Соборование как происходит. Таинство обряда соборования в православной церкви

Наверное, ни одно из семи церковных таинств не окружено таким количеством мифов и суеверий как Елеосвящение, или, как его чаще называют, так сказать, в мирском варианте - Соборование.

У многих людей, далеких от Церкви, уже само это название вызывает дрожание в конечностях: как же - иначе как предсмертные приготовления это таинство не воспринимается!

Сам «термин» Елеосвящение имеет греческую основу и состоит их двух слов: elaioa, что означает «масло», и eleos - милость, что можно «перевести» более пространно: когда священнослужитель с молитвой помазывает больного освященным маслом , тот осеняется Божьей благодатью, способной исцелять немощи - как душевные, так и телесные.

Название же «соборование» произошло от слова «собор» - не в значении «храм», а в смысле «собрание», подразумевая под этим, что в идеале данное таинство совершает собор из семи священников. Но далеко не каждый храм располагает таким клиром, посему вполне допустимо проведение соборования и одним батюшкой.

О сути таинства

В таинствах все действия не разделяются на главные и второстепенные. Несведущие люди считают, что в Соборовании основное - «помазаться» маслом. Это в корне неверно. Сам по себе этот продукт, участвующий в ритуале, ни малейшей магической силой не обладает.

Когда у человека в принципе нет веры, когда в ходе совершающегося действа его мысли где-то витают и далеки от молитвенного настроя, то для него Таинство Елеосвящения теряет всякий смысл.

Соборование, как, впрочем, и каждое из иных церковных таинств, требует наличия страха Божия и веры.

Что дает человеку церковное соборование?

На этом моменте стоит остановиться подробнее. Жизнь каждого наполнена огромным количеством грехов, а человек в силу своей общей греховной сущности даже порой не осознает их как таковые, попросту не придает им значения.

Но это совсем даже не мешает им оставаться грехами, постепенно отягощая душу. Вот говорит кто-нибудь: на душе что-то тяжело, но, возможно, совершенно не осознаёт, отчего это происходит… А бывает, совершен грех - и забыт. Заметьте: не утаен сознательно, а забыт и именно поэтому не раскаян на исповеди. Именно от таких вот грехов и очищает Елеосвящение.

Если же говорить о, так сказать, физическом выздоровлении, то можно сослаться на фразу апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Совсем нередко после совершения Соборования случаются поистине чудеса исцелений. Но это не значит, что данное таинство следует расценивать как процедуру с магическим «акцентом», дающую стопроцентное и немедленное исцеление от всяческих недугов. А ведь некоторыми пришедшими собороваться духовный аспект даже не берется во внимание.

Другая крайность - это когда люди имеют весьма странные соображения относительно описываемого таинства, в частности, что производится оно лишь над тяжелобольными, буквально умирающими людьми. Это неправославное понимание, точнее непонимание, действа, воспринимаемого как «последнее помазание». Вспомним опять евангельские свидетельства: ведь апостолы Христовы помазывали елеем именно ради исцеления.

И уж совершенно нечего бояться Соборования и самим больным людям - оно никоим образом не ускорит кончину, а, не исключено, что поможет выздороветь или хотя бы продлит жизнь, чтобы мирно и по-христиански перейти в мир иной - с непременными исповедью и причащением.

Символика Елеосвящения

Можно принести оливковое или подсолнечное масло.

Растительное масло, на церковном языке называемое елеем, в богослужениях применяется с библейских времен, символизируя Святой Дух. Это может быть оливковое или, за неимением оного, подсолнечное.

Свет, милосердие Божие и врачевание символизирует елей и в современной христианской Церкви. Из Евангелия известно о множестве чудесных исцелений, совершенных Иисусом Христом.

Знаем мы и о том, что даром врачевания Он наделил своих апостолов, которые, проповедуя Христово учение, «многих больных мазали маслом и исцеляли», что свидетельствует об установлении данного таинства СамимСпасителем мира.

Многие совершаемые в процессе действия уходят корнями в те древние евангельские времена и потому наполнены особым символизмом.

Так, перед началом Соборования елей соединяют с красным вином, как в Христовой притче о добром самаритянине. Тот, наткнувшись по дороге на израненного лиходеями путника, обработал раны страдальца, возливая на них вино и елей.

Около сосуда, наполненного маслом, зажигают семь свеч, что знаменует благотворные действия, производимые над нами дарами Святого Духа, - а их тоже семь.

Поставленный в пшеницу елей - тоже глубокий символ, говорящий больному о такой истине: после кончины его ждет неизбежное воскрешение в обновленной и нетленной телесной оболочке, как в природе из посеянного пшеничного зернышка прорастает новый стебель.

Когда священник освящает масло крестным знамением, это показывает, что все действо совершается силой Иисуса Христа, распятого на Животворящем Древе.

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви маслом.

Пришедших на таинство священнослужители помазывают елеем, также изображая крестик на лбу, с обеих сторон носа, на губах, щеках, груди, ладонях и их тыльном «обороте», как бы передавая им благодать Духа Святого.

Сие действие - символ очищения мыслей, а также пяти человеческих органов чувств, сердец и творений наших рук, т.е. всех тех «источников», способных помочь нам совершить грех.

Завершающий ритуал - возложение Святого Евангелия на головы молящихся - тоже очень важный символ. Читается особая заключительная молитва. А символизирует это действие то, что болящих посетил Сам Спаситель - посредством Его Святого Евангелия, которое повествует о том, как Иисус Христос исцелял всех приходящих к Нему.

Как проходит и как себя вести

В назначенный день посередине храма устанавливают стол, где помещают крест, Святое Евангелие и блюдо с зернами злаков, куда ставят сосуд, где будет освящаться елей с вином. Рядом водружают семь кисточек, которыми будет проводиться помазание, и размещают зажженные свечи в количестве семи. Их будут гасить по очереди по мере прочтения очередного Евангельского отрывка об исцелениях, совершенных Спасителем, а также фрагментов посланий Христовых апостолов.

Те, кто желает пособороваться, должны на свечном ящике/церковной лавке записать в список для священнической молитвы свои имена, купить свечи. Это тоже символ, свидетельствующий, что Сын Божий является светом наших жизней. Держа их в руках, соборующиеся становятся по периметру храма.

Молитвословие начинает возглас «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков», при этом перечисляются имена соборующихся. В елей священник добавляет вино с молитвой о его освящении ради «исцеления и очищения плоти и духа» помазывающихся прихожан.

В ходе всего действа звучат молитвенные обращения ко Творцу и святым, отмеченным даром целительства. После каждого евангельского отрывка с перечислением имен присутствующих молитвенно призываются Пречистая Матерь Божия, Крест Животворящий, Иоанн Предтеча, апостолы и все святые, и священники обходят всех присутствующих, помазывая их освященным маслом, с молитвой «Помазывается раб Божий (раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа во исцеление души и тела».

Елеосвящение длится более часа.

При этом помазываемый произносит «Аминь!», в переводе означающее «Истинно!», выражая этим свою веру в действенность совершаемого таинства. Во время священнического обхода люди поют общую молитву: «Услыши нас, Боже, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый».

Соборование длится довольно долго, может, даже пару часов. Это зависит от количества пришедших прихожан и числа занятых священнослужителей.

Когда иерей (или иереи) возвращается на свое место, вновь звучат молитвы, специальные песнопения и следующие евангельско-апостольские отрывки. Все это повторяется семикратно.

Когда происходит

В некоторых церквях запись на Елеосвящение ведется за несколько дней до него, но ничего страшного, если вы решились собороваться именно в этот день. Поэтому в церковь к совершению таинства лучше не только не опаздывать, а прийти пораньше - внести себя в список, купить свечу, поклониться иконам, настроить себя на молитвенный лад.

В храме недопустимы громкие разговоры, смех, хождения без особой надобности.

Какую одежду надеть?

Следует выбрать одежду так. чтобы был открыт лоб и шея.

Учитывая места, которые помазываются елеем, надо выбрать соответствующую одежду. Она должна быть максимально удобной. Будут явно неуместны свитер или водолазка, закрывающие верхнюю часть груди. Но так же неуместно и глубокое декольте в женском платье - вы идете в храм.

Лучше всего, если это будет блузка или кофточка, которую несложно расстегнуть на груди. Поскольку помазывается и тыльная сторона ладоней, не надо, чтобы этому мешала, скажем, свисающая с рукавов бахрома или другие висюльки.

Платок, косынку или шарф надо завязать так, чтобы они тоже не мешали проведению ритуала, максимально открыв лоб.

Украшения в виде колец, браслетов и цепочек рекомендуется не надевать: мало того, что они будут просто мешать, так еще и обильно смажутся маслом.

Во избежание появления на одежде пятен от масла его можно втирать в кожу или промокать бумажными салфетками.

В храме и дома

Можно вызвать батюшку на дом к больному или в больницу.

Елеосвящение можно совершать над одним человеком, который болен, у него на квартире или, если он там находится, - в больнице, а можно, как уже понятно из изложенного выше, в церкви - над всеми, кто пожелает и сможет дойти сюда.

Соборование в православной церкви обычно совершается со второй недели Великого поста до Страстной седмицы. Во время же поста Рождественского это практикуется реже.

У каждого храма свои расписания и обычаи, это может быть проведено и один раз за великопостный период, и два - в начале и ближе к концу. В многолюдных приходах есть необходимость проводить таинство буквально каждую неделю. Иных «великопостных особенностей» относительно таинства не наблюдается.

Перед совершением Соборования специальный пост не установлен. Но поскольку его обычно проводят в Великий пост, то, естественно, соблюдать его обязан любой православный.

Что касается Елеосвящения на дому или в больнице, то если уж священник приглашен для этого, соборовать можно всех желающих и присутствующих. Как-то особо готовиться для этого не нужно. Главное, чтобы при этом люди понимали свои грехи и покаялись в них.

Однако опять же, у каждого храма свои правила. Поэтому не будет лишним уточнить у конкретного священника, на что следует настраиваться, оговорить все детали при первичном обращении.

Готовясь к совершению данного таинства на дому, в комнате больного перед иконами надо поставить покрытый скатертью стол, стул, вскипятить чайник воды, подготовить растительное масло. На столе помещают блюдо с пшеничным зерном. Если пшеницы нет, вполне подойдут другие злаковые: просо, рис, рожь и т.д.

Священник начинает обряд каждением вокруг стола, помещения, всех присутствующих. А дальше все идет по уставу.

Может случиться, что Соборование в силу состояния больного необходимо соединить с его исповедью и причащением. В этом случае порядок изменится:

  • сначала исповедь,
  • за ней - Елеосвящение,
  • и все завершается причастием.

Жизнь полна различных ситуаций, и если существует угроза скорой смерти, то чтобы человек не мог лишиться последнего причастия, сразу же за исповедью совершают его сокращенный чин, а уже после, если болящий находится в сознании, проводят Елеосвящение.

Стоит знать о том, что таинство считается уже совершённым, если иерей, освятив елей, успеет прочитать над больным необходимую молитву с помазанием указанных частей тела хотя бы один раз.

Кому можно, кому нет

Дети до 7 лет в Таинстве участвовать не могут.

С какого возраста можно приходить на Елеосвящение? В церкви такое возрастное определение: младенец - это человечек от настоящего младенчества и до семи лет.

Над младенцами Соборование не совершается, ведь врачевание напрямую связано с очищением души соборуемого от грехов, как уже говорилось, забытых или неосознанных. А какие подобные грехи у детей такого возраста?

Для младенца самым целительнейшим средством будет являться причащение - как можно более частое.

Елеосвящение не производится над больными, если они находятся без сознания, а также над психическими больными с проявлениями буйства.

Не проводится и заочный обряд - присутствовать и участвовать необходимо лично.

В период одной и той же длительной болезни недугующего соборуют лишь однажды.

Не могут приступать к Соборованию приговоренные к смертной казни, иноверцы, нераскаявшиеся грешники, оскорбители веры.

По правилам, совершать данное таинство нельзя над уже умершими.

Соборование не является обрядом, это церковное таинство, и Церковь посредством елеосвящения и усиленной молитвы взывает ко Всевышнему о даровании болящим выздоровления. При этом необходимо понимать, что данное действо - вовсе не напутствие с предсмертным контекстом. С другой же стороны, совершенно здоровый человек в таком таинстве не нуждается. Ему следует очищаться от грехов через исповедь, раскаяние и причастие.

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.

Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо.

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Церковь уже не играет в жизни современных людей настолько значимую роль, как это было еще во времена наших дедов и прадедов. И все же даже мы, дети нового времени и члены современного общества, несмотря на всю свою ежедневную занятость и типичный скепсис в отношении к духовному, знаем, что то место – твердыня стабильных, вечных ценностей. Причем место в данном случае – понятие не столь географическое, сколь символическое, а потому может присутствовать как на карте города, так и в душе. А в душе практически каждый из нас все равно понимает, насколько важны церковные традиции. И отдает себе отчет в том, что их возникновение и сохранение не просто не случайно, но несет в себе глубокий, истинный смысл. И пусть большинство затрудняется объяснить, в чем заключаются церковные таинства и вряд ли помнит их наизусть, но о существовании таких ритуалов как Причащение, Исповедь и Соборование слышали все. Даже те, кто ни разу не принимал церковных таинств, признают их важность для людей верующих. А верующий – все равно что знающий, и это уже повод с уважением и вниманием отнестись к таинствам церкви.

Существует много таинств в церкви, но только семь из них именуются Великими. И даже среди них не все известны широкому кругу людей. Например, Венчание и Крещение находятся на слуху, и многие из вас или ваших знакомых наверняка принимали их сами. Что касается Соборования, то это таинство тоже относится к списку Великих Таинств. Но оно менее известно в силу своего содержания и особенностей проведения. Тем не менее, Соборование до сих пор проводится и в церкви, и на дому, и продолжает помогать многим верующим людям вернуть силу, желание жить и славить Господа. И даже в том случае, если вы слышите о нем впервые, в каком бы возрасте это ни происходило, если ваша душа потянулась в церковь и попросила о таинстве – это знак. Знак не отказывать ей, а посвятить время и силу узнаванию, изучению и подготовке к таинству. Потому что именно для души оно и совершается, и, возможно, именно Соборование – больше, чем некоторые другие таинства. А для того, чтобы вам легче было подготовить себя к Соборованию внутренне и внешне, прочтите наши советы. Прочтите спокойно и вдумчиво, лучше всего в тишине и одиночестве. Пусть каждая деталь ритуала отзовется в вас и вы поймете, что ни одна из них не случайна, каждая имеет свой глубокий смысл и выполняет определенную роль – как в подготовке, так и в проведении Соборования.

Что такое таинство Соборования
Соборование, или иначе - Елеосвящение, - это одно из семи Великих, то есть важнейших таинств православной церкви. Основал его еще сам Иисус, который сам исцелял страждущих людей и учил этому своих апостолов. Иаков сказал об этом в своем Послании (Иак. 5, 14-15): «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Проанализировав этот фрагмент Евангелия, мы уже получим часть ответов на свои вопросы о Соборовании. Действительно, это таинство совершается над тем, кто болен. Но болезнь подразумевается не только (и не столько телесная), сколько душевная и духовная. Вот почему неверно считать (а такое мнение бытует в народе), что Соборование совершается исключительно перед смертью. Как раз наоборот: Соборование нужно людям живым и стремящимся жить, но жить не как попало, а в мире и гармонии с собой, честно и в согласии с окружающими. И если вы почувствовали, что этот хрупкий баланс нарушен по вашей же вине – это уже повод обратиться к духовнику. Но в любом случае, не помешает проходить Соборование раз в год – лучше всего во время Великого Поста, ведь это время как никакое другое располагает к смирению и покаянию.

Если человек ощущает себя нездоровым, если его мучает уныние и/или гнетут тяжелые мысли – это тоже показание к Соборованию. Согласно Церкви, подобные недуги – это следствие совершенных нами грехов, и только с помощью Соборования можно излечиться от них. Причем не только тех грехов, которые мы помним и которые давят на нашу совесть, но и те, о которых мы могли вовсе позабыть по причине их кажущейся незначительности. На этот счет даже существует древняя притча о юноше, который просил отпустить ему лишь большие грехи, умолчав о мелких прегрешениях. Тогда духовник велел молодому человеку отправиться на пустырь с пустым мешком и набрать в него камней, но только самых маленьких, не трогая крупные валуны. Юноше следовало наполнить мешок мелкими камешками до краев, и когда он выполнил задание, то попросту не смог сдвинуть отяжелевший баул с места, придя к наставнику с пустыми руками. Тот пояснил несмышленышу, что не только крупные, но и мелкие камни, то есть грехи, имеют большой вес, если накапливаются в большом количестве. Так вот, Соборование призвано отпустить прихожанину все грехи, большие и малые, изгнать всех демонов, терзающих его душу и плоть. После этого страждущий обязательно почувствует облегчение, успокоение и умиротворение.

По правилам, Соборование проводят вместе семь (это число вообще обладает в православной традиции особенной силой) или хотя бы несколько священников. Отсюда и название таинства, ведь получается своеобразный Собор, когда священнослужители собираются вместе для совершения обряда. Сила их молитвы тоже объединяется и помогает страждущему быстрее излечиться. Более того, среди них незримо присутствует сам Христос, своей рукой и волей помогая совершаться таинству. Но современная церковь идет навстречу своим прихожанам и понимает, что в сегодняшних условиях соблюдение этого правила возможно далеко не всегда, особенно, если соборование происходит на дому у заболевшего человека. В этом случае Соборование может совершить и один опытный священник, но он все равно прочтет ровно семь определенных фрагментов текста Евангелия и Апостола. А затем совершит очень важное для этого Великого таинства действие: помажет прихожанина елеем, то есть церковным маслом, смешанным с освященным вином. Молитвословия, произносимые во время Соборования о постели больного, повествуют о милосердии и сострадании, о вере в Господа и его страданиях, о покаянии и последующем исцелении. И помазание тоже происходит семь раз – после каждого фрагмента молитвы.

Соборование может проводиться и на дому (со специального разрешения архиерея), если у прихожанина недостаточно слабеющих сил, чтобы самому прийти в церковь. Но часто происходит оно и в храме, хотя, в отличие от Крещения или Венчания, и не требует определенных внешних условий, оборудования и/или обстоятельств. Детям младше семи лет собороваться ни к чему, церковь не проводит над ними это таинство, потому что Господь и так прощает им все детские прегрешения. Начиная с 8 лет, по желанию родителей, чадо может собороваться, если будет благословлено на это духовным лицом. Но в большинстве случаев Соборование проводится над лицами с 16, а то и 18 лет. В этом возрасте человек уже в состоянии осознавать свои грехи, испытывать муки совести и желание покаяться, а также связанные с этим недуги, излечить которые призвано Соборование. И все же, несмотря на столько благосклонностей, сопутствующих этому Великому таинству, Соборование имеет свои строгие правила и требования, без соблюдения которых оно не может быть проведено. И немалую часть их занимает даже не сам процесс Соборования, проведение которого лежит уже на священнике, а подготовка к проведению таинства, которую должен пройти сам прихожанин.

Подготовка к Соборованию и проведение Соборования
Так уж повелось, что большинство наших соотечественников обращаются к таинству Соборования в период Великого поста. Возможно, некоторые просто не знают, что Соборование можно пройти и в любое другое время – тогда, когда вы почувствуете в этом потребность. Но ежегодное совершение Великого таинства, во время Поста или в другое время, можно считать своеобразной «профилактикой» души, защищающей ее и дающей силы для праведной жизни. Например, общее (то есть коллективное для многих прихожан) Соборование вы можете принять в своем храме на Крестопоклонной седмице, вечера накануне Великого Четверга и Великой Субботы во время Страстной недели тоже традиционно считаются временем для Соборования. И не забывайте, что Соборование крайне редко проводится заочно (только в исключительных случаях: посмертно, над больными в бессознательном состоянии, буйными и т.п.), поэтому присутствовать при таинстве вы должны лично. А отправляясь в церковь, воспользуйтесь такими подсказками:

  1. Исповедь обычно предшествует Соборованию. Покаявшись, то есть, очистив свою душу искренним покаянием, человек оказывается лучше подготовлен к принятию Соборования. И, хотя никакого специального приготовления к Соборованию вообще-то не требуется, но предварительная исповедь будет не только полезной, но и вполне логичной в этом случае. На Исповеди будут отпущены грехи, в которых вы покаялись сами, а Соборование очистит вас о ненароком забытых прегрешениях. Но не думайте, что формальное перечисление грехов справится с задачей. К Исповеди нужно приходить в особом состоянии души, верить и надеяться на отпущение грехов, уповать на милость Господа, но ни в коем случае не допускать в сердце гордыню.
  2. Соборование , происходящее в храме, - это тоже своеобразное испытание на чистоту помыслов. Находясь среди других прихожан, вы должны ощущать собственное смирение и то, что вы – лишь часть большого мира. С тим внутренним настроем вы пройдете все три части Соборования. Сначала услышите пение молебнов – в нем вы может узнать знакомые молитвы, и это не удивительно: ведь звучит немного сокращенный вариант утрени, которая поется в дни покаяния и Поста. Это и начальные утренние молитвы, и 142-ой псалм, и ектенья. Но вместо «Бог Господь» во время Соборования поется «Аллилуйя». Обязательно поются покаянные тропари, 50-й псалом и Канон «Моря чермную пучину». Только после этого священник испрашивает у Господа исцеления для больного (страждущих прихожан).
    Елей, то есть масло для Соборования, приготовляется и освящается после чтения этих молебнов и является переходом ко второму этапу Таинства. А затем происходит его суть: произносится Евангелие и Апостол, читается молитва о больном, которого крестообразно помазывают освященным елеем. Помазание происходит в строго определенных местах на теле: это чело (лоб), ноздри, ланита (щеки), уста, перси (грудь) и обе руки. Во время помазания звучит обращение к Богу Отцу, Богородице и другим святым с просьбой об исцелении. В этом и заключается ритуал и порядок проведения Соборования, и эта последовательность действий совершается, как уже было сказано выше, ровно семь раз. Следствием становятся два божественных Дара, посылаемых людям свыше. Первый Дар – телесное и духовное исцеление, второй Дар – отпущение грехов.
  3. Елей и пшеница являются материальными атрибутами проведения таинства Соборования. Кроме них, используются крест и, конечно Евангелие. Эти предметы, в том числе большое блюдо с пшеницей располагаются посреди застеленного стола, присутствующего в помещении, где происходит Соборование. Разумеется, как и любые ритуальные предметы, все эти компоненты Таинства не случайны. В частности, пшеница символизирует новую жизнь, которая наступит после выздоровления и/или всеобщего воскресения в будущем. Евангелие и Крест – это символы самого Иисуса. А масло, смешанное с вином, наливается в сосуд подобно тому, как это происходило в притче о самарянине (см. Лк 10, 34). Таким образом, каждый элемент Соборования играет свою важную роль для процесса Таинства и его эффективности в исцелении больных.
    Сами больные, проходящие Соборование, и их родственники, которые могут и даже должны присутствовать при таинстве для усиления молитвы, нередко не знают, что делать с этими реликвиями после совершения таинства. Служители церкви говорят, что мало можно использовать дома для благословения детей и близких, смазывать им больные места и с благоговением хранить как святыню. Что касается зерен пшениц, то относительно их нет специальных указаний в Святом писании, поэтому не запрещается использовать их на свое усмотрение: хранить дома, прорастить или даже истолочь и использовать в пищу. Главное, чтобы отношение и к пшенице, и к елею было соответствующим: уважительным и благоговейным, а масло наносилось на тело крестообразно и с молитвой.
  4. Причащение Святых Христовых Таинств происходит на ближайшей Литургии после Соборования в храме. Никто не может обязать вас посетить его, но все же лучше не упускать такой возможности, ведь это поможет достойно пройти таинство Соборования, правильно завершить его и размыслить о своей жизни, о своих грехах и себе самом. Тем более, что исцеление тела и души происходит именно через Господню благодать и Дары Святого Духа, не случайно освящается елей для Соборования. Приближаясь к Чаше во время Причащения, не спешите и не стремитесь обойти и/или обогнать окружающих. Вместо этого продолжайте мысленно молиться, каяться и благодарить Господа. Затем примите Тело и Кровь Христа, как это предписано таинством Причащения (Евхаристии). И знайте, что в отельных случаях Причащение можно пройти не после, а до Соборования – если на то есть особые жизненные обстоятельства и разрешение духовного лица.
  5. Елеосвящение и Миропомазание не следует путать между собой. Действительно, во время обоих этих таинств происходит помазание освященным елеем. Но во время Соборования помазание исцеляет больного, тогда как таинство Миропомазания происходит после Крещения и/или принятия в Православие представителя другой конфессии. Миропомазание может совершаться и отдельно, символизирую новое рождение после Крещения. Кроме того, помазание священным елеем происходит и во время Всенощной, но оно является лишь частью богослужения не может считаться Таинством.
  6. Запрет собороваться налагается на женщин во время менструации – они не допускаются ни к этому, ни к любому другому Таинству. В остальном Соборование проводится тогда, когда оно необходимо и только частные случаи могут быть противопоказанием к нему. Хотя в целом – это одно из самых доступных и допустимых Таинств церкви. Впрочем, принимать его чаще раза в год необходимости нет, особенно, если другие Таинства вы принимаете регулярно и посещаете храм. Но не забывайте, что Соборование не влияет на законы физики и химии, не может кардинально изменить биохимию человеческого тела. С одной стороны, это значит, что за Соборованием следует обращаться лишь в случае действительно серьезного и тяжелого недуга (то есть, насморк или больной зуб к ним не относится, а вот длительная депрессия - вполне). С другой стороны, это говорит о том, что Соборование не может заменить медицинского осмотра и врачебной помощи тогда, когда она необходима для спасения жизни и здоровья человека на физиологическом уровне.
Соборование – одно из Великих Таинств, которое помогает в борьбе с физическими и душевными недугами тем, кто искренне раскаивается в своих грехах и верит в силу Божественного исцеления. Такому человеку прощаются даже забытые грехи – но именно забытые невольно, а не сознательно утаенные от исповеди! Зато по-настоящему раскаявшегося грешника Господь милует вплоть до седьмого колена, а значит, готовясь и проходя Великое Таинство, мы помогаем не только себе, но нашим близким, лечим и очищаем свой род, даже тех его членов, кто еще не родился на свет. Не давайте своей душе накапливать грехи, даже мелкие (на ваш взгляд), чтобы не засорять ее, не заставлять ее слабеть и болеть. Регулярно обращайтесь к Соборованию и другим Великим Таинствам, анализируйте свою жизнь и поступки, молитесь о прощении и уповайте на милость Господа. Это даст нам надежду на спасение души и благопристойную, благополучную жизнь. Бог вам в помощь!

@daniilburov

У православной и католической церкви есть похожие таинства, важные для любого верующего человека. Одно из них - соборование, или елеосвящение. Этот древний обряд, пришедший еще с евангельских времен, сегодня претерпел сильные изменения, но его смысл остался прежним.

Что это такое и для чего нужно?

Таинство в православии связано с маслопомазанием, т. к. елей - особое вещество, которое для лечения больных людей когда-то применяли Иисус Христос и его апостолы. Осуществляться елеосвящение может как в храме, так и на дому, если человек не в состоянии придти в церковь. Основной целью соборования является избавление от духовных и телесных недугов, для чего приглашают духовного отца. Во время обряда священник отпускает верующему грехи, о которых он забыл, совершил неосознанно, скрыл по какой-либо причине или не успел исповедоваться в храме.

Таинство нередко совершается «собором», т. е. несколькими священнослужителями и осуществляется в любое время года. Но в большинстве случаев, чтобы осуществить обряд, люди дожидаются Великого Поста. В данный период выделяется несколько дней, чтобы успеть принять всех желающих. В 2019 году пост продлится с 11 марта по 27 апреля.

Кто же может собороваться?

До соборования допускаются:

  • люди с тяжелыми болезнями;
  • дети от 7 лет;
  • больные, страдающие психическими нарушениями (депрессия, отчаяние, скорбь);
  • люди, находящиеся при смерти.

В каких случаях надо соборовать человека?

Многие ошибочно думают, что осуществлять таинство следует только, когда человек готовится уйти в мир иной. Это далеко не так. Соборование не является отпущением грехов перед смертью, а тем более не имеет ничего общего с отпеванием. Прежде всего таинство необходимо больным людям, но если обряд проводится на дому, то помазывают елеем всех членов семьи с целью благословить их. Елеосвящение доступно любому христианину начиная с 7-летнего возраста. Осуществить таинство может каждый человек, но не чаще 1 раза в год в Великий или Рождественский пост.

Кто не допускается к елеосвящению?

Нельзя соборовать уже умерших людей и тех, кто находится в бессознательном состоянии, поскольку обряд совершается только с добровольного осознанного согласия человека. Не разрешается проводить обряд буйным психическим больным, женщинам в период менструации, а также детям до 7 лет, в отличие от таинства крещения, которое может совершаться в любом возрасте. Более младших соборуют, но в редких случаях, если ребенок тяжело болен.

Как подготовиться к соборованию?

Особых приготовлений не нужно, желательно только, чтобы человек исповедовался и причастился, признавшись в тех проступках, которые он помнит. Важно наличие веры и искреннее раскаяние в совершенном грехе, обряд в этом случае окажет должное воздействие. Поэтому прежде всего необходимо морально подготовиться к таинству и уже затем заручиться благословением батюшки. Поститься перед соборованием необязательно, если только оно не осуществляется в Великий Пост.

Необходимо заранее написать свое имя и принести в церковь кагор, пшеницу и масло. Нужно правильно подобрать одежду, которая должна быть на пуговицах или другой застежке, чтобы священник мог нанести елей. Понадобится и небольшой платочек для удаления остатков масла. После исповеди непременно нужно причаститься.

Как происходит обряд?

Обряд может производиться как в храме, так и в другом месте.

В православной церкви

Традиционно соборование в церкви проходит с участием 7 священнослужителей. Такое число обусловлено количеством молитв и текстов из Евангелия и Апостола. Связано это и с тем, что каждый пришедший человек 7 раз помазывается елеем. В некоторых случаях допускается проведение ритуала 1 священником. Условно таинство делится на 3 части:

  • молебное песнопение;
  • освящение елея;
  • помазание.

Перед началом соборования прихожане зажигают свечи, затем идут чтение молитв и песнопения. В молитвах упоминаются имена всех людей, пришедших на елепомазание, которое начинается со слов: «Благословен Бог наш…» Во 2 части происходит освещение елея, для чего в одном сосуде смешиваются оливковое масло и вино, символизирующее кровь Иисуса, которая была пролита ради спасения всех людей на земле. Затем зажигается 7 свечей и произносится молитва.

В заключительной части таинства священник помазывает соборующихся. Одновременно читают священные писания, краткую ектению и молитву об исцелении верующих и их прощении. Повторяется эта часть 7 раз, но отрывки из Апостолов и Евангелия при этом читаются разные. Затем соборующиеся становятся вокруг священников, которые произносят молитву и поочередно на каждого прихожанина кладут раскрытое Евангелие. После этого все целуют священное писание, идут ектения и поклоны прошедших через таинство.

На дому

Если человек не может придти в храм, то елеосвящение проходит на дому, в комнате, где висят иконы Иисуса Христа и Богородицы. Обряд почти ничем не отличается от проведения его в церкви. При таинстве присутствуют близкие родственники, которых священник также помазывает елеем. Перед началом необходимо приготовить:

  • столик, чистую скатерть;
  • пшеничные или другие зерна, лежащие на блюдечке, что будет символизировать оздоровление духа и тела);
  • 7 свечек;
  • посуду для елея;
  • красное вино;
  • оливковое масло:
  • 7 палочек, обернутых ваткой.

Стоимость таинства

Вопрос о стоимости проведения таинства не совсем корректен. У каждого человека свои возможности, из чего и стоит исходить при оплате соборования. Об этом можно спросить самого батюшку, который сориентирует в цене или проведет обряд бесплатно во имя Господне, в зависимости от того, как устроен быт человека.

Священникам нередко приходится бывать как в богатых семьях, так и в бараках, где живут люди с небольшим достатком. Если в семье много детей или инвалид, нуждающийся в постоянном уходе, то батюшка всегда войдет в положение и не возьмет денег. В качестве оплаты допускается вместо денег преподнести немного риса и бутылку оливкового масла.

Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей.

Елееосвящение — великое Таинство


Соборование в 2018 году. Расписание можно посмотреть в том, храме, который вы посещаете. Во многих храмах обряд проводится в воскресенье. Прежде, чем отправиться в храм, вы должны подготовиться. Что нужно взять с собой? Прежде всего, свечи, немного масла, салфетку или небольшое полотенце, можно взять священный кагор, как пожертвование.

Одеться нужно так, чтобы священник смог без препятствий наложить крест елеем на определенные участки тела.

Нужно ли поститься? Так как обряд проводится в дни Великого поста, то многие верующие соблюдают пост. Если по каким-то причинам пост не соблюдается, необходимо соблюдать ограничения в пище.

Как проходит Таинство? Священнослужитель прочитает по семь стихов из Евангелия и посланий Апостолов. После каждого прочтения последует крестообразное помазание лба, щек, рук и груди соборующегося священным елеем. После прочтения 7-го стиха священнослужитель возложит на голову человека раскрытое Евангелие и помолится о прощении его грехов.

Как пройти обряд в храме:

  • Сначала надо подготовиться душой, чтобы правильно принять это Таинство.
  • Внимательно слушать богослужение.
  • В начале чинопоследования читаются молитвы и канон.
  • Затем - отрывки из Нового Завета.
  • имена всех присутствующих.
  • Затем проводится освящение елея и помазание с произнесением особой молитвы.
  • По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие, читает молитву.
  • Далее на смену приходит другой священник, и все повторяется снова.

Исторические сведения

В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.

О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.

Цель Таинства...


Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник.

Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего?

На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью.

Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться. Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться.

Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей.

До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься.

Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование – это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей.

Проходить ли Соборование здоровому человеку?


Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться (если до этого не исповедались) и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом.

Соборование – одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные.

Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия.

Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо. Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований.

Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года.

Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно.

Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие.

Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как:

  • убийство, в том числе аборты,
  • блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации,
  • обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам,
  • вызывание духов и других тяжких грехах.

В этом случае обязательно надо исповедоваться и покаяться. Это делается для того, чтобы потом их никогда не совершать.

Многие женщины опасаются прийти в церковь, если у них месячные. На этот счет тоже нет однозначного ответа. Если церковь всего одна или для этого обряда отведен только один день, то можно, но «все мысли должны быть обращены только к Богу и Его милосердию».

Соборование — это не медицинская процедура


Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается. Поэтому, не спешите в церковь с кем-то за компанию. Сначала надо подготовиться.

Как готовиться к этому обряду? Необходимо посещать церковь, причащаться, исповедоваться, а не спешить поскорее снять грехи, тем более, что снимаются только забытые грехи. И, конечно не ждать исцеления от заболеваний.

Этот обряд должен быть не просто случайным заходом в церковь, а духовной потребностью бывать в ней.

Зачем нужно собороваться? В христианстве душевное страдание также признается болезнью, например, уныние от смерти близких людей, сильного горя, поэтому многим надо пособороваться, чтобы приобрести душевное равновесие. Все верующие отмечают, что служба производит на них благодатное действие.

Ответы на волнующие вопросы

Можно ли проходить обряд беременным женщинам? Можно!

Некоторые люди специально приносят масло для освящения. Их интересует вопрос: что делать с маслом после Соборования? Важно помнить, что масло нельзя раздавать другим людям, как, например, святую воду. Этот елей принадлежит только вам. Можно смазывать больные места, добавлять в пищу.

Что делать после соборования? Если вы не причастились, то надо причаститься. Можно взять с собой злаки и священный елей, а дома понемногу добавлять в пищу. Елеем крестообразно помазываются больные места. Часто спрашивают, а можно помазать интимные места. Бог создал человека таким, каким он есть. Можно лечить все больные места.

Если у вас остался елей и злаки с прошлого года, то их надо сжечь, потом закопать пепел под деревом. Можно отнести в храм, где все это сжигают.

Можно ли мыться после обряда? Церковь не запрещает. К причастию надо прийти чистым духовно и телесно.

Многие думают, что при проведении Соборования снимаются все грехи, которые человек не высказал на исповеди. Это не так. Человек должен все рассказать на исповеди и раскаяться. Исповедь проводится до Елееосвящения или после.

Уважаемые друзья, я старалась подобрать ответы многих священников. Пост только начался, поэтому у вас есть время посетить храм, пройти Соборование, исповедоваться и причаститься. Это очень важно для очищения души от тяжести грехов.