Самоукорение и плач о грехах. О гордости, самоукорении и смирении

Проповедь, произнесенная настоятелем Преображенского храма г. Харькова прот. Виктором (Бурбелой) 11 мая 2014 г.
Сегодня, третье воскресенье после Пасхи именуется неделей о расслабленом, потому что во время богослужения мы с вами читали отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 5:1-16), в котором говорится о том, как Иисус Христос исцелил больного человека, что 38 лет был расслабленным, лежал на постели, не имея возможности жить полноценной жизнью. И вот апостол евангелист Иоанн Богослов повествует, что однажды Иисус Христос пришел в Иерусалим на праздник. И будучи в городе том, зашел в место у Овечьих ворот, которое по-еврейски называлось Вифезда, то есть «дом милосердия».

Купальня имела 5 притворов, в которых лежало, по слову апостола евангелиста, множество больных: слепых, хромых, сухих, всех, кто ждал особенного действа. Однажды в год в этом месте происходило некое чудо: Ангел Господень возмущал воду, после того, как он касался этой воды, первый, кто входил в купель, получал исцеление от любой болезни.

Тут был и человек, находившийся в болезни 38 лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел…

И все, кто видел, все, кто знал этого лежачего больного, удивлялись, как он исцелился. Были там фарисеи, которые спрашивали этого человека, почему он носит свою постель, ведь сегодня суббота, и нельзя ничего делать, а надо посвятить этот день Богу — так буквально понимали иудеи закон Божий о субботе. И они начали упрекать этого человека, что он взял свою постель и ходил. Но он отвечал: тот, кто исцелил меня, сказал мне: бери свою постель и ходи. И спросили его: а кто тебя исцелил? Но исцеленный не знал Иисуса Христа, сказал: не знаю, кто исцелил. А Иисус Христос в это время укрылся в толпе. Но потом однажды в храме Иисус Христос встретил этого исцеленного, и говорит: Вот ты выздоровел, смотри, больше не греши, чтоб тебе ничего хуже не было. После этого побежал этот исцеленный к фарисеям и сказал: Тот, кто исцелил, это был Иисус.

Вот такое чудное событие мы сегодня воспоминаем. И мы часто слышим первую часть этого Евангельского зачала: оно читается каждый раз на малом освящении воды. Оно словно проводит для нас паралель указывая на то, что на освящаемую воду в читаемых молитвах мы призываем благодать Божию, которая действуя по вере нашей может сотворить в нас чудо! И когда мы приходим на водосвятный молебен, мы слышим молитвы в которых просим, чтобы через эту воду, через окотпление ею своих домов, через причащение ея, мы получали бы исцеление духовное от греха и страстей, исцеление от недугов телесных, отгнание всяких наветов и козней лукавого. То есть по сути в это время мы со своими прошения и нуждами похожи на тех людей, котрые ждали у купели, когда они смогут войти в воду, чтобы получить исцеленпие души и тела. Но всегда ли получаем исцеление от воды?

Кто-то замечает, кто-то не замечает, кто-то даже не задумывается об этом. И в сегодняшнем евангельском чтении мы видим только один эпизод исцеления. У Овчей купели было много больных, но Иисус Христос исцелил только одного. Почему он не пришел и не сказал: "Исцеляетесь все, все вставайте и идите домой". Он так не сделал, а только одного человека, лежащего на одре болезни 38 лет, по сути, безнадежного больного для всех окружающих. Но раз человек там лежал, он все же надеялся на чудо, что он исцелится. Вот эта надежда, упование на Бога упование на чудо руководила его мыслями, была смыслом его жизни земной в том плане, что он хотел получить исцеление и верил в него, несмотря на то что понимал что нет человека торый готов в любой момент помочь ему первым прикоснутся возмущенной воды.

Это исцеление не пошло ему во вред, потому что после исцеление он пошел в храм, и в храме встретился с Иисусом Христом. Он не пошел домой или на рынок и не начал бегать по городу осматривая все то, что не мог осматривать, будучи больным. Он пошел в храм, чтобы благодарить Бога за то, что Бог дал ему исцеление.

