Советы амвросия оптинского. "Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение"

Архиепископ АВЕРКИЙ
РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА
ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

ТРЕТЬЯ ПАСХА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

7. АПОСТОЛ ПЕТР ИСПОВЕДУЕТ ОТ ЛИЦА ВСЕХ АПОСТОЛОВ ИИСУСА ХРИСТА СЫНОМ БОЖИИМ

(Матф. 16:13-20; Марк. 8:27-30 и Лук. 9:18-21)

Из Вифсаиды Юлии Господь направился со Своими учениками в пределы Кесарии Филипповой. Этот город, называвшийся прежде Панеей и находившийся на северной границе колена Неффалимова, у истоков Иордана, при подошве горы Ливана, был расширен и украшен четвертовластником Филиппом и назван им Кесариею, в честь Римского Кесаря (Тиверия). В отличие от другой Кесарии Палестинской, находившейся на берегу Средиземного моря, эта Кесария называлась Филипповой. Время земной жизни Господа приближалось к концу, а избранные Им проповедники Его учения далеко еще не были подготовлены к своей высокой миссии. Поэтому Господь все чаще стал искать возможности оставаться с ними наедине, чтобы в беседах с ними приучать их к мысли, что Мессия не тот земной царь, который поработит евреям все народы земли, о чем они мечтали, а Царь, царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир, будет распят и воскреснет. Так и во время этого отдаленного путешествия, оставаясь наедине с Апостолами, Господь спросил их, желая вызвать их на такой разговор о Себе: "Кого Мя глаголют человецы быти?" Апостолы ответили, что в народе различные мнения о Нем: при дворе Ирода-Антипы Его считали за воскресшего Иоанна Крестителя, народ же считает Его за одного из великих ветхозаветных пророков: за Илию или Иеремию или кого-либо другого из пророков. В народе было мнение, что пришествие Мессии будет предварено явлением одного из ветхозаветных пророков, и не считая Самого Иисуса Мессией, многие думали, что Он только предтеча Мессии. На вопрос же: "Вы же кого Мя глаголете быти?", от лица всех Апостолов отвечал "всегда пламенный Петр", этот "уста Апостолов", по выражению Св. Златоуста: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго!" Евангелисты Марк и Лука этим только и ограничиваются, добавляя, что Господь запретил им кому-либо говорить о Нем, но св. Матфей добавляет к этому, что Господь похвалил Петра, сказав ему: "Блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех", т.е.: "не думай, что твоя вера есть плод Наблюдений твоего ума, а смотри на твою веру, Как на драгоценный дар Божий". "И Аз же тебе глаголю..." имеет такой смысл: "Ты Мне высказал, и Я тебе выскажу: "Яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" - еще при первой встрече Господь нарекает Симону это имя: "Петр" по-гречески, или "Кифа" по-сиро-халдейски, что значит "камень" (Иоан. 1:42), а теперь как бы свидетельствует, что Симон действительно оправдывает имя, данное ему прежде, что он, по твердости веры, действительно камень. Можно ли понимать эти слова Господа так, как будто Он обещает основать Свою Церковь на личности Петра, как это делают римо-католики, в целях оправдать свое ложное учение о главенстве папы римского, как преемника ап. Петра, над всей христианской Церковью? Конечно, нет! Если бы в этих словах Господа сам Петр изображался, как основание Церкви, тогда было бы сказано: "Ты еси Петр, и на тебе Я созижду Церковь Мою" или хотя бы так: "Ты еси Петр, и на сем Петре Я созижду Церковь Мою", - но сказано совсем иначе, что особенно ясно видно в греческом тексте Евангелия, к которому всегда необходимо обращаться в недоуменных случаях: слово "Петрос" не повторено, хотя и это слово означает "камень", а употреблено другое слово "петра", что значит: "скала". Отсюда ясно, что в этих словах Господа, обращенных к Петру, Господь обещает основать Свою Церковь не на Петре, но на исповедании веры, которое произнес Петр, т.е. на такой великой истине, что "Христос есть Сын Бога Живаго". Так понимали это место св. Иоанн Златоуст и др. великие отцы Церкви, разумея под "камнем" исповедание веры во Иисуса Христа, как Мессии, Сына 274

Божия, или даже просто Самого Иисуса Христа, Который в Священном Писании нередко называется камнем, как напр., в Ис. 28:16, Деян. 4:11, Рим. 9:33, 1 Кор. 10:4. Достопримечательно, что и сам Ап. Петр в своем 1 соб. послании называет камнем отнюдь не себя, а Самого Иисуса Христа, внушая верующим, чтобы они приступали к Господу, как к "Камню Живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному" и сами уподоблялись бы живым камням, созидаясь в дом духовный; здесь Петр очевидно научает верующих идти тем же путем, которым шел он сам, ставший "Петрос" после исповедания им Камня-Христа.

Таким образом, смысл этого замечательного и глубокого изречения Христова таков: "Блажен ты Симон, сын Ионин, потому, что не человеческими средствами узнал ты это, но тебе открыл это Отец Мой небесный". И Я тебе скажу: Я не напрасно нарек тебя Петром: утвердившись на том, что ты исповедал, как на скале, и ты пребудешь воистину камнем, и Церковь Моя устроится непоколебимой, так что никакие враждебные силы ада не смогут одолеть ее". Выражение "врата ада" характерно для восточных обычаев того времени: у ворот города или крепости, всегда особенно сильно укрепленных на случай нападения врагов, собирались начальственные лица для различных совещаний, суда и расправы над виновными и для всяких общественных дел.

Дальнейшее обетование, данное, по-видимому, одному Петру: "И дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех" немного позднее дано всем Апостолам (Матф. 18:18) и состоит в праве всех Апостолов и их преемников - епископов - подвергать ответственности, судить и наказывать согрешающих, вплоть до отлучения от Церкви. Власть разрешать есть власть отпускать грехи, принимать в Церковь через крещение и покаяние. Эту благодать все Апостолы равно получили от Господа по Его воскресении (Иоан. 20:22-23). Господь запретил ученикам говорить о Себе, как о Христе, чтобы не возжигать в народе страстей при его ложных понятиях.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, гл. 9, 18-36.

Завершение Галилейского периода евангельской истории. (стих 51 гл. 9: Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим…). Всего в Ев. от Луки 24 главы.

Арх. Аверкий (Таушев) Время земной жизни Господа приближалось к концу, а избранные Им проповедники Его учения далеко еще не были подготовлены к своей высокой миссии. Поэтому Господь все чаще стал искать возможности оставаться с ними наедине, чтобы в беседах с ними приучать их к мысли, что Мессия не тот земной царь, который поработит евреям все народы земли, о чем они мечтали, а Царь, царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир, будет распят и воскреснет.

От Луки 9 От Матфея 16
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? 19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. 20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. 13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Б.И. Гладков Апостолы, как постоянные спутники Иисуса, видели Его бедность, смирение и даже уничижение; они знали, что в постоянных утомительных путешествиях Ему часто негде бывало и головы преклонить; они понимали поэтому, что Он не тот Мессия, какого ждали и ждут евреи. Словом, если бы они смотрели на Иисуса только как на Человека, то, по человечеству Его (по плоти и крови), не могли бы признать в Нем истинного Мессию, Христа, Сына Бога живого. Однако они признали Его, и признали потому, что в делах Его видели дела Самого Бога. Таким образом, Сам Бог, открывшийся в делах Иисуса, вразумил Апостолов, что Иисус есть действительно Мессия. Потому-то Иисус и сказал Петру: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах .



Свт. Феофилакт (Болгарский) Он объявляет, что тот, кто желает быть учеником Его, должен умереть смертью не славной, но поносной, будет убит как осужденный. Поскольку же многих убивают поносно как разбойников и злодеев, поэтому Он присовокупил: «и следуй за Мною» , то есть упражняйся во всякой добродетели. - «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» , то есть если кто захочет жить по-мирскому, тот умрет душой. Поскольку Он выше сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» , то теперь, желая показать, каких благ удостоятся таковые, говорит: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие», то есть ту славу, в какой имеют быть праведные. Сказал Он это о Своем Преображении. Ибо Преображение было образом будущей небесной славы, и как Иисус в Преображении чудно возблистал как молния, так и тогда праведники просияют подобным же образом (Мф. 13, 43: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их)

Б.И. Гладков Слова Господа - отвергнись себя - смущают многих. Многие думают, что Христос заповедал нам полное отвержение наших личных желаний, наших потребностей, и вменил нам в обязанность заботу только о других, о ближних наших. Некоторые же идут в своем понимании этого изречения еще далее и проповедуют полное отречение от мира и удаление в пустыню; словом, проповедуют отшельничество и аскетизм. Думается, что и то, и другое мнения составляют крайности и не согласуются с мыслью, выраженной Господом в словах - отвергнись себя . Христос никогда не осуждал пользование земными благами как дарами, ниспосылаемыми Богом. Он требовал только, чтобы мы не считали себя хозяевами и полновластными распорядителями этих благ, - чтобы мы блага эти признавали Божиим достоянием, а себя считали бы только управителями, приставленными к этому достоянию, обязанными управлять им согласно с волей Хозяина, Бога, и дать отчет в управлении им, чтобы, управляя Божиим достоянием, мы исполняли бы заповедь Его о любви к ближним, и чтобы благо творили им. Что же касается отшельничества и аскетизма, то надо заметить, что уединение и воздержание бывают иногда крайне необходимы для успешной борьбы с соблазнами, с похотями нашего тела. Итак, следует признать, что, сказав - отвергнись себя , - Господь не заповедал нам ни полного воздержания от пользования теми земными благами, которые могут считаться лишними для поддержания жизни тела, ни тем более отшельничества и аскетизма. Отвергнуться себя - значит отвергнуть свое «я», свою волю, то есть подчинить свою волю воле Божией и поступать во всем не так, как я хочу, а как Бог велит. Вот что значат эти слова Господа.



Христос сознавал, что среди окружавшей Его толпы мало таких, которые готовы жертвовать благами мира сего и даже жизнью своей для спасения души своей. Но, дабы Апостолы не смущались этим, Он тотчас же успокоил их уверением, что некоторые из них увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Иоанн Златоуст, Феофилакт, епископ Михаил и другие толкователи Евангелия полагают, что Иисус Христос разумел предстоящее Преображение Свое, когда говорил, что некоторые из стоящих здесь увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Но так как в этом предсказании Христос говорил, несомненно, о таком будущем, до которого доживут только некоторые из слушателей Его, а Преображение совершилось всего лишь через шесть дней, то едва ли можно согласиться с таким толкованием. Из Апостолов, к которым были обращены эти слова, последним умер Иоанн; к концу его жизни общество верующих во Христа, объединенных любовью к Богу и ближним, было, несмотря на гонения, настолько уже велико, что он действительно удостоился видеть Царствие Божие, пришедшее в силе .

Слова Иисуса Христа о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти, о страданиях, ожидающих и Его последователей, должны были произвести сильное впечатление на Апостолов. Им трудно было отрешиться от вековых надежд евреев; им тяжело было допустить мысль о том, что Мессия, долженствовавший спасти, избавить евреев от иноземного ига, Сам пострадает и будет распят. А от таких волновавших Апостолов чувств недалеко и до стыда: начинающий сомневаться доходит нередко до отрицания того, во что прежде верил; за отрицанием следует сожаление, а за сожалением стыд; отвергнувший свое верование начинает стыдиться его. Зная, какие мысли и чувства волнуют Апостолов, Христос предостерег их от опасного чувства стыда, в которое может перейти сомнение: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Лопухин А.П. «Когда Он молился в уединенном месте» (стих 18). Об этой молитве Христа делает упоминание только евангелист Лука.

«И когда молился» (стих 29; см. Лк.3:21). О молитве Христа перед Преображением говорит один евангелист Лука. (Лк 3:21-22 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение: «Молился» . Об этом говорит только Лука, отмечающий этим, что крещение было особенным важным в жизни Христа событием.) (Еп. Михаил (Лузин): Преображение последовало во время молитвы, - самого высокого духовно-религиозного действия.)

«Вид лица» (стих 29). Евангелист Лука здесь соединяет в одно два выражения Матфея (Мф.17:2).

«Явившись во славе» (стих 31), т. е. в сиянии, окруженные небесным блеском.

«Говорили об исходе Его» (стих 31). Это замечает только евангелист Лука. Под «исходом » здесь понимается выход Христа из этой земной жизни посредством смерти, воскресения и вознесения на небо (ср. 2Пет.1:15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. Еп. Михаил (Лузин): Исход ἐ’ξδος тесном смысле слова означает собственно смерть (ср. 2Пет.1 :15), и следовательно небесные собеседники говорили только о смерти Господа; но так как с этой смертью теснейшим образом соединено и воскресение, то нет нужды ограничивать здесь смысл слова этого тесным значением.). Рассуждали они об этом для того, чтобы внушить представителям апостолов уверенность в том, что смерть Христа, которой те так соблазнялись (Мф.16:22 и сл.), была предусмотрена еще в Ветхом Завете.

Арх. Аверкий (Таушев) Как разъясняет св. Златоуст, Моисей и Илия явились потому, что одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому «и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа». Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Ни Моисей, через которого был дан закон Божий, ни Илия, этот великий ревнитель славы Божией, не предстали бы и не повиновались бы Тому, Кто не был бы на самом деле Сыном Божиим. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землею.

Господь запретил Апостолам рассказывать кому бы то ни было о видении, пока Он не воскреснет из мертвых, чтобы не будить чувственных представлений иудеев о Мессии. Св. Марк добавляет при этом подробность, конечно, со слов самого Петра, что ученики «удержали это слово», недоумевая для чего Господу нужно умереть, чтобы потом воскреснуть.

Еп. Михаил (Лузин) «И они умолчали» и пр.: потому что Господь запретил им до времени говорить об этом кому-либо (Мф и Мк).

Свт. Феофилакт (Болгарский) Чтобы помолиться, Иисус восходит на гору; ибо мы должны молиться в уединении, с восхождением, не преклоняясь ни к чему земному. - Вид Его стал другой, не так, впрочем, будто бы Сам Он стал иной по существу, ибо Он оставался Тем же, Кем был, но вид лица Его явился гораздо светлейшим, чем прежде. Подобное произошло и с Его одеждой. Ибо только вид ее блистал молнией; существо одежды не переменялось, а только наружность. - Они говорили о исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, то есть о смерти Его. - В то время как Христос пребывал в молитве, Петр отягчен был сном, ибо он был слаб и, служа сну, отдавал должное человеческой природе. Когда же Петр пробудился, то увидел славу Христову и двух мужей. Находя такое пребывание здесь приятным по причине света и созерцания пророков, Петр говорит: «хорошо нам здесь быть» ! Он думал, что теперь настала кончина мира и царство Иисусово. Но он не знал, что говорил. Ибо тогда еще не была кончина, еще не наступил день царства и наслаждения теми благами, коими будут обладать святые. Петр сказал это (хорошо нам здесь быть) вместе и потому, что опасался, что Христос будет распят. Он слышал от Христа, что Ему должно быть убитым и в третий день воскреснуть; поэтому и сказал это, выражаясь как бы так: не будем сходить с горы, будем здесь оставаться, чтобы избежать Креста и страдания; если придут на нас иудеи, то мы имеем помощником Илию, который свел с неба огонь и истребил пятьдесятоначальников; имеем Моисея, который поразил столько и таких народов. Сказал он это, не зная, что говорит. Ибо он думал, что крест есть зло, и притом мучительное, а поэтому, желая избежать его, и сказал это. Между тем Господь жаждал быть распятым, поскольку иначе не могло совершиться спасение людей. - Тогда, как Петр говорил еще: «сделаем три кущи» , Господь внезапно творит сень нерукотворенную и входит в нее с пророками, чтобы показать, что Он ничем не меньше Отца. Ибо как в Ветхом Завете Господь являлся в облаке, и Моисей входил в оное, и таким образом получил Закон (Исх. 19, 9; 20, 20-21), так и ныне облако обняло Христа, и облако не мрачное (ибо прошла тень Закона и мрак неведения), но облако, светлое. Ибо истина пришла, и благодать Господня воссияла, и потому ныне ничего нет темного. - И исшел из облака глас, подобно как в Ветхом Завете слышан был из облака глас Божий. - Иисус же остался один, чтобы кто не подумал, что слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» сказаны были о Моисее или об Илии. Впрочем, сим, быть может, означается и то, что Закон и пророки были до некоторого только времени, как и здесь видимы были Моисей и Илия, а потом, когда прошло их время, остался один Иисус. Ибо ныне господствует Евангелие, тогда как многое законное миновало. - Апостолы умолчали и ничего не говорили о том, что видели. Прежде Креста и не следовало говорить об Иисусе что-нибудь богоприличное. Ибо какое о Нем составили бы мнение те, кои слышали это, а потом увидели Его распинаемым? Не сочли ли бы они Его обманщиком и мечтателем? Поэтому-то апостолы прежде Креста не проповедуют ни об одном чудесном и богоприличном деле Иисуса.

Вопросы:

  1. За кого вы почитаете Иисуса? Попробуйте ответить более развёрнуто, кто для вас – Он.
  2. Кто открыл вам то, что вы знаете – «плоть и кровь» или «Отец, Сущий на небесах»?
  3. Что для вас значит «отвергнуться себя», «взять крест свой», «следовать» за Господом?
  4. Что для вас значит «душу свою сберечь», «потерять её», «потерять душу свою ради» Господа и сберечь её?
  5. Бывает ли у вас, что вы «приобретаете весь мир» и одновременно вредите себе?
  6. Бывает ли у вас, что вы стыдитесь Господа? Является ли умолчание о своей вере в некоторых случаях таким «стыдом»?
  7. Расскажите, что для вас значит событие и праздник Преображения Господня.

Зонара . Св. отец делает здесь различие между отрекшимися во время гонений от веры, и говорит, что для тех, которые приведены были к мучителям и заключены в темницу, претерпели жестокие мучения, несносные раны, почти неизлечимые и неисцелимые и другие муки, и после того преклонились и принесли жертву вследствие того, что им изменила немощь плоти, не могшей вытерпеть страданий до конца, достаточно вменить в епитимью – прошедшее время; ибо, говорит, четвертая уже Пасха приближается с тех пор, как они подверглись тягчайшему падению. И хотя в начале, когда пришли с раскаянием, они, может быть, не были приняты, но поелику они приступили к жертве не по произволению, напротив – долго противоборствовали и имеют язвы Исусовы, то есть знаки ран, которые приняли за Христа, и уже прошло три года, как они скорбят по причине падения: то (св. отец) определил присовокупить к епитимии другие сорок дней, считая с того времени, как они пришли с просьбою о принятии. В эти дни, показывая более подвига в покаянии и постясь усерднее, то есть, тщательнее внимая самим себе, они должны бодрствовать в молитвах, содержа в уме, то есть, имея непрестанно в попечении и говоря то, что Господь сказал искусителю: иди за мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши (Мф. 4: 20).

Вальсамон . Настоящие правила рассуждают об отрекшихся во время гонений от своей веры и раскаявшихся. И, прежде всего первое правило предписывает, чтобы для тех, кои принесли жертву после многих мучений, которых не могли вытерпеть по немощи, и провели три года в покаянии, были присовокуплены к епитимии еще сорок дней, и чтобы таким образом они были приняты. Заметь настоящие правила, потому что в них определяется нечто особое и нужное об отрекшихся от Бога и ищущих покаяния, а равно – о тех, которые добровольно выступили на мученичество, но пали и снова исповедали веру, и о некоторых других подобных. Нужно тебе искать и большую часть правил анкирского собора.

Синопсис. По прошествии уже четырех лет после гонения, постановляем, дабы много пострадавшие, потом побежденные муками и отрекшиеся Христа, и снова раскаявшиеся и уже три года после обращения плачущие, подверглись епитимии еще на сорок дней.

Славянская кормчая . Четырем убо летом мимошедшим по гонении повелевает много пострадавшем, и потом на долзе мук не могущем терпети и Христа отвергшимся, и паки покаявшимся, и плачущемся, три лета, и по покаянии других, 40, дний, да примут запрещение.

***

Зонара . Во втором чине (св. отец) полагает тех, которые были только взяты под стражу и потерпели различные лишения в темнице, и пали без мучений: таковым положил в епитимию лето после прошедшего времени, то есть трехлетия, о котором сказал выше; потому что и они, говорит, пострадали за имя Христово, хотя, может быть, и получали в темнице утешение от братий (ибо верные, которые не были взяты, вероятно, доставляли заключенным потребное для содержания и успокаивали их), за что они должны выдать с многою лихвою, то есть за те утешения, какие получали в темнице, они, неся покаяние, должны подвергать себя гораздо большим огорчениям и лишениям, если хотят освободиться от пленения диавола, сделавшись пленниками и рабами ему вследствие отречения от Христа. Потом приводить пророческие изречения, которые взяты из Исаии, говоря, что они должны помнить их.

Вальсамон . Правило это говорит, что те, которые только потерпели бедствия под стражею и пали без мучений, должны быть подвергаемы епитимии, сверх трехлетнего времени, еще на год. Ибо, говорит, хотя, может быть, они пользовались утешением, так как некоторые верные доставляли им потребное для содержания, но и они должны быть удостаиваемы прощения, как пострадавшие за веру.

Синопсис . Тем, которые только ввергнуты были в темницу, и пали, достаточно прибавить к протекшему времени (епитимии) еще один год.

Славянская кормчая . Иже в темницу токмо ввержени бывше, и отвергшеся Христа, и покаявшихся, к мимошедшим трем летом, и еще едино лето да покаются.

***

Зонара . А которые, говорит, не подвергшись никакому страданию, и только из страха и малодушия отбежали, то есть сами добровольно перешли на сторону зла, потом обратились к покаянию, к таковым должна быть применена Евангельская притча о смоковнице. Положив ее пред очи и дав в течение столького же времени, то есть четырех лет, плод достойный покаяния, они должны получить пользу; ибо Господь сказал: три лета прихожу к ней, ища плода, и не обретаю; а винарь сказал: остави ю, Господи, и се лето (Лук. 13, 6 – 9).

Вальсамон . А тех, которые по причине страха и малодушия добровольно отбежали, потом обратились к покаянию, правило наказывает трехлетием, по евангельской притче о смоковнице. Ибо Господь сказал: три лета прихожу к ней, ища плода, и не обретаю; а винарь сказал: остави ю, Господи, и се лето (Лук. 13, 6 – 9).

Синопсис . Тем, которые не потерпели совершенно ничего, но сами перешли к нечестию, теперь же каются, определяем четыре года (епитимии), по образу Евангельской смоковницы, три года остававшейся бесплодною и уже назначенной к посечению, но оставленной еще на год.

Славянская кормчая . Иже ничтоже пострадавше, но своею волею приступившее к погибели, ныне же каются, даем им, 4-е лета на покаяние, но евангельстей притчи, иже о смоковнице, яже три лета плода не сотвори, и хотящи посечена быти, и прощена бысть за едино лето.

***

Зонара . Что сказано выше, было сказано о падших и раскаивающихся. А против нераскаянных от отчаянья, или злого расположения, и удерживающих черноту, происшедшую от греха, неизменною и неомытою, как эфиопы сохраняют неизменным черный цвет кожи, и рысь – пестроту, приводит проклятие другой смоковницы, к которой по причине ея бесплодия Господь сказал: да николи же от тебе плода будет во веки (Мф. 21, 19). И исполняются, говорит, на них слова Екклизиаста, который говорит: развращенное не может украситься и лишение не может исчислиться (Еккл. 1, 15); затем, изъяснивши это изречение, присовокупляет и слова Исаии.

Вальсамон . Что сказано выше, сказано о падших и раскаивающихся. А против нераскаянных приводит проклятие другой смоковницы, к которой Господь сказал, по причине ея бесплодия: да николиже от тебе плода будет во веки (Мф. 21, 19).

Синопсис . Если и после падения остаются нераскаянными, да будут, как язычники.

Славянская кормчая . Аще и отвергшеся, и потом без покаяния пребывают, да будут яко варвари погани.

***

Зонара . Если же некоторые притворно показали, что приступили к жертвенникам, или написали, что отрекаются от веры, но написали отречение не "обнажено", то есть не прямо, не открыто, а посредством какого – либо ухищрения поругались над принуждавшими их, подобно Давиду, который, убегая от Саула и удалившись к иноплеменникам, показывал себя юродствующим и таким образом избежал смерти; или, говорит, поругались ухищрениям врагов, как дети смысленные и разумные смеются над детьми неразумными (детям разумным уподобляет тех, которые обманули нечестивых и показали вид, что приносят жертву, хотя не приносили, разумным – потому что они уклонились до некоторой степени от жертвы, а детям – потому, что не показали совершенной и мужеской стойкости и не противустали мужественно идолопоклонникам, но совершенно согласились принести жертву), или если некоторые подставили за себя язычников, то есть неверных, и когда те принесли жертву, были признаны принесшими жертву сами: таковым, говорит (св. отец), должно быть достаточно для покаяния шестимесячного времени. Ибо хотя они сами не принесли жертвы, но поелику согласились принести, или подставили других и подали вид, что принесли сами, они признаны нуждающимися в покаянии, хотя некоторым из них и явили снисхождение исповедники, (ибо некоторые из свидетельствовавших и пострадавших за веру прощали тех, которые, как сказано, не принесли жертвы посредством ухищрений, и принимали их вместе с верными за то, что они всякими способами избегали жертвоприношения демонам). А по поводу шестимесячного определения упомянул и о бывшем чрез Гавриила откровении в шестой месяц зачатия Предотечи, когда зачат был Господь. Приводит также и апостольское изречения.

Вальсамон . Если же некоторые притворно показали, что приступают к жертвенникам, или написали, что отрекаются от веры, но сделали это не прямо и открыто, а посредством какого-либо ухищрения поругались над принуждавшими их, подобно Давиду, который, убегая от Саула и удалившись к иноплеменникам, притворился юродствующим и таким образом избежал смерти; или поругались ухищрениям врагов, как смысленные, разумные дети смеются над неразумными детьми; ибо они обманули нечестивых, потому что тем показалось, что приносят жертву, между тем как они не приносили, а, может быть, подставили за себя язычников, или неверных, так что чрез них, по-видимому, принесли жертву: таковым, говорит, должно быть достаточно для покаяния шестимесячное время. Ибо хотя они не принесли жертвы, но поелику согласились принести, или подставили других, то были признаны имеющими нужду в покаянии, хотя некоторым из них некоторые из потерпевших мучение за веру явили снисхождение. А детям уподобляет их потому, что они не противустали идолопоклонникам мужественно, разумным же – потому, что хитро уклонились от жертвоприношения.

Синопсис . Тем, которые, притворившись, посмеялись насилующим и таким образом избежали жертвоприношения демонам, да поставиться в епитимию шесть месяцев пребывания в покаянии.

Славянская кормчая . Иже лицемерием, а не истинною обещавшеся пожрети и преблазнивше мучителей, и тако избегше пожрети идолом, шесть месяц запрещение да примут в покаянии обращения.

***

Зонара . Некоторые подставляли вместо себя приносить жертву своих рабов – христиан, даже против воли их. Итак, святой отец определяет, что рабы, хотя они принесли жертву, быв вынуждены приказом господ, а не по собственной воле, должны проводить год в покаянии и узнать, что, будучи верными, они суть рабы Христа и должны более бояться Его, и что каждый, по великому Апостолу, еже аще сотворит, примет, аще раб, аще свободь. (Еф. 6, 8).

Вальсамон . Рабов, идоложертвовавших по приказу и угрозе господ, святой отец подвергает епитимии на год; ибо оказывает снисхождение им, как повиновавшимся господам, и не назначает тяжкого наказания. Но так как они скорее рабы Христовы и должны более бояться Его, то подвергает их умеренной епитимии. Ибо, говорит, каждый, по великому Павлу, еже аще сотворит, примет, аще раб, аще свободь. (Еф. 6, 8).

Синопсис . Поелику некоторые заставили своих рабов принести, вместо себя, жертву (идолам), то принужденные пусть в продолжение года покажут дела покаяния, а принудившие – в три года.

Славянская кормчая . Понеже неции понудиша своя рабы пожрети в них место идолам, понуждении убо едино лето покаяния дело да покажут: понудившие же их, три лета да покаются.

***

Зонара . А свободных, то есть господ тех рабов, которые были принуждены принести жертву, подвергает епитимии на трехлетие, как за то, что они притворно показали, что принесли жертву и, по-видимому, совершенно преклонились, так и за то, что принудили принести жертву своих сорабов, преслушав Апостола, повелевающего послабляти рабам прещение (Еф. 6, 9), так как и господа суть рабы Господу и сорабы своим слугам: сами они позаботились спасти свою душу, а сорабов вовлекли в идолослужение, между тем как они могли избежать этого.

Вальсамон . А свободных, то есть господ тех рабов, которые были принуждены принести жертву, подвергает епитимии на трехлетие, как за то, что они притворно показали, что принесли жертву и, по-видимому, совершенно преклонились; так и за то, что принудили принести жертву своих сорабов, преслушав Апостола, повелевающего послабляти рабам прещение (Еф. 6, 9), так как и господа суть рабы Господу и сорабы своим слугам: сами они позаботились спасти свою душу, а сорабов вовлекли в идолослужение, между тем как они могли избежать этого.

Синопсис и Славянская кормчая соединяют 6-е и 7-е правила в одно. Поэтому в дальнейшем счете они отстают от Книги Правил на единицу.

***

Зонара . А если некоторые были указаны и преданы мучителям, или сами предались и уклонились от мученичества, быв побеждены казнями и не вынося страданий и мучений в темницах; потом возобладали над падением и исповедали, что они – христиане, за что и были ввержены в темницы и потерпели мучения: таковых святый (отец) признает праведным принимать с радостью, и усиливать, то есть подкреплять и ободрять их к исповеданию, и быть в общение с ними во всем – как в молитвах, так и в причащении Тайн, и посредством слова утешать, то есть возбуждать их к мученичеству, дабы они были постояннее в подвиге и удостоились небесного царствия. Но чтобы за то, что они пали, принеся жертву, некоторые не сочли их недостойными принятия, приводить и свидетельство от Писания: седмижды, то есть много раз, падет праведный и восстанет (Притч. 24, 16). И если бы, говорит, это сделали и все уклонившиеся от исповедания, то есть возобладали над падением и пред лицем мучителей исповедали себя христианами, то явили бы всем совершеннейшее покаяние.

Вальсамон . Некоторые были указаны и преданы мучителям, или предали себя добровольно; но, быв побеждены казнями, уклонились от мученичества; потом, раскаявшись и признав благое, исповедали, что они христиане, за что и были ввержены в темницы и потерпели мучения. Таковых святый (отец) признает справедливым принимать с радостию, укреплять в православной вере, иметь общение с ними как в молитвах, так и в причащении Тайн, и посредством слова убеждать, дабы были постояннее в подвиге и удостоились небесного царствия. Но чтобы за то, что они пали, принеся жертву, кто нибудь не признал их недостойными принятия, приводит и свидетельство от Писания: седмижды, то есть много раз, падет праведный и восстанет (Притч. 24, 16). И если бы, говорит, это сделали и все уклонившиеся от исповедания, то есть возобладали над падением и пред лицем мучителей исповедали себя христианами, то явили бы тем совершеннейшее покаяние. Итак, различие между тем, о чем говорится в настоящем правиле, и тем, что содержится в первом, состоит в том, что там уклонившиеся по причине мучений не обратились пред мучителями к исповеданию веры; а здесь уклонившиеся вследствие мучений, по благому раскаянию, исповедали Христа пред мучителями, и потому не считаются падшими.

Синопсис . Тех, которые быв преданы, отреклись (от веры), потом, возобладав над поражением, мужественно выдержали подвиг, мы со всею радостию и веселием приемлем в полное общение, дабы они, испытав сию радость, сделались еще более ревностными.

Славянская кормчая . Аще же предани бывше, или сами приступльше к подвигу, и отвергшеся, и потом паки исповедавше Христа, и доблественно подвигшеся, со всякою радостию и веселием, во всем приобщаемся им, да возвеселившеся сильнейши будут.

***

Зонара . Только что вставшие от сна, и особенно если они еще полусонные, имеют смысл неустановившийся, но смущенный и нетвердый. С таковыми сравнил сей священномученик тех, которые бросаются на подвиг, то есть не благоразумно, но дерзко и не осмотрительно отдают себя на подвиг, "когда он еще не открылся, а готовился привлещи их", то есть когда он еще не обнаружился явно, но замышлялся относительно их и готовился, то есть медлил привлечь их к борьбе; но они сами подвергают себя искушению, или, лучше сказать, распаляют для других верных угли грешников, то есть казни от мучителей. Но хотя (святый отец) и обвиняет поступающих таким образом, тем не менее повелевает верным быть с ними в общении, потому что, говорит, они приступают к нему во имя Христа, то есть имея дерзновение ко Христу, или избирая подвиг за имя Христово; хотя, конечно, они поступают и несогласно с Его учением, потому что Он учит просить: "не введи нас во искушение", или не знают, что Господь уклонялся от зломыслящих против Него, а иногда и не ходил явно, и не Сам предал себя на страдания, но был предан, и заповедал ученикам своим, во время гонения, бегать из города в город, а не приходить самовольно к мучителям, дабы не сделаться для них виновниками большого числа убийств, как бы поощряя их к истязаниям благочестивых. В доказательство (святый отец) приводит пример апостолов Стефана и Иакова и первоверховных Петра и Павла.

Вальсамон . Только что вставшие от сна, и особенно если они еще полусонные, имеют смысл неустановившийся, но смущенный и нетвердый. С таковыми сравнил сей священномученик тех, которые бросаются на подвиг, то есть не благоразумно, но дерзко и не осмотрительно отдают себя на подвиг, "когда он еще не открылся, а готовился привлещи их", то есть когда он еще не обнаружился явно, но замышлялся и готовился, то есть медлил привлечь их к борьбе; но они сами подвергают себя искушению или, лучше сказать, распаляют для других верных угли грешников, то есть казни от мучителей. Но хотя (святый отец) и обвиняет поступающих таким образом, тем не менее повелевает верным быть с ними в общении, потому что они выступили на подвиг за Христа, хотя и не знали, что Он учит просить: "не введи нас в искушение", и что Он не Сам предал Себя, но был предан; (учит также) не приходить самовольно к мучителям, дабы не сделаться для них виновниками большего числа убийств, как бы поощряя их к истязаниям благочестивых. Правило приводит и разные примеры из Писания.

Синопсис . Должно иметь общение и с теми, которые произвольно вышли на подвиги: ибо они сделали сие для Христа, хотя и не по Христу, который повелел гонимым бегать.

Славянская кормчая . На подвиги своею волею пришедшим, и по многих муках побежавшим, да приобщаемся, за Христа бо се сотвориша. Аще и не по Христе: бегати бо гонимым той повелел есть.

***

Зонара . Изложив свои мысли о самовольно выступивших на подвиг мученичества, (святый отец) ведет теперь речь о таких же клириках, и говорит, что если клирик самовольно вышел (на мученичество), потом, не вынося истязаний, пал, и опять придя в себя, возобладал над своим падением и исповедал себя христианином пред лицем мучителей, таковый уже не должен быть в священнослужении. Приводит и причину, которая состоит в том, что такой клирик добровольно оставил стадо Господне, и тем, что самовольно выступил и не вытерпел мучений, навлек на себя порицание; а чтобы пренебречь учением людей и предпочесть то, что полезно себе, это не делали и Апостолы. Ибо великий Павел, после того как претерпел многие мучения, хотя понимал, что лучше оставить жизнь, предпочел жить и страдать для спасения людей; посему (святый отец) и называет таковых совершенно неразумными, если они требуют священнослужения, от которого добровольно удалились. Ибо как, говорит, "они требуют того, что оставили, когда могли бы полезны быти братии в такое время", то есть во время гонения? Итак, доколе они были непреткновенны, можно было иметь снисхождение к их безрассудному поступку, то есть самовольному выступлению на подвиг, или к нерадению об учении братий; но когда пали, тогда не могут уже священнодействовать, "яко бесчинствовавшие и опорочившие самих себя". Итак, если бы не пали, говорит (святый отец), то имели бы прощение в своем безрассудном поступке, то есть не только в том, что самовольно выступили, но еще более в том, что оставили паству Господню и не пребыли при ней, не утверждали братий, когда они колебались во время гонения. А если они пали вследствие суетности (так называется здесь самомнение и гордость), то поелику по гордости понадеялись на самих себя и, выступив на подвиг, опорочили себя, то есть своим падением навлекли на себя порицание, то уже не могут священнодействовать. Посему, говорит, пусть позаботится в смиренномудрии о том наипаче, как совершит исповедание, отложив уже всякое тщеславие; ибо то, что они ищут священнослужения, делается по тщеславию, тогда как довлеет им общение, то есть то, что верные находятся в общении с ними, молятся вместе и причащаются божественных Тайн. И пусть это соблюдается с вниманием и точностью, как для того, "да не явятся они опечаленными, с усилием стремясь к разрешению отсюду", то есть пусть не отойдут отсюда опечаленными, разрешаясь от тела, то есть отходя (из сей жизни) насильственно, вследствие тяжести (понесенных им) мук и страданий в узах; так и для того, дабы некоторые не возымели в наказании предлога к тому, чтобы быть рассеянными и вялыми в подвиге исповедания и по этому – к падению, каковые должны подвергнуться большему стыду согласно со сказанным в Евангелиях: кто начав здати, не мог совершити (Лк. 14:30).

Вальсамон . Сказав о добровольно вышедших на подвиг мученичества, отец ведет теперь речь о таковых же клириках и говорит, что если клирик добровольно вышел, потом, не вынося истязаний, пал и опять, придя в себя, возобладал над своим падением и исповедал себя христианином пред лицем мучителей, таковый уже не должен быть в священнослужении, потому что оставил стадо Господне, и тем, что выступил добровольно и не вытерпел мучений, навлек на себя порицание; а чтобы пренебречь учением людей и предпочесть полезное себе, это не делали и Апостолы. Ибо великий Павел, после того как претерпел многие мучения, хотя понимал, что лучше оставить жизнь, однако предпочел жить и страдать для спасения и учения людей. Итак, неразумны те, кои ищут священнослужения, которое оставили добровольно. Ибо как они "требуют того, что оставили, когда могли бы полезны быти братии в такое время", то есть во время гонения? Итак, если бы, говорит, не пали, то имели бы прощение в своем безрассудном поступке, то есть самовольном выступлении на подвиг, или в нерадении об учении и утверждении братий; а если пали вследствие суетности, то есть хвастовства, (ибо это и есть – выступить дерзновенно на мучения и не вытерпеть) и по этому дали торжество над собою, то уже не могут священнодействовать. Итак, да пекутся, говорит, о том наипаче, как совершить исповедание в смиренномудрии, отложив тщеславие, выражающееся в искании священнослужения; ибо довлеет им общение с верными, которое по некоторым двум причинам допускается для них с полным вниманием и осмотрительностью. Ибо если скажем, что мы не должны иметь их в общении, то с одной стороны опечалим их, как бы постановляя приговор, что они насильно, то есть под епитимиею должны разрешиться отсюда, то есть умереть; с другой стороны тех, которые, может быть, пали и желают обратиться к благому, сделаем равнодушными к этому и нерадивыми под тем предлогом, что они не будут приняты в общение с верными, хотя и исповедают веру после отпадения; каковые, если не обращаются, более всех должны подвергнуться поношению и стыду, подобно тому, кто положил основание, но не совершил дома; ибо таковому уподобляются те, которые добровольно вышли на мучения за Христа, и как бы положили прекрасное основание, но не могли окончить этого прекрасного дела по причине падения. Итак, заметь, что и исповедание за Христа не восстановляет того, кто однажды устранен из клира вследствие падения.

Дополнительное толкование, всецело направленное против Музалона (разумеется константинопольский патриарх Николай Музалон (1147 – 1151 г.) возведенный в этот сан после того, как он добровольно оставил свою епископскую кафедру на острове Кипре и в продолжении нескольких лет праздно проживал в Константинополе).

Пусть обратят свое внимание на сказанное здесь этим великим отцем и священномучеником те, которые говорят, что архиереи могут отрекаться от своих церквей и удерживать священство. Ибо если клирики, добровольно устремившиеся на подвиг исповедания, подвергшиеся казням и не вытерпевшие их, но уступившие, потом снова возобновившие подвиг, не допускаются к восприятию священнослужения, по правилу сего божественного отца, хотя бы не были обвиняемы ни в чем другом, как только в том, что оставили братий, когда могли бы во время опасностей быть особенно полезны им, утверждая их (в исповедании), и если все это должно быть с теми, которые удостоились мученичества и язвы Христовы носили на теле своем, то каким образом архиерей и пастырь, который должен полагать душу свою за овцы, если оставит вверенное ему стадо, отречется от заботы и попечения о нем и, насколько это от него зависит, предаст оное волкам, признан будет имеющим право удерживать священнослужение? Напротив, не будет ли он скорее сочтен достойным тягчайших епитимий за оставление врученного ему народа, в особенности если станет еще требовать за это награды, или лучше сам себе доставит таковую через отречение от того, что дает ему труд, то есть от учения и исправления погрешностей (паствы), и через удержание и присвоение того, что доставляет славу и честь, и за что он крепко держится, не уступая ничего? Ибо если по отношению к клирикам названо безрассудным поступком – оставить свой народ и самовольно выступить на подвиг (личного) спасения, то тем более это может быть признано безрассудным в епископе, оставляющем свою паству и удаляющемся не на подвиг, но к беспечной и покойной жизни, вдали от забот о спасении душ. И 16-е правило Седьмого Вселенского собора (Нужно читать константинопольского двукратного) обвиняет в великом безрассудстве тех, которые решают, что архиереи могут отрекаться от епископий, а священство удерживать; ибо если, по указанному правилу, епископ, пробывший в отлучке от своей епископии свыше шести месяцев не по какой либо из перечисленных там причин, лишается и епископии и архиерейства и делается чужд той и другого, то как может остаться архиереем отрекшийся от епископии, если он навсегда отказался пасти вверенное ему стадо и в продолжении всей своей жизни пренебрегал заботою о нем? Ибо если совершающий меньший грех, именно оставляющий, более чем на шесть месяцев, подчиненный ему народ без пастыря и без попечения, подвергается лишению и епископства и священства, то погрешающий во много раз более, именно совершенно оставляющий народ, наблюдение и смотрение за которым возложила на него благодать божественного Духа, должен бы по всей справедливости подвергнуться тягчайшему наказанию за погибель, на сколько от него зависело, того стада, в пастыри которого он был рукоположен первым и великим Архиереем и Архипастырем. А те, которые в награду ему и в воздаяние за отречение присуждают священство, думаю, соделают и себя и его повинными суду Божию.

Синопсис . Кто из клира произвольно выступил (на подвиг) и был побежден муками, те не будут допущены к священнослужению. Почему же? – Они оставили паству, что не сделал никто из Апостолов.

Славянская кормчая . Иже от причетник своею волею на подвиг пришедше, и многих ради мук бежавшее, от службы да останутся: како бо может служити оставивыи стадо, его же не един Апостол не сотвори.

Лекция 22. Исповедание апостола Петра в Кесарии Филипповой. Предсказание Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении.

Мф. 16, 13 -20 Мк. 8, 27 – 30 Лк. 9, 18 -21 13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, 27. И пошел Иисус с 18. В одно время, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди учениками Своими в когда Он молился в почитают Меня, Сына Человеческого? Петру великую награду, именно на нем будет селения Кесарии уединенном месте, и Блж. Феофилакт: «Господь дает Прп. Исидор Пелусиот: «Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство 14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, Филипповой. Дорогою ученики были с Ним, основана церковь. еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь безбожников и хулы Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это чего Свт. Иоанн Златоуст: «Для другие за Илию, а иные за Иеремию, или за Он спрашивал учеников Он спросил их: за кого исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, первыми не преодолевается, а со вторыми борется. Врата адова не одолеют ей. Не об евангелист упомянул Свт. Иоанн Златоуст: «Для здание Он спросил сначала не об их мнении, а о мнении в одного из пророков. строитьчего же веры, положит в основание это исповедание. Если Своих: за кого почитают почитает Меня народ? кто том смысле, что никто не пойдет на нее разрешающиеоснователе. Себе, Христос, намеревается войной и никто мнения о Прп. Исидор Пелусиот: «Не как не знающий высокого людского несвязывающие грехи того, Блж. Феофилакт: «Под ключами же разумей. Меня люди? или вознамерится Для народа? Для того, чтобы они, сказавши народное в основании правого города? ее 15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? имееммнение, потом, будучи спрошены: 19. Они сказали в Свт. Иоанн Златоуст: «Если те, которыене видели многие с силоюибудут побеждаемы» . мы приобрели тысячи спрашивал которые, подобно но чудеса слышали столько истребить, новвсердца, добродетелей, ноучеников: кого вопросов быличеловецы Кесария, том, что ибо те, Своих что была исповедания, другая быти? проницающий запрещения, многие будут восставать, Петру, удостоились епископской Мя глаголют возведены к прощения или Мя глаголете быти? самым 28. Они отвечали: за вы же кого 16. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - -гнилое созидаем» . ответ: за Иоанна неизреченных тайн, соблазнились при одномпорядком слухе о страданиях, притом не тонаучились тому Хотя к одному, исповеданию, только мы и вязать. несомненному ибо. Стратонова; а Иисус именно только той же Но угодно Ему было, и не стали о Нем благодати, имеют чтобы все высшемуапостолы, но и верховный из так же низко думать, какиз народ. тех, какое Блж. разумению, кои Христос, Сын Бога Живаго. власть прощатьних Петр, то представь, какому бы По. Петру Иоанна Крестителя; Крестителя, а иные за прочие Феофилакт: «Те, которые называли Его Иоанном, были и числа соблазну вдохновенный тебе» , ноположил в незыблемое Когда? и. Когда Христоссказал им: создал котором несомненно, Господь учеников сказано: «дам Им Петр что Иоанн я разумею пороки когда сотворилспрашивал «кому всем апостолам дано. основание, на. Господь - чудотворения) Блж. Иероним: «Под бы причине спрашивает проповеди, подобно Ироду думали, их не в начале. Христос есть Сын Божий, и (дар. Илию; другие же дар 17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, воскресения игрехи, или же, много чудес, другие же - за Илию; а подвергся народ, есливратами ада после камнем но этот отречения, или Зигабен: «Ты – Петр, черезон знал, высокихне. Свою» . веры послегрядущее время, потомуже и что и «дам» обозначает 15)? в. Этим вторым что будешь истинах и многократнопотом увидел, есть Стратоновой, Церковь книжные низводятся впреисподнюю» . а в отпустите. Другие отпустятся им» , потому что Он быти (ст. потомуговорят, что один из грехи, ними о многих когоибо глаголете обличал и не доказал Свою то Свт. Иоанн Златоуст: «вы. Илиею, между тем не разумел бы сокровенногоожидали, Мя учения еретиков, оплевывают, люди которые беседовал с называли получил. что в этих Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь иные - за одного из Его распинают и что и теперь ты крепоких думать на этой-то крепости Я создам Церковь Мою, или Филипповой, отведши далеко время вопросомпридет; третьив- мысли; и о Нем воскресения» . разуметь, что первое мнение побуждает Иеремиею, Если ипророков. божественность и единство с Отцом» . что он Онприняв еще Святого Духа? потому что Его Христос говорил: много имам открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на после выше, и даетмудрость была от природы и тайнах, нетебя в основание верующих, так как Церковь составляютдревних пророков ученикам положу верующие» . иудеев, чтобы они, весьма мало соответствует же достоинству. Он. XVI, 12), уста от более смутился бы них воскрес. без научения, но. Иеремия определен был на 29. Он говорит им: а вы еще дитятей. а не можете носити ныне (Иоан. Петр, служение другого мнения, пророческое то тем небесах; Свт. Иоанн Златоуст: «Что Его на это отвечает требует отапостолов, всегда » . и глаголати вам, Зигабен: «дам тебе ключи Царства Небесного, кого право вводить в него, так всякого освободившись от как «желает другой народа: т. е. человецы быти? предлагаетзнать непритворное мнение На вопрос, Нем одинаково свсем, отвечает от 18. и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я времени Мя глаголют народом, который прочий народ, если бы прежде надлежащего за кого почитаете Меня? 20. Он же спросил их: открыта ему пламенный, глава в вопрос, чтобы они не думали о предложенный была высочайшая лике апостольском? вводить может было хотя гораздо ниже надлежащего, ночеловеком, лукавства; все, Мнение народа владеющий силы человека, и почитал Егоопасения, смело высказали без всякого видел чудеса, превышающие ключами. Дар этот принадлежал и другим апостолам, создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; Петр сказал Ему в ответ: а вы за кого почитаете из говорит: себя. Петр не терпит, предупреждает итайн» . Ты еси Христос, Сын хотяживаго!» Бога таким, но дан. Иоанн Златоуст: всего, потому чтовнушено было сильною. Христа истинным был ему жемертвых, что фарисеев называется исповедал у злобою» . что он прежде «За как же Петри Ирод. Но Он, отклоняя от такихна мыслях» . он первым блаженным? Забыло догадок, что них то, который воскрес из книжниковесли бы Петр. Ты Христос. Его сыном не в собственном Свт. мнение Свт. Иоанн Златоуст: «Конечно, и говорил исповедал 19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что Меня? Отвечал Петр: Зигабен: от самого Отца. Сыном. Божиим» и было бы делом откровения; если говорит: не «Все, исповедавшие Его. Сыном то 30. И запретил им, чтобы за Христа Божия. вы же кого Мя глаголете быти, -Божиим веровавшие, что Онбыли, видели вы, которые всегда со других не назвал Мною есть Бог, исповедал Его истинным рожденным, По этой-то причине смысле и не свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и это бы так. Христоскак ты - сын Ионин, Блж. Феофилакт: сильно желает, чтобы исповедывалимногие чудеса? » говорит: ему «сын творилисобственном воплощение, говоря: «И показывая, чудодействия сии: Ты. Ионин» , кто и открыл смысле, а поисповедание полагали, что Онкак «Сказалпо естествумногим, то. Сын слова не заслуживали бы таков не Петром, показал, в как его Божий, означают соединение и не никому не говорили о 21. Но Он строго Мои чрез Прп. Исидор Пелусиот: «Слова и сами еси Христос, Меня Его Чтобы усыновлению блаженными, но, Его сыном, подобным ему. бы он почел говоря с Отца Моего Небесного, Единородный Ему» . что разрешишь на земле, то будет разрешено на так добродетели, подобнобожество, как святые называются сынами Я разумея под этим и тому, как все нередко и в других местах Он - Сына естеств, которое многим сказанным из дружбы исовершил в знак особенного к и. Петрово не И прежде по двух человеческаго, боголепно лести, и в Себе Сын Божий» . блаженства. показалось для нашего на корабле, после бури, говорили: воистину Божий небесах. превосходству - еще бывшие спасения Нем. приказал им никому делает» . что Христосиесть по естеству. Кто Божьими. Один только Петр истиннобыли названы блаженными, хотя и истину в понимал, Нему расположения, XIV, 33), однако невесьма любил Христа, - указывает Того, и сын есть (Матф. - потому что он 20. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы переданное буквально по-гречески. Отец не говорить о сем Лопухин: «Сын Ионы» - евр. Вар - Иона, собственном смысле ты разумел, Потому-то Христос, желая показать ученикам, что Сын Божий. что Петр только произносил, а научал его Отец, и внушил ему, чтобы сказали. Они назывался Его не как видно никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. из Ин. 1: 42; 21: 15 -17. В Евангелии Матфея Симона Петра исповедали. Иоанн, таким сыном, как Петр, но признавали воистину Петр один зналверил, Человеческаго, т. е. кажущегося для них человеком» . Его, чтобы ты надлежащим образом и без всякогочеловеческое мнение, но Зигабен: «Сына что даже превосходнейшим заблуждения исповедал он сыном подобным многим, слова эти не выражают многих, только не из самой. Как называется сыном Ионы (только здесь), что означает собственно «голубь» . назвал его блаженным, сущности Отца рожденным» . откровение о Нем» . как получившего Божественное божественное учение» . сокращенная форма от слова Иоанн, она не встречается еще нигде» .

Основание Церкви 1. Сам Христос «Ты Петр («петрос»), и на сем камне Иисус Христос в Священном Писании Сам нередко («петра» - греч. «скала») Я создам Церковь называется камнем: Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Фундаментом, скалой, камнем, то есть основанием, на Ис. 28, 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на котором зиждется Церковь Христова, следует признать Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко непоколебимую веру во Христа. Без этой веры не может утвержденный: верующий в него не постыдится» . 2. Вера ап. Петра быть Церкви Христовой. Если вера слабая, то при первом же испытании, при первом гонении падает, как падает Рим. 9, 33: «как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и дом, построенный на песке, от первого наводнения. камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» . Деян. 4, 11: «Он (Христос) есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но Господь обещает основать Церковь Свою на той вере, сделавшийся главою которую явил апостол Петр, а именно на той великой угла, и нет ни в ком ином спасения…» 3. Исповедание веры в ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же истине, что «Христос есть Сын Бога Живого» . То есть 1 Кор. 10, 3 -4: «и все богосыновство Иисуса Христос есть Тот долгожданный Мессия, о котором духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был пророчествовали все древние пророки, и что Он является Христос» истинным Сыном Божием, един от Святой Троицы. 1 Пет. 2, 3 -5: «ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню «Петр – но первый из людей понял, кто Я и поэтому живому, человеками отверженному, ты. Богом избранному, драгоценному, и Христос говорит здесь, что апостол Петр – это первый 4. Апостол Петр, как первый ты – первый, дом духовный, священство сами, как живые камни, устрояйте из себя самое начало Церкви, которую Я камень в новом обществе сынов Израилевых, новой член Христовой Церкви основываю. И каждый последующий Иисусом святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу член Церкви. То есть Петр был первым членом нового становится последующим членом Церкви Христовой» . Христом» . общества людей, уверовавших во Христа, т. е. Церкви.

Беседа Иисуса с Апостолами о предстоящей Ему смерти Мф. 16, 21 -23 Мк. 8, 31 – 33 Лк. 9, 21 -22 21. С того времени Иисус начал 31. И начал учить их, что Сыну 21. Но Он строго открывать ученикам Своим, что Ему Человеческому много должно приказал им никому должно идти в Иерусалим и много пострадать, быть отвержену не говорить о сем, пострадать от старейшин и старейшинами, 22. сказав, что Сыну первосвященников и книжников, и первосвященниками и Человеческому быть убиту, и в третий день книжниками, и быть убиту, и в должно много воскреснуть. третий день воскреснуть. пострадать, и быть 22. И, отозвав Его, Петр начал 32. И говорил о сем открыто. Но отвержену прекословить Ему: будь милостив к Петр, отозвав Его, начал старейшинами, Себе, Господи! да не будет этого с прекословить Ему. первосвященниками Тобою! 33. Он же, обратившись и взглянув и книжниками, и 23. Он же, обратившись, сказал на учеников Своих, воспретил быть убиту, и в третий Петру: отойди от Меня, сатана! ты Петру, сказав: отойди от Меня, день воскреснуть. Мне соблазн! потому что думаешь сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Свт. Иоанн Златоуст: «Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, Свт. Иоанн Златоуст: «С которого времени? С того, когда насадил в них учение о Своей думал, что страдание для Христа позорно и несвойственно. Итак, проникая в его Свт. Иоанн Златоуст: «Он познал, -что Иисус есть Сын Божий; а что такое тайна креста и божественности, когда положил начало обращения языков» . мысли, Христос говорит: ни мало не несвойственны Мне страдания, ноних глагол сей. воскресения, - то ему еще не было известно. Сказано: и бе сокровен от ты так судишь по. Зигабен: «С того времени, когда ученики твердо знали, что Он есть Сын Божий по плотскому разуму; напротив, если бы ты в божественном Духе, освободившись от плотских помыслов, было открыто, это Петр исповедал верно, это Мне весьма Блж. Феофилакт: «Чтовысказал сказанное Мною, то понял бы, Он должен претерпеть, естеству, Он начинает показывать, или предсказывать им, чтоотносительно же прилично. не думаешь, это, они не соблазнялись низко, а что помимо Бога он не изрек бы того, что Ты было открыто, ошибся, чтобы мыво время. Я тебе говорю, что эта мысль чтобы, заранее зная что страдать для Меня поняли, страдания и не предполагали, того по слабости что не страдать Мне - от дьявола» . Он страдаетвеликого» . природы»

Призыв Христа к крестоношению Мф. 16, 24 -28 Мк. 8, 34 – 9, 1 Лк. 9, 23 -27 24. Тогда Иисус сказал ученикам 34. И, подозвав народ с учениками 23. Ко всем же сказал: Своим: если кто хочет идти за Своими, сказал им: кто хочет идти за если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Блж. Феофилакт: «Не довольно одной внутренней веры: требуется. Мною, отвергнись себя, и исповедание уст. крест свой, и следуй за Мною, то двоякое должно быть и освящение, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо как человек двойствен, то есть освящение 25. ибо кто хочет душу свою души посредством веры 35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, следуй за Мною. освящение тела посредством исповедания. Итак, кто Блж. Феофилакт: «Посколькуи. Христос сказал о Себе, что Сыну Человеческому надлежит Свт. Иоанн Златоуст: «да отвержется себе, т. е. пусть не имеет ничего общего с самим сберечь, тот потеряет ее, а кто Распятого Богом своим, того и Он «постыдится» , признает тот потеряет ее, а кто потеряет душу 24. Ибо кто хочет душу «постыдится» «Тот, кто отлагает ветхого человека с вселенское, именно: отрекается много пострадать, то присовокупляет нечто общее и и их переносит, 3: 9), не Я один Блж. Иероним: исповедать свою ради Меня и Евангелия, тот (Кол так, как бы собою, а пусть обрекает себя на потеряет душу свою ради Меня, когда опасности, на подвиги, делами егосвою сберечь, тот то недостойным рабом Своим, не «приидет» уже не в смиренном виде, не в уничижении, претерплю смерть, но и все желающие последовать Мне должны отречься от самих от самого себя, говоря: Уже сбережет ее. живет во мне берет он терпел но кто-либо» . тот обретет ее; являлся здесь прежде я живу, другой некоторые Христос (Гал 2: 20); «в славе» и с потеряет ее; а кто на в. Зигабен: «Аще кто хощет, говорит, которое котором стыдятся себя, не иметь никакогои за по Мне ити, или – следовать за. Его, но как ученик и общения с плотью, но презирать Мною, себя 36. Ибо какая польза человеку, если самих себя» . 26. какая польза человеку, если крест свой и распинается для мира» . потеряет душу свою воинством Ангельским» . подражатель Мой, да отвержется себе, т. е. своей воли, преданной страстям и он приобретет весь мир, а душе они поверили, говорит, что некоторые из стоящих здесь Блж. Феофилакт: «чтобы он приобретет весь мир, а душе своей ради Меня, тот сбережет привязанной к этой «говорит – вам беспрестанно должно время бедствий и тела, не щадя его во Свт. Иоанн Златоуст: «И жизни, илитусвоего преображении славу второго пришествия. Свт. Иоанн Златоуст: возмет Зигабен: «Показал, что имеет однукрестже в - «Беспрестанно, говорит готовыми. Своего. говорит, Отца на своей повредит? или какой возможнои Он, них, славу с Отцом: во славе, быть Он, имей пред повредит? свой» ее. увидят, насколько это подвергая для опасностям, – и возмет крест свой, т. е. пусть испытаний, но даже возгорается ужасная брань. Потому не сиди дома, но пойди и его готов на заклание. Многие, хотя пренебрегали глазами смерть, и и смерть. имеетнынекаждыйв 37. Или какой выкуп даст человек за существо, завласть, и Если же тем одну уже славу, то же и 25. Ибо что пользы выкуп даст человек за душу ту жедень будь конечно, те, ты не подумал, что довольно самых Вместе с. Ведь ипоказывает, Мне грядет» - «чтобы которые пострадают тогда был Блж. Феофилакт: « «Если (крестом то, будут одно и потому что крест и Него. Как Свт. Иоанн о своей смерти кто хочет» - эти слова Господь сказал, чтобы показать, что Златоуст: «И по какойно не помнит если и падешь наи славу, вславепрезирали оживешь. . . страшились опасностей; обозначил смерть, богатство, сражайся; тогда Его плоть, так приобрел весь предающийидушу свой Божество. говорит, что ты по аналогии просветятся одну ту ту же минуту одно то свою? бедствий, удовольствия брани, же славу имеютсмерть, вато время итого, что тело человеку приобрести просияла смертной казни), душу свою? ожидает но какая польза отдолжна будет добродетель есть дело свободного выбора, а не принуждения. Следует же за Иисусом не тот, «Предположим, Имеющиеони ниипроисходили, Онмир, и все остальноепостоянно же» . на от чего Он, хочу, чтобы Мой присовокупляет, какая и подвиги его быть орудием говоритбыво-первых, потому подвижник ратовал до крови, праведники» . пусть всегда что не скоро побежден будет, во-вторых, смерти, пусть поэтому обретет ее Я, смерть 27. ибо приидет Сын если душа находится в худом состоянии? Ибо и в будущей жизниза Него 38. Ибо кто постыдится Меня и Моих весь мир, а себя самого кто только исповедует Его Сыном Божиим, но и проходит чрез все ужасы и переносит их» . благоденствует, Какая же? Что ежедневно умирает своею волею» . Христу, все никто причина бедствий. готов к заклания. делаешь, нинужно будет претерпеть смерть, и последуй продолжались до самого ней, и ни Итак, если терпишь, лучшую жизнь» . потому чтоза душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, еслислов в роде сем прелюбодейном и и падет, приобретет для нее Человеческий во славе Отца погубить или повредить не может дать выкупа претерпевай и соблюдай прочие добродетели» . смерть поносную, смертьгрешном, того постыдится и Сын в худых делах, то все под проклятием и по подозрению Своего с Ангелами Своими и Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и себе? там нет. Там придет Блж. Феофилакт: « «Кто хочет душу свою сберечь, еще тому радоваться» . есть если кто тот потеряет ее» , то должно перенести с мужеством, и тогда воздаст каждому по делам Человеческий, когда приидет в славе 26. Ибо кто постыдится страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный» . захочет жить по-мирскому, тот умрет душой» . его. Отца Своего со святыми Ангелами. Меня и Моих слов, того 28. Истинно говорю вам: есть 1. И сказал им: истинно говорю вам: Сын Человеческий Блж. Феофилакт: «Крестом» называет здесь смерть самую поносную; ибо не было иной Зигабен: «Если весь смерти, как смерть мученичеству. Кто с разумною что тот, какой некоторые из стоящих здесь, может нас к на кресте. Итак, Онотрицаетсядушою, токто есть некоторые из стоящих здесь, постыдится, когда так бесславной мир не Блж. Феофилакт: «Увещевает сравняться по своей цене объявляет, Господа, тот жеприобретает душу для выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечногоне славной, ее для будущего. которые не вкусят смерти, как настоящего, то есть спасает, наказания? но поносной, будет приидет во славе Своей желает быть учеником Его, которые не вкусят смерти, как уже губит. Конечно, никакого. должен умереть смертью но он Потому должно, оставив все, заботитьсяосужденный» . ради Него; и Отца и святых Ангелов. уже увидят Сына Человеческого, увидят Царствие Божие, пришедшее в но он найдет ее в Погубит душу ради Христа убит как только о ней одной, вред которой причиняет тот, кто пострадает смерть потерю которой нельзя дать выкупа» . грядущего в Царствии Своем. и засиле. нетлении и жизни вечной» .

Мф. 16, 28 ст. : «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» Мк. 9, 1: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» . Иисус Христос разумел Свое предстоящее Преображение О Дне Пятидесятницы, о пришествии Христа в Свое Царство Господь говорит о Своем Воскресении О тех, кто не умрет, но изменится (по словам ап. Павла) и восхищены будут на встречу со Христом. О 2 -м Пришествии Христа, но не о времени, а в смысле его внезапности О разрушении Иерусалима, которое является прототипом будущего Страшного Суда

Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: Преображение Господне (Мф. 17, 1 -13; Мк. 9, 2 -13; Лк. 9, 28 -36). Беседа с учениками во время схождения с горы.