Программа семинара по русскому языку и литературе. Городской семинар учителей русского языка и литературы

Обучение русскому языку и литературе в Адыгейском государственном университете имеет богатую традицию и признанные достижения. Естественно, что переход школы на новые образовательные стандарты не может не беспокоить учителей, да и образовательное сообщество в целом. А проблемы, связанные с обучением русскому языку и литературе, были и будут всегда актуальными. Времена меняются, изменяются и методы и формы обучения русскому языку и литературе. Наравне с традиционными уроками, сегодня активно используются современные технологии обучения, которые создают определенные сложности для многих учителей. Именно эта проблема привела к мысли о необходимости создания постоянно действующего семинара «Традиционное и инновационное в обучении русскому языку и литературе в билингвальном пространстве» в Адыгейском государственном университете. Семинар создан при активной поддержке и утвержден приказом ректора Хунагова Р.Д. на базе кафедры русской филологии факультета адыгейской филологии и культуры. И мы не ошиблись. В рамках плана работы семинара в мае 2017 году была проведена первая сессия, организован выездной семинар для учителей Красногврдейского района «Инновационные технологии как средство повышения эффективности обучения школьников русскому языку и литературе» Подтверждением тому вновь стал семинар для учителей русского языка и литературы Шовгеновского района, состоявшийся 19 октября 2017 года на базе средней общеобразовательной школы №1. В работе семинара приняли участие почти все учителя - словесники района. Семинар открыла заведующая кафедрой русской филологии, модератор семинара Хейшхо Ф.И. С приветственным словом к участникам семинара обратилась руководитель УМО учителей русского языка и литературы района Джанчатова А. А. Затем началась панельная дискуссия на тему «Инновации в обучении русскому языку и литературе в условиях продуктивного билингвизма», которую провела доцент кафедры русской филологии Кахужева З.К. В панельной дискуссии приняли участие Багадирова С.К., доцент кафедры психологии, к.п.н., зав. кафедрой психологии АГУ, Шарова Е.И., доцент кафедры общей педагогики, к.п.н., начальник отдела методического обеспечения и аудита качества образования АГУ, Цергой Т.А., доцент кафедры психологии, к. психол. н., Ачмиз Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а. Хакуринохабль, Нагоева Р.К., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» п. Зарево. Особого внимания заслуживают мастер-класс по русскому языку «Для меня сегодняшний урок… (применение инновационных технологий на уроках русского языка), подготовленный Шаовой Л.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а. Хакуринохабль и мастер - класс по литературе «Текст - это тайна, познайте ее (9-11 классы)», подготовленный Кахужевой Н.С., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» а. Джерокай. В конце семинара с теплыми словами и добрыми пожеланиями к организаторам обратились руководитель УМО учителей русского языка и литературы Шовгеновского района Джанчатова А.А., Ачмиз Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а.Хакуринохабль.

Радует то, что учителя по достоинству оценили и доклады, и выступления, и, особенно, мастер-классы. В анкетах, предложенных учителям, прозвучали очень теплые отзывы о семинаре в адрес организаторов и непосредственных участников:

Мы за сотрудничество! Очень благодарны Вам!

Хочется выразить огромную благодарность организаторам семинара. Спасибо большое. Очень рады сотрудничеству с АГУ!

Спасибо за семинар! Хотелось бы, чтобы такие встречи имели продолжение.

Больше таких общений с коллегами. Спасибо!

Спасибо! Очень интересный и увлекательный семинар. Особое спасибо нашим гостям!

Выражаю благодарность организаторам семинара. Хотелось бы пожелать, чтобы встречи были регулярными.

Наверное, самое главное в организации подобных мероприятий - оценка полезности и необходимости проведения таких семинаров. Положительные отзывы в анкетах участников семинара свидетельствуют о важности и необходимости подобных мероприятий. А организаторы всегда готовы к сотрудничеству с учителями и надеются на плодотворную совместную работу, ибо цели у них общие.

Шхачемукова Сусанна, студентка 5 курса



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Формы работы с текстом для подготовки пересказа» (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования по русскому языку).

Итоговое собеседование по русскому языку. Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий. Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты. Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Задание 3- построение монологического высказывания на одну из выбранных тем с опорой на план (описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу). Время на подготовку – 1 минута. Представление высказывания- не более 3 минут. Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» . Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Спонтанная речь, её особенности. Лингвистический феномен. Неподготовленная речь. Меняется в зависимости от коммуникативных условий. Основная доминирующая над подготовленной устной речью. Реальный показатель уровня языковой компетенции говорящего!!!

Отклонения от норм «подготовленной речи».

Монологическое высказывание.

Требования к монологическому высказыванию. Наличие четкой структуры ответа (обязательное наличие вступительных и заключительных фраз). Четкое соблюдение жанра высказывания(описание, повествование, рассуждение). Представление собственного мнения. Соблюдение временных рамок.

Виды пересказа:

Группы обучающихся:

Выделение групп (6,7 классы).

Работа с текстом. 1. Пронумеровать абзацы. 2. Пронумеровать предложения внутри каждого абзаца, сохраняя общую нумерацию. 3. При работе с текстом, можно произвести следующую графическую работу: - в овал обвести те слова, значения которых вам неясно или вы встречаетесь с ними впервые, выпишите их справа, обратитесь к толковому словарю, чтобы определить их значение; -/ (знак косая черта) поставьте у слов, в которых вы не уверены в ударении, обратитесь к словарю, чтобы избежать ошибок при произношении, выпишите эти слова справа, поставьте ударение; -? (вопросительный знак) поставьте у слов с неясной для вас орфографией, т.е. вы не понимаете, почему пишется так, обратитесь с вопросами к учителю или соответствующему словарю, выпишите эти слова справа; - в () (скобки) возьмите те знаки препинания, которые самостоятельно объяснить не можете, обратитесь за помощью к учителю. - подчеркните грамматические основы предложений, они помогут вам при пересказе.

Подробный пересказ. 1 . Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай весь текст. 2. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста, обрати внимание на грамматические основы в каждом предложении, выдели ключевые /опорные слова без которых главная мысль не понятна. 3. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 4. Вырази идею в одном предложении. 5. В соответствии с абзацным членением озаглавь части текста. 6. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода). 7. Составь план пересказа. 8. Пользуясь планом, перескажи текст, можешь его записать слева страницы. 9. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)

Выборочный пересказ 1 . Внимательно прочитай текст. 2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы. 3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки слева страницы. 4. Определи основную мысль пересказа. 5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать. 6. Составь план отобранного текста. 7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.

Сжатый пересказ Сжатый пересказ 1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства. 2. Выдели в тексте все его части. 3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему? 4. Составь план сжатого пересказа. 5. В каждой части выдели главное, используй выделенные грамматические основы, ключевые слова. 6. Отметь то, что можно объединить. 7. Подумай, как связать части между собой. 8. Изложи сжато каждую часть, можешь записать полученный текст слева.

Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методической разработке «Формы работы с текстом для подготовки пересказа (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования по русскому языку)».

Структура работы.

Работа включает следующие компоненты:

  1. Итоговое собеседование по русскому языку. Основная задача собеседования. Перечень заданий (можно ознакомиться в презентации).
  2. Определение «спонтанной речи». Особенности «спонтанной речи» (можно ознакомиться в презентации).
  3. Монологическое высказывание, его особенности (можно ознакомиться в презентации).
  4. Пересказ. Виды пересказа. Работа над пересказом (можно ознакомиться в презентации).

Эти 3 компонента представляют собой теоретический блок и необходимы учителю русского языка и литературы как терминологическая основа новой формы допуска к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Практическая часть представляет собой предположение о целесообразности выделения групп внутри класса по сформированности навыка пересказа, а также разработку ряда памяток для обучающихся при работе с текстом для дальнейшего его пересказа.

Актуальность работы:

На данный момент работа имеет преимущественно теоретический характер, ввиду недавнего возникновения необходимости подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку. Дальнейшие перспективы данной работы могут быть представлены в виде целостной работы по подготовке обучающихся 5-8 классов к новой форме аттестации.

Практическая значимость будет доказана положительной динамикой перехода обучающихся в более высокую группу, выделяемую выше, в идеале 50 процентный показатель обучающихся 3 (желтой группы).

В соответствии с требованиями ФГОС каждый учитель трижды в год представляет таблицу сформированности УУД у обучающихся, считаю целесообразным использовать деление на группы (сильную, среднюю, слабую, очень слабую) и в плане подготовки к ИС (итоговое собеседование). Выглядеть это может следующим образом: 1-сильная (обучающийся владеет 4-мя видами пересказа, лишь иногда прибегает к помощи учителя, способен справиться с трудностями самостоятельно, речь достаточно развита, речевых ошибок мало); 2- средняя (обучающийся владеет 3-мя видами пересказа, трудности возникают, скорее всего с «творческим» пересказом, или возможны вариации, помощь учителя необходима, речь развита, речевые ошибки частотны);3- слабая (можно говорить о владении лишь 2-мя видами пересказа, скорее всего это будет подробный и сжатый пересказы, речь не достаточно развита, много речевых ошибок, при работе с письменным текстом-много орфографических и пунктуационных ошибок, самостоятельно работает с трудом, необходима постоянная помощь учителя); 4- очень слабая (обучающийся, в лучшем случае, владеет одним видом пересказа, или не владеет ни одним видом пересказа, письменная речь затруднена большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок.

Деление на группы учитель способен выполнить сам, но при необходимости можно провести мини-исследование на практическом материале в виде входящей диагностики. Следует учесть, что в первую очередь к пересказу следует готовить на основе письменного текста, также как он представлен в ИС, это дает огромные возможности для отработки орфографических и пунктуационных навыков. Каждую группу для самих обучающихся лучше обозначить цветом, например, 1 группа- зеленый, 2 группа- желтый, 3 группа-красный,4 группа- фиолетовый.

В соответствии с этим были получены следующие результаты (см. слайд 14 презентации).

Как видно в диаграмме, самой многочисленной является группа 3 и 4.

Они вызывают опасения в плане возможности справится с ИС, да и с другими формами проверки. Особое внимание следует уделить группе 2, она может в случае положительной динамики перейти в группу 3, но может оказаться и в группе 1. Потенциал группы 3 и 4 должен использоваться в полной мере, поэтому их можно определить как ключевое звено при групповой работе, включив в эту группу обучающихся групп 2 и 1.

Практический методы работы с текстом для формирования навыка пересказа.

Для работы в 5 классах следует брать 1/3 часть целого текста для анализа и пересказа. В 6-7 классах можно работать уже с 2/3. Это важный момент ввиду того, что весь текст как правило больше 160 слов. В 6-7 классах следует выполнять задания на пересказ с включением цитаты. Многие лингвисты считают, что обучающимся основного звена не следует представлять тексты небольшого размера, так как они могут его просто заучить. С этим трудно не согласиться, но цитату к текстам предлагаю заучивать, а для лучшего заучивания записывать, например, в небольшой блокнот как брошюру для дальнейшей работы, это задание может стать домашней работой. Цитаты к проработанным текстам всегда будут под рукой.

Работа по подготовке к ИС может проводиться как на учебных заданиях по русскому языку и литературе, так и на индивидуально-групповых, а также возникает необходимость разработки курса внеурочной деятельности под названием «Ступени к ОГЭ» в 5-8 классах. Рабочий материал можно представить в виде «Памятки для обучающегося», она может использоваться постоянно как алгоритм подготовки к пересказу.

Для начала можно расположить текст в центре страницы так, чтобы справа и слева была возможность делать записи и пометы, затем:

  1. Пронумеровать абзацы.
  2. Пронумеровать предложения внутри каждого абзаца, сохраняя общую нумерацию.
  3. При работе с текстом, можно произвести следующую графическую работу:

В овал обвести те слова, значения которых вам неясно или вы встречаетесь с ними впервые, выпишите их справа, обратитесь к толковому словарю, чтобы определить их значение;

-/ (знак косая черта) поставьте у слов, в которых вы не уверены в ударении, обратитесь к словарю, чтобы избежать ошибок при произношении, выпишите эти слова справа, поставьте ударение;

-? (вопросительный знак) поставьте у слов с неясной для вас орфографией, т.е. вы не понимаете, почему пишется так, обратитесь с вопросами к учителю или соответствующему словарю, выпишите эти слова справа;

В () (скобки) возьмите те знаки препинания, которые самостоятельно объяснить не можете, обратитесь за помощью к учителю.

Подчеркните грамматические основы предложений, они помогут вам при пересказе.

Затем слева можно начинать работу над пересказом, методика работы будет отличаться в зависимости от вида пересказа, рабочий материал также можно представить в виде «Памятки».

Подробный пересказ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай весь текст.

2. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста, обрати внимание на грамматические основы в каждом предложении, выдели ключевые /опорные слова без которых главная мысль не понятна.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. В соответствии с абзацным членением озаглавь части текста.

6. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

7. Составь план пересказа.

8. Пользуясь планом, перескажи текст, можешь его записать слева страницы.

9. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)

Выборочный пересказ.

1. Внимательно прочитай текст.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки слева страницы.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.

Сжатый пересказ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное, используй выделенные грамматические основы, ключевые слова.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть, можешь записать полученный текст слева.

Целесообразно в пределах одного текста представить все виды пересказа с опорой на письменный текст, это позволит избежать ошибок при речевом оформлении.

В приложении 1 представлен один из вариантов работы над текстом для подготовки пересказа (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования) с сохранением авторской орфографии и пунктуации, работы учителем не правились (см. папку «Работы»).

В приложении 2 представлен список используемой литературы.

Приложение 2

Литература:

1. Бондарко Л.В. Спонтанная речь и организация системы языка// Бюллетень Фонетического Фонда № 8 «Фонетические свойства русской спонтанной речи» / Под ред. Л.В. Бондарко, М. Краузе. – СПб, 2001. – С. 17-23.

2. Васильева Л.А., Тананайко С.О., Шерстинова Т.Ю. Определения уровня речевой культуры в разных типах речи / Л.А. Васильева, С.О. Тананайко, Т.Ю. Шерстинова. – СПбГУ, кафедра фонетики, СПб, Университетская наб., 11.

3. Жабин Д.В. Формальные признаки спонтанной речи говорящего в ситуации стресса:

дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Д.В. Жабин. – Воронеж, 2006. – 330 с.

4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки при освоении русского языка как родного и иностранного: опыт сопоставительного анализа / С.Н. Цейтлин // Х Конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в мировой культуре». Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. – Т. 2. – СПб, 2003. – С. 426-432.

5. Лаврова Н.А. О некоторых причинах контаминированных оговорок в речи детей.


27 января 2017 года на базе МБОУ «СОШ №3 г. Харабали» состоялся практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы Харабалинского района по теме: «Работа учащихся по выполнению текстовых заданий по русскому языку, литературе при подготовке к государственной итоговой аттестации».

27 января 2017 года на базе МБОУ «СОШ №3 г. Харабали» состоялся практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы Харабалинского района по теме: «Работа учащихся по выполнению текстовых заданий по русскому языку, литературе при подготовке к государственной итоговой аттестации».









Учителя русского языка и литературы школы показали не только уроки, но и провели психолого-педагогический практикум для родительской общественности, а также вниманию присутствующих был представлен арт-час «Этюды о России».

На уроке Журавлевой Т.В., учителя высшей квалификационной категории «Слово о словах» (подготовка к сочинению - рассуждению на морально-этическую тему), проведенном в 6 А классе, царила атмосфера творчества и сотрудничества. Учащиеся закрепляли умение по составлению связного текста и орфографические знания, анализировали поэтический текст, решали проблемную задачу - написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Красивая, нежная музыка настроила учащихся 9 «А» класса на встречу с прекрасным - лирикой А.С. Пушкина. Ахмедова Э.А., учитель высшей квалификационной категории, прочла стихотворение Александра Сергеевича, приглашая ребят к разговору.

В ходе урока литературы учащиеся проводили исследования текстов в лирике А.С. Пушкина, работали со словарями и терминами, заполняли бланки, выполняя тестовую работу и формулируя ответ на сопоставительный анализ текста. Ученики ответили на проблемные вопросы, составили кластер, связанный с лирикой А.С. Пушкина, работали с тестами.

Лопырева Н.В., учитель первой квалификационной категории, имеет богатый опыт по подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Её выпускники отлично справляются с заданиями и последние два года имеют одни из самых высоких результатов по государственной итоговой аттестации в районе. На консультации в 11 «А» классе, Надежда Валенти новна показала наиболее эффективные приемы и способы работы с текстовыми заданиями, которые вызывают трудности у большинства учащихся. Дети работали слаженно, активно. В завершении консультации была проведена самостоятельная работа, результат которой был выведен на экран в таблице совместного редактирования. Использование таких методик позволяет решать многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности.

Тема подготовки к ГИА является актуальной на протяжении ряда лет. Школа уделяет этому вопросу особое внимание, апробирует разнообразные формы работы как с учащимися так и с родительской общественностью. На семинаре был представлен один из проектов этой работы - психолого-педагогический практикум для родительской общественности 8-11-х классов «Готовимся к экзамену вместе». Данная форма работы вызвала неподдельный интерес, как у родителей, так и у гостей. Было приятно наблюдать, как родители вместе со сво ими детьми, пользуясь предложенным алгоритмом, старались правильно и быстро выполнить предложенные задания. Интересная и полезная информация, как для учащихся, так и для родителей была сообщена психологом школы Шипиловой Э.Е., были даны рекомендации родителям, как избежать стресса в процессе подготовки и во время сдачи государственной итоговой аттестации.

П раздником души, недаром именн о так его назвали коллеги, районного семинара стал арт-час «Этюды о России». Культура народа России - интеграция литературы, живописи и музыки помогла показать красоту поэтического слова, услышать и почувствовать проникновенность звуков, потому что слова и звуки являются полным выражением жизни. В арт-часе были показаны этюды, составленные учащимися 2-11 классов школы. Особенно запомнились участникам семинара поэтические произведения в прочтении: Палий Д. (4а кл.), Беккер Д.(4а кл), Галкина К.(4а кл.), Гамзатовой А., (6а кл.), Бочарниковой П (7а кл.), Стопкина М. (8а кл.), Тарасовой А. (8б кл), Седова Р. (5а кл), Марышева Д.(10а кл.), Мяснянкина А.(11а кл.), Попова К.(11а кл.), Антроповой Д. (11а кл.), Раздолгиной Н.(11а кл.), Поповой Е. (11а кл.). Мастерство учителя музыки Рахметовой Э.К. проявилось в профессиональном исполнении учащимися вокальной группы «Новое поколение» музыкальных произведений: «Славься» из оперы Глинка М.И. «Иван Сусанин»; «Купала»; «Аллилуйя»; «Чтобы не было больше войны»; «Аист на крыше»; «Мечтай». Группа «Новое поколение» является победителями и лауреатами межрегиональных и международных конкурсов «Золотой ключик», «Аленький цветочек», «Россия в новом тысячелетии».

В процессе обсуждения уроков гости дали высокую оценку тем метод ам и образовательным технологиям, которые учителя школы использовали на уроках в рамках семинара. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе.

11 марта 2016 года состоялся городской семинар учителей русского языка и литературы, тема которого «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области» в урочное и внеурочное время». В работе семинара приняли участие учителя русского языка и литературы школ города, заведующая ММЦ Руднева Н.В., руководитель ГМО учителей русского языка и литературы Иноземцева Т.В., администрация школы.


Открыла семинар Дунаева Г.В., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, выразив надежду на плодотворную и полезную работу. Галина Владимировна, положив каждому из присутствующих на ладонь яркую бабочку, рассказала притчу:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Тем самым Дунаева Г.В. напомнила присутствующим о том, что в их руках ребенок. Надо, чтобы он чувствовал себя любимым, нужным, а главное - успешным. А школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного влияния человека на человека, влияния учителя на ученика. Ведь главная задача учителя не только давать знания, но и воспитывать. Именно поэтому семинар был посвящен духовно-нравственному воспитанию учащихся школы.



Дунаева Галина Владимировна представила свой опыт работы по теме «Методы, формы и приёмы работы по подготовке учащихся к ОГЭ (изложение) по русскому языку». Цель мастер-класса: знакомство с наработками учителя по данной теме, освоение и отработка практических умений написания сжатого изложения. В ходе работы участники семинара работали в парах и самостоятельно, написали сжатое изложение. Педагогом были созданы условия для развития профессионализма участников семинара, совместно отработаны методические приемы.

На уроке литературы в 5 Б классе по теме «С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в творчестве С.А.Есенина» учащиеся Лазаревой Елены Васильевны познакомились с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А.Есенина, почувствовали в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Урок начался с демонстрации мини-проекта «Мой дом - Щигры», который подготовили Клевцова Дарья и Улитина Полина. А далее ученики построили дом с помощью кирпичиков, на которых были написаны нравственные качества. На уроке ребята продемонстрировали умение работать в парах, самостоятельно, выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить в нем изобразительно-выразительные средства языка. Урок способствовал развитию образного и эстетического мышления.



Литературно-музыкальная композиция «История любви» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), подготовленная Клевцовой Еленой Евгеньевной и учащимися 11 класса смотрелась на одном дыхании. Ребята играли очень искренне, эмоционально, передавая те чувства, которые характерны для них в этом возрасте: любовь, первые признания и разочарования. Параллельный показ двух историй любви: Творца и Мастера - позволил участникам семинара по-другому взглянуть на произведение, на историю Мастера и Маргариты. Слайдовая презентация в ненавязчивой форме обращала внимание присутствующих на важные факты биографии, помогла воссоздать зрительный облик автора. Удачно подобранная песня и видеофильм придали дополнительный эмоциональный настрой. Неожиданно и приятно было видеть после спектакля на лицах присутствующих слезы, это значит, что история любви Булгакова и Мастера тронула их сердца.

Участники семинара побывали на заседании поэтической студии «Вдохновение»: «Целый мир от красоты», руководителем которой является Сергеева Татьяна Гавриловна. Цель работы поэтической студии: создание условий для становления духовного мира ребенка, формирования активной личности, реализация творческих способностей учащихся. Присутствующих тронуло проникновенное чтение учащимися собственных поэтических текстов. Выступление ребят получилось содержательным, ярким и запоминающимся.

Рефлексия показала, что семинар получился интересным, полезным, актуальным. Участниками и гостями семинара была дана высокая оценка деятельности учителей русского языка и литературы нашей школы. В заключение участники семинара, выбрав полоску желтого цвета, сложили лучистое солнышко. Оказывается, всё в наших руках!
Дунаева Г.В., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы

Марина Сотпа
Методический семинар «Развитие устной и письменной речи русского языка»

Проблема;Наши учащиеся все еще недостаточно овладевают русским языком , затрудняются свободно вести разговор на русском языке . Поэтому нужно особое внимание обратить работе по развитию речи .

Актуальность выбранной темы

Внедрение ФГОС

Глубокое изучение русского языка

Изучение опыта коллег

Цель работы : создание системы занятий по развитию речи , позволяющей исправить нарушения речи , обогатить речь.

Задачи :

Изучение передового педагогического опыта по работе над развитием речи .

Разработка серии занятий по развитию речи в начальных классах .

Создание дидактических материалов, направленных на развитие речи учащихся

– основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития .

Работа по развитию речи состоит из трёх частей :

1) Обогащение словарного запаса учащихся.

2) Развитие навыков построения словосочетаний и предложений с употреблением изученных грамматических и лексических форм.

3) Развитие навыков связной речи .

Обогащению словарного запаса содействуют словарные упражнения. Нужно формировать у учащихся умение видеть, опознавать незнакомые слова, выяснить их значения, пользуясь словарями, подбором синонимов. Объяснение слов можно сопровождать рисунками, наглядностями.

Обогащению словарного запаса способствует подбор слов на определенную тему.

1. Записать слова, обозначающие положительные и отрицательные качества своего друга, подруги.

2. Какие слова вы употребляете, рассказывая о лете в нашем селе?

Коммуникация + сотрудничество =

активное обучение) командная работа

Коммуникация это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

Сотрудничество- это способность работать вместе для достижения общих целей (Психологическая энциклопедия) .

Активное обучение

это организация и ведение учебного процесса, которые направлены на побуждение обучающихся к учебно – познавательной деятельности, посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств, а также развитие коммуникативных , управленческих навыков учащихся, формирование у учеников таких качеств, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению. (В. Н. Кругликов) .

Командная работа это совместная деятельность группы людей связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижения. (Тимергалиева М. М.) .

Урок без использования

командной работы :

учитель - источник знаний; акцент : учитель – учебный материал;

только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель;

учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ;

основан на конкуренции и соперничестве учеников;

каждый ребенок отвечает самостоятельно;

есть возможность у ученика «спрятаться» , остаться невидимкой;

общение и коммуникация реализуются не в полной мере.

Урок на основе командной работы

учитель не является единственным источником знаний, поскольку его нет в команде : акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал;

эксперт – каждый ребенок, т. к. является для других учеников источником знаний;

вопросы задаются команде и решение принимается коллегиально;

предполагает сотрудничество;

каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью командного успеха;

работает каждый ученик;

способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.

Командная работа (интерактивное обучение)

Учитель – ученик

Две составляющие окружающей среды образования :

Социальная среда

Физическая среда

Развитию речи способствует и анализ лексических значений средств языка .

Дается задание, чтобы ученики сравнили ответы своих товарищей. Почему один ученик получил «5» , а другой - «2» ? Как вы думаете, от чего точность такой речи зависит ?

Задания по развитию построения навыков , построения словосочетаний и предложений могут быть различными.

– Творческое списывание (вставка вместо точек пропущенных слов, которые даются в начальной форме, распространение предложений с помощью вопросов, дописывание предложений).

– Самостоятельное составление предложений по опорным словам, по схеме.

– Составление предложений по открыткам.

– Словесное описание нарисованного.

– Составление текста по опорным словам.

Например : после посещения национального музея, учащимся было дано задание : описать одну из комнат музея.

Сначала ученики вспомнили названия экспонатов, написали слова, нужные для описания, а потом описали наиболее запомнившийся зал.

Развитию речи способствуют уроки , проведенные на материале связного текста. Для этого нужно провести уроки, например, по теме «Птицам нужна помощь» .

Перед изучением этой темы учащимся дается задание на дом : пронаблюдать и описать небольшой зимний пейзаж, например, какие птицы остались зимовать и т. д.

Темой высказывания этого урока будет «Наступление зимы» . Оборудование – картинки птиц, кормушка Если названия птиц детям незнакомы, записываются в словарики.

Потом ученики вспоминают стихи об зиме,о птицах. На дом дается задание, чтобы ребята написали минсочинение на тему : «Птицы-наши друзья» .

Тема «Зима» продолжается и на следующем уроке. Дается задание детям, чтобы один ряд написал о солнечном дне, другой ряд описал пасмурный день. На доске пишутся опорные слова, ученики выбирают оттуда нужные выражения.

Таким образом, подряд на нескольких уроках можно говорить о зиме.

Развитию диалогической речи будут способствовать составление диалогов. на темы. Для составления таких диалогов заранее даются опорные

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Работая учителем в начальных классах, я стараюсь развивать у детей способность выражать свои мысли ярко, образно, лаконично. И чем раньше мы начинаем работу в этом направлении, тем лучше идет процесс развития мыслительной деятельности учащихся. Ведь развивая речь , приобщая их к художественному слову, мы учим их добру, нравственности, осмыслению жизненных ценностей, и тем самым способствуем развитию гармоничной личности. Логически четкая образная речь ученика – показатель его умственного развития . В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка : «Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека».

Мы постоянно сталкиваемся в школе, на уроках, в общении между собою, на страницах газет и журналов с требованиями культуры речи , соблюдением норм литературного языка , часто слышим споры о языке . Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Таким образом, культура речи не личное дело из учеников, а общественная потребность и необходимость в ходе их развития и становления .

Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед начальной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Развитие правильной и красивой речи у ребёнка – задача важная, но очень не простая.

На первоначальном этапе формирования связной речи большое значение имеет умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др., умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития ребёнка . Конечно, в течение дня дети ситуативно задают массу вопросов. Но гораздо труднее им будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Не менее важным является и конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно : придумать несколько однокоренных слов, срифмовать слова, позже, перейдя к составлению рифмованных цепочек и двустиший (как предвестник словотворчества) ; составить достаточно длинное распространенное предложение.

Следующий этап – это составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок. Берём, например, сказку и решаем вместе с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо , а кому телеграмму. Обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю.

Работая с ребятами, я убедилась в том, что если предложить им что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль применять нестандартные приёмы обучения письменной речи . Одним из таких приёмов является работа с дидактическими модулями.

В модуле «Слово» -слово рассматривается с точки зрения разных разделов языкознания : фонетики, морфемики, морфологии, словообразования, лексики.

Предложение, как единицу речи мы характеризуем по количеству грамматических основ, по интонации, цели высказывания, наличию главных членов предложения, второстепенных.

Знакомимся с понятием «Текст» , с делением его на микротемы, с цепной и параллельной связью предложений в тексте, что помогает детям успешно писать сочинения и изложения.

Такой методический инструментарий позволяет выйти на технологическую карту, как проект учебного процесса, который отражает нашу деятельность. Но у нас с ребятами появляется потребность в четвертом модуле «Словотворчество» , где составляем загадки, пишем сказочные истории, сочиняем стихи, пишем выступления, доклады. И работаем на протяжении всего учебного процесса. Загадки и сказки появляются уже в 1-м классе, поэтами начинают чувствовать себя со 2-го класса, а в 3и 4-м классах выступают с докладами.

Любая творческая работа предусматривает результат. Но мало иметь результат, его нужно применять на практике, в жизни.

Мы всегда находимся во взаимосвязи с окружающей средой и социумом.

Сохраняя преемственность, выходим в дошкольные учреждения. Ребята выступают перед малышами с загадками и сказками собственного сочинения. Посещая библиотеки, музей, зал искусств, предприятия города, ребята с удовольствием пишут сочинения тематические, сочинения-отзывы, доклады, создают книжки-малышки и так далее.

Таким образом, овладение языком , запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления . Психолог Н. И. Жинкин писал : “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык , тем легче и полнее будут усваиваться знания ”. Знание, факты, то есть информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления .

Вывод : В ходе кропотливой работы у учащихся меняется отношение к языку , к его культуре. Развивается осознание красоты языка и эстетической ценности, формируется потребность совершенствовать устную и письменную речь .