Рождение иисуса христа в каком году. Когда родился Христос

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям - старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира .

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества - 25 декабря принята Церковью с IV века .

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января - по новому, григорианскому стилю.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

Благовещение о зачатии Иисуса

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» .

Рождение Иисуса Христа


Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

"Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." (Лк.2:4-7)

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда .


После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях» . Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном - и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына - Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.


Сочельник

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября - 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу-искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником . В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда - это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» , отвечая на них — «Славим Его!» .

Один из старейших городов мира - Вифлеем. Его история начинается еще в XVII веке до н. э. Особенно эта земля важна для христиан, ведь согласно Евангелия, это место, где родился Иисус Христос.

Долгая дорога к современности

Всего в 6 километрах от великого Иерусалима лежит второе по значимости место паломничества для христиан - Вифлеем. Сегодня эти пункты практически слились.

Вифлеем - это второй после Иерусалима священный для христиан город. Согласно Библии, здесь был рожден и помазан на царство Давид.

По последним подсчетам, в городе насчитывалось более 25 000 жителей. Стоит заметить, что лишь малая доля их - истинные христиане. Такая ситуация сложилась в силу исторических условий. Первые упоминания датируются XV веком до н. э. Долгое время там правили мудрые и добрые цари. С этим периодом также связана архитектура вокруг.

Первыми населяли регион, где родился Иисус Христос, хананеи, которые называли свою страну «Земля обетованная». Во второй половине II тысячелетия до н. э. территорию завоевали иудеи и дали ей имя Палестина. Во времена Византии языческие храмы превращали в христианские. В 600-х годах город сначала захватили персы, а после этого мусульмане.

Христианские святыни под оккупацией

Несколько веков территория была под властью ислама, пока папа Урбан II не организовал крестовый поход и на время вернул город. Далее, вплоть до Первой мировой, Святая земля принадлежала Османской империи. Несмотря на поразительное отличие религиозных убеждений, место, где родился Иисус Христос, могли свободно посещать все паломники. После войны область попала под власть Британии. В 1947 году Вифлеем оказался под Израилем. Год спустя его захватила Иордания и удерживала до 1967 года.

Сейчас пункт - столица одноименной провинции. В связи с неспокойной политической ситуацией, которая часто приводит к военным действиям, произошла массовая иммиграция христиан из города. Сегодня их доля составляет от 10 до 15 %. Тем не менее вера имеет сильное влияние на власть. Так, например, мэром города может стать только последователь Иисуса.

Первый дом

Каждому верующему известна история рождения Спасителя. Нет сомнений и относительно места, где родился Иисус Христос. Город Вифлеем стал первым домом Сына Божьего.

О чести, выпавшей на долю Марии, Деве сообщил архангел Гавриил, который появился перед ней в Назарете. Такая же тайна была открыта Иосифу. По пророчеству, Мессия должен был родиться в городе Вифлееме, откуда пошли его корни. Способствовали этому и исторические обстоятельства. По утверждениям Луки, пара покинула Назарет, где до сих пор проживала, чтобы принять участие в переписи населения. По приказу римского императора, все жители должны были пройти регистрацию на земле их предков. А поскольку Мария и Иосиф были потомками царя Давида, они направились в Вифлеем - город, где родился Иисус Христос.

Там у женщины должен был появиться малыш. На постоялых дворах свободного места найти было невозможно, поэтому семейство остановилось в пещере. К младенцу пришли поклониться пастухи и волхвы.

Царь Ирод знал о пророчестве и о приходе справедливого правителя, поэтому приказал убить всех детей. Но ангел посоветовал Иосифу бежать в Египет.

Главный храм человечества

Хорошо развит туризм в регионе. Но, в отличие от других населенных пунктов, Вифлеем сохранил атмосферу прошлого. Его архитектура поражает простотой и аскетизмом.

Многим может похвастаться город, но выдающейся его достопримечательностью является Базилика Рождества, построенная на пещере, где родился Иисус Христос. Место обладает колоссальной энергетикой, поэтому его посещают верующие разных направлений. Силу этого сооружения можно сравнить только с Храмом Гроба Господня.

Первые камни заложил Константин Великий еще в 330 годах. Инициатором сооружения стала мать императора Елена, которая ходила по святым местам. Это одна из старейших церквей, что действует уже на протяжении многих веков. Она не изменила своего первозданного вида.

Следует отметить, что именно эту пещеру показывали верующим, хотя никто точно не знал, где родился Иисус Христос. Город имел не одно такое природное ​​углубление. Довольно много подобных мест есть по дороге в Иерусалим. Тем не менее Елена сделала выбор, опираясь на труды Протоевангелия Иакова.

Царь в яслях

Исследователи считают, что отверстие в скале - природного происхождения. Местные жители использовали помещение как хлев, сами жили выше, условно на втором этаже. В середине пещеры были выточены из камня ясли, куда Мария и положила младенца. Было там и кольцо, к которому привязывали животных. Похожие построения использовали вплоть до ХХ века. Именно в такую пещеру судьба завела Деву Марию.

Высота импровизированного хлева - 3 м, прочие параметры - 12,3 × 3,5 м. Святыня освещалась лампадками. Сейчас кроме свечей используют электричество. На стенах иконы.

Сохранились и сами ясли в пещере, где родился Иисус Христос. Место с колыбелью принадлежит католикам, хотя сам природный объект - во владении Иерусалимской Православной Церкви. Рядом - престол "Поклонение волхвов".

Звезда Божьего сына

Ведут в комнату две лестницы, одна из которых принадлежит православным и армянам, вторая - католикам. Паломники спускаются с первой, южной, а поднимаются по северной.

Особого внимания туристов заслуживает серебряная звезда. Символ встроен в пол, позолочен и украшен дорогими камнями. От светила расходится 14 лучей. Надпись внутри свидетельствует, что это именно то место, где родился Иисус Христос. Фото Вифлеемской звезды можно увидеть в материале. Все это находится в нише, над которой висит 16 свечей. Еще две расположены на полу. Здесь проводят литургии.

Эта часть убрана особенно пышно и пользуется большой популярностью у прихожан. Звезда стала символом чистоты и счастья.

Молочный Грот

Святой город называют Бейт-Лехем, что с иврита переводится как «дом хлеба». На арабском языке его произносили как Бейт-Лахм, то есть «обитель мяса». Часто к названию добавляется слово Евфрата, что означает «плодоносящий». Но наиболее известное имя - «Царство Давида». По пророчеству, кровь этого правителя текла в венах Мессии. Город Спасителя имеет много чудотворных мест.

Вифлеем известен не только Храмом Рождества, в котором пещера, где родился Иисус Христос, но и соседними сооружениями. Заслуживает внимания Молочный Грот. Легенды рассказывают, что, скрываясь от Ирода, семья пряталась в расщелине в скале. Мать хотела накормить младенца, и несколько капель молока упало на землю. От этого стены побелели.

