Современные материалы парковых дорожек. Типы покрытия

Дорожно-тропиночная сеть служит направлением пути, при этом соединяет зоны участка, а также служит дополнительным дренажом для всего участка.

При создании дорожек и площадок необходимо учитывать следующие моменты:

Дорожки и площадки должны быть безопасными в любое время года, при любых погодных условиях;
- ширина должна быть не менее 60 см;
- тип мощения зависит от их назначения;
- с дорожного покрытия должен быть организован водоотвод;
- тыльная сторона мощение должно иметь боковой упор;
- строительство дорожно-тропиночной сети должно производиться, согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.

Дорожки и площадки могут иметь не жесткое и жесткое покрытие.

Не жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, у которых финишное покрытие сделано из сыпучих материалов. К таким материалам относятся: щебень фр. 5-20 мм, отсев, каменная и гранитная крошка, галька, декоративная щепа. Дорожки и площадки с не жестким покрытием требуют постоянного ремонта и ухода за собой. Их делают в основном в лесных зонах, парках, скверах, на детских площадках, в зонах декоративного огорода.
Жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, сделанные из природного либо искусственного камня, бетона, асфальтобетона, резиновой крошки, тротуарной плитки, деревянных настилов. Такие дорожки более практичны в эксплуатации, требуют меньшего ухода за собой, более долговечны, но при этом в уходе и содержании есть свои особенности.

Все дорожки и площадки должны иметь продольный и поперечный профиль. Он служит для естественного стока воды. Профиль дорожки должен быть выпуклым по отношению к поверхности почвы. Дорожки и площадки могут быть двухпрофильные (имеющие приподнятую середину и уклоны вправо и влево) или однопрофильные (с уклоном в одну сторону, когда один край выше другого). Продольный и поперечный уклон должен составлять 1см на 1 м, допускается применять минимальные уклоны, которые составляют 0,5 см на 1 м.

Работы по устройству дорожек и площадок можно разделить на 2 этапа: подготовка основания и устройство финишного покрытия. Подготовка основания включает в себя выборку грунта до твердого основания, в случае если выборку необходимо сделать больше чем высота запроектированного пирога, то в этом случае необходимо увеличить слой засыпки по песку. На дно корыта укладывается геотекстиль, потом делается песчано-щебеночная подушка, с послойным уплотнением виброплитой. Высота песчано-щебеночной подушки зависит от типа почв на участке и назначения дорожки или площадки. При этом ширина корыта и песчано-щебеночной подушки должна быть на 10 см больше с каждой стороны, чем финишное покрытие.

Устройство финишного покрытия включает в себя засыпку сыпучего материала на дорожках с не жестким покрытием и укладку камня, плитки, бетона и др. материалов предназначенных для жесткого покрытия.
Все дорожки и площадки по функциональному назначению делятся на: пешеходные, автомобильные, спортивные и детские. Отличаются они между собой в основном назначением, степенью нагрузки, толщиной пирога, а также финишным покрытием. Технологии производства работ при устройстве пешеходных, спортивных и детских площадок одинаковые.

Устройство пешеходных дорожек и площадок

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.









11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой
12. Устройство финишного слоя из сыпучего материала- 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=220 кг или трамбовкой.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).


13. Устройство цементно-песчаного слоя - 3-7 см.
14. Укладка тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 4-8 см).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.

13. Укладка клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 4-8 см).

15. Прометание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 4 см - 10 см).

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из булыжных спилов и бетонных плит:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Раскладка плит или булыжных спилов.
4. Точечная выемка грунта до твердого основания (под каждый спил или плиту отдельно).
5. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
6. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
7. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
8. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
9. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
10. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
11. Расклинцовка щебня отсевом или песком (отсев гранитный, песок крупнозернистый намывной)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
12. Укладка булыжных спилов или бетонных плит.
13. Устройство газона в швах между плитами.

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из индийского песчаника и бетонных плит на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
11. Укладка индийского песчаника или бетонных плит на раствор.
12. Выборка щебня из швов между песчаником и плитами- 10-12 см.
13. Засыпка плодородного грунта в швы дорожки или площадки- 10-12 см.
14. Уплотнение плодородного грунта с помощью ручной трамбовки.
15. Перемешивание семян газонных трав с плодородным грунтом в соотношении 1:1.
16. Засыпка семян с грунтом в швы полотна дорожки – 1 см.
17. Уплотнение семян с грунтом ручной трамбовкой.
18. Полив.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из резиновой крошки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (гранитный отсев)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Устройство финишного слоя из резиновой крошки- 3-5 см.

