Разновидностью какой религии является гелугпа. Буддизм Махаяны

ИСТОРИЯ ЛИНИИ

Школа тибетского буддизма Гелуг была основана Цонкапой Лосанг Дракпой (1357-1419), который, без всякого сомнения, является одной из величайших фигур в религиозной истории Тибета. Будучи выдающимся ученым, практиком и философом, он написал целый ряд знаменитых трудов, отличающихся исключительной точностью изложения, интегрированным подходом к сутре и тантре и глубоким исследованием техник работы с умом. Он также вошел в историю, как один из величайших религиозных реформаторов своего времени, посвятив всю свою жизнь возрождению Тибетского буддизма и сохранению чистоты учения Будды.

Можно считать, что школа Гелуг начала свое существование в 1410 г. с завершения строительства монастыря Гандэн. Этот монастырь был призван стать центром для новой буддийской школы в которой монахам предписывалось строго соблюдать определенные правила поведения (Винайа), оттачивать свой интеллект в различных философских дебатах и выполнять высокие тантрические практики. Первоначально эта новая школа называлась "Гандэнпа", по имени монастыря, но позднее стала известна как "Гелуг или "Система добродетелей".

Жизнь Цонкапы

Цонкапа родился в одноименной горной долине в провинции Амдо, расположенной в восточном Тибете. Согласно традиционным биографическим источникам, считается, что его рождение - это кульминация процесса духовного развития, начатого еще в период его предыдущей жизни во времена Будды Шакъямуни. Тогда, еще будучи маленьким мальчиком, он сделал подношение хрустальных четок Будде, который, со своей стороны, подарил ему морскую раковину, сказав при этом, в присутствии Ананды, что в будущей жизни этот маленький мальчик родится в Тибете, создаст великий монастырь и станет одной из наиболее влиятельных религиозных фигур, распространяя учение Дхармы в "Стране Снегов". Будда также предсказал, что в своей будущей жизни он получит имя Суматикирти (санскритский эквивалент имени Лосанг Дракпа).

Еще одно предсказание связано с Падмасабхавой, который, как считается, предсказал рождение великого ламы по имени Лосанг Дракпа. Он предсказал, что Лосанг Дракпа родится в восточной части Тибета, неподалеку от Китая, будет являться эманацией бодхисаттвы и достигнет полного Просветления.

В 1357 г. эти предсказания начали сбываться. Рождение Цонкапы сопровождалось различными благоприятными знаками. Мать Цонкапы, еще до его рождения, увидела сон. В этом сне она в окружении множества других женщин находилась в прекрасном цветочном саду. С восточной стороны сада показался маленький мальчик, несущий в руках сосуд. С запада к ним приблизилась девочка, держащая в руках цветы делоникса. Мальчик поочередно подходил к каждой из присутствующих женщин и спрашивал у девочки может ли та или иная женщина быть его мамой. Единственный раз, находясь возле будущей матери Цонкапы, девочка ответила утвердительно. Затем мальчик и девочка омыли ее водой из сосуда. Когда будущая мать Цонкапы проснулась, то она почувствовала присутствие необычного света, который заполнял все вокруг.

Его будущий отец также видел благоприятные сны. В одном из таких снов он увидел как к нему пришел молодой монах из Ву Таи Шан, расположенной в Китае. Это название горы, которая издавна ассоциируется с Манджушри, буддой мудрости (согласно традиции Гелуг, Цонкапа считается инкарнацией Манджушри). Молодой монах попросил остаться в его доме на девять месяцев. Будущий отец Цонкапы согласился, предоставив ему свою алтарную комнату.

Незадолго до рождения Цонкапы, его мать увидела сон в котором статуя Авалокитешвары (будды сострадания) появилась прямо перед ней и вошла в ее тело через отверстие в темени. В другом сне она видела множество монахов, подходивших к ней с различными подношениями в честь ее будущего сына. Она также увидела в своем чреве золотое и светящееся изображение Авалокитешвары, а также Манджушри, что указывало на то, что ребенок будет являться эманацией их обоих.

Во время родов мать Цонкапы совершенно не испытывала боли, и в тот момент, когда ребенок появился из ее чрева, на небе взошла яркая звезда.

Было ясно, что этому необычному ребенку предстояло стать великим религиозным деятелем. В возрасте трех лет четвертый Кармапа Ролбе Дордже (1340 - 1383) благословил его и дал ему имя Гюнга Нийнгпо. В возрасте 7 лет он принял обеты послушника и получил имя Лосанг Дракпа. Несмотря на столь юный возраст, он полностью посвящал все свое время религиозным практикам и выделялся среди других детей глубоким знанием буддийской философии и успехами в тантрической медитации. Его первый великий учитель Чёдже Тёндруп Ринчен дал ему для изучения работу Майтреи "Украшение для Ясных Реализаций", а также посвящения в практики тантрических божеств Ямантака, Ваджрапани, Манджушри, Амитаюс и др.

В раннем возрасте он много путешествовал по Тибету с тем, чтобы отыскать лам, которые могли передать ему углубленное толкование Дхармы. Его подход был скорее эклектическим нежели сектантским: он старался получить учения от представителей любых школ и направлений. Он впитывал в себя все знания и наставления великих учителей того времени. Постепенно в его уме стал формироваться интегральный подход к различным учениям и направлениям тибетского буддизма. Он стал принимать участие в различных философских дебатах и высказывать свое собственное отношение к обсуждаемым на них вопросам. Молва о нем стала быстро распространяться по всему Тибету.

Во время своих путешествий по Тибету он встретил великого учителя школы Сакъя, мастера Рендаву (1349 - 1412). Рендава быстро распознал в Цонкапе чрезвычайно одаренного человека и, как говорится, он сообщил Цонкапе, что сам получил от него столько же, сколько и его ученик. Вначале Цонкапа оставался с Рендавой совсем недолго, но позже их общение возобновилось. В этот период он изучал самые разнообразные буддийские учения: "Сокровища Абхидхармы" Васубандху, трактаты Дхармакирти, "Краткое руководство по Абхидхарме" Асанги, "Вхождение в Срединный Путь" Чандракирти и тексты о монашеском кодексе поведения. В традиционных жизнеописаниях Цонкапы, об этом периоде говорится, что он очень быстро обучался и запоминал большое количество материала, а также превосходил других в философских дебатах. Кроме того, он постоянно занимался углубленными тантрическими практиками и достиг выдающихся успехов в медитации.

Несмотря на свою растущую репутацию, он, как сообщается, вел очень простую жизнь свободную от хвастовства и высокомерия. Он обладал удивительной способностью поражать людей глубиной своих познаний и мудростью, одновременно помогая им чувствовать себя естественно в его присутствии. Он никогда не допускал неуважения к своим оппонентам по дебатам и всегда оставался уравновешенным.

В возрасте 32 лет он начал писать свои наиболее известные произведения. К этому времени он приобрел устойчивую репутацию превосходного ученого во всем, что касается Дхармы, и начал излагать свои взгляды на то, каким образом следует практиковать и изучать Буддизм. Одной из его ранних работ была книга "Золотоые Четки Благих Разъяснений" - комментарий на литературу по Совершенной Мудрости, объединяющий все 21 индийских комментария к "Украшению для Ясных Реализаций" Майтреи. В этом тексте он суммировал мысли, излагаемые в Сутрах Совершенной Мудрости.

Помимо работы над философскими трактатами он постоянно занимался углубленной тантрической медитацией. Вскоре после написания своей работы "Золотые Четки Благих Разъяснений", он удалился в продолжительный и интенсивный ретрит в течении которого он осуществлял практики связанные с божеством Херука, в полном соответствии с учениями школы Кагъю. Он стал знатоком Шести Йог Наропы и тантрических циклов Нигума, а особенно знатоком йоги тепла (тумо). Он стал также интересоваться практиками Калачакры и обнаружил, что живая традиция Калачакры находится под угрозой исчезновения. Он собрал учения и передачи Калачакры у различных тибетских лам и, таким образом, сохранил чистоту этой традиции для потомков. В настоящее время практики Калачакры играют наиболее важную роль в школе Гелуг.

К этому времени, как указывается в различных текстах, он достиг таких уровней реализации, что мог непосредственно общаться с Манджушри и получать от него учения. Манджушри давал ему наставления по практикам, сообщал какие тексты следует изучить, с какими ламами ему следует встретиться, когда уходить в ретрит и т.п.

В один из наиболее важных периодов медитативного уединения, он провел 4-летний ретрит со 8 продвинутыми учениками. Для того, чтобы самому подготовиться к этому ретриту, он осуществил три с половиной миллиона полных простираний и один миллион восемьсот тысяч подношений мандалы. Каменный пол на котором он совершал простирания стерся, приобретя очертания его тела. В наши дни это место сохранено как живое свидетельство, напоминающее нам о практиках великого ламы Цонкапы. В течении этого ретрита его участники имели множество чудесных видений: видение золотого Майтреи, Бхаисаджъягуру, будды медицины и Нагашвары, короля нагов. Когда Цонкапа и его ученики продолжили медитацию они испытали также великое множество других видений. После этого ретрита люди часто видели Цонкапу в сопровождении тантрических божеств, особенно часто вместе с Манджушри.

После ретрита Цонкапа решил отправиться в Индию, но один из лам отговорил его от этого. Этот лама мог общаться с божеством Ваджрапани, которое и попросило его передать, что для Цонкапы лучше продолжать учить Дхарме в Стране Снегов. После этого Цонкапа начал работу над своим самым выдающимся произведением "Большое Руководство к Этапам Пути (Ламрим Ченмо), которое является центральным для традиции Гелуг. Это произведение основано на базовом трактате Атишы "Лампа на Пути у Просветлению". Позднее Цонкапа написал схожее произведение по практике тантры "Большое Руководство к Тайной Мантре (Нгакрим Ченмо), которое образует основу для тантрических практик системы Гелуг.

Реформы Цонкапы

Одна из главных целей учений и практик Цонкапы, состояла в реформировании тибетского буддизма. Он был глубоко обеспокоен серьезными нарушениями, имевшими место в монашеской дисциплине, претенциозностью экзотерических и эзотерических доктрин и ухудшением тантрических практик. Важной составной частью его реформ было создание новой религиозной школы, которая, как и его основатель, строго бы соблюдала правила Винайи, понимала бы важность всеобъемлющего изучения слов Будды и привела бы тантрические практики в соответствие с монашескими обетами.

Цонкапа был обеспокоен тем, что многие из его современников занимались тантрическими сексуальными практиками несовместимыми с монашескими обетами. Это были в основном практики высшей тантра-йоги. Повсеместно считалось, что высшая тантра-йога не может практиковаться монахами. Цонкапа согласился, что высшая тантра - вершина всех тантрических практик, но считал, что она должна быть совместима с монашеской жизнью. Большая часть его реформаторских программ была направлена именно на достижение такой совместимости.

Формирование новой школы

Незадолго до того, как Цонкапе исполнилось 40, он имел видение Манджушри, который подтвердил, что он реализовал прямое постижения пустоты и что ему больше нет необходимости обращаться к кому-либо за наставлениями. Манджушри рекомендовал ему обучать других в соответствии с системами созданными Нагарджуной и Атишей. Вскоре после этого, Цонкапа отправился в местность расположенную к югу от Лхасы, где он встретил своего будущего ученика Гъелтсапа Дарма Ринчена (1364 - 1432), который в то время принадлежал к школе Сакъя и считался выдающимся ученым и эрудитом.

Их первая встреча произошла, когда Цонкапа готовился к тому, чтобы дать свои учения. Гъелтсап демонстративно не признавал авторитет Цонкапы, усевшись на трон, который был приготовлен для лекции. Однако, когда Цонкапа начал свою речь, Гъелтсап понял, что понимание мастера значительно превосходит его собственное. Он обнаружил, что Цонкапа с легкостью отвечает на вопросы, которые вызывали у него много затруднений. По мере того, как лекция продолжалась, он все более и более понимал, что его поведение, слишком высокомерно и надменно. Смиренно совершив три простирания мастеру, он сошел с трона и сел среди слушателей. Позднее он стал одним из двух великих учеников Цонкапы. Другим являлся Кедруп Гелек Белсагпо (1385 - 1438), который последовал за Цонкапой несколькими годами позже. После смерти Цонкапы, эти двое из его учеников продолжили сохранять его систему и институционализировали ее.

"Большое Руководство к Этапам Пути" и другие работы

Цонкапа продолжил свои поездки по Тибету и ненадолго остановился в монастыре Ретинге, который был основан ученым Дромтонпой (школа Кадам). Там он завершил свой труд "Большое Руководство к Этапам Пути", а также написал множество небольших произведений. Он начал подготовку к написанию своих трудов с обращения к Атише и буддам с тем, чтобы они даровали ему вдохновение. В результате большое количество будд со всех 10 направлений собрались вокруг него. Затем все из них растворились в образе Атиши, и после этого Цонкапа мог задавать вопросы этому великому мастеру непосредственно. После того, как Атиша передал Цонкапе ряд учений, он положил ему на голову свою руку и благословил его.

Вслед за благословением Цонкапа завершил ту часть текста, которая требовала высочайшего внутреннего проникновения. Сперва он побоялся, что глубина этих учений не позволит людям успешно практиковать их и он решил опустить этот сложный раздел, но перед ним появился Манджушри и побудил его не делать этого ради пользы для тех немногих, кто сможет понять его. Манджушри также сказал ему написать короткие и средней длины тексты по стадиям пути для людей с низкими духовными способностями. Кроме того, восемь великих стражей Дхармы предстали перед ним и сказали, что эта работа будет полезной для бесчисленного количества чувствующих существ. К этому времени Цонкапе исполнилось 40.

В течении последующих нескольких лет он продолжал медитировать, обучать и сочинять множество различных произведений. Собрание его трудов насчитывает 18 обширных томов и содержит глубокий анализ всех аспектов буддийской теории и практики.

В свои ранние 50 он написал наиболее влиятельные трактаты: "Сущность Благих Объяснений", "Трактат дифференцирующий интерпретируемое и окончательное". В этом последнем произведении он дал стратегии для интерпретации двух основных школ индийского буддизма - Мадхъямики и Йогакары. Вскоре после написания этого произведения, он выдвинул идею торжественно отмечать ежегодный религиозный фестиваль, который начинается в Тибетский Новый Год (Лосар). Великий Молитвенный Фестиваль или Мёнлам Ченмо отмечается на Тибете и по сей день и является одним из крупнейших религиозных событий года.

Строительство монастыря Гандэн

После того, как был отпразднован первый Монлам Ченмо, несколько из учеников Цонкапы обратились к нему с просьбой уменьшить количество своих поездок по Тибету. К этому времени Цонкапе исполнилось 52 года. Они предложили основать монастырь для него и Цонкапа согласился. Цонкапа долго молился перед образом Будды Шакъямуни для того, чтобы определить правильное место для монастыря. Он получил ответ, что его необходимо построить возле Лхасы в местности Дрокри. Когда монастырь был готов, его назвали Гандэн (тибетский перевод санскритского слова Тушита), что означает легендарное место пребывания Майтреи, следующего будды нашего эона.

Цонкапа отправился к месту будущего монастыря со своим учеником Гендуном Друбой (1391 - 1474), который после своей смерти был признан первым Далай-ламой. Гендун Друба назначил двух других учеников для надзором за строительством. Основные сооружения были построены уже через год. Монастырь был официально открыт в 1409 году. В последствии Гандэн превратился в огромный монастырский комплекс населенный 4000 монахов. Вслед за ним возле Лхасы были воздвигнуты монастыри Дребунг (1416) и Сера (1419). Гандэн, Дребунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг. Они были разграблены китайской армией в 1959 году, а монастырь Гандэн был разбомблен до руин. Все три монастыря были воссозданы в Индии, где в них продолжается обучение учеников в соответствии с традициями, основанными Цонкапой.

Смерть Цонкапы

В возрасте 55 лет Цонкапа стал замечать признаки ухудшения своего здоровья. Его ученики постоянно выполняли особые ритуалы и молились о его здоровье и долгой жизни. Несмотря на их усилия плохие признаки сохранялись и Цонкапа понял, что его жизнь подходит к концу. В возрасте 62 лет, зная о своей приближающейся смерти, он дал своим ученикам ряд последних наставлений в которых содержались очень глубокие учения и практики буддизма. В главном помещении монастыря Гандэн он выполнил особый ритуал заслуги от которого посвятил всем живым существам. В заключении ритуала он произнес молитвы о перерождении в сфере Тушита. Затем он почувствовал сильные боли в спине и недомогание. Его ученики собрались вместе, чтобы провести ритуалы и облегчить его страдания, а также с тем, чтобы продлить его жизнь.

На следующий день его боль усилилась и он сказал своим ученикам, что им следует культивировать в себе просветленный ум. Он отправился в уединенное место и стал совершать тантрические практики и, в частности, практики, связанные с божеством Херука. Утром 25-го дня на рассвете он начал медитацию на пустоту и вошел в глубокое созерцание окончательной природы всех феноменов. Позже в это утро, оставаясь в позе лотоса, он прекратил поддерживать свою жизнь. Это событие сопровождалось многими благоприятными знаками, которые были видны всем его ученикам. Тело Цонкапы приняло форму юного Манджушри и испускало многочисленные разноцветные лучи во всех направлениях.

В течении последующих 49 дней было сделано множество подношений в монастырях Гандэн и Дребунг. После консультаций с оракулами было решено сохранить останки Цонкапы в монастыре Гандэн в специально созданной для этого ступе. В последствии это место стало привлекать большое количество паломников со всего Тибета, однако оно было осквернено в 60-х годах китайской армией в период Культурной Революции.

Продолжение традиции

Дело Цонкапы было продолжено двумя его великими учениками Кедрупой и Гъелтсапой. Гъелтсап был посажен на трон в монастыре Гандэн и признан, таким образом, первым последователем линии преемственности. Он сохранял свое положение в течении 12 лет вплоть до своей смерти. В течении своей жизни он написал ряд важных трактатов и собрание его сочинений содержит 8 томов. После смерти Гъелтсапы его дело продолжил Кедруп, который был настоятелем Гандэна в течении 7 лет вплоть до своей смерти в возрасте 54 лет. Оба этих ламы считаются "духовными сынами" Цонкапы и их образы обычно присутствуют на танках, изображающих Цонкапу.

В течении последующих столетий школа Гелуг развивалась очень быстро, воспитывая множество великих ученых и тантрических практиков. Помимо всего прочего, ее авторитет подкреплялся нежеланием принимать участие в политических делах Тибета. Такое отношение к политической жизни не длилось, однако, слишком долго. В 1445 г. Гендун Друб воздвиг новый монастырь школы Гелуг Ташилунпо. Этот монастырь вскоре стал местом пребывания Панчен-лам, которые по своей значимости в духовной иерархии школы Гелуг занимают второе место после. Монастыри традиции Гелуг росли и процветали, и в них стали привлекаться ученики со всего Тибета.

Школа Гелуг приобрела значительное политическое влияние в 16-м столетии в результате того, что третий Далай-лама был обнаружен в Монголии. Сонам Гъятсо (1543 - 1588), который был признан лидерами школы Гелуг третьим Далай-ламой, был старшим сыном Алтан-хана, одного из самых могущественных монгольских военноначальников. Сильная связь между монгольскими ханами и школой Гелуг имела, таким образом, множество благоприятных политических аспектов.

После разгрома последнего правителя провинции Тсанг Гушри-ханом в 1642 г., последний назначил Нгаванга Лосанга Гъятсо (1617 - 1682), пятого Далай-ламу, духовным лидером Тибета. Это обеспечило будущее превосходство школы Гелуг. Пятый Далай-лама стал, таким образом, государственным деятелем и, одновременно, важной религиозной фигурой. Он закрепил правило согласно которому все будущие Далай-ламы признавались правителями Тибета. Это правило существовало вплоть до оккупации Тибета в 1959 г. китайской армией.

Помимо важного политического положения, в школе Гелуг во все времена существовали великие духовные лидеры и выдающиеся практики, продолжатели учения Цонкапы. Среди них можно выделить Джамьянга Шайбу (1648 - 1721), написавшего выдающиеся трактаты по буддизму, а также его реинкарнацию Гончока Джикме Вангпо (1728 - 1791), известного как автора "Драгоценной Гирлянды Учений" и основополагающей работы об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях "Представление Уровней и Путей, Прекрасное Украшение Трех Средств".

Другими важными фигурами школы Гелуг также являются: Джанг Гъйа (1717 - 1786), написавший важные комментарии к "Большому Руководству Тезисов" (Джамьянг Шайба), и Пабонгка (1878 - 1941), прославленный ученый и участник дебатов, защищавший традицию Гелуг от различных нападок.

Сегодня традиция, основанная Цонкапой, продолжается в монастырях, построенных в Индии, а также в Дхарма центрах, расположенных в Европе и Северной Америке.

МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА Гелуг

Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни учености. Прежде всего, как и во всех школах тибетского буддизма, следует делать разграничение между обычными монахами и инкарнированными ламами или "тулку". Последние представляют собой признанные реинкарнации лам прошлого. Обычно они начинают свою монашескую жизнь в раннем возрасте.

Монах-новичок называется "гетсюл" (dge tshul) и лишь после изучения правил монашеского поведения он обращается с просьбой о полном посвящении в духовный сан, после чего он получает имя "гелонг" (dge slong, bhikshu). Гелонгом нельзя стать не достигнув возраста 20 лет.

Приняв посвящение в духовный сан, монахи проходят обучение буддизму в соответствии со стандартной программой. Как правило, на каждом этапе знания и умения монаха проверяет его наставник, и лишь затем ему позволяется перейти к следующему этапу обучения. На начальном уровне все монахи изучают: (1) монашеский кодекс поведения (Винайа); (2) абхидхарму, которая основана на работе Васубандху "Сокровище Абхидхармы"; (3) гносеологию, которая опирается на трактат Дхармакирти "Комментарий к Краткому Руководству по Действительному Познанию" и рассматривает такие учения, как: логика, доказательства и аргументация, природа ума и пр.; (4) Школу Срединного Пути (Мадхъямика), которая основывается на работе Чандракирти "Вхождение в Срединный Путь" и рассматривает такие понятия, как: пустота, десять совершенств и теория доказательств; (5) совершенство мудрости, на основе "Украшения для Ясности Реализации" Майтреи.

Степень Геше

Монах, успешно прошедший все этапы обучения, может затем претендовать на получение степени "геше" (букв. "духовный наставник"), которая есть признание высшей учености. Очень немногие, проходя весь цикл обучения в течении 15 или 25 лет, могут получить эту степень. Основной экзаменационный метод - устные дебаты, при которых монах должен очень быстро приводить сложные философские доказательства, говорящие за или против того, или иного положения. Цель таких испытаний проверить интеллект монаха и глубину его познаний.

Экзамен на получение степени Геше

Кандидаты на получение степени геше должны прежде всего сдать устные экзамены в их собственных монастырях по всем из 5 разделов, указанных выше. Только потом они допускаются к экзаменам на получение данной ученой степени. Те кандидаты, которые рассчитывают получить степень "геше хларампа", высший уровень из тех, кто получает степень геше, должны, кроме того, пройти наиболее трудный из всех экзаменов в школе Гелуг. Такие кандидаты экзаменуются в Потале самыми высшими мастерами школы: Далай-ламой; мастером, восседающим на троне в монастыре Гандэн; старшим опекуном Далай-ламы, младшим опекуном и семью помощниками опекунов, "Джангтсе Чёдже" и "Шарпой Чёдже". Эти помощники опекунов набираются из семи главных монастырских колледжей школы Гелуг, каждый из которых назначает по одному такому опекуну. Они назначаются ответственными настоятелями монастырей и геше, которые были выбраны за свои выдающиеся способности и умения.

Успешно сдав экзамен в Потале, кандидаты на степень "геше хларампа" подвергаются следующему раунду испытаний. Эти испытания проводятся ежегодно во время фестиваля Мёнлам. В этот период монахи, геше и настоятели из трех главных монастырей Гелуга собираются во внутреннем дворе храма Джоханг в Лхасе. Кандидатам задаются наиболее сложные вопросы со всех сторон и они должны проявить высочайшее искусство ведения диспутов. Каждый год только несколько геше-кандидатов удостаиваются степени лхарампа.

Квалификации и ограничения

Хотя школа Гелуг признает определенных людей в качестве тулку (реинкарнации высших лам), получение ученой степени возможно для любого мужчины, который успешно выдержит экзамены. Формальная система выявления уровней знаний и достижений была создана предыдущим 13-м Далай-ламой (1876 - 1934) Тибета. По этой системе любой монах гетсюл или гелонг может обучаться с тем, чтобы получить степень геше. Монахи могут быть выходцами из любых слоев общества и быть из любого географического района Тибета или даже из других территорий. Существует даже несколько западных монахов проходящих обучение с тем, чтобы получить степень геше и один, кто уже получил степень геше хларампа.

Единственными ограничениями являются требования для кандидата быть монахом, посвященным в духовный сан, иметь возраст не менее 25 лет и обучаться в одном из монастырей школы Гелуг.

Старшие и младшие опекуны Далай-ламы

Получив степень геше, монах может претендовать на дополнительный уровень в духовной монастырской иерархии. Он может стать помощником опекуна Далай-ламы. На это место могут претендовать лишь ученики обладающие выдающимися способностями. Еще более высокий пост - младший опекун Далай-ламы. Этот пост обычно занимает один из обладателей степени геше хларампа. Самая высшая иерархия - это пост старшего опекуна Далай-ламы. Новый младший опекун назначается специальным комитетом, состоящим из высших лам и двух оракулов: оракула Нейчунга и Гадонга.

