Псалом 102 на русском языке читать. На русском языке

"Пришли в Мерру- и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. 24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам
пить?" В фразе возроптал народ, в оригинале стоит еврейское слово "йилону", происходящее от слова "лун".
Глагол "лун" бросается в глаза тем, что он в основном используется для такого простого понятия, как ночлег, провести ночь. Причем тут ропот? Как такие, казалось бы,
противоположные или разные понятия могут передаваться одним древнееврейским словом? Нам поможет симфония Стронга, которая дает много дополнительных
понятий этого слова, помогая предположить, как одно могло вытекать из другого.
Сначала в оригинале на анлийском, а потом переведем на русский: Strong"s Exhaustive Concordance
abide all night, continue, dwell, endure, grudge, be left, lie all night Or liyn {leen}; a primitive root; to stop (usually over night); by implication, to stay permanently; hence (in a bad
sense) to be obstinate (especially in words, to complain) - abide (all night), continue, dwell, endure, grudge, be left, lie all night, (cause to) lodge (all night, in, -ing, this night),
(make to) murmur, remain, tarry (all night, that night).
Итак, лун, или лин, значит также пробыть всю ночь, продолжать, претерпевать, жить, хранить обиду, корень слова значит останавливаться, обычно на ночь,
останавливаться постоянно (тормозить по нашему??), поэтому, в плохом смысле, слово значит быть упрямым, особенно в словах, роптать, жаловаться, лежать целую
ночь, медлить всю эту ночь. Также ОБРАТИЕ внимание и на такой смысл - БЫТЬ оставленным, - (возможно это ключ).
Во еврейская логика то, а обида то причем тут, к ночлегу??? Еврейские слова или понятия происходят обычно из одного основного простого корневого слова (к примеру,
по еврейски слово война, милхома, общее со словом хлеб, лэхэм, потому что хлеб делают, как бы «воюя» с тестом, меся его «по мордам», бьют тесто. Дух или ветер -
руах – общее со словом луна, йарэах, потому что происходят от понятия направления, вкратце, и т.д.).
Вновь про ночлег и обиду, и плавно к ропоту. Может это значит, что когда ты долго живешь в ночи, «ночуешь» то есть, тормозишь, задерживаешься, то накапливаешь
негативные ощущения или обиды, тебя охватывает чувство оставленности, что также несет слово лун, не выходишь на свет Божий.
Кстати, вот также почему так важно «не оставлять собрания своего», собрания церкви Господа, чтобы не «заночевать» слишком долго, не тормозить, чтобы не
появилась некая обида, жалобы и ропот, упрямство, чтобы не принять ложь врага о полной оставленности, мол, и нет Бога никакого с тобой, да и есть ли Он с кем то
вообще? А далее, все по логике мира: и какой смысл тогда воздерживаться от того, чем «наслаждаются» все остальные?
Одно дело, когда ты чувствуешь что ты оставлен (лун) Богом, потому что ты Его никогда и не переживал, или вышел из Его воли, или по другой какой причине.
Но поверить, что ты оставлен Богом, когда Он постоянно идет с тобой в столпе облачном, как это было с израильтянами, это СОВСЕМ другое!
Возможно «ночевать» в духовном смысле, иногда приходится, но ночевать слишком долго, или отделяться от народа Божьего и особого присутствия Божьего среди
него из-за самонадеянности, недисциплинированности или лени, может привести к ропоту или бунту против Бога.
Мы можем просто перестать Его понимать, наши мозги могут «заночевать» или зависнуть, перестать понимать, почему Он проводит нас через трудности пустыни,
почему вдруг на три дня «нет нормальной воды», нормальной зарплаты, и что с этим делать, почему та или иная работа вдруг стала «горькой», и как ее «подсластить».
Почему вдруг «сладкая» жена заговорила горькими словами.
Евреи столкнулись с горькой водой после трех дней в пути жаркой пустыни, что естественно вынести почти невозможно, стали роптать (лун) на Моисея, «что нам пить»?
Но они шли в сверхъестественном Божьем присутствии! А с Богом ВСЕ возможно! Моисей вообще провел на горе с Богом 40 дней БЕЗ еды и воды! И так дважды! Они
могли хотя бы начать молиться за воду, а не роптать, сохраняя здравый смысл, раз Бог их вывел, то уж точно не для смерти в пустыне!
Вся жизнь духовного еврея, христианина, это сверхъестественная во многих отношениях жизнь! Жизнь израильтян тогда во многих отношениях была совершенно
сверхъестественной: они чудом вышли из рабства, чудом остались живы от ангела смерти и остальных казней, чудом прошли чрез море, чудом их не догнали и не
порезали, чудом они ели, чудом пили, чудом не болели, нога не пухла, одежда не ветшала, чудом обобрали египтян, получив справедливую компенсацию за сотни лет
рабского труда, чудом получили чудесные законы, чудом видели Бога на горе, чудом воевали с амалеком, и чудом побеждали, потом чудом взяли Ханаан, до этого
чудом не погибли все сразу за отказ в него входить и т.д. и т.п.
Жизнь настоящего христианина, духовного сына Авраама, во многом так же чудесна! Это жизнь веры в сверхъестественного Бога. И где такой жизни можно учиться, как
не в подобных особых "безвыходных" для плоти ситуациях? Однако можно переключиться с Божьих целей на свои эгоистичные, и забыть, зачем собственно тебя
спасли, и стать роптать на Бога, забыв, что ты даже дышишь чудом.
После чуда с морем, Моисей спел особую песню, в которой он хорошо показал, КАКАЯ реакция у окружающих народов от ТАКОГО уникального чуда, как
раступившееся море! Удивительно, но похоже, народы не были счастливы от того, что Бог евреев потопил армию фараона, показав, что Он всемогущий и "кто как ты
среди богов", то есть, сильнее всех божеств и культов народов мира. Они были в шоке, они взвыли от боли, как роженица – такой термин употребляет Моисей в песне.
Они не подумали, как бы им всем покаяться, и стать детьми Авраама и присоединиться к евреям и Такому Богу, что было бы очень логичным, как это сделали многие в
Египте.
В английском языке есть слово "лунатик", которое означает нечто вроди безумия. В английском, кстати, есть много слов, однокоренных с ивритом. Вообще, есть
мнение, что все языки мира это осколки древнего иврита, после Вавилонского «лунатизма». Господь встроил иврит в язык, как я понял, чуть ли не каждого народа!
Итак, ночуя, пребывая, претерпевая житейские вещи, есть опасность принять мысль, что ты ОСТАВЛЕН Богом. Богом в каком то смысле оставлен каждый человек,
который никогда к Нему не приходил или отверг Его призыв, учение или послание!
«Се оставляется Дом ваш пуст» - сказал Господь Иисус Израилю, видя как Иерусалим отказался от Его Божественного покрова. Как результат такой оставленности,
говоря в общем, по собственному решению – изгнание из своей земли на тысячелетия, разрушение второго храма, потом погромы и Холокост с другими бедами.
Однажды, когда я смотрел док. фильм про восстание евреев против Рима в 60-70 годах, о чем пророчески говорил Господь в Луки 21, и о чем позже подробно написал
Иосиф Флавий, бывший командиром Галилейского гарнизона в той войне, Господь сказал мне одно лишь слово, характеризующее то восстание – БЕЗУМИЕ. По
английски - лунатизм. Почитайте у Иосифа Флавия в Иудейских войнах, что тогда творилось в Иерусалиме. Еврейские зилоты, сикарии и прочие боровшиеся за власть
группировки, творили невероятно ужасное со своим же народом.
Если нет света Мессии Иисуса, который большинство тогда отверг в Израиле, наступает долгий и временами кровавый «ночлег» или тьма - возможно так в двух словах
можно описать историю Израиля после 70-х.
Если мы забываем, что Бог с нами в пути чрез пустыню, жажду или другие временные нужды, в которых мы, разумеется, сами не виноваты, или как то позволяем
угаснуть Его свидетельству в нас, помазанию и присутствию, может наступить образный «ночлег» (лун) наших мозгов, и мы станем роптать и обвинять Бога в том, что с
нами ВРЕМЕННО происходит ради нашего же блага. Не путать это с тем, за что мы как христиане несем ответственность! Есть вещи с которыми необходимо воевать,
что делали евреи в пустыне, когда на них напали амалекитяне. Нашими "амалекитянами" могут быть болезни, нищета и прочие атаки дьявола. Их нельзя смиренно
принимать. Им нужно противостоять.
Интересно то, что это еврейское слово "лун" исчезает затем в Танахе в таком необычном употреблении, после книги Чисел. Оно есть, но оно не означает больше
"роптать", как в Исходе. Евреи сделали вывод и переменили лексику? Может быть.
Несомненно, может показаться, что три дня пути в пустыне Синая без воды, при плюс сорок в тени – это серьезное оправдание не то, что для ропота, но, и
откровенного восстания. Люди восстают порой и при куда низких политических или экономических "температурах". Однако, у нас есть выбор, реагировать по плоти, как
это делают все "нормальные" люди, или верой прыгать в сверхъестественное Божье обеспечение, присутствие и Его спасительное пасхальное и искупительное Имя. Он
есть Тот Кем будет, и Он есть Иешуа – Спасение, Триумф или Помощь.
Итак, одно дело, когда ты чувствуешь, что ты оставлен Богом, потому что ты Его никогда и не переживал, или вышел из Его воли, или по другой какой причине. Но
поверить, что ты оставлен Богом, когда Он постоянно идет с тобой в столпе облачном, СОВСЕМ другое! Скрытые мотивы ведомы лишь Творцу, и тем, кому Он их
показывает. Но именно в таких пустынях Бог, согласно Торы, и вскрывает их.
Далее Бог сказал во Второзаконии, для прояснения, что «Я питал тебя манной, томил жаждой, чтобы узнать сердце твое, будешь ли ты исполнять Мои заповеди». См.
Второзаконие 8. Ропот на Бога похоже показывает, что люди так и не поняли, для чего их вывели из Египта, не просто, чтобы ним стало классно, а чтобы мы стали Его
свидетелями, священниками и по настоящему свободными.
На небесах нам будет очень хорошо, лучше чем Ротшильду. А здесь нам обещаны война с врагом, испытания и порой даже временные страдания, которые могут стать
вратами в царство небесное и ступенями для духовного роста и подъема.
Геннадий Романов

— Геронда, откуда начинается Ропот и как можно его избежать? — Ропот имеет причиной чувство собственного злополучия и недовольства своей жизнью, а прогнать его можно только — Славословием Бога. Ропот рождает — Ропот, а Славословие — рождает Славословие.

Если человек, встретившись с Трудностями — НЕ РОПЩЕТ, но Славит и БЛАГОДАРИТ Бога, то диавол лопается от злости и идёт к другому — к тому, кто Ропщет, кто недоволен своей жизнью, чтобы причинить ему ещё — Большие неприятности и трудности.

Ведь, чем сильнее человек Ропщет, тем сильнее он себя — РАЗРУШАЕТ. Господь от него отворачивается и ПЕРЕСТАЕТ такому ропотливому, недовольному человеку – ПОМОГАТЬ. И ничего ему — не даёт. Иногда тангалашка окрадывает нас и учит нас не быть довольными ничем, тогда как всё случающееся с нами можно встречать с духовной радостью и Славословием и иметь Благословение Божие. Знаю одного монаха на Святой Горе. Если начнется дождь и ты скажешь ему: "Снова пошёл дождь", то он начинает: "Да, все льёт и льёт. Скоро сгниём от этой сырости". Если дождь вскоре прекратится и ты скажешь ему: "Дождик прошёл", то он ответит: "Да, разве это дождь? От таких дождей все засохнет…" Нельзя сказать, что у этого человека не в порядке с головой. Нет. Просто он привык быть — Ропотливым. Человек находится в здравом уме, а мыслит, словно безумный!

В ропоте присутствует Проклятье. То есть, человек РОПЩУЩИЙ, недовольный и бунтующий, против ТРУДНОСТЕЙ, что с происходят с ним в его жизни — ПРОКЛИНАЕТ сам себя, и потом к нему приходит — ГНЕВ Божий – Наказание Божие. В Эпире я был знаком с двумя крестьянами. У одного была семья, два небольших участка земли, и он с доверием вверял всё Богу. Он трудился сколько мог, не мучая себя душевной тревогой. "Что успею, то успею", — говорил он. Иногда он не успевал убрать сено и оно гнило под дождём, иногда стога разбрасывал ветер, однако он говорил: "Слава тебе, Боже", и всё у него — ШЛО Хорошо. У другого было много земли, коров и тому подобного. Детей у него не было. Если ты спрашивал этого человека: "Как у тебя дела?" — то он отвечал: "Какие там дела, лучше не спрашивай". Он никогда не говорил: "Слава Тебе, Боже", но все недовольно брюзжал и роптал. И вы бы только посмотрели: то у него околевала корова, то с ним происходил какой-то другой неприятный случай, потом что-то ещё по хуже… У этого человека было всё, но он не преуспевал и был всем недоволен.

Поэтому я и говорю, что Славословие — Благодарение Господа — это Великое дело! Бог даёт нам Благословения, но вкусим мы их или нет — это зависит от нас. Однако как мы их вкусим, если Бог даёт нам, к примеру, банан, а мы начинаем думать о более вкусном ястве, которое кушает какой-нибудь миллионер? Знаете, сколько людей, съедая один чёрствый сухарь, — день и ночь Славословят и благодарят за это Бога и питаются Небесной сладостью!

Люди стали — ЭГОИСТИЧНЫМИ и потому – НЕ ПОНИМАЮТ как ВАЖНО — за всё Славить и Благодарить Бога! Потому что их сердца засалились и очерствели – и потому, таких людей — не удовлетворяет ничто, они – всем НЕДОВОЛЬНЫ, всё им – НЕ НРАВИТСЯ.

Мы не понимаем того, что счастье человека заключено — только в том, что имеет отношение — к Вечности.

Прочтем следующие обличения святых отцов по поводу ропота на Бога о смерти ближних.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, §164): «От скорби излишней многие до того доходят, что говорят: «Обидел-де меня Бог, что того-то любезного от меня взял», - и так страшно хулят Бога. Бог никого не обижает, а все делает по премудрому Своему Промыслу о нас.

Что Богу угодно, как Верховному Господу и Творцу, то и делает. Итак, когда скорбишь и сетуешь об умершем, который по воле Божией умер, показываешь свое неблаговоление, и тем самым воле Божией противишься, в чем грешишь перед Создателем своим. Господь тебе дал сына, или дочь, или жену, или тебе, жена, мужа. Он у тебя и забирает сына, или дочь, и прочее; и потому Свое берет, что тебе дал, а не твое собственное. Все мы Божии: и отцы, и матери, сыны и дочери, мужья и жены, братья, друзья, господа и рабы. И потому нечего скорбеть и сетовать неутешно, но должен всякий со святым Иовом в таком случае говорить: «Господь дал, Господь и отнял; как Господу изволилось, так и было. Буди имя Господне благословенно вовеки» (Иов.1:21)».

Иоанн Златоуст (т.12, ч.2, О смерти): «Если мы будем думать, что умерший мертв, и что Бог оставил его, мы не получим достаточного утешения. Негодовать на это есть свойство тех, кто ищет от природы того, что выше ее. Человек рожден и смертен: итак, что же скорбишь о совершившемся сообразно с природой? Ведь ты не скорбишь, что питаешься, принимая пищу? Не стремишься жить без питания?" Так и относительно смерти: не ищи бессмертия, родившись смертным. Это однажды определено и узаконено. Но когда Бог призывает и хочет нечто взять от нас, не станем, как неблагодарные рабы, покидать Владычного. Если бы Он взял деньги, честь и славу, тело, самую даже душу, Он взял бы свое; если бы он взял твоего сына, - не сына твоего, но раба Своего Он взял бы. Если мы сами не принадлежим себе, как может быть нашим то, что есть Его?»

Георгий Задонский (Письма, п.3, 58): «Смертные на то и рождены, чтобы умереть. Что же в том странного, или страшного, что не по нашему желанию переселяются в вечность, один прежде, другой после, как кого Господь потребует, - в молодых летах, или в старых? Наше дело повиноваться и не роптать на Его святой промысел».

Феофан Затворник (Рукописи из келиии, Разрешение сомнений...): «Извольте же пресечь свои критические замечания на дела Божии. Все они близки к хуле на Бога... Вот эту речь: «зачем Бог так гадко создал эту смерть?» - как назвать? - Это прямая хула.- Кайтесь и плачьте! «Нужные люди умирают, а не нужные живут».- Кто вам сказал, что, если б шло дело по-вашему, было бы лучше?! - Я же верю, что было бы гораздо хуже... И что в отвращение сего худшего Бог сделал так, как случилось. Начните и вы так веровать,- и будете покойны... а главное, избежите греха хулы на Бога».

Еп. Гермоген Добронравин (Утешение в смерти близких сердцу): «... этот ропот недостоин человека. Эти слезы преступны. Эти вздохи ненавидит Бог. Вы ропщете на Провидение за то, будто оно так неблаговременно потребовало от вас жертвы. Неблаговременно?... Что вы!... Только у нас на земле то или другое бывает не в пору, не вовремя. На небе - не так! Там нет слов "рано" или "поздно", там всему свое время!».

Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6): «Да вот и вчера сюда приходила одна заплаканная мать. "Бог забрал моего единственного сына", - плакала она, - и обвиняла в этом Бога. "Если ты как следует подумаешь о том, что с тобой произошло, - сказал ей я, - то придёшь к выводу, что Бог оказал тебе честь. Он забрал к Себе маленького Ангела, забрал ребёнка крещёным, не попустив ему приобрести грехи и страсти. Бог взял к Себе Ангела, а ты Его за это ещё и ругаешь? Очень скоро ты ощутишь, как твой умерший сын молится о тебе Богу". Потом эта женщина рассказала мне о своей жизни. Она сказала, что когда была молодой, могла иметь много детей, но тогда она этого не хотела».

А в случае, когда ближний умер насильственной смертью, люди сомневаются в существовании Бога или говорят о Его несправедливости.

Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6): «...некоторые, у которых не хватает в голове соображения, говорят: "Если бы существовал Бог, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников". Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в День Суда им было нечем оправдаться в том, что они не покаялись, несмотря на то, что Он дал им для этого годы. А тех, кого преступники убивают, Бог тоже не оставит».

Все подобные недоумения и, можно сказать, претензии, относятся к ропоту на Бога и на Его Промысел, а также к греху пытливости при виде непонятных действий Промысла. И поэтому, если они возникают у нас, то это говорит о нашем маловерии, не уповании на благую волю Божию о всех людях и о нашем духовном неразумии.

Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6): «Если человек перестаёт относиться к вещам по-мирски, то его душа находит покой. Ведь как человек может обрести истинное утешение, если он не верит в Бога и в истинную жизнь - в жизнь после смерти, в жизнь вечную? Когда я был в монастыре Стомион, (рядом) в Конине жила вдова, которая постоянно ходила на кладбище и по несколько часов рыдала там навзрыд. Она билась головой о могильную плиту и своими криками будоражила всю округу! Она давала на кладбище выход всей своей боли. Люди приходили туда, забирали её, а она всё равно возвращалась. Это продолжалось годы. Муж этой женщины был убит немцами, а её дочь через несколько лет после смерти отца, едва только ей исполнилось девятнадцать, умерла от сердечной болезни. Так эта несчастная женщина осталась одна. Если кто-то посмотрит на происшедшее с ней внешне, то скажет: "Почему Бог попустил это?". И сама женщина, относясь к происшедшему с ней именно так - внешне, не могла утешиться. Однажды, когда я тоже пришёл на кладбище, чтобы посмотреть, что происходит, она начала мне говорить: "Почему Бог сделал всё так? Мой муж убит на войне. У меня была единственная дочь. Бог забрал у меня и её..."

Она всё говорила, и говорила, и обвиняла Бога. Дав ей немного выговориться, я сказал: "Я тебе тоже кое-что скажу. Мужа твоего я знал. Человек он был очень хороший. Он погиб на войне за Отечество, выполняя свой священный долг. Бог не отнесётся к нему несправедливо. Потом, после смерти твоего мужа, Бог на несколько лет оставил тебе дочь. Она жила с тобой, и ты имела какое-то утешение. Однако потом Бог, видя, что девушка, может быть, сбилась бы (в скором времени) с правильного пути, забрал её в том добром устроении, в котором она находилась. Он сделал это, чтобы её спасти". Эта вдова, хотя муж её был очень тихим человеком, сама была немножко мирской. Конечно, я не сказал ей об этом прямо, не сказал ей "ты была мирским человеком", но спросил её: "О чём думаешь сейчас ты сама? Ты любишь мир?" - "Я не хочу никого и ничего видеть", - ответила она. "Вот видишь, - сказал я ей, - мир умер и для тебя тоже. Боль помогает тебе, и ничто мирское тебя не интересует. Таким образом, очень скоро все вы вместе будете в Раю. Кому ещё Бог оказал такую честь, как тебе? Ты это понимаешь?" После этой беседы несчастная перестала ходить на кладбище. Как только - с чужой помощью - она смогла уловить глубочайший смысл жизни, так сразу же успокоилась».