Слияние вузов — за и против. Объединение вузов в Самаре (отзывы)

Зачем нужно слияние с точки зрения государства

По мнению государства, объединение сэкономит деньги и улучшит качество образования. Эксперты подтверждают: необходимость реформирования системы высшего образования назрела, 20% вузов потребляют почти 80% ресурсов. Расходы, которые несет государство по их содержанию, совершенно не пропорциональны коэффициенту продуктивности работы.

Главный показатель неэффективности — отсутствие российских высших учебных заведений в международных рейтингах лучших вузов мира. Вот эту проблему хотят решить слиянием.
В результате появляются три вида вузов: федеральные, национальные и исследовательские.

Андрей Озеров,

депутат Государственной Думы VI созыва от партии «Справедливая Россия»

Минусы от такого рода объединений отразятся на профессорско-преподавательском составе. Не секрет, что в России в целом он достаточно консервативный и возрастной. Ротация и вообще любые изменения происходят очень медленно, а объединение предполагает оптимизацию ресурсов, в том числе и человеческих.

Как происходит слияние

Единой технологии нет. Есть разные варианты:

1.Вузы соединяют по принципу «подобное — к подобному» (например, Государственная морская академия (ГМА) имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургский Государственный университет водных коммуникаций (СПбГУВК) .

2.Вузы соединяют по территориальному принципу (например, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский государственный институт электроники и математики).

3.Вузы соединяют без специального подхода, в том числе, невзирая на местонахождение в разных городах (например, Кузбасская государственная педагогическая академия и Кемеровский государственный Университет) .
Нужно также иметь в виду, что есть варианты слияния: иногда вузы сливаются в один, а иногда один вуз становится филиалом другого.

Как на Западе?

Укрупнение высшего образования — это общемировая тенденция, свойственная странам Европы и США в последние три десятилетия.
Например, в Норвегии после реформы образования 1994 года появился Университет Тронхейма. Он был основан в результате слияния Колледжа искусств и наук, Музея естествознания и археологии и Норвежского Университета технологий.

Единственное, но существенное отличие этих процессов на западе от российского тренда — заключается в том, что европейские Университеты могут отменить свое решение об объединении на любом этапе, если им не понравится получившийся результат. В России обратного хода нет.

Процесс пошел...

Практика укрупнения вузов в России существовала и в 1990-е — 2000-е годы. Так, Курганский университет возник путем объединения машиностроительного и педагогического институтов. Через объединение образовались университеты в Новгороде Великом, Оренбурге. Эти процессы шли по инициативе «снизу» — от самих вузов. Региональные власти поддержали тенденцию, потому что видели в этом «плюсы».

За последние два года процесс реорганизации приобрел целенаправленный и системный характер. Теперь все происходит в русле четко сформулированного госзаказа и политики Минобрнауки.

Осенью 2012 года Министерством образования и науки был проведен мониторинг. Он определил список вузов, признанных неэффективными. Всего оценили 541 государственный вуз и 994 филиала по следующим критериям:

Средний балл ЕГЭ,
. процент иностранных студентов,
. объем научной работы,
. общий доход и площадь помещения на одного студента и некоторые другие.
В итоге, нуждающимися в реорганизации были признаны 30 вузов и 262 филиала.

В последние годы, например, правительство пошло путем создания Федеральных университетов, что видно из таблицы.