Над этим местом расположена икона, где изображена Мария с младенцем. Глина из пещеры спасает от различных недугов.

Праздник Рождения Христа

С Вифлеема начинается новая страница нашей истории, ведется новый отсчет времени. Посетить город должен каждый верующий. Он открывает горизонты, расширяет знания о Вселенной и человеке. Ежегодно проводятся литургии на месте, где родился Иисус Христос. Страна готовится к празднику с особым трепетом. Вся планета наблюдает за действом.

Несмотря на то что торжество приходится на разные числа, Вифлеем одинаково праздничный как 25 декабря, так и 7 января. Устраиваются действа, на улицах показывают сценки вертепа. Масса туристов и паломников отмечают Рождение Сына Божьего вместе.

Сейчас жители города пытаются подзаработать на приезжих, но Вифлеем еще не утратил трепетного духа величия.

История убеждает лучше! (Рождественская ель и Рождество - вся правда)

"Рождественская ель - знак света Христа, убежден Бенедикт XVI

Ватикан, 19 декабря, ZENIT - Agnuz - Рождественская ель - знак "лучезарного света" Христа, отметил Папа Бенедикт XVI на встрече с делегацией из Австрии, в которую вошли как миряне, так и священнослужители.

Делегация прибыла из австрийского города Эфердинг, подарившего Ватикану 27-метровую ель, которая уже установлена и украшена на площади св. Петра.

"На Рождество радостное известие о воплощении Искупителя раздается во всех частях мира: Долгожданный Мессия соделался человеком и обитал среди нас", - сказал Святейший Отец, обращаясь к своим гостям в Апостольском дворце.

"Своим ярким присутствием, Иисус рассеял тени порока и греха и принес человечеству радость божественной ослепительной любви, знамением и напоминанием чего служит рождественская ель", - добавил Епископ Рима.

В этом смысле, продолжил он, ель служит приглашением человеку принять в свое сердце дар радости, мира и любви Иисуса.

Австрийская делегация также представила Понтифику другие, небольшого размера елки, который украсят некоторые комнаты в Ватикане."

http://www.agnuz.info - католический сайт

Ниже предлагаем факты истории, свидетельствующие о подлинном происхождении Рождественской ели и Рождества.

"История отступления Языческие обряды и праздники вкрадывались в христианство параллельно с другими лжеучениями, о которых мы уже писали: культом святых, днем солнца, иконами и т. д. Поэтому, чтобы не повторяться, мы остановимся на некоторых обрядах и праздниках, с которыми сегодня сталкивается каждый из нас. Рождество Одним из крупнейших и наиболее почитаемых праздников, отмечаемых многими христианами, является Рождество. "Из документов явствует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать Рождества Христа 25 декабря. Почему выбор пал именно на этот день, не на какой-нибудь еще? Этот день является днем зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Язычники-римляне праздновали в этот день рождение непобедимого солнца "Dies natalis Solis Unvicti", праздновали шумно… с пиршествами, обменом подарками. Деловая жизнь в эти дни останавливалась, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры… Такое "присоединение" языческого праздника к христианской церкви было одобрено далеко не сразу и далеко не всеми христианами. Сирийские и армянские христиане обвинили римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том, что они праздновали Рождество 6 января, когда отмечался день рождения бога Осириса, отождествляемого также с солнцем. Блаженный Августин призывал своих братьев во Христе устраивать 25 декабря праздник не в честь солнца, а в честь Того, Кто это солнце сотворил. Еще в 5 веке папа Лев Великий (440-461) пишет в своем пасторском послании: "Есть среди нас такие, которые считают, что праздновать надо не столько рождение Христа, сколько восход нового солнца…". Таким образом, дата 25 декабря как день рождения Христа была как бы навязана церкви верующими, которые, согласно древним народным обычаям, отмечали в этот день очередную перемену в природе. Эти извечные традиции укоренились глубоко в сознании людей, и не удивительно, что христиане - главным образом простой люд - не могли и не хотели с ними расставаться. И церкви, бессильной искоренить эти обычаи, ничего не оставалось, как приспособить их к своим нуждам и вложить в них новое содержание" [*1]. Прямую связь между днем поклонения богу солнца Митре (египетскому Осирису, вавилонскому Таммузу) признают и сами православные священники. Так, Александр Мень (псевдоним Э. Светлов. - А.О.) отмечает: "Следы огромного влияния митранизма сохранились, однако, и поныне. О нем говорит хотя бы тот факт, что с 25 декабря, "дню рождения солнца", было в 4 веке приурочено празднование Рождества Христова. Святой Иустин и Тертуллиан еще во 2 веке поражались сходству некоторых обрядов митранизма - с церковными. Христианские писатели говорили, что это демоны, соблазняя верных, подражают Церкви" [*2].

Доктор исторических наук, профессор И. С. Свенцицкая пишет в своей работе "Раннее христианство: страницы истории" (стр. 175): "С 4 века 25 декабря - праздник рождения "Непобедимого солнца" - стал отмечаться как праздник Рождества Христова". В предыдущих главах мы уже писали, что культ солнца является древнейшим среди языческих верований.

Одной из древних языческих религий, оказавших большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси, был культ Тенгри. Он был распространен у степных народов - тюрков, гуннов, монголов и др. В его основе лежало поклонение Человеку-солнцу Тенгри-хану (у чуваш - Тура, у монголов - Тэнгер, у бурят - Тэнгэри). Соприкасаясь на протяжении многих веков с этими народами, славяне многое переняли у них, преломив сначала через свои национальные языческие верования, а затем через принятое христианство. Какие же праздники отмечали поклонники Тенгри-хана? "Самым большим праздником считалось Богоявление. Праздник приходился на 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния день начинает прибывать и Человек-небо Тенгри-хан выходит в мир.

В этот день полагалось приносить в дом елки - послание от более древнего бога Йер-су, которому поклонялись алтайские народы около 3 тысяч лет назад. У кипчаков именно ель издревле была священным деревом. Обычай почитания ели тюрки принесли в Восточную и Центральную Европу, куда забросила их волна великого переселения народов. В долинах Дуная, Днепра, Дона, Волги праздник этот наверняка существует со времен Аттилы" [*3].

В анналах истории мы находим подтверждение тому, что день солнца 25 декабря отмечался с глубокой древности, еще в Вавилоне. Таким образом, вводя празднование Рождества 25 декабря, император достигал сразу две цели: во-первых, он оставлял язычникам их любимый праздник со всеми его атрибутами, во-вторых, угождал и христианам, наполнив этот день христианским содержанием и символикой. Этот же метод использовали и другие правители, в частности киевский князь Владимир, крестивший Русь.

Итак, мы увидели, что тот праздник Рождества, который соблюдают многие христианские конфессии, имеет чисто языческие корни и обязан своим появлением политической конъюнктуре римского правительства.

