Ребенок не хочет ползать в 6 месяцев. Во сколько ребенок начинает ползать, и как его этому научить

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Здравствуйте, дорогие друзья! Врачи-педиатры считают, что ползание - это подготовительный этап перед ходьбой. Во время ползания у малыша укрепляются мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшается координация. Но не все дети вовремя овладевают этим навыком. Как научить ребёнка ползать в 6 месяцев, мы объясним в нашем сегодняшнем материале.

А стоит ли учить?

Случается, что ребёнок, пропуская стадию ползания, сразу становится на ножки и начинает ходить. Наслушавшись рассказов про таких детей, некоторые мамы и папы, не видя попыток своего карапуза к ползанию, не пытаются что-либо предпринимать.

Так нужно ли учить малыша ползать, если к полугоду он не начал делать это самостоятельно? Врачи-педиатры, невропатологи, а также детские психологи единодушны в своём мнении: обязательно нужно.

Ползание полезно для маленького человечка не только в физическом смысле.

  • Ползая, карапуз учится думать, ведь ему необходимо принимать решения, куда и зачем ползти и как это лучше делать.
  • Он ощущает, что может перемещаться в пространстве, может доставать предметы, которые находятся не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше.
  • Карапуз начинает понимать, что к интересующим его предметам можно приближаться, а можно от них удаляться, что можно двигаться с разной скоростью.
  • Малыш сам выбирает тот стиль, которым ему удобнее ползти. Более того, кроха осваивает разные способы ползания на разных поверхностях.
  • Во время ползания развивается не только макро-, но и микромоторика ребёнка: во время движения он трогает различные предметы, лежащие на полу, теребит бахрому ковра и т.п.

Ползание - важный этап в развитии ребёнка. Поэтому, прежде чем начать обучение малыша, ознакомьтесь с советами врачей-педиатров:

  1. Начиная с месячного возраста крохе нужно делать простой массаж. Массаж должен быть направлен на укрепление мышц спины, живота, ручек и ножек. Основные его приёмы - поглаживание, растирание, продольное разминание. Для укрепления продольных мышц спины выполняют поколачивание и пощипывание.
  2. После пяти месяцев к массажу подключают различные упражнения. Основная их цель - научить ребёнка находиться в положении на четвереньках и показать ему принцип ползания.
  3. Купите карапузу фитбол - универсальный тренажёр для младенцев. Упражнения на нём укрепят мышцы спины и животика крохи.
  4. С 3–4 месяцев малыша нужно выкладывать на развивающий коврик или даже на пол. Американские специалисты по раннему развитию называют пол «атлетическим манежем для ребёнка». Разумеется, пол должен отвечать определённым требованиям: быть безопасным, чистым, тёплым, гладким и ровным.
  5. Позаботьтесь об удобной одежде, которая не будет сковывать движения юного ползунка.
  6. Уберите с возможного пути следования карапуза все опасные предметы, например, провода от телевизора или компьютера, в которых кроха может запутаться. Позаботьтесь, чтобы на краю столов, на которые карапуз может случайно наткнуться, не стояли чашки, вазы или другие предметы, способные упасть на малыша.
  7. Не оставляйте ребёнка одного в комнате на полу, даже если он ещё не умеет ползать. Его может заинтересовать и скатерть, свисающая со стола, на котором стоит стеклянная посуда, и содержимое шкафа, дверцы которого легко открыть, и лестница, ведущая на второй этаж дома. Если вам нужно отлучиться из комнаты, положите малыша в манеж.

Упражнения для ползания

Предлагаем вам несколько упражнений, после регулярного выполнения которых начнёт ползать даже самый упрямый карапуз.

Опираемся на ручки

В шесть месяцев малыш должен научиться не только приподниматься на руках, но и хватать одной рукой игрушку, опираясь при этом на другую ручку. Если пока ваш ребёнок этого не умеет, нужно ему немного помочь.

Для начала положите кроху на живот, а перед ним, чуть выше головы, подвесьте игрушку. Чтобы схватить её, ребёнок будет приподниматься на руках и тянуться к заинтересовавшему его объекту. Если вдруг игрушка не вызывает интереса, сначала дайте карапузу её подержать в руках, а потом постепенно поднимайте вверх.

Лежим на одеяле

Сделайте из одеяльца или большого полотенца валик и подложите его под грудь лежащему на животике малышу. Голова и руки ребёнка при этом должны свисать с валика, ножки и живот будут находиться на ровной поверхности.

В таком положении карапуз может свободно поворачивать головку и брать заинтересовавшие его предметы обеими руками.

Стоим на четвереньках

Для этого упражнения опять понадобится валик из одеяла, только сделайте его более высоким, чтобы ручки и ножки маленького гимнаста свисали над полом.

Ребёнок инстинктивно захочет опереться на руки и ноги и просто вынужден будет встать на четвереньки.

Становимся на коленки

Случается, что малыш упорно не хочет стоять на коленках: он поднимается на прямых руках и ногах.

Поэтому, прежде чем ставить кроху на четвереньки, нужно научить его стоять на коленках. Для этого прижмите ребёнка спиной к своему животу, обхватите под мышками одной рукой, а второй поставьте на мягкую поверхность не стопами ног, а коленками, так что ровная спинка малыша остаётся прижатой к вашему телу, а коленками он стоит на поверхности.

Когда ребёнок освоится в стоянии на коленках, медленно опустите его вперёд, чтобы он ручками опёрся на поверхность дивана и оказался на четвереньках. В этом положении покачайте маленького упрямца вперёд и назад.

Переставляем ножки

Положите на пол высокий матрас. Спустите ребёнка на пол и уложите его грудью на матрас так, чтобы он локтями опирался о поверхность матраса, а коленками стоял на полу.

Встаньте с противоположного конца матраса и начинайте двигать его на себя. Карапуз будет вынужденно передвигать коленками, поскольку опора для его верхней части тела движется вперёд.

В целях безопасности лучше использовать широкий матрас, поскольку, если кроха в процессе «езды» перевернётся на бок, он не ударится головой о пол, а коснётся мягкой поверхности матраса.

Переставляем ручки

Поднимите ребёнка над поверхностью (это упражнение лучше делать над столом), одной рукой поддерживайте под грудью, а второй поднимите ему ножки. Сделайте так, чтобы раскрытыми ладошками рук малыш опирался на стол.

Подталкивайте карапуза вперёд так, чтобы он поневоле начал переставлять ручки. Стимулировать движения малыша может яркая игрушка, которую вы положите перед его глазами.

«Лягушонок»

Обхватите ножки ребёнка, лежащего на животике, в нижней части голени. Сгибайте и разгибайте их поочерёдно, наподобие того, как плавает лягушка.

После нескольких таких движений придержите ноги малыша в согнутом положении и дайте ему оттолкнуться самому - он поймёт принцип ползания. Движение можно стимулировать показом любимой игрушки.

Ползаем втроём

Для того чтобы сделать это упражнение правильно, вам понадобится помощник. Заранее распределите роли: один из взрослых отвечает за работу рук ребёнка, другой - за ножки.

Поставьте карапуза на четвереньки на полу, перед ним положите привлекающую внимание игрушку. Далее один из взрослых двигает вперёд левую руку ребёнка, второй - правую ногу и так далее.

Полоса препятствий

Уже после того, как ребёнок привыкнет лежать и ползать, усложните ему задачу: расставьте вокруг карапуза подушки и большие мягкие игрушки. Сядьте с другой стороны комнаты, чтобы между вами и малышом были препятствия, и зовите кроху ласково.

Конечно, он не удержится и поползёт к вам.
Преодолевая самостоятельно полосу препятствий, ребёнок заодно будет развивать выносливость, зрительные навыки и моторику.

Обучая своё любимое чадо ползать, не забывайте, уважаемые родители, о трёх очень важных вещах:

  1. Даже самый крепкий ребёнок не будет стремиться ползать, если у него нет стимула. Поэтому обязательно раскладывайте на полу яркие игрушки или предметы, которые заинтересуют кроху.
  2. Малыш поползёт тем раньше, чем раньше его начнут выкладывать на пол и чем больше времени он будет там проводить.
  3. Лучше всего дети учатся на примере, поэтому мамам и папам нужно регулярно ползать перед ребёнком на четвереньках в разных направлениях, в том числе и противоположном от него, побуждая малыша догонять.

Счастливого ползания вам, уважаемые родители, и вашему карапузу! До свидания!

Ползание – это приобретенный рефлекс, которым рано или поздно овладевает каждый младенец. Происходит это примерно в полгода, а до этого ребенку предстоит научиться поворачиваться на бочок, спинку и животик, держать головку и сидеть.

Увы, не всегда период обучения ползанию протекает безоблачно. Это весьма сложный для малыша процесс, поэтому в такие моменты родители должны всегда быть рядом с ним и помогать. Для этого нужно знать, как правильно и быстро научить своего ребенка ползать после достижения им 6 месяцев, какие занятия с ним проводить, и насколько часто нужно упражняться.

Детские психологи и педиатры считают вопрос о том, когда ребенок должен научиться ползать, некорректным. Это сугубо индивидуально, максимально точно ответить не сможет дать ни один специалист.

Конечно, существуют общепринятые рамки, границы детского возраста, когда малыши должны постепенно проявлять интерес к передвижению при помощи ползания. Но они средние, поэтому «загонять» в них кроху не стоит. И уж тем более не нужно считать, что он развивается слишком медленно – всему свое время!

На заметку!

Многие дети начинают ползать в возрасте 5-6 месяцев. Другие же малыши осваивают этот процесс в 7-9-месячном возрасте. Это абсолютно нормально, поэтому такая ситуация не требует врачебного вмешательства.

Также стоит учитывать, что девочки, развиваясь быстрее, чем мальчики, начинают обучаться ползанию раньше. Этот процесс протекает у них проще, даже веселее и активнее.

Немаловажное значение в данном вопросе имеет наследственность. Если кто-то из родителей начал делать первые ползки с запозданием, значит, малыш вполне может перенять у мамы или папы эту черту. Ему можно помочь справиться с обучением намного быстрее, если заниматься с ним хотя бы по 10-15 минут в день.

Польза передвижения по-пластунски и на четвереньках

Передвижения по-пластунски или на четвереньках одинаково полезны для малыша. Прежде всего тем, что:

Полезно знать!

Во время ползания малыш подсознательно развивает свою интеллектуальность. При таких движениях происходит повышение активности работы коры головного мозга, развивается и налаживается речевая моторика.

Физиологическая готовность малыша, и как учить ребенка ползать в раннем возрасте

Очень важно обратить внимание на то, готов ли ребенок физиологически и психологически к такому важному этапу, как обучение ползанию. Это зависит от возраста малыша, что обязательно должно приниматься в расчет родителями крохи.

В 5 месяцев

Этот период сопровождается повышенной активностью движений малыша. Чтобы подготовить его к ползанию, необходимо как можно чаще упражняться с ним в перевороте на бочок, привлекая его внимание к игрушке или другим интересным предметам.

В 6 месяцев

Малыши в 6 месяцев уже, как правило, активно учатся поворачиваться на бок, или даже на животик и спинку. Сидеть им пока тяжело, поэтому родители должны поддерживать равновесие крохи, придерживая его спинку руками. Чтобы малыш мог сидеть, его нужно обложить подушками со стороны спины и по бокам.


Занятия нужно проводить в игровой форме. Чтобы заинтересовать младенца, можно использовать гимнастический мячик – фитбол.

В 7 месяцев

Дети в 7 месяцев проявляют особый интерес к передвижениям ползком. Они могут перемещаться на животике, по-пластунски или на четвереньках.

Если кроха не может справиться с последним этапом, то мама должна ему в этом помочь. Чтобы заставить малыша ползать на четвереньках, нужно соорудить небольшой тоннель или преграду. Таким образом, у младенца не будет иного выбора, кроме как преодолеть внезапно возникшее препятствие.

На заметку!

Младенцы очень любят «преграды» в виде папы или мамы, сидящей/лежащей на полу. Такие занятия превращаются в увлекательную игру, которая не только развивает кроху, но также объединят всю семью.

В 8 месяцев

В 8 месяцев детки уже ползают во всю, а также пытаются вставать на ножки. Сначала при помощи мамы или папы, либо посредством держания за прочную опору, а затем – самостоятельно. Мама должна дать крохе больше простора для активности, чтобы ему было где гулять.

Можно проводить такие упражнения на свежем воздухе, расстелив для ребенка мягкое покрывало или одеяло. При этом мама должна находиться всегда рядом, поддерживать младенца, направлять его, координировать его движения, если это необходимо.

Заниматься с малышом нужно регулярно. Поначалу следует проводить упражнения 2-3 раза в неделю. Постепенно нужно приучить его делать это ежедневно. 10-15 минут будет достаточно, однако, исходить нужно из желаний самого крохи.

Практические советы, как научить ребенка ползать на четвереньках в 6-7 месяцев

Есть несколько действенных способов, при помощи которых можно научить малыша двигаться ползком на четвереньках.

Примите к сведению!

Профилактический массаж

Домашний массаж подразумевает:

  • скрещивание ручек младенца на уровни груди;
  • сгибание-разгибание ножек;
  • переворачивания крохи с животика на спинку или наоборот несколько раз подряд;
  • поглаживания, растирания, похлопывания, пощипывания спинки, ягодиц;
  • поглаживание животика, особенно в области пупка;
  • подъемы прямых ножек вверх.

Если родители пока боятся проводить подобные сеансы массажа, то на помощь им придет профессиональный массажист.

Совместное ползание

Некоторые малыши могут передвигаться по кровати или в манеже, но попадая на более просторную площадь, они пугаются или теряются. Чтобы приободрить кроху, мама может показать ему наглядный пример, как ползать, например, по полу. Важно сопровождать этот процесс веселыми, завлекающими комментариями, ведь малыш уже начинает понимать, что ему говорят.

Ползание с пеленок

Из фанерного желоба, обитого поролоном и покрытого кожзамом, можно соорудить специальный тренажер. Он состоит из нескольких секций, ширина которых равна 40 см, а длина – 1 м. Для начала новорожденному разрешается ползать на маленькие расстояния.


По мере его взросления дистанция постепенно увеличивается, что позволяет крохе максимально приспособиться к такому способу передвижения.

Специальные упражнения

Несколько полезных упражнений, которые помогут младенцу освоить процесс ползания:

  1. Положить ребенка на животик, а над его головкой повесить погремушку так, чтобы он мог до нее дотянуться. Чтобы это сделать, ребенку нужно будет напрячь мышцы грудной клетки и податься немного вперед.
  2. Скатать из детского одеяла маленький валик, подложить его под грудь младенца. Его ручки должны свисать, а ноги и живот – находиться на прямой поверхности. Так кроха сможет брать подвешенную погремушку обеими руками.
  3. В этом процессе будут задействованы оба родителя. Поставить ребенка на пол на четвереньки. Мама держит кроху за ручки, папа – за ножки. Синхронно передвигать конечности младенца, имитируя ползание.

Заниматься нужно регулярно, поскольку единичные тренировки не дадут быстрого результата.

Отработка навыков ползания для детей с ДЦП

Детки с ДЦП требуют более тщательного продумывания плана упражнений. Прежде всего, упор необходимо делать на укрепление мышц и костей рук, а когда они окрепнут, малышу будет намного проще подтягивать ножки, затем – вставать на коленки.

С самого первого дня, когда малыш только появляется на свет, мы уже начинаем представлять, как он сделает первые шаги, скажет свое первое слово. Но перед тем, как начать ходить, ребенок должен научиться сидеть и ползать. Родителям не стоит пускать все на самотек. Чтобы малыш развивался правильно и вовремя, ему нужно помогать.

Многие мамы задаются таким вопросом, когда малыш делает большой прыжок в развитии, пропускает этап ползанья и сразу начинает ходить, или наоборот решительно от всего этого отказывается.

Организм ребенка развивается поэтапно, и каждая ступень важна для дальнейшего развития детского организма. Мнение педиатров в этом вопросе также едино, ребенок должен ползать, а родителям необходимо ему в этом помогать. Массажи, гимнастика, плавание в бассейне, все пойдет на пользу растущему организму.

Что дает ребенку ползанье?

Ползать ребенок должен, но что же дает ему этот навык, зачем он вообще нужен. У многих детей после родов ставят такой диагноз, как минимальные мозговые дисфункции. Причиной становятся тяжелые роды или родовые травмы. Процесс ползанья помогает частично это компенсировать, что очень важно для развития подкорковых структур мозга.

Малыши, которые сначала начинают ползать, а потом ходить, имеют более развитый мышечный каркас. Во время ползанья развиваются мышцы всего тела, руки, ноги, плечи, запястья. Когда ребенок ползет, у него правильно раскрывается ладонь, что очень важно для развития мелкой моторики. Именно она напрямую связана с развитием речевого аппарата.

Ползанье несет в себе не только физическое развитие, но и умственное. При передвижении ребенка на четвереньках, развивается двухсторонняя координация. Левое и правое полушарие мозга начинают дружить и отвечать за работу друг друга. Координация становится лучше и малыш начинает хорошо владеть своим телом.

Очень часто случается, что ребенок, который пропустил этап ползанья, имеет проблемы в учебе. Чаще всего это трудности с чтением, которое является основой хорошей успеваемости школьника.

Когда правильно должен ползать ребенок

Каждый человек уникален в своем роде, также и развитие детей происходит сугубо индивидуально. Все нормы и показатели это лишь усредненные значения. Так считается, что малыш должен поползти примерно к шести месяцам. Хорошо освоить этот навык уже к семи. Повторимся, это лишь средние показатели.

Не стоит ждать, что в день исполнения полугода, ваше чадо должно встать на четвереньки и лихо уползти в соседнюю комнату. Все происходит постепенно, по мере готовности опорно-двигательного аппарата. Поводом для обращения к педиатру будет, если ваш малыш не научится ползать к девяти месяцам.

Когда дети должны ползать и сидеть

С самого рождения и до пяти месяцев ребенок находится в горизонтальном положении. Примерно к 5-6 месяцам происходит вертикализация. Первые попытки освоить вертикальное пространство начинаются в основном из положения полулежа.

Когда вы заметите, что малыш пытается приподняться и сесть, значит в скором времени про лежание придется забыть. К семи месяцам ребенок будет хорошо сидеть и активно ползать, познавая новый окружающий мир.

Ребенок должен сначала сидеть или ползать?

Существует три вида ползанья:

  • На животе
  • По-пластунски
  • На четвереньках

Первые два чаще всего относятся к совсем маленьким деткам, около 4-5 месяцев. В это время ребенок учится переворачиваться со спины на живот и одновременно пытается ползти. В возрасте 4-5 месяцев малыши еще не сидят, но могут делать попытки, чтобы ползти на животе и по пластунски.

Нас интересует последний, третий вариант. Ползанье на четвереньках, это этап предшествующий прямохождению. Перед тем, как встать на четвереньки, ребенок должен сначала научиться сидеть.

Во время попыток приподняться и сесть, развиваются мышцы спины и пресса. Ребенок учится опираться на руки и удержать свой вес. Только после того, когда малыш научится хорошо сидеть он сможет делать попытки, чтобы поползти на четвереньках.

Во сколько месяцев ребенок должен ползать

Первые шатающиеся попытки малыша могут появиться даже в пять месяцев. Если брать нормативные показатели, то ребенок должен поползти к шести месяцам. Уверенно и быстро передвигаться должен уже к 7-8.

К этому времени координация движений налаживается, развивается опорно-двигательный аппарат. Малыш начинает устойчиво стоять и двигаться опираясь на руки и колени. Если ребенок не пытается и не ползает к 9-10 месяцам, то стоит обратиться к врачу.

Когда ребенок должен ползать Комаровский

Если обратиться к мнению известного доктора Евгения Комаровского, то он считает, что никаких временных рамок к развитию крохи применять нельзя. Ребенок никому нечего не должен. Сядет, поползет, начнет ходить тогда, когда сам этого захочет.

От взрослых требуется только помощь. Не нужно мучить ребенка интенсивными занятиями. Все упражнения должны выполняться только тогда, когда малыш в хорошем настроении и не против позаниматься. В ином случае никакой пользы вы не получите.

Укрепляйте организм зарядкой и специальными упражнениями с самого малого возраста, и этим вы окажете ему большую помощь.

Евгений Комаровский: 《Сидение, ползание, стояние, хождение…Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном-так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита》.

По мнению доктора, есть всего несколько причин, которые могут помешать ребенку ползать в 7-8 месяцев.

  • Лишний вес
  • Неокрепшая мускулатура
  • Незрелое эмоциональное развитие
  • Показатели здоровья

Видео: Комаровский когда ребенок должен начать ползать

Когда ребенок должен ползать на четвереньках

Для взрослых в ползании на четвереньках нет ничего необычного. Для ребенка это огромный скачек в развитии, притом и в физическом и в интеллектуальном. Исследуя пространство, которое его окружает, ребенок учится мыслить.

Сразу ползать малыш не начнет, ему нужно преодолеть несколько этапов. В 4 месяца учимся лежать на животе. В пятимесячном возрасте, для того, чтобы раздобыть интересный предмет или игрушку, он будет активно двигаться, отталкиваться, что в будущем поможет ему поползти.

К шести месяцам ребенок встанет на четвереньки и научится так стоять,качаясь вперед и назад. Спустя немного времени он начнет переставлять ручки и ножки, начнет ползать.

К 7-8 месяцам дети уже в совершенстве овладевают навыком передвижения на четвереньках.

Видео как научить ребенка ползать

Как научить ребенка ползать в 4 месяца

В 4 месяца ребенок только научился лежать на животе и держать в этом положении головку. С этого момента ему становится особо интересным все, что его окружает. Пора учиться ползать.

С этого раннего возраста ребенок учится ползать лежа на животе. Родителям нужно приготовить любимые игрушки, чтобы стимулировть малыша к движению вперед.

Перед тем, как начать занятия, обязательно нужно сделать массаж. Не забывайте и о хорошем настроении малыша. Длительность занятий не должна превышать 30 минут.

Упражнение 1.

Равновесие является основой для вертикализации. Ребенку обязательно нужно в этом помочь. Лежа на жестком и ровном покрытии, под грудь подложите валик, можно свернуть полотенце. Положите перед малышом и по бокам игрушки, он начнет за ними тянуться и поворачивать голову. Тренируется вестибулярный аппарат.

Упражнение 2.

Тренируем руки. Ребенку нужны сильные и крепкие руки. Поэтому им нужно уделить особое внимание. Положение малыша лежа на спине. Расположите над ним игрушки.Он будет тянуться за ней и пытаться приподняться на руке.

Упражнение 3.

Укрепляем мышцы спины и пресса. Для этого лучше всего подойдет фитбол. Положите малыша на живот, держите его крепко за бедра и начинайте покачивания вперед, назад и в стороны.

Упражнение 4.

Ребенок лежит на животе. Положите перед ним любимую игрушку. Когда он начнет к ней тянуться, подставьте под стопы опору из своих рук. Малыш будет отталкиваться и двигаться вперед.

Как научить ребенка ползать в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте ребенок уже более активен. К уже вышеперечисленным упражнениям добавляем еще несколько. Не забудьте о предварительном массаже.

Стойка на четвереньках. Чтобы ребенок встал на четвереньки, подложите ему под животик подушку, и он начнет автоматически вставать на четыре точки опоры.

Упражнение 《Тачка》. Поставьте руки малыша ладонями на ровную твердую поверхность. Ножки и талию обхватите руками. Положите перед ним яркую игрушку, и ребенок начнет стоя на руках двигаться к ней.

Стоим на коленях. Прижмите ребенка спиной к себе, обхватите его рукой под мышками. Второй рукой подожмите ножки так, чтобы он встал на колени. Стимулируйте движение вперед яркой игрушкой.

Как научить ребенка ползать в 6 месяцев

Обычно в этом возрасте дети хорошо сидят. Можно разнообразить занятия, добавив еще несколько укрепляющих упражнений.

Добавляем упражнение на фитболе. Прыжки на мяче.

Сядьте и зажмите мяч между ног. Посадите ребенка перед собой и возьмете за ручки. Делаем десять подпрыгиваний. Со временем увеличивайте количество прыжков. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, координацию и мышечный каркас. Во время прыжков ребенок пытается удержать себя на мячике, группируется и напрягает почти все мышцы.

Для еще одного упражнения вам понадобится пачка подгузников. Положите ее на полу, на нее грудью положите малыша. Ручки должны стоять на ладонях, ножки согнуты в коленях. Передвигайте ребенка вместе с подгузниками, ему придется двигаться на четвереньках.

Снова берем фитбол. Ребенок лежит на животе, вы держите его за ножки. Перед мячом положите игрушку. Наклоняйте вперед так, чтобы малыш схватил игрушку. Сделайте 8-10 раз. Упражнение учит тянуться вперед, развивает мышцы рук и плеч. Координация.

Как научить ребенка ползать в 7 месяцев

Указанный выше комплекс упражнений от 4 до 6 месяцев поможет малышу встать на четвереньки и совершать попытки поползти. Некоторые детки в 7 месяцев уже хорошо и быстро ползают, а другим нужна тренеровка.

Чтобы ваш ребенок был уверен, что ползание безопасно, покажите ему это на своем примере. Поставьте детку на четвереньки и сами примите такую же позу. Ползайте с малышом во всех направлениях. Так у него будет пример как это делать, чувство безопасности в окружающем пространстве.

Поставьте ребенка в стойку на четвереньки. Разложите перед ним игрушки, только не большую кучу, чтобы внимание не рассеивалось, достаточно 3-4 игрушки. Малыш будет поднимать по одной, перенося вес только на одну руку. Это очень хорошо тренирует руки и спину.

Если ребенок не решается двинуться с места, попросите помощь партнера. Пусть один переставляет ручки, второй ножки.

Видео как научить ребенка ползать Комаровский

Как научить ребенка ползать вперед

Чтобы двигаться вперед ребенку нужен стимул и чувство безопасности. Стимулом будут любимые игрушки, пульты или телефоны.

Положите в метре от малыша игрушку и поставьте его на четвереньки. Под грудью пропустите полотенце. Держа полотенце за оба конца помогайте малышу продвигаться вперед.

Если ребенок еще не стоит на четвереньках, а только лежит на животе ему нужен толчек для продвижения вперед. Соедените ноги и согните их в коленях, как у лягушки, а к стопам подставьте ладони. Малыш будет рефлекторно отталкиваться и двигаться вперед.

Хорошим примером станет уже ползающий товарищ. Вместе детки развиваются быстрее и веселее.

Как научить ребенка ползать назад

Такой необходимости, как обучению ползанья назад нет. Многие детки сами, сначала начинают пятиться на четвереньках назад, а только потом двигаются вперед.

Некоторые мамы считают,что ползанье назад это проблема. Ничего страшного в этом нет, малыш освоится в новом для себя пространстве и начнет ползать во всех направлениях.

Как научить ребенка ползать и вставать

Научившись сидеть и ползать пора переходить к следующему этапу. По мере развития опорно-двигательного аппарата и нервной системы, ребенок начнет делать попытки, чтобы подтянуться на руках и встать на ножки у опоры.

Для того, чтобы эту у него получилось как можно быстрее, обязательно нужно развивать мышцы рук. Хорошо поможет упражнение 《турничек》. Его можно начинать делать и с 4 месяцев.

Можно сделать в кроватке яркую перекладину, за которую малыш будет подтягиваться и пытаться привстать. Таким турником могут стать и ваши руки, просто давайте ребенку возможность подтягиваться за ваши пальцы, когда он лежит на спине.

Когда ребенок ползает, разложите его любимые игрушки на разной высоте. Так у малыша будет цель, ради которой нужно подняться. Также можно развешать и на бортиках кроватки, различные игрушки и пищалки, которые обязательно поманят юного исследователя.

Если малыш с удовольствием ползает, но не хочет вставать, торопить его не надо, значит еще не пришло время.

Видео как научить ребенка ползать по-пластунски

Как научить ребенка переворачиваться и ползать

Учить малыша переворачиваться со спины на живот и обратно можно с 3 месяцев. Упражнения совсем несложные. Вам понадобится интересная игрушка и твердая ровная поверхность.

Положите ребенка на спину и покажите игрушку. Медленно отведите ее в сторону и положите сбоку чуть выше головы. Если малыш тянется но не может перевернуться слегка помогите ему.

Опять выкладываем на спинку. Дайте малышу одну свою руку чтобы он мог за ней тянуться, второй согните ножку в колене и заведите над второй, перевернитесь. Так делаем несколько раз в каждую сторону.

Чтобы переворачиваться с живота на спинку, из положения лежа на животе, вытяните аккуратно одну ручку вперед и переверните малыша. Повторяя такое упражнение каждый день несколько раз ребенок запомнит, и начнет сам переворачиваться.

После переворотов положите ребенка на живот. Перед ним его любимый предмет, чтобы был стимул ползти вперед. Ножки согните как у лягушки и подставьте ладони под стопы, будет опора для толчка вперед.

Регулярно выполняя все эти упражнения вместе с массажем, ребенок начнет самостоятельно переворачиваться и ползти.

Видео как научить 5 месячного ребенка ползать

Каждый родитель с гордостью отмечает все новые достижения своего чада: вот он уже держит головку, перевернулся, пополз… Но бывает, что малыш упорно не хочет осваивать навык ползания, хотя родителям кажется, что его время уже давно пришло. Как же можно научить своего ребенка ползать? В каком возрасте? На что обратить внимание?

Главное – готовность

Научить ребенка ползать можно не раньше, чем его организм будет к этому готов. Об этом важно помнить и не вредить ему чрезмерными нагрузками.

Что значит – готов? Это значит, что ребенок умеет:

  • уверенно удерживать голову в любом положении;
  • держать ровной спинку в сидячем положении;
  • переворачиваться на животик и назад;
  • делать ползающие движения, лежа на животике.

Другими словами, у малыша должны достаточно окрепнуть все мышцы, необходимые для ползания. У разных деток это происходит в разное время. Одни начинают ползти в 5 месяцев, другие – в 7 или 8. Поэтому если родители хотят, чтобы их карапуз поскорее начал осваивать окружающее пространство, важно своевременно ему помочь укрепить нужные мышцы. Для этого начиная с 4 месяцев можно делать специальный комплекс упражнений:

  • укрепляющий массаж;
  • разведение ручек по сторонам, а затем скрещивание на груди;
  • поворот на животик, лежание в таком положении;
  • сгибание-разгибание ручек;
  • «велосипед»;
  • поднимание туловища (при поддержке за ручки) в положении на животе;
  • попеременное и совместное сгибание-разгибание ножек;
  • отталкивание ножками от маминой груди в положении на спине;
  • отталкивание ножками от опоры (рук), лежа на животе;
  • обучение навыку хватания предметов (спереди, сверху, с боков) из положения на животе.

Помните, что сначала кроха поползет по-пластунски, и только затем (или вы научите). Поэтому когда мышцы малыша окрепнут, стимулируйте его к «ползанию на животе», передвигая перед ним яркую игрушку (лучше звуковую). Помогайте при необходимости, подставляя ладонь под его пятки для опоры. И обязательно хвалите, если у него получается продвинуться. Тогда желание ползти у ребенка будет намного сильнее.

Правильная организация

Обучая ребенка двигательным навыкам, следует учитывать несколько важных аспектов.

  • На пути малыша не должно быть ничего опасного, обо что можно пораниться или что он потянет в ротик. Юные исследователи в этом возрасте пробуют «на зубок» все, что оказывается на пути и попадает в ручки.
  • Обучение лучше проводить на полу, чтобы кроха не свалился ненароком и не ушибся. Кроме того, упав, карапуз может испугаться.
  • Пол должен быть теплым и нескользким. Ковры или одеяла не должны по нему скользить.
  • Перед началом занятия важно убедиться, что на ковре нет мелкого мусора, пыли. Поэтому лучше сначала пропылесосить покрытие.
  • Ребенку нужен постоянный родительский присмотр. Его придерживают, подстраховывают.
  • Важно, чтобы малышу ничего не мешало, не стесняло движений: обтягивающая одежда, складки одеяла, неудобные памперсы. Лучше оставить на нем минимум одежды.
  • Температура в комнате при этом должна быть комфортной.
  • Нельзя начинать занятия сразу после пробуждения, а также когда ребенок болен, у него температура, режутся зубки, он капризничает или только что плотно покушал.
  • Родителям нужно помнить, что для будущего ползунка важны стимулы. Это могут быть его любимые игрушки (особенно – проигрывающие мелодии), фрукты или что-то еще, что заинтересует кроху. Но самый главный стимул – призывы и похвалы родителей, поощрение, ласка.

Упражнения для ползания ребенка

Если ребенок в 6 месяцев освоил ползание «животом», но никак не начнет ползать по-настоящему, это значит, что он не умеет стоять, выпрямляя ручки, не понимает, как преодолеть силу притяжения, чтобы оторваться от поверхности, или как встать на четвереньки. Родители могут ему помочь, выполняя с крохой разные упражнения для ползания.

  1. Разбираемся с руками. Научить грудничка выпрямлять ручки можно, если в положении на животике подвешивать над его головой броскую игрушку. Малыш будет вынужден вытягивать руки, чтобы достать до нее. Причем ему придется опираться на одну ручку, чтобы взять игрушку второй. Поэтому важно, чтобы он использовал каждую руку по очереди.Другое упражнение – «тачка» (его помнят многие родители из своего детства), оно научит ребенка передвигаться с помощью прямых рук. Нужно поддерживать малыша за бедра или под грудь в положении на животике, выпрямить ручки и начать подталкивать его вперед. Крохе придется переставлять ручки. Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
  2. Задействуем вестибулярный аппарат. Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них. Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
  3. Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
  4. Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
  5. Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
  6. Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.

Иногда, чтобы ребенок пополз, настолько «буквальные» упражнения не нужны – малыш может понять суть ползания с помощью других стимулов. Попробуйте заинтересовать его, например, такими способами.

  • Положите кроху животиком поперек своей вытянутой ноги, с другой стороны расположите привлекательную игрушку. Возможно, он сам довольно быстро сообразит, как преодолеть препятствие в виде вашей ноги.
  • Чтобы научить ребенка ползти правильно, если он умеет делать это по-пластунски, можно использовать и другие препятствия. Например, подушки, мягкие игрушки. Разложите их на полу между вами и малышом. Поманите к себе броской игрушкой. Чтобы добраться до нее, карапузу придется переползать через искусственные преграды, поднимая ножки и ручки. Довольно часто деткам достаточно такого способа.

Кроме того, когда кроха преодолевает препятствия, он становится выносливее, развивает чувство равновесия, моторику, совершенствует зрение. Поэтому такое упражнение полезно даже для тех детишек, кто уже научился ползанию. Пусть они покоряют эти вершины, пока не придет пора для новых.

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.