своим сердцем и разумом этой Премудрости. Тайна Святой Троицы есть Тайна Христовой Любви. Это не только Тайна Самого Христа, это Тайна Божья. И мы с вами христиане постольку, поскольку приобщены именно к этой Тайне Христовой Любви и к этой Тайне Святой Троицы. Когда мы готовы жить в Духе Святом, готовы жить во Христе, готовы жить в Боге нашем, Небесном Отце, тогда приближается к нам вплотную и Царство Божье, тогда обретаются те силы, которых так не хватает многим нашим современникам.

1. Виды благодати
Оно употребляется в Священном Писании в разных значениях. Иногда оно обозначает вообще милость Божию: Бог есть "Бог всякой благодати" (1 Петр. 5, 10). В этом самом широком смысле благодать есть благоволение к людям достойной жизни во все времена человечества, в частности - к праведникам Ветхого Завета, таким как Авель, Энох, Ной, Авраам, пророк Моисей и позднейшие пророки.

В более точном смысле понятие благодати относится к Новому Завету. Здесь различаются два основных смысла этого понятия:

1) все домостроительство нашего спасения , совершенное пришествием Сына Божия на землю, Его земной жизнью, крестной смертью, воскресением и вознесением на небо: "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес. 2, 8-9) (оправдывающая благодать )

2) дары Духа Святого, ниспосылаемые Церкви Христовой для освящения ее членов, для их духовного роста и для достижения ими Царствия Небесного. Это - сила Духа Святого, проникающая во внутреннее существо человека, ведущая к его духовному совершенствованию и спасению. Это – спасающая, освящающая благодать .

В Церкви есть ещё одно, особое дарование благодати. Его нельзя отнести ни к оправдывающей, ни к освящающей благодати.

Отличие даров этой, особой благодати от двух первых:

Благодать оправдывающая и освящающая подаётся каждому человеку, для его спасения в частности. Особые же дары благодати подаются человеку не для него самого, а для пользы Церкви .

Об этих дарах мы читаем у апостола Павла :

«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор.12, 4 – 11).

2.Ошибочное понимание благодати

Различие указанных значений слова "благодать" и преобладающее понимание его в Священном Писании Нового Завета, как силы божественной, важно иметь в виду потому, что в протестантстве утвердилось учение о благодати в общем только значении великого дела нашего искупления от греха через крестный подвиг Спасителя, после чего (по их мнению) человек, уверовавший и получивший отпущение грехов, находится уже в числе спасенных. Между тем Апостолы учат нас, что христианин, имея оправдание даром, по общей благодати искупления является в этой жизни индивидуально еще только "спасаемым" (1 Кор. 1, 18) и требующим поддержки благодатных сил. Мы "верой получили доступ к той благодати, в которой стоим" (Рим.5, 21); "мы спасены в надежде" (Рим. 8, 24).

3. Без действия благодати спасение человека невозможно

Церковь учит, что спасение человека возможно лишь при помощи Божией благодати, а получает он эту благодать в святых таинствах.

Св. Феофан Затворник пишет:

"...благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов».

3 Вселенский Эфесский Собор подтвердил осуждение пелагиевой ереси, учившей, что человек может спастись своими силами, без необходимости иметь Божию благодать.

Как человек, не имеющий души, мертв для мира сего, так и тот, кто не имеет благодати Святого Духа, мертв для Бога; и никак невозможно, чтобы он имел жительство на Небесах.

Святитель Ириней Лионский:

Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы, бывшие прежде иссохшим деревом, никогда не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше... Потому нам необходима роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными.

Преподобный Макарий Египетский:

Пять умственных душевных чувств, если приимут в себя благодать свыше и святыню Духа, действительно бывают мудрыми девами, свыше приявшими в себя благодатную мудрость. А если остаются они при одном своем естестве, то делаются юродивыми и оказываются чадами мира; потому что не совлеклись духа мира, хотя сами о себе, по некоторым вероятностям и по наружности, думают, что они - невесты Жениховы. Как души, всецело прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят, и вожделеют любви Господней; так наоборот, души, предавшиеся любви к миру и восхотевшие иметь жительство свое на земле, там ходят, там пребывают мыслию, там живет их ум. А потому, несклонны они к доброму мудрствованию духа, как к чему-то необычайному для нашей природы, разумею же под сим небесную благодать, которой необходимо - войти в состав и в единение с естеством нашим, чтобы могли мы вступить с Господом в небесный чертог царства и улучить вечное спасение.