Что же говорит нам о праздновании Рождества Священное Писание? Оказывается, ничего! Нигде в Библии нет упоминания о повелении праздновать Рождество. Более того, Писание вообще не сообщает дату рождения Иисуса Христа. Нам вообще неизвестен не только день или месяц, но и год рождения Спасителя мира. Бог в Своем Слове, видимо, не случайно сокрыл от нас эту дату. И прежде чем ответить на вопрос: "Почему?", давайте посмотрим, как отмечается праздник Рождества во многих домах: богато накрытый стол, непременный атрибут которого - выпивка, множество гостей, шутки, песни, танцы, разговоры обо всем, но только не о Христе.

Однако все бывают довольны: и время весело провели, и исполнили обряд - отметили Рождество Христа. Религию Живого Бога заменили ритуалом, поклонением не Христу, но Дню! Не поэтому ли Бог и сокрыл подлинную дату Рождения Христа в Библии?

А все же, можем ли мы по Писанию предположить хотя бы, в какое время года родился Христос? Да, приблизительно можем. На территории Израиля, в районе Вифлеема, где родился Христос, в зимнее время года трава не растет, нередко выпадает даже снег, и выпас скота не производится.

* * *

"Ель - символ храбрости, смелости (до дерзости, безрассудства), приподнятого состояния духа, верности, бессмертия, долголетия, царских достоинств, надежды, жизни. Она символизирует также пламя, огонь.

Новогодняя, рождественская ель воплощает общую идею плодородия. На первый взгляд, этот символ не имеет никакого отношения к тюркской культуре. Однако обратимся к книге Мурада Аджи "Полынь Половецкого Поля": "Казалось бы, рождественская ель … Заметьте, не дуб, не кедр, не сосна, а именно ель! Ее появление ныне связывают с именем Христа. Но в Палестине ели не растут, в Египте - тоже. Первые христиане, жившие в Средиземноморье, не могли видеть елей. Как не могли видеть белого медведя или кенгуру. Значит, праздник ели - это "чужой" праздник в христианстве, он привнесен в Европу и на Ближний Восток, не говоря уж об Африке.У кипчаков же именно ель издревле была священным деревом. И не только у них, но и у других народов Сибири и всей глубинной Азии. Ель впускали в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад. Очень древняя традиция, которая связанна с Йер-су. Этому богу кипчаки поклонялись до принятия ими тенгрианства. Он пребывал в центре Земли, как раз "там, где, - согласно легенде, - расположен ее пуп и растет гигантская ель".

Около ели сидел старец в халате и с густой белой бородой, его звали Ульгень. Он бывал добрым и щедрым, а чаще - коварным и злым. Раз в год, зимой, он с добром выходил к людям, дети помогали ему раздавать подарки из торбы (мешка). Ульгень приносил елку, около которой веселились всю ночь. Водили хороводы. Они у кипчаков назывались "индербай" - обязательный элемент праздника.

"Ульгень" в переводе с тюркского означает "умерший". Летом он спал в своем подземном мире, а осенью просыпался. До чего же точный образ! Поразительно, ведь в Сибири вечная мерзлота, почва лишь летом оттаивает на метр-два. Следовательно, Ульгень мог спать только под землей, а когда он просыпался и выходил, замирала природа, начиналась зима. Отсюда - "ульгень", что означает "умерший".

Видимо, отсюда и другая традиция - дно могилы тенгрианского священнослужителя полагалось обкладывать лапами ели. Почему? Тот уходил в царство Йер-су, где ель в особом почете. Почитание ели продолжали и тюркские "европейцы", которых Великое переселение народов привело в Европу. Там этот праздник отмечается наверняка со времен Аттилы. Заслуживает внимания, скажем, такой факт: у славян священным деревом считался дуб, у финнов - береза, у греков - олива, а у южных германцев - ель! Тех самых германцев, которые говорили до XVI века на тюркском языке.

Самое первое упоминание о рождественской елке найдено в эльзасских хрониках 1500 года, ведь более ранние документы, написанные по-тюркски, были уничтожены. А в кельтской Англии рождественские традиции появились совсем недавно. Вокруг украшенной елки англичане стали веселиться" http://www.qirimtatar.by.ru/tamgalar.htm

* * *

"Ель у многих европейских народов почиталась священным деревом. Еще у древнегерманских племен был обычай: накануне воинского похода вожди приходили в еловые леса, почтительно останавливались перед деревьями и произносили таинственные заклинания. А на лапах вечнозеленого дерева развешивали разнообразные дары и украшения, чтобы задобрить лесного духа. Люди считали, что именно в кроне пушистой красавицы обитает этот дух. С тех пор обряд почитания ели перешел в Голландию и Англию, а у нас в России он появился благодаря Петру 1, которому очень понравились разукрашенные лесные красавицы. Особым указом 20 декабря 1699 года царь узаконил празднование Нового года, который до этого отмечался в России в марте или в сентябре. Указ гласил: "Считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весели поздравлять друг друга с Новым годом. По большим и проезжим улицам, у дворов перед воротами учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых, еловых, можжевеловых."

http://www.sakhalin.ru/boomerang/der/h1.htm

* * *

"Мировая Ось - важнейший элемент мифологической картины мира: она, поддерживая небосвод, воплощает в себе силы Порядка, Блага, Жизни. Наиболее часто она предстает в образе Мирового Древа [Мифы народов мира. Т.1. С.398], которое соединяет воедино землю, небеса и преисподнюю. Нетрудно догадаться, что речь пойдет о новогодней елке. Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни (то есть Мирового Древа) благодаря своим вечно зеленым ветвям. Заметим попутно, что на русской почве обычай наряжать елку в народной среде не прижился, кажется, вплоть до революции - это объясняется не столько тем, что елка как символ Нового Года была изначально частью дворянской культуры, сколько другим обстоятельством: ель в народной славянской культуре неразрывно связана с миром мертвых (вспомним и современные похоронные венки), а "переназначить" символ гораздо труднее, чем утвердить новый. Поэтому в современные крестьянские дома елка как символ Нового Года пришла через городскую культуру.

Теперь рассмотрим убранство елки. Как станет видно, каждый вид украшений - мифологичен. Но означает ли это, что символика прошла сквозь столетия в актуальном состоянии, что люди, создавая игрушки, шарики, блестки, сознательно обращались к мифологемам? Конечно, нет! В данном случае, как и во многих других явлениях культуры, мы имеем дело с архетипами, заложенными в нашем подсознании; актуализация архетипов - процесс спонтанный и в подавляющем большинстве случаев неосознаваемый (подробнее см. об этом в наших предыдущих работах: на материале литературы - Баркова 1998 б, на материале изобразительного искусства - Баркова 2001).

На верхушке елки горит звезда. Мы все помним то время, когда эта звезда была красной кремлевской. До того она была восьмилучевой серебряной звездой Рождества, и, кажется, сейчас опять постепенно становится ею. Как это согласуется с тем, что было сказано выше - о том, что символ трудно "переназначить"? Как ни странно, согласуется легко, поскольку цвет и "идеологическая нагрузка" звезды - ни что иное, как вторичная мотивация символа. Глубинное значение этой звезды - вершина Мировой Оси, точка соприкосновения земного и небесного миров, то есть то место в мифологической картине мира, откуда горние силы посылают в срединный мир всё, что люди воспринимают как благо. (Заметим кстати, что звезды на башнях Кремля воплощали ту же мифологему, сколь бы ни были атеистами их создатели - но атеизм лишь способствует актуализации архетипов: на них не накладывается вторичная религиозная семантика. В случае с кремлевскими звездами мифологема читалась открыто: как пелось в советских песнях, свет этих звезд озарял всю страну, то есть они эманировали силу Власти, которая декларировалась как абсолютное благо для всего мира.)"

Архетипы легко меняют вторичную мотивацию, и рождественская звезда - это отнюдь не древнейшая трактовка звезды на вершине Мировой Оси, Мирового Древа. Обратившись к кельтской мифологии, сохранившейся в ирландских текстах, мы видим в качестве Мировой Оси копье верховного бога Луга, наконечник которого - Полярная звезда, центр небосвода

[Похищение Быка из Куальнге.С. 351, 487].

http://mith.ru/alb/mith/newyear.htm

Известно, что когда в семье иудея рождался сын, местные музыканты собирались около дома родителей, чтобы приветствовать простой музыкой его рождение.

Иисус родился в караван-сарае в Вифлееме, и поэтому эта церемония не могла иметь места. Но как восхитительно, что при этом, вместо земной музыки, звучала музыка небесная и ангелы пели для Иисуса песни, которые не смогли бы спеть лучшие певцы.

Читая это, нас поражает мысль о том, что рождение Сына Божия происходило в очень бедных условиях. Можно было бы ожидать, что если уже Ему вообще было суждено родиться, то во дворце или замке.

В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ

Не было иудея, который бы не считал свой народ избранным народом. Однако иудеи сознавали, что чисто человеческими усилиями они никогда не смогут достичь мирового величия, которое, по их вере, было им предопределено.

Большинство из них верило, что, коль они являются избранным народом, они однажды завладеют всеми народами. Они полагали, что в свое время какой-то великий небесный герой снизойдет на землю; другие верили, что родится новый царь из дома Давидова, который возродит былую славу Израиля; третьи же верили, что сам Бог, каким-то сверхъестественным образом вмешается в ход истории.

По, наряду со всеми этими группами, была и еще одна небольшая группа людей, так называемые «смирные в стране». Эти не мечтали о насилии и власти, об армиях и знамениях; они верили в жизнь в постоянном молении и спокойном созерцании, до тех пор, пока не придет Бог. Всю свою жизнь они спокойно страстно ждали Его.

ДАТА РОЖДЕНИЯ

В Библии нет никаких указаний по поводу этой даты.

В 70 году н.э. римские войска под предводительством Тита сожгли Иерусалимский храм и лишили нас возможности найти в храмовых книгах запись о рождении Иешуа бен Мариам .

ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
(Матф.1:18)

Этим же словом называется и один из «великих праздников христианства» - якобы день рождения Иисуса Христа, отмечаемый 25 декабря или 7 января.

Этот праздник стал так популярен, что бесполезно кому-либо указывать на то, что рождение Христа не могло быть зимой, ибо зимой не пасут стад, а также и о том, что все события с пастухами, описанные во второй главе Евангелия от Луки, произошли не ночью, а днем.

Это становится совершенно очевидным при внимательном и беспристрастном рассмотрении следующих стихов:

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
(Лук.2:8-15)

18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
(Лук.2:18)

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
(Лук.2:20)

Упоминание в ст. 8 ночной стражи не опровергает этого утверждения, а подкрепляет его, ибо эти ночные сторожа могли быть свободны только днем, когда основные пастухи ушли со стадами в поле. Но в мире продолжают праздновать «эту ночь».

Эта потрясающая инерция традиции может быть объяснена только леностью мышления, нестремлением к истине и невольным желанием прикрыть тот факт, что этот праздник «Рождества Христова» был попросту заимствован из языческого праздника рождения бога-солнца, очень популярного в Римской империи, в период, когда христианство превращалось в государственную религию.

ПРОРОЧЕСТВА

Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить истинность Своих слов.

Некоторые пророчества исполняются не сразу, а исполнение других бывает сильно растянуто во времени, поэтому они часто остаются незамеченными (или не привлекают пристального внимания). Но когда вглядываешься в уже исполнившиеся пророчества о судьбе некоторых отдельных городов, местностей или целых народов, поражает великая точность этих предсказаний, сделанных иногда за несколько столетий до совершения факта.

Спасителя ждали и безусловно рождение Иисуса Христа было великой радостью.

17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 и на имя Его будут уповать народы.
22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
(Матф.12:17-23)

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК

Вам будем интересно узнать, что Библия учит верующих соблюдать праздник!

Для нас с вами дан только один праздник Нового Завета. И, к сожалению, это не «Рождество Христово».

Как мы узнали выше, праздник рождения был перенят у римлян и ничего общего не имеет с Новым Заветом, с Библией.

Стоит отметить, что рождение Сына Бога воистину великое событие, которое предсказывали пророки, которого ждали верующие. Кто-то ожидал воина с мечем, кто-то нового Царя…

Но для многих такая картина была удивлением:

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
(Иоан.12:14-16)

Почему пришел Иисус, что Он говорил и делал — оказалось намного важнее, но кульминацией всего стала Его смерть и воскресение.

Почему же Библия учит помнить смерть, воскресение Иисуса, как самые важные события, а многие празднуют Его рождение?

Вот пример, который сегодня христиане должны чтить и воспоминать каждую неделю, в воскресный день:

23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
(1Кор.11:23-26)

Если говорить современным языком, то «поминки» нужно праздновать, а не «днюху» (день рождение).

За нас пострадал Сын Божий:

24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
(1Пет.2:24)

Иисус умер на кресте за тебя! И оставил только один праздник — воспоминание.

Вообще тема датировки в пророчествах занимает особое место. Системы отсчёта часто основаны на различных исходных данных и переход от одной к другой может сопровождаться искажениями.

Яркий пример представляет современная система исчисления лет от Рождества Христова ..

Эта дата возникла отнюдь не в «нулевой» год, а в 525 году по предложению архивариуса Папы, скифского монаха, Дионисия Малого (Эгзегиус). Он получил особое задание от Папы Иоанна I высчитать на очередной 95-летний период пасхалию — таблицу дней празднования христианской пасхи.
В те времена отсчет велся от дня, когда император Диоклетиан взошел на престол. Дионисий отказался от этой системы летоисчисления, и в основу собственных расчетов положил другую дату. По его подсчетам, Иисус родился 25 декабря, через 753 года после основания Рима. Этот год (753-й от основания Рима) он назвал первым годом после Рождества Христова (Anno Domini). Даты дней пасхи Дионисий Малый записал не в годах эры Диоклетиана и месяцах египетского календаря, как было ранее, а в годах эры «от рождества Христова» и месяцах юлианского календаря, повсеместно используемого в Римской Империи, что существенно облегчило христианам расчёт даты пасхи.

Сам Дионисий Малый не оставил никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. эры Диоклетиана =532 г. «от рождества Христова» и что 1-е тота 248 г. эры Диоклетиана =29 августа 531 г. от Р. X., однако мы можем попытаться установить что мог узнать Дионисий Малый о времени рождения, возрасте, смерти и «воскресений» Иисуса Христа из Евангелий.

Расчеты Дионисия Малого были использованы римской церковью в 533 году, когда, собственно, и было введено летосчисление новой эры. Этим он положил начало нашей с вами системе летоисчисления до и после Рождества Христова. Кстати счёт «до нашей эры» появился сравнительно недавно; так события начали отсчитывать лишь с XVIII века. В России счет лет по эре, предложенной Дионисием Малым, был введен указом Петра I, которым предписывалось вместо 1 января 7208 г. «or сотворения мира» считать 1 января 1700 г. «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа».

Общепризнано, что в расчёты Дионисия вкралась ошибка. Из-за путаницы в периодах царствования некоторых императоров, он не учел того, что император Август в начале своего правления в течение пяти лет царствовал, как Октавиан, а затем еще и как Август. Кроме того в своих подсчётах Дионисий не использовал «0» и, дойдя в своих расчетах до единицы, принял эту дату за год рождения Христа , а значит, и за начало новой эры. В его счёте первый год «нашей эры» примыкает непосредственно к первому году «до нашей эры»; промежутка между ними нет. В этом случае число 2000 замыкает вторую тысячу. Третья тысяча открывается счётом 2001.

Дело в том, что Дионисий просто … не знал нулей. Лишь несколько столетий спустя европейцы познакомятся с этим математическим понятием, которое знали арабы, индийцы и индейцы майя. Попробуйте изобразить ноль римскими цифрами. Не X (10), или LX (60), или CXX (120), а ноль. Вот так — 0. «По-арабски». У вас по-римски не получится. Не было нуля в то время.

Таким образом ошибка Дионисия составила 4 года, что достаточно точно соответствует библейским данным.

Но есть и ещё одно интересное указание на ошибку Дионисия. Обратимся к Библии. Писание говорит, что в тот момент, когда Иисус был распят, тьма объяла землю. В Новом Завете мы встречаем три четких упоминания великой тьмы. Вот они:
— Евангелие от Матфея 27:45: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого».
— Евангелие от Марка 15:33: «В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого».
— Евангелие от Луки 23:44: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого».
Трое авторов единодушны относительно наступления и продолжительности темноты. Она длилась три часа. Сравните с тем, сколько длится обычно солнечное затмение — там время измеряется не часами, а минутами! — и сразу станет ясно, что это два совершенно разных явления. Но существует еще один аргумент, опровергающий точку зрения о «солнечном затмении». Событие, которое они упорно называют «затмением», произошло в такое время, когда оно по объективным астрономическим причинам просто не могло произойти. Христос был распят во время еврейской Пасхи, а она всегда выпадает на полнолуние. Луна и Солнце находятся на противоположных сторонах Земли, так что Луна никак не может закрывать Земле солнечный свет.

Кроме того не только жители Израиля были свидетелями наступившей темноты.Существует ещё два свидетеля великой тьмы. Это древние летописцы Таллус и Флегон. В 52 году после Рождества Христова , то есть менее чем через двадцать лет после Воскресения, Таллус упоминает об Иисусе. И это одно из самых первых небиблейских упоминаний о Нем. Работы Таллуса до наших дней дошли лишь во фрагментах, но один отрывок мы можем найти в работе Юлия Африкана, раннехристианского апологета. Вот что сказано у Юлия: «В третьем томе летописей Таллус объясняет эту темноту [то есть великую тьму, наступившую во время распятия Христа] солнечным затмением, что кажется мне безосновательным… [так как] когда Христос умер, было время пасхального полнолуния»
Интересно, что Таллус датирует великую тьму 15-м годом правления Тиберия. Это совпадает с библейской датой Распятия и, по нашему летосчислению соответствует 29 году по Рождеству Христову. Эта дата опять возвращает нас к уже упомянутой ошибке в четыре года — ведь обычно считается, что Иисус был распят в 33 года. Если бы работы Таллуса были подделкой, написанной позже, такого несоответствия не возникло бы. Интересен еще один момент: сколько бы скептики ни отрицали подлинность этих событий, Таллус пишет о великой тьме и о Распятии как о реально происходивших исторических событиях.

Еще один автор, Флегон, чей труд датируется 140 годом Н.Э., тоже цитируется Юлием Африканом: «он пишет, что во времена цезаря Тиберия, в полнолуние, произошло полное затмение Солнца с шестого часа до девятого». Это время точно совпадает со временем, указанным в трех Евангелиях. Ориген более полно приводит слова Флегона, говоря, что тот упоминает не только великую тьму и Распятие Христа, но и мощное землетрясение, сопровождавшее эти события. Ориген приводит выдержки из 13 и 14 книг «Олимпиад» (Хроник) Флегона. Флегон также свидетельствует о пророческих способностях Иисуса. Но главное — в том, что и Флегон, и Таллус предоставляют конкретные доказательства истинности сказанного в Библии.

Вифлеемская звезда.Еще одно указание на время Рождества Христова — это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Этому рассказу посвящены сотни исследований, поэтому приведем его здесь:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу ? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.» (Мф.2:1-11).

Астрономы знают, что яркие новые звезды, раз или два в сотни лет вспыхивающие на небе, после нескольких дней или месяцев своего сияния или полностью исчезают, оставляя лишь постепенно увеличивающую свои размеры туманность (такова Крабовидная туманность, оставшаяся на месте вспыхнувшей однажды звезды), или после сброса необыкновенной яркости становятся маленькими звездочками, малой звездной величины. Первые называются Сверхновыми, вторые — Новыми звездами. Из Евангелия Луки можно предположить, что волхвы-маги видели на востоке Новую звезду.

