Равноапостольный князь владимир великий. Князь Владимир: житие, иконы, молитвы

Недолго братья ладили между собою. Случилось раз, что Олег Древлянский на охоте убил Люта, сына престарелого Свенельда, главного советника Ярополка. Озлобленный отец стал подбивать своего князя к войне: «Пойди на брата твоего Олега и отними у него волость».

Тот послушался, начал войну с братом и победил его. Олег во время битвы погиб: он упал в ров с моста, на котором теснились его бегущие воины. Тело его потом едва могли найти под грудою мертвых. Горько плакал Ярополк: он вовсе не хотел смерти своего брата. Узнал о печальном событии младший из братьев – Владимир, князь новгородский, и поспешил с дядею Добрынею, руководителем своим, к варягам , чтобы набрать там войско и отомстить старшему брату за смерть Олега, как требовал обычай. Ярополк присоединил Новгород к своим владениям; но Владимир скоро вернулся из-за моря с хорошею ратью, занял снова свой удел, завоевал Полоцк, умертвил князя полоцкого Рогвольда и двух сыновей его, женился на дочери его Рогнеде, невесте Ярополка, против ее воли; затем двинулся на Киев. У Ярополка войска было немного, но он сначала оборонялся, а потом, по совету своего вероломного боярина, сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина поразили мечами Ярополка в то время, когда тот шел к нему мириться.

Снова соединилась вся Русская земля в руках одного князя. Немало пришлось Владимиру вести войн с соседями: воевал он с поляками и отнял у них несколько городов (часть нынешней Галиции), два раза ходил на вятичей, которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; овладел землею хищного племени ятвягов, западных соседей Русской земли, живших по верховьям Немана; ходил и на волжских болгар и победил их.

Услышал это князь и велел исковать им серебряные ложки. «Серебром и золотом не найду я храброй дружины, – сказал он, – а с удалою дружиной найду серебро и золото».

Понимал Владимир, что без храброй и сильной дружины и власти бы у него было немного: у соседей добычи ему не промыслить бы, да и с народа своего не собрать бы дани. Понимал все это князь и высоко ценил дружину, жил с нею душа в душу.

Ласковый к дружине, склонный к веселым пирам и разгулу, Владимир был сначала плохим семьянином: он был многоженец. Тогда было в обычае держать по нескольку жен; у Владимира же их было несколько сот. Вот что говорит предание об одной из жен его, Рогнеде. Жила она с маленьким сыном Изяславом близ Киева, в своем тереме. Давно уже Владимир не видался с нею, и она горевала, что он позабыл ее для других. Раз, возвращаясь с охоты, он случайно заехал к ней. Задумала она из ревности убить его. Когда он уснул, она взяла нож и хотела уже поразить его; но он внезапно проснулся и успел схватить ее за руку.

– Полюбила я тебя, – сказала Рогнеда, – хоть ты убил и отца моего, и мать, и братьев; но теперь ты охладел и ко мне, и к младенцу моему.

Владимир решился сам казнить Рогнеду за преступный замысел. Он велел ей одеться в княжеское платье, как была она одета в день свадьбы, сесть на богато убранном ложе и ждать его. Вошел он с мечом, но вдруг явился маленький Изяслав и сказал: «Отец, ты не один здесь!» (Так сделать научила его мать.) Владимир не решился при сыне убить мать; он велел позвать своих бояр, рассказал им все как было и просил у них совета. Бояре посоветовали ему пощадить мать ради сына; Владимир послушался их и даже дал Изяславу с матерью Полоцкую область во владение.

Владимир был сначала очень ревностным язычником : с первых лет своего княжения стал он ставить в Киеве на видных местах, на холмах, кумиров, или идолов (т. е. изображение языческих божеств). Идол главного бога Перуна был сделан из дерева, голова серебряная, а усы золотые. Поставили также кумиры Даждьбога , Стрибога и других. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения; приносили иногда в жертву даже людей.

Вот какой случай рассказывает наш летописец. После удачного похода на ятвягов старцы и бояре сказали:

– Бросим жеребей на юношей и девиц; на кого падет он, того и принесем в жертву богам.

Жребий пал на сына одного варяга, христианина, жившего в Киеве. Посланы были люди взять обреченного на жертву отрока. Отец его стал противиться.

– Ваши боги – дерево, – говорил он, – сегодня стоят, а завтра сгниют; они не едят, не пьют; они сделаны руками людей. Есть единый истинный Бог, которого почитают греки, который сотворил землю и звезды, луну и солнце; Он сотворил и человека. Ваши же боги что сотворили? Они сами деланные! Не дам сына своего бесам!

Народ рассвирепел, толпами, с оружием в руках, ринулся на двор варяга, разметал забор. Несчастный отец стоял на крыльце своего дома и заслонял сына.

– Отдай сына твоего в жертву богам! – кричал ему народ.

– Если они боги, то пусть пошлют одного из среды своей, пусть он возьмет у меня сына моего, а вы зачем требуете?

Язычники в ярости с дикими криками бросились на жилище несчастного варяга, подрубили сени, на которых стоял отец с сыном, и оба они погибли.

Это были первые и последние мученики-христиане в Киеве (Федор и Иоанн).