Если не явятся свыше небесные облака и благодатные дожди, ни в чем не будет иметь успеха трудящийся земледелец.

Святитель Иоанн Златоуст:

Убедим себя, что, хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не сможем творить добрых дел, если не будем пользоваться помощью свыше.

Святитель Тихон Задонский:

Без благодати душа подобна иссохшей земле.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

"Как наше человеческое естество выходит на свет мира при частным проклятию Адамову, так оно выходит и на свет Царства Божиего (из купели Крещения) причастным благословению Иисуса Христа. И если оно не приобщится к Божественному естеству Христову, если не примет благодати Святого Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, данной нам Христом (чтобы быть сынами Царствия), потому что Христос совершает все во всех, призывающих Его святое Имя. Для того Бог стал человеком, чтобы снизошел в него, как в Бога, Дух Святой, пребывающий в Том, от Кого не отлучался. И чтобы потом через единение с Ним Божество соединялось с каждым человеком, общающимся с Ним и сочетающим воедино, то есть в волю Божию, все помышления и желания свои. Это и есть воскресение души при жизни".

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Что такое благодать? Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа или Святую Троицу, очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях, споручительствующая в получении вечных благ, уготованных Богом на небесах избранным Его. Горд ли кто был, самолюбив, зол, завистлив, но стал кроток и смирен, самоотвержен ради славы Божией и блага ближнего, ко всякому доброжелателен, снисходителен, уступчив без потворства, - он стал таким силою благодати. Неверующим ли кто был, но сделался верующим и усердным исполнителем предписаний веры, - он стал таким силою благодати. Сребролюбив ли кто был, корыстен и неправосуден, жестокосерд к бедным, но, переменившись в глубине души, сделался нестяжателен, правдив, щедр, сострадателен, - он обязан этим силе благодати Христовой. Был ли кто чревоугодником, многоядцей и многопийцей, но сделался воздержником, постником, не по болезни или по сознанию вреда для тела невоздержания, но из сознания цели нравственной, высшей, - он стал таким по силе благодати. Был ли кто ненавистником и злопамятным, мстительным, но сделался вдруг человеколюбивым, любящим и самих врагов, недоброжелателей и ругателей своих, не помнящим никаких обид, - он стал таким по возрождающей, претворяющей и обновляющей силе благодати. Холоден ли кто был к Богу, к храму, к Богослужению, к молитве, вообще к таинствам веры, очищающим, укрепляющим наши души и тела, и вдруг, переменившись в душе, стал горяч к Богу, к Богослужению, к молитве, благоговеен к таинствам, - он стал таким по действию спасающей благодати Божией. Отсюда видно, что многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают но разным частям или отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником Царствия Небесного.

4. Предваряющая благодать

Итак, по учению Церкви, человеку, живущему мирскими помыслами и стремлениями, невозможно самому обратиться к Богу, пожелать и взыскать спасения. Для того, чтобы пробудить его духовно, свет Божественной благодати просвещает его, призывая его к вере и покаянию. Это - благодать предваряющая и просвещающая.

В Послании Восточных Патриархов о предваряющей благодати сказано:

«Она подобна свету, просвещающему ходящих во тьме. Она путеводит, поспешествует ищущим её, а не противящимся ей. Доставляет им познание Божественной истины. Учит делать добро, угодное Богу».

Св. Феофан Затворник пишет о действии в человеке предваряющей благодати и затем – спасающей (содействующей) благодати:

«Тот человек живет в состоянии отпадения от Бога, который для себя только живет и не думает о Боге и небе, или, по словам Давида: не предлагает Бога пред собою (Пс. 53:5; 85:14). У такого обыкновенно вся забота о чем-нибудь своем: или о познании, или об искусстве, или о должности, или о семействе, или, еще хуже, о наслаждении и удовлетворении какой-нибудь страсти; о будущей жизни он не думает, а настоящую старается устроить так, чтобы жить спокойно и как бы вечно; внутрь себя не обращается, поэтому и не знает своего состояния и тех следствий, какие будут от его жизни, но всегда считает себя чем-то великим и гоним бывает все вперед суетною заботою… он иногда делает и добрые дела, но они все суть свойства душевного (Посл. Вост. Патр., 3 чл.), напитаны общим его духом самолюбия, которое отнимает у них истинную цену. …необратившийся пока пребывает в сем состоянии, как бы иногда, по-видимому, строго ни принимался разбирать себя и свою жизнь, никак не может уверить себя, что его дела ничтожны и злы. Сатана, обладающий человеком посредством греха, живущего в человеке вместе с его самостию, как летаргическим сном поражает его дух во всех силах. Поэтому он недугует ослеплением, нечувствием и нерадением.

