Семён Челюскин - биография, информация, личная жизнь. Вложения для Челюскин Семён Иванович

Выходец из семьи калужского мелкопоместного дворянина. Семен с детства увлекался книгами о морских путешествиях и буквально грезил ими. Поэтому, когда мальчик подрос, отец определил его в Московскую школу математических и «навигацких» (навигационных) наук. Значение этой школы для русского флота очень велико. Здесь были выпестованы кадры первых русских морских офицеров. Школа была своего рода подготовительным учебным заведением, откуда наиболее способных учеников переводили в Петербургскую морскую академию. Одним из слушателей этой академии стал и Челюскин. Окончив ее в 1726 г., был зачислен на морскую службу Балтики в чине подштурмана.

О второй Камчатской экспедиции Челюскин услышал от В. Прончищева, которого знал с детства. Челюскин загорелся желанием принять участие в экспедиции и подал рапорт с просьбой включить в отряд Прончищева. В апреле 1733 г. он был зачислен в состав экспедиции и временно произведен в штурманы.

Челюскин стал ближайшим помощником Прончищева и все работы по изучению побережья Северного Ледовитого океана от устья реки Лены до Хатангского залива проводил под его непосредственным руководством, выполняя также самостоятельные исследования. В частности, в обязанности Челюскина входил промер морских глубин.

В августе 1736 г., когда Прончищев умер, Челюскин принял командование судном «Якутск», на котором экспедиция проводила свои исследования. В конце сентября он отправил в Якутск рапорт о результатах экспедиции и о смерти Прончищева, а в декабре выехал туда сам. Челюскин хотел, повидав Беринга, отправиться в Петербург для личного доклада. Но в Якутске Беринга не застал – он выехал на Камчатку. Преемником Прончищева был назначен Х. П. Лаптев, который прибыл в Якутск весной 1739 г. К этому времени парусно-гребное судно «Якутск» было отремонтировано и готово к плаванию.

История не оставила документальных свидетельств о том, как встретились Х. Лаптев и С. Челюскин. Однако их последующий совместный труд по изучению крайнего севера Азии (в основном Таймырского полуострова) свидетельствует о том, что они работали дружно, глубоко уважая и взаимно доверяя друг другу.

Челюскин по поручению Лаптева самостоятельно выполнил несколько ответственных заданий по изучению Таймыра. Так, он детально обследовал в 1741 г. территорию полуострова от устья реки Пясины до устья Нижней Таймыры. Затем повторил этот путь и первым достиг крайней северной точки Азии, которую назвал Северо-Восточным мысом. Челюскин изо дня в день вел журнал, куда обстоятельно заносил все данные о природе Таймыра; он изучал характер льдов и их движение, вел промеры глубин.

Журнал Челюскина представляет собой примечательный документ. Каждая его запись свидетельствует о глубокой научной подготовке и волевом упорстве исследователя. Как ни сурова была зимняя стужа, как ни слабы были люди и собаки, на которых они передвигались, он никогда не жаловался. Только вел подробную запись того, что наблюдал.

В 50-х гг. XIX в. известный русский исследователь Таймыра академик Миддендорф писал: «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… Он в 1742 г. ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до тех пор напрасно делались все попытки». Воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, Миддендорф в своей карте назвал Северо-Восточный мыс именем Челюскина. Это название в 1878 г. было введено в международную географическую литературу.

Именем Челюскина также названы остров в Таймырской губе и полуостров в самой северной части Таймыра. Его имя было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. за одну навигацию Северный морской путь, но в конце вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед полярников многократным эхом повторила имя Челюскина всему миру.

Семен Иванович Челюскин (ок. 1700 – после 1760)

С именем Челюскина связано множество географических названий, но, прежде всего, это самая северная оконечность полуострова Таймыр, открытая им в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин совершил значительное открытие - первым достиг и описал самую северную часть Евразии.

Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни -примерно 1704-1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянского происхождения, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.

Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.

До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но взлета карьеры ожидать не приходилось - на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.

И в конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург для подготовки судов, приспособленных к плаванию по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Столкнувшись с местным бюрократизмом и волокитой, Челюскину пришлось проявить немало воли и упорства, чтобы с большим трудом добыть необходимое снаряжение.