Иисус Христос, встретив его, говорит: "Смотри, не греши больше, чтобы чего хуже тебе не было". Но готовы ли мы принять чудо? Будет ли это наше исцеление духовное и телесное благодарением Богу за наше исцеление? Или мы хотим получить то или иное чудо для того, чтобы опять забыть о Боге, для того, чтобы опять иметь возможность жить в свое удовольствие и призывать Бога только тогда, когда нам плохо, а когда хорошо, мы Его не знаем.

Вспоминается жизнеописание блаженного Августина, который пишет о себе, что он молился, о том, чтобы Бог даровал ему целомудрие и воздержание. Но чтобы даровал не сейчас, а потом, попозже, чтобы он мог еще пожить в земных удовольствиях, а потом стал бы целомудренным. Так же и мы со своими прошениями часто приходим и говорим: "Да будет воля твоя, Господи! Но попозже. Пусть будет так, как Ты предопределил в моей жизни для моего спасения. Пусть будет так, как Ты хочешь, но можно мне немножко еще пожить так, как я хочу. Пусть будет воля Твоя, но пусть она не мешает моей воле". И это говорит о том, что мы не готовы к чуду. Мы не уверены, что после получения исцеления мы сможем не забыть о Боге, сможем принести достойные плоды благодарении Ему.

А хотим ли мы вообще этого чуда? И сегодняшнее евангельское чтение показывает человека, имеющего твердую веру, желающего этого чуда, не для того, наверное, для чего желали многие другие, которые не получили исцеления. А он желал этого чуда больше других и благодарил Бога даже в том своем, казалось бы, безнадежном, состоянии. Он не роптал, он принимал свое состояние так, как оно есть. Какие внутренние настроения его были, мы не знаем, но его поступки выдают его. Сразу после исцеления он пошел в храм, значит, вера его была сильна и при его болезни, и при его исцелении она лишь укрепилась. Он не знал Иисуса Христа в лицо, не знал, кто это такой, но был уверен, что исцеление он получил от Бога, и пошел в церковь, чтобы благодарить Бога, и встретил Бога в церкви. Он услышал слова, благодаря которым понял причину своей болезни, причиной его болезни был грех.

Многие болезни наши — по нашим грехам. И, к сожалению, очень часто бывает так, что человек заболел, пришел в церковь на исповедь, на Причастие, отсутпила болезнь, потом опять он живет, как жил, ничего не меняя, и снова заболевает. И говорит тогда: "Я уже в церкви был, мне церковь не помогает". И дальше грешит. Это говорит о том, что человек по какой то причине не воспользовался предоставленным шансом, поменял образ свох мыслей, поступков. Он не упразднил, не убрал ту причину, которая вызывет ту или иную болезнь. И теперь рискует что может получить еще хуже.

Есть еще у святых отцов и многих проповедников другой образ толкования сегодняшнего евангельского сюжета. Все деяния Иисуса Христа носят не только буквальный, но и иносказательный, глубокий духовный смысл. 5 притворов — это наши 5 чувств, согрешая которыми мы и приходим к болезням. И вот кто такие слепые? Это те, которые не видят или не хотят видеть Бога в смыслом своей жизни, кто не замечает то очевидное, что происходит перед их глазами. Глухие - это те, которые вокруг так или иначе слышат Слово Божие и не принимают, что не хотят слышать, игнорируя смысл, вложенный в слова. Сухие - это те, в которых нет жизни по причине отсутсвия Благодати Божией, которая отошла по причине греховности, иссохла жизнь в них. Кто считается в духовном плане хромым, сухим, слепым? Тот, кто не воспринимает по смыслу своей гордыни и греховности Божьих истин, который ходит в церковь, видит иконы, который видит буквы, читает их, но не применяет в жизни всего ушлышанного, увиденного, и понятого. Тот, кто слышит евангельский призыв, переменить образ жизни, но ничего не делает.