Еще до И.Кеплера другой великий астроном, математик и изобретатель, итальянец Иероним Кардан выдвинул именно такое предположение. И действительно, в конце концов, уже ближе к нашему веку, в китайских, а затем корейских древних летописях- хрониках были найдены астрономические записи, относящиеся по современному счету к 5 г. до н.э., и свидетельствующие о вспышке Новой звезды, о том, что она ярко сияла весной того года в течение семидесяти дней перед восходом солнца на востоке низко над горизонтом. На эти летописи ссылались некоторые исследователи еще в начале нашего века, однако только в 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон предприняли серьезное их исследование. Им пришлось столкнуться с немалыми трудностями, потому что необходимо было установить и привести в соответствие с европейской систему деления неба на созвездия, выявить древнюю классификацию небесных объектов для отличия вспышек Новых от наблюдения комет, перевести восточные календарные даты на современную шкалу.
Все это сделали английские астрономы. Они до 1977 г. провели анализ этих китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой Новой звезды весной 5 г. до н.э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. В пересчете на 1950 г. это был бы 3-й градус зодиакального знака Водолея (Имеется в виду эклиптическая долгота Новой в 1950 г.), а в 5 г. до н.э. эта Вифлеемская звезда находилась примерно в 7-м градусе зодиакального знака Козерога. Астрономические расчеты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии (откуда пришли волхвы-маги) и вообще от Сирии до Китая и Кореи на востоке, низко над горизонтом, перед восходом солнца, — все точно по Евангелию Матфея. Однако во время прихода магов в Иерусалим звезду уже никто не видел, только маги помнили о ней, — значит, это было после семидесяти дней ее сияния весенними ночами, летом или осенью 5 г. до новой эры…

Кстати: Астроном Майкл Молнар сравнив символику римских монет и труд обращенного в христианство астролога Константина Великого Фирмикуса Матерниуса «Mathesis», написанный в 334 году новой эры, утверждает, что Вифлиемская звезда представляла собой фактически двойное затмение Юпитера — редкое астрологическое соединение, произошедшее в созвездии Овна 20 марта 6 года до новой эры и повторившееся снова 17 апреля того же года. Но мы знаем, что Вифлеемская звезда вспыхнула и сияла по ночам на востоке в течение семидесяти дней весной 5 г. до н.э. Значит более года после соединения Юпитера и Сатурна в знаке Рыб маги в Персии, воспринявшие это соединение как знамение будущего рождения Царя Иудейского, предсказанного в их священной книге Авесте Спасителя, ждали нового знака с неба, и дождались его весной. Путь из Персии в Иерусалим занимал пять/шесть месяцев, и они прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э., скорее всего в конце сентября или октябре.

Вифлеем (в переводе с евр. «Дом хлеба») расположен точно на юг от Иерусалима, в двух часах пешего хода от его древнего центра. Так вот, несложные астрономические расчеты показывают, что та самая Вифлеемская звезда, которая находилась весь 5 г. до н.э. в 6-м градусе знака Козерога, могла быть видна в Иерусалиме на юге сразу после заката Солнца осенью того года, в конце сентября или октябре. Она восходила после заката Солнца, поднималась невысоко над горизонтом точно на юге от Иерусалима и примерно через три часа заходила за горизонт. В ноябре эта звезда восходила над горизонтом уже глубокой ночью и не на юг от Иерусалима, а в декабре она восходила над горизонтом только днем, так что она вообще не могла быть видна в небе Иерусалима и Вифлеема в декабре 5 г.до н.э. и в следующие месяцы.

Значит, если волхвы пришли в Иерусалим в конце сентября или начале октября, то они могли вечером, после захода Солнца, увидеть в небе точно на юге ту самую, отслеживаемую ими уже много месяцев (хотя и неяркую теперь) звезду. Значит, видя звезду на юге перед собою, волхвы могли пойти на юг от Иерусалима, за ней, и она «привела» их в Вифлеем, и зашла за горизонт («остановилась»), когда они были в Вифлееме и, возможно, зашла за горизонт именно над тем домом (местом), где были тем вечером сентября или октября Мария и Младенец, Святое Семейство..

P.S.»Волхвы» — синодальный перевод греческого оригинала «маги». Большинство исследователей полагают, что у колыбели Младенца побывали персидские маги, последователи Зороастра. Такое предположение наиболее обосновано, во-первых потому, что в евангельские времена (и ранее) магами называли на всем пространстве Римской империи и Востока именно персидских жрецов, служителей и толкователей священной книги праариев Авесты, последователей пророка Зардешта, которого греки назвали Зороастром, Сыном Звезды.

Смерть Ирода Великого.

И опять полистаем Евангелие.
В Иерусалиме никто не знал ни о родившемся «Царе Иудейском», ни о Новой звезде, сиявшей весною на востоке. Встревоженный слухами Ирод приглашает магов к себе. Они рассказывают ему о соединении «звезды королей» Юпитера и «звезды иудеев» Сатурна, бывшем два года назад, рассказывают, возможно, и о новом знаке, о сиявшей весною Новой звезде. Маги-волхвы уходят в Вифлеем и не возвращаются к Ироду, уходят на родину — по откровению свыше — другим путем. Через какое-то время Ирод приказывает перебить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16). Почему «от двух лет и ниже»? — Теперь понятно, — маги рассказали ему о знамении, бывшем два года назад! Евангелист Матфей точен, — и никакого символизма нет в рассказе о Вифлеемской звезде! Правда мы всё равно получаем 4-й год до нашей эры….
И, подробность не относящаяся к этому рассказу, но весьма меня позабавившая. Знаете ли Вы отчего умер Ирод Великий? Считается, что это произошло от осложнений, вызванных гонореей. Однако Джен Хиршманн из университета Вашингтона после внимательного изучения сохранившихся описаний последних дней царя пришел к выводу, что причиной его смерти были как минимум две причины: хроническое заболевание почек и гангрена полового органа. Последнее заболевание очень редкое — на сегодняшний день в медицинской литературе зафиксировано только около 500 случаев. А теперь вспомним, почему Иоанна Креститель лишился головы. Но это совсем другая история…..
Так что скорее всего 2000-й год от рождества христова — был всего лишь 1996-м по современному летосчислению.
Но давайте окунёмся в подробности.
О дате пасхи и эре Диоклетиана. Обычай отмечать пасху перешел к христианам от евреев, которые отмечали свою пасху 15 числа месяца нисана — первого весеннего месяца по еврейскому лунно-солнечному календарю. Это число обычно приходилось на полнолуние. Празднование христианской пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всем христианском мире. Малоазиатские христиане праздновали свою пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же церкви, и в том числе самые влиятельные — Римская и Александрийская, считали, что христианская пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье — об этом они долго не могли договориться. Александрийская церковь отмечала пасху в период с 22 марта по 25 апреля (используя 19-летний лунный цикл Метона), а Римская — с 20 марта по 21 апреля, и часто эти пасхальные воскресенья отстояли друг от друга на одну-пять недель.
Для устранения этих разногласий собравшийся в 325 г. в г. Никее (теперь г. Извик на северо-западе Турции) первый Вселенский собор принял решение, обязывающее всех христиан отмечать пасху только в воскресенье и по правилам александрийской церкви, отдавая этим дань учености александрийских богословов. Пасхальным считается полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия или непосредственно в этот день. За день весеннего равноденствия было принято 21 марта, так как на это число приходился день весеннего равноденствия в годы проведения Никейского собора.

Кстати, Александрийские христиане знали, что истинный солнечный год меньше солнечного года по юлианскому календарю на 11 минут 14 секунд и что поэтому истинный день весеннего равноденствия за каждые 128 лет сдвигается на одни сутки в сторону уменьшения даты.

Однако, вероятно для того, чтобы не усложнять расчетов пасхи, они решили считать 21 марта по юлианскому календарю днем весеннего равноденствия всегда. Православная церковь считает так и в настоящее время, хотя ошибка между истинным днем весеннего равноденствия и числом 21 марта по юлианскому календарю теперь составляет уже 13 суток и в дальнейшем будет возрастать.

Первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами.

Еще до окончания действия этого канона новый канон, как уже говорилось, был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским. Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана, по которой александрийские христиане вели свое летосчисление, применяя
Начало года по египетскому календарю — первый день месяца тота — соответствует 29 августа по юлианскому календарю (длительность года в обоих календарях одинаковая — 365.25 суток). Месяцы египетского календаря: тот, фаофи, атир, хоиак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, павни, эпифи, месори.
Такой счет времени начался в Египте после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Риму — это эра Августа с эпохой 1 тота 1 года Августа (29 августа 30 г. до н. э. по юлианскому календарю). В то время египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления па престол очередного императора. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению императора па престол.
Особенностью эры императора Диоклетиана, вступившего на престол по одним источникам (Энциклопедический словарь «Гранат», т. 18 с. 462) 17 сентября 284 г., по другим — 20 ноября 284 г. (обе даты— после 29 августа), является то, что в начале этой эры — 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г.) случилось новолуние (вернее, неомения — первое появление видимого серпа Луны, наступающее через 1-2 суток после астрономического новолуния).

По таблице фаз Луны можно убедиться, что в августе 284 г. астрономическое новолуние было 8,7+1,3+18,7 =28,7 ± 0,6 августа. Следовательно, в следующие календарные сутки 29 августа 284 г. была неомения.
Таким образом, 1 тота 1 года эры Диоклетиана стало первым днем не только солнечного, но и лунного календаря, т.е. первым днем первого года 19-летнего александрийского лунного цикла. Вероятно, именно поэтому эра императора Диоклетиана, несмотря на то, что Диоклетиан жестоко преследовал христиан, стала постоянной эрой и александрийских христиан. Правда, они, помня об отношении Диоклетиана к христианам, называли эту эру «эрой мучеников».

Весьма остроумное распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел, египетский астроном Созиген — создатель юлианского календаря, введенного Юлием Цезарем в 46 г. до н. э.

На основе этого распределения Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры — неомения), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153—247 гг. эры Диоклетиана (437- 531 гг. нашей эры). Эти годы не случайные. 153 год- первый год в 19-летнем лунном цикле, а 247-й — последний (19-й) год в цикле. В этом можно убедиться, разделив номера указанных годов на 19. Остаток от деления и будет порядковым номером года в цикле — его «золотым числом».

Но так как в Римской империи в основном действовал юлианский календарь с началом года в январе, то Вечный лунно-солнечный календарь был переписан так, чтобы первым месяцем первого года 19-летнего цикла был январь. Ближайшим январем к 29 августа 284 г. был январь 285 г., в котором расчетное новолуние (Г. Кинкелин называет его «церковным новолунием» в отличие от истинного новолуния, которое он называет «астрономическим»; такой терминологии мы и будем придерживаться) приходится па 23 января 285 г. В таком, январском варианте Вечного календаря 285-й год будет первым годом 19-летнего цикла, а 284-й год — последним (девятнадцатым) годом в предыдущем цикле.

Необходимость в продолжении таблицы, что и сделал Дионисий Малый, была вызвана тем, что через 6 лет кончалась пасхалия, составленная патриархом города Александрии — в то время столицы Египта — Кириллом Александрийским (376-444) на предыдущий 95-летний период (с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана, т. е. с 437 г. по 531 г. нашей эры).

Что мог узнать Дионисий об Иисусе из Евангелий.»Биографические данные» Иисуса Христа , приведенные в Евангелиях, не отличаются ни полнотой, ни конкретностью. Ни одной даты в них не приводится. Дело в том, что по традиции, иудеи не праздновали дни рождения. Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если бы даже и захотели, то не смогли бы это сделать из-за солнечно-лунного календаря с плавающим началом года. Если бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее (поскольку иудеи не любили Ирода), сказано было бы — в 15-й год Обновления Храма. Евангелие Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского храма в Иерусалиме (20-й год до н.э.) являлся для иудеев важнейшей в те времена точкой отсчета лет.

О времени рождения Иисуса Христа говорится следующее:

…Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Евангелие от Матфея; глава 2, стих 1); когда царю Ироду сказали, что родился царь Иудейский, тогда Ирод… разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме… от двух лет и ниже (от Матфея; глава 2, стих 16); (Ирод родился в 73 году до н. э. и скончался весной 4 год до н.э, предположительно в апреле-мае.

В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (от Луки: глава 2, стихи 1 и 2). (Август был императором Римской империи с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. Квириний стал правителем Сирии около 7г. н. э., тогда же и была проведена перепись имущества).

В Евангелии от Матвея указывается, что Христос родился в год смерти царя Ирода Великого . Дионисий не знал (и не мог знать, когда именно это случилось). Младший современник тех событий историк Иосиф Флавий утверждает, что в тот год приключилось лунное затмение. Иоганн Кеплер вычислил дату этого затмения — 12 марта 4 г. до н. э.)

О возрасте Христа в Евангелиях говорится в двух местах:

Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати (от Луки; 3-23)

…сказали ему иудеи: — Тебе нет еще пятидесяти лет,-и ты видел Авраама?(от Иоанна; 8—57).

О времени смерти и проповедей Христа:

В пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее(от Луки; 3-1); (29-й год, Понтий Пилат был прокуратором Иудеи 26-36 год н.э.. Тиберий стал соправителем Августа в 13 г. н.э., а единоличным правителем в 14 г.н.э.)

что проповедовал он три года и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи.

После короткого суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнен в пятницу, воскреснув рано в первый день недели (от Марка; 16-9), т. е. в воскресенье. Это и была первая христианская пасха.

Сравнение сведений о Христе , приведенных в Евангелиях, с «данными истории о реальных людях и событиях, упоминаемых там же, показывает, что для того чтобы царь Ирод, скончавшийся в 4 г. до н. э., мог преследовать Христа-младенца, Христу следовало бы родиться по крайней мере на 4-5 лет раньше, чем принято Дионисием Малым. Но для того, чтобы год рождения Иисуса Христа совпал с переписью при императоре Августе и началом правления Сирией Квиринием, Христу следовало бы родиться на 6-7 лет позже.
Как видим, полностью согласовать Евангелия с историей нельзя. Но из этого сравнения Дионисий Малый мог сделать и полезный вывод: описываемые в Евангелиях события происходили за 500-550 лет до того времени, когда он производил свои расчеты (525 г. н. э. или 241 г. эры Диоклетиана). Однако во времена Дионисия Малого в христианском мире уже не было споров о времени празднования главных христианских праздников — пасхи (праздника, посвященного смерти и «воскресению» Христа) и рождества Христова. Кроме того, как указывается в литературе, Дионисий Малый принял установившуюся у многих христиан после длительных споров традицию отмечать «воскресение Христово» 25 марта и именно эта дата и стала основой для Дионисия в поиске года первой христианской пасхи.

Приняв 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за первый год 19-летнего лунного цикла, Дионисий Малый начал с него свой пасхальный канон, так как канон Кирилла Александрийского закапчивается 247 годом эры Диоклетиана. А так как начало года по эре Диоклетиана — 1 тота — соответствует 29 августа по юлианскому календарю, то 1 тота 248 г. эры Диоклетиана = 29 августа 531 г. от Р. X.

Обеспечив этим преемственность с пасхальным каноном Кирилла Александрийского, Дионисий Малый мог теперь выбрать в качестве года воскресения Христа любой год, близкий к 532 г., в котором пасха приходится на воскресение 25 марта. Дионисий Малый, по-видимому, решил, что если есть возможность выбирать для дня рождения Иисуса Христа любой день недели, то что может быть лучше, чем священный для христиан день недели — воскресенье! (Вероятно, из таких же соображений мусульмане приняли за начало своей эры 16 июля 622 г., которое пришлось на пятницу — священный для мусульман день.). Так что, исходя из установившейся традиции, что рождество Христово 25 декабря, вероятнее всего, выбор Дионисием года, соответствующего году рождения Христа, объяснялся тем, что день рождения Христа в 533 г.- 25 декабря-приходится на воскресенье, в то время как 25 декабря 532 г. приходится на субботу. Следовательно, такие же дни недели будут и 532 года до этого — 25 декабря 1 года — в день рождения Иисуса Христа. Отняв от 533 г. период великого индиктиона (532 года) Дионисий Малый получил дату 25 декабря 1 года нашей эры (воскресенье) — день рождения Иисуса Христа.
Вот почему, вероятно, в пасхальном каноне Дионисия Малого начала отсчета лет по солнечному и лунному календарям не совпадают: счет лет по солнечному календарю начинается с 1 г, н. э., а счет лет по лунному календарю начинается на год раньше — с 0 г. н. э. или, так как нулевого года в историческом счете лет нет (он есть в астрономическом счете), с 1 г. до н. э.

Вывод Ошибочны не расчеты Дионисия Малого (ведь за прошедшие 1500 лет — срок вполне достаточный — никто из его критиков не взялся исправить эти ошибки), а противоречивые тексты Евангелий и принятые исключительно по религиозным мотивам постановления Вселенских соборов о праздновании пасхи и рождества. А ведь Дионисий расчитывал именно точные дни празднования пасхи, а не день рождения Христа. Когда ошибку обнаружили, то к ней отнеслись по-разному: кто-то с ней не согласился, считая расчеты Дионисия Малого вполне приемлемыми, кто-то стал требовать пересчета летосчисления. Вопрос об исправлении календаря даже дебатировался на пятом Латеранском соборе в 649 году.

Но после Иудейской войны, полного разрушения Иерусалима и рассеяния около шести миллионов евреев (среди которых были уже и десятки тысяч христиан) по странам Средиземноморья, — после этого начался значительный и постоянный рост христианских общин вне Иудеи за счет новообращенных «язычников», для которых этот вопрос был привычен. А принятый в правление Юлия Цезаря 1 января 46 года до н.э. юлианский календарь позволял отмечать любой день рождения ежегодно в один и тот же срок, — почти так, как мы отмечаем свои дни рождения теперь. В 1/2 веке н.э. иудео-христианство, тесно связанное с соблюдением законов Моисея, было отвергнуто новым христианским большинством, хотя для обращенных ко Христу «язычников» еще апостолом Петром были введены по откровению свыше значительные послабления и затем апостольский Иерусалимский собор подтвердил его нововведения, — это было примерно в 50-м году н.э. Ко второму-третьему векам и относятся первые известные нам попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников.
Первая широко известная и принятая египетской Церковью в Александрии дата Рождества Христова была связана с древнеегипетским праздником возрождающегося Солнца, с зимним солнцестоянием, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января (по юлианскому календарю), хотя астрономически это было уже давно неточно, — на самом деле зимнее солнцестояние следовало отмечать двумя неделями раньше. Однако и до сих пор некоторые христианские общины, ведущие начало от древнейшей Александрийской традиции, отмечают Рождество Христово 6 января, — например, Армянская автокефальная Церковь. Привязка даты Р.Х. к солнечному календарю и зимнему солнцестоянию объясняется тем, что с древнейших времен все народы считали, что Солнце-Дух первенствует во Вселенной надо всем, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой день начинает прибывать, — Дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в мире. Именно так обосновывали свое решение отцы Александрийской Церкви.
Отцы Александрийской церкви конечно же знали древнеегипетские верования и традиции и, очевидно, с ними был связан их выбор даты Рождества Христова. В Риме праздник возрождения Солнца отмечался в ночь с 24 на 25 декабря, сразу после римских Сатурналий, самого веселого римского праздника. Праздник Солнца был связан в Риме с культом Митры, — солнечного бога древних персов-зороастрийцев, — культ которого был издавна воспринят римлянами.

Вопрос календарного счисления довольно запутан.. Так, эра от «основания Рима» отсчитывается от 21 апреля 753 до н.э., а введение юлианского календаря датируется 1 января 45 г. до н.э. Если говорить детальнее, то декрет Цезаря о реформе календаря был издан в 47 г. до н.э.

Согласно этому декрету, 46 г. до н.э. должен был состоять из 432 дней — для согласования старого календаря с новым. Таким образом, первым «нормальным» годом юлианского календаря стал 45 г. до н.э.

В 337 г. н.э. папа Римский Юлий Первый утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. Соединению праздника Солнца с Рождеством Христовым в Риме во многом способствовало видение императора галлов Константина Великого 27 октября 312 года. Перед битвой за Рим он увидел на солнечном диске крест с инициалами Иисуса Христа и надписью «In hoc signo vinces» («Сим победиши»). Еще отец Константина Великого император галлов Константин Хлор сочувствовал христианам, а Константин Великий впоследствии провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Соединение «языческого» праздника Солнца с Рождеством Христовым было, очевидно, и чисто прагматически выгодно христианской Церкви, так как этот любимый народом «языческий» праздник иначе было не победить никакими увещеваниями церковников и папскими буллами. Церковь никогда не скрывала, что действительный день рождения Иисуса Христа не известен и что дата 25 декабря была установлена по праву самой Церкви..

В 1918 г. в нашей стране был принят новый стиль (григорианский календарь), который в 20 — 21 вв. расходится со старым стилем (юлианским календарём) на 13 дней. А православный календарь продолжает базироваться на старом стиле. То есть, церковь не переносила даты праздников — просто церковный счёт дней перестал быть государственным. Таким образом, и православие, и остальные конфессии празднуют Рождество 25 декабря, но по разным системам летосчисления.