Последующее обучение

Монахи, получившие степень геше, обычно удаляются в длительный ретрит, длящийся три года и более. Логика такого подхода основана на той идеи, что первоначально монах должен получить углубленную подготовку в буддийской философии, морали и практики, а лишь затем входить в постоянную медитацию. Людям важно точно понимать над чем они медитируют и полностью осознавать происходящие с ними процессы.

После такого медитационного ретрита многие геше продолжают подготовку в одном из тантрических монастырей школы Гелуг, располагающихся возле Лхасы.

Администрация тантрических колледжей

Следующий уровень иерархии традиции Гелуг - позиция помощника настоятеля одного из двух главных тантрических монастырей. Назначение на этот пост осуществляется самим Далай-ламой каждые три года из монахов, имеющих степень геше хларампа. После трехлетнего срока каждый помощник настоятеля становится настоятелем, а предыдущий настоятель становится "почетным драгоценным настоятелем". Новый настоятель получает титул "ринпоче" ("драгоценный бриллиант"). Тот, кто стал настоятелем монастыря, может начинать новую инкарнационную линию, и все его приемники будут также носить титул "ринпоче".

Самый старший почетный настоятель в отставке становится Шарпа Чедже, когда предыдущий владелец этого звания умирает, идет на повышение или добровольно уступает данное звание. Шарпа Чедже может занять самую высшую ступень в духовной иерархии школы Гелуг став Держателем Трона монастыря Гандэн.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРАКТИКИ: СТАДИИ ПУТИ

Возможно величайшим наследием Цонкапы является прекрасный синтез буддийских доктрин и практик, который содержится в его двух основополагающих трактатах "Большое Руководство к Этапам Пути" и "Большое Руководство к Тайной Мантре". Каждый из этих текстов содержит всеобъемлющее видение пути к Просветлению и опирается на классическую индийскую модель. В этой системе любой новичок, вступающий на путь, рассматривается как живое существо ум которого содержит в себе большое количество омрачений, которые не позволяют правильно воспринимать реальность. Такие омрачения и загрязнения ума приводят к недобродетельным поступкам, а те, в свою очередь, к страданиям. Обычные живые существа постоянно совершают недобродетельные поступки, и все их поведение обусловлено негативными состояниями ума. Ключ к преодолению страданий - ликвидация фундаментального неведения, которое делает существ незрячими. Цонкапа начинает рассмотрение этапов пути к Просветлению с живых существ, находящихся на самом низком духовном уровне. Затем он постепенно усложняет излагаемые доктрины и практики.

В Большом Руководстве к Этапам Пути Цонкапа приводит тексты, которые являются общими как для сутры, так и для тантры. В Большом Руководстве к Тайной Мантре он представляет последовательный путь в строгом соответствии с тантрической системой Гелуг. Говоря о первом из этих двух произведений Цонкапы, обычно используют термин "ламрим" (стадии пути). Такой многоэтапный иерархический подход крайне важен для успешного продвижения и дает ученикам точные и четкие ориентиры.

Три главных аспекта пути

Система ламрим весьма сжато и систематизировано изложена в различных небольших текстах, самым важным из которых является "Три Главных Аспекта Пути". В этом произведении Цонкапа разделяет все стадии пути на три важнейших составляющих: (1) твердое намерение выйти из циклического существования, (2) порождение намерения достичь Просветления ради всех чувствующих существ и (3) правильное видение пустоты. Такой подход - синтез всего учения Будды, содержащегося в сутре и тантре.

Большое Руководство к Этапам Пути

В этой работе Цонкапа детально рассматривает каждый из трех аспектов пути, являющихся общими как для сутры, так и для тантры. Данное произведение опирается на основополагающий труд Атишы "Лампа на Пути к Просветлению", который является базой для всей медитативной системы школы Кадам, первой из буддийских школ на Тибете. Цонкапа считал себя продолжателем системы Атишы и поэтому иногда его учение называют "Новый Кадам".

Атиша в своих трудах излагал махаянский взгляд на стадии пути к Просветлению, характерный для Индии, говоря о различных уровнях достижений. Наиболее важными среди таких достижений являются пять путей и 10 уровней бодхисаттв. Каждый из них - это определенный уровень реализации, достигаемый духовным мастером. Кульминация всего процесса - достижение 10-го уровня, после чего бодхисаттва становится буддой.

Согласно философской школе Гелуг существуют два изложения или линии ламрима: учения, которые Нагарджуна получил от Манджушри и учения переданные от Майтреи к Асанге. Текст Атиши опирается на первую линию ламрима. Тексты Цонкапы, по-существу, дают синтез обеих линий.

Как развивать подлинное сострадание

Цонкапа начинает свое изложение с того, что говорит о развитии сострадания ко всем живым существам, отмечая, что все они хотят счастья и стараются избежать страданий. С этой точки зрения не существует никаких различий между существами, и если кто-то признает этот факт, то он поймет, что его собственное желание избежать страданий не отличается от подобных желаний других существ. Этот процесс называется "уравнивание себя с другими". Мы интуитивно считаем, что можем достичь счастья лишь для самих себя, даже в ущерб других, но если мы посмотрим на жадных эгоистичных людей, то поймем, что они не испытывают подлинного счастья. Подлинное счастье достигается лишь за счет того, что мы делаем счастливыми других. Таким образом, стремление лишь к счастью для самих себя приводит к страданиям, тогда как действуя на благо других мы достигаем подлинного счастья. Природа ума В соответствии с системой Гелуг считается, что природа нашего ума - это ясный свет. Несмотря на присутствие в нашем уме многочисленных загрязнений и омрачений, они не являются его подлинной природой. Говорят, что все эти загрязнения являются приобретенными и, какой бы силой они не обладали, они никогда не станут частью ума. Если, например, кто-то испытывает ненависть к другим и продолжает потворствовать таким эмоциям, то эта ненависть будет становиться все больше и больше. Однако какой бы сильной не становилась эта тенденция, она никогда не изменит фундаментальную ясную природу ума и каждый может постепенно преодолеть эти негативные состояния, используя соответствующие противоядия. Если кто-то хочет преодолеть ненависть, ему следует культивировать в себе любовь и сострадание, в результате чего ненависть будет постепенно уменьшаться. Подобная практика не создает в уме что-то новое, она просто позволяет проявиться подлинной природе нашего ума.

Цонкапа отмечает, что глубоко укоренившиеся негативные состояния нашего ума преодолеть очень не просто. Это не быстрый процесс. Именно поэтому важно строго соблюдать определенные стадии на пути к Просветлению. Первая из таких стадий - признание непостоянства. Каждый должен признать, что человеческая жизнь мимолетна, что время смерти неопределенно и что человеческое рождение обретается крайне редко. Хорошо осознав все это, ученик развивает в себе непоколебимое намерение постоянно изучать Дхарму.

Недостатки циклического существования

В соответствии с учением, циклическое существование не имеет ни начала, ни конца. Каждый был рожден бесчисленное количество раз в прошлом и будет рожден в будущем. Если не принять никаких мер с тем, чтобы освободится из этой бесконечной бессмысленной круговерти, то рождения будут следовать одно за другим, причем любое последующее рождение может оказаться гораздо хуже предыдущего. Даже здесь в человеческом обществе можно видеть миллионы людей, которые испытывают постоянные страдания и муки, не говоря уже о мире животных или мире голодных духов.

Говорят, что правильное понимание природы циклического существования формирует в человеке такое же отношение к сансаре, которое имеет заключенный к своей тюрьме. Без такого отношения двигаться по пути к Просветлению просто невозможно.

Развитие отречения

Первый шаг на пути - полное изменение отношения к циклическому существованию. При этом наиболее фундаментальная проблема - это привязанность к нашему телу и ошибочная вера в самость. Здесь необходимо понимать, что наше тело постоянно разлагается, оно подвержено множеству болезней и его существование очень не долго. Внимательно изучая наше тело можно придти к выводу, что в нем нет ничего в высшей степени ценного, и что оно не заслуживает того, чтобы к нему привязываться.

Далее необходимо породить в себе убежденность, что любое негативное действие обязательно приводит к негативным последствиям. Негативные действия тела, речи и ума накапливаются и обязательно приводят к негативным результатам. После этого ученик должен понять, что выход за пределы циклического существования - это вступление на правильный духовный путь. На этом этапе ученик принимает прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.

Развитие просветленного ума

Вслед за этим ученик развивает в себе альтруизм, являющийся вторым из "трех главных аспектов пути", в соответствии с учением Цонкапы. Все предыдущие практики рассматривали главным образом индивидуальные страдания и добродетели, но для махаянского подхода важно развить в себе искреннее желание трудиться для пользы других. Такое состояние ума, проявляющего заботу о других, чрезвычайно трудно развить, поскольку на протяжении бесчисленного количества жизней мы поступали наоборот.

Махаянский идеал - это бодхисаттва, сострадательное существо, стремящееся к Просветлению на благо других.

Согласно Цонкапе, любое живое существо наносят себе огромный вред, считая других существ менее ценными и значимыми, чем оно. В связи с этим необходимо развивать в себе бодхичитту.

Семичленный метод

Первичная медитативная практика для переориентации ума - это семичленный причинно-следственный метод. По-существу, это специальная обучающая программа, которая позволяет достичь такого состояния ума, когда ученик считает других даже более важными и значимыми, чем он сам. Эта программа состоит из следующих пунктов:

  1. понимание того, что все живые существа когда-то были нашими матерями;
  2. понимание их доброты к нам;
  3. желание отплатить им за их доброту;
  4. любовь: желание счастья для всех живых существ;
  5. сострадание: желание, чтобы все живые существа освободились от страданий и причин возникновение страданий;
  6. принятие клятвы трудиться с тем, чтобы освободить всех живых существ;
  7. просветленный ум: твердая решимость достичь Просветления ради всех чувствующих существ.

Все эти практики основаны на буддийском понимании кармы и теории перерождений.

Медитация на пустоту

Третий главный аспект пути в системе Гелуг - медитация на пустоту, которая является одной из двух первичных характеристик ума будд. Вторая характеристика - это сострадание. Согласно учению Цонкапы, обучение мудрости должно происходить одновременно с культивированием сострадательного ума.

Тот, кто успешно медитирует на пустоту, которая является абсолютной природой всех феноменов, приходит к пониманию, что ничто не является хорошим или плохим само по себе. Только процесс мышления присваивает явлениям определенные ярлыки.

Говоря о пустоте, буддисты не имеют в виду "ничто", а подразумевают под ней лишь пустоту от самости. Именно из-за того, что в современных западных языках отсутствует концептуальное понимание пустоты, часто возникает ее неправильная трактовка и интерпретация. В этой связи важно все время помнить следующую формулу: пустота = отсутствие самости.

Одного концептуального понимания пустоты совсем не достаточно. Необходимо приучить ум к этому понятию, а для этого как раз и требуется медитация.

Медитация как ознакомление ума

Прогресс в тренировки ума возможен поскольку он обучаем и постепенно привыкает к тому, с чем знакомится. Обычные существа тонут в негативных состояниях ума по той причине, что их ум привык к этому на протяжении многих и многих циклов перерождений.

В системе Цонкапы ум постепенно знакомится и привыкает к тому, что все составленные феномены создаются причинами и условиями; к тому, что все существует совсем не так, как мы это себе представляем. Восприятие пустоты в этой системе происходит на уровне прямого постижения реальности. Такое постижение пустоты, однако, не является конечной целью.

Конечная цель - достижение состояния будды, в котором можно одновременно постичь пустоту всех феноменов и их проявление. Конечная цель - это обретение природы будды, которая и есть высшее единство сострадания и мудрости.

Самые ранние упоминания о проникновении в Тибет буддийских традиций из сопредельных стран относятся к IV в. Но считается, что учение Будды достигло Тибета в первой половине VII в. во время правления легендарного царя Сонцзэн Гэмпо. Обе его жены – китайская и непальская принцессы – исповедовали буддизм. С этого времени и было положено начало тибетской буддийской традиции. Вторым важнейшим событием, определившим лицо зарождающегося направления, стал диспут между Камалашилой и китайским мастером Гэшеном, состоявшийся в монастыре Самье в конце VIII в. По итогам этого диспута царь Трисонг Децен выбрал индийскую форму буддизма, как наиболее подходящую для Тибета. Впрочем, решение было во многом политическим, потому что тибетцы прозорливо опасались усиления влияния Китая. С тех пор понимание Пути претерпело многократные отражения в умах разных мастеров, что породило множество школ. Основными исторически считаются ньингма, кадам, сакья, кагью и гелуг.

Ньингма

Может по праву считаться старейшей школой тибетского буддизма, хотя окончательно сформировалась позже многих других. В середине VIII в. в Тибет из Индии были приглашены монах Шантаракшита и тантрик Падмасамбхава. Последний почитается сторонниками ньингма как второй Будда, от которого и ведется традиция. Особой чертой ньингма является отношение к источникам, не даром она еще называется школой приверженцев старых тантр. Некоторые поздние тантры, например, такие как Калачакра, не признаются этой традицией. Огромное значение в ньингма придается апокрифам, или сутрам из кладов – терма. Считается, что наставник Падмасамбхава многие откровения почерпнул не только от учителей и из письменных источников, но и непосредственно от дакини. Эти знания были изложены в многочисленных сутрах и спрятаны до тех пор, пока ученики духовно не станут готовыми для их получения. С тех пор последователи ньингма регулярно находят эти сутры в кладах, что стало причиной недоверия со стороны других школ и источником сомнения в аутентичности найденных текстов.

Основой учения ньингма служат шесть тантр, три из которых считаются тантрами низшего порядка или внешними (криятантра, чарьятантра и йогатантра), и три – высшего порядка или внутренними (махайога, ануйога и атийога). Низшие тантры характеризуются концентрацией на ритуале и визуализацией мандал и божеств (идамов). Для внутренних тантр характерен уход от внешних атрибутов практики и сосредоточение на концептуальной стороне учения. Большое внимание также уделяется доктрине бардо – состоянию после смерти (между рождениями), когда для практикующего открываются прекрасные возможности реализации.

Будучи старейшей школой, ньингма сильно пострадала во время правления царя Ландармы в IX в. Ландарма ненавидел буддизм и активно возрождал традиции бон. Он практически полностью уничтожил черное духовенство (монахов), но не тронул практикующих мирян. За счет устной передачи и спрятанных Падмасамбхавой сутр и выжила траниция. С тех пор для ньингма характерно отсутствие больших монастырей, семейные линии устной передачи и практика без ухода от мирской жизни. Альтернативой монашеству служат периодические затворничества. Самой известной составляющей практик ньингма на сегодняшний день является дзогчен.

Кадам

Была основана в начале XI в. Бромтонпой, ближайшим учеником и сподвижником Атиши. Он основал монастырь Раден и стал родоначальником школы, которую благословил Атиша. Идея Атиши и его реформ состояла в возврате к строжайшему соблюдению монашеской дисциплины, особенно целибату и воздержанию от спиртного. Кроме того провозглашалось, что три основные ветви буддизма – хинаяна, махаяна и ваджраяна – не противоречат, а дополняют друг друга. Последователи кадам оставили после себя обширную философскую литературу. Школа не оказала заметного влияния на Тибет и ее доктрины впоследствии легли в основание гелуг.

Сакья

Была основана Кхон Чхок Гэльпо в 1073 г. Фактически это была семейная школа клана Кхон. В основе ее лежит учение йогачаров, провозглашающее пустотную природу ума и ставящее на первое место познающего субъекта. Внешний по отношению к сознанию мир считается иллюзорным, в котором запутывается и погрязает человек. Освобождение от иллюзии и порожденного ею страдания достигается пробуждением абсолютного сознания (сознания-сокровищницы) – алаявиджняны. С практической точки зрения большое внимание в школе уделяется концепции бардо, что, впрочем, характерно для всех направлений тибетского буддизма. Основным идамом сакья является Хеваджра, а основным текстом – Хеваджра тантра, которая суть ануттара-йога-тантра и относится к материнским тантрам.

Сакья расширила и упрочнила свое влияние в Тибете во многом благодаря адепту по имени Сакья пандита и его племяннику Пхагба ламе. Поддерживая связи с набирающими силу монголами, они добились благоволения со стороны последних, и Хубилай дал большие привелегии именно этой школе. Монастыри сакья освобождались от уплаты налогов, а монголам запрещалось останавливаться в домах духовенства. Дошло до того, что Хубилай даже предложил на законодательном уровне сделать следование сакья обязательным для всех буддистов, но совестливый Пхагба лама отказался от такого предложения. По просьбе Хубилая Пхагба лама выработал также квадратное письмо на основе тибетского языка для официальных документов. Однако с ослаблением влияния монголов ослабло и влияние сакья. Со временем все привелегии были отменены набравшей силу школой кагью.

Кагью

Берет свое начало от великого йога Тилопы и основана на традиции устной передачи учения. Тилопа передал знание Наропе, а тот - Марпе, который может формально считаться основателем Кагью в Тибете (XI в.). С детства Марпа изучал санскрит у лоцзавы Брогми. Позже, получив наследство, он ушел в индию, где и познакомился с Наропой. Наропа дал Марпе ряд посвящений Чакрасамвары и отправил его изучать Гухьясамаджа тантру к Кукурипе. Впоследствии Марпа получил передачу Махамудры от махасиддхи Майтрипы. Наряду с этими знаниями, сердцем кагью стали шесть доктрин (йог) Наропы, в которые был посвящен Марпа: йога внутреннего огня, йога иллюзорного тела, йога ясного света, йога сна, йога бардо, йога перемещения сознания.

Главным и самым известным учеником Марпы был великий йог и поэт Миларепа. Родившись в богатой семье, он рано потерял отца, и опекунство над ним осуществлял дядя. Когда наступило совершеннолетие, дядя отказался передать Миларепе наследство, сделав его с матерью практически нищими. Гордая мать Миларепы продала последние украшения и отправила сына изучать черную магию, в чем тот сильно преуспел. Вернувшись в родную деревню, он погубил урожай, а затем жестоко расправился с вероломным дядей, уничтожив всю его семью во время свадьбы его дочери. Однако, осмыслив содеянное, он раскаялся и принялся за поиски Пути. Вот тогда-то он и стал учеником Марпы. По преданию Марпа был чрезвычайно строг с учеником, чтобы дать ему возможность ослабить препятствия, созданные черной кармой. Только спустя длительное время Миларепа дождался от учителя посвящения, и через двенадцать лет практики достиг просветления.

Вообще, Марпа был очень энергичным и деятельным человеком. Он много путешествовал, в частности по Индии, где буддийское учение близилось к кризису и закату. Он перевел с санскрита около пятидесяти сочинений, и ему удалось плодотворно пообщаться со многими носителями исчезнувших впоследствии традиций. В Тибете он встречался и с Атишей, правда не стал его учеником. Именно Марпе, с его упорством и любознательностью, школа кагью во многом обязана своим процветанием и популярностью.

Гелуг

Главная школа позднего средневековья в Тибете. Она основана Цзонкапой в конце XIV в. и основывается на традициях кадам. Ее последователей часто называют желтошапочниками, по цвету головного убора, отличающегося от красного у других школ. Цзонкапа провел ряд реформ, суть которых состояла в восстановлении основательно пошатнувшейся к тому времени монашеской дисциплины. Подобно Атише, он настаивал на безбрачии адептов и существенно ограничил повсеместно практикующиеся магические и иногда весьма разнузданные сексуальные тантрические ритуалы, такие привычные для красношапочников. За это школа и получила свое название – путь добродетельных.

Цзонкапа был блестяще образованным человеком и незаурядным практиком. Он был посвящен в Чакрасамвару, Гухьясамаджу и Калачакру, и передавал эти знания своим ученикам. Большой знаток классического буддизма, он всегда выходил победителем в многочисленных диспутах, что привлекало к нему все новых почитателей. Акцент во многом делался на изучении теории и ритуалах. Были построены многочисленные монастыри и при них открыты факультеты для изучения буддийской философии. Также были введены занятия по иконографии, учреждена пышная форма одежды для духовенства и такие же пышные ритуалы и праздники.

В 1438 г. школу гелуг возглавил племянник Цзонкапы Гендундуб, который много сделал для укрепления ее иерархической структуры и упрочнения политического влияния. Именно он положил начало институту далай-лам, считавшихся воплощением покровителя Тибета бодхисаттвы Авалокитешвары. Настоятелям монастыря Ташилумпо был присвоен титул панчен-лам (таши-лам), почитавшихся воплощениями будды Амитабхи.

Школа Гелуг, как и остальные школы тибетского буддизма, берет свое начало от Будды Шакьямуни. Также предтечей Гелуг считается школа Кадам и ее основатель, великий индийский практик Атиша (982—1054). Традиция Гелуг была основана тибетским учителем Дже Цонкапой Лобсангом Дракпа (1357—1419), известным как Дже Ринпоче. Дже Цонкапа в 1409 году основал монастырь Дрок Риво Ганден в окрестностях Лхасы (столица Тибета), впоследствии этот монастырь стал главной резиденцией школы Гелуг.

УЧЕНИЕ ГЕЛУГ

Основными писаниями как для Гелуг, так и для других школ тибетского буддизма, являются буддийские каноны — Кангьюр и Тенгьюр. Также Гелуг опирается на тексты основных учителей своей школы — Дже Цонкапы, Гьялцаб Дхарма Ринчена, Кхедруп Гелек Палсанга и многих других.

ШКОЛА «УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ»

Среди всех школ тибетского буддизма Гелуг уделяет наибольшее внимание изучению философии, которое может длиться многие годы. Наиболее важные темы для изучения в Гелуг называются «Пятью важнейшими трактатами» и включают в себя: Праджняпарамиту, углубление мудрости; Мадхьямаку, следование срединному пути; Праману, буддийскую логику, то есть теорию познания; Абхидхарму, феноменологию, и Винаю, дисциплину жизни монаха. Более 15 лет идет углубленное изучение этих «Пяти трактатов», наравне с комментариями на них, которые могут отличаться в разных монастырях школы Гелуг. Когда обучение завершено, проводится экзамен на степень магистра буддийской философии(«геше»), а у степени есть три разряда — дорампа, цогрампа и лхарампа (самый высокий разряд).

Затем состоявшийся геше может продолжить обучение тантре в другом месте, остаться преподавателем в своем монастыре или уйти в длительный медитативный затвор.

Большинство учеников в Гелуг проходят «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» («Ламрим Ченмо») Дже Цонкапы, которое, в свою очередь, основано на «Светочи на пути к пробуждению» («Бодхипатха-прадипа») Джово Атиши, которое является подробным и поэтапным пособием, ведущим ученика от основ к Тантре. Затем ученик может продолжить обучение Ваджраяне с помощью углубленного пособия Дже Цонкапы «Большое руководство по этапам пути тантры» («Нагрим Ченмо»).

ЛИНИЯ ПЕРЕДАЧИ ШКОЛЫ ГЕЛУГ И ЕЕ УЧИТЕЛЯ

Школа Гелуг (также известная как «линия Ганден») является ответвлением школы Кадампа, основанной Джово Атишей. Линия передачи учения Гелуг от ее основателя Дже Цонкапы до современных учителей ни разу не прерывалась.

Дже Цонкапа родился в местности Цонгкха района Амдо, в восточном Тибете. Когда ему было четыре, он получил полные обеты мирянина от четвертого Кармапы, Ролпе Дордже, а также духовное имя Кунга Ньингпо. Дже Цонкапа обучался у всех известный учителей школ Кадам, Сакья, Кагью, Джонанг, а также многих других, и впоследствии стал одним из самых известных учителей тибетского буддизма. Также Цонкапа проводил много времени в медитативных затворах и написал множество текстов и комментариев к текстам. Его работы собраны в 18 томах.

Основными учениками и последователями Дже Цонкапы являются: Гьялцаб Дхарма Ринчен (1364—1432), Кхедруб Гелег Пелзанг (1385—1438), Гьялва Гендун Друп (1391—1474), ставший первым Далай-ламой; Джамьянг Чодже Таши Пелден (1379—1449), Джамчен Чодже Шакья Йеше, Дже Шераб Сенгье и Кунга Дондруп (1354—1438).

В возрасте 60 лет (в 25-й день 10-го тибетского месяца) Дже Цонкапа оставил свое тело, назначив Гьялцаба Дхарма Ринчена своим преемником в монастыре Ганден. Глава школы Гелуг и настоятель монастыря Ганден имет титул Достопочтимый Ганден Трипа Ринпоче.

Гелуг-па (Гелук) — школа традиции монастыря Гэ - это одна из четырех (самая новая школа) — ведущих школ тибетского буддизма. Основана Дже Цзонкхапой на рубеже XIV-XV вв.; в настоящее время преобладает в Тибете, Монголии, а также на территории России - в Бурятии, Калмыкии и Тыве.

В течение XV-XVI вв. влияние созданной Цзонкхапой школы Гелуг-па неуклонно росло, крепло и ее политическое влияние. Гелугпинцы постепенно создали мощную сеть монастырей дацанов, в которых проживало до нескольких десятков тысяч монахов. Дацаны были также
образовательными центрами. Наиболее крупные дацаны имели три факультета:

  1. общий (философский — цанид),
  2. медицинский (гью) и
  3. тантрический (джуд);

в небольших дацанах был только общий факультет; на тантрический факультет принимали только монахов, получивших общую философскую подготовку, а в группы по изучению «Калачакра тантры» - только самых способных из числа допущенных к изучению тантр.

Система «цанид» предполагала последовательное изучение пяти дисциплин, на что уходило около пятнадцати лет (как правило, родители отдавали в монастыри детей в очень раннем возрасте):

  • Логика (прамана) - по сочинениям Дхармакирти;
  • Парамита (путь «классической» Махаяны) - по тексту Майтреи Асанги («Абхисамаяланкара»);
  • Мадхьямака (по трактату Чандракирти «Мадхьямакаватара»);
  • Виная (прежде всего Виная муласарвастивадинов);
  • Абхидхарма (по «Абхидхармакоше» Васубандху и «Абхидхармасамуччае» Асанги).

Высшей формой буддийской философии школа Гелуг-па считает радикальную мадхьямака-прасангику.

К началу XVII в. школа Гелуг-па превратилась в силу, доминировавшую как в духовной, так и в политической жизни Тибета. Кроме того, со второй половины XVI в. при поддержке ряда монгольских правителей, прежде всего Алтан-хана, буддизм быстро распространяется в Монголии, причем власти там оказывают покровительство исключительно школе Гелуг-па. Внук Алтан-хана стал Далай-ламой IV, впервые сделавшим власть этих гелугпинских иерархов реальной политической силой.

Позднее монгольский правитель Гуши-хан, вторгшийся в Тибет в 1640 г., оказал большую помощь Далай-ламе V в укреплении власти последнего в масштабе всего Тибета.

Таким образом, в это же время тибетский буддизм не только распространяется за пределами Страны Снегов, но и формируются важнейшие для нарождающейся тибетской теократии институты Далай-лам и Панчэн-лам.

При Далай-ламе V Великом Нгаван Лобсан Гьяцо (1617-1682) Гелуг-па не только становится доминирующей школой тибетского буддизма, вытеснившей старые школы на периферию духовной жизни и оттеснившей их на культурные окраины Тибета, но и объединившей под властью своих иерархов практически весь Тибет (некоторым князьям удалось сохранить свою независимость и от гелугпинских Далай-лам и от самих «желтошапочников»; наиболее яркий пример - тибетское королевство Бутан, где доминирует одно из малых направлений школы Кагью-па).

Далай-ламаV был, несомненно, выдающейся личностью: в нем сочетались таланты религиозного деятеля, опытного политика, тонкого дипломата, удачливого полководца, ученого-историка и тантрического йогина, практикующего таинственные ньингмапинские ритуалы. Искусно маневрируя между политическими силами региона (монголы Тушету-хана,
маньчжуры, завоевавшие после 1644 г. Китай и установившие там власть своей династии Цин до 1911 г., различные феодальные кланы Тибета), Далай-лама V не только смог укрепить свою власть и централизованное управление Тибетом, но и сохранить свою страну фактически независимой: хотя цинские императоры Китая и считали Тибет своим вассалом, представляя в нем свою власть особым чиновником - амбанем, тем не менее реально Далай-лама оставался вполне самостоятельным государем. Поездка Далай-ламы V в Пекин для встречи с покровительствовавшим буддизму императором Шунь-чжи (1644-1662) еще больше укрепила престиж и авторитет тибетского иерарха.

Тибетский буддизм относится к одному из направлений буддизма Махаяны. В V - VII веках буддизм, который ранее распространялся вдоль торговых путей через Кашмир и Туркестан, т.е. в обход Тибета, начал проникать и на территории, населённые воинственными тогда тибетскими племенами. Буддизм адаптировался к тибетскому менталитету, взаимодействуя с местными религиями, в основном с учением бон. Наиболее популярными стали учения Ваджраяны или буддийского тантризма. Ориентировочно в V веке н.э.буддизм появился в Тибете, затем распространился на севере Китая, в XVI-XVII веке проник в Монголию, Сибирь, Туву, Калмыкию.

Исторические источники тибетского буддизма доступны начиная с царствования в Тибете Сонгцен Гампо (6 20–650 гг), который по политическим соображениям принял буддизм в качестве государственной религии.

Школа Ньингма

В VIII веке н.э. король Трисонг Децен пригласил к себе в Страну Снегов индийских ученых Вималамитру и Шантаракшиту, а затем великого учителя Падмасамбхаву (Гуру Ринпоче). В этот период появились первые монастыри и крупные учебные заведения, и начала складываться школа Ньингма «Старая традиция» , старейшая из 4-х главных школ тибетского буддизма. Однако этой первой волне развития буддизма в Тибете суждено было почти полностью исчезнуть во время правления короля Лангдармы, который постарался уничтожить все, что было связано с учением Будды. К счастью, Падмасамбхава и его просветленная супруга Йеше Цогьял успели укрыть многие священные тексты в различных труднодоступных местах Тибета, оставив также предсказания о том, кто и когда должен их обнаружить.

Традиция школы Нингма представлена тремя линиями: главная линия: линия, линия устной передачи Дзогчен и линия сокровищ. Самой значимой из них является линия Дзогчен. Шесть монастырей, расположенных в трёх разных областях Тибета несут эту традицию. Это Дордже Драк и Миндрол Линг в Верхнем Тибете, Дзогчен и Сечен в Центральном Тибете, и Каток и Пальюл в Нижнем Тибете. Дзогчен. В настоящее время благодаря стараниям главного лидера школы Нингма, Его Святейшества Пенора Ринпоче по всему миру возникли тысячи нингмапинских организаций с миллионами последователей, практикующих Дзогчен. Дзогчен в переводе означает "великое совершенство". Если тантризм идёт путём преображения психических и тонких энергий для выхода из колеса бесконечных перерождений, исходя из представления, что каждый человек имеет природу будды, то дзогчен утверждает, что мы уже совершенны. Идейная основа дзогчен заключена в учении об Изначальном состоянии бытия, которое совершенно само по себе, т. е. природа человека - совершенна. Задача учителя - ввести ученика в это Изначальное состояние, которое характеризуется недвойственностью, т. е. неразличением "я" и мира.

Школа Кагью

Спустя почти триста лет с переводчиком Марпой пришло в Тибет учение, которое легло в основу другой школы - Кагью или «Передача Учения (Будды)». Марпа три раза ходил из Тибета в Индию, преодолевая заснеженные перевалы Гималаев, чтобы изучать и практиковать тайные тантрические учения и затем передать их своим соотечественникам. Начиная с XII века, одну из главных сохранившихся подшкол этой школы возглавляет Гьялва Кармапа , первый Лама в истории буддизма, который сознательно принимает перерождения на благо существ. Незадолго до смерти Кармапа оставляет своим ближайшим ученикам указания, письменные или устные, относительно того, когда и где следует искать его следующее воплощение. Просветленные Ламы хранят и передают учение и опыт просветления своим ученикам. Поэтому эта школа устного предания, прямой передачи учения Махамудра от учителя ученику. Учения Кагью передавались таким образом, непрерывно, до сегодняшних дней.

Школа Сакья

Примерно в то же время, что и Карма Кагью, создавалась школа Сакья , давшая миру многих великих ученых, мастеров буддийской философии и теории познания. Название происходит от местности Серая (Светлая) Земля . Традиция Сакья ассоциируется с семейством Кхон. Кхон Луи Вангпо Сунгва был учеником Гуру Ринпоче в восьмом веке. Все последующие тринадцать поколений Дхарма распространялась через клан Кхон. В 1073 году Кхон Кончок Гьялпо построил монастырь Сакья и основал традицию Сакья в Тибете.

Школа Гелуг

Четвертая школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета головного убора монахов. Основана в XIV-XV вв. Гьялва Цонкапой (1357-1419), который почитается как воплощение бодхисаттвы Манджушри, олицетворяющего мудрость, всеведение. Цонкапа создал многотомный труд, интегрирующий многие учения и содержащий руководство «Ступени пути» (тибет. «Лам-рим»), который. до сих пор подробно и тщательно изучается как монахами, так и мирянами. В гелуг разработана обширная многолетняя образовательная программа и система учёных степеней учителей. Ученик Цонкапы Гьялва Гедун Друкпа стал первым из четырнадцати перерождений Далай Ламы. По традиции, Далай-Лама, являющийся духовным лидером Тибета, всегда был представителем этой школы и также считается эманацией Авалокитешвары – Бодхисаттвы Сочувствия. Четырнадцатый Далай Лама, Тензин Гьяцо, был удостоен Нобелевской премии в 1989 году в знак признания его героических усилий как миротворца, облегчающего страдания тибетского народа, находящегося под властью геноцида китайского правительства. Все существующие дацаны в Бурятии, Калмыкии и Тыве принадлежат школе гелуг.

Учения всех этих школ приводят к одинаковому результату, состоянию просветления. А вот методы несколько различаются: они предназначены для разных людей. Обычно говорят, что в школе Ньингма сосредоточены методы, трансформирующие, прежде всего, гнев и гордость, потому в этой школе практикуют люди, у которых названные чувства сильнее всего. В школу Карма Кагью приходят, в первую очередь, те, кто больше всего зависим от желаний и привязанности. В школе Гелугпа преобразуется неведение, а в школе Сакья – примерно равное соотношение этих мешающих чувств.

Движение риме. «Несектарное»

Это эклектичное движение, которое появилось в 19 веке в Западном Тибете, где в то время поощрялось изучение и объединение всех школ тибетского буддизма такими известными фигурами того времени, как: Джамьянг Кьенце Вангпо, Джамгон Конгтрул Лодро Тхае, Чогьюр Дечен Лингпа, и Джу Мипам Гьяцо. Риме объединяет с просветительскими и миссионерскими целями школы ньингма, сакья и кагью. Основной особенностью движения Риме было появление новой литературы. Она состояла в основном из собрания самых значимых работ больших и маленьких школ тибетского буддизма, имеющих общую доктринальную базу. Адепты любой из школ могут посещать библиотеки двух других и осваивать их практики.

Учение БОН

Существует три различных типа традиции Бон . Это старый Бон - целиком шаманский; Юндрунг (или Вечный) Бон, и новый, или реформированный, возникший в ответ на соперничество со стороны других Буддийских школ.

Последователи Вечного Бона Юндрунг утверждают, что представляют пре-буддистскую цивилизацию Тибета. По меньшей мере часть этой религиозной традиции происходит не из Тибета, а была принесена в Центральный Тибет ещё до седьмого столетия из независимой тогда страны Жанг-жунг к западу от Тибета, а туда - из более удалённых местностей таджико или ирано-говорящей Центральной Азии на северо-западе.

Эта форма Бон известна как Юнгдрунг Бон, "Вечное Учение", термин, соответствием которому в санскрите было бы "Свастика-дхарма", где свастика или солнечный крест - это символ вечного и нерушимого, соответствующего практически во всём буддистскому термину "ваджра" или алмаз. В добавление к ритуальным текстам, относящимся к ш a манической и анимистической практике, эта древняя традиция владеет большим количеством текстов, также претендующих на пре-буддистское происхождение, и относящихся к высшим учениям Сутры, Тантры и Дзогчен. Ламы Бонпо, вместо того, чтобы обращаться к северноиндийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме как своему Будде и источнику высших учений Сутры, Тантры и Дзогчен, обращаются к другому принцу, жившему в более ранние времена, к Шерабу Мивоче, родом из Олмо Лунгринг в далёкой Средней Азии, как своему Будде и источнику их учения. Следовательно, последнему был присвоен титул Тонпа или Учителя, буквально "тот, кто раскрывает [тайны]". Традиция Бонпо приписывает Тонпа Шенрабу поистине невероятную датировку, утверждая, что он процветал примерно восемнадцать тысяч лет назад.

Считается, что, начиная со времени правления второго короля Тибета, Митри Цанпо, некоторые тексты Бонпо, в особенности Отцовские Тантры были принесены из Жанг-Жунг в Центральный Тибет и переведены на тибетский язык.

Бонпо претерпели один за другим два цикла преследований, первый - во времена правления восьмого короля Тибета, Дригум Цанпо, и затем второй - во времена великого буддистского короля Тибета, Трисонг Децан в восьмом веке нашей эры. Согласно традиции, в обоих случаях преследуемые мудрецы Бонпо спрятали свои книги в различных местах в Тибете и прилегающих областях, таких как Бутан. Эти тайники стали заново открывать начиная с десятого столетия. Потому они известны как вновь открытые тексты или "скрытые сокровища" (терма).

Некоторые другие тексты никогда не были спрятаны, а оставались в обращении и передавались по непрерывной линии начиная с восьмого столетия. Эти тексты известны как snyan-rgyud, буквально - "устная традиция", даже если они существовали как написанные тексты, начиная с раннего периода. Эта разновидность Старого Бона процветала в Западном и Центральном Тибете вплоть до наших дней. Идея того, что многие учения возникли в западной части Тибетского плоскогорья, а не на Индийском субконтиненте, и что это происходило еще до времени исторического Будды, кажется почти невероятной тем, кто привык к общепринятой истории о проникновении буддизма в Тибет в седьмом веке.

Вторая разновидность традиции Бон – шаманистский Бон. Тибетский термин бон, вероятно, произошел от старинного глагола "bond-pa", что означает "призывать богов". В данном случае Бон подразумевает туземную пре-буддистскую шаманистическую и анимистическую культуру Тибета, культуру, которая имела много общего с другими шаманистическими племенными культурами Центральной Азии и Сибири. Хотя эти культуры включали в себя различные виды религиозной практики и верований, в центре их всегда находился практикующий, известный под именем шамана. Деятельность шамана характеризовалась вхождением в изменённое состояние сознания посредством ритмичного пения, битья в барабан, танца и так далее.

Основной социальной функцией такого практикующего было целительство. Традиционная форма центральноазиатского шаманизма, включая одержание духами, широко практикуется в Тибете и сегодня как среди буддистского населения, так и населения, исповедующего бон, а также среди тибетских беженцев живущих в Ладаке, Непале и Бутане.

На самом деле, в соответствии с традицией Бонпо, некоторые из этих практик, такие как вызывания богов и ритуалы изгнания злых духов были преподаны самим Тонпа Шераб в доисторические времена, во время его непродолжительного пребывания в Конгпо, что в Юговосточном Тибете.

Эти шаманические разновидности практик сегодня известны как "Причинные Пути Бон". Учения и практики, содержащиеся в Причинных Путях считаются дуалистическими в их философских взглядах. T о есть, боги, представляющие силы света и порядка, и зовущиеся Йе, и демоны, представляющие силы тьмы и хаоса, зовущиеся Нгам, имеют независимое существование, и практикующий в основном занимается тем, что выполняет ритуалы, которые призывают положительные энергии богов и отвращают отрицательные влияния демонов и злых духов.

Однако, как и Буддизм в целом, Юнгдрунг Бон полностью отрицает практику кровавых жертвоприношений, ибо происхождение этих практик приписывается демонам-каннибалам Синпо, а не Тонпа Шенраб. Таким образом, ламы Бонпо не желают отождествлять даже Причинные Пути Бон с шаманизмом Джангкрис или шаманами, и по сей день существующими в горах Непала.

Новый Бон возник в четырнадцатом столетии и продолжается до настоящего времени. Он был основан на открытии системы Терма. В целом эта система довольно схожа с Ньингмапа, и Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) в ней также считается значительной личностью. На самом деле, некоторые тертоны (те, кто открывает термы), такие как Дордже Лингпа, открыли как Ньингмапа, так и Бонпо термы. Новый Бон процветает главным образом в Восточном Тибете.

Подобно Ньингмапа среди Тибетских Будистов, традиция Бонпо содержит как своё высшее учение систему размышлений, известную как Дзогчен, "Великое Совершенство". Эти учения раскрывают в непосредственном переживании Первозданное Состояние человека, иными словами, неотъемлемую врождённую природу Будды или Боддхичитту, которая находится за пределами времени, обусловленности и концептуальных ограничений. Это Естественное Состояние описывается в терминах его сущностной первозданной чистоты и его спонтанного совершенства в проявлении. Как буддийская школа Ньингма, так и Бонпо утверждают, что их традиции Дзогчен были принесены в Центральный Тибет в восьмом столетии: традиция передачи Ньингмапа - от Махасиддхи Шрисимха, жившего в Северной Индии, а традиция Бонпо, произошла от линии Махасиддхов, обитавших в окрестностях горы Кайлаш и озерной страны Жанг-жунг к западу и северу Тибета. Таким образом, очевидно, существуют две различные исторически подлинные линии передачи этих учений.

Современный Бон содержит в себе монашескую систему, очень похожую на монашескую систему буддистов, а также философию Мадхьямика, полностью сравнимую с другими школами Тибетского Буддизма. Согласно самим ламам Бонпо, основным различием между школами Бон и Будизма является скорее различие не в учении и доктринах, а в линиях передачи, так как Бонпо считают своим основателем Тонпа Шераб, а буддисты - Шакьямуни. На самом деле, обе эти выдающиеся личности - проявления просветления Будды в нашем мире, прозрения, технически известного как Нирманакайя. Его Святейшество Далай Лама признал Бон как пятую школу тибетского буддизма, наряду с Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг, и предоставил место представителям Бон в Совете по Делам Религии в Дхармасале.