Во второй Камчатской экспедиции, в 1733-43 годах, Челюскин работал в отрядах Василия Прончищева, с которым был дружен с юношеских лет, и Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России. В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр, а спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину - участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк.

Исследования шли в суровых условиях заполярья. Северные походы тогда были крайне опасными предприятиями, с большой смертностью участников от цинги, заболеваний и несчастных случаев. Такой суровый опыт формирует и закаляет характер Челюскина, позволяет ему идти дальше, в ледяные края, куда еще не ступала нога человека.

Семен Иванович Челюскин. Источник: discoveries.ru

В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, может поведать единственный достоверный документ - путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.

Спустя два месяца экспедицию заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Смастерили сани и пошли к берегу, где построили две «юрты земляные». Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.

Морозы стояли до 50 градусов ниже ноля все три месяца, пока троица первопроходцев добиралась до устья реки Хатанги. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.

20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.

Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.

Сто лет спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Федорович Миддендорф. Именно он предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.

Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.

Ноябрь 1764. – Скончался Семен Иванович Челюскин, полярный исследователь, достигший северной оконечности Евразии

«Сей мыс каменной, приярой…»

Семен Иванович Челюскин (ок. 1704/7–ноябрь 1764), полярный исследователь, мореплаватель. Описал часть берега полуострова Таймыр, достигнув северной оконечности Евразии, названной впоследствии его именем (мыс Челюскин). Это и самая северная точка материковой суши мiра (77°43" с. ш. и 104°18" в. д.).

Родился Челюскин, скорее всего, в Калужской губернии в Перемышльском уезде в с. Борищево – в семье старинного дворянского рода (в XVII в. их фамилия писалась еще и как Челюсткины). Предки его служили воеводами, были объезжими и письменными головами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до головы московских стрельцов и был вхож в царский двор. При после подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в черный список Тайной канцелярии. Отец Семена, Иван Родионович лишился имений, влез в долги и вел с семьей скромную жизнь в захолустье.

Семен Иванович учился в Математико-навигацкой школе (туда отбирали тех учеников, кто "прилежность и охоту имеют к наукам") и затем в Петербургской морской академии. В 1720-е гг. Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности "навигатора", ученика штурмана, с 1726 г. подштурманом, в 1733 г. произведен в штурманы и назначен в Великую Северную экспедицию , в которой пробыл до 1742 г. Сначала находился в отряде своего земляка Прончищева, после смерти которого принял командование судном и настоял на продолжении экспедиции, затем в отряде . Участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до Енисея. Весной 1741 г. прошел по суше от р. Хатанги до р. Пясины и составил описание западного побережья полуострова Таймыр до м. Стерлегова. Зимой 1741–1742 гг. проехал на собачьих упряжках из Туруханска до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья Таймыра, выявив при этом самую северную точку материка Евразии, названную его именем (мыс Челюскин).

Это открытие было сделано благодаря исключительному упорству Челюскина. Вопреки распространившемуся среди морских офицеров мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах Челюскин высказался: «Начатое свершиться должно». В июле 1740 г. Челюскин вышел в очередной поход, но спустя месяц судно затерло дрейфующими льдами вблизи бухты Прончищева. На лед сгрузили снаряжение и припасы, сделали санки и пошли к берегу, преодолевая торосы. Построили две "юрты земляные". Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. С провиантом помог енисейский промышленник В. Сазоновский, доставивший 70 пудов муки. Через месяц, пройдя около 700 верст, пострадавшие от кораблекрушения «претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло», но достигли зимовья.

За 1741 г. партии штурмана Челюскина и лейтенанта Х. Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры. Группа геодезиста Чекина обследовала часть восточного побережья полуострова. Оставался неисследованным, как тогда называли, Северный Таймырский мыс. Конец лета и осень провели в Туруханске. Шла кропотливая подготовка к съемке северной части Таймырского побережья. Выполнить эту трудную и опасную работу взялся сам Челюскин.

5 декабря он выехал с тремя солдатами из Туруханска к р. Хатанге. Для экспедиции было собрано 40 собак и «пять нарт благонадежных к дальнему и неизвестному пути». Через девять дней туруханские казаки Федор Копылов и Дементий Судаков отправили вниз по Енисею несколько собачьих нарт и оленьих упряжек с продовольствием. А 15 декабря по указу городничего Туруханска в помощь Челюскину выехали пять собачьих нарт и конная санная подвода. Лаптев и Челюскин договорились так: штурман, достигнув северо-восточной части полуострова, повернет на запад, описывая побережье; лейтенант последует из Туруханска до устья Нижней Таймыры и оттуда повернет на восток, навстречу Челюскину.