Человеку, находящемуся в таком состоянии, самому очувствоваться нельзя, пока в его греховной тьме не воссияет свет Божественной благодати. Тьму наводит на него сатана, запутывает его в свои сети, от которых никто не возникнет без вразумления свыше (2 Тим. 2, 26). Никтоже может прийти ко Мне, говорит Господь, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его... Всяк слышавши от Отца и навык, ко Мне приидет (Ин. 6, 44, 45). Посему Сам Господь стоит при дверех сердца и толчет, как бы говоря: востани спяй и воскресни от мертвых (Откр. 3, 20; Ефес. 5,14).

Сей голос Божий зовущий приходит к грешнику или непосредственно, прямо в сердце, или посредственно, преимущественно через Слово Божие, а нередко и через многообразные происшествия внешние в природе и в жизни его самого и других . Но всегда он падает на совесть, пробуждает ее и, наподобие молнии, освещает (ясно представляет сознанию) все законные отношения человека, которые им были нарушены и извращены. Поэтому сие действие благодати и открывается всегда сильным беспокойством духа, смятением, опасением за себя и самопрезрением. Впрочем, оно не влечет насильно человека, а только останавливает его на пути порочном, после чего человек совершенно властен или обратиться к Богу, или опять погрязнуть в тьму самолюбия. В притче о блудном сыне сие состояние выражено словами: в себе пришед (Лк. 15, 17).

В человеке, внявшем (не противодействующем) действию благодати, призывающей и просвещающей его внутреннюю тьму, открывается особенная способность живо воспринимать откровенные истины, как бы некоторый особенный сердечный слух и внятие: открываются очи (Деян. 26, 18), действует дух премудрости в познании истины (Еф. 1, 17). … Под действием же благодати сердце именно и питается ими, принимая их внутрь себя, совершенно усвояя и удерживая их в себе…При сем… обращающийся испытывает двоякого рода изменения: одни тяжкие и безотрадные, другие облегчающие и успокаивающие душу. Однако ж соответственно состоянию обращающегося, прежде всего, всею тяготою своею налегает на него закон и истязует его, как виновника. Ряд изменений такого рода в сердце составляет совокупность покаянных чувств.

В сем порядке прежде всего происходит познание грехов. Закон показывает человеку все обязательные для него действия, или заповеди Божий, а сознание представляет целое поле действий, противных им, с уверением, что они могли и не быть, что все суть дело его свободы и допущены им нередко с сознанием их незаконности. Следствием сего бывает внутреннее обличение человека во всех опущениях и нарушениях: человек чувствует себя всесторонне виновным пред Богом, безызвинительным, безответным. Отсюда, далее, болезненные, скорбные, сокрушительные о грехах чувства теснятся в сердце с разных сторон: презрение к себе и негодование на злой свой произвол, потому что сам всему виною; стыд, что до такого уничижительного состояния довел себя; болезненный страх и ожидание близких зол оттого, что оскорбил грехами своими Бога всемогущего и праведнейшего; наконец, смятенное чувство беспомощности и безнадежности довершает поражение: желал бы человек все зло это стрясть с себя, но оно срослось будто с ним; желал бы даже умереть, чтобы восстать в лучшем состоянии, но не властен сделать это. Тогда-то человек из глубины души начинает вопиять: что сотворю, что сотворю! - как вопиял народ от обличений Иоанна Крестителя (Лк. 3: 10, 12, 14) и от слов апостола Петра, по сошествии Святого Духа (Деян. 2:37). Здесь всякий, хотя бы был властелин или другой какой знаменитейший в свете человек, чувствует, что он пойман судом Божиим и совершенно подлежит Его силе, что он - червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс. 21:7), то есть в прах обращается вся самость человеческая и воскресает сознание повинности Богу, или чувство зависимости от Него - полной, неизбежной.