Вот поэтому и нужно нам чудо. Чудо проникновения лучика благодати Божией хотя бы через окропления святой водой. Эта благодать исцеляет нашу слепоту духовную, помогает открывать наши очи духовные, не только просвещая наш разум, но и вразумляя нас менять поступки наши, очищая наше сердце. Благодать действует так, чтобы слух наш слышал те призывы, которые обарщены к нам от Бога. Чтоб мы не были землей не могущей принести плода, а чтоб эта вода святая благдатью Божьей была орошающей для нашего средца, иссушенного грехом, безразличием и нежеланием потрудиться над стяжанием вечной жизни.

И как итог, мы можем сказть, что наши труды, наша жизнь духовная есть залогом нашего духовного и телесного здравия. И сегодняшний отрывок из Евангелия этому пождтверждение: не греши, чтобы тебе не было чего хуже. Так вот не гершить надо для того, чтобы общаться с Богом, и это общение с Богом дает возможность избежать многих скорбей и болезней в этой жизни, потому что благодать Божия немощных врачует, а то, что оскудевает, восполняет, и ведет человека в Царство Небесное. Аминь.

Евангелие от Иоанна. Глава 5, стихи 1-15:

1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Протоиерей Павел Великанов:

Протоиерей Павел Великанов

Евангельское чтение, которое мы только что слышали, повествует нам об исцелении расслабленного – человека, который на протяжении многих десятков лет находился у Овчей купели.

И трудно себе даже представить, что переживал этот человек, который десятилетиями наблюдал, как другие, более шустрые, более проворные, не так тяжело болящие оказывались первыми у купели и получали исцеление.

Наверное, в его душе было много разных переживаний. Была и скорбь, и отчаяние, и ропот. И в этот момент рядом с ним оказывается Христос.

Конечно, этот несчастный не знает, что перед ним за Человек. Он всего лишь надеется, что, может быть, от этого Человека будет больше сострадания, чем от окружающих.

Услышав вопрос Христа, желает ли он исцелиться, расслабленный отвечает: «Конечно, хочу. Да только нет у меня человека, который бы отнес меня в купель, когда воду в ней возмущает ангел».

В ответ Христос Спаситель говорит ему: «Встань, возьми постель свою и иди в дом твой».

Сегодня мы очень много слышим о важности расслабления, важности внутреннего комфорта, внутреннего покоя, отсутствия какого бы то ни было напряжения в нашей душе.

Но в то же самое время Евангелие свидетельствует о противоположном – о том, что настоящая жизнь есть всегда напряжения между двумя полюсами: с одной стороны – невозможность жить в этом мире, по тем законам, которые противны божественному замыслу о мире и человеке. С другой стороны – другой полюс этого напряжения: неизбежность для христианина жить в этом мире.

И вот между этими двумя полюсами – невозможности жить по-мирски и неизбежности жить в этом мире – проходит вся жизнь христианина. Но это напряжение в жизни христианина становится плодотворным, плодоносным. Оно дает тот самый мощный импульс постоянной работы над самим собой, постоянного поиска преодоления этого напряжения, который помогает нам становиться другими. Отрываясь от этой жизни еще здесь, на земле, жить так, как если бы мы были уже там – в Царстве Небесном, со Христом.

Помоги же нам, Господи, в эту неделю, когда мы вспоминаем исцеление расслабленного, быть внутри себя всегда в определенном напряжении, но напряжении не стресса, не искусственного конфликта ложных ценностей, а напряжении, которое жаждет всегда быть с Тобою, даже тогда, когда это не всегда комфортно для нашей души.

«Воскресные Евангельские чтения» - цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель

Четвероевангелие (Таушев) Аверкий

Исцеление расслабленного у овечьей купели (Иоанн 5:1-16).

Исцеление расслабленного у овечьей купели

(Иоанн 5:1-16).

Об этом событии повествует только св. Иоанн, сообщающий в своем Евангелии о каждом приходе Господа в Иерусалим на праздники. В этом случае не совсем ясно, на какой именно праздник Иисус пришел в Иерусалим, но вероятнее всего, то была либо Пасха, либо Пятидесятница. Только в этом случае выходит, что общественное служение Господа продолжалось три с половиной года, как издревле принимала это св. Церковь, руководствуясь, именно, хронологией четвертого Евангелия. Так, около полугода прошло от крещения Господа до первой Пасхи , описываемой во 2-й главе, затем год - до второй Пасхи , упоминаемой в 5-й главе, еще один год - до третьей Пасхи , о которой сказано в 6-й главе, и еще один, третий, - до четвертой Пасхи , той, перед которой пострадал Господь.

У Овечьих ворот, названых так потому, что через них прогоняли к храму жертвенный скот, или потому, что возле них находился рынок, где продавали этих животных, на северо-восточной стороне городской стены, на пути через Кедрский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору, находилась купальня, называвшаяся по-еврейски - Вифезда , что значит «дом милосердия» или милости Божией: вода в эту купальню собиралась из целительного источника. По свидетельству Евсевия, еще в пятом веке по Рождестве Христовом показывали пять портиков этой купальни. Целебный источник привлекал множество больных всякого рода. Однако, то не был обычный целебный источник: свою целительную силу он проявлял лишь по временам, когда в него сходил Ангел Господень, возмущая воду, и тогда мог исцелиться только тот, кто первый, сразу же по возмущении воды, входил в купель; по-видимому, вода только короткое время являла целебное свойство, а затем сразу теряла его.

Тут, у купальни, находился расслабленный, страдавший уже 38 лет и почти потерявший надежду когда-либо исцелиться. Тем более, как объяснил он Господу, не имея при себе помощника, был не в состоянии использовать силу чудесного источника, не имея сил передвигаться самостоятельно достаточно быстро, чтобы погрузиться в купель сразу, как вода начнет возмущаться. Смилостивившись, Господь мгновенно исцеляет несчастного одним Своим словом: «Встань, возьми постель твою и ходи» . Этим Он показал превосходство Своей спасающей благодати перед средствами Ветхого Завета.

Но так как была суббота, то иудеи, под каким названием св. Иоанн подразумевает обычно фарисеев, саддукеев и иудейских старшин, враждебно относящихся к Господу Иисусу Христу, вместо того, чтобы порадоваться за несчастного, страдавшего столько времени, или удивиться чуду, возмутились тем, что бывший больной посмел нарушить заповедь о субботнем покое, нося свою постель и сделали ему замечание. Исцеленный, однако, не без некоторой дерзости начал оправдываться, что он только выполняет веление Того, Кто исцелил его и Кто, в его глазах, имел достаточно власти освободить его от соблюдения слишком мелочных постановлений о субботе. С оттенком презрения иудеи спрашивают бывшего больного, Кто же Тот Человек, Который осмелился разрешить ему нарушать общие правила?

Хорошо замечает по этому поводу блаж. Феофилакт: «Вот смысл злобы! Они не спрашивают, Кто исцелил его, но Кто повелел ему нести его постель. Интересуются не тем, что приводит к удивлению, но тем, что порицается». Хотя они и не знали наверняка, но вполне могли догадываться, что Исцелитель никто иной, как ненавистный им Иисус из Назарета, а потому даже не хотели и говорить о чуде. Исцеленный же не мог дать им ответа, ибо не знал Иисуса.

Вероятно, исцеленный вскоре пошел в храм, чтобы принести Богу благодарность за свое исцеление. Тут встретил его Иисус со знаменательными словами: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» . Из этих слов особенно ясно видно, что болезнь постигает человека в наказание за его грехи, и Господь предостерегает исцеленного от повторения грехов, чтобы не постигло его еще большее наказание. Узнав своего Исцелителя, бывший больной пошел и объявил о Нем иудеям; не со злым намерением, конечно, а чтобы поднять авторитет Иисуса Христа. Это вызвало новый приступ злобы у иудеев, и они «искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» .

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (Ин. V, 1-9)После этого был праздник еврейский, и пришел Иисус в Иерусалим.И есть в Иерусалиме у скотных ворот купальня, зовут ее по-еврейски Вифезда, с пятью навесами.Под навесами лежало много больных: слепые, расслабленные, калеки. Они все ожидали

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Исцеление расслабленного в Капернауме. Мк. 2: 1-12; Мф. 9: 1-8; Лк. 5: 17-26 Обойдя с проповедью окрестные села и города Галилеи, Господь опять пришел в Капернаум. Весть о том, что Иисус вернулся в Капернаум, быстро облетела жителей приморского городка, и ко Христу потянулись толпы

автора (Таушев) Аверкий

Исцеление расслабленного у овечьей купели (Иоанн 5:1-16). Об этом событии повествует только св. Иоанн, сообщающий в своем Евангелии о каждом приходе Господа в Иерусалим на праздники. В этом случае не совсем ясно, на какой именно праздник Иисус пришел в Иерусалим, но вероятнее

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Исцеление расслабленного при овечьей купальне Была в городе Иерусалиме купальня, которая называлась по-еврейски Вифезда, то есть дом милосердия. Она была тем замечательна, что ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду, и тот больной, который входил в

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Исцеление другого расслабленного Куда ни приходил Иисус Христос, везде к Нему приносили больных. Он их исцелял то одним словом, то прикосновением Своей руки. Иногда в толпе народа больные старались подойти к Нему, чтобы дотронуться до края Его одежды, и те, кто прикасался

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

Исцеление расслабленного при Овчей купели Ин. 5,1-16 Избрав Галилею главным местом Своего учения и действования, Господь при наступлении второй пасхи во время открытого служения Своего отправился в Иерусалим для того, чтобы опять, перед лицом первейших учителей народа и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО Ин. V, 1. После сего был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.После этого был праздник еврейский, я пришел Иисус в Иерусалим.2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых

Из книги Может ли ещё молиться современный человек? автора Сурожский Митрополит Антоний

5:1-18 Исцеление расслабленного Праздник Иудейский в ст. 1 не назван. Если это была Пасха, то можно предположить, что общая продолжительность служения Иисуса составляла более трех лет. Похоже, что праздник упомянут для того, чтобы объяснить присутствие Иисуса в Иерусалиме,

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО Во имя Отца и Сына и Святого Духа.В одном из своих сочинений пpеподобный Ефpем Сиpин говоpит: Не заключай свою молитву в одни слова, пусть каждое твое действие будет Бого-служение...Этим он говоpит многое. И первое: все, что мы делаем, имеет какое-то

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Исцеление расслабленного Один человек не мог ходить. Хочет согнуть ноги, а они не гнутся. Хочет сесть, а сил нет. Он был такой слабый, что его так и называли – расслабленный.Мать кормила его с ложки и умывала, как маленького ребенка. И еще у него были друзья, которые часто

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

а) Исцеление и прощение расслабленного. 2.1-12 - «Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Исцеление расслабленного при овчей купели Во второй год Своего служения на спасение рода человеческого Господь опять пришел в Иерусалим на праздник Пасхи. Он проходил к храму Овчими воротами (они так назывались потому, что через них прогоняли овец для жертвоприношения)

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

Из книги Четвероевангелие автора Серебрякова Юлия Владимировна

Исцеление расслабленного в Капернауме Исцеления бесноватых и другие чудеса, творимые Христом, открывали людям, что Он может освободить их от власти диавола, дать им и духовное и физическое здоровье. В некоторых случаях Христос прощал грехи больным, прямо указывая на

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

3.3. Посещение Иерусалима: исцеление расслабленного у Овчей купели, беседа о равенстве Отца и Сына Евангельский фрагмент Ин. 5: 1–4 всем хорошо известен как евангельское чтение на водосвятных молебнах. Он указывает на обстановку, в которой было совершено чудо: место

Из книги автора

X В Иерусалиме. Исцеление расслабленного при овчьей купальне. Столкновение с фарисеями из-за срывания учениками колосьев в субботу. Исцеление сухорукого Так как служение Иисуса Христа доселе по преимуществу совершалось в отдаленной Галилее, то в Иерусалиме еще немногие

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не раз меня спрашивали: почему мы читаем из года в год те же самые отрывки Священного Писания? Почему не ввести какую-то новизну в евангельские чтения? Почему из года в год я повторяю те же самые мысли, стараясь довести до своего и до вашего сознавая евангельскую проповедь? И мне вспоминается, как один проповедник однажды четыре воскресенья сряду произнес ту же самую проповедь; и когда один из его прихожан обратился к нему с вопросом: почему? Неужели вы не замечаете, что только повторяетесь? — тот ему ответил: а вы — как отозвались на эту проповедь? Что вы сделали в ответ на то, что слышали?..

Мы сегодня слышали еще раз, и услышим в течение нашей жизни, надеюсь, много раз, рассказ об исцелении расслабленного. И несколько раз я говорил: каждый должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель поставил расслабленному: ты болен, ты расслаблен и душой, и телом — а хочешь ли ты стать цельным, исцелиться?.. И каждый из нас сразу же, вероятно, ответил бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы мы задумались над тем, что значит получить от Бога исцеление. Что значит: из разбитого стать цельным, из расслабленного стать вновь крепким и способным на жизнь — и духовную, и душевную, и телесную? И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего чтения: ты стал цел; смотри — не согрешай, как бы что худшее тебе не случилось… Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно за собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность. Нам не дается цельность, чтобы мы вновь эту цельность разбили, раскрошили, и остались только обломки того, что Господь сделал новым, вернул в той новизне, которая нам была дана изначала.Исцелиться силой Божией — телом ли, душой ли, духом ли, значит на себя взять ответственность жить как человек, который уже больше не раздроблен, не разделен в себе, в котором нет этой постоянной войны между желанием добра и желанием зла. Ответственность быть человеком, в ком есть семя зла, есть семя добра, но который неразделенно, всей душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью и всей немощью своей, в которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов ради этого добра пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретенной цельностью.А цельность — это значит новое отношение с Богом, новые отношения с собой, новые отношения с окружающими людьми и с окружающим миром. По отношению к Богу это значит конец разделенности; по отношению к себе это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не поверхностно, не слегка, а жить вдумчиво, глубоко, жить всей, порой страшной и всегда опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям — это значит жить глубинно, это значит встречать людей не только поверхностно, и не только сводить все отношения к самому себе, а жить так, чтобы прозревать их глубины, говорить этим глубинам слово жизни, охранять эти глубины от соблазна, от зла, от разрушения.Вот как нам предлежит жить, если мы хотим ответить Христу: да, Господи! Я хочу быть цельным! Но раньше, чем мы ответим дерзновенно, раньше, чем мы скажем эти слова, которые столько от нас потребуют — вдумаемся: готовы ли мы на подвиг? Готовы ли мы пронести цельность через жизнь, ради Бога, ради себя, и ради ближнего нашего? И только тогда ответим: да, Господи! А иначе — иначе задумаемся над собой, и поймем, что правду говорит апостол, что люди выбрали тьму, потому что дела их были темны…Неужели мы выберем полумрак, полутьму, разбитость, которая нам дает какое-то греховное, злое право жить недостойно и себя, и ближнего, и Бога? Нет! На это мы не можем идти, мы не смеем на это идти! Мы должны произнести над собой суд, встать, и стать верными себе, ближнему и Богу. Аминь!

Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский.

Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою , что значит дом милосердия . В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым (исцелялся), какою бы ни страдал болезнью.


Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет.

Иисус Христос спросил его: "хочешь ли быть здоровым?"


Больной ответил: "Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня".

Иисус Христос сказал ему: "встань, возьми постель и ходи".


Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: "сегодня суббота, не должно тебе нести постель".

Исцеленный отвечал им: "Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти".

"Кто сказал тебе это?" - спросили они.

Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе.

Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: "вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже".

Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.

Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали, случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела.

Иисус же говорил им: "Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне".