Пустота в душе. Опустошение инь

Что делать, когда радость от обретения Бога сменяется на уныние от ощущения Его потери? Почему после духовного подъема вдруг возникает пустота в душе? Как пережить этот период и не уйти из Церкви? На эти вопросы отвечает в своей беседе с прихожанами митрополит Афанасий Лимассольский .

Митрополит Афанасий – духовный сын старца Иосифа-младшего (ученика старца Иосифа Исихаста). Он был связан узами духовной дружбы и со , близко общался со многими другими известными афонскими подвижниками.
В своей митрополии на Кипре и в других епархиях он ведет активную пастырскую деятельность: в храмах, вузах, на радио проводит беседы на духовные, порой очень непростые, темы: об умной молитве, о борьбе с помыслами, о страстях, о чистоте сердца, о заповедях. Беседы особенно интересны потому, что Владыка говорит из собственного монашеского опыта.
Беседа «Духовная сухость и уныние» была проведена Владыкой для прихожан кафедрального храма города Лимассол.

Митрополит Лимассольский Афанасий

Сегодня мы вместе с вами вспомним 28-й стих 118-го псалма: Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.

Это особая тема в духовной жизни. Во внутреннем состоянии человека не могут не происходить изменения, и иногда случается и то, о чем говорит Пророк: Воздрема душа моя от уныния . Сегодня мы поговорим о том, что нам делать и как себя вести во время этих изменений.

Есть одна западня, в которую мы с легкостью попадаем, когда хотим подвизаться, - это наше стремление следить за своими чувствами. Что я имею в виду?

Как все вы знаете, обычно происходит следующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он переживает состояние Божественной благодати, которая дается ему даром. В этот период человек испытывает божественную радость; он чувствует, как играет его сердце, движимое любовью к Богу; он с легкостью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укрощаются; божественное просвещение осеняет его душу.

Естественно, всё это рождает в нашей душе приятные, радостные чувства. Нам бывает тогда очень хорошо, мы чувствуем себя в высшей степени прекрасно. Мы действительно ощущаем себя словно в Раю, вкушаем радость Рая.

Однако приходит час, в который происходит некое изменение: вместо всего перечисленного мы вдруг ощущаем себя покинутыми, чувствуем в душе тьму, мрак, чувствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, смешение помыслов. Мы больше не хотим молиться, наше существо противится молитве, не находит себе упокоения в деле Божием, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

Это противление, изменение человек воспринимает очень тяжело. Часто он огорчается и скорбит: «Почему я так себя чувствую? Почему я столкнулся со всеми этими трудностями, тогда как раньше ничего подобного не было?» Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?.. Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку. Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.

Как говорил приснопамятный старец Паисий, Бог похож на хорошего земледельца, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, поскольку деревцу необходимо достаточное количество влаги для того, чтобы пустить корни, прижиться и расти. Но постепенно земледелец начинает поливать его реже: сначала через день, потом ― через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц.

Так он поступает с целью помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли. Ведь если оно будет расти на са мой поверхности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

Поэтому человек по промыслу Божию проходит это обучительное оставление Богом (оставление лишь кажущееся), педагогическая цель которого ― чтобы человек глубоко пустил корни и устоял.

По этой причине наша душа часто пересекает пустыню, переживает период сухости. Как во время засухи всё вокруг бывает иссохшим, нигде нет ни капли воды, ― тяжелый период для природы, ― так происходит и с душой человека.

И в этот период человек должен быть крайне бдительным, чтобы, прежде всего, не потерять мужества. Он должен знать: мы верим в Бога и любим Его не потому, что Бог даровал нам те приятные, радостные чувства, какие были у нас вначале, но потому – и в этом мы абсолютно уверены, – что Бог всегда рядом с нами, и Он заслуживает того, чтобы весь наш подвиг мы совершали ради того, чтобы быть рядом с Ним.

Подвизаясь таким образом, мы пребываем верными Богу, даже если само наше существо оказывает нам сопротивление. Наше существо приводит аргументы в свою пользу: вот, ты делаешь то и то, а результата нет, ― или: ты пытаешься исполнять что-то, а внутренне испытываешь от этого большие затруднения, хотя раньше совершал это с удовольствием.

Пророк Давид в одном из псалмов говорит, что враги спрашивали его: Где есть Бог твой? (Пс. 41, 4, 11). Человек спрашивает себя: «Где есть Бог мой? Разве Бог не видит, как я страдаю, как я Его ищу, как разыскиваю, что я - сплошная пустыня?» Бог, как внешне кажется, молчит и оставляет человека одного.

В действительности это не так. Это просто субъективное переживание самого человека.

В этот период требуется большая вера. Человек должен устоять, сказав себе: «Ради любви Божией я пребуду на своем месте». Он не должен отступать и обращаться вспять: «Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то остановлюсь и больше ничего делать не буду. Ведь Бог мне не отвечает. Ведь Он не откликается. Ведь я столько уже подвизался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это».

Бог желает уберечь нас от «чувства бакалейщика», то есть от ощущения, что мы покупаем благодать. Ведь она потому и называется благо-датью, что Бог дает ее даром. Мы не покупаем ее. Мы не пускаем ее в оборот между нами и Богом. Бог просто дает нам ее. Не по какому-то закону, который мы исполнили, не по нашим делам, но по Своей любви и милости Он нас спас, и по Его благодати, данной нам даром, пришло наше спасение и наше вечное единство с Ним.