При морозах до –50 °С совершали переходы по 30-40 верст в день. Через десять дней пути «олени пристали, некоторые на дороге остались». Ориентируясь по звездам и компасу, пересекали Таймыр с юго-запада на северо-восток. 15 февраля 1742 г. по рекам Хете и Хатанге прибыли в обжитое Попигайское зимовье. В конце марта группа солдата Антона Фофанова повезла к морю провиант на трех нартах. Сам Челюскин отправился на север. Следом двинулись подвозчики-нганасане на 11 нартах с кормом для собак. Еще одну группу – якута Никифора Фомина с девятью нартами и грузом собачьего корма – он отправил в устье Нижней Таймыры, чтобы оттуда двигаться западным берегом на встречу с ним. Столь разумная организация похода обезпечила его успех.

В определенный момент Челюскин отослал назад сопровождавших его каюров и лишь на трех собачьих упряжках отправился вдоль побережья на северо-запад, куда еще никто не проникал. Путевой журнал Челюскина, копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в С.-Петербурге, – замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана. Лаконичны его указания на неблагоприятные погодные условия. Часты упоминания о крайнем изнурении собак, которым было гораздо тяжелее, чем людям. Но ни слова о собственной усталости или проявлении страха, в записях не было места личным чувствам и переживаниям.

А ведь сегодня трудно даже представить себе все трудности передвижения на крайнем Севере. Один из современных авторов пишет:

«...В первые годы своей работы в Арктике я на себе узнал, как много требует от человека езда на нарте даже на малые расстояния. Связывать и развязывать сыромятные упряжные ремни, разминая голой рукой закостеневшие на морозе узлы, пережидать в пути непогоду – входит в круг дорожных будней путника. Часто приходится помогать собакам тащить нарту в гору или в вязком снегу, а то час за часом протаптывать дорогу. Сердце готово выскочить из груди, дыхание обморозило все лицо, и когда наконец препятствие преодолено, до самых костей пробирает мороз разгоряченного человека. Хорошо, если его через несколько дней ожидают жилье и отдых. Наши же герои продвигались в нехоженных местах, диких и пустынных. Трудно понять, как им удавалось находить дорогу. Даже если есть компас и известно название места, куда надо попасть, как взять без карты нужное направление и в конце многонедельного пути найти в снежной пустыне спрятанный в сугробе дом? О своих бедах и тревогах дорожных они не писали. Разгадку успеха надо, вероятно, искать в навыках и приемах, заимствованных у коренного населения. В основе своей оно было кочевым или, во всяком случае, проводило большую часть жизни в пути и на протяжении столетий накопило опыт, необходимый для ориентации в арктических просторах.

Объяснение это представляется убедительным, и все начинает казаться несложным и легкопреодолимым. Но только до тех пор, пока мы не представим себя вылезающими из спасительного снежного заноса, под которым пережидали вместе с собаками затянувшуюся пургу. Вся одежда просырела. Мороз за сорок. Надо непослушными руками откопать собак, запрячь их в уже поставленные на полозья нарты и сообразить, в какую сторону ехать. Это будни! Рабочие будни, которым нет места в отчетах и донесениях» (Игорь Рубан. "Льды. Люди. Встречи").

В те времена еще не знали хронометров, секстанты не могли дать точных показаний, и надо удивляться относительно малым погрешностям составленных карт. Примитивность огнестрельного оружия не гарантировала успешной охоты на медведя. Топливом служил плавник, которого, к счастью хватало на побережье. Однако спичек еще не знали, и разжечь просоленную, сырую древесину было целым искусством. Отсутствовала связь. Не было ни медикаментов, ни специальных очков, и люди надолго выходили из строя, пораженные снежной слепотой. Помимо здоровья, требовались исключительная воля и настойчивость, чтобы преодолеть все трудности и довести дело до конца.