Название вуза Какие вузы вошли в его состав Год образования
Курганский государственный университет Курганский машиностроительный университет;
Курганский педагогический институт
1995
Новгородский государственный университет Новгородский политехнический институт (НПИ);
Новгородский государственный педагогический институт (НГПИ);
Новгородский сельскохозяйственный институт (НСхИ)
1993
Оренбургский государственный институт менеджмента Реорганизация экспериментального учебного комплекса «школа-вуз-институт повышения квалификации» 1999
Сибирский Федеральный Университет (СФУ) Красноярский государственный Университет (КрасГУ);
Красноярская архитектурно-строительная академия (КрасГАСА);
Красноярский государственный технический университет (КГТУ);
Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ);
Красноярский государственный торгово-экономический институт (КГТЭИ);
Научно-исследовательский инженерный центр (НИИЦ) «Кристалл»
2006
Южный Федеральный Университет (ЮФУ) Ростовский государственный Университет;
Таганрогский государственный радиотехнический университет;
Ростовский государственный педагогический университет;
Ростовская государственная академия архитектуры и искусств.
2006
Уральский Федеральный Университет Уральский государственный технический университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
Уральский государственный университет имени А. М. Горького
2010
Дальневосточный федеральный Университет Дальневосточный Федеральный университет;
Дальневосточный Федеральный технический университет;
Тихоокеанский государственный экономический университет;
Уссурийский государственный педагогический институт.
2010
Балтийский федеральный университет им.Э.Канта Российский государственный университет им.Э.Канта 2010
Казанский (Приволжский) федеральный университет Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина;
Академия государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан;
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет;
Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ);
Елабужский государственный педагогический университет (ЕГПУ).
2010
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Архангельский государственный технический университет;
Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова;
Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I;
Северодвинский технический колледж;
Институт судостроения и морской арктической техники в г.Северодвинске;
Архангельский филиал ВЗФЭИ.
2010
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова(СВФУ) Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова;
Якутский государственный инженерно-технический институт;
Саха государственная педагогическая академия.
2010
Северо-Кавказский федеральный университет(СКФУ) Северо-Кавказский государственный технический университет;
Ставропольский государственный университет;
Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет
2012

Недовольные — есть!

Конечно, не все были согласны с такой объединительной политикой. Беспрецедентной стала отмена приказа Минобрнауки об объединении Тамбовского государственного технического Университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина (ТГУ) в октябре 2012 года. Тогда студенты ТГТУ провели серию митингов и акций, отстояв право на независимость своего вуза.

Видимо, воодушевленные примером своих коллег, 18-20 декабря 2012 г. попытку мятежа предприняли студенты Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). Администрация вуза забастовку не поддержала, хотя согласилась, что мониторинг РГТЭУ был проведен некорректно. Студенты прекратили бунтовать только после того, как им пообещали, что все они смогут закончить обучение на тех же условиях, на которых они поступали. Тем не менее, решение о реорганизации вуза не было отменено.

В Новокузнецке Кемеровской области в настоящее время идет процесс присоединения Кузбасской государственной педагогической Академии к филиалу Кемеровского госунивеситета.

В Педакадемии ситуацию восприняли как унизительную. Присоединяться сотрудники и студенты не хотели, потому что Педакадемия — это:

Единственное педагогическое высшее учебное заведение юга Кузбасса,

Один из старейших в регионе вуз.

Среди студентов — тоже есть недовольные.

Михаил Бучнев,

студент КузГПА.

Я против объединения вузов, так как я целенаправленно поступал в пединститут, а в итоге получу диплом не педагогического вуза. Обучаясь на протяжении 5 лет в родном вузе, я получил очень многое, и горд, что учился там, а теперь вуз исчезнет.

А еще мне жаль, что в результате организации будут потеряны традиции, которые складывались в течение семидесяти лет.

Пострадают ли сотрудники?

Масштабных сокращений профессорского-преподавательского состава вроде бы не происходит ни в одном из реорганизованных учебных заведений. Несомненно, унифицируются некоторые отделы, дублирующие друг друга (библиотеки, бухгалтерия) , но это тот минимум, сокращением которого надеются обойтись. Тем не менее, есть люди, которым не по себе. Тянущийся не первый год демографический спад приводит к сокращению потока абитуриентов.

Установленное Минобрнауки соотношение преподаватель-студенты 1:10 в случае объединения может привести к очередным увольнениям.

Михаил Эскиндаров,

ректор Финансового университета при Правительстве РФ

Если говорить о том, кто выигрывает и кто проигрывает в ходе реорганизации, уверенно могу сказать — у нас выиграли все: преподаватели ощутили повышение зарплаты, студенты получили первоклассных наставников, например, в лице министра финансов РФ Антона Силуанова, который стал деканом одного из факультетов.

Да, не все гладко — отчислены 200 студентов, имевшие ряд длительно сохраняющихся академических задолженностей, но при общей численности в 80 тысяч студентов, это, сами понимаете, не массовые отчисления. Ушли 52 преподавателя, но ушли сами, осознав, что повышения требований они не выдержат.

Пострадают ли студенты?

В отношении студентов всех реорганизованных вузов Министерство заявило четкую позицию: те, кто начал обучение в одном вузе, а заканчивает объединенный, никаких неудобств почувствовать не должны. Все студенты всех специальностей и курсов будут доучиваться на прежних условиях и получат дипломы того вуза, в который поступали изначально.

Процесс объединения и реорганизации вузов, безусловно, очень не простой, коснулся многих и многих людей — преподавателей, студентов и их родителей, чиновников, всех тех, кто заинтересован в качественной подготовке будущих специалистов. Направленный на оздоровление ситуации, он сегодня, получает неоднозначную оценку заинтересованных лиц.

Возможно, и вас тоже напрямую коснулась эта проблема?!
«ПОнедельник» планирует продолжить тему объединения вузов. Еще раз обсудить и саму идею и тактику ее реализации, и первые результаты этой работы. Пожалуйста, присылайте свои мнения, комментарии, вопросы, суждения.

Я работал до лета 2013 года в СПбГУСЭ. Вуз не из звездных, но тем не менее... Осенью 2012 года стало известно об объединении вузов. Сложно сказать, на каком уровне и как принималось решение в нашем конкретном случае, но происходило все это безобразие на фоне таких событий, как признание вуза неэффективным и заказное убийство ректора, который, как мне кажется, выступал бы против той формы и тех условий, в которых оно произошло. Нас решили присоединить к Финэку и Инжэкону в рамках нового СПбГЭУ — Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Как и многих моих коллег, меня это коснулось самым непосредственным образом: начались повальные увольнения. Учитывая тот факт, что политика администрации в последние годы была — не проводить по конкурсу, а держать максимальное количество людей «на поводке» срочного договора, то это было просто «избиение младенцев» — нам не продлили договоры, технически это было и не увольнение даже. При этом нам постоянно обещали, что мы все сможем попасть на новые, объединенные, кафедры, если проявим чудеса рвения и таланта. Рассказывали о том, что в новом вузе будут только востребованные специальности, высокий проходной балл, высокая стоимость обучения и, как следствие, высокие зарплаты. Естественно, никто из уволенных на работу приглашен не был. В результате «грызни» за ставки и должности самые молодые и перспективные сотрудники (я не о себе) либо покинули вуз совсем, либо остались на жалкие доли ставки, пытаясь отыскать себе новую работу по специальности. Но в условиях массового объединения вузов сейчас это практически невозможно. «Страшилки» про толпы голодных уволенных гуманитариев стремительно становятся явью. Когда я узнал про объединение вузов, я посмеялся. Это так похоже на стандартную деятельность нашего государства — пытаться решить сложные и запущенные проблемы современного высшего образования в России при помощи набора нескольких простых механических мер, например, посредством объединения вузов, сокращения затрат. И не в том дело, что я не верю, что вузов слишком много что «наплодились» маловразумительные специальности, что в стране переизбыток плохо образованных выпускников с не очень котирующимися дипломами. Это все правда. Плохо то, что вместо попытки построить нормальную систему отбора абитуриентов, ввести адекватную систему финансирования, достойную заработную плату и интересный образовательный процесс, опять выбран простой и малополезный ход: объединить вузы, внедрить настолько невразумительную и неисполнимую систему показателей эффективности, что преподаватели вместо работы порой заняты бесконечным заполнением отчетных бумаг.

Так что мои ожидания от процесса объединения полностью оправдались. Мои коллеги, которые на свой страх и риск остались работать, рассказывают, что зарплату действительно повысили, ровно настолько, насколько высвободились средства, по-видимому, после увольнения нас, болезных. И грядет новая волна увольнений. Рядовые преподаватели с трепетом ожидают сокращения. И ГУСЭ, и Инжэкон практически уже уничтожены, остались только студенты (они же деньги платят) , специальности, кафедры и преподаватели исчезают. Фактически остался один Финэк, полностью «переваривший» присоединившиеся вузы.


Так что мое мнение такое: студентам объединение никак не повредило, разве что самые молодые и перспективные преподаватели исчезли из их расписания, но новые учебные программы и так свели к минимуму традиционные классические предметы вроде истории или философии. Преподаватели пострадали — вне всякого сомнения. Не очень понятно, что может побудить перспективную молодежь биться за оставшиеся места при сомнительных перспективах (и касательно набора, и касательно заработка, и касательно перспектив научного развития) . Государству польза одна: нужно было изобразить бурную деятельность по переустройству образования. Оно и изобразило.


Про другие вузы не могу говорить, подробностей не знаю. Но слышал, что СПбГЭУ планирует распродавать площади, которые достались ему после слияния с Инжэконом и СПбГУСЭ. Может, и врут.

Два вуза в одной берлоге уживутся?

О протестах вузов, в принудительном порядке влитых в состав других, сплошь и рядом им непрофильных, «МК» писал неоднократно: последний тому пример - злоключения Московского геологоразведочного. Однако в ряде случаев, как уверяют в других университетах, слияния имеют и свои плюсы. В том, каковы они, попытался разобраться «МК».

Слава - дым, как говаривал старик Герострат, а он, согласитесь, знал это как никто другой. Вот и слава Горного института, несколько лет назад влитого в состав МИСиСа, по мнению многих, прошла как дым. Между тем у слияния, как заверили «МК» в объединенном вузе, есть и свои плюсы. И немалые.

Так, в сфере образования заметно возросло качество набора студентов. Если до присоединения средний балл абитуриента в Горном был 61, то в 2015 году он вырос до 76,9, или на 15,9 пункта, а средний конкурс - с 4 человек на место до 7. Еще заметнее улучшились международные показатели: «Если на момент слияния в Горном учились иностранные студенты только из Казахстана, то теперь - представители более 10 государств ближнего и дальнего зарубежья. Да и загранстажировок стало больше: в 2012 году на стажировки, практики и обучение из Горного уехали 20 человек, а в 2015 году - уже 120», - уточнили «МК» в МИСиС.

Выиграла и вузовская наука, уверяют в объединенном вузе. Так, более чем вдвое увеличилась публикационная активность ученых-исследователей Горного института, а финансирование этого направления в Горном выросло со 101 млн руб. в 2013 году до 172 млн руб. в 2015-м. Что уж говорить о свежем капремонте в общежитиях на 100 млн руб. с установкой новой мебели и сантехники, ремонте учебных корпусов и модернизации аудиторий, включая их оснащение современным аудиовизуальным оборудованием, компьютерной техникой и мультимедийными комплексами.

Другой положительный пример - слияние Московского государственного машиностроительного университета с Московским государственным университетом печати. Его главный плюс, разъяснил «МК» ректор объединенного Политехнического университета Андрей Николаенко, это «возможность большого коллектива реализовать большие проекты, неподъемные для каждого отдельного вуза. Например, гранты Российского государственного научного фонда. Такой симбиоз очень интересен и позволяет участвовать в крупных проектах. Другим плюсом для работников и студентов является мощная инфраструктура большого университета - от суперсовременных лабораторий до общежитий и баз отдыха. Третьим - улучшение финансового положения. Мы, например, с 1 сентября подняли зарплаты преподавателей университета печати до нашего уровня».

Или взять объединение Московского института электроники и математики (МИЭМ) с Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики (НИУ - ВШЭ), которое, как рассказал «МК» директор, научный руководитель МИЭМ как структурного подразделения ВШЭ Александр Тихонов, «дало синергетический эффект, который позволил МИЭМ выйти из серьезного кризиса, в котором он находился ряд последних лет, да и «Вышке» принес ощутимую пользу».

Так, для МИЭМ слияние тут же обернулось резким повышением качества набора абитуриентов: если до объединения средний проходной балл держался на уровне 130, то сейчас он подскочил вдвое, превысив 250. МИЭМ получил новые учебные здания и даже завел собственное общежитие, которого прежде не имел. Так что теперь 50% набора составляют иногородние ребята с их высочайшей мотивацией к учебе и последующей карьере, которые, по словам Тихонова, «тянут за собой остальных». На качественно иной уровень поднялась и организация учебного процесса. Тут и массированное изучение английского языка с 1-го курса; и регулярные - по нескольку на протяжении каждого учебного модуля - лекции ведущих зарубежных специалистов; и дополнение естественно-научных курсов социально-гуманитарными. В итоге МИЭМ вернул себе прежнее положение вуза, традиционно входившего в топ-10 инженерных высших учебных заведений.

Впрочем, «Вышка» также не осталась внакладе, отметил он: «Присоединение МИЭМ стимулировало создание здесь факультета компьютерных технологий, а также обеспечило ВШЭ нынешние высочайшие места в рейтингах по направлению «математика». Сказанное не оставляет сомнений: объединение вузов несет с собой не только минусы, но и плюсы. Правда, при одном условии, особо подчеркнул Тихонов: «Такие решения должны приниматься только на основе заранее выработанной и просчитанной по своим последствиям политики, а не просто объединять вузы и лишь затем думать, что с этими объединениями делать дальше».

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Слияние Сорбонны и университета Пьера и Мари Кюри должно воскресить дух старого парижского университета

Университеты по всей Европы сегодня, как никогда раньше, заинтересованы в слиянии. Около ста слияний было проведено с начала 2000-х. Почему?

Ассоциация университетов Европы опубликовала карту Европы , на которой отмечено количество университетов в 2000 году и постепенное их уменьшение к 2014 году.

Эта тенденция только усиливается. В 2013 было проведено 12 слияний, а в 2014 году - 14 объединений университетов.

Что стоит за этими изменениями?

Являются ли эти слияния способом повысить место университета в рейтинге высших учебных заведений и одним из способов получать исследовательские гранты путем концентрации лучших умов?

Томас Эстерманн, директор по управлению, финансированию и общественным связям Ассоциации университетов Европы, считает что да, такие супер-университеты имеют больше влияния.

Глобальный охват

Крупным университетам легче повысить свой рейтинг и поддерживать хорошую репутацию, считает Эстерманн.

Слияния также являются хорошим путем к оптимизации и единообразию.

В некоторых случаях это еще и хороший способ адаптироваться к новым условиям: уменьшение рождаемости в мире влечет за собой естественное уменьшением числа потенциальных студентов.

В Ассоциации говорят, что первыми на ниве слияния стали университеты Дании и Эстонии в 2005 году.

Эстония уменьшила количество высших учебных заведений с 41 до 29 между 2000-2012 годами. Таллиннский университет, например, поглотил восемь небольших институтов и колледжей.

В Дании число университетов уменьшилось с 12 до восьми, а государственные исследовательские центры вливаются в структуру университетов.

Французская мода

Франция сегодня лидирует в области слияний высших учебных заведений. Эту инициативу поддерживает правительство, оно объединяет университеты и исследовательские центры в зонтичные "коммуны", после этого можно начинать окончательное слияние.

Image caption Таллиннский университет поглотил восемь небольших институтов и колледжей

Одно из крупнейших объединений, "федеральный университет" Пари-Саклэ сегодня включает в себя Политехническую школу, Коммерческую школу Парижа и Университет Париж-Юг.

В этом слиянии есть вполне определенная цель: создать университет, который сможет занять место в первой десятке лучших учебных заведений.

Сегодня Париж собирается продвинуться в этом начинании вслед за успешными слияниями университетов в Страсбурге, Бордо и Марселе.

В сердце Латинского квартала планируется воскресить дух старого парижского университета, который был разделен после студенческих беспорядков в 1968 году. Для этого будут объединены два наиболее престижных парижских университета – Сорбонна и университет Пьера и Мари Кюри.

Тогда в 1968 году правительство разрешило Парижскому университету, основанному в XII веке, разделиться на 13 автономных учебных заведений по принципу специализаций, и каждый получил свой номер от 1 до 13.

"Старая Сорбонна"

Профессор Жан Шамба, глава Университета Пьера и Мари Кюри, который еще называют Париж 6, говорит: "Одно из серьезных ограничений деятельности университетов было введено в жизнь около 40 лет назад, когда они были разделены по факультетам на отдельные учебные заведения. В одном преподавали только естественнонаучные дисциплины, в другом только гуманитарные, в еще одном только право или экономические дисциплины".

"До разделения в Университете Сорбонны преподавали естественнонаучные предметы и медицину. Сейчас Университет Пьера и Мари Кюри специализируется на преподавании этих предметов, а Сорбонна – на гуманитарных предметах и искусстве. Но с тем, чтобы соответствовать стремительно изменяющемуся миру, мы должна создать университет, который объединял бы все эти дисциплины".

"Сегодня среди парижских учебных заведений слияний не происходит, однако все они тесно сотрудничают. Например, Университетская группа Сорбонны включает исследовательские центры, частную бизнес-школу, а также парижскую Сорбонну, Университет Пьера и Мари Кюри и еще несколько учебных заведений", - говорит профессор.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Студенческие выступления начались в Париже в мае 1968 года, движущей силой протеста стали левые идеи, а главным лозунгом "Запрещать запрещается"

В феврале должны состояться выборы президентов двух университетов – Сорбонны и Пьера и Мари Кюри. Новое руководство будет нацелено на дальнейшее слияние этих университетов, которое должно завершиться к 1 января 2016 года".

"В некотором смысле мы воссоздаем старую Сорбонну, но только в XXI веке", - говорит профессор Жан Шамба.

Профессор Бартоломью Жобер, президент Сорбонны, или университета Париж 4, настроен оптимистично относительно глобального объединения университетов и тех возможностей, которые оно даст в будущем.

"В случае успеха этого предприятия, во Франции будет создана новая модель университетов, с независимыми факультетами и управлением, но с полномочиями представлять весь университет", - говорит он.

Французское правительство приветствует подобные слияния, однако окончательное решение оставляет на усмотрение самих университетов.

Профессор Шамба и профессор Жобер придерживаются одной позиции относительно объединения высших учебных заведений, однако считают, что для воплощения проекта в жизнь поддержка преподавательского состава, администрации и студентов жизненно необходима.

Автономность, а не поглощение

Профессор Шамба в качестве успешного примера слияния университетов приводит опыт Германии. Там были объединены Университет и Исследовательский центр в Карлсруэ, в итоге был создан Технологический Институт Карлсруэ.

Целью этого слияния было догнать Массачусетский технологический институт в США. С момента слияния в 2009 в институте в Карлсруэ поступило на 20% процентов больше студентов, и область исследований института сузилась до разработки альтернативных источников энергии.

С 2009 по 2013 годы финансирование университета выросло на 50%.

Новый Университет Аальто в столице Финляндии Хельсинки был создан при поддержке правительства.

Правообладатель иллюстрации Olivier Jacquet Image caption Профессор Шамба и профессор Жобер считают, что для воплощения проекта в жизнь необходима поддержка преподавательского состава, администрации и студентов

Для его создания были объединены Хельсинская школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Университет искусств и дизайна.

Целью слияния было повышение уровня в международном рейтинге PISA (Programme for International Student Assessment), где финские университеты занимали нижние строчки, тогда как финские школы занимают неплохие места в том же рейтинге.

В результате университет поднялся на 50 строчек в рейтинге мировых университетов QS.

Однако не все слияния горячо поддерживаются правительством.

Руководству Лиссабонского университета и Технологического университета Лиссабона пришлось долго убеждать правительство, что слияние необходимо с тем, чтобы оправдать траты, которые влечет за собой слияние двух учебных заведений.

"Объединение университетов требует много времени и сил. Экономия средств не должна стоять во главе угла, так как возврат вложений может занять много времени. Цель слияний – создание самостоятельных институтов, а не поглощение одних другими", - говорит Томас Эстерманн, директор по управлению, финансированию и общественным связям Ассоциации университетов Европы.

Россия: добровольное объединения ВУЗов

В 2011 году в Москве произошло слияние не менее 12 вузов, в Петербурге объединились Мечниковская академия и Академия постдипломного медицинского образования, Политехнический университет и Институт машиностроения, ИТМО и Университет низкотемпературных и пищевых технологий, Горный университет и Северо-Западный заочный технический.

В июне этого года министерство образования и науки заявило о готовности объединять вузы в регионах в "опорные" с выделением финансирования до 2020 года. Свыше 20 учебных заведений уже потенциально готовы принять в ней участие.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В общем рейтинге высших учебных заведений Times Higher Education МГУ занимает 161-е место

По словам главы министерства образования и науки Дмитрия Ливанова, объединяться смогут как подведомственные министерству вузы, так и учебные заведения минздрава, минкультуры и других ведомств. Каждое такое многопрофильное объединение сможет претендовать на программу финансирования на пять лет - с 2016 по 2020 год.

Он пояснил, что процесс консолидации вузов, который происходит сейчас, обусловлен демографией: выпуск из 11-х классов школ резко сокращается, и вузы с небольшим контингентом учащихся вынуждены объединяться с более сильными и крупными.

"Таким образом, это будет второй этап программы консолидации высшего образования в регионах, которая была начата формированием федеральных университетов", - сказал министр.

"Мы выступаем только за добровольное объединение вузов в том случае, если они испытывают дефицит абитуриентов или имеют серьезный запрос со стороны региона на создание собственного сильного университета", - объяснил чиновник.

В этом году только в Москве уже официально объявлено о пяти крупных объединениях вузов.

Сообщалось о присоединении МЭСИ к РЭУ им. Плеханова, МГГУ им. Шолохова - к МПГУ, МАТИ - к МАИ, МИТХТ к МИРЭА и создании на базе этих двух вузов Московского технологического университета.

В данном разделе представлены основные новости и документы по реорганизации Университета машиностроения

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 261 проводится реорганизация федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» в форме слияния с образованием на их основе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский политехнический университет».

Уведомления о реорганизации:
Для обучающихся Университета машиностроения
Для работников Университета машиностроения

Административная структура

Управленческая структура

Приказы и распоряжения:

Приказ от 01.08.2017 г. № 671-ОД «О внесении изменений в состав ректората университета»

Для обеспечения взаимодействия с работниками, обучающимися и партнерами реорганизуемого МГИУ на нашем сайте организована система обратной связи. Открыт специальный раздел , где каждый может выразить своё видение пути дальнейшего развития объединённого университета и предложить конкретные идеи. Вся информация будет тщательно изучена.

13 января 2015 года состоялась встреча ректора Университета машиностроения А. В. Николаенко с работниками и обучающимися МГИУ , посвященная реорганизации вузов. В ходе встречи А. В. Николаенко сообщил о процедуре объединения и базовых принципах формирования объёдиненной структуры, а также ответил на многочисленные вопросы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава.

Заявления и документы для участия в конкурсе подаются в управление кадров и делопроизводства, расположенное по адресу: 107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38, каб. 301,302, тел.: 8 495 223-05-20.

Срок подачи до 22.06.2015 г. включительно до 17:00. Подробная информация на официальном сайте университета http://www.mami.ru/index.php?id=2348

Приказы и распоряжения
риказ № 940-ОД от 24.12.2015 «О составе ректората университета»

Приказ № 708-ОД от 02.10.2015 г. «О составе ректората университета»

Уважаемые коллеги!

Значительная часть предложений касалась судьбы Энергетического факультета Московского государственного открытого университета имени В.С. Черномырдина. Принято решение о его объединении с Энергетическим факультетом Автомобильного института. Многие студенты, преподаватели, выпускники выражали озабоченность возможной потерей накопленного опыта и понижением качества подготовки специалистов, невыполнением обязательств перед обучающимися по выбранным в МГОУ им. В.С. Черномырдина «энергетическим» направлениям подготовки.

От лица руководства Университета машиностроения и рабочей группы хочу заверить все заинтересованные стороны, что Энергетический факультет Автомобильного института объединенного Университета машиностроения и кафедры, входящие в его состав, используя базу объединяемых вузов, позволят сконцентрировать человеческий, организационный и материально-технический ресурс для повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров для энергетической отрасли.

Приказы и распоряжения
Приказ № 146-ОД от 09.04.2014 г. «О завершении реорганизации ФГБОУ ВПО «МГОУ имени В.С. Черномырдина»

Ликвидация филиала в г. Ликино-Дулево
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 02 сентября 2011 г. № 2256 и приказом ректора от 31 мая 2012 г. № 209-ОД филиал МГТУ «МАМИ» в г. Ликине-Дулеве подлежит ликвидации в срок до 31 августа 2012 года.

Присоединение Федерального музея профессионального образования
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 28.02.2012 г. № 152 Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» и Федеральный музей профессионального образования реорганизуются в форме присоединения к университету музея в качестве обособленного структурного подразделения (филиала).

Присоединение Тучковского автотранспортного колледжа
Приказом Минобрнауки России № 2256 от 02.09.2011 г. к МГТУ «МАМИ» присоединен Тучковский автотранспортный колледж (п. Тучково, Московская область) в качестве филиала.