Вместе с тем в этот трудный период мы должны быть внимательными и делать всё возможное, чтобы не оставить наше правило. То малое правило, которое каждый из нас совершает ежедневно, помогает нам устоять. Пусть это будет маленькая молитва, которую мы совершаем вечером или утром, наш небольшой пост или что-то другое, что мы исполняем (причащение, исповедь) ― мы должны подвизаться за то, чтобы соблюдать всё это в точности, даже если сейчас, в трудный период, не видим от этого результата.

Если мы сохраним всё это, если пребудем на нашем месте и, несмотря на давление событий и помыслов, останемся стойкими и будем продолжать бороться, - тогда будем уверены, что Бог вновь вернется к нам (хотя в действительности Он всегда рядом с нами). И тогда человек начнет приносить сладкий спелый плод во время свое (Пс. 1, 3).

Не во мгновение ока, как мы мним в первый период духовной жизни, когда впервые познаём Бога и через неделю считаем себя уже достигшими Божественной меры. В духовной жизни человек созревает постепенно и преуспевает возрастом и благодатию (Лк. 2, 52), и строит всё духовное здание на смирении.

Период сухости ― самый лучший период нашей духовной жизни. И это мы всегда должны иметь в виду.

Когда мы переживаем период сухости ― мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент. Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела ― ничто, и сам он ― ничто, ноль. Но он не должен от этой уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось, ― это вера и надежда на Бога.

Когда он будет так подвизаться, тогда приходит любовь, которая выше веры и надежды, и человек уже наслаждается в любви Божией. Он наслаждается, но перед этим он преодолел длительный период сухости ― испытание, которое иногда длится многие годы. Авва Исаак Сирин пишет о себе, что почти тридцать лет его душа не чувствовала действия благодати .

Господь ― хороший педагог. Как учитель, когда видит, что ребенок имеет желание учиться, но он несколько ленив и наивен, то начинает подталкивать его к занятиям, заставляет читать больше, задает ему больше уроков, иногда даже устрашает его тем, что такой-то учится лучше. Учитель видит, как продвигается его ученик, он знает его возможности, и потому, если оставит его без внимания, то, по сути, причинит ему вред. Учитель подталкивает его к тому, чтобы он приобретал еще бо льшие знания.

Так поступает и Бог, Который видит любочестивую душу человека, видит, что у нас возникает иногда благое стремление и желание, но мы не имеем сил или произволения, не хотим делать большего, лень и другое подобное нас парализует. И Бог своими «педагогическими приемами»: сухостью, испытаниями, скорбями, искушениями, помыслами ― устраивает так, что человек находится в постоянном духовном бодрствовании и движется вперед.

Я всегда вспоминаю два высказывания: одно ― древнего старца, другое ― современного.

Слово древнего старца было следующее. Как-то раз брат спросил одного монаха, достигшего великой меры непрестанной молитвы: «Как ты смог достичь столь великой меры? Кто научил тебя молиться?» И тот, улыбаясь, ответил: «Демоны. Они научили меня молиться». ― «Но как это возможно, чтобы демоны учили нас молитве?» ― «Да. Они воздвигали против меня такие невыносимые брани, что я постоянно был вынужден пребывать в бодрствовании, духовном трезвении с молитвой на устах и в уме, потому что стоило мне лишь немного оставить молитву, как тотчас же в меня вторгались помыслы, пожелания, образы и порабощали меня греху».

Другой старец, современный нам, отец Ефрем Катунакский при каждой нашей встрече всегда говорил нам: «Будьте внимательны, не оставляйте пустоты между вашим умом и Богом». Многие годы я не мог понять этих слов. Что же они означают? Они означают, что наш ум должен быть настолько соединен с Богом, с памятью о Нем, чтобы в нашем общении с Ним не было ни трещинки, через которую в любой момент могут войти помыслы, желания, страсти, иначе говоря, то, что разлучает, разъединяет нас с Господом.

Это бодрствование есть то средство, которое действительно помогает нам иметь крепкие корни для того, чтобы устоять в тяжелый период засухи, и удерживает нас в контакте с благодатью на протяжении всей нашей жизни. Мы должны пребыть верными Богу. Верный человек ― это не только тот, у кого всё хорошо, и потому он верит в Бога и призывает Его. Верный ― это тот, кто в период сухости, когда всё в нем сопротивляется, когда всё говорит об обратном, когда его душа ничего не чувствует, безусловно верит, что Бог его не оставит: Бог здесь, Он не оставит меня умереть во время этой засухи.

Отцы сравнивают это состояние души с сорокалетним странствованием израильтян по пустыне. Бог вывел их из Египта и они сорок лет блуждали по Синайской пустыне и никак не могли достичь Земли обетованной, Палестины. Она была рядом ― на расстоянии двухмесячного пешего пути. Но израильтяне шли сорок лет в земли пусте, непроходне и безводнее (Пс. 62, 2). Там они подверглись многим бедствиям, невзгодам, испытаниям. И однако они остались верными. Когда они начали роптать, что в Египте им было лучше и потому стоит туда вернуться, всех их постигло бедствие. Писание говорит, что после того евреи стали говорить: лучше пусть кости наши падут в этой пустыне, чем мы вернемся в Египет.

Знаете, иногда мне приходится слышать следующие вещи: «До того, как я начал регулярно ходить в церковь, я чувствовал себя гораздо лучше. У меня не было помыслов, я никого не осуждал, всё у меня было в порядке, всё мне было понятно, а теперь я не понимаю ничего».