7 мая Челюскин записал в путевом журнале обычные, но вошедшие в историю географических открытий слова: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой... Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою» . Только один час провел Челюскин в районе крайней северной точки материка. Он указал в журнале, что, по его мнению, Северо-Восточный мыс окончился, и земля лежит на юго-запад, к устью Нижней Таймыры, куда он и двинулся.

Осенью 1742 г. Семен Иванович вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 г. был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. В 1760 г. в чине капитана 3-го ранга по состоянию здоровья ушёл из флота. С.И. Челюскин умер в ноябре 1764 г. и похоронен, вероятно, на кладбище села Мишина Поляна Белёвского уезда, в старинном имении своих предков (существует также вероятность захоронения в с. Босарево, что на Оке, неподалеку от Алексина; окончательно разрешить эту загадку предстоит тульским и калужским краеведам).

Итак, время Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции было сделано два больших открытия: Россия достигла и северной точки Евразии. И хотя первопроходец Челюскин не придавал своему открытию важного значения, столетие спустя известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф предложил именовать северную оконечность Евразии мысом Челюскина и охарактеризовал его так: «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 г. ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

Использована статья В. В. Богданова из журнала "Природа"
http://www.polarpost.ru/articles/Peples/Russia/Cheluskin/SICheliskin.html

Первым судном, которому удалось достичь мыса Челюскин, было иностранное судно "Вега" шведа Норденшельда (1878 г.), оно совершило первое прохождение Северо-Восточным проходом из Атлантики в Тихий океан, воспользовавшись очень теплым летом.

В августе 1913 г., пробиваясь через проход в обратном направлении, с востока на запад, капитан 2 ранга на ледокольном пароходе "Таймыр" открыл большой архипелаг к северу от мыса Челюскина. Архипелаг моряки единодушно решили назвать именем . А пролив позже получил имя Вилькицкого.

В 1932 г. на мысе была открыта полярная станция. В 1969 г. в километре от полярной станции начала работу погранзастава на мысе Челюскин. Эти два объекта вместе с аэропортом и составили основное население мыса Челюскин, которое в лучшие годы (1970-е) насчитывало около ста человек, имелось почти еженедельное авиационное сообщение с базовым аэропортом на . Незабываемым праздником для всех челюскинцев была встреча солнца 19 февраля, когда светило впервые показывало свой долгожданный краешек после четырехмесячной полярной ночи. В этот день в полдень на вездеходах выезжали на возвышенность в направлении речки Каньонка, устраивали салют, стрельбу по мишеням, разрешалось нарушить и сухой закон.

Километрах в ста от Челюскина находился пустующий сталинский законсервированный концлагерь. Из него полярники порою притаскивали на станцию трактором избу, бочки с горючим и другое полезное имущество. Возможно это был «отдельный лагерный пункт "Рыбак" в составе Норильского ИТЛ, удаленный от него на северо-восток на 850 км., существовал на полуострове Челюскин в 1951-1952 годах. Численность заключенных в нем – от 200-300 до 600-800 чел., причем первая цифра кажется более близкой к истине – эту партию завезли в основном для строительства большого лагеря. Кроме этого, заключенные были заняты на геолого-поисковых, геолого-разведочных и хозяйственных работах. Геологические работы могли сопровождаться попутной добычей в небольших объемах радиоактивных руд. Для сегодняшнего уровня знаний о географии ГУЛага это – самый северный из островов его архипелага, существование и характер работ которого подтверждено документально» (данные сайта "Мемориал").

Ныне, в результате "демократических" реформ 1990-х гг., на станции осталось около 10 сотрудников. Жилые дома и хозяйственные постройки заброшены и разрушаются. В 1997 г. сгорела музейная экспозиция в кают-компании. В ней были собраны находки из зимовий первопроходцев, вещи первых полярников, много картин. Идут разговоры, чтобы вывезти оттуда последних людей и установить приборы для автоматических наблюдений.

Погранзастава еще действует, хотя на ней теперь служат всего лишь около 20 человек, не понимающих своей военной цели.

Обсуждение: 13 комментариев

    Спаси Бог за прекрасную статью. Очень интересно...

    Ходят слухи о возрождении. Моет-правда?

    Интересная статья!

    Господи, спаси Россию и сохрани Русскую нацию! Спасибо автору.