Такие чувства тотчас готовы принесть и плод свой - возбудить то есть к покорности Богу или, в настоящем случае, к тому, чтобы исправиться и начать новую жизнь по воле Божией. …Здесь-то в благовременную помощь приходит к нему, с одной стороны, вера, а с другой - благодатная, вспомоществующая в делании всякого добра сила.

…Стесненному строгим обличением закона грешнику нигде нельзя найти утешения, кроме Евангелия - проповеди о Христе Спасителе, пришедшем в мир грешников спасти.

… Верх же совершенства веры составляет живейшее личное убеждение, что Господь как всех, так и меня спас… Человек, как бы уничтоженный судом закона, по мере вступления в область веры оживает отрадою в сердце, восклоняет главу убитый скорбью… Пока не уверится человек в помиловании и помощи Божией, не может положить и решительного намерения жить по воле Божией (1 Пет. 1:3). Посему-то, когда чувство благонадежности в Боге и Божия благословения, изливаемое в сердце верою во всеумилостивительную смерть Господа Иисуса, уверяет его, что Бог не презрит его, не отвергнет, не оставит Своею помощию при исполнении закона ради Господа; тогда уже, утверждаясь на сем чувстве, как на камени, дает человек решительный обет оставить все и посвятить себя Богу всего... Здесь-то совершается перелом воли: человек бывает в том состоянии, в каком был блудный сын, когда говорил: восстав, иду.

Решительное, впрочем, намерение сие есть только условие жизни по Богу, а не самая жизнь. Жизнь есть сила действовать. Жизнь духовная есть сила действовать духовно, или по воле Божией. Такая сила потеряна человеком; посему, пока снова не дастся ему, он не может жить духовно, сколько бы ни полагал намерения. Вот почему излияние благодатной силы в душу верующего существенно необходимо для жизни истинно христианской. Истинно христианская жизнь есть жизнь благодатная. Возводится человек до святой решимости, но чтобы он мог и действовать по ней, необходимо чтобы с его духом сочеталась благодать …"

5. Как действует спасающая благодать Божия?

В этом значении слова, благодать есть сила , ниспосылаемая свыше, сила Божия, которая даруется нам ради искупительного подвига Господа Иисуса Христа, пребывающая в Церкви Христовой, возрождающая, живительная, совершенствующая и приводящая верующего и добродетельного христианина к усвоению спасения , принесенного Господом Иисусом Христом.

Благодать Божия обновляет человеческую природу и производит восстановление человеческого естества.

Как духовное рождение, так и дальнейшее духовное возрастание человека происходит чрез взаимное содействие двух начал: одно из них - благодать Духа Святого; другое - открытие человеком своего сердца для принятия ее, жажда ее, желание воспринять ее , как принимает влагу дождя жаждущая сухая земля: иными словами - личное усилие для получения, хранения, действия в душе Божественных даров.

Об этом пишет апостол Павел :

«Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова»
(2 Кор.12, 9).

«Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна»
(1 Кор.15, 10).

Свят. Серафим (Соболев) пишет о видах благодати:

«По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешняго промышления , через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу.. . Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святый в Своей многообразной благодати сошел на апостолов, как истина (1 Ин. 5, 6; Ин. 5, 26; 16, 13), как сила (Деян. 1, 8) и как утешение (Ин. 14, 16, 26; 15, 26; 16, 7), или божественная радость. С тех пор благодать Св. Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства Крещения и Миропомазания для возрождения.

Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека . До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать - в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.

Конечно, по существу мы никогда не определим, что такое благодать Божия. Св. Макарий Великий учит, что как Бог непостижим в Своем существе, так не может быть познана в своей сущности и благодать Св. Духа, ибо она есть неотделимая от Бога Его божественная сила".

С в. Феофан Затворник раскрывает действие спасающей благодати в душе человека, принявшего таинство крещения и ставшего христианином:

"…Сообщаемые, впрочем, при сем [при крещении] дары запечатлевают внутреннейшие изменения, которые должны происходить в сердце приступающего к Господу прежде крещения и которыми, собственно, полагается основание, начало и зародыш жизни истинно христианской. Сии изменения суть покаяние и вера, как требовал и Сам Спаситель от всех, приходящих к Нему, говоря: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15). Они производятся в душе Божественною благодатию - предваряющею. В крещении же и (миропомазании) благодать входит внутрь, в сердце христианина, и потом постоянно пребывает в нем, вспомоществуя ему жить по-христиански и восходить от силы в силу в духовной жизни.

Вся жизнь верующего после сего течет в следующем порядке: он со смиренною покорностию и желанием принимает благодатные освящающие средства - Слово Божие и таинства, а благодать в сие время производит в нем многообразные действия просвещения и укрепления . От сего, с продолжением поприща земной жизни, постепенно растет и спеет духовная жизнь христианина, восходящего от силы в силу Господним Духом (2 Кор. 3, 18), дондеже приидет в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). Посему у него нет, собственно, ни одного действия, которое бы он совершил без благодати и которого сознательно не относил бы к ней. Они и действительно относятся к ней как поначалу, ибо она возбуждает, так и по совершению, ибо она дает силу. Бог есть действуяй в нем, и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Флп. 2, 13). У человека свое только пламенное желание пребывать в сем порядке Божественного хранения, в нравственно-доброй жизни и решительное предание себя водительству Божию».

По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью. Он говорит:

«Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение.

Правда, что благодать непрестанно сопребывает, укореняется и действует как закваска в человеке с юного возраста… однако же, как ей угодно, различно видоизменяет она свои действия в человеке к его пользе. Иногда огнь сей возгорается и воспламеняется сильнее, а иногда как бы слабее и тише, в иные времена свет сей возжигается и сияет более, иногда же умаляется и меркнет…

Хотя младенец ничего не в силах делать, или не может на своих ногах идти к матери, однако же он, ища матери, движется, кричит, плачет. И матерь сжаливается над ним; она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее. И поелику младенец не может идти к ней; то сама матерь, преодолеваемая любовию к младенцу, за долгое его искание, подходит к нему и с великою нежностью берет, ласкает и кормит его. Тоже делает и человеколюбивый Бог с душою, которая приходит и взыскует Его. Но гораздо еще более, побуждаемый свойственною Ему любовию и собственною Своею благостью, прилепляется Он к разумению души, и, по Апостольскому слову, делается с нею един Дух (1 Кор. 6, 7). Ибо когда душа прилепляется ко Господу, и Господь, милуя и любя ее, приходит и прилепляется к ней, и разумение ее непрестанно уже пребывает в благодати Господней, тогда душа и Господь делаются единый дух, единое срастворение, единый ум».

6. Причины отступления благодати


Преподобный Максим Исповедник:"Есть четыре главных вида оставления Божия. Есть оставление промыслительное , как было с Самим Господом, чтобы кажущимся оставлением спасти оставляемых. Есть оставление испытательное , как было с Иовом и Иосифом, чтобы явить одного столпом мужества, другого же столпом целомудрия. Бывает оставление духовновоспитательное , как это было с апостолом Петром, чтобы смирением сохранить в нем избыток благодати. И, наконец, бывает оставление по отвращению , как это было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все эти виды оставления спасительны и исполнены Божией благости и человеколюбия".

Преп. Макарий Великий:

"Если царь, говорит он, положит свое сокровище у какого-нибудь нищего; то принявший на сохранение не считает сего сокровища своею собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чуждаго сокровища; потому что всегда рассуждает сам с собою: это сокровище не только у меня чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня. Так и имеющие благодать Божию должны о себе думать. Если они превознесутся, и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою, и остаются они такими, какими были до приятия благодати от Господа.

Ибо бывает время, когда благодать сильнее воспламеняет, утешает и упокоевает человека; и бывает время, когда она умаляется и меркнет, как сама она домостроительствует сие на пользу человеку".

Святитель Феофан Затворник:

«...Бог душе, обращающейся от греха на путь богоугождения, сначала дает вкусить всю сладость жизни сей новой. Но потом оставляет человека одного с его собственными силами. Благодать при сем или скрывает свое действие, или отступает. Делается сие затем, чтобы дать человеку поглубже убедиться, что он сам по себе один есть без благодати, - и навык глубоко смиренствовать и пред собою, и пред Богом, и пред людьми».

«Самоцен и отступление благодати всегда неразлучны. Господь отвращает очи Свои от зазнавшегося... А за отступлением благодати не всегда падение следует. Следует только охлаждение, нехорошие движения и неустойка против страстей, не в смысле падения в дела страстные, а в смысле смятения сердечного: например, скажет кто неприятное слово... и сердце загорится гневом и под.».

«...Поблажать себе не должно и самоохотно предаваться развлечениям: ибо такого рода поведение благодать Божию отгоняет. А ну-ка не воротится?! Ужас, как пойдет все кверху дном... Спаси вас, Господи, от беды сей!.. Обаче всякую нужду духовную, о коей болит сердце, предавать Господу, и Он поможет и уладит неладное».

«Помните, вы говорили, что не совладаете с мыслями, а потом писали, будто я вас испортил своими речами, что прежде у вас все было лучше, а как стали всматриваться в себя по моему указанию, то видите одно неустройство: и мысли, и чувства, и желания - все идет вразброд и привесть их в какой-либо порядок сил нет. Вот вам решение, почему это так: центра нет. А центра нет, потому что вы своим сознанием и свободным избранием еще не решили, какую сторону принять. Благодать Божия доселе вводила в вас возможный порядок, и он в вас был и есть. Но отселе она не станет уже действовать одна, а будет ждать вашего решения. И если вы вашим избранием и решением не станете на сторону ее, то она и совсем отойдет от вас и оставит вас в руках произволения вашего.

Упорядочение внутри вас начнется лишь тогда, когда вы станете на сторону благодати и порядки жизни в духе ее поставите неотложным законом своей жизни».

"Благодать носит душу, как мать дитя свое. Когда дитя зашалится, - и вместо матери начнет засматриваться на другия вещи; тогда мать оставляет дитя одно, - и скрывается. Заметив себя одно, дитя начинает кричать и звать мать... Мать опять приходит, берет дитя... и дитя еще крепче прижимается к груди матерней. Так делает и благодать. Когда душа зазнается и забудет думать, что носится и держится благодатию, благодать отступает... и оставляет душу одну... Зачем? - затем, чтобы образумилась душа, возчувствовала беду отступления благодати, и начала крепче льнуть к ней и искать ее. - Такое отступление - есть действие не гнева, а любви Божией вразумляющей и называется отступлением поучительным . У Макария Великаго и у других есть много о сем... и у Диодоха..."

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Что значит тяжкий сон лености и окамененное нечувствие сердца во время молитвы или при составлении проповеди, при преподавании Закона Божия? Значит оставление нас благодатью Божией, по премудрым и благим намерениям Божиим, для укрепления нашего сердца к свободным собственным духовным деланиям. Иногда благодать носит нас как детей или водит и поддерживает нас как бы за руку, тогда полдела нам делать дела добродетели, а иногда оставляет нас одних нашей немощи, чтобы мы не ленились, а трудились и духом заслуживали дарование благодати: вот в это-то время мы должны, как свободные существа, добровольно показать свое исправление и свое усердие к Богу. Роптать на Бога, на лишение нас благодати было бы безумие, ибо Господь когда хочет, тогда и берет благодать Свою от нас, падших и недостойных. Надо в это время научиться терпению и благословлять Господа: Господь дал благодать Свою, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21).

Пр. Исаак Сирин:

Прежде сокрушения - гордыня, говорит Премудрый (Притч. 16, 18), и прежде дарования - смирение. По мере гордыни, видимой в душе, - и мера сокрушения, каким вразумляет душу Бог. Гордыню же разумею не ту, когда помысл ее появляется в уме или когда человек на время побеждается ею, но гордыню, постоянно пребывающую в человеке. За горделивым помыслом последует сокрушение, а когда человек возлюбил гордыню, не знает уже сокрушения.

7. Отношение благодати к свободе человека

Преп. Макарий Великий:

…воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли; сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему, совершение дела Духом зависит от воли человека.
...благодать нимало не связывает его воли принуждающею силою , и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел, или не хотел того. Напротив того, и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает ли, или не уважает он душу, согласуется ли, или не согласуется с благодатью.

Св. Феофан Затворник:

«Ревность о спасении у вас есть. Она знаменуется заботою, вами выражаемою. Это значит, что жизнь духовная в вас теплится. Следует вам ее поддерживать, поддерживая ревность и разжигая ее. Когда будет ревнование, будет жизнь, а жизнь никогда не стоит на одном, - следовательно, будет и преуспевание. Но замечать его нельзя, как не замечается рост детей, кои всегда на глазах.

Ревнование сие есть плод благодати. Господь призвал вас. Сие всегда исповедуйте с полным благодарением. Если призвал, то не бросит, только сами не отшатывайтесь от Него. Ибо не все от Господа, а есть часть и от нас. Что же от нас? Всеусильное действование в угождение Богу. Оно и будет, пока будет ревнование. Когда есть ревнование, оно свидетельствуется заботою о спасении жаркою».

«….Кого ни спроси: хочешь в рай, в Царство Небесное? - духом ответит: хочу-хочу. Но скажи ему потом: ну, так то и то делай, - и руки опустились. В рай хочется, а потрудиться ради того не всегда достает охоты. Я веду речь к тому, что не возжелать только надобно, но и твердую возыметь решимость непременно достигнуть возжеланного и начать самим делом труды по сему достижению».

«Теоретиков много занимает вопрос об отношении благодати к свободе. Для носящего благодать вопрос этот решен самим делом. Носящий благодать предает себя вседействию благодати, и благодать в нем действует. Эта истина для него не только очевиднее всякой математической истины, но и всякого внешнего опыта, ибо он уже перестал жить вовне и весь сосредоточен внутри. Забота у него теперь одна - быть всегда верным присущей в нем благодати. Неверность оскорбляет ее, и она или отступает, или сокращает свое действие. Верность свою благодати или Господу человек свидетельствует тем, что ни в мыслях, ни в чувствах, ни в делах, ни в словах ничего не допускает такого, что сознает противным Господу, и, напротив, никакого дела и начинания не пропускает, не исполнив его, коль скоро сознает, что на то есть воля Божия, судя по течению его обстоятельств и по указанию внутренних влечений и мановений.

Это иногда требует много труда, болезненных самопринуждений и самопротивлений; но ему радостно приносить все в жертву Господу, ибо после всякой такой жертвы он получает внутреннее воздаяние: мир, обрадование и особенное дерзновение в молитве.

Этими актами верности благодати и возгревается дар благодати, в связи с молитвою, уже неотходною в то время».

Преподобный Макарий Оптинский:

«…сколь опасно отлагать время покаяния и дело попечения о своём спасении. Св. Иоанн Лествичник пишет: (ст. 3) «как скоро почувствуешь в себе ко благочестию пламя, то скоро беги, ибо не знаешь, когда оно погаснет и когда во тьме тебя оставит ». Когда ты ощущаешь в себе таковое пламя, то знай, что это было звание Божие, ибо благия мысли всеваются в сердца наша от Бога, и кто оные презирает, сам презрен будет от Бога , понеже, по слову Божию: «недостойны творите сами себе вечному животу» (Деян. 13, 46)».

Опыт православных подвижников побуждает их со всей силой призывать христиан к смиренному сознанию своей немощи для действия спасающей благодати Божией. Выразительны в этом случае наставления преп. Симеона Нового Богослова:

"Если у тебя появится мысль, внушенная дьяволом, что спасение твое совершается не силой Бога твоего, но твоей мудростью и твоей собственной силой, - если согласится душа на такое внушение, благодать отходит от нее. Подвиг против такой сильной и тягчайшей брани, возникающей в душе, предстоит душе до последнего нашего дыхания. Душа должна вместе с блаженным апостолом Павлом взывать всегласно вслух ангелов и людей: не я, но благодать Божия, которая со мной. И апостолы, и пророки, и мученики, и иерархи, и преподобные, и праведные - все исповедали такую благодать Святого Духа, и ради такого исповедания с помощью ее подвизались добрым подвигом и течение свое совершили".

"Носящий имя христианина, - читаем у того же святого отца, - если он не носит в сердце убеждение, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия... если не с той целью подвизается он, чтобы или получить благодать Божию в первый раз через крещение или, или если имел и она отошла от него по причине его греха, возвратить ее опять через покаяние, исповедь и самоуничиженное житие, а подавая милостыню, постясь, совершая бдения, молитвы и прочее, думает, что совершает славные добродетели и ценные сами по себе добрые дела: по тщетно он утруждает и измождает себя".

Преподобный Ефрем Сирин:

Божественная благодать открыта всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: "кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7, 37).