Наша предыдущая жизнь начинает нам представляться в лучшем свете, чем нынешняя. Сейчас, когда мы ходим в церковь, наше положение, как нам кажется, осложнилось: мы ничего не чувствуем, целыми днями осуждаем, всё у нас вверх дном ― в общем мы не ведем хорошей духовной жизни.

Мы уже иначе смотрим и на людей, живущих вне Церкви, говорим себе: «Посмотри, эти люди, которые не ходят в храм, какие они спокойные, безмятежные, их жизнь ― сплошная радость, всё у них в порядке и на работе, и в семье, они такие радостные, общительные». В нашем уме происходит перемена, нам вдруг представляется, что жизнь без Христа лучше нашей жизни, и это тянет нас обратиться вспять.

Здесь от нас требуется принять решение: пусть лучше мы умрем в пустыне этого Божия испытания и оставим в ней наши кости, чем вернемся к прежней жизни, чтобы наслаждаться той радостью, которая, как нам кажется, там есть.

Бесспорно, что человек, перенося всё это, испытывает душевные страдания. Но если ему удается преодолеть препятствия со стороны своих желаний, образов и фантазий о самом себе и смириться перед Богом, тогда он находит ключ к отдохновению. Ключ этот ― молитва со слезами.

Слезная молитва приносит успокоение человеку, имеющему глубокое смирение. Я говорю не о слезах, соединенных с жалобами и недовольством, когда человек начинает судиться и говорить «почему?», например: «Почему, Боже мой, Ты меня оставил? Почему Ты мне не помогаешь? Зачем Ты меня оставил одного, и я теперь грешу? Почему я дошел до такого скверного состояния?» Рождается много этих «почему». Но если человек всё это презрит, закроет на это глаза, падет ниц пред Богом, со слезами раскроет перед Ним свое сердце и изольет всю свою боль в молитве, тогда он находит большое утешение.

Настолько большое, что после того как пройдет период испытания, для человека наступает лето, то есть новый хороший период. И человек с ностальгией вспоминает минувшее и то сладкое утешение, которое дал ему Бог, в то время как он не имел никакого человеческого утешения.

Будем уверены в том, что Бог не презрит нашей молитвы. Он не презрит нашего стенания, нашего испытания. В этот период сухости в человеке происходит подлинная внутренняя духовная работа.

Если человек не переживает состояния сухости, если не проходит испытаний, значит, Бог еще не начинал Своей работы с ним. Значит, всё совершаемое человеком еще незрелое и сырое, он еще не вошел в печь, чтобы испечься.

В приведенном нами стихе псалма пророк Давид говорит: Воздрема душа моя от уныния. Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души ― это .

Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― «не хочу», приносят рыбу ― «не хочу», приносят самую лучшую еду ― «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, ― дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте.

Таково уныние ― стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния ― одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.

Откуда возникает уныние? Одна из главных причин ― это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ― а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ― чтобы мы не могли остановиться. От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности.

Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.

Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь бо льшую легкость в нашем общении с Богом.

И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу.

Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается…» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он.

Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.

С этой дремотой уныния нужно бороться. Об этом пророк Давид говорит далее: утверди мя в словесех Твоих . То есть утверди меня в вере. Ведь когда колеблется вера, тогда человек уже не сопротивляется греховному предложению.

Утверди мя в словесех Твоих означает также «Господи, покажи нам необходимость иметь в себе словеса Божии». Подобно тому, как в нашем доме есть кладовая для продуктов и, когда наступают трудные времена, мы можем жить на запасы из этой кладовой.

Старец Паисий Святогорец

Или, как говорил старец Паисий: «Смотрите, работайте хорошенько духовно, чтобы получать духовную пенсию, чтобы, когда вы уже не сможете работать, к вам приходил конверт с квитанцией на получение».

Что он хотел этим сказать? То, чтобы ты, когда у тебя духовно всё в порядке, ревностно подвизался, а во время испытания, в период духовной сухости имел духовные сбережения, собранные из поучений, из словес Божиих, из молитвы, и всё стойко выдержал. Чтобы не смог искуситель, враг, помысел убедить тебя, сказав: «Посмотри - ничего нет». Но почему вдруг нет? Вчера Бог был со мной. Вчера Он говорил со мной в моем сердце. Вчера я радовался вместе с Ним. Разве нет Его и сегодня? Есть. Вчерашний Бог, сегодняшний Бог, завтрашний Бог ― один и тот же Бог.

Поэтому молитва, поучение в слове Божием, в творениях святых отцов ― это некий вклад духовных ценностей, который мы имеем в себе, чтобы во время трудностей питаться из него. Борьба, которую мы ведем в благоприятный период ― это пища, о которой мы вспомним, когда придут испытания, говоря себе: «Посмотри, Бог нас не оставляет. Минует это испытание, и вновь Господь придет, вновь наступит день».

Есть день, и есть ночь: 12 часов ночи и 12 часов дня. Еще не было случая, чтобы ночь не прошла. За исключением нашей последней ночи. Но если это всё же не последняя наша ночь, то день наступит обязательно. Смена времени суток произойдет. То же и в духовной жизни. Ночь пройдет и взойдет солнце. Пройдет испытание, и после него мы увидим сладкие плоды.

Еще раз повторю и на этом закончу: самая правильная духовная деятельность бывает у человека в период испытаний и сухости . Именно тогда происходит духовная деятельность.

Какие фрукты становятся сладкими? Те, которые выросли на «безводье». Самые сладкие арбузы и дыни ― «безводные», которые не наполнены водой, как прочие. Они сладки и ароматны, потому что выросли в трудных условиях. То же самое и с человеком. Кто «испечен» в трудностях и пребывает верным Богу, не уступает, он говорит: «Я не хочу шоколада от Бога, я хочу Самого Бога. Я обрету Бога в этих испытаниях. Я не убегу от Него. Не откажусь от своего места. Даже если мне предстоит здесь умереть, я паду в борьбе, но назад не поверну ни за что».

Когда человек скажет так и пребудет в таком устроении, прилагая все свои силы, несмотря на давление искусителя, тогда Бог поистине радуется и награждает этого человека. Этот человек действительно борец, атлет. Атлет Христов. И он вкусит обильные, прекрасные и сладкие плоды, когда минует время искушения.

Примечание:

1 Слово 31: “Знай, чадо, тридцать лет вел я брань с демонами, и по истечении двадцатого года вовсе не видел себе помощи. Когда же прожил я и пятый из последних десяти, тогда начал находить упокоение. И с течением времени оно возрастало. И когда прошел седьмой год, а за ним наступил осьмой, упокоение простерлось до большей гораздо меры. В течение же тридцатого года, и когда оный приходил уже к концу, так сильно стало упокоение, что не знаю и меры, до какой оно увеличилось”. И еще присовокупил: “Когда захочу встать для совершения службы Божией, могу еще совершить одну славу; а что до остального, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом и нимало не чувствую труда”. Вот какое ненасыщаемое упокоение порождено многотрудным и долговременным делом!”

Перевод сестер Ново-Тихвинского монастыря

Уставать от времяпровождения со своим партнером - чувство не из приятных. Как понять, что ты полностью опустошена текущими отношениями? Какие признаки указывают на то, что твой партнер - энергетический вампир? Часто очень сложно различить усталость от работы и отсутствия перемен от изнуренности от отношений. Ники Мартинез, специалист в области психологии и межличностных отношений, и многие другие эксперты делятся советами о том, как распознать признаки энергетического опустошения в отношениях.

1. Ты постоянно думаешь о своем партнере

Твой партнер может изматывать тебя эмоционально, когда ты проводишь слишком много времени, сосредоточившись на навязчивых мыслях. Такие мысли полностью лишают тебя воздуха и личного пространства, когда всю ночь ты не можешь уснуть, думая, где твой партнер, с кем, что он делает, какой тип отношений связывает его и людей, с которыми он общается.

Конечно, в этом нет вины партнера, ведь это может быть проблемой, которую ты вынесла из прошлых отношений. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо, потому что над этим ты в состоянии поработать сама. Плохо, потому что ты несешь груз этой проблемы повсюду, постоянно пытаясь перестать зависеть от этих мыслей.

2. Ты все время чувствуешь усталость

У всех нас есть энергия, которая нужна нам для существования. Психотерапевт и эксперт в нейромаркетинге Мишель Пэйва дает следующий комментарий:

Наши клетки наполнены энергией. Когда нам плохо, мы чувствуем усталость. Когда мы полны жизни, мы чувствуем себя энергичными. Если ваш партнер заставляет вас чувствовать себя так же, как при простуде, а не на вершине мира, то будьте уверенны, он истощает вас эмоционально.

Но если ты чувствуешь себя усталой, находясь рядом с кем-то все время, это вовсе не значит, что пришло время расстаться.

Все дело в том, что вы, скорее всего, отдаете слишком много, и не обязательно именно вашему партнеру. Если вы тратите слишком много энергии, просто притормозите, если же ваш партнер забирает все, попросите его притормозить. Ваша энергия принадлежит только вам, и никто не может брать ее безвозмездно.

3. Ты мечтаешь о том, чтобы побыть одной

Вы вздыхаете с облегчением, если выдается возможность провести выходные в одиночестве. Если вы тратите больше энергии на своего партнера и его нужды, то перерыв звучит гораздо более рационально, чем разрыв.

Конечно, здесь есть и обратная сторона медали, ведь если ты с нетерпением ждешь, когда твой партнер оставит тебя в покое, то стоит задуматься о ценности ваших отношений в целом.

Если выходные в одиночестве - это причина для салютов и криков «Ехуууу», если вы несказанно рады возможности побыть в одиночестве, то это признак того, что ваш партнер эмоционально вас уничтожает. Конечно, перерыв - это хорошо, но если вы не скучаете, когда вашего партнера нет рядом, то смысл ваших отношений пора обдумать.

4. Партнер не наполняет тебя эмоционально

Самый простой способ понять, забирает ли ваш партнер всю вашу энергию - это погрузиться в то, что вы чувствуете, когда проводите время вместе. В большинстве случаев мы привыкли не замечать, как мы ощущаем себя момент за моментом, однако, важное складывается из мелочей. Сообщение, которое ваш партнер отправил вам, или совместный поход куда-то - все это вызывает чувства, которые помогут вам определиться с тем, как ваш партнер влияет на ваши эмоции.

С течением времени дни, которые были для тебя особенными, станут рутиной и больше не будут вызывать тех бабочек в животе. Но стоит спросить себя, заставляет ли этот факт чувствовать себя опустошенной эмоционально? Ты действительно откладываешь ответ на звонки и сообщения или избегаешь совместного досуга? Даже самый короткий ответ или фраза могут показать, как ваши отношения влияют на твое эмоциональное состояние. Отвечая себе на эти вопросы и анализируя свои чувства, ты сможешь понять, наполняют ли тебя положительные эмоции, когда вы вместе. Если ты чувствуешь, что опустошена, доверься этому звонку и поговори со своим партнером.

5. Тебе нужно время, чтобы отдохнуть от свидания

Вы рядом с энергетическим вампиром, если вы чувствуете себя физически истощенной.

Так говорит консультант по межличностным отношениям доктор Дженифер Родес.

Эмоционально чувствительные люди обычно не сразу замечают признаки того, что из них кто-то высасывает силы. Если у вас только что закончилось свидание, а вы чувствуете себя изнуренной, обдумайте все. Как вы обычно проводите день и почему вам нужны целые выходные, чтобы восстановить силы? Постарайтесь разобраться, кто именно забирает вашу энергию. Если это ваш партнер, стоит задуматься над переменами.

6. Тебе всегда кажется, что партнер требует слишком много

Если ты эмоционально перегружена запросами своего партнера и чувствуешь, что это уже слишком, то стоит заметить, дело здесь не только в нем. Возможно, в его стиле поведения нет ничего предосудительного, просто твоя реакция не совпадает с его. Что нормально для одного, может быть чересчур для другого. Постоянно конфликтовать из-за этих недопониманий - еще один признак того, что ты эмоционально вымотана. У всех есть свой лимит и границы личного комфорта, стоит их учитывать, если вы хотите быть вместе.

7. Беседы изматывают тебя

Если ты устаешь от бесед со своим партнером, то будь уверена, это точно говорит об эмоциональной опустошенности, причиной которой может быть твой партнер.

Эксперт по отношениям Ноа Ван Хокман говорит следующее:

Все может начаться с ощущения усталости, а затем перерасти в раздражение. Возможно, вы действительно просто устали, но если такая ситуация повторяется регулярно, то скоро вас будут беспокоить любые мелочи. Если после каждого спора вам хочется сказать: «Не важно», - а затем уйти, хлопнув дверью, то вы точно имеете дело с энергетическим вампиром.

8. Тебе кажется, что ты эмоционально зависишь от партнера

Если ты чувствуешь, что каждый раз, когда ты просишь поддержки у своего партнера или просто делишься своими чувствами, отношения начинают трещать, значит, не исключена возможность, что именно твой партнер использует твою энергию. Лайф-коуч Кали Роджерс пишет:

Нам всем необходима возможность узнавать что-то о своем партнере, делиться своими переживаниями и получать поддержку. Если ты знаешь, что хотя бы небольшая просьба о совете может вызвать взрыв, необходимо переоценить серьезность ваших отношений. Конечно, нельзя во всем полагаться на своего партнера, ведь у него есть и собственные чувства, но в трудный момент, когда вам нужна его поддержка, он должен быть рядом. Так же должны поступить и вы.

9. Твой партнер не удовлетворяет твои потребности

Если твой партнер отказывается слушать тебя, постоянно спорит, отстаивая свое мнение, то рано или поздно ты почувствуешь, что ты эмоционально измотана, а твои желания и потребности остались без внимания. Стефани Сафран основательница Stef and the city говорит:

Если вы обратили внимание на факт, что в отношениях вы большую часть слушаете, а вас нет, необходимо задуматься, стоят ли отношения того. Отношения похожи на двустороннее движение, где вы даете и получаете, а если вы не чувствуете этого, то значит, вы уже эмоционально опустошены.

Эмоциональное опустошение - это очень серьезная вещь, которая может привести к депрессии. Люди, вступившие в отношения, должны понимать: чем дальше они заходят, тем крепче должна становиться их эмоциональная связь, а это большая работа. Желание выслушать, прийти на помощь, поддержать и порадовать - это не только мужская прерогатива, но и естественная потребность быть рядом с партнером и сохранить отношения. Если границы, установленные в паре для каждого их партнеров регулярно нарушаются, конечно, это не повод для расставания, но это стимул для разговора «по душам». Люди бывают разные, кто-то много дает, а кто-то не умеет давать вовсе, нужно искать компромисс. Но если ты понимаешь, что твои отношения — одна большая жертва и источник постоянного стресса, обдумай хорошо, почему так вышло и прими меры.

Одно из тяжких последствий греха - опустошение души. Что такое пустота? Св. Писание, касаясь этой темы, говорит о значимом и незначимом для человека, о полезном и бесполезном, о вечном и временном, говорит о душе, в которой нет места Богу.

Бывает так, что многое у человека есть, но Бога в нем нет - и все обессмысливается. Например, приобретая это многое, потерял человек совесть, утратил любовь - и вот он никому не нужен и ему не нужен никто, все стало серым, неуютным... Это на фоне «блестящего внешнего» проступают смертельные блики пустоты, ибо ничто не радует сердце без любви.

Бог так устроил сердце человека, что оно ничем не насыщается - только любовью! Человек богоподобен, вечен, и потому ничем внешним, видимым, плотским насытиться не может. Всем людям чего-то не хватает, хочется лучшего, большего, так до бесконечности, до смерти. И трагедия ее стоит не в том, что человеку все мало, а в том, что он толком не знает, что же ему нужно. Многие с уверенностью заявляют, что они знают, чего хотят, но жизнь убеждает, что это обольщение. Всю жизнь человек кружится и суетится, ищет и не находит, берет и бросает. Это душа чувствует голод, что человек не всегда может понять.

Все знают, что является пищей для тела. А что есть пища для души? Но если жажда есть, значит, должно существовать и то, чем она удовлетворяется. Что же это такое Писание на веру (в беспредельных возможностях иначе невозможно) раскрывает эту тайну через понятие «Бог - край всех желаний».

Если же человек не верит в Бога, то он начинает реализовывать себя в другом. Пытается заполнить свою жизнь тем, что ему понятно, что предлагает мир. И начинаются блуждания человека в поисках земных радостей, которые всегда заканчиваются разочарованием, ибо он начинает уставать от желаний, ощущает растерянность от их бессмысленности. Силы души истаивают, жизнь проходит, и все в ней - пустота.

Никакая земная радость не может заменить Бога. Для души нужна духовная пища, душа жаждет любви Божией, она для нее и создана, и, если эта жажда не утоляется, душа начинает мучиться, задыхаться. И чем настойчивее человек стремится устроить свою жизнь без Бога, чем упорнее он ищет радости помимо Него, тем сильнее переживает бессмысленность жизни, ее пустоту.

Подобно тому, как чувство одиночества сильнее переживается в большом городе, где много людей, но никому нет дела до тебя, так и пустота души глубже переживается на фоне материального достатка, когда у человека всего много.

Нужно заметить, что умные люди никогда не стремились к роскоши, любит ее «пустота». Само наличие «многого» есть грозный признак пустоты, так как стяжание есть не что иное, как попытка заменить главное второстепенным. Но проходит время обольщения, и страсти уже не радуют, зияющая пустота становится постоянным ощущением человека.

«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). Бог - человек - жизнь - это так просто и ясно для верующего человека. Бог для него все - альфа и омега, начало и конец.

Человеку немного нужно на земле, потому что он не от мира. Жизнь на земле - дорога, по которой он возвращается в свое Отечество, к Богу. Почему-то многие хотят жить на дороге, хотя это невозможно, никто на ней не остается, - Божий порядок в этом соблюдается неукоснительно. К чрезмерному довольству стрем тся люди, забывающие, что они в пути, не задумывающиеся над тем, что «все проходит». Они пытаются в своем сознании изменить значение вещей, но вещи, естественно, остаются в своем значении, а вот смысл существования человека, с точки зрения вечных законов бытия, полностью искажается. И тогда ум перестает быть умным. Утрачивая Бога, он теряет опору, т. е. обессмысливается, проваливается в пустоту. Ум без смысла - «живой труп», это страшное присутствие жизни в недрах смерти.

Жизнь - такой дивный подарок Бога - становится человеку в тягость.

Объясняется это тем, что пустота не только отсутствие Бога, пустота - нечто большее, это присутствие князя мерзости, духа лжи, духа сомнения и отрицания, мятежного духа, тоскующего по беспредметной свободе. Дело в том, что когда человек стремится насытить свое сердце земными радостями, то в погоне за ними он часто пренебрегает совестью и разумностью, ибо мир ничего не дает просто так. Но снятие совестных и разумных преград открывает доступ к его душе князю мерзости, «человекоубийцу искони».

И вот тогда начинается томление бессмысленностью жизни, возникает ощущение одиночества, переходящее в тоскливость. Жуткое зрелище, когда человек, имея все жизни, заблудившись в своих желаниях и опустошив душу страстями, уходит из жизни, подчас, как видится со стороны, из-за пустяков. И сегодняшняя свобода - это ненасытимое желание видимостей, разрушающих душу. Человек поставлен перед зияющей бездной пустоты, перед открытой пастью ада, где происходит полное перерождение ума и наступает безумие.

Сейчас многие с вожделением смотрят на Запад, как люди там умеют «жить», не вдумываясь в то, что радости мира сего - лишь временное забвение, что они никогда не снимают «вечных» вопросов и порождаемых ими «вечных» проблем, которых никто не избежит. Некоторые стараются копнуть глубже и полностью отдают себя во власть страстей и противоестественных наслаждений. Но и тогда ничего не разрешается, а человек опускается в еще большую пустоту. Пустота жизни на «благополучном» Западе ощущается ярче, ее смертельные блики там заметнее.

Запад довел лукавство до возможного предела, он с Богом живет без Бога, т. е. и Бога признает, и бесам поклоняется, считая это высшей разумностью, каковой стремится «осчастливить» и нас. И этот страшный опыт жизни с «двойным нравственным стандартом» сопровождается массовой гибелью душ из-за запутанности и омраченности знания, из-за привнесения в жизнь разрушающих бесовских начал.

Православие - это всегда однозначность, это честное отношение к себе и к Богу в любых, даже самых трудных, обстоятельствах. И поэтому чувство отчаяния, безысходности чуждо верующему человеку, ибо у него самая жуткая перспектива растворяется надеждой. В этом и состоит животворность Православной веры, когда невидимый Бог посредством исполнения надежды делается видимым.

Вера в Бога, живая и мудрая, есть преодоление пустоты. Бога искали в пустыне, в скудости; Бога искали в отсутствии мирского шума, почестей и славы.

Христос пришел на землю «...и не было в Нем ни вида, ни величия» (Ис. 53, 2). Он отверг все, чтобы приобрести человека, и человек не должен привязываться сердцем ни к чему, чтобы обрести Бога.

Все в мире ничего не значит, кроме этих двух величин - Бог и человек; все иррационально, все условно, все относительно, все - пустота. Только в Боге человек становится значимым, и все в мире становится значимым только через человека, опирающегося на Бога.

Опустошённость - это когда чувствуешь себя лишённым чего-то очень важного. Особенно остро я ощущал опустошенность, когда переставал употреблять наркотики.

Я не хочу проживать это чувство, потому что чувствую себя уязвлённым и обделённым. И считаю, что это чувство очень сильно влияло на то, что я снова начинал употреблять.

Пытаюсь убежать от этого чувства, я старался заглушить его какими-то материальными ценностями, приобретением нужных и ценных вещей, одежды. Но это действия не давали удовлетворения.

Проживать это чувство не хочу, но буду стараться прожить его с помощью других, интересных мне людей. Мне кажется, что это тоже своего рода побег, который на время даёт ощущение некой наполненности.

Опустошённость - это когда всё происходящее вдруг перестает иметь значение. Мыслей и чувств нет, есть внутренняя тишина, которая может вылиться как в отчаяние и депрессию, так и в бурную фанатичную деятельность. Или ни во что не вылиться, а просто пройти.

Хочу проживать это чувство время от времени ибо думаю, что оно продуктивно и способствует трезвому отношению к жизни. Сам факт отстраненности и внутренней тишины полезен для меня.

Я вижу опасность для себя в том, что из этого чувства можно незаметно соскользнуть туда, куда мне совсем не хочется (апатия, тоска, отрицание, неприятие себя).

В опустошенности я расслабляюсь и получаю удовольствие. Частично от жалости к себе, частично от сознания того, что все уже не важно.

Пример: я решил покончить с собой, все продумал и рассчитал. Мой план приобрел законченность и достижимую цель. В тот момент я погрузился в опустошенность как мягкий матрац и расслабился. И через какое-то время передумал.

Если люди не имеют значения, то смысл в признаниях отпадает. Признаться себе в опустошенности? Думаю, что да. Я, как правило, понимаю, что в это время со мной происходит. Я не хочу идти на поводу у своих чувств. Не хочу совершать поспешные действия. Хочу понимать, что со мной происходит и чем это вызвано. И я не хочу проживать чувства в одиночестве.

Опустошённость - это грусть по поводу былого, произошедшего, давно прожитого.

Иногда мне нравится проживать это чувство.

Бывает, порой грусть может нахлынуть неожиданно без особых видимых причин.

Это такое чувство, которое не глушу и не убегаю от него, это чувство о котором я с лёгкостью говорю и люблю говорить.

Да, признаюсь. Редкий случай. Задумавшись сейчас, понимаю, что как проживаю сегодня, так и надо проживать, то бишь не хочу ничего менять.

Обычно я чувствую опустошённость, когда меня обманули или воспользовались личной информацией обо мне без разрешения. Это чувство во мне проявляется как недоверие к людям, осторожность, депрессивные состояния, например, становлюсь более замкнутым.

Опустошённость испытываю очень редко.

Не хочу проживать это чувство, что связано с моим желанием доверять людям. И мне очень неприятно и обидно когда со мной происходят ситуации, вызывающие опустошённость.

Я не убегаю и не глушу это чувство. Просто проговариваю всё, отчего испытываю досаду, и живу дальше.

Считаю, что для того, чтобы лучшим способом по-новому проживать чувство опустошённости, нужно его проговаривать. Доверять людям можно, просто нужно быть аккуратнее.

Если бы меня спросили, как я себя чувствую, я бы сказала: как коробка, которую

вывернули наизнанку. И коробка сама удивилась, какая она пустая внутри.

Грейс Маклин. Самая прекрасная земля на свете

Это сколько же надо свечей внести
Под глухие беззвездные выси,
Чтоб в пустой равнодушной ничейности
Шевельнулись какие-то мысли…

Владислав Крапивин. Семь фунтов брамсельного ветра

Опустошенность как качество личности – склонность периодически находиться в состоянии, выраженном в ощущении бедности чувств и желаний, утраты нравственных сил и богатства духовного содержания, в неспособности к активной, творческой жизни.

Мне кажется, что я беру от жизни все и даже больше: путешествую, общаюсь с разными людьми, покупаю, что хочу… Но моя жизнь кажется какой-то пустой… Кажется, что чего-то не хватает… Иногда такая тоска находит, что жить не хочется… — жаловался один друг другому, — что бы отвлечься от этого, я пытаюсь себя хоть развлечь… Какой-то замкнутый круг получается… — Душе не хватает Бога, и эту пустоту может заполнить только Он, — ответил друг. — Я не хочу становиться христианином. Это скучно. — А жить с пустотой в душе весело?

Опустошенность – это казнь самого себя за сделанное непотребство. От плохих поступков всегда становится плохо. Всегда навещает опустошенность и боль. Опустошенность своего рода сигнал для человека о том, что он сделал что-то не так, не по совести, вопреки своим нравственным критериям. Опустошенность в этом контексте проявляется в одной связке с совестливостью и чувством вины.

Стоит человеку допустить перебор в удовлетворении своих ненасытных чувств, как появляется опустошенность. Если выпил хорошо — значит, утром плохо. Если утром хорошо – значит, выпил плохо. Запой обычно заканчивается опустошенностью и депрессией. Аналогичная картина с наркотиками. Пока нюхал – кайфовал, когда настало время выходить из состояния эйфории, приходит депресняк и опустошенность. А всё потому, что не было подлинного вкуса счастья.

Опустошенность – это результат оторванности от того, что для тебя важно. Суррогат счастья всегда выходит боком. Человек теряет энтузиазм и убежденность. То, во что вчера еще сильно верил, в состоянии опустошенности кажется утопией и химерой. Место энергичности и инициативности занимает чувство безжизненности, скуки и отсутствие глубины переживаний. В опустошенности человек ощущает себя ущербным, неспособным любить и заботиться о других, безразличие и равнодушие темным покрывалом закрывают его душу.

Поэт Евгений Евтушенко, поднимая проблему опустошенности, пишет:

Есть пустота от смерти чувств
и от потери горизонта,
когда глядишь на горе сонно
и сонно радостям ты чужд.
Опустошенность – сестра пустословия. Когда человек убивает время в пустых разговорах, он, вдобавок к этому, попусту расходует массу энергии. К примеру, студентке нужно готовиться к экзамену, но на беду она встретила в коридоре общежития приятельницу, и они «кратенько», в течение двух часов посудачили. Придя к себе в комнату, студентка с удивлением обнаруживает, что ничего не соображает и никак не может преодолеть первую страницу учебника. А всё потому, что общение с пустословом забрало энергию ума, человек чувствует опустошенность. Вроде ни о чем плохом не говорили, а внутри пусто. Пустословие – это гость без подарка, это вор вашего времени и энергии ума, это причина вашей опустошенности. Ссоры и конфликты, как и пустословие, тоже вызывают опустошенное состояние. Опустошенность — это не только опустошенное сердце и ощущение душевной пустоты, но и чисто физиологические ощущения. Человек чувствует слабость, подташнивание, у него постепенно накапливается усталость и разочарование.

Опустошенность – следствие перехода через свой нравственный Рубикон. Когда человек переходит через невидимую черту, разделяющую его жизнь на части – до, когда я был хорошим, и после того, когда я стал плохим, приходит опустошенность. Например, человек проявляет жестокость и в какой-то момент что-то внутри (разум или совесть) говорит ему: «Так делать нельзя. Если ты войдёшь в эти двери – назад вернуться уже не сможешь. Сейчас тот момент, когда ты проходишь точку невозврата. Сейчас ты еще можешь считать себя порядочным человеком, а через какую-то минуту ты станешь негодяем и подлецом». Большинство людей останавливаются и навсегда запоминают этот жизненный эпизод. Если человек радикально обрушивает свои нравственные ограничения, он взламывает себя, приходит потом в ужас от содеянного и чувствует себя опустошенным. Женщина, которую обстоятельства жизни толкнули на панель, после первого раза чувствует себя взломанной, вывернутой наизнанку, полностью опустошенной.

Человек проживает жизнь, но зачастую так и не задает себе вопросы: «Кто я? Откуда я? Куда иду? В чем смысл моей жизни? Что я ищу?» Такие вопросы нужно задавать. Однажды молодой Шопенгауэр шел поздним вечером через кладбище и был огорошен вопросами кладбищенского сторожа: «Кто ты? Откуда ты? Куда ты направляешься?» Философ еще долго не мог прийти в себя. Словом, бесцельность и беспутность существования порождают опустошенность.

Опустошенность – следствие жизни без пути и настоящих целей. Если человек прожил жизнь, следуя неправильным целям и служа ложным ценностям, в конце жизни он чувствует разочарование и опустошенность. К примеру, жизнь была посвящена гонке за материальными ценностями и бездумному накопительству. Духовные потребности отсутствовали. Купить счастье не удалось. В итоге, человек понимает, что жизнь прожита зря, что он никому не нужен, нужны только его деньги, отношений с близкими людьми не построил, никто его искренне не любит, «туда» забрать ничего не удастся и, в итоге, погружается в опустошенное состояние. Фальшивые, чужие цели стали свидетельством того, что он прожил жизнь в иллюзии. Это как в анекдоте: Две недели назад на черном рынке появились фальшивые елочные игрушки. С виду они совсем как настоящие — только радости от них никакой.

Опустошенность – это бесплодная пустыня в душе. Враг опустошенности – вера. Вера – это связь. Когда у человека чистое сознание, когда у него установлена прочная связь с тем, кому или во что он верит, к нему никогда не постучится незваная гостья – опустошенность. Если она все-таки ворвалась в душу, не жди подмоги, начни с себя. Потерпев фиаско в любви, многие, следуя принципу «Лекарство от любви – другая любовь», бросаются в поиски новых отношений. Но когда в сердце ноль, трудно приставить к нему единицу. Робин Норвуд пишет: «Поиск должен начинаться с себя. Ничья любовь не сможет удовлетворить нас, если мы не любим себя, поскольку, отправляясь на поиски любви с пустотой внутри, мы находим лишь новую пустоту». С. Томас вторит ему: «Если построить что-то на пустоте, рано или поздно оно обрушится». Словом, когда пресыщаются чувства, когда всё материальное становится постылым, приходит чувство опустошенности.

Опустошенность – это зима в душе. Поэтесса Катерина Андриенко пишет:

Где нет волов, там, в яслях пусто,
Где нет любви, там дом немой,
Там бродит в лабиринтах грусти
И сон ночной.

Где нет углей, очаг не греет,
Где нет огня - сплошная тьма,
Когда и искорка не тлеет,
В душе зима.

Петр Ковалев