Самоистязание. Религиозный мазохизм

иером. Тихон :
Иерей Александр Шумский: "Православная Церковь никогда не одобряла такие "подвиги"

Известный священник прокомментировал сообщения о самобичевании Иоанна Павла II…

"Православная Церковь никогда не одобряла такие "подвиги". Самобичевание никогда не было принято в нашей Церкви, и мы не принимаем это явление как критерий святости. Святость – это, прежде всего, стремление к Богу и проявление любви к Богу и к человеку в превосходной степени. Святость – это если любовь и смирение явлено в такой мере, когда это очевидно для всех", – сказал в комментарии "Русской линии" известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский, комментируя сообщения о том, что папа Римский Иоанн Павел II истязал себя ударами хлыста.

Как пишет Газета.ru со ссылкой на "Daily Telegraph", об этом, в рамках сбора информации для возможной канонизацией Католической церковью бывшего понтифика, рассказала польская монахиня Тобиана Слободка, которая работала с Иоанном Павлом II в его личных апартаментах в Ватикане и летней резиденции в замке Гандольфо недалеко от Рима. Монахиня утверждает, что понтифик несколько раз налагал на себя телесную епитимью: "Мы находились в соседней комнате и слышали удары хлыста, когда он бичевал себя. Это было тогда, когда он еще мог самостоятельно передвигаться".

Слова монахини подтвердил и секретарь папы Эмери Кабонго: "Он истязал себя, в частности, перед тем, как совершал обряд посвящения в духовный сан епископов и священников. Я сам не видел этого, но несколько людей рассказывали". При этом представитель Ватикана заявил, что документация о деятельности Иоанна Павла II остается пока засекреченной и поэтому Католическая церковь не может никак прокомментировать заявления монахини.

"Здесь можно руководствоваться суждениями Святителя Игнатия (Брянчанинова) – величайшего православного святого, человека трезвенно мыслящего, который писал, что люди часто принимают разгорячение крови за подлинное духовное состояние. На самом же деле между ними ничего общего нет. Самобичевание, безусловно, относится к разряду саморазгорячения крови. Это достижение экзальтации, нездорового духовного состояния путем внешнего физического воздействия на своё тело. Но экзальтация далека от духовного просветления, о котором пишут святые отцы, это совершенно разные вещи. Духовное просветление достигается созерцанием и глубокой молитвой. Святые отцы показывали нам своим опытом, как через молитву, в состоянии глубочайшего смирения человек достигает этого высшего духовного созерцания", – отметил в своем комментарии отец Александр Шумский.

"У святых есть внутренняя тишина, тихость, внешне незаметная. Тихость веры, тихость Православия – это отличительная черта подлинной святости. Если взять недавний опыт святости, которая нам был явлена, то это Оптина пустынь. Какие там были старцы: Леонид, Макарий, Амвросий! Но никакой экзальтации там не было, лишь удивительная тишина и ясность. Поэтому я всем рекомендую почаще читать жития Оптинских старцев, тогда будет понятно отличие ложного духовного пути от подлинного", – добавил пастырь.

В латинской духовной практике много внешних эффектов, заметил отец Александр. "Взять хотя бы Игнатия Лойолу, основателя ордена иезуитов, который представлял себе различного рода адские мучения, вплоть до того, что ощущал запах серы. Он входил в такие психические состояния, когда представлял себе ад. Другой известный католический святой – Франциск Ассизский – представлял себе раны Христа, ощущал их на себе, от чего у него появились стигматы. Вот с этого и пошла практика достижения стигматов у католических святых. Но в Православии это считалось ложным путем, к стигматам всегда относились так же, как и к практике самобичевания. Это, безусловно, тоже от разгорячения крови", – считает пастырь.

"Можно сравнить двух святых – преподобного Серафима Саровского и Франциска Ассизского, и мы увидим, насколько их опыт отличается. Причем Франциск Асизский был человек очень искренний и благонамеренный, он был несомненно человек глубоко верующий, но в его опыте много экзальтации, которая тоже вызывает сомнение, для нас его опыт неприемлем. Вообще экзальтация свойственна западному Христианству. Об этом много рассказывает профессор А.И.Осипов в своих лекциях. Православная же духовность основана только на смирении и глубокой молитве. Старец Макарий Оптинский говорил своим ученикам, что главное – это научиться правильно молиться. Для этого нужно смирение, а смирение с экзальтацией не совместимо. Когда человек смиряется, то в его душе восстанавливается мир, покой и тишина. Поэтому можно сказать, самобичевание – это состояние прелестное. Оно означает лишь, что человек, истязающий себя, решил, что он уже возрос духовно, поднялся выше других", – добавил отец Александр.

"Православие всегда чуралось любых внешних эффектов. Если посмотреть на старцев всех времен, то это очень хорошо видно. Это глубоко внутренняя жизнь, совсем незаметная для внешнего наблюдателя. Часто только после смерти подвижников открывалась их духовная высота. Православные святые всячески старались скрывать свою святость. Даже представлялись грешными пред людьми, чтобы никто не подумал о их святости. А в католичестве принята внешняя демонстрация своих духовных достоинств. Православный же путь соответствует евангельскому духу смирения и любви, потому он более правильный. А что касается папы Иоанна Павла II, то пусть католики сами решают, святой он для них или нет", – заключил иерей Александр Шумский.

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=185988

Телесные наказания появились много тысяч лет назад. Только никто никогда не задумывался, как они влияют на судьбу человека. Самым распространённым методом телесного наказания были прут или палка.

Телесные наказания появились много тысяч лет назад. Только никто никогда не задумывался, как они влияют на судьбу человека. Самым распространённым методом телесного наказания были прут или палка. Постепенно с развитием человечества и возникновением религии и культуры стали возникать более изощрённые способы экзекуции и сопровождающие её инструменты - розга, затем кнут и плеть. Всё зависит от того, где, когда, кем и для кого они использовались. В язычестве розга использовалась для «поощрения» к работе рабов, но нет упоминаний о самобичевании.

Одним из любопытных исторических свидетельств, встречающихся в первых письменных источниках античного периода, является традиция добровольной порки, широко распространённая среди спартанских юношей, участвовавших в ежегодных соревнованиях, где побеждал самый выносливый, т. е. тот, кто получал самое большое количество ударов, безропотно перенося боль. Это первые упоминания о порках, которые устраивались в знак культового поклонения перед алтарем Дианы, когда с особой жестокостью усердно секли мальчиков.

Позднее на примере бичевания спартанских юношей стали формироваться общества и секты флагеллантов и хлыстунов. Немаловажное значение имело то, что эти секты, по сути, относились к «разряду воздержанных» и практиковали обряды и обычаи «умерщвления плоти». С возникновением и распространением христианства идея самобичевания возводится во главу угла и активно пропагандируется католической церковью.

Самоистязание как одна из составляющих аскезы характерно для любых религий, но христианство ему отводит особую роль. Оно облачается в возвышенные духовные слова «непоколебимое служение Богу», где, на самом деле, плоть подвергается сильнейшему физическому надругательству.

Самоистязание напрямую связано с флагелляцией - методом физического садомазохизма - одним из самых распространенных воздействий, имевших место в монастырях на протяжении веков, включая начало ХХ века. Практикуется оно всегда а при наличии одного или двух верхних векторов - зрительного и/или звукового. От такой связки будет зависеть цель альголагнии.

АЛЬГОЛАГНИЯ (буквально «жажда боли») - усиление сексуальных переживаний посредством боли. Термин иногда используется для обозначения и садизма, и мазохизма (Оксфордский толковый словарь по психологии.Под ред. А. Ребера).

Кроме бичевания, в раннем христианстве самоистязание выражалось в ношении власяницы монахами, религиозными людьми, аскетами из высших сословий, чтобы «обуздать непокорную плоть, таким образом противостоять греху и содействовать развитию духовных устремлений». Позднее флагелланты распространили самобичевание по всей западной Европе, проповедуя его как «особый вид удовольствия и неописуемого блаженства».

Запуганные кожно-зрительные люди становились участниками сообществ флагеллянтов и различных конгрегаций - монашеских объединений, не имевших статуса орденов. Под сильным психическим воздействием кожно-звуковых лидеров, легко манипулирующих зрительными предрассудками и страхами, верующие посредством ношения железных вериг и тяжелых покаяний в грехах с самобичеванием надеялись умилостивить высшие силы и отвести посланное небесами наказание, например, чуму, неистовствовавшую в средневековой Европе.

Грубая одежда из козьей или верблюжьей шерсти, которую надевали прямо на тело, сильно стесняла движения и безжалостно натирала кожу. В XVIвеке такое испытание показалось недостаточным, и традиционную власяницу заменила тонкая проволока с шипами, обращёнными к телу. Любое движение придавало ещё большие страдания (читай: наслаждения ) тому, кто её носил. Сегодня практика «изнурения тела» продолжает существовать в некоторых закрытых религиозных орденах, сектах, неформальных сообществах и субкультурах, только к духовности, как и в былые времена, она не приводит, вопреки ошибочным ожиданиям их участников.

Во время и после сексуальной революции истязание тела под названием «сабспейс» получило большое распространение в любовных играх, публичных домах, кабинетах доминатрикс.

Так что же такое на самом деле самоистязание? Умерщвление плоти или зависимость от удовольствия? Для людей с кожным вектором - однозначно болевая зависимость.

У кожно-зрительного человека, находящегося в состоянии постоянного страха, в силу неразвитости зрительного вектора и мазохистских тенденций кожного желание покоряться и стремление к боли с последующим привыканием к ней приводит к выделению искусственных опиатов. Они расслабляют и действуют на нервную систему успокаивающе, притупляя боль, создавая некую наркотическую зависимость. Побои вызывают выделение эндорфинов, т. е. гормонов удовольствия, работающих как естественное обезболивающее. Так современным языком можно объяснить причины, по которым бичевальщики подвергали себя добровольному избиению.

Самоистязание, как утверждают историки, настолько вошло в обиход паломников, монахов и знати, что «повсюду можно было видеть людей с плетьми, розгами, ремнями и вениками (мётлами из прутьев) в руках, которые усердно стегали себя этими инструментами, мечтая таким образом достигнуть благоволения божественной силы». Кожно-звуковое духовенство поощряло и даже принуждало христиан к подобным вещам. Звуковиков, как известно, не слишком интересует собственное тело, оно им скорее в тягость. Кожно-звуковой священник от природы имеет низкое либидо и не стремится к плотским утехам, он легко принимает целибат и остается верен ему до конца жизни.

Совсем другое дело анально-звуковые и анально-зрительные, т. е. те, кто выбрал для себя служение Господу в разрез своей истинной природе. Недифференцированное двойное либидо таких служителей церкви и наложение целибата рано или поздно приводило (и по сей день приводит) к международным скандалам на почве всплеска гомосексуализма среди самих теологов, церковных прихожан обоего пола и священником. Слишком сильным становилось искушение, почти невозможно не соблазниться мыслями, идущими вразрез с данным Богу обетом, если святому отцу ежедневно приходится выслушивать кающихся женщин разного возраста, исповедующихся в уже совершённых грехах. Среди молодых грешниц всегда найдется одна-другая, кого совсем не трудно уговорить вступить в «святое общение».

Анально-звуко-зрительные не станут заниматься самоистязанием, без кожного вектора люди не получат наслаждения от самобичевания, зато сколько анального удовольствия от наблюдения за избиением розгами или плетьми провинившихся собратьев, простолюдинов, а тем более знати. Церковниками были придуманы разные степени публичности наказания, начиная от экзекуции один на один, в присутствии монастырских братьев, например, или на площади при всем честном народе. Кроме того, назначались и части тела, подвергаемые порке: выше талии и ниже.

Здесь нужно разделять типы людей, практиковавших флагелляцию - бичевание, при котором возникает половое возбуждение и дальнейшее получения сексуального наслаждения.

В процессе флагелляции участвует два человека, условно назовем их «палач» и «жертва».

«Палач», как правило, человек , побоями выражающий своё отношение к жертве. В литературных источниках, описывающих положение детей-сирот в приютах или монастырях, авторы нередко приводят факты истязания детей воспитателями и учителями. Начинают они с , унижая, как правило, новенькую или непокорную девочку в присутствии всего класса, тем самым, делая её изгоем. обычно не выдерживал такой изоляции и погибал.

Зрительник как никто другой нуждается в эмоциональной связи, хотя бы с игрушкой, которой он лишён из-за жёстких правил приюта или монастырской школы. За любыми контактами между девочками строго следили воспитатели или монахини, не позволяя им выстраивать дружеские отношения, позволявшие поддерживать друг друга. Только любовь к Богу, от которой зрительный ребёнок не получал никакого эмоционального тепла, страх перед ним и молитва являлись основными требованиями для существования в приютах. Если ребёнок пытался восстановить справедливость или сопротивляться «учительскому натиску», то его наказывали сечением розгами.

Экзекуцию проводили аббатисы или монахини, отличающиеся особой жестокостью, если это был монастырь. Воспитатели в городских или частных приютах - люди, как правило, холостые, подчиняющиеся строжайшему запрету иметь внебрачные связи на стороне. Сам процесс порки доставлял им особое удовольствие, приводя к сбалансированному состоянию биохимию головного мозга через получение своих эндорфинов счастья и наслаждения.

Флагелляция детей, которой подвергались не только простые смертные, но даже принцы крови, в некоторых случаях приводила к совершенно неожиданным результатам. Многим наказание розгами или плетьми доставляло удовольствие и они не только охотно ложились на скамью для порки, но и умышленно совершали проступки, чтобы быть подвергнутыми наказанию. В лучших пансионах Лондона, где воспитывались аристократки, спокойно практиковалось наказание за любую провинность. Некоторые девушки «после первых ударов розгами... испытывали странное чувство, и то, что должно было служить наказанием, порождало в их уме такие райские мысли, что они испытывали страшное наслаждение»

Таким образом, вместо воспитательного эффекта розги становились атрибутом сексуального наслаждения, воздействуя через тонкую восприимчивую кожу, многое меняя в психическом девочек, развивая садомазохистские желания. В дальнейшем, когда девочки взрослели, эти навыки никуда не исчезали, а только закреплялись. Не получая удовлетворения от семейной сексуальной жизни, кожно-зрительные женщины искали .

Сегодня эта проблема представлена не менее остро. Избиение детей с кожным вектором за провинность или воровство увеличивает риск того, что из мальчика вырастет лузер и неудачник, а из девочки если не проститутка, то женщина с мазохистскими наклонностями. В Рунете существует множество сайтов с контентом, поощряющим флагелляцию. Никто из участников, добровольно занимающихся подобными практиками, не задумывается над тем, что ломает собственную судьбу, меняет в худшую сторону свой жизненный сценарий, вытаскивая на поверхность патологические животные инстинкты, которым человечество стремится противостоять как минимум последние 6000 лет, пытаясь обуздать первичные позывы и проявления культурными ограничениями.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

У многих святых отцов находим указание на то, как полезно, нет, даже необходимо, укорять себя. Наверное, даже не у многих, а решительно у всех - в той или иной форме. Непопулярный для нашего времени совет, и это еще слабо сказано. Сегодня, кого ни спроси, все уверены: ни в коем случае нельзя «занижать самооценку». Это, дескать, следствие комплексов и порождает новые комплексы. Надо, наоборот, адекватно свои способности и качества оценивать, никому не давать себя в обиду, всеми доступными способами защищать собственные честь и достоинство. Иначе пропадешь.

Неужели в те времена, когда святые отцы жили, все было настолько по-другому? Или они чего-то не понимали, ошибались то есть? Или это все из тех же пресловутых «технологий подавления и управления массами», в разработке и использовании которых Церковь неустанно обвиняют ее многоразличные оппоненты? Последнее - вряд ли. Ведь святые себя и вправду непрестанно укоряли и почитали «прахом и пеплом». И это не только из писаний, но и из самой жизни их явствует. Значит, как минимум, в этом никого не обманывали. Да и первое со вторым сомнительно... И Господь и сегодня, и вчера, и тысячу, и много тысяч лет тому назад один и Тот же. И мир не очень сильно в существе своем изменился. И мы в основном все те же, хоть и похуже, и понемощней предков своих. А насчет ошибок... Конечно, в чем-то частном, личном отцы порой могли заблуждаться, история об этом свидетельствует, но в том, в чем они все были между собой согласны,- никогда. А в отношении самоукорения - полнейший consensus patrum, иначе не скажешь.

Почему? Есть на то причины духовные, они для человека духовного же неоспоримы. Но то для духовного. А что касается тех, в ком плоть не только «воюет на дух» (см.: Гал. 5, 17), но и часто преобладает над ним, то есть - всех нас? Мы-то «здравым смыслом» все мерить привыкли, невзирая на очевидный его в нас недостаток.

Но и по здравому смыслу то же выходит: без самоукорения - никуда!

Жизнь наша - вещь очень несовершенная. И люди, которые нас окружают, такие же несовершенные. Страдать от этого сугубого несовершенства приходится постоянно - то так, то этак, по-всякому. И не просто страдать, но и негодовать подчас и на жизнь, и на собратий-человеков. Причем нередко - вполне справедливо, оправданно. Вот только... Вот только совершенно это негодование бесплодно. Ни жизнь, ни людей изменить, исправить мы не можем, не дано нам это. Поэтому толку от переполняющих нас эмоций никакого. Вреда же хоть отбавляй. И изнутри нас они разрушают: нервы изнашивают, сердце надрывают, душу мучают. И извне проблемы умножают: эмоции-то наружу выплескиваются и к конфликту приводят - как с ближними нашими, так и с жизнью в целом. А пребывать перманентно в состоянии конфликта дело тяжелое, безрадостное и, как говорят сейчас, контрпродуктивное.

И вот тут приходит на помощь палочка-выручалочка, блаженное самоукорение. И оказывается оно, как это ни удивительно, не только богоугодным, отцами благословленным деланием духовным, но и прагматичным, с чисто земной точки зрения, выбором.

Мы не можем, как выше сказано, изменить мир и живущих в нем людей (большая ошибка и не меньшая самонадеянность полагать иначе), но способны изменить себя. В каждой ситуации, с которой мы сталкиваемся и в которой терпим то или иное фиаско, есть доля нашей вины, нашего недосмотра, нашей недоработки, нашей неопытности, в конце концов. И если, с одной стороны, ситуация эта - драма, провал, то, с другой, - ступень восхождения и повод для воодушевления, а может, и радости даже. Не винить, не корить никого (чтоб не быть, опять же, контрпродуктивным), а укорить лишь себя. Сказать: «я виноват!». А потом... Потом сесть и разобраться, в чем.

Возможно, что, разобравшись, мы увидим, как справиться с тем, что вчера еще казалось неприступной скалой, стоящей у нас на пути. Сделаем маленький «доворот» в себе самих, и дело вдруг стронется с мертвой точки, потому что именно этого-то и не хватало. И будет польза.

А возможно, что и не стронется, и не справимся. Может, поймем даже, что и не нужно это было (такое понимание одно уже многого стоит и от массы ненужных хлопот освобождает). Но однозначно тоже польза будет, оттого, что, укорив себя, произведя пересмотр своих взглядов, позиций, ревизию достоинств и недостатков, получим сильнейший стимул к изменению к лучшему. А это - как раз очень продуктивный подход, открывающий дорогу к преуспеянию.

Впрочем, рассуждения эти для тех в большей степени, в ком веры нет или слаба она. А те, в ком вера сильна, знают, что стоит лишь ради Бога обвинить в злоключениях своих и несчастьях не Его, не обстоятельства и людей (а это тоже значит - не Его), а себя самого, как Он и утешит, и поддержит, и сами злоключения с несчастьями во благо обратятся.

Такой вот простой и вместе с тем удивительный, хоть и на поверхности лежащий секрет жизни духовной. Как, в общем-то и все ее не секретные секреты.

Ответ от Парамон [гуру]
Помогло - один раз я не ел 2 дня, типа поствовал, смотрю потом - оу! помогло от изжоги


Ответ от Ётанислав Королёв [гуру]
Для понтов. показать какой ты суперпупер ревновстый и преданный богу христианин. Не пробовал.


Ответ от скиталец [активный]
может для того чтобы показать превосходство духа над телом


Ответ от Знахарь (Вильчур) [гуру]
Чтоб гордыня не обуяла.
Не пробовал.
"На что мне орден, я согласен на медаль. "


Ответ от Виталий [гуру]
самобичевание это результат человеческих крайностей. Высшей природе неугодно развитие всяких негативных форм восприятие ибо это нарушает духовное равновесие. Любой негатив нарушает духовное равновесие.


Ответ от Edem [гуру]
у какого-то классика читала. . может подскажете у кого?)
мудрый батюшка заставил злобную бабку не блюсти пост, потому что она детей малолетних проклинала за то что они кушали сладости. От гордыни так её лечил.
так что может для возвеличивания себя?


Ответ от Ирэн Ницше [гуру]
Не нужны. К христианству не имеют отношения, т. к. Христос и апостолы ничему подобному не учили и сами такой дурью не маялись.


Ответ от КРО РОНС [гуру]
Для смирения плоти. Это не обязательно, Б-г не требует иных жертв кроме покаяния.


Ответ от Ђатьяна Кошка драна [гуру]
В Новом Завете говорится лишь об одном виде самоистязания - посте. Он нужен, чтобы распять плоть, подчинить ее духу.


Ответ от Ёанек САН [гуру]
Самоистязание в христианстве не нужно вообще. Это люди могут делать только по побуждению дьявола, пороча веру во Христа.


Ответ от Пётр Сидоренко [гуру]
В Библии говорится о поклонниках Ваала, которые «кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» , и все это - в безнадежных попытках привлечь внимание своего бога (3 Царств 18:28).
Например, Иисус был далеко не аскетом. Фарисеи жаловались на то, что его ученики не постятся, и даже обвиняли в том, что он «человек, который любит есть и пить вино» .
И нигде в Библии не найти основания для аскетизма: будто бы Бог отдавал предпочтение тем, кто отрицает свои жизненные потребности или даже удовольствия. Заметь, что говорил апостол Павел о таких причиняющих страдания действиях: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Колоссянам 2:23).
В книге «История церкви простым языком» («Church History in Plain Language») об аскетизме говорится: «Опорой монашества было неправильное представление о человеке. Душа, говорил монах, привязана к телу, как узник. Это учение о жизни не библейское» .
Так как Иегова хочет, чтобы мы были счастливы, служение такому удивительному Богу не подразумевает аскетизма (Екклесиаст 7:16). Итак, нигде в Библии мы не найдем места, где бы говорилось, что причинять самому себе страдания - это путь к спасению. Наоборот, Божье Слово разъясняет, что кровь Христа, а также вера в искупление, очищают нас от всех грехов (Римлянам 5:1; 1 Иоанна 1:7).


Ответ от Кошка с салом [гуру]
В христианстве нет никаких самоистязаний.
Если вы имеете ввиду аскезу святых, то это совсем другое. В двух словах - кому много дано, с того много и спрашивается.


Довольно распространенным явлением является самоистязание на религиозной почве. Многие религии поощряют аскетизм и жертвенность. И находятся люди, готовые претерпеть ради достижения душевного спокойствия и вечной жизни любую боль и страдания, а некоторые даже считают это необходимым этапом для того, чтобы быть причисленным к лику святых.

1. Жизнь на столпе


Сирийский святой пятого века Симеон Столпник стал основателем подвижничества, названного столпничеством. Более 40 лет своей жизни он провел, предаваясь молитвам, на вершине 18-метрового столпа, окруженного забором, через который ему время от времени передавали немного еды и воды. На площадке этого столпа он находился, невзирая на зной, холод, дождь, ветер. Слухи о Симеоне разнеслись по всей стране и множество паломников потянулось к этому столпу из самых отдаленных мест. Симеон стал настолько известен, что даже императоры писали ему письма.

2. Ношение власяниц


Власяница - это неудобный, а иногда и болезненный предмет нижнего белья, которую носили для того, чтобы “умерщвлять плоть” и усиливать дух. Первые христиане носили нижние рубашки и набедренные повязки, сшитые с использованием жесткой шерсти козы или ткани, подобной мешковине. Подобная практика особенно была распространена в средневековой Европе среди отшельников, святых и правителей. Карл Великий и Иван Грозный также носили на голое тело рубахи-власяницы.

3. Хлестание кнутами


Бичевание (хлестание кнутами) было обычным явлением во многих древних культурах, а также в некоторых христианских и исламских сектах. На Филиппинах накануне Пасхи десятки добровольцев для искупления грехов подвергаются распятию на вершине холма. Их руки и ноги огромными гвоздями прибивают к деревянным крестам, которые они на своих плечах приносят на этот холм. Вокруг распятых начинается особый ритуал, в ходе которого полураздетые мужчины избивают себя бичами и палками, а женщины с громким воем причитают и молятся.

Широко известен и религиозный праздник мусульман – Ашура. В этот день шииты устраивают траурные шествия в честь имама Хусейна, внуку пророка Мухаммеда, которые сопровождаются самоистязанием. Мужчины в неистовстве избивают самих себя до синяков и хлещут свои спины плетками или даже цепями с острыми лезвиями. К счастью, некоторые мусульмане предпочитают чествовать пророка, сдавая вместо этого донорскую кровь в больницах.

4. Изменение сознания


Шаманы и оракулы древних времен часто для своих духовных целей использовали священные растения (энтеогены), такие, как цветы дурмана, содержащие алкалоиды атропин и скополамин, и обладающие галлюциногенными и психотропными свойствами. Коренные американцы в своих церемониях традиционно использовали его и, зачастую, в больших дозах, что приводило к различным галлюцинациям, нередко вызывающим панику. Побочными эффектами его применения могли быть слепота, безумие, или длительная и болезненная смерть.

5. Модификация тела


Вместо того, чтобы повышать свой интеллектуальный уровень, некоторые люди предпочитают привлекать к себе внимание путем необычной модификации своего тела. Во времена доисторической японской культуры Дзёмон юношам при переходе в группу взрослых удаляли несколько резцов или клыков. Подобные модификации проводились и с целью отметки социального положения.

Такие события, как брак или утрата близких были отражены в улыбке человека, а не посредством обручального кольца или траурных одеяний. Возвращение моды на модификацию тела связано с возрождением в 1990-х годах татуировки и более экстремальных методов, таких как скарификация, субдермальные импланты, пирсинг, шрамирование и др.

Многие из этих методов использовались еще в древних племенах, а их эволюция привела к появлению новых методик, например, подвешивание на крюках. Сегодня в Соединенных Штатах есть даже церковь Модификации Тела, где используются как древние, так и современные методы.

6. Празднование Тайпусам


Более миллиона человек каждый год собираются на фестиваль Тайпусам под Куала-Лумпуром в честь индуистского бога Муругана, сына господа Шивы. В этот день празднуют получение Муруганом от своей матери копья, с помощью которого впоследствии он победил злого демона. На этом празднике люди носят сандалии с железными гвоздями.

На гвозди накалывают кусочки лайма, которые еще больше раздражают раны, одновременно оказывая и дезинфицирующее действие. Особо отважные прокалывают себе щеки, язык, шею, прикрепляют на свое тело стальные крючки и подвешивают на них разные грузы. Находясь во время этого процесса в состоянии транса, они не чувствуют никакой боли и их раны не кровоточат.

7. Обычай племени Сатере-маве


У индейцев племени Сатере-маве в Бразилии существует очень жестокий обычай посвящения юношей в мужчины. Для этого используют специально изготовленные из листьев перчатки, в которые вплетены усыпленные муравьи-пули. Укусы их считаются самыми болезненными. Когда муравьи приходят в себя, юноша должен надеть эту перчатку и продержать в ней руку в течение 10 минут, не издав при этом ни звука. И эта пытка, считающаяся испытанием выносливости, продолжается несколько раз в течение дня.

8. Самосожжение


Самосожжение буддийского монаха Тхить Куанг Дык остается одним из самых ужасающих примеров самопожертвования в современной истории. Протестуя против притеснения буддистов в южном Вьетнаме правителем Нго Динь Зьема, этот монах вышел на улицы Сайгона, пропитанный бензином, поджег себя и горел до самой смерти, сидя в позе лотоса и не издав при этом ни звука.

Поглощение Китаем Тибета недавно также привело к эпидемии самопожертвований. В 2011 году подожгли себя 12 тибетских активистов, а год спустя – еще 80. Площадь Тяньаньмэнь в Пекине теперь снабжена оборудованием с огнетушителями, чтобы воспрепятствовать новым актам самосожжения.

9. Обрезание


В некоторых древних племенах обряд посвящения в мужчины был связан с болезненными ритуалами, в частности, с обрезанием. Особенно жестоким он был у аборигенов Австралии. Сначала юноше проводили классическое обрезание, а после заживления раны приступали к основной операции – распарывали пенис вдоль мочеточника.

После этого считалось, что юноша стал настоящим мужчиной. Распоротые пенисы у мужчин в состоянии эрекции становились плоскими и широкими, а для того, чтобы помочиться, они были вынуждены садиться на корточки.

10. Самомумификация


Древние монахи-отшельники, живущие в горах Японии, стремились стать “живыми Буддами” посредством мучительных испытаний. Наивысшей точкой этих испытаний стал акт самомумификации. Такой процесс происходил в течение 10 лет, многие монахи пытались это проделать, но получилось мумифицироваться далеко не у всех. Процесс был разделен на три тысячедневных периода. В первом периоде монахи питались только орехами и злаками, пили ледяную воду, падающую с вершин.

После этого их диета состояла только из корней и коры сосны, при этом содержание жира в их организме должно было снизиться почти до нуля. При этом они пили чай на основе токсичного сока, после чего их рвало, и таким образом они избавлялись от избыточной влажности. И их тела, пропитанные ядом, уже не могли быть съедены личинками.

После этого монахов помещали в каменные могилы с выведенными наружу трубками для поступления воздуха и для звонков, сигнализировавших о том, что они еще живы. Когда звонки прекращались, могилы запечатывали, а спустя тысячу дней вновь открывали. Мумифицированные тела, которые не разложились, помещали в храм и поклонялись им, как Будде.

Подобные примеры - одна из причин, по которым исчезли .

По материалам: listverse.com