Соборная мечеть. Московская соборная мечеть (Проспект мира): история строительства и расположение Соборная мечеть история

Народы мусульманской культуры, жившие на пространстве Северной Евразии, войдя в состав русского государства, со временем оформились как «русское мусульманство» - особая субцивилизационная культурно-религиозная общность в составе российской цивилизации. Идентифицируя себя с русским государством и российской цивилизационной общностью, они, тем не менее, сохраняли и свою исламскую идентификацию, позволявшую обрести культурно-религиозную индивидуальность в инокультурной (русской) и инорелигиозной среде. Так, в XIX - начале XX века с появлением мусульманского населения в русских городах за пределами исторического расселения мусульманских народов, практически одновременно появлялась и мечеть с профессиональными священнослужителями, содержащимися за счет общины правоверных. При этом в кризисные периоды исторического развития страны на первый план выходила именно мусульманская идентификация, примером чего может служить история Московской соборной мечети.

Миниатюра Лицевого летописного свода XVIв. Осада Едигеем Москвы в 1408г. Горят посады вокруг Кремля. Картинка взята из сборника «За землю Русскую! Памятники литературы Древней Руси» 1981г. Москва, изд. «Советская Россия», стр. 408, тир. 30 000. На четырех остроконечных шпилях хорошо видны полумесяцы! (Для увеличения нажмите на рис.)

История московской мусульманской общины прослеживается с XIV века. Именно в этот период, совпавший с исламизацией Золотой Орды, на территории Кремля возникает Ханский (Татарский) двор - постоянное представительство ордынской администрации при московском великокняжеском престоле. К этому же времени относится возникновение поселения Ордынцы в Замоскворечье, обосновавшегося вдоль проходящей в Орду Ордынской дороги (ныне - улица Большая Ордынка). Там жили выходцы из Золотой Орды, пригонявшие на продажу в Москву табуны лошадей, а также «тяглые» люди, обязанные возить в Золотую Орду поклажу.

Освящение собора Покрова на Рву в 1557г., Кремль на фоне, одна мечеть-минарет еще оставалась (Для увеличения нажмите на рис.)

Число представителей ордынской знати среди московских жителей особенно возросло в XV веке при князе Василии II Темном. Выкупившись в 1446 г. из казанского плена, он привел с собой множество татарских вельмож, включив их в состав своих «служилых людей». Некоторые из них со временем приняли православие, однако значительная часть сохраняла приверженность исламу. Татарская исламизированная знать в лице «служилых царевичей» - чингизидов - стала играть видную политическую роль при дворе московских государей.

В Замоскворечье располагались посольские представительства (подворья) мусульманских государств, возникших после распада Золотой Орды: с 1532 г. в документах Посольского приказа стал упоминаться Крымский двор, вблизи которого по Калужской дороге возникло первое в Москве татарское кладбище, а с 1535 г. известен Ногайский двор. В Замоскворечье расселялись и представители мусульманского купечества, которых Москва привлекала в качестве важного узлового пункта торговых путей между Западной Европой и Востоком. Развитие торгово-экономических и дипломатических связей Московской Руси со странами мусульманского Востока явилось причиной появления новой группы мусульманских жителей столицы. Ими стали толмачи Посольского приказа - переводчики с восточных языков, служившие в русском дипломатическом ведомстве. Компактное поселение толмачей сложилось в Замоскворечье в местности Кадаши.

Карта Москвы Франса Хогенберга 1575 г. Возжожно, что иностранный гравер XVIв. имел перед собой более ранний рисунок кремля, до его перестройки в конце XV в. И тогда перед нами первый каменный кремль 1367г., – город времен Мамая и Дмитрия. Выделяется прежде всего, многоэтажный царский Терем, что значит «недоступный, запретный», родственные слова: гарем, храм, тюрьма. Только на одном здании видим крест, купол у него остроконечный как у западноевропейских церквей. Остальные подобные, вероятно, также культовые сооружения, имеют округлые купола, характерные более для мечетей. Возле центрального есть даже башня, похожая на минарет (колокольня Ивана Великого?). Примечательно, что большинство храмов имеют вход с южной стороны, что характерно для мечетей, у церквей вход делают обязательно с западной. Часть изображенных храмов имеют те и другие входы. Жилые кварталы напоминают воинские казармы. Кремль – это убежище правителя и его ближайшего окружения, лучшего войска двора. Видимо, в Кремле в XIV-XVв. были мечети, но когда делали картинку в XVIв., со старого оригинала убрали неактуальные уже полумесяцы. (Для увеличения нажмите на рис.)

С 1619 г. в официальных документах среди «иноземных» московских слобод, жители которых пользовались определенной административной и религиозной автономией, упоминается замоскворецкая Татарская слобода, сложившаяся на основе ранее существовавших компактных поселений мусульман.

Таким образом, на рубеже XVI-XVII веков в Москве сформировалась хотя и небольшая, но достаточно стабильная и компактная мусульманская община с центром в Замоскворечье и отдельными вкраплениями в других районах российской столицы. В XVIII веке эта община представляла собой заметную величину. Ее социальный состав претерпел существенные изменения: представители мусульманской знати и толмачи-переводчики постепенно исчезают (ввиду христианизации и перевода дипломатического ведомства в новую российскую столицу - Санкт-Петербург), зато возрастает число торговцев, домашней прислуги и работников-отходников. Кроме того, в числе московских мусульман появляются солдаты и офицеры местного гарнизона, а также военнопленные турки.

Что касается мечети, то в той или иной форме она существовала с первых лет появления московских мусульман. Вначале это были временные сооружения для религиозных обрядов или проведения богослужений на открытом воздухе. Позднее можно встретить упоминания о существовании в 1712 г. в Замоскворечье уже стационарной мечети. (РГАДА, ф. 131, оп. 1-а, д.1) . Деревянная татарская мечеть в Замоскворечье упоминается в переписи московских домовладений 1744 г. После известных указов императрицы Екатерины II о веротерпимости, обнародованных в 1773 г., можно говорить об оформлении московской мусульманской общины как централизованной структуры, имеющей свое стабильное руководство в виде профессионального духовенства.

В ноябре 1818 г. был утвержден первый «мулла и хатып» молитвенного дома С.М.Асханов . В 1823 г. московский генерал-губернатор разрешил строительство каменного молитвенного здания в Пятницкой части Замоскворечья на участке купца первой гильдии Н.Хашалова (Хамалова) . Однако это разрешение было оговорено условием, «…чтобы дом… отнюдь строим не был в виде мечети, и не назывался бы мечетью» . Только после перестройки здания в 1881-1882 гг. с возведением минаретов и купола оно приобрело вид мечети. Юридический статус первой московской мечети соответствовал мухтасибату - среднему звену Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в Уфе.

Мечеть на Татарской ул. (Для увеличения нажмите на рис.)

На рубеже XIX-XX веков отмечен рост мусульман в Москве. Если в 1866 г. лиц «магометанского вероисповедания» в Москве насчитывалось 339 человек, то в 1882 - уже 1,5 тыс., в 1897- 4,2 тыс., а в 1902 г.- 5,9 тыс. Помимо Замоскворечья, места компактного расселения мусульман возникают и в других районах города - в Тверском, Мясницком и Сретенском участках. Радикально меняется социальный состав мусульманской общины.. Возрастает число работающих по найму на московских промышленных предприятиях, представителей торгово-промышленного капитала. В Москве складывается группа национальной мусульманской интеллигенции джадидской ориентации, благодаря которой город превращается в один из видных центров российской мусульманской культуры.

Упомянутые социальные группы (купечество и интеллигенция) становятся главными проводниками идей национально-религиозной самоидентификации российских мусульман. При этом богатейшие купцы и промышленники не просто финансировали религиозную деятельность мусульманской общины. Они направляли ее в нужное им русло, являясь в то же время активными прихожанами. Именно им принадлежит заслуга в создании второй Московской мечети.

Соборная мечеть в начале XX века. (Для увеличения нажмите на рис.)

К 1904 г. новая мечеть была построена на территории Мещанской части Москвы, а 27 ноября того же года ее первый имам-хатыб Б.Алимов ходатайствовал о разрешении проведения в ней первого намаза.

Пришедшие в октябре 1917 г. к власти большевики рассматривали российских мусульман как представителей угнетенных национальностей, пострадавших от царского самодержавия, считая их своими естественными союзниками. Мусульманское население России в большинстве своем поддержало установление советской власти, а видные представители духовенства и мусульманской элиты джадидского направления даже выразили свою готовность с ней сотрудничать. Несмотря на антирелигиозный в целом пафос новой власти, ее отношение к исламу поначалу было более благожелательным, чем к другим религиям. Вплоть до середины 1920-х гг. мусульманские религиозные организации в стране прямому давлению не подвергались. Это, в частности, сказалось и на состоянии мусульманской общины Москвы, в которой продолжали действовать две мечети.

Во второй половине 1920-х гг. благожелательное отношение властей к исламу сменяется подавлением мусульманской религиозной жизни и культуры, что не могло не затронуть московских мусульман. В 1927 г. имама Фаттахиддина , жившего в домике во дворе Соборной мечети, выслали из Москвы, а позднее - репрессировали (ЦМАМ, ф. 3004, оп. 1, д. 35). Новый имам А.Сулеймани , возглавивший столичную мусульманскую общину в 1929 г., также недолго находился на этом посту: в начале 1930-х гг. он был арестован.

Начавшаяся вслед за этим волна «большого террора», уничтожившая едва ли не всю мусульманскую духовную элиту России, захватила и столичную мусульманскую общину: в 1936 г. власти закрыли первую Московскую мечеть. В связи с тем, что к этому времени уже были закрыты мечети в городах Касимове (Рязанская обл.) и Ярославле, Костроме и Твери, Пензе и Нижнем Новгороде, вторая Московская мечеть осталась единственной, которая действовала на территории всей Центральной России. Ликвидировать ее власти не решились, поскольку ценили важность неофициального дипломатического канала для налаживания связей СССР с мусульманскими странами, в чем советское руководство всегда было крайне заинтересовано.

Данным обстоятельством московские мусульмане весьма успешно воспользовались. В 1957 г. посол Ирана в СССР Ансари в беседе с имамами Московской соборной мечети вспоминал о том, как в 1930-е гг. даже в условиях тотальной антирелигиозной пропаганды живший в подвале мечети имам регулярно рассылал в посольства мусульманских стран приглашения на праздничные богослужения.

Как и все православные, мусульманские религиозные организации Советского Союза, община Московской соборной мечети заняли ярко выраженную патриотическую позицию во время Великой Отечественной войны. Наглядным примером этого явился сбор средств на танковую колонну для Красной Армии, за что в марте 1943 г. были удостоены благодарственной телеграммы от Верховного Главнокомандующего.

В годы войны произошла частичная нормализация отношений Советского государства и религиозных, в том числе мусульманских, организаций, что выразилось в ослаблении атеистического диктата и расширении религиозных прав верующих. В мае 1944 г. был создан Совет по делам религиозных культов при Правительстве СССР, на который возлагалась задача по осуществлению связей между правительством и неправославными религиозными объединениями.

Стабильное положение Московская соборная мечеть продолжала сохранять и в первые послевоенные годы. В 1945 г. ее община получила официальную регистрацию в Совете по делам религиозных культов при Правительстве СССР. В 1949 г. между Исполнительным органом, получившим официальное наименование Религиозного общества мусульман города Москвы, и исполкомом Дзержинского районного совета депутатов трудящихся был заключен договор о бессрочном и бесплатном пользовании зданием мечети (ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 4, д. 29). После окончания войны и возвращения домой солдат-фронтовиков число прихожан Московской мечети существенно увеличилось.

В 1946-1947 гг. оно составляло около двадцати тыс. человек, а вместе с жителями Замоскворечья и ближнего Подмосковья достигало тридцати тысяч. В составе верующих женщин было не меньше, чем мужчин, хотя на 60-70% мечеть все же посещалась именно мужчинами. Прихожане в возрасте до 25 лет составляли 15%, от 25 до 40 - 35%, от 40 до 60 - 35%, старше 60 - 15%. Эти данные говорят о том, что старшие возрастные категории в составе верующих мусульман вовсе не являлись доминирующими.

На пятничные богослужения обычно собиралось по шестьсот-семьсот мужчин и около трехсот-четырехсот женщин. В дни больших мусульманских праздников посещаемость мечети многократно возрастала: в 1947-1948 гг. на празднование Ураза-Байрам и Курбан-Байрам собиралось до десяти тысяч мужчин и около двух-трех тысяч женщин. Молящимися были заполнены не только двор и прилегающий к нему Выползов переулок, но даже улица Дурова, что создавало весьма серьезное препятствие для транспортного движения.

По своему социальному положению большинство верующих московских мусульман было представлено рабочими и служащими преимущественно низкооплачиваемых категорий. Значительную группу составляли работники торговой сети, молодежь. Следует признать тот факт, что мусульманская община Москвы не только возросла численно, но и смогла сохранить естественную духовную преемственность между поколениями. Тем не менее личные ходатайства религиозного общества на стесненные условия богослужебной деятельности, благоустройства территории мечети, в домиках - флигелях которой жили обычные москвичи, отклика у властей долгое время не находили.

И лишь в 1957 г. распоряжением Мосгорисполкома один из флигелей был передан Религиозному обществу мусульман и было разрешено на старом фундаменте построить новое кирпичное здание площадью в 250 квадратных метров, которое и было завершено в 1958 г. Правда затем еще долгое время «утрясались» юридические и организационные стороны этой передачи. Похоже власти больше опасались, что дополнительные помещения, полученные мечетью, могут быть использованы не для протокольно-представительских мероприятий, а с целью проведения дополнительных богослужений.

На этом примере можно отчетливо проследить борьбу двух линий государственной политики в отношении к религиозным, в том числе, мусульманским организациям - прагматической и идеологической, когда попеременно брали верх то первая, то вторая. С одной стороны, 50-е годы XX века были отмечены нарастанием политико-административного диктата властей в отношении исламских служителей культа, одним из проявлений которого стало мощное давление на них налоговых органов. При этом жалобы священнослужителей и верующих на произвол в сфере налогообложения, по обыкновению, оставались без удовлетворения. С другой стороны, когда представители государственной власти проявили явную заинтересованность в привлечении духовенства Московской Соборной мечети к работе по укреплению международных связей СССР для усиления влияния страны в мусульманском мире, руководство мусульманской общины не преминуло этим воспользоваться.

И в условиях пристального внимания ведущих политиков исламского мира и видных представителей зарубежной мусульманской общественности к религиозной жизни московских мусульман административно-идеологический диктат государства в отношении мечети стал ослабевать, а международная деятельность Московской соборной мечети приобрела иное измерение.

Важное значение в укреплении связей СССР со странами Арабского Востока имело участие советских мусульман в хадже 1956 г. Правда, делегация паломников из СССР включала тогда лишь двадцать человек, четырнадцать из которых представляли Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, четыре - Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, по одному - Духовные управления Северного Кавказа и Закавказья.

Паломники посетили в Каире известный исламский университет «Аль-Азхар» и беседовали с его главным шейхом А.Тажем , были приняты Генеральным секретарем Исламского конгресса Египта А.Садатом (будущим Президентом страны) и муфтием Египта Х.Мамудом .

В 1956-1958 гг. международная деятельность руководителей Московской соборной мечети становится особенно разнообразной в связи с подготовкой и проведением в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В этот период столицу посетили представительные делегации ведущих политиков из многих мусульманских стран, Московская мечеть сделалась своеобразным мостом между мусульманами Центральной России и зарубежным мусульманским миром.

Сложный период в истории столичной мечети и ее прихожан приходится на 1959-1969 гг. Именно в это время на них снова усиливается административный нажим, начинается новая волна антирелигиозных гонений, поскольку политика властей в отношении религиозных объединений резко ужесточается. Такая перемена была связана с тем, что, провозгласив в 1959 г. курс на «развернутое строительство коммунизма», руководство страны стало активно проводить линию на полное вытеснение религии как пережитка капитализма из жизни советских людей. Власти были особенно обеспокоены тем, что Религиозное общество мусульман Москвы, располагавшее единственной действующей мечетью на территории всего Центрально-Европейского региона России, благодаря широким международным связям сумело значительно укрепить свое положение, существенно расширив влияние на верующих.

Довольно серьезную опасность, угрожающую функционированию Московской соборной мечети, представляли действия властей по дискредитации руководства столичной мусульманской общины. С этой целью нередко обострялись разногласия, порой возникавшие внутри руководящего состава религиозного общества. В 1959 г. таким способом удалось добиться устранения председателя Исполнительного органа мечети Айсина , обвиненного в финансовых злоупотреблениях. В 1960 г. были инспирированы обвинения от некоторых представителей мусульманской общины, согласно которым имам-хатыб Салихов якобы окружил себя «жуликами, спекулянтами и земляками», ведет себя аморально (проявившемся в повторном вступлении в брак), поддерживает связи с лицами, враждебными советской власти. Попытки скомпрометировать духовного лидера московских мусульман продолжались до его кончины в начале 1963 г.

До середины 1970-х гг. активных действий по ограничению деятельности Московской соборной мечети, остававшейся единственным мусульманским духовным центром всего Центрально-Европейского региона, не предпринималось. В значительной мере это явилось заслугой лидеров столичной мусульманской общины. Советское руководство по-прежнему было крайне заинтересовано в международной деятельности ее руководителей, а она все эти годы продолжала оставаться интенсивной. Посещение столичной мечети сделалось, по сути дела, обязательным протокольным мероприятием для иностранных делегаций с Востока, причем присутствовавшие на богослужениях зарубежные гости могли свободно общаться со своими советскими единоверцами.

Вместе с тем власти стали опасаться, что неформальные контакты советских и зарубежных мусульман приведут к укреплению идеологических позиций ислама. Отсюда новые меры давления, всяческие усилия сократить контакты.

Например в программе приема делегаций из мусульманских стран столичная мечеть оказывалась лишь одним из пунктов краткой остановки на пути из музея Ленина в подмосковный совхоз или на текстильную фабрику. Однако многолетние связи с зарубежными единоверцами, наработанные духовными лидерами московских мусульман за истекшие десятилетия, это уже не могло разрушить. Именно это во многом помогло сохранить мечеть на рубеже 1970-1980-х гг., когда в непосредственной близости от нее началось сооружение спортивного комплекса к предстоящей в 1980 г. Московской Олимпиаде, предусматривавшее, кстати, снос здания мечети.

После 1985 г., в условиях перестройки, утверждение религиозной свободы и нормализации отношений государства с конфессиональными организациями все более становилось реальностью. Таким образом, деятельность соборной мечети в советский период российской истории наглядно показала, что даже в условиях тотального атеистического диктата, мусульмане, жившие в городах Центральной России, осознавая себя советскими людьми, гражданами СССР и патриотами своей страны в тяжелые годы Великой Отечественной войны, все же стремились удержать и свою религиозную самоидентификацию в качестве мусульман. Они группировались вокруг немногих сохранившихся на территории Российской Федерации мечетей и уцелевших священнослужителей. При этом особая роль в сохранении религиознокультурной самоидентификации не только московских, но и всех российских мусульман, бесспорно, принадлежит Московской Соборной мечети, отметившей в 2004 году свое 100-летие.

Работа подготовлена при содействии РГНФ (проект № № 06-03-00046а).

В исследовании использованы также архивные фонды: ЦАНТДМ - Центральный архив научно-технической документации г. Москвы; ЦМАМ - Центральный муниципальный архив г. Москвы; ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации.

Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века. Н. Новгород, 2002. С. 117.

Рисунки и комментарии: http://borgheus.livejournal.com/9207.html и др.

Текст: http://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2007/Moskovskaya%20sobornaya%20mechet.pdf

Возникла татарская слобода. К началу ХХ века в городе проживало около 8 000 мусульман, но ни одной мечети не было. Официальный запрос на строительство мечети глава мусульман муфтий Тевкелев направлял министру внутренних дел графу Дмитрию Андреевичу Толстому ещё в 1880-х годах. Согласие было получено, но денег на строительство не было.

5 ноября 1905 года был организован Комитет по постройке Соборной Мечети в Санкт-Петербурге. Он был утверждён министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 года. Комитет состоял из 20 мусульман, государственных и общественных деятелей, купцов. Его организатором стал писатель и публицист Ахун Баязитов, председательство получил полковник Абдул-Азиз Давлетшин.

Комитет получил право на сбор средств в размере 750 000 рублей в течении 10 лет на территории Российской Империи. Для этого выпускались лотерейные билеты и печатались открытки с проектными видами мечети. Самый большой взнос сделал эмир Бухарский Сеид-Абдула-Ахад-хан, заплативший 321 000 рублей за земельный участок. Он же пожертвовал 500 000 рублей на строительство, организовал сбор средств среди богатых купцов эмирата .

Для строительства мечети Комитет приобрёл участок на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (дом №7), принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако этого оказалось недостаточно. Михраб (священная ниша перед которой стоят верующие) должна быть обращена на юг, в сторону Мекки, в данном случае - прямо на фасад дома на соседнем участке. Этот дом 17 ноября 1907 года также был выкуплен. Здесь разместили помещения для омовения, которые необходимо совершить перед входом в мечеть. Так же в здании разместили мастерские архитекторов, строительную контору, приёмную Комитета. А оставшиеся помещения сдавали в наём, прибыль с которого шла на строительства храма.

Под патронажем эмира был проведён архитектурный конкурс. Рекомендации для этого конкурса были разработаны Ахуном Баязитовым. Требовалось соорудить мечеть в два яруса, с хором, со строгим внутренним убранством, с дополнительным подвальным помещением для размещения верующих во время ежегодных мусульманских праздников.

Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 года. Всего было рассмотрено 45 проектов, из которых первые места получили работы М. С. Лялевича, М. М. Перетятковича и Н. В. Васильева. Проект последнего был рекомендован комиссией судей для строительства. Васильев предлагал за образец взять мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, что и было в конечном итоге выполнено. В процессе работы архитектор привлекал в соавторы своих коллег А. И. фон Гогена и С. С. Кричинского. В то время Гоген имел большой авторитет в правительственных кругах, что помогло уладить многие административные и хозяйственные проблемы. Кричинский же был членом мусульманской общины, что имело большой значение для строительного Комитета. Он же построил дом эмира Бухарского на Каменноостровском проспекте . От этого дома до мечети, по легенде, был проложен подземный ход. Впоследствии этот архитектор руководил работами по отделке здания храма.

Проект мечети и заявка на разрешение о начале работ были представлены А. И. фон Гогеном в городскую управу 14 декабря 1908 года. 3 апреля 1909 года Кричинскому было выдано свидетельство на проведение подготовительных работ, установку забора. Одновременно проект был отправлен на экспертизу в Академию Художеств. В целом он был одобрен, но получил возражение по поводу выбранного места для мечети. Несогласие было обосновано тем, что мусульманский храм оказывался рядом с православным Свято-Троицким собором , домиком Петра I , что нарушало историческую целостность центра Санкт-Петербурга. Однако Столыпин, в целом согласившись с доводами Академии Художеств, посчитал что разрешение на строительство обратно взять будет нецелесообразно.

Первые строительные работы начались в июле-ноябре 1909 года, был выполнен нулевой цикл работ. Торжественная закладка храма произошла в 11 часов 3 февраля 1910 года. Она была приурочена к 25-летнему юбилею правления бухарского эмира и к его визиту в Санкт-Петербург.

В августе 1911 года Н. В. Васильевым был составлен проект дома для омовений. В сентябре получено разрешение на строительство, разобран деревянный флигель, на его месте к осени 1913 года появилось новое сооружение.

Первое богослужение в мечети произошло в феврале 1913 года, приурочено оно было к 300-летию дома Романовых.

Петербургская Соборная мечеть стала самой северной мечетью в мире. Долгое время она оставалась самой большой. Её фасад хоть и соответствует всем канонам культового зодчества Средней Азии, но имеет черты северного модерна. Здание облицовано серым гранитом. Купол мечети повторяет силуэт купола мавзолея Гур-Эмира в Самарканде.

Уникальная майолика храма создана художником-керамистом Петром Кузьмичом Ваулиным, дедушкой знаменитого петербургского композитора Андрея Петрова. Кроме русских керамистов к работе привлекались узбекские мастера.

С началом Первой Мировой войны в 1914 году строительство мечети замедлилось, поступление денежных средств сократилось, многие строители были мобилизованы. Отделочные работы в храме продолжались вплоть до 1918 года, только с 1920-го стали проводиться постоянные богослужения. В конце 1930-х годов храм был закрыт, в нём устроили склад.

В 1956 году здание мечети было передано религиозному Обществу мусульман, началась его реставрация. В 1968 году храм принял статус архитектурного памятника. При реставрации мечети её купол впервые в мире облицевали не керамикой, а более долговечным фарфором.

  • Мусульманская община Москвы насчитывает около двух миллионов человек .
  • В Москве существует 6 крупных мечетей и более 100 мусульманских молельных домов.
  • В XV-XVI веках в Замоскворечье образовалось первое поселение татар и представителей других восточных народов – Татарская слобода (Б. Татарская ул.).
  • В 1773 г. Екатерина II издала указ «О терпимости всех вероисповеданий» и ислам был признан законной религией татар и башкир.
  • Центральной мечетью Москвы считается Соборная мечеть на проспекте Мира. Это одна из крупнейших мечетей в Европе, вмещает 10 000 человек.
  • включена в состав большого комплекса парка Победы.

Мусульманская община является одной из самых многочисленных в Москве и насчитывает около двух миллионов человек. В Москве существует 6 крупных мечетей и более 100 мусульманских молельных домов. Главным мусульманским объектом столицы является Соборная мечеть на Проспекте Мира. Историческим мусульманским районом считается бывшая Татарская слобода в Замоскворечье. Сейчас здесь находятся Историческая мечеть и Татарский культурный центр, а происхождение названий многих улиц имеет татарские и восточные корни.

У истоков московской мусульманской общины

История московской мусульманской общины уходит корнями во времена Золотой Орды, которая в 1312 г. признала ислам государственной религией. Долгие годы Московское княжество существовало под гнетом ханства, и это не могло не отразиться на русской культуре.

Еще раз мечеть перестраивали в 1914 г. В итоге она превратилась в каменное здание из двух этажей. При мечети были открыты сиротский дом и медресе. В 30-е годы XX в. во время борьбы советской власти с религиями начались репрессии и против мусульманского духовенства. В 1936 г. был арестован мулла А. Шамсутдинов, и мечеть на Большой Татарской была закрыта. Долгие десятилетия в ней располагался военкомат.

Вновь открылась Историческая мечеть в 1993 г. Рядом с мечетью установлен памятник выдающемуся татарскому поэту Мусе Джалилю.

Дом Асадуллаева

В начале XX ве ка в Москве поселились известные предприниматели-мусульмане, в том числе нефтепромышленник Шамси Асадуллаев родом из Баку. В 1913 г. он подарил свой особняк в Замоскворечье московской мусульманской общине (Татарский пер, д. 8). В этом здании разместился центр духовной жизни мусульманской общины Москвы. В 30-е годы он был закрыт и возродился вновь в 1990-е годы. Сейчас в нем располагается Татарский культурный центр.

Центральной мечетью Москвы считается Соборная мечеть на проспекте Мира (Выползов пер., д.7). Изначально м ечеть на этом месте была построена на средства татарского купца Салиха Ерзина в 1904 г. по проекту архитектора Н. Жукова, а участок земли под застройку был приобретен на средства С. Бакирова и Х. Акбулатова. Первые богослужения прошли в Соборной мечети в 1904 г. Это единственная мечеть Москвы (и европейской России), которая не закрывалась во все годы существования советской власти. Среди ее имамов можно назвать Б. Алимова, А. Фаттахетдинова, Р. Гайнутдина, И. Аляутдинова и др. .
В январе 1994 г. в Москве был проведен меджлис мусульман центральных районов России. По его решению на базе Соборной мечети создали исламский центр Москвы и Московской области. Он включает медресе «Исмаилия», высший исламский колледж, курсы по изучению Корана. Также было создано Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона и избран муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Соборная мечеть с лужит резиденцией Совета муфтиев России.

Сейчас Соборная мечеть — одна из крупнейших мечетей в Европе. После грандиозной перестройки, закончившейся в 2015 гг. она вмещает около 10 000 человек. Высота ее минаретов — более 70 метров. Историческое здание, правда, в ходе работ пришлось практически полностью перестроить. 23 сентября 2015 г. на открытии обновленной Соборной мечети присутствовали президенты России и Турции, делегации Саудовской Аравии, Палестины, Азербайджана и других стран. Службы в Соборной мечети привлекают гораздо больше верующих, чем она может вместить. Во время крупных праздников мусульмане совершают намаз на открытом воздухе возле мечети.

Мемориальная мечеть

Мемориальная мечеть на Поклонной горе (Минская ул., д. 2Б, 1995–97 гг.) включена в состав большого комплекса на Поклонной горе, посвященного победе над фашистами в Великой Отечественной войне. Помимо мемориальной мечети, в него входят музей Великой Отечественной войны, мемориальная синагога, православный храм св. Георгия и многочисленные скульптурные композиции.

Строительство этой мечети – дань уважения мусульманам – участникам войны. Средства на ее возведение выделил московский меценат Фаиз Гильманов. Мечеть построена по проекту архитектора Ильяса Тажиева в смешанном кавказско-татарском стиле, имеет один минарет высотой 60 м. и относится к типу Джума-мечетей.

Даниловское мусульманское кладбище

На 2-ом Рощин ском проезде (д.10) расположено , сохраняющее статус главного мусульманского кладбища столицы. Как и соседнее христианское, оно было основано в конце XVII в. До 1956 г. мусульман, проживающих в Москве, с соблюдением религиозных обрядов было разрешено хоронить только здесь. Позднее стали выделяться специальные участки и на других погостах. Здесь похоронены многие мусульмане, оставившие заметный след в истории России и жизни Москвы, — имам-хатыб мечети на Большой Татарской Х. Агеев, меценат С. Ерзин, купцы Вергазовы, Ширинские, Девишевы, олимпийский чемпион Ш. Сафин, танцовщик М. Эсамбаев, писатель М. Максуд.

Апрельским утром я шагал по Замоскворечью, время от времени смотря по карте-схеме центра Москвы, куда же меня занесло. Увидев, что нахожусь рядом с Исторической мечетью, решил свернуть и заглянуть туда. Идя по переулку - увидел впереди автобус, возле которого толпились вооруженные омоновцы. "Неужели что-то произошло, пока я на поезде ехал?" - возникла неожиданно мысль. Милиционеры перегородили улицу металлическими решетками, сбоку находилась рамка металлоискателя, такой же какие устанавливаются в аэропортах. Меня заставили снять рюкзак и показать его содержимое. "А где здесь мечеть? Из-за чего ограждения установлены?" Милиционер, проверявший мои вещи, посмотрел на меня как на инопланетянина: "Пятничная молитва. А мечеть вот там", - и махнул в сторону двора. Видимо опять меня за турка приняли, как это частенько бывало на Кипре.

Историческая мечеть находилась во дворе. Стоящие у входа во внутренний дворик мечети меня за мусульманина не приняли и подумав, что я просто хочу пройти через двор - показали мне дорогу. Решив, что на самом деле выбрал для посещения не самое удачное время- обошел мечеть и пошел дальше по своим делам. На обратном пути навстречу мне шли люди, бледнолицые и африканцы, с бородами и без, этот поток желающих помолиться постепенно увеличивался.

Когда читаешь исторические книги, то невольно обращаешь внимание на веротерпимость владетелей Золотой Орды. В 1261 году в столице Золотой Орде Сарае митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена новая кафедра. Так появились епископы Сарайские. После политических перемен в результате распада Золотой Орды около 1450-х годов Сарайские владыки переехали в Москву на Крутицы на постоянное пребывание. Сарайская епархия была переименована в Крутицкую (ныне Крутицкое и Коломенское наместничество), с правом именоваться архиереем в форме "Сарский и Подонский".

Поэтому я долгое время считал, что мечети в Москве появились в ту же далёкую пору. Но это не так, историки спорят, когда же это произошло. Как всегда не хватает письменных источников. Первым о московских мечетях написал, как это ни странно, итальянский путешественник из Болоньи Зани Ерколе (Ercole Zani, 1634 - 1684), который много путешествовал по Европе и в 1672 году побывавший в составе посольства в Московии. В своей книге "Relazione e viaggio della Moscovia", изданной в Болонье в 1690 году, путешественник написал: "Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть". В те времена Замоскворечье находилось за городом и представляло из себя большую деревню. Многие считают, что самая первая мечеть была примерно на том же месте в Татарской слободе, где находится нынешняя Историческая мечеть, ставшая первой в Москве, дожившей до нашего времени. Разрешение на её строительство было получено в 1823 году, затем она неоднократно перестраивалась и реставрировалась.

До 1904 года мечеть была Соборной, а термин "Историческая" появился уже в постсоветское время, в последнее десятилетие прошлого века.

В советское время здание мечети постигла участь всех культовых сооружений Вот, что об этом говорится на сайте мечети: " В 1937 году мечеть была закрыта. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 году были снесены минареты.В ноябре 1990 года было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман. Однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании мечети с начала 1980-х годов, процесс передачи был отложен. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года."

Большую помощь в реставрации мечети приняло посольство Саудовской Аравии. Об этом свидетельствует мемориальная доска, расположенная на противоположной от входа стене.

Санкт-Петербургская соборная мечеть (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Санкт-Петербургская соборная мечеть - одна из самых крупных в Европе и самая северная в мире. Расположена она на Петроградской стороне, вблизи Троицкой площади, практически сразу за особняком Матильды Кшесинской.

Район рядом с мечетью местные жители называют Татаркой или Татарстаном, так что не удивляйтесь, если услышите такой местный топоним.

До 5000 верующих одновременно могут возносить молитвы Аллаху. Как заведено во всех традиционных исламских храмах, на первом этаже - зал для молитв мужчин, на втором - для женщин. Мечеть выполняет и просветительскую функцию - на третьем этаже находятся классы воскресной школы, где преподают уроки арабского и татарского языков, и обязательно - основы Ислама. Купол храма синеет бирюзой даже в пасмурный день, внося яркие краски в такой спокойный петербургский пейзаж, и почти идентичен знаменитой самаркандской мечети Гур-Эмир.

Внутреннее убранство полностью соответствует традициями и требованиями ислама - стены украшены орнаментальной росписью, в которой нет ни одного изображения животных.

Открылась мечеть в 1913 г., но еще около 7 лет после продолжались работы по внутренней отделке. Полноценно здесь стали регулярно проводить службы с 1920 г. При советской власти в 1940 г. храм закрыли, как и большинство религиозных сооружений в то время, в здании устроили склад и только в 1956 г. мечеть была возвращена мусульманам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Петроградский р-н, Кронверкский пр., 7.