Сказание об испытании вер

Видеть такие случаи и слышать такие речи приходилось Владимиру, вероятно, не раз. В Киеве жило много христиан , было немало их и в дружине. Владимир Красное Солнышко при его уме легко мог задуматься о том, где же истина, – в том ли язычестве, которому он сначала ревностно служил, или в христианстве.

Нетрудно было умному князю почувствовать высоту христианского учения сравнительно с грубым язычеством, – и стал он колебаться в своей вере. Об этом, конечно, проведали и в соседних странах. В Киеве, как в торговом городе, сходились купцы со всех сторон; они разносили молву по своим землям обо всем, что видели и слышали. Стали пытаться соседние народы обратить Владимира в свою веру: каждому из них хотелось сделать такого сильного князя своим единоверцем. Вот как передает наш летописец сказание об этом. В 986 г. пришли из земли болгар магометане к Владимиру и сказали ему:

– Ты – князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету .

– Какая же ваша вера? – спросил Владимир.

– Веруем мы в единого Бога, – отвечали болгары, – а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить.

Затем рассказали о рае, где люди, исполнявшие закон Магометов, будут вечно наслаждаться. Рассказ о будущей жизни пришелся Владимиру по душе, но запрет есть свинину и особенно пить вино совсем не понравился.

– Руси веселье есть питье, не можем без него быть! – сказал он.

Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы (римского патриарха). Владимир выслушал их и отпустил ни с чем.

– Отцы наши не принимали вашего закона, – сухо сказал он им.

Владимир-христианин

Владимир, по словам летописца, совсем переменился после крещения. Из князя жестокосердного и разгульного он стал кротким, человеколюбивым и умеренным: он не хотел даже казнить смертью разбойников; сами епископы стали убеждать его строже карать преступников.

Владимир Красное Солнышко высказывал большую охоту строить церкви и украшать их; пожелал он построить во имя Богоматери храм в Киеве, подобный Корсунскому. Семь лет трудились греческие мастера над постройкой церкви; соорудили ее на том месте, где пролита была кровь христиан-варягов. Владимир отдал в эту церковь все, что привез из Корсуня: иконы, сосуды, кресты и определил на содержание ее десятую часть доходов от всего имения и городов своих, потому и назвали ее Десятинной церковью.

Склонность к войне у него после принятия христианства видимо ослабела: больших походов на соседей он уже не предпринимал; только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу. Владимир еще в начале своего княжения построил много городов по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне для обороны своей земли со стороны степей. Но все-таки орды печенегов, кочевавших в привольных южных степях, то и дело врывались в Русскую землю и беспощадно опустошали ее.

Вот что говорит предание об одной войне с печенегами. Русские встретились с ними на реке Трубеже. Наши стояли по одну сторону реки, печенеги – по другую; ни те ни другие не решались перейти реку. Тогда подъехал к берегу печенежский князь и предложил Владимиру кончить дело единоборством.

– Выставим – ты своего воина, а я своего, пусть сразятся, – сказал он. – Если твой одолеет моего, то мы не будем воевать три года; если же мой победит, то мы будем три года опустошать твою землю.

Послал Владимир бирючей (вестников) по войску клич кликать: «Нет ли охотника на поединок с печенегом?» Никто не отозвался. Закручинился князь…

Но вот приходит к нему один старый воин и говорит:

– Князь, вышел я на войну с четырьмя сыновьями, а есть у меня меньшой сын дома. С самого детства никто не мог его одолеть. Раз я забранил его – а мял он в ту пору воловью кожу, – осерчал он на меня и в досаде разорвал кожу руками.

Обрадовался князь, услышав о таком силаче, послал за ним и рассказал ему, в чем дело.

– Не знаю, – сказал тот, – смогу ли… Пусть сперва испытают мою силу. Нет ли большого и сильного быка?

Привели огромного быка. Разъярили раскаленным железом, и рассвирепевшее животное помчалось в бешенстве мимо силача; тот изловчился, ухватил быка за бок и вырвал у него куски мяса с кожею, сколько захватила рука.

– Ты можешь бороться с печенегом, – сказал Владимир.

На другой день произошло единоборство. Выступили оба борца друг против друга. Печенежский богатырь был громадного роста и страшен на вид. Вышел и русский боец. Печенег-великан, завидев его, стал смеяться над его небольшим ростом. Размерили место между обоими войсками.

Началась борьба. Крепко обхватили бойцы друг друга; русский силач задавил печенега руками и ударил его мертвого оземь. Радостный крик вырвался у русских, а печенеги бежали. Русские гнались за ними, рубили их и далеко загнали их в степи. Рад был Владимир победе и тут же на месте борьбы, по преданию, заложил город и назвал его Переяславль . (Назван так город, объясняет летописец, потому, что русский боец переял славу у печенежского витязя.)

Три года спустя печенеги снова напали на Русскую землю. Владимир не успел собрать много ратной силы, вышел с небольшим отрядом. Враги одолели, князь едва спасся от плена. Через два года после этого степные хищники сделали новый набег. Эти беспрестанные нападения заставили Владимира подумать об укреплении границ со стороны степей, с юга и востока. Он велел строить новые города по южным окраинам Русской земли.

Много пришлось потрудиться княжей дружине , отражая врагов. Любил Владимир Красное Солнышко своих дружинников, всегда советовался с ними о военных делах и о мирных.

Памятник князю Владимиру в Севастополе

Был он щедр: ничего не жалел для них, тешил их часто веселыми пирами; не забывал при этом и меньшую братию. Слова Евангелия: «Блажен милостивии, яко тии помиловании будут» и «Продайте имения ваши и дадите нищим» – глубоко запали ему в сердце. Приказывал он всякому нищему, всякому убогому приходить на княжий двор и брать все нужное из княжеских запасов: питье, пищу; раздавались и куны (деньги). Мало того. «Немощные и больные не могут дойти до двора моего», – сказал он и велел возить по городу на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Княжьи люди останавливались у дворов и спрашивали: «Где здесь больные и нищие, что ходить не могут?» – и щедро оделяли их всем нужным. Кроме больших праздников, каждую неделю по воскресным дням устраивались в княжеской гриднице пиры: бояре, все дружинники, старшие и младшие, и лучшие люди из горожан собирались сюда и пировали при князе и без него.

28 июля - день поминовения князя Владимира Святославича Ясное Солнышко. Вверху вы видите на фотографии памятник князю Владимиру (и святителю Фёдору) в городе Владимире.

Этот князь известен в истории как "креститель Руси".
Заслуженно ли носит князь такую славу?
Если строго придираться к словам - не совсем.
Христианкой была ещё бабушка Владимира - княгиня Ольга. И если она свободно, открыто приняла христианство - это само по себе свидетельствует о том, что к тому времени христианство было широко распространено среди русского народа.
Например, давайте представим себе, что где-нибудь в Афганистане или Пакистане местный президент в наши дни, в XXI веке, осмелился открыто перейти в христианство. Как вы думаете - долго ли после этого он пробудет у власти?..
А вот в Южной Корее был одно время президент-христианин.
Потому что Южная Корея, в отличие от Афганистана или Пакистана, хоть в целом и не христианская страна, но сильно христианизированная.
Так вот Русь во времена княгини Ольги, бабушки Владимира, была настолько сильно христианизирована, что княгиня совершенно спокойно и открыто стала христианкой - без каких-либо негативных последствий для себя.
Правда, сын Ольги и отец Владимира, князь Святослав - христианином не был.
Но он не был и антихристианином. В его дружине было примерно поровну христиан и язычников - и князя это ни в малейшей степени не волновало. Его просто не интересовали такие вопросы. У него было другое увлечение: постоянная война, неважно с кем.

Но тут невольно напрашивается вопрос - а откуда же пришло христианство на Русь?

Для того, чтобы получить на этот вопрос исчерпывающий ответ, давайте перенесёмся во времена Иисуса Христа.

Очень часто можно услышать версию о том, что первыми христианами были евреи, и само по себе христианство как таковое поначалу было всего лишь иудейской сектой.
Это - ПОЛНАЯ ЧУШЬ!

Сам Иисус Христос был действительно по рождению евреем.
Однако, ещё когда он был грудным младенцем, его родители вместе с ребёнком бежали в Египет.
Ниже вы видите картину художника Джентиле да Фабриано "Бегство в Египет".
А здесь - картина Рембрандта "Бегство в Египет".

Ниже - картина Эдвина Лонга "Святое семейство в Фивах". Фивы - это город в древнем Египте.

Позже, когда опасность миновала - родители решили вернуться. Но не на родину, а в соседнюю Галилею.
Галилея - это древняя область, расположенная на стыке современных Израиля, Ливана, Иордании и Сирии.
Во времена Христа там жили галилеяне - народ, родственный евреям. То есть - семиты.
Это не означает, что они были евреями.
В наше время существуют народы, родственные евреям (народы семитской группы) - например арабы, эфиопы, ассирийцы, мальтийцы. Все они исповедуют разные религии и относятся друг к другу либо с неприязнью, либо с ненавистью.
А русские, например, родственны чехам и полякам. При этом многие чехи относятся к русским с неприязнью, а поляки (кроме живущих в Литве) - с ненавистью.
Так что родственная близость наций сама по себе ещё мало что значит.
Известно, что язык галилеян заметно отличался от языка евреев (хотя, в принципе, они понимали друг друга).
Кроме того - галилеяне совершенно свободно употребляли в пищу свинину (вещь непредставимая в среде евреев той эпохи), и у них на полях паслись под присмотром пастухов целые стада свиней.
Хотя время от времени галилеяне ходили в качестве паломников в еврейский Иерусалим.
Ну так ведь и русские сегодня совершают паломнические поездки в тот же Иерусалим либо на Афон.
И дагестанцы с татарами совершают паломнические поездки в Мекку.
Ну и что?
Дагестанцы и татары не превращаются при этом в арабов, а русские не превращаются в евреев или в греков.

Итак, родители Иисуса Христа вместе с сыном поселились среди галилеян. Там и жил Иисус Христос всю свою сознательную жизнь среди этого народа.
И когда он начал своё служение, свои проповеди - все его ученики кроме Иуды Искариота были галилеянами.
Только один Иуда Искариот был евреем и при этом оказался предателем.

НИКОГДА, ни одной минуты, евреи не воспринимали христиан как своих.
Никогда, ни одной минуты - христианство не было иудейской сектой.
Да - Иисус Христос пытался нести свет своего учения евреям. Но они отвергли его учение.
Да - Иисус Христос был по рождению евреем. Но евреи не только не признали его своим, но и потребовали от римлян его казни. Так что, как говорится - в расчёте...

Позже, уже после распятия Христа, к апостолам примкнул еврей по имени Савл, который стал известен в истории под именем апостола Павла.
Но это особый, исключительный случай. По дороге в Дамаск, Савл (Павел) был поражён ударом и на некоторое время ослеп. В этот период, пока он был слепым, ему явился Господь и призвал его на служение.
Ниже вы видите картину Караваджо "Обращение Савла по дороге в Дамаск".

Савл (Павел) был очень образованным человеком, который родился за пределами Иудеи и имел римское гражданство. Именно такой человек был необходим первым христианам для того, чтобы проповедовать в Европе, находившейся в составе Римской империи. Остальным ученикам Христа, не столь грамотным и не имевшим римского гражданства - было бы неизмеримо труднее справиться с подобной задачей.
Когда после своего обращения Павел открыто признал в Иерусалиме, что он последователь Иисуса - евреи чуть не разорвали его. Он был спасён от смерти римлянами как римский гражданин.
Так что говорить о какой-то первоначальной терпимости евреев к христианам не приходится.
Первыми христианами, повторюсь, были галилеяне.

Итак - апостол Павел (отчасти совместно с Петром) проповедовал в Европе.
Апостол Матфей проповедовал в Эфиопии.
Апостол Фома добрался до Индии.
Следует признать, что эти люди совершали почти невероятное, добираясь до столь отдалённых земель и обращая ко Христу значительное количество людей.
Ведь Эфиопия в результате действий апостола Матфея стала единственной Православной (точнее - почти Православной) страной Африки, единственным государством на континенте, которое сохранило независимость и не стало ничьей колонией, единственной страной Африки, которой христианство принесли не колонизаторы.
И в Индии в результате действий апостола Фомы появилось довольно много христиан в тех местностях, где он проповедовал.

Но самым первым учеником Христа был апостол Андрей, брат апостола Петра.
Именно поэтому в истории этот апостол известен под прозвищем "первозванный".
Андрей был простым рыбаком, который жил на берегу Галилейского моря (так в те времена называли Тивериадское, или по-другому Геннисаретское озеро). Этот человек с детских лет был привычен к плаванию на вёслах на большие расстояния.
Может быть именно поэтому он выбрал для себя путь по Днепру в славянские земли.

Днепр, впадающий в Чёрное море, был хорошо известен древним грекам задолго до рождения апостола Андрея.
Греческие купцы имели в устье этой реки свои фактории (в виде небольших крепостей) и временами совершали далёкие поездки вверх по реке для торговли с обитавшими по берегам реки и её притоков племенами.
От них Андрей мог получить первичную необходимую информацию.

Именно этот апостол, Андрей Первозванный, первым принёс свет христианского учения на русскую землю.
Он прошёл через славянские земли от Чёрного моря до Ладожского озера.
Если вы возьмёте географическую карту и внимательно на неё посмотрите, то поймёте, что для человека, привыкшего ходить на вёслах на серьёзные расстояния - в подобном путешествии нет ничего сверхъестественного.
Такие реки как Днепр, Волга, Западная Двина, и ряд других - берут начало с одной и той же Валдайской возвышенности. То есть - их истоки сходятся довольно близко друг с другом.
Если всё время идти на лодке вверх по Днепру, то в конце концов вы, в районе современного посёлка Днепровское (Смоленская область) окажетесь в районе "перемычки", которая соединяет Днепр с рекой Вазуза - которая, в свою очередь, впадает в Волгу.
Если вы затем пройдёте вверх по Волге до её истока, то окажетесь в таком месте, где меньше трёх километров будет отделять вас от реки Стабенки, которая принадлежит уже к Балтийскому бассейну. Стабенка впадает в Шебереху, Шебереха - в Полу, Пола - в Ловать, Ловать - в озеро Ильмень. Из Ильменя вытекает Волхов - который впадает в Ладожское озеро.
Современных плотин и мостов, которые могли бы всерьёз помешать сплаву - тогда не существовало.
Имея небольшую лодочку и простейшие навыки вёсельной гребли, а также будучи человеком неприхотливым и закалённым - вполне можно проделать такой путь.
Беседуя с жителями прибрежных деревень (Андрей как раз беседовал, проповедуя учение Христа) - можно ориентироваться в тех очень редких местах, где дорогу не подсказывает сама природа.

Учитывая мирный характер славян, можно, пожалуй, сказать, что Андрею, в сравнению с большинством других апостолов, досталась не самая трудная стезя.
А вот уже в "цивилизованных" краях, на территории современной Греции, он был распят в городе Патры на кресте, который имел форму буквы Х.
Поэтому русский морской флаг имеет такую же форму и именуется "андреевским".

Ниже вы видите картину Николая Ломтева "Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских".

Вот тогда-то и появились среди предков русских людей первые христиане.
Ниже - картина Перова "Первые христиане в Киеве".

Таким образом, к моменту прихода к власти князя Владимира Святославича Ясное Солнышко, русская земля была сильно христианизирована.

Что же собой представлял князь Владимир?
Легенды рисуют нам образ Владимира, пока он был язычником, самыми чёрными красками.
В чём его только ни обвиняли!
И в распутстве, и в коварстве, и в кровожадности, и во многих иных грехах. Не говоря уж того, что прижит он был отцом от рабыни...
Ниже вы видите картину Лосенко "Владимир и Рогнеда", где князь изображён в роли этакого обольстителя...

Однако, если отбросить всякую чернушную шелуху, то становится ясно, что Владимир в своих пороках ничуть не выделялся в худшую сторону по меркам языческой эпохи.
"Великим распутником" его именовал в своих записках немецкий хронист Титмар Мерзебургский. И можем ли мы этому Титмару верить на слово - ещё большой вопрос.
Был князь очень красив собой - за что и получил прозвище "Ясное Солнышко". Нетрудно догадаться, что бабы вешались на богатого и красивого князя горстями. Крайне сомнительно, что ему приходилось проявлять в этом деле насилие или коварство.
Рождение от матери-рабыни по понятиям того времени ничуть не препятствовало ему наследовать отцовский престол. Надо ведь учитывать, что рабами у князей были не какие-нибудь негры или индейцы. К сожалению - рабство было свойственно языческой Руси и как правило рабами были тоже русские люди.
Вообще, Владимир никак не отметился ни в чём таком, что шло бы вразрез с представлениями своей эпохи, и на взгляд современников ничем в плохую сторону не выделялся.

Зато князь был талантливым дипломатом и воином, серьёзно расширившим границы своего государства.
Ниже вы видите карту русского государства в эпоху княжения Владимира. Карта английская, но понять не сложно.

И самое главное (ВНИМАНИЕ!) - князь Владимир понимал то, чего в упор не понимают многие (если не все поголовно) политики современной России. А именно - Владимир осознавал, что стране нужна Её Величество государствообразующая идея, становой хребет, без которого немыслимо существование серьёзной нации.
Это сегодня я раз за разом пишу (например , или ) о том, что миром правят великие идеи, и без идеи невозможно становление государства. Более того - я не ленюсь предлагать такие идеи. Например , или .

И всё как об стенку горох.

Князь Владимир сам понимал такие вещи без подсказок с чьей бы то ни было стороны.
И вот в этом-то он на голову выше любых современных политиков.

Сначала Владимир попытался сделать то, о чём мечтают современные язычники (точнее те гаврики, которые играют в язычество, не представляя себе что это такое).
Князь попробовал создать стройную, внятную, логически обоснованную СИСТЕМУ на основе язычества.
Он даже принёс человеческие жертвы (да-да, дорогие мои - у язычников это практиковалось).
Однако, взявшись за дело как следует, Владимир убедился, что во-первых, язычество на территории Руси не представляло собой чего-то единого целого. Это было скопище верований и суеверий, очень разнившихся по местностям и ни в коей мере не представлявших собой единой системы. В каждой округе шаманили кто во что горазд. И идолов чтили сугубо по-своему.
А во-вторых, князю пришлось убедиться, что язычество находится в полном упадке и явно отступает под натиском христианства, а также ислама и иудаизма.
Будучи человеком умным, Владимир в конце концов понял, что он пытается оживить труп - да ещё при этом наделяя труп такими чертами, которые никогда ему не были свойственны.

Тогда начались долгие, тяжёлые раздумья о том, что должно стать для Руси единой государствообразующей идеей.
Князь отдавал себе отчёт в том, что он собирается принять судьбоносное решение - и поэтому не торопился, хорошенько всё обдумывая.
Он подолгу беседовал с представителями различного духовенства - с мусульманами, иудеями, католиками, Православными... Устраивал даже диспуты между ними...
И в конечном счёте сделал выбор в пользу Православия.

Ниже вы видите картину Эггинка "Великий князь Владимир выбирает веру".

На картине видны удаляющиеся с разочарованным видом католики.
Только не надо упоминать о том, что в то время католики и Православные ещё не разделились. Они ещё не порвали друг с другом окончательно, но реальное разделение возникло задолго до описываемых событий.

Владимир Ясное Солнышко был последователен до конца. Он крестился сам и решительно порвал со многими своими привычками, неуместными для христианина. В некоторых местах местная удельная знать пыталась мутить воду, настраивая народ против князя и против принятия всеобщего крещения. Ведь до неглупых людей довольно быстро дошло, что единая религия сцементирует государство в одно целое, и поэтому для удельной вольницы наступают тяжёлые времена.
Но народ нигде не пошёл за смутьянами. На Руси не возникло ничего подобного тому расколу, который произошёл несколько веков спустя после реформ патриарха Никона.
Были единичные спорадические стычки, местами пришлось нагнать на местную знать страху - но в целом Русь крестилась быстро и охотно.

Впоследствии, когда начались княжеские междоусобицы, которые усугубились нашествиями кочевников - именно Православие позволило русской земле всё-таки выстоять, оклематься, и перейти в контрнаступление.
Без Православия, принятого в качестве государствообразующей идеи - не было бы впоследствии ни Российской империи, ни современной России.

Следует отметить, что крещение Руси обросло множеством всяких фантастических мифов.
Например, считается что Владимир захватил Херсонес (крепость в Крыму, в районе современного Севастополя), потребовав в качестве выкупа за эту крепость у византийцев, во-первых, жену (одну из византийских принцесс), а во-вторых, присылки священнослужителей. Вон, дескать, дикарь какой - предпочёл силой вытребовать для себя жену и веру! Ах, какой варвар!..
Сегодня на волне эйфории, связанной с присоединением Крыма, эту ни на чём не основанную версию опять начали мусолить, причём на уровне государственной пропаганды. Мол - Крым имеет для России сакральное значение. Оттуда, дескать, к нам христианство пришло...

На самом же деле это полная чушь.
Крещение Руси произошло за три года до похода на Херсонес. Никакого отношения к процессу крещения тот поход (повторюсь - совершённый через три года после описываемых событий) ровным счётом не имел.
На Руси ещё до официального признания Православия государственной религией хватало христиан и христианских священнослужителей. Повторюсь - христианкой была ещё бабушка Владимира, княгиня Ольга.
Никто священнослужителей силой, под страхом оружия, на русскую землю не призывал - их на Руси и так хватало.
Русские той эпохи были одним из самых цивилизованных народов мира. Им и в голову не приходило заниматься разными глупостями.

Со своей стороны, современная украинская пропаганда нередко внушает своим гражданам мысль о том, что "УКРАИНСКИЙ" князь Владимир крестил когда-то Русь.

Это тоже чушь несусветная.
Украинской нации в те времена просто-напросто не существовало - как не существовало, например, американцев, бразильцев, мексиканцев или аргентинцев.
Все вышеупомянутые нации начали зарождаться много веков спустя в результате смешения различных этносов.
P.S. Все иллюстрации позаимствованы из различных разделов ВИКИПЕДИИ .

Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.

Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 - 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши.

Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.

Новгород

Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.


В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.


Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.


Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

Князь Киевский

Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.


Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).


Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.

Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.


Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга.

Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.

Личная жизнь

Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру . Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда. Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь. Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.


Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира. По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников. Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.

Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви.


Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон.

При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.


Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.

Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

Вражда между сыновьями

Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава.


Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость.

Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон.


Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

Память

За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм.


Памятник Владимиру Святославичу в Москве

4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.

При рождении он получил имя Владимир , при крещении — Василий , народные предания называют его Красным солнышком. В историю правитель россии вошёл как равноапостольный князь Владимир Святой.

Владимир родился между 960 и 962 гг. от незаконного союза рабыни и князя Святослава Игоревича . Малуша (так звали мать будущего князя) была сослана матерью возлюбленного — княгиней Ольгой — в её псковские владения. Там и родился мальчик, наречённый отцом Владимиром, что означает «великий в своей власти». 1000 лет назад речка Черёха была полноводной рекой. Юный княжич, играя у воды, был сбит с ног сильной волной и унесён течением. Однако, как гласит предание, чудесным образом мальчик зацепился рукой за камень. Сегодня, как и сотни лет назад, к этому камню съезжаются люди, жаждущие прикоснуться к святыне. Ведь она, как говорят, даёт силы и даже исполняет заветные желания.

Ход конём

Характер будущего великого князя во многом был сформирован его бабкой, грозной и власт-ной псковитянкой княгиней Ольгой . Задолго до рождения внука князь древлянского племени Мал с невероятной жестокостью казнил мужа Ольги — князя Игоря , привязав его за ноги к верхушкам согнутых деревьев. По верованиям славян, казнь давала право убийце жениться на вдове убитого. В качестве свадебного дара Ольга потребовала от жителей древлянской столицы Искоростеня по голубице от каждого двора. Дружинники привязали к ним горящие труты, и испуганные птицы полетели назад в свои гнёзда. Менее чем через час город сгорел дотла.

Летом 957 г. Ольга совершает очень опасное и изнурительное путешествие в Царьград. Но для византийского императора Константина Багрянородного переговоры с язычником, тем более с женщиной, — всего лишь дипломатический казус. Он не принимает её всерьёз. И Ольга просит императора Константина стать её крёстным отцом. Ольга проходит обряд крещения, а затем проводит очень плодотворные переговоры о сотрудничестве. Вернувшись домой, она неутомимо проповедует веру Христову. Так что восточное христианство вполне могло прийти на Русь с крещением Ольги. Но её сыну, князю Святославу Игоревичу, христианские ценности были чужды. Князь Святослав не имел шатра, спал под открытым небом, подложив под голову конское седло. В многочисленные походы не брал с собой продовольствия и питался сырым мясом, кониной — при желании он мог пообедать и собственным конём. Хронология его походов насчитывает всего 8 лет (с 964 по 972 г.). Его войско разбили печенеги, а из черепа самого князя сделали резную чашу с надписью: «Чужого ища, своё погубил».

В 969 г., когда великий князь находился в походе, стольный град русов осадили печенеги. На вече было принято решение сдать город. Единственным оружием, оставшимся у княгини и её внуков, была молитва. И чудо произошло. На противоположный берег Днепра пришла небольшая дружина воеводы Претича, но печенеги, приняв её за грозное войско Святослава, в страхе бежали. Однако до бесславной кончины Святослав успел поделить русские земли между своими малолетними сыновьями. Старшего, Ярополка, он посадил княжить в Киеве, среднего, Олега, — в древлянской земле, Владимиру достался Новгород. С гибелью отца вотчины юных правителей распадались на отдель-ные княжест-ва.

Пока Владимир мирно правил в Новгороде, его старшие братья ввязались в кровавую междоусобную войну. В 977 г. во время панического отступления своей дружины князь Олег трагически погибает, свалившись с моста в глубокий ров. По свидетельству летописей, Ярополк ужаснулся тому, что сотворил, и рыдал над телом Олега: «О люто мне, брате мой дорогой, лучше бы мне умереть, а тебе живу быть». Братоубий-ство было чудовищным делом даже для того сурового времени. Преступление брата давало Владимиру право на битву за главный престол — Киев-ский.

980 г. Для финальной битвы за власть настал идеальный момент. Киев хорошо укреплён и готов к длительной осаде. Но Владимир делает ставку не на мечи и стрелы, а на корыстолюбие. Владимир заявляет, что борется с Ярополком, а не с горо-жанами. И вскоре киевского князя сдаёт его же воевода по имени Блуд. Дружина Владимира поднимает его брата на мечи, а 18-летний Владимир становится правителем Руси.

Князь был страстным абсолютно во всём. Согласно «Повести временных лет», у него было несколько жён и 800 наложниц в разных городах! Владимир мог бы остаться в истории этаким древнерусским Калигулой, но Бог, видя мощь его натуры, готовил князя к иной миссии.

Князю, чтобы объединить земли русские, был нужен новый бог. Владимир приступает к детальному изучению религиозных систем государств, окружавших древнюю Русь. Отправляет своих послов и в христианский Царьград, где они стали свидетелями пышной литургии в главном храме Второго Рима, соборе Святой Софии. Отчёт послов донесла до нас «Повесть временных лет»: «Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладости, не возьмёт потом горького».

Выбор сделан. Но Владимир хочет вместе с новой верой обрести статус, равный правителям Византийской империи. Он хочет жениться на родной сестре императора Василия II . Это требование неслыханно. Анна Византийская — порфиро-родная дочь василевса и по законам империи не может вступить в брак с варваром, ведь тогда тот автоматически становится претендентом на императорский престол.

Греческого бога Владимир собирался получить в качестве трофея, но князю было уготовано обрести его сердцем. С Владимиром происходит чудо. Подобно апостолу Павлу, князь слепнет. Ещё вчера великий и могущественный, сегодня он ничтожен и беспомощен.

Как прозреть

Царевна Анна, узнав о случившемся, обращается к князю со словами: «Хочешь избыть болезнь свою? Крестись скорее». Крещение сильно изменило Владимира. Он принял новую веру горячо, искренне, со всей страстью своей незаурядной натуры. Принял не только внеш-ние яркие атрибуты, но и новые для себя представления о добре и зле, грехе и добродетели. Единственной законной супругой Владимира теперь стала царевна Анна, остальной гарем награждён и распущен. Всякому нищему и убогому разрешено приходить на княжий двор и брать еду, питьё и даже деньги. А главным качеством, присущим новому христианскому правителю, стало его миролюбие. Мирное крещение Руси и сегодня, 1000 лет спустя, удивляет и восхищает историков. Крещение Руси было совершено не силой, но убеждением. Сначала за Владимиром потянулись элита, бояре, дружина, а затем и народ. Постепенно княжеские храмы заполнялись прихожанами. И через 1000 лет святой князь Владимир пребывает с нами, чтобы напоминать о сохранении отечества земного как порога отечества небесного.

Мнение церкви

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

— В год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира мы обращаемся к наследию, которое он нам оставил. Очевидно, что основной и самый ценный для нас смысл наследия равноапостольного князя — смысл религиозный: это принятая народом Руси вера Христова. Наследие любого человека — а тем более такого выдающегося, как святой Владимир — это не просто некое богатство, физическое или духовное, переданное потомкам. Наследие всегда содержит в себе завет, побуждает потомков к действию. Видимо, не только эстетическое чувство определило выбор в пользу Восточной церкви.

В этом выборе не могло не проявиться и нравственное чувство князя, чувство национального достоинства и уважения к своему народу. Ведь именно в восточной христианской традиции предполагалось полное сохранение национальной независимости. Византия и Русь взаимодейст-вовали как равный с равным, и это было важнейшим условием крещения. Невозможно отрицать, что, принимая христианство, Русь сделала шаг навстречу истине. Однако крещение не означает, что наши предки вошли в некое особое, элитарное сообщество народов. У Христа нет избранных народов, Он любит и ждёт всех. Он любит и те народы, которые приняли христианство в апостольские времена, и те, что крестились во времена князя Владимира, и те, что услышали благую весть гораздо позже.

Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 г.г. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли. Он стал крестителем Руси, обратив ее в христианскую веру.

Детство и начало правления князя

Достоверно дата его рождения не установлена. Историки относят это событие, приблизительно к 960 году. Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и правнуком основателя династии – Рюрика. Мать его, Малуша, была ключницей у его бабки – княгини Ольги и наложницей Святослава.

Родился будущий князь всея Руси в небольшой деревушке, близ Пскова, как считают историки. Первые годы своей жизни он и провел там со своей матерью. Позже он попал в Киев и воспитывали его княгиня Ольга и его дядя по матери – Добрыня (он был воеводой).

Святослав, потерпев поражение в походе на греков, по возращении домой был убит печенегами. А уезжая, он поделил меж своих отпрысков владения. Ярополка оставил он княжить в Киеве, Олега – над древлянами. А Владимиру достался Великий Новгород.

После гибели Святослава меж его старшими сыновьями, Ярополком и Олегом, завязалась война. В результате ее Олег гибнет, а Ярослав присоединяет к Киевским землям владения брата.

Собирался пойти он и на Новгород. Владимир бежал оттуда. Но, спустя 2 года, он возвращается с целой ратью наемных варягов. Он намерен убить брата. Киевскив воевод, поставленных Ярополком в Новгороде, он отправляет к нему с этой вестью. К Владимиру примыкают и новгородцы.

Решил Владимир посвататься к дочери полоцкого князя – Рогнеде. К ней уже сватался Ярополк. А Владимиру она отказала, назвав его сыном рабыни. Это сильно оскорбило князя и в ярости он громит Полоцк, убив его князя и сыновей, и увозит с собой Рогнеду.

Оттуда сразу же направляется он к Киевским землям. Брат его бежит. Позже, он будет убит.

978 год. Владимир объявляет себя князем киевским.

Принятие христианской веры

С начала своего правления Владимир занялся нововведениями в языческом вероисповедании. Были даже и гонения христиан на Руси. Но, не долго. Вскоре князь понял, что для объединения земель русских язычество – помеха. И встал вопрос о едином вероисповедании, способствующем единению и послушанию подданных. Долго выбирал князь веру. И вот, в 987 году было принято решение о крещении Руси. Точная причина выбора именно христианства не известна. До сих пор ведутся споры на эту тему. Есть версия, что крещение решил принять Владимир, для того, чтобы взять в жены царевну Анну, которая была христианкой. Однако, эта версия не единственная.

988 год. Этот год считается годом крещения Руси. Дата эта тоже не точная, но общепринятая.

До перехода в веру христианскую Владимир имел несколько жен. И осталось от них у него много детей. После крещения же, его официальной супругой считалась византийская царевна Анна. Но, была у него и еще наложница, имя которой осталось неизвестно.

Князь Владимир был человеком, любящим роскошь и гуляния. Характер его больше был мирным. Но, походы военные он все же, как и подобает правителю, совершал.

Завоевания князя Владимира

Расширил он границы государства Русского, присоединив и обложив данью многие земли.

981 – 982 годы – объединение Древлянских владений с Вятскими. Вятичи подверглись налогообложению.

В 984 году были завоеваны Радимичи. Обложил данью князь и Хазарские земли.

В 985 году вел он войну с Болгарией. В 988 осаждал Крым (тогда – Корсунь). На хорватские земли собрал он войско в 991 г.

Участвовал Владимир и в военных походах вместе с византийскими войсками.

А в 1015 совершил он последнее свое военное похождение на печенежские земли. В этом же году князь умер, будучи тяжело болен.

За время его правления, помимо завоеваний, было заключено им и не мало мирных договоров с разными государствами, в том числе с Чешским и Византийским.

Вариант 2

Владимир Красное Солнышко (Владимир Великий, Владимир Святославович) являлся князем Киевской Руси. Происходил из знатного рода Рюриковичей (был внуком основателя династии).

Родился приблизительно в 960 году, точная дата не установлена. Его отцом был известный полководец Святослав Игоревич. Именно во время правления князя Владимира в Киевской Руси отказались от языческого вероисповедания и приняли христианство. Смену религии князь расценивал как возможность объединения земель в целостное государство. Владимир смог также расширить территориальные границы Киевской Руси.

Владимир Красное Солнышко пришёл к власти в 978 году. После смерти его отца Святослава, будущий креститель Руси и два его старших брата (Олег и Ярополк) вели междоусобную борьбу за право правления землями. Перед смертью, Святослав поделил свои владения между сыновьями, но Ярополк убил Олега и присвоил себе его земли. Позже, Владимир собрал большое войско и направился в Киев к Олегу, но брат сбежал. Таким образом, Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.

О князе Владимире есть упоминания в исторической летописи под названием "Слово о полку Игореве". В ней описываются военные его военные походы, а также управленческие достижения и политические реформы. Также, до наших времён сохранились серебряные и золотые монеты с изображением Владимира Великого. Считается, что эти монеты были первыми из выпущенных в Киевской Руси.

До крещения Руси, у Владимира было несколько жён и наложниц, а также, множество детей от них. Позже он женился на дочери византийского царя Анне. Предполагается, что у этого брака были политические мотивы. Согласно историческим данным, у Владимира было более, чем двадцать детей. Наиболее известной исторической личностью среди его сыновей был князь Ярослав Мудрый, своим же приемником Владимир собирался сделать другого отпрыска - Бориса.

Датой смерти Владимира Святославовича принято считать 15 июля 1015 года. Он был тяжело болен, а также, измотан военными походами, целью которых было завоевание территории. После смерти князя, власть над Киевской Русью перешла к одному из его сыновей - Вышеславу.

Биография 3

История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.

В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.

Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.

Крещение Руси.

Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.

Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.

Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

  • Джордж Гершвин

    Известный клавишник Джордж Гершвин появился на свет 1898 году 26 сентября. Композитор имеет еврейские корни. При рождении композитора звали Яковом Гершовицем.

  • Андропов Юрий Владимирович

    Юрий Владимирович Андропов – генеральный секретарь СССР с 1983 по 1984 гг. Юрий Андропов родился 15 июня 1914 г. в Станице Нагутская в простой казацкой семье.