Преподобный Исидор Пелусиот:

Почему благодать Божия нисходит не на всех? Сначала она испытывает произволение, а потом нисходит. Ибо хотя это и благодать, но изливается она, соизмеряясь с возможностями приемлющих, истекает в зависимости от вместительности представленного сосуда веры.

Святитель Григорий Нисский:

Говорят: "Почему не на всех простирается действие благодати? Некоторые просветились ею, но много остается и не просвещенных. Разве Бог не хотел или не мог облагодетельствовать всех равно щедро?" И то, и другое неверно: Бог не может не хотеть или не быть в силах делать добро... Но Имеющий власть над вселенной, по преизбытку оказанной нам чести, многое оставил и в нашей власти, и над этим каждый единственный господин. Мы призваны не к рабству, а к свободе воли. Поэтому справедливо возложить эти обвинения на тех, кто не пришел к вере, а не на Призывающего к ней.

Преподобный Ефрем Сирин:

"По мере веры и благодать обитает в душе".

8. Божия благодать призывает ко спасению каждого

Церковь утверждает эту истину на литургии Преждеосвященных Даров устами священника, когда он, держа в руках кадило и зажженную свечу, после возгласа «Премудрость, пр`ости!» поворачивается от престола лицом к народу и возглашает:

"Свет Христов просвещает всех !"

В это время молящиеся с глубоким благоговением перед Истинным Светом Господом Иисусом Христом преклоняют колена.

Св. Феофан Затворник описывает видение, открывающее, что благодать призывает всех, но не каждый принимает её дары и вступает на путь спасения:

«Расскажу вам видение одного старца. Видел он поле широкое-широкое. По нему ходило множество людей разного рода. Ходили они по грязи, иной по колено и более, а думали, что ходят по цветам; сами были в лохмотьях, испачканные и уродливые, а думали, что они красавцы и в нарядах. Ни одного из них не было покойного, все в тревоге и хлопотах, в ладах или спорах и ссорах друг с другом... К востоку от них лежала поляна несколько возвышенная, покрытая травою и цветами, а им казавшаяся сухою, песчаною и каменистою. За сею поляною поднималась гора, прерываемая хребтами в разных направлениях, все выше и выше... Из-за горы виднелся необыкновенной красоты свет, ослепляющий и слепые очи открывающий. Лучи от сего света шли во множестве в шумную толпу, блуждавшую по грязному полю. В каждую голову упирал свой луч. Что же люди? Смотреть на свет из-за горы самим им и в голову не приходило. А что касается до лучей, то одни совсем не чуяли прикосновения их; иные, почувствовав беспокойный удар их, потирали только себе голову и, не поднимая головы, продолжали делать, что делали; иные поднимали голову и обращали взор назад, но тотчас опять закрывали очи и возвращались на прежнее. Некоторые, устремив очи свои по направлению луча, долго стояли в наблюдательном рассматривании света и любовались красотою его, но все стояли неподвижно на одном месте и наконец то от утомления, то будучи столкнуты другими, опять начинали шагать по той же дороге, по которой шли прежде. Редкие-редкие, покоряясь возбуждению луча и указанию его, оставляли все, направляли шаги к цветистой поляне и шли потом все далее и далее к горе и по горе к свету, осиявшему их из-за горы. Смысл видения понятен сам собою!..

Видите ли, что никого не оставляет возбуждающая благодать; только сами люди пусть не упорничают».

9. "Время и место действия благодати - только здесь"

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о том, что принятие человеком благодатных даров спасения возможно лишь в этой жизни:

"Kто не знает, как трудно без особенной благодати Божией обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели… Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха - омрачать нас, связывать нас по рукам и ногам. Но время и место для действия благодати - только здесь: после смерти - только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви".

Блаженный Феофилакт Болгарский говорит:

«Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме, но так как здесь еще есть надежда на обращение, то эта тьма и не есть тьма кромешная. А по смерти будет рассмотрение дел его, и если он здесь не раскаялся, то там окружает его кромешная тьма. Ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение Божественной благодати. Пока грешник здесь, то, хотя он и немного получает Божественных благ, – говорю о чувственных благах, – он все еще раб Божий, потому что живет в дому Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких благах: это и есть тьма, называемая кромешною, в противоположность теперешней, не кромешней, когда грешнику еще остается надежда покаяния».

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна