Производные предлоги: правила написания и список исключений. Производные предлоги

По своему происхождению предлоги делятся на:

1) Первообразные, или непроизводные (например: в, без, от, к, с, на, у, о, под, через, при);

2) Производные, то есть образованные от других частей речи – путем перехода самостоятельных частей речи в служебные. Например: предлог вокруг (ходить вокруг дома) происходит от наречия вокруг (хорошо видно вокруг) ; предлог в течение (в течение дня) происходит от существительного течение с предлогом в (течении реки); предлог благодаря (благодаря заботе матери) образован от деепричастия благодаря (Расходились спокойно, благодаря руководителям выставки) . Обычно производные предлоги употребляются с каким-либо одним падежом.

Производные предлоги в целях, в связи, в силу и др. пишутся раздельно (в целях экономии времени, в связи с семейными обстоятельствами, в силу плохого обеспечения) .

Производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение пишутся раздельно и имеют на конце букву е (в течение месяца, в продолжение разговора, сказать в заключение).

Слитно пишутся предлоги ввиду, вследствие (в значении из-за, по причине ), насчет (в значении о ), наперекор, несмотря на (несмотря на дождь, наперекор судьбе).

Билет №19

1. Приложение. Знаки препинания при них.

Приложение – это определение, выраженное существительным, которое согласуется с определяемым

словом в падеже. Приложение характеризует предмет, давая ему другое название. Например: С осины летят семена – гусеницы и виснут на всем. – приложение гусеницы определяет предмет (семена), давая ему другое название.

Приложение отвечает на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

Приложение может указывать на возраст, профессию, степень родства, национальность, признак

предмета.

Знаки препинания при них

Дефис ставится:

· Если приложение стоит после имени собственного: Москва – река, Иван – царевич.

· Если одиночное приложение и определяемое слово – имена существительные: повар – грамотей, дом – музей.

· В научных терминах: врач – терапевт, заяц – беляк.

Дефис не ставится:

· После слов господин, гражданин в сочетании с существительными: господин директор, гражданин следователь.

· Названия книг, газет, организаций, являющиеся приложениями, не согласуются с определяемым словом в падеже. Они заключаются в кавычки и употребляются в форме именительного падежа: Мы подошли к теплоходу «Иртыш». О восстании Пугачева мы узнали из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. СПП с придаточными определительными.

Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? Относятся к именам существительным главных предложений и определяют их. Контактные существительные могут выступать в роли любого члена главного предложения. Например:

1. Настала минута (какая минута?), когда я понял всю цену этих слов .

2. Деликатность в общении друг с другом и со всеми остальными людьми давно уже стала для них законом (каким законом?), который , как всякий настоящий закон, не был подвластен обстоятельствам.

3. Людям (каким людям?), которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом, очень многое прощают.

Придаточные определительные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда и союзов что, чтобы. Например:

1. Ученик (какой ученик?), который учится без желания , - это птица без крыльев.

2. Стояла такая ночь (какая ночь?), что в темноте нельзя было различить даже окна .

Чтобы выделить контактное существительное и придаточное предложение, к существительному прибавляются указательные слова такой или тот. Например:

1. Потом я стал расспрашивать о том месте (о каком именно месте?), где мы находимся.

2. Нет такой силы (какой именно силы?), которая позволила бы покинуть родные края.

Придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся и, следовательно, занимают место после главного предложения или в его середине. Например:

1. Но впереди было предэкзаменационное собеседование в университете,где нам предстояло встретиться.

2. На мраморной лестнице, которая в привычном термине «дворец науки» делала ударение на слове «дворец» , Ирина догнала меня.

Билет №20

1. Служебные части речи.

Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении.

Предлоги служат для выражения отношения имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи. Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Так, в предложении Приеду Москвы пять вечера опоздания поезда нет предлогов. Хотя в целом фраза понятна, все же предлоги из (выражает пространственные отношения - из Москвы), в (выражает временные отношения - в пять вечера), вследствие, из-за (выражают обстоятельственные, причинные отношения - вследствие опоздания) помогли бы быстрее и точнее осмыслить сказанное. Употребление предлога с учетом грамматических норм - обязательное условие хорошей и правильной речи. Так, предлог в соотносится только с предлогом из, а предлог с - с предлогом на. Можно сказать (пришел) в школу - из школы (но не «со школы»), (приехал) с Кавказа - на Кавказ (но не «из Кавказа»); нельзя сказать «благодаря опозданию» - только из-за опоздания. Надо помнить, что предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, вопреки критике, благодаря другу. Предлоги обычно находятся перед | словом, с которым употребляются. Союзы - служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

Сочинительные союзы (и, ни-ни, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, то-то) соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения: Легкий ветерок то просыпался, то утихал. (И. Тургенев.) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда:

1) соединительные («и это и то»): да (= и), и-и, ни-ни, тоже, также, не только-но и, как-так и;

2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако;

3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то-то, не то-не то. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, как будто) соединяют части сложноподчиненного предложения: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза.
Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:

1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто к др.;

2) временные: когда, едва, как, как только, прежде чем и др.;

3) причинные: потому что, так как и др.;

4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;

5) условные: если, раз, если бы и др.;

6) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.;

7) следственные: так что;

8) сравнительные: как, как будто, словно и др.

В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, отчего). Они называются союзными словами. В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения: Мы подошли к дому, в ко-тор_ом живет лод подруга.

Частицы служат для образования форм слов и для выражения различных оттенков значения в предложении: То же слово, да не так бы молвил. - частица бы (молвил бы) образует форму условного наклонения глагола; Что за прелесть эти сказки! - частица что за выражает восторг, вносит восклицательное значение; Пусть всем будет радостно! - частица пусть образует повелительное наклонение глагола быть.

Частицы, участвующие в образовании форм глагола, называют формообразующими.

Частицы, передающие различные значения, называют модальными. Модальные частицы могут выражать*:

1) отрицание : не, ни;

2) усиление : даже, ведь, все-таки;

3) вопрос : разве, неужели;

4) восклицание : ну и, что за;

5) сомнение : вряд ли, едва ли;

6) уточнение : именно, как раз;

7) выделение, ограничение : только, лишь;

8) указание : вон, вот.

Частицы не и ни часто встречаются в нашей речи. Частица не передает отрицание: не ты, не мог, не друг, но в двойном отрицании (не мог не знать) и в вопросительно-восклицательных предложениях (Кто не знает сказок Пушкина!, т. е. все знают) частица не теряет отрицательное значение.

Частица ни чаще всего имеет усилительное значение, она усиливает отрицание, когда оно выражено частицей не или словами в значении «нет, нельзя»: Ни дождь, ни снег не остановили нас, т. е. и дождь, и снег не остановили нас; На небе ни облачка, т. е. на небе нет облаков. Частица ни встречается в устойчивых выражениях (ни жив ни мертв), в придаточной части предложения типа Сколько раз я ни читал эту книгу, мне всегда интересно, т. е. хотя я читал эту книгу много раз, мне все равно интересно. Частицы не и ни пишутся отдельно от слов, к которым относятся.

2. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

I. .Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые выражены глаголами, требующими добавочных разъяснений, например: Ирина Петровна сказала (что сказала? ), что завтра уезжает в Ленинград. Недаром говорится (что говорится? ), что дело мастера боится. Попросим Виктора (о чём попросим? ), чтобы он принёс альбом с марками. Мне показалось (что показалось? ), будто в комнате запахло цветами.

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемым словам союзам и что, чтобы, как, будто. Когда нужно выделить то, о чём сообщается в придаточном предложении, к поясняемому слову в главном предложении прибавляется указательное слово, например: Докладчик горячо говорил о том, что в первую очередь надо повысить производительность труда.

II . Придаточные изъяснительные могут относиться не только к глаголам, но и к другим словам, например:

Я рад (чему рад? ), что вы успешно закончили свою работу. Он пришёл довольный тем (чем довольный? ), что получил за сочинение отличную отметку. Сообщение о том (о чём? ), что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. Она дала слово, что придёт утром. (Ср.: Она заверила, что придёт утром.)

Особую группу составляют придаточные изъяснительные, которые прикрепляются не союзами, а союзными словами, например: Дети чувствуют (что чувствуют? ), кто их любит. Мне очень хотелось узнать (что узнать? ), что лежит в этой коробочке. Я всё скрывал (что скрывал? ), отчего сестрица простудилась.

Билет №21

1. Вводные слова

Вводными словами называются такие слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает.

Вводные слова выделяются при произношении интонацией . Вводные слова могут выражать:

· уверенность (конечно, разумеется, бесспорно,несомненно, без сомнения, безусловно,действительно и т. п.),

например: Дождь, конечно, скоро кончится.

· неуверенность , предположение (кажется, вероятно, очевидно, по-видимому, может быть, возможно, пожалуй т.

п.), например: Дождь, кажется, скоро кончится.

· то или иное чувство (к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и т. п.), например:

Дождь, к счастью, скоро кончился.

Кроме того, при помощи вводных слов говорящий может указывать, кому принадлежит сообщение (по сообщению газет, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему и т.п.), например: Завтра, по сообщению бюро погоды, будет дождь.

При помощи вводных слов говорящий может также указывать на тот порядок, в котором следуют явления, на связь между ними (во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, например, наоборот и т. п.), например: Мой старший брат, во-первых, работает на автозаводе, во-вторых, учится в вечерней школе. Он всю зиму работал и учился. Следовательно, летом ему надо хорошо отдохнуть.

Цели урока:

  • Образовательная : познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
  • Развивающая : развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
  • Воспитательная : воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока: карточки с заданиями для учащихся, презентация

Ход урока

1. Мобилизующий этап. Приветствие, запись числа в тетради

2. Повторение

Учитель . Начинаем наш урок с повторения изученного о предлоге. Приложение 1

Прочитайте группы словосочетаний и определите отношения, выражаемые предлогами.

Ехать мимо дома, бежать вдоль реки (пространственные, место); скучать по матери, думать о друге (объектные); вернуться к вечеру, встретить после уроков (временные); ввиду плохой погоды, не пришла из-за болезни (причинные); купили для лечения, прийти с проверкой (целевые).

Учитель : А теперь вспомним правильное употребление предложных и беспредложных сочетаний.

Как правильно сказать: Товарищи! Оплатите за проезд. или Уплатите проезд. (оплатите (что?) проезд; уплатите (за что?) за проезд)

С какими предлогами В или НА могут сочетаться данные слова:

  • БЫТЬ УЧАСТВОВАТЬ СТАРТ (участвовать в старте, быть на старте);
  • ПРИСУТСТВОВАТЬ, УЧАСТВОВАТЬ МИТИНГ (участвовать в митинге, присутствовать на митинге);
  • ОБСУДИТЬ, УЧАСТВОВАТЬ ЗАСЕДАНИЕ (участвовать в заседании, обсудить на заседании);
  • ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ, ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС МАТЕМАТИКА (интересоваться математикой, проявлять интерес к математике);
  • РАССКАЗАТЬ, КОСНУТЬСЯ ПРОЕКТ (рассказать о проекте, коснуться проекта);
  • ЛЮБОВЬ ПРЕДАННОСТЬ РОДИНА (любовь к Родине, преданность Родине);
  • ОТЗЫВ РЕЦЕНЗИЯ КНИГА (отзыв о книге, рецензия на книгу).

Учитель : ответьте на вопросы:

  1. Что такое предлог?
  2. Как пишутся предлоги с другими словами?
  3. Какими по значению могут быть предлоги? От чего это зависит?
  4. С каким падежом употребляются предлоги: ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ПРИБЫТИИ?
  5. С каким падежом употребляются предлоги: БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и т.д.?

3. Тему урока учитель записывает на доске. (слайд) Формулирование учащимися цели урока

Учитель . Учитывая тему урока, поставьте цель урока.

Цель :

  • познакомиться с...
  • учиться различать...,
  • правильно использовать...

Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи

4. Изучение нового материала. Практическая работа по тексту . Приложение 2

Какими бывают предлоги по происхождению?

Составьте опорную схему (таблицу) по материалу.

Расскажите об особенностях производных предлогов.

Практическая работа с текстом: прочитайте текст, расскажите об особенностях непроизводных и производных предлогов.

По происхождению предлоги бывают непроизводными и производными.

Непроизводные предлоги не образовались ни от каких других слов (частей) речи и с древних времён употребляются только как предлоги . Большинство непроизводных предлогов являются омонимами по отношению к приставкам. Например: при доме – приехать.

Производные предлоги образуются от разных знаменательных частей речи . По этому признаку среди них выделяются наречные, отымённые и отглагольные предлоги.

Наречные предлоги образуются от наречий , имеют наибольшее распространение и образуют слово- сочетания с обстоятельственными и объектными отношениями. Например: остановился вблизи дома (место), отдыхал после работы (время).

Отымённые предлоги образуются от существительных . С их помощью образуются слово-сочетания, выражающие различные обстоятельственные и объектные отношения. Например: не пришёл по причине распада(причина), образовался путём распада(образ действия), работал в течение жизни(время), ответил по поводу заявления (объект).

Отглагольные предлоги произошли от деепричастий и употребляются в словосочетаниях, выражающих причинные, уступительные и временные отношения. Например: достиг, несмотря на трудности(уступка), благодаря заботам(причина), вспомнил спустя неделю(время). (Из книги А.В.Дудникова, А.И.Арбузова “Русский язык”)

4. Закрепление изученного по теме урока

1) Выборочный диктант: Выпишите словосочетания с непроизводными предлогами (1 вар) и производными предлогами (2 вар).

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавит к двум, шагает в колонне, прочитать в течение дня, сбегает с горы, расплатиться согласно договору, устанет с непривычки, слабость вследствие болезни.

Проверка:

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта
подписывает на конверте, дом вблизи реки
отступает от темы, бежать впереди всех
разделить на пять, приехать спустя неделю
вдумается в смысл, разговор насчёт отпуска
прибавит к двум, прочитать в течение дня
шагает в колонне, расплатиться согласно договору
сбегает с горы, слабость вследствие болезни
устанет с непривычки.

2) Творческое задание: Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные.

Из-за непогоды (вследствие), после окончания школы (по окончании), о сроках (насчёт), для самообороны (в целях), за отсутствующего (вместо), через переговоры (путём), через (поперёк) дорогу, у (возле) костра.

5. Проблемный вопрос: Как различать производные предлоги от омонимичных частей речи?

Ребята шли (где?) впереди Ребята шли впереди (впереди чего?) отряда. (перед отрядом)

Правило – помощник!

Предлог включатся в падежный вопрос. Производный предлог может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом.

3) Объяснительный диктант: укажите производные предлоги и омонимичные им части речи.

Я знаю этот лес вдоль и поперёк. – Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев.

Поперёк речонки лежало небольшое бревно.

Вблизи виднелся лес. – Вблизи села протекала река.

Ступай себе мимо.- Судно весело бежит мимо острова Буяна.

Петя надеялся на встречу с товарищами.- Товарищи шли навстречу друг другу.

4) Выполните тест

1. Слово НАД – это:

А) предлог;

Б) приставка;

В) может быть предлогом и приставкой .

2. Найдите словосочетание с предлогом, который имеет причинное значение:

А) виднеется из-за горы;

Б) опоздать из-за дождя;

В) понятно из рассказа;

Г) насчёт его поступка.

3. Найдите предлог, образованный от деепричастия:

А) благодаря;

Б) согласно;

В) вопреки;

Г) наподобие.

4. Найдите словосочетания с производными предлогами:

А) жить при станции;

Б) благодаря обильным дождям ;

В) растет вдоль забора;

Г) идут впереди отряда.

5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлог:

А) Стадо потянулось мимо дома.

Б) Не проходите мимо .

В) Поперек дороги уложили бревна.

Г) Впереди шли самые стойкие.

6. Укажите группу непроизводных предлогов:

А) благодаря, до, за, перед, вокруг;

Б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;

В) через, при, без, для, над;

Г) с, у, об, вдоль, при.

5) Конструкторский практикум: Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

1. Старшая сестра учится В университете НА экономическом факультете.

2. Я соскучился ПО отцу, матери, сестре.

3. Всё нужно выполнять СОГЛАСНО инструкции.

4. Поход состоялся БЛАГОДАРЯ хорошей погоде.

5. Мальчик остался в классе ВОПРЕКИ просьбе друга.

6. Всходы были дружными, НЕСМОТРЯ НА засуху.

Для сильных учащихся редакторская правка по упражнению 343 стр 141 учебника.

11. Итог урока, рефлексия

12. Домашнее задание: Параграф 54, стр 139. (записи в справочнике) Упр. № 337.

В русском языке есть много орфографических правил. Большинство из них вызывает трудности при написании не только у школьников и иностранцев, которые изучают русский язык, но и у взрослых людей. Одно из таких правил - это правописание предлогов. В основном проблема в том, чтобы правильно найти их. С простыми непроизводными предлогами более или менее все ясно, и большинство не испытывает трудностей в их поиске. Но в русском языке есть еще одна группа слов, которые в зависимости от контекста могут относиться к разным частям речи. Это производные предлоги, которые произошли от наречий, существительных или деепричастий. Именно они так сложны в написании, что многие люди испытывают большие трудности, встречаясь с ними в тексте.

Характеристика производных предлогов

Все предлоги в русском языке - это служебные части речи, не имеющие своего собственного значения и морфологических признаков. Они служат связующим звеном между словами в предложении и используются для построения грамматически правильной и грамотной конструкции. Производные предлоги в русском языке появились относительно недавно. Они произошли из знаменательных частей речи вследствие утраты ими собственных морфологических признаков и значения. Из-за этого написание их часто стало отличаться от исходных слов, и это вызывает трудности в правописании. В речи они употребляются довольно часто, поэтому каждый грамотный человек должен уметь находить их и правильно писать.

Особенности этой части речи

1. Производные предлоги могут быть простыми, состоящими из одного слова, например, "вблизи", "вокруг", "благодаря", "навстречу" и другие. Но многие из них состоят из двух слов, сохраняя форму, которую имели в роли знаменательной части речи. Обычно это сочетание непроизводного предлога с существительным, настолько слившегося с ним по значению и грамматически, что часто воспринимается как одно слово. Например: "с помощью", "за неимением", "не считая", "за счет", "по мере" и другие.

2. Правописание таких предлогов нужно запоминать, потому что чаще всего оно не регулируется никакими правилами. В сложных случаях нужно сверяться с орфографическим словарем. Наибольшую трудность вызывает написание предлогов "в течение", "в продолжение", "вследствие", "впоследствии".

3. Чтобы определить, что в предложении употреблен именно производный предлог, а не самостоятельная часть речи, нужно заменить его другим предлогом или союзом. Например, "вследствие" - "из-за", "насчет" - "о", "навстречу" - "к", "вроде" - "как".

4. Существует небольшая группа производных предлогов, которые сложно отличить от самостоятельных частей речи, от которых они произошли. Это вызывает трудности в их написании. В этом случае разобраться можно только по смыслу в контексте. Это слова: "насчет", "вследствие", "благодаря", "несмотря на" и другие.

Виды производных предлогов

Все рассматриваемые предлоги делятся на три группы в зависимости от того, от какой части речи они произошли.

1. Наречные, то есть образованные от наречий производные предлоги сохранили их значение. В основном они обозначают время и место нахождения предмета в пространстве. Например, "около дома", "после уроков", "внутри коробки" и другие.

2. Отыменные предлоги так называются, потому что образованы от имени существительного. Они могут обозначать пространственные отношения, временные, причинные или объектные. Это довольно обширная группа предлогов, и именно они чаще всего вызывают трудности правописания, например: "в связи", "по мере", "насчет", "вроде", "по прибытии" и другие.

3. Отглагольные предлоги произошли из деепричастий, которые утратили свое значение добавочного действия. Они тесно связаны с существительными и обычно употребляются только с каким-то одним падежом. Например: "благодаря (чему?)", "вопреки (чему?)", "несмотря на (что?)".

Какие значения они имеют

Каждый производный предлог в сочетании с существительными придает ему определенное значение. Чаще всего они употребляются с каким-то одним падежом, но к ним можно задавать и обстоятельственные вопросы. Самые распространенные значения производных предлогов:

Они обозначают определенный промежуток времени: "в течение", "по окончании", "в завершение", "после" и другие;

Причинные отношения определяют предлоги: "благодаря", "вопреки", "в силу", "вследствие";

Они могут обозначать местоположение предмета: "возле", "около", "напротив", "впереди" и другие.

Как научиться правильно писать предлоги

Правописание самостоятельных слов регулируется правилами орфографии. Большинство людей выучило их во время обучения в школе и не испытывает трудностей в правописании. А производные предлоги не поддаются никаким правилам. Написание их нужно запоминать. Но в сложных случаях можно свериться с орфографическим словарем. Трудность же вызывает чаще всего неумение людей отличить предложения с предлогами от конструкций с самостоятельными частями речи. Если научиться находить эти слова в тексте, то ошибок будет меньше. Ведь большинство людей все-таки знает основные правила правописания.

Способы поиска предлогов в тексте

1. Нужно попробовать заменить слово другим предлогом. Каждый производный предлог имеет похожий из разряда непроизводных, например, "ввиду - из-за", "насчет - о", "навстречу - к", "вслед - за" и другие. Знаменательные же части речи заменяются только синонимами: "на счет - на книжку", "на встречу - на свидание".

2. Задайте к слову вопрос. Если в предложении предлог, то, скорее всего, он будет входить в вопрос, а ответом будет существительное: "живу напротив школы - (напротив чего?)" или же "(где?) - напротив школы". А слово в роли самостоятельной части речи само отвечает на вопрос: "этот дом напротив - (где?) - напротив".

3. Производный предлог нельзя выкинуть из предложения без потери смысла и разрушения грамматической конструкции: "идти впереди колонны - идти (?) колонны". Если же вы уберете знаменательную часть речи, то смысл хоть и обеднится, но предложение не потеряет своей цельности: "он шел впереди - он шел".

4. Различить их можно также по смыслу. Например, "в течение дня" - это предлог, обозначающий временной промежуток, а "в течении реки" - существительное, которое обозначает поток воды.

Какие производные предлоги пишутся слитно

Среди слов этой части речи есть много таких, которые уже давно употребляются в русском языке. Некоторые предлоги настолько слились с существительными по смыслу, что их правописание почти ни у кого не вызывает трудностей. Например, "вблизи", "наподобие", "ввиду", "вместо", "вроде", "внутри" и другие. Но есть и такие слова, которые пишутся слитно только в том случае, когда они употребляются в роли предлогов. И вот тут надо уметь отличать их от знаменательных частей речи. Например, "вследствие дождя" - предлог, можно заменить его словом "из-за", а "в следствии по делу" - это существительное: "(в чем?) - в следствии". Еще примеры часто употребляемых предлогов и их различие с омонимичными частями речи: "навстречу друг другу" - "на встречу с друзьями", "насчет ремонта" - "на счет в банке". Нужно запомнить также, что "не" в предлогах, образованных от деепричастий, пишется слитно: "несмотря на преклонный возраст (несмотря на что?)" - это предлог, но сравните: "он шел, не смотря (не глядя) по сторонам".

Составные производные предлоги

Трудности вызывает также правописание предлогов, которые состоят из двух слов. Но связаны они не с раздельным написанием этих слов, а чаще всего с буквой на конце предлога. Ее нужно запоминать, так как в основном она совсем не такая, как у существительных, от которых произошли эти слова:

Пишется буква "и" на конце у предлогов "по истечении", "по прибытии", "по окончании", "в связи", "в соответствии", "в сравнении", "на протяжении";

Нужно запомнить написание предлогов с буквой "е" на конце: "в течение", "в продолжение", "в заключение", "в отличие", "в завершение", "в ознаменование", "по приезде", "по прилете";

Есть и группа предлогов, которые почти не вызывают трудностей: "в силу", "по мере", "в связи" и некоторые другие.

Чтобы речь человека была грамотной, нужно как можно больше употреблять производных предлогов. Они обогащают язык, позволяют более точно выразить свою мысль и использовать грамматически правильные конструкции.

Задание № 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Задание по данной теме формулируется следующим образом: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

13 задание проверяет знания слитного, дефисного, раздельного написания омонимичных частей речи. Омонимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка.

Алгоритм выполнения задания:

1. ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ВДУМАЙТЕСЬ В ЕГО СМЫСЛ.

2. ОПРЕДЕЛИТЕ,К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО.

3. ВСПОМНИТЕ ПРАВИЛО.

4. РАСКРОЙТЕ СКОБКИ И ВЫПИШИТЕ ДВА СЛОВА.

Прежде чем обратиться к правилу проверь, может ли форма употребляться без предлога/приставки. Если не может пиши слитно.

Правописание производных предлогов.

Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употреблённые с непроизводными предлогами.

Производные предлоги Сущ. + непроизводным предлогом
В ТЕЧЕНИЕ Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с окончанием Е, имеет значениевременной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?) В течение всего года усердно занимался. (КОГДА?) В течение лета прочитал много книг. В ТЕЧЕНИИ Между непроизводным предлогом В и существительным ТЕЧЕНИИможно вставить имя прилагательное. В (нижнем) ТЕЧЕНИИ РЕКИ много поворотов .
В ПРОДОЛЖЕНИЕ Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости,отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?)В продолжение месяца ремонтировали дом. (КОГДА?)В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара. В ПРОДОЛЖЕНИИ Между непроизводным предлогом Ви сущ. в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИможно вставить имя прилагательное: Новые персонажи проявились в (долгожданном) продолжении романа.
НАВСТРЕЧУ (=К) Производный предлог НАВСТРЕЧУ(=В МОЮ СТОРОНУ)пишется в одно слово, можно заменить предлогом К: Навстречу мне (= ко мне, в мою сторону) шёл директор школы. Я решил выйти навстречу гостям (= к гостям). НА ВСТРЕЧУ С Между непроизводным предлогом НА и сущ. ВСТРЕЧУможно вставить имя прилагательное, при этом при сущ. ВСТРЕЧАобязательно должен стоять предлог С:И всё-таки я решил пойти на (неожиданную) встречу с друзьями.
НАСЧЁТ (=О;ОБ) Производный предлог НАСЧЁТ пишется слитно и = О, ОБ: Мы говорили насчёт (= о) поездки в лес. НА СЧЁТ Между непроизводным предлогом НА и сущ. СЧЁТможно вставить имя прилагательное: Деньги поступили на (известный) счёт.
ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, и =ИЗ-ЗА, указывает причину , отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?:(ПОЧЕМУ?) Вследствие(из-за) болезни, он остался дома. ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ(=ПОТОМ): Впоследствии он не раз вспоминал о школе. Вследствие поломанной руки он не мог посещать школу. В СЛЕДСТВИИ Между непроизводным предлогом В и сущ. СЛЕДСТВИИ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное: В (нашумевшем) следствии по делу о хищение выяснилось много фактов.
ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ) Производный предлог ВВИДУ пишется в одно слово, и =ИЗ-ЗА, =ПО ПРИЧИНЕ: Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. ПРИМЕЧАНИЕ:Следует отличать производный предлогВ ВИДЕ (чего-либо), который пишется в два слова, от производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и =ИЗ-ЗА: ВВИДУ(=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ ЧЕГО-ЛИБО: ЕЙ подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения . ИМЕТЬ В ВИДУ Устойчивое сочетание пишется с три слова.
НАПОДОБИЕ(=ВРОДЕ) Производный предлог НАПОДОБИЕ пишется в одно слово и = ВРОДЕ: Мы соорудили что-то наподобие(= вроде) шалаша. НА ПОДОБИЕ На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольника(= на подобные треугольники).

Примечание:

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова : в связи с отъездом .

2. Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце и имеет значение “ЗАВЕРШАЯ”, ”В ИТОГЕ”, ”ПОД КОНЕЦ”: в заключение своего доклада хочется подытожить сказанное.

3. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце : в отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.

4. ЗАПОМНИ правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно: ПОСЕРЕДИНЕ (комнаты); ВБЛИЗИ (памятника); ВМЕСТО (брата).

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Правописание союзов и омонимичных частей речи. Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. Сходные с этими союзами по звучанию другие части речи ЧТО БЫ,ТО ЖЕ,ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ,ПРИ ЧЁМ,И ТАК,ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно: 1.Убрать из предл. 2.Переставить в др. место 3. Вставить др. слово между ними.

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