Устройство автомобильных дорожек и площадок.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.



7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.


10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Устройство финишного слоя из отсева - 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=320 кг.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.


9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4) .
13. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
14. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
15. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
16. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Устройство подстилающего слоя из отсева 5-8 см.
13. Укладки клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 6-10 см).
14. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
15. Проментание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается)
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка)
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 8 см - 10 см).
14. Затирка или прометание швов (затирка для камня или песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из тротуарной плитки или брусчатки на бетон:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.

5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.

8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.

10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Армирование (берется арматура d=12 мм, вяжется объемная сетка с размерами ячеек 12*12 см).
13. Установка опалубки.
14. Устройство деформационных швов.
15. Заливка бетона М300.
16. Демонтаж опалубки.
17. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4).
18. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
19. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
20. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
21. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из асфальтобетона:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=600 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.
9. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
12. Проливание щебеночного основания битумной эмульсией.
13. Укладка пористого асфальтобетона из крупнозернистой щебеночной смеси – 7 см.
14. Уплотнение катком.
15. Укладка плотного асфальтобетона из мелкозернистой щебеночной смеси- 5 см.
16. Уплотнение катком.

Установка бордюрного камня

Бордюрный камень служит ограничительной линией между газоном и полотном дорожек и площадок, а так же защищает край дорожного полотна от разрушения. Он изготовляется из природных каменных пород, гранита, бетона и железобетона.
По назначению условно бордюрный камень делится на садовый бордюр и бортовой камень. Садовый бордюр применяется при устройстве пешеходных дорожек и площадок, а бортовой камень предназначен для устройства проезжей части и площадок под автомобильное покрытие. Отличаются они друг от друга размерами и степенью нагрузки, которую они могут выдержать.
При установке бордюрного камня необходимо сделать песчано-щебеночную подушку с учетом всех уклонов. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках камней в плане и профиль не допускаются. Швы между камнями должны быть не более 1 см. Сам бордюрный камень должен устанавливаться на бетон марки не ниже М 250. После установки бордюрного камня необходимо сделать бетонные замки, а с тыльной стороны бордюра боковой упор из грунта. Установка бордюрного камня идет параллельно с подготовкой основания под дорожку или площадку.

Технология производства работ по установке бордюрного камня:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-10 см.
7. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)-10 см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Установка бордюрного камня на бетон (бетон М250, толщина бетонного слоя 10 см).
11. Устройство бетонных замков.
12. Затирка швов раствором.

В роле ограничительных бортов в зонах с пешеходной нагрузкой могут выступать пластиковые бордюры, бордюр из доски и бруса. Они в свою очередь устанавливаются на уплотненное песчаное основание толщиной 10 см и фиксируются специальными шпильками или арматурой d=6-10 мм.

Данный материал является отрывком из готовящейся к публикации книги Елены Русу "Руководство ландшафтными работами. Настольная книга прораба по озеленению и благоустройству".

Елена Русу является руководителем компании

Изначально мощение своими руками как дорожек так и площадок на участке представляется делом трудным, и как кажется доставит много хлопот даже опытному мастеру. Но как говорится, стоит только начать а там уж “природа подскажет”. В любом случае никто не знает лучше Вас самих Ваших желаний и устремлений – и как, собственно, вы хотите чтобы выглядел Ваш двор или участок в целом. Поэтому доверять это дело строительной бригаде, на наш взгляд, не стоит – ведь и дорожки и площадки можно легко сделать и самому если твердо представлять и настроится на конечный результат.

Для начала конечно стоит поговорить о выборе материала для устройства дорожек и площадок. А для тех кто твердо настроился сэкономить на дорогостоящих материалах рекомендуем прочитать запись .

Выбор материала для дорожек и площадок

Покрытия из камня долговечны и элегантны. Для мощения используют резаные или колотые плиты, брусчатку или гальку (булыжник).

Наиболее долговечны гранит, базальт, сиенит и серпентинит. Они не впитывают влагу, прочны, устойчивы к истиранию и морозу. Сильнее впитывают влагу более мягкие песчаники и известняки. Их сложнее содержать в чистоте, но они часто применяются в ландшафтном дизайне.

Бетонные покрытия менее долговечны и менее привлекательны, зато относительно дешевы. В продаже есть бетонные элементы (плиты, тротуарная плитка, ФЭМы) разного размера, цвета, формы. ФЭМы могут имитировать каменные плиты или старую мостовую. Внимания заслуживают элементы с лицевой поверхностью, покрытой крошкой, например базальтом или гранитом. Для устройства твердого покрытия дорожек достаточно использовать элементы толщиной 4 см.

Если покрытие предназначено для не слишком интенсивного автомобильного движения, их толщина должна быть как минимум 6, а лучше – 10 см.

Керамика. Для мощения используют специальный клинкерный кирпич. Он долговечен – обладает низким водопоглощением, устойчив к истиранию, ударам, воздействию атмосферных факторов, не меняет цвет. Клинкер для мостовых, как правило, имеет толщину 4,5 см (покрытие для пешеходов) и 5,3 см (покрытие для автомобилен). Для покрытий, эксплуатируемых с небольшими нагрузками, подходит менее плотный и более пористый строительный кирпич. Он сильнее поглощает влагу и быстрее разрушается, но при этом придает ландшафту специфический «антикварный» характер.

Покрытия из щебня выглядят естественно, удачно сочетаются с растениями и элементами садовой архитектуры. Подходят не только для дорожек и площадок, но и для подъездов к дому и гаражу. Условием их износостойкости является использование камней с острыми и неправильными краями (гравий, щебень, галька), которые хорошо заклиниваются. В процессе укладки покрытия очень важно тщательно утрамбовать все его слои. Но даже выполненное наилучшим образом гравийное покрытие разрушается быстрее по сравнению с другими и требует постоянного ухода – удаления сорняков, заполнения углублений в верхнем слое (подсыпки и тщательного уплотнения гравия). Деревянные покрытия выглядят благородно, прекрасно сочетаются с растениями и разными отделочными материалами. Из деревянных элементов выполняют террасы, дорожки и площадки в саду. Элементы нельзя укладывать плотно друг к другу – под воздействием влаги они набухают и могут быть вытолкнуты вверх. Недостатком покрытия является то, что намокшая древесина становится скользкой (предотвратить скольжение может рифленая поверхность).

Элементы должны быть обработаны защитным средством (лучше всего – под давлением). Иначе они могут разрушиться за несколько сезонов. Наиболее долговечны покрытия из дуба и экзотических пород древесины,например тика. Они тверды и устойчивы к воздействию атмосферных факторов, не требуют импрегнации. Обработать их можно лишь для того, чтобы со временем они не потеряли цвет.

Грунтовое покрытие особенно подходит для садов в натуральном стиле. Его наиболее просто сделать своими руками. Качественное грунтовое покрытие должно содержать 30% глины и 70% песка. Если грунт песчаный, в него добавляют сушеную молотую глину (ее можно купить на кирпичном заводе); если глинистый – добавляют песок. Компоненты нужно смешать с грунтом на глубину до 15 см и утрамбовать. В песчано-глинистом грунте форму дорожки вырезают заступом или мини-грейдером, а поверхность утрамбовывают. Поперечное сечение дороги должно иметь форму дуги с уклоном 1-2% от центра к краям. Поверхность можно облагородить тонким уплотненным слоем песка или молотого камня. Грунтовые дорожки менее долговечны по сравнению с дорожками из других материалов и требуют частого ухода.

Как устроить покрытие дорожек и площадок?

  • Определяем границу покрытия.
  • Снимаем верхний плодородный слой почвы и переносим на место. в котором она будет использована надлежащим образом (например, на клумбы и рабатки).
  • Выкапываем котлован. Основание выравниваем и утрамбовываем.
  • Укладываем бордюры. Они необходимы, если мы своими руками устраиваем грунтовое, гравийное или состоящее из небольших элементов (брусчатки, кирпича, колотого камня) покрытие; либо если предусмотрена большая нагрузка на поверхность. Можно использовать готовые бордюры, тротуарные плиты, клинкерный кирпич, каменные, деревянные элементы или ленту (из оцинкованной стали или пластика).
  • Каждый слой основания под покрытие должен быть тщательно утрамбован. Для того чтобы его укрепить, можно поверх каждого слоя щебня разложить 2-3 см смеси цемента с песком (1:12) и полить водой. Таким образом, будут заполнены пустоты между камнями.

Гравийная пешеходная дорожка (рисунок 1 сверху) Заезд для автомобилей, выполненный из щебня ( рисунок 1 – снизу)

  1. бордюр из оцинкованной стали (ленты) либо из пластика
  2. песок, щебень и глина в соотношении 1:1:1 или сухая молотая глина
  3. бетон класса В15
  4. каменный или бетонный бордюр
  5. отсев
  6. щебень или галька фракции 5-16 мм
  7. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Пешеходная дорожка, вымощенная из небольших элементов (рисунок 2 сверху) Вымощенный заезд для автомобилей (рисунок 2 – снизу)

  1. брусчатка, кирпич, деревянные элементы мощения, колотый камень
  2. песок или цементно-песчаная подсыпка 1:12
  3. щебень или гравий фракции 30-40 мм
  4. бордюр
  5. песок или цементно-песчаная подсыпка
  6. щебень или гравий фракции 5-16 мм
  7. бетон класса В15
  8. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Размеры даны в сантиметрах на обоих рисунках

Как тип грунта влияет на устройство покрытия?

Метод устройства покрытия зависит от его предназначения, а также от вида грунта. На проницаемых грунтах, сквозь которые вода просачивается быстро, нет необходимости укладывать под дорожку дренирующий слой. На непроницаемых грунтах обязательно следует выполнить дренаж. Под покрытия, предназначенные для пешеходов, достаточно 10-20 см гравия или щебня крупной фракции. Более нагруженное покрытие, по которому будут ездить автомобили, должно иметь основание, состоящее из гравийного дренажного слоя (приблизительно 10 см) и несущего слоя из щебня или гравия (10-20 см).

Для устройства площадок и дорожек нужно знать что:

  • Ширина удобной дорожки -н е менее 0,8 м; заезда – 3,0 м.
  • Правильно выполненная дорога должна иметь гладкую поверхность с поперечным и продольным уклонами (2-5%), облегчающими сток дождевой воды.
  • Покрытие дорожек, находящихся рядом с клумбами, должно быть несколько приподнято над ними; благодаря этому на дорожку не будет ссыпаться земля.
  • Мощение, граничащее с газоном, лучше уложить вровень с его поверхностью. Это облегчит кошение.
  • Песчаник – не самый твердый камень, но он популярен из-за своего «теплого» вида, относительно невысокой цены и простоты обработки
  • Дорожку из гранитных плит не стоит ограничивать бордюром. Элементы неправильной формы в ландшафте смотрятся естественно
  • Узенькая гравийная тропинка не контрастирует с растениями, а как бы приглашает на прогулку. Среди травы она почти незаметна
  • Дорожка, выложенная тротуарной плиткой серого цвета, не бросается в глаза и служит отличным фоном для ранений

С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 3. Технология обустройства троп*

В.В. Комов, Я.И. Орестов

3.1 Дорожки, лестницы и площадки

Общие требования

Выбор материала и ширины дорожки зависит от функциональных и природных особенностей маршрута. Наиболее целесообразно использовать для дорожного строительства местные материалы.

В практике благоустройства парков и лесопарков приняты стандартные величины ширины дорожек, кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по тропе могут комфортно передвигаться два человека. При строительстве экотроп к ширине дорожек можно подходить менее строго.

«Обустройство тропы начинается с того, что Вам придется опуститься на колени и исследовать почву. Внимательно посмотрите, с каким грунтом имеете дело, из чего состоит почва, что с ней может произойти во время дождя. Определите, откуда поступает вода на тропу и куда она стекает. Вашей основной заботой должно стать регулирование скорости и направления потока воды».
Марк Эдвардс, координатор маршрутов Департамента природных ресурсов штата Айова

Эффективность функционирования экологических троп и маршрутов в существенной мере зависит от технического состояния дорожного полотна. Одной из основных проблем является дренирование дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее основание щебня, песка или других материалов с хорошей водопропускной способностью, а также за счет придания поперечного и продольного уклона верхнему покрытию тропы.

На поверхности неправильно сформированного покрытия тропы вода застаивается. Посетители парка обходят увлажненные участки, в результате чего возникают обходные тропинки.

Тропы, проходящие по склону, могут превратиться в канавы, по которым будет стекать вода. Если уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и заграждений для водного потока.

Уклон тропы обычно выражают в процентах: уклон в 1 процент соответствует понижению/повышению величиной в 1 сантиметр в расчете на каждый метр дорожного полотна.

Иногда вместо процентов употребляют другую единицу – промилле, которая равна одной десятой процента.

Уклон поверхности до 5% является оптимальным для подъема посетителей (5% соответствует набору высоты в 1,5 м на 30 м пути).

Рекомендуемые продольные уклоны составляют от 0,5 до 8%, в от дельных случаях уклоны могут достигать 20%. При больших уклонах участки подъема должны чередоваться с горизонтальными площадками, причем существуют определенные рекомендации по чередованию горизонтальных участков и участков с различным уклоном, выполняя которые можно сделать подъем комфортным.

На следующей схеме изображен участок с чередованием наклонных и горизонтальных участков.

Рис. 3.1. Продольные уклоны пешеходных дорожек
1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка пути

Продольные уклоны на участках подъема следует увеличивать по степенно, одновременно согласовывая их длину с величиной уклона (см. таблицу):

Продольный уклон, % (i) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Длина участка, м 1130 840 630 480 370 280 220 170 130 105 88 67 53 43

Применение таблицы можно пояснить на следующем примере: если у нас есть возвышенность, на вершину которой надо проложить дорожку, то целесообразно от подножия первый подъем устраивать как можно более пологим – предположим, что это участок с уклоном 3% (3 см подъема на 1 м тропы). Протяженность такого участка не должна превышать 630 м (см. таблицу). Трассировать дорогу следует так, чтобы после подъема шел горизонтальный участок. Обычно для этого маршрут прокладывают серпантином или спиралью вокруг холма.

Следующий подъем можно сделать более крутым – предположим, с уклоном 9%, протяженностью не более 130 м и так далее, до вершины, с последовательным увеличением крутизны участков и уменьшением их протяженности.

Такое сочетание уклонов и горизонтальных участков позволяет чередовать физические усилия и отдых и соответствует естественному распределению высот рельефа.

Устройство лестниц

Уклоны более 20% оборудуются лестницами с перилами. Лестницы могут быть деревянными, грунтовыми, металлическими или с применением природного камня. Наиболее долговечны, но и дороги в производстве – металлические конструкции. Ступени и площадки, сваренные из арматурного прута с интервалом 15–25 мм, меньше обледеневают и не снижают инсоляции (интенсивности солнечного света, попадающего на поверхность) под лестницей. Кроме того, металлические опоры более тонкие, что меньше повреждает корни растений при установке.

Удобная лестница рассчитывается следующим образом:
значение 2h+S , где h – высота ступенек в см, а S – ширина ступеньки в см (проступь) , должно лежать в интервале от 60 до 67 .
К примеру, если высота ступеньки у вас 13 см, то ширина ступеньки может быть от 34 см (60 – 13 х 2) до 41 см (67 – 13 х 2).

Горизонтальная часть ступеньки называется проступью, а вертикальная (фронтальная) – подступенком.

Рис. 3.2. Устройство деревянной лестницы

Простой и экономный вид лестниц – насыпные. Для них требуется подготовка наклонного основания в грунте или наращивание основания из засыпки. Наклон в грунте должен иметь дренирующий слой толщиной 50–80 мм из засыпки. Для засыпки используют шлак, песок, гравий, щебень, доломит.

Заранее скрепленные с боковинами подступенки укладывают в наклонную выемку между двумя уровнями участка, а затем засыпают шлак или песок до верхнего обреза доски подступенка и утрамбовывают. Возможность прогиба доски предотвращают с помощью колышков, которые лучше всего вбить с внутренней (засыпаемой) стороны доски. Доску в этом случае прибивают к колышкам. Расположение колышков в засыпке придает конструкции более совершенный и законченный вид (рис. 3.3). Доски в этом варианте являются постоянным элементом конструкции лестницы.

Рис. 3.3. Устройство насыпной лестницы
1 – тетива; 4 – колышки; 2 – подступенок; 5 – дренажный слой 3 – засыпка;

В качестве материала для укрепления подступенков может использоваться природный камень, поперечно положенные или вертикально вкопанные бревна. При необходимости укрепляются и боковые борта ступеней.

Бетонные ступеньки легко сделать на наклонной поверхности в деревянной опалубке из боковин и подпорных досок. Подпорные доски устанавливаются вертикально или с небольшим наклоном. Они формируют поверхность подступенка. Опалубка после затвердевания бетона удаляется. Для опалубки можно использовать листовое железо.

Устройство дорожек и площадок

Вкусная начинка «дорожного пирога»

Так же как обычный пирожок состоит из теста и начинки, так и дорога имеет несколько слоев. Верхний, – «румяная корочка пирога» – это асфальт или плитка или щебень, тот слой, по которому идут наши ноги. Под ним находится «начинка» – мы ее не видим, но именно она делает дорогу сухой и прочной. Термин «дорожный пирог» прочно вошел в язык строителей.

А кто изобрел «дорожный пирог»? Римские легионы завоевывали древний мир не только силой оружия, но и дорогами, которые сохранились спустя два тысячелетия. И не удивительно – иногда слой «начинки» дорожного «пирога» достигал 5 метров!

Полотно дорожки должно быть максимально ровным и пологим на всем протяжении, не иметь ям и выступающих кочек, корней и других препятствий. В целях предотвращения образования луж, уровень тропы должен быть приподнят над уровнем земли и иметь в поперечном сечении слегка выпуклую (3–5%) форму при двускатном поперечном профиле или наклон в сторону сброса стока с тем же уклоном.

Для предотвращения повреждения прилегающей к тропе почвы и растительности рекомендуется вдоль полотна посеять так называемый «спортивный газон» – смесь трав, устойчивых к вытаптыванию. При необходимости можно высадить вдоль полотна невысокую живую изгородь. Особенно это необходимо в местах пересечения тропы с нежелательными стихийно сформировавшимися тропинками.

Рис. 3.4. Устройство лестницы с бетонированными ступенями
1 – боковины опалубки; 4 – подпор для ступени с навесом; 2 – подпорные доски; 5 – основание подушки 3 – упоры (бруски);

Полотно из гравийно-песчаной смеси

Если тропа идет по земляным, песчаным и другим «мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. Варианты устройства таких дорожек представлены на рис. 3.5, 3.6.

На песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу.

Рис. 3.6. Покрытие ПГС: с бортовым камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу). Поперечный разрез

Сооружение гатей и лежневок

… Была и есть в России еще одна стихия, неизвестная на Западе – бездорожье.

Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело – проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А камня в России как раз и не было под руками, нечем было отсыпать «постель», чтобы не утонул гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по полям (такая повинность возлагалась кое-где на крестьян и в дореволюционное, и в советское время) не давал нужного количества материала. Поэтому в России была такая непростая типология дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но благоустроенные почтовые тракты, были извилистые, набитые крестьянскими телегами проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой полевые дороги.

Были выработаны на Руси оригинальные способы мощения дорог – гати, лежневки и торцовые мостовые. Сырые участки гатились связками прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих болотах ложились лежневки: укладывались вдоль трассы в два ряда толстые бревна, на них клались одно к другому, слегка врубаясь, поперечные бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали спицы из тележных колес, расходились ободы, ломались оси и дрожины и едва держалась в теле душа ездока. В городах же центральные улицы мостились деревянными торцами – чурбаками, обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На песчаную постель (хорошо, если был поблизости песок) плотно, один к другому, ставились просмоленные торцы, заливались сверху смолой и посыпались песком. В первые месяцы такая мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка погромыхивали на ней тележные колеса, а через год одни торцы оседали, другие перекашивались, третьи начинали выгнивать и выбивались железными шинами колес, так что, съезжая с «благоустроенной» улицы в переулок, где не было уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей души. А еще через год нужно было снова мостить улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком северном городке, пришлось поездить и по торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от этих поездок, от того, как стучали зубы и бились кости об облучок телеги, до сих пор свежи в памяти...

(А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории русской повседневности» http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)

Когда тропа идет по влажным заболоченным местам, целесообразно сооружение гатей и лежневок. Гатью раньше называли настил из веток, древесных остатков, на слегка утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой – дорогу по болоту, основанием которой служили продольные или поперечные бревна.

Фото 3.1.

В определении этих терминов у разных авторов есть расхождения, но можно согласиться с тем, что и тот, и другой тип дороги представляет собой приподнятый над землей настил, – а это дает нам возможность не только комфортно пройти по участку с избыточным увлажнением, но и помочь защитить от повреждений корни деревьев, сохранить интересные виды мхов и лишайников и другие объекты напочвенного покрова.

Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала.

Рис. 3.7. Одна из возможных конструкций настила

Очень красиво выглядят настилы, приподнятые над почвой на столбах (деревянных или асбоцементных с заливкой раствором). Как правило, они довольно долговечны.

Ширину гатей и лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.

Фото 3.2. Настил с применением асбоцементных столбов

Пошаговые дорожки

Пошаговые дорожки выглядят как отдельные плоские камни или плитки, расположенные на расстоянии шага друг от друга. Они идеально вписываются в естественное природное окружение и достаточно долговечны при условии правильной технологии и хорошего качества плитняка.

К преимуществам таких дорожек следует отнести то, что они совершенно не препятствуют поверхностному стоку, так как основание под них можно делать не сплошное, а по контуру каждой плитки. К недостаткам следует отнести малую пропускную способность: идти по такой дорожке приходится друг за другом. В то же время такие дорожки вполне можно использовать для сходов с основной трассы экологического маршрута к отдельным достопримечательностям.

Фото 3.3.

Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65 см (между центрами плиток). Плитку сначала раскладывают на грунте и пробуют пройти по намеченной дорожке. Неудачно расположенные плитки можно тут же поправить и после этого наметить наиболее удобные контуры будущего дорожного пирога. Чаще всего при этом можно обойтись без устройства опалубки.

Очень декоративно и естественно смотрятся и лесенки из плашки. При этом каждая следующая плитка поднимается относительно предыдущей на высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится для формирования ступенек использовать временную опалубку.

Укладка плашки прямо на грунт допустима только в условиях песчаной или супесчаной почвы, с предварительным увлажнением и трамбовкой грунта там, где нагрузка на дорожку будет незначительной.

Рис. 3.8. Технология устройства пошаговых дорожек

Торцовые дорожки и площадки

В лесных условиях торцовая дорожка, на первый взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И красиво, и материал под рукой. На самом деле торцовая дорожка – один из самых сложных вариантов дорожного полотна. Действительно, торец – цилиндрический отрезок ствола высотой 10–30 см – фактически представляет собой кусок древесины, у которого снизу и сверху открыты все проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и разрушение древесины идут довольно быстро.

Лишь две породы могут в таких условиях без основательной обработки сохранять прочность: дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются устройством торцовых покрытий, дают долгосрочные гарантии только для таких пород. Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость торцового покрытия из лиственницы может составлять до 50 евро за 1 м 2 . Устройство торцового покрытия трудоемко и может сравниться с устройством дорожки из брусчатки. При этом возникает проблема внешнего вида покрытия, так как торцы легко затираются грязью и практически не отчищаются.

Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как правило, расшатываются и дорожка становится менее проходимой, чем просто грунтовая.

Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует с большой осторожностью. Желательно устраивать их только в сухих местах и ограничивать по площади, не забывая о том, что данный вид работ требует значительных трудозатрат.

«Корыто» под торцовую дорожку роют с тем расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется крупнозернистым песком с послойной трамбовкой. Торцы укладывают на утрамбованное основание и подгоняют друг к другу, а промежутки между ними заполняют более мелкими спилами. При этом крайние торцы обязательно должны опираться на обортовку (края «корыта», даже притрамбованные, должны быть дополнительно укреплены доской или другим материалом). Затем промежутки между спилами просыпаются песком и дополнительно трамбуются.

Рис. 3.9. Примерная конструкция торцового покрытия

На участках тропы, проходящих по траверсам склонов, необходимо предусмотреть сооружение террас. Желательно, чтобы полотно лежало на естественном основании, при этом терраса врезается в склон на ширину будущей тропы. Дорожное покрытие на террасах должно быть твердым – деревянным или каменным. Боковые стенки террасы из сыпучего материала укрепляются подпорной стенкой из камня, дерева или посадкой легкоукореняющихся растений. Перила целесообразно прокладывать в две нитки: на высоте 75–80 см для взрослых, и 45–50 см – для детей.

Для соблюдения допустимых уклонов тропу целесообразно прокладывать по принципу серпантина.

* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой ". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники" , любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.