    а теперь истина.прозимовал 2 года на полярке. на заставе осталось человек 6 и две девушки.жены военнослужащих.на полярке 5 человек.аэропорта там не было и нет.на "рыбаке" остались постройки в которых еще можно жить.статья полный бред.стыдно что нагло врут.

    Милостивый государь. Благодарю за подтверждение количества сотрудников на станции. Но не понял Ваших эмоций: где тут "бред" и где "нагло врут". Раздражительность не украшает мужчину. Тем более полярника. Тем более, что аэропорт на Челюскине был, когда я там работал в 1969-70 гг., и полагаю продолжал существовать еще долго. Иначе как попасть на станцию зимой?

    спасибо большое очень помогло)

    Нисколько не умаляя заслуг Челюскина (кстати, ему тогда было чуть больше 30, а не 60, как на картине), нужно все-таки сделать замечание. Все его поездки и исследования были сделаны не по собственной инициативе, как кажется из статьи, а в составе отряда под руководством Харитона Лаптева. Именно Лаптев организовывал и направлял группы Челюскина, Чекина и свою. Кстати, именно он принял решение о исследовании побережья по суше, после того как в течении ряда лет пройти с востока на запад по морю не получилось.
    Про аэропорт. Конечно он был, и вполне приличный. Метеослужба аэропорта была отдельно от п/ст.
    Про будущее. Я сомневаюсь в необходимости работы людей там. Но поскольку это крайняя удаленная точка, то какой-то диспетчерский пункт наверное нужен. Может пограничников, может МЧС. Хотя его функции, действительно, не очевидны.

    Спасибо за статью, Михаил Викторович. Мы стали забывать, какими трудами осваивалась русская земля. Наверное, поэтому так легко соглашаемся с "царскими" жестами власть имущих, раздаривающих китаю, азербайджану, норвегии, казахстану, украине и пр. наши земли. Правители - родства не помнящие... Вот только Иваны ли?

    Спасибо за статью! История занимательная вещь но то, что сейчас происходит - не укладывается ни в какие рамки. Люди на Севере в основном случайные, нет преемственности. Разруха это пол беды. с ней ещё можно справится. Пройдёт ещё немного времени, сменятся поколения и можно заниматься археологией и делать свои умозаключения о совсем недавнем времени в освоении Севера... В 2011 году прошли маршрут от Хатанги до мыса Челюскина. Побывали на озере Таймыр, в бухте Ожидания. Такая тоска и ностальгия охватывает, когда читаешь бланки телеграмм прежних лет, оставленных в заброшенной и разрушенной полярной станции. Посетили могилу заслуженного полярника и руководителя этой станции Будылина Александра Петровича...

    Очень интересно что изменилось, мы работали на мыс Челюскине а/п с 1963г.-1974г. И с 1986г.- 1999г. 24года. Муж работал ещё дольше 35 лет. Обсерватория им.ФЕДОРОВА. И далее о. Диксон Гидрометценр. Жаль что нет фотографий всего периода. Обслуживание экспедиций и...........

    Теперь здесь нет ни медицинской части, ни летной гостиницы, ни столовой, ни аэропорта… Нет Диксонского гидромета и Диксонского авиапредприятия. Ничего тут теперь нет. Есть небольшая полярная станция, стоящая среди свалки ржавого железа. А на ней работает только шесть полярников.
    Не дай Бог кому-то из них заболеть…
    Виталий Иванов
    Мыс Челюскина
    июнь 2016 года.

    На мысе Челюскине могут работать только Настоящие Романтики.
    За 80 лет на станции зимовало очень много полярников. В 60-70-х гг. штат насчитывал более 100 человек. А сколько геологов, путешественников и исследователей Арктики там побывало. Ведь до Северного полюса отсюда всего 720 миль. Настоящий жилой поселок со своей администрацией, почтой, детским садом, аэропортом, теплицей. Возводились дома, росли семьи, строились планы. Молодежь мечтала попасть сюда… В 90-е годы развал Советского Союза повлек за собой и упадок полярных станций. Сейчас только в нескольких домах горят окна, большая часть – это опустевшие дома с черными выбитыми глазницами, стены которых покрыты толстым слоем инея, а с крыш свисают огромные шапки удивительно белого искрящегося снега, да горы ржавых бочек и металлолома. Хотя в последние годы жизнь потихоньку возвращается в Арктику: строятся новые здания, завозится новое оборудование, ставятся автоматические метеокомплексы, работа на станции продолжается, едет туда молодежь, возвращаются специалисты после отпуска.
    Более 18 лет (с апреля 1968 г. и до конца сентября 1986 г.) возглавлял станцию Тюков Николай Дмитриевич вместе со своей женой, Тюковой Тамарой Артемьевной и уволились они только в связи с выходом на пенсию.

( XVIII век)

Челюскин в течение десяти лет - с 1733 по 1743 г. - принимал самое деятельное участие в работах отряда Великой северной экспедиции, описывавшего берега Северного Ледовитого океана от устья Лены на запад. На долю Челюскина выпали опись и обследование наиболее трудных участков побережья - самой северной части Таймырского полуострова. Он дошел, попутно производя съемку, до крайней северной оконечности Азии (77°34), по справедливости впоследствии названной мысом Челюскина. Проявленные при этом Челюскиным мужество, энергия и выносливость ставят его в ряд самых настойчивых и неутомимых полярных исследователей.

Биографических данных о Челюскине сохранилось очень мало. Даты рождения и смерти не установлены. Известно лишь, что он происходил из мелкопоместных дворян бывшей Калужской губернии. Еще с детства у Челюскина стали проявляться наклонности к путешествиям, и отец отдал его в «Навигацкую школу», - так называлось тогда морское училище. Учиться было трудно: не хватало преподавателей, почти не было книг по мореходному делу. Челюскин преодолел все препятствия, окончил в 1726 г. Навигацкую школу и был зачислен на службу подштурманом. 17 апреля 1733 г. Челюскин был зачислен в состав Великой северной экспедиции и одновременно произведен в штурманы.

Во время Великой северной экспедиции Челюскин был в отряде, которым вначале командовал лейтенант Прончищев, а после смерти Прончищева - лейтенант Харитон Лаптев; отряд Прончищева в 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск» спустился в море по Лене и, обогнув дельту, направился к устью реки Оленек, где стал на зимовку.

В начале августа 1736 г. судно двинулось к устью реки Анабар, откуда после небольшой остановки направилось к Хатангскому заливу. Пробиваясь сквозь густые льды, «Якутска достиг, по современным данным, 77°45" с. ш. На обратном пути с величайшим трудом пришлось пробиваться сквозь тяжелые льды. В это время судном командовал Челюскин, так как Прончищев был прикован к постели тяжелой болезнью. 6 сентября судно добралось до места прошлогодней зимовки, где похоронили Прончищева, а вскоре и его жену - Марию Прончищеву.

В середине декабря 1736 г. Челюскин и геодезист отряда Чекин, захватив с собою судовые журналы и отчеты, выехали в Якутск; они везли также образцы горной породы, собранные Чекиным на реке Анабар. Из-за ссоры со сборщиком податей они не получили лошадей и прожили в поселке Сектях на Лене до июня 1737 г. В августе из Якутска в Петербург отправлялся Дмитрий Лаптев, с ним Челюскин послал журналы и карты плавания, а также рапорт, в котором просил о присылке нового такелажа и компасов.

Летом 1737 г. боцман Медведев привел дубель-шлюпку в Якутск. На место умершего Прончищева был назначен лейтенант Харитон Лаптев. Адмиралтейств-коллегия поручила Лаптеву повторить попытку Прончищева обогнуть Таймырский полуостров с востока и с моря описать район от Лены до Енисея, а если это сделать окажется невозможным, то осмотреть и описать берег с суши.

Весь 1738 год ушел на подготовку к плаванию и только летом 1739 г. дубель-шлюпка «Якутск» вышла в море и 6 августа достигла Хатангской губы. Челюскин и Чекин обследовали побережье губы и выяснили, что в нее впадают реки Балахна и Хатанга, а в последнюю впадает река Попигай. Вскоре дубель-шлюпка двинулась дальше и 21 августа достигла мыса Фаддея. Здесь оказались сплошные льды, удобного места для зимовки не нашлось, и отряд принужден был возвращаться в Хатангскую губу, куда и прибыл 29 августа и стал на зимовку в устье реки Блудной. Во время зимовки Челюскин производил обследование и описание окрестностей. Челюскин на оленях добрался до устья реки Таймыры, прошел к морю, а отсюда двинулся вдоль берега на запад.

Дойти до реки Пясины он не смог и 17 мая 1740 г. вернулся на зимовку. Уже приближалась весна, началась подготовка к продолжению плавания,

Дубель-шлюпка смогла выйти из Хатанги только 13 июля, так как мешал скопившийся в Хатангском заливе лед; остров Бегичева «Якутск» миновал только 12 августа. 13 августа при продвижении судна вдоль кромки сплошного льда на северо-запад переменившийся ветер стал нагонять льды. В борту появились пробоины, и вода хлынула внутрь. Положение судна стало безнадежным, и команда покинула его. С большим трудом люди добрались до бывшей зимовки в устье реки Блудной в Хатангском заливе.

Из опыта своих предыдущих плаваний с Прончищевым и двух последних неудачных попыток Челюскин пришел к убеждению, что на таком судне, как «Якутск», обогнуть полуостров Таймыр невозможно. С его доводами согласился и сам Лаптев и совет (консилиум), созванный Лаптевым 8 ноября 1740 г. Было решено просить разрешения у Адмиралтейств-коллегий производить опись Таймырского полуострова сухим путем, т. е. продвигаясь пешком по берегу. Такое разрешение в дальнейшем было получено. Но еще до этого, весной 1741 г., Лаптев отправил несколько сухопутных партий для обследования и описи Таймырских берегов.

Начался самый ответственный этап работы отряда. Большие заслуги принадлежат в этом деле Челюскину, на его долю выпало произвести обследование и опись самых трудных и отдаленных мест побережья. 28 марта 1741 г. Челюскин отправился с места зимовки в путь, в его распоряжении имелись два солдата и три собачьих нарты. Задача Челюскина состояла в том, чтобы добраться по тундре до устья реки Пясины, а оттуда пройти с описью берега вокруг Северо-Западного мыса на восток до устья реки Таймыры.

Преодолевая большие трудности - сильные морозы и бураны, страдая от снежной слепоты (воспаление глаз, вызванное отраженными от снега солнечными лучами), Челюскин все же произвел опись своего участка. 1 июня он встретился с Лаптевым недалеко от устья реки Таймыры, и они вместе прошли до устья Пясины, откуда добрались до Туруханска. В декабре 1741 г. Челюскин снова отправляется на исследование послед него наиболее труднодоступного участка - северного берега Таймырского полуострова. В конце февраля он достиг устья Хатанги. Отсюда он, производя опись берегов, направился к северу вдоль побережья и 1 мая достиг мыса Фаддея. Продвигаясь дальше, Челюскин установил, что берег тянется на север. Наконец, 7 мая 1742 г. он достиг мыса, от которого берег явно поворачивал на юг. Это и был недоступный дотоле мыс Северо-Восточный. Здесь Челюскин определил астрономически широту места (77°34" - по современной карте 77°41´), поставив знак (привезенное с собой бревно), и составил описание мыса.

«Сей мыс каменный, приярый, высоты средней; около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточно-Северный мыс» - записано в путевом журнале Челюскина.

На обратном пути Челюскин встретился с посланным ему навстречу солдатом, а в устье Пясины с самим Лаптевым. Вместе с Лаптевым Челюскин добрался по Енисею до Енисейска, и отсюда оба в августе 1742 г. выехали в Петербург.

Работа отряда была успешно закончена. Большая доля в этом успехе принадлежит Челюскину; благодаря своему мужеству, энергии, выносливости Челюскин преодолел все трудности полярного похода и с честью выполнил поставленную перед ним задачу. Челюскин вел подробный путевой журнал, где тщательно описаны маршруты походов и указаны измеренные координаты.

Журнал Челюскина был впоследствии обработан историком русского флота А. Соколовым и опубликован в «Записках гидрографического департамента». По данным журнала, Соколов перевычислил широту мыса Северо-Восточного. Она оказалась той же, что и у Челюскина. Это окончательно рассеяло некоторые сомнения в том, что Челюскин действительно достиг крайней северной оконечности Азии. В этом огромная заслуга штурмана Челюскина перед географической наукой. Но эта заслуга Челюскина не была оценена его современниками.

Имя Челюскина, однако, не осталось забытым. В 1878 г. Норденшельд первым после Челюскина подошел на «Веге» к Северо-Восточному мысу и, воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, предложил именовать Северо-Восточный мыс в честь Челюскина - мысом Челюскина. Под этим названием и значится теперь этот мыс на карте Арктики.

Кроме этого мыса, о Челюскине напоминают: остров Челюскина (в устье Таймырской губы) и полуостров Челюскина (самая северная часть полуострова Таймыр). Имя Челюскина было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. в одну навигацию Северный морской путь, но в конце пути вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед челюскинцев тысячекратным эхо повторило имя Челюскина всему миру.

В 1745 г. по окончании экспедиции Челюскин был произведен в лейтенанты и командовал придворными яхтами, затем в чине капитан-лейтенанта был переведен в Балтийский флот. В 1760 г. Челюскин вышел в отставку в чине капитана 3-го ранга.

Челюскин, Семён Иванович - русский полярный мореплаватель. Родился примерно в 1704-1707 гг. (точная дата рождения неизвестна). В 1741 - 1742 годах исследовал и описал северо-восточный мыс Азии, часть берега полуострова Таймыр. Вошел в историю как первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Детство и юность

Точная дата рождения Семёна Ивановича Челюскина не установлена. По одним источникам он родился в 1704 г., а согласно других - в 1707 году. Также достоверно не известно место рождения будущего полярного мореплавателя.

Осенью 1714 года Семён был зачислен в Школу математических и навигационных наук, а через три года перевелся в “навигационный класс”, в котором обучился основам астрономии и навигации.

В 1721 Челюскин “получил аттестации в науке и в практике” и в целом хорошо зарекомендовал в “штурманской должности и хорошем обхождении”.

Карьера

В 1720-х годах Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота навигатором, учеником штурмана и подштурмана. Также он описывал прибрежные участки Финского залива, обучал гардемарин на Балтике. В 1727 году Семён обзавелся семьей. Несмотря на успехи по службе, он не мог занять руководящую должность из-за отсутствия поддержки в адмиралтейских кругах. Кроме того, такие должности в основном занимали иностранцы и простому русскому моряку было очень сложно получить подобный пост.

Портрет С. И. Челюскина

17 апреля 1732 был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством В.Беринга. Уже в январе следующего года был создан “список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию”. На должность подштурмана был принял Семён Иванович Челюскин, но вскоре он был назначен штурманом и отправлен в Екатеринбург для “немедленного приготовления к судам припасов, вещей и артиллерии”.

С 1733 по 1743 год Челюскин был участником Великой Северной экспедиции, а в 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции под руководством В. В. Прончищева. Во время этой экспедиции Семён Иванович вел дневник и описывал открытые берега.

В сентябре 1736 года он принял командование кораблём по причине болезни В. В. Прончищева. Во время командования Челюскин успешно вывел корабль из залива Фаддея к устью реки Оленёк. Позже, в декабре 1736 года, он вместе с геодезистом Чекиным санным путем вернулся в Якутск. После ремонта одноименного корабля Челюскин участвовал в экспедиции Х. П. Лаптева 1738 - 1739 годов. В 1741-1742 годах он исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея.

В ходе этой экспедиции, которую назвали Великой Северной или Второй Камчатской, Х. П. Лаптев и С. И. Челюскин сделали два основных открытия: Россия достигла Северной Америки (Аляски) и северной точки Евразии. Но особого значения этому открытию Семён Иванович не предал. Позже об этой экспедиции писал М. Люмоносов

Карта маршрутов Великой Северной экспедиции

Также Ломоносов создан в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный “Чукотский нос”. Из этого понятно, что и Ломоносов и Челюскин не могли точно указать крайнюю северную точку Евразии.

Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году)

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где получил звание мичмана. Позже он служил на Балтийском флоте на различных должностях. В 1751 году произведён в лейтенанты, а в 1754 г.получил звание капитан-лейтенанта. 18 декабря 1756 года Семён Иванович Челюскин в чине капитана 3-го ранга ушел в отставку.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года, место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

Памятный знак, установленный к 270-летию открытия мыса Челюскина

Увековечивание памяти

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного поселка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA.

Airbus A319 «С. Челюскин»

  • В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VQ-BBA) носит имя «С. Челюскин».
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица