Срок действия энергопаспорта. Энергетический паспорт, кто делает и для чего? Периодичность оформления энергопаспортов

«ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Статья 15. Энергетическое обследование

  1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  2. Основными целями энергетического обследования являются:
    • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
    • определение показателей энергетической эффективности;
    • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
  3. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").
  5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
  6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
  7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
    • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
    • о показателях энергетической эффективности;
    • о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
    • о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
    • о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  8. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).
  9. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование

  1. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
    • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
    • организации с участием государства или муниципального образования;
    • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
    • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
    • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
  2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года , последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет .
  3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
    • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
    • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Предлагаем оформление энергопаспорта от 20 000 рублей под ключ!

Сразу отметим, что согласно последним требованиям (например ГУ Мосстройнадзора при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства), в энергопаспортах обязательно должны присутствовать такие приложения, как "заключение по результатам тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания и выборочного контроля кратности воздухообмена в помещениях (квартирах)". Также должны быть заполнены все графы, в т.ч. нормативные, расчетные (проектные) и фактические показатели. Заказывая энергопаспорт в нашей компании, Вы получаете энергопаспорт, соответствующий всем последним требованиям.

8-800-200-10-89

Энергетический паспорт (энергопаспорт ) - документ для подтверждения прохождения энергоаудита.

По окончании энергоаудита на предприятиях, объектах хозяйственной деятельности, частных домах и др. оформляется обязательный нормативный документ - энергетический паспорт.
В энергопаспорте перечисляются сведения об энергоэффективности, полученные в результате энергоаудита эксплуатации зданий, хоздеятельности компании, технологических процессов и прочих объектов исследования.

Энергопаспорта бывают различными:

  • Энергетический паспорт предприятия;
  • Энергетический паспорт дома;
  • Энергетический паспорт здания, школы, детского сада и т.д.
  • Энергетический паспорт объекта
  • Энергопаспорт поставщика ресурсов и т.д.

К каждому документу предьявляются разные требования, которые мы учтем при разработке энергопаспорта Вашей организации.

Кто обязан получить энергетический паспорт:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении более 10 миллионов рублей за календарный год; (см. текст в предыдущей редакции)
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Энергопаспорт содержит:

  • общие данные о потребителе энергоресурсов - исследуемом предприятии, включая оснащение приборами учета;
  • информация о величине потребления энергии и её видах;
  • расчетные сведения об эффективности использования ресурсов;
  • величина потерь и рекомендации по их снижению;
  • перечень мероприятий по повышению энергоэффективности и экономическая выгода от их выполнения.

Как выглядит энергопаспорт:

Образец (пример) энергетического паспорта

  • Требования к энергетическому паспорту здания, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации;
  • Правила направления копии энергетического паспорта дома, составленного по результатам обязательного энергетического обследования.

Согласно приложениям к Требованиям, в энергетический паспорт объекта должны быть включены следующие разделы:

  • Приложение №1 (титульный лист);
  • Приложение №2 (общие сведения об объекте энергетического обследования);
  • Приложение №3 (сведения об оснащенности приборами учета);
  • Приложение №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12 (сведения об объеме используемых энергетических ресурсов);
  • Приложение №13 (сведения о показателях энергетической эффективности);
  • Приложение №14, №15, №16, №17, №18, №19 (сведения о величине потерь переданных энергетических ресурсов и рекомендации по их сокращению (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов));
  • Приложение №20 (потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов);
  • Приложение №21 (перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности);
  • Приложение №22 (сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности);
  • Приложение №23 (При наличии обособленных подразделений обследуемого юридического лица (филиалов, представительств, объектов) в других муниципальных образованиях к энергетическому паспорту прилагаются формы в соответствии с приложениями №2 - 23 к настоящим Требованиям, заполненные по каждому обособленному подразделению);
  • Приложение №24 (сведения, если энергетический паспорт составлен на основании проектной документации).

Тут можно скачать форму энергопаспорта целиком.
а вот тут - образец энергетического паспорта с комментариями по заполнению.

Наша компания может выполнить расчет энергопаспорта, с последующей экспертизой и регистрацией в МинЭнерго.
(Вы не можете выполнить эту работу своими силами , пока не являетесь членом СРО энергоаудиторов, к которым предьявляются высокие требования как по штату высококвалифицированных специалистов с опытом работы, так и по наличию дорогостоящего оборудования для измерений в энергетике).

Оборатившись к нам, Вы сможете заказать и оформить энергопаспорт Вашего предприятия по невысокой стоимости.
Мы проделаем всю работу под ключ. Вам потребуется только оплатить стоимость энергопаспорта и назначить ответственного сотрудника, с которым мы будем вести общение.

Мы работаем с 2000 года.

Стоимость энергетического паспорта организации:

  • от 20 000 рублей (упрощенная процедура, аудит документации, составление энергопаспорта, экспертиза, регистрация в МинЭнерго)
  • от 70 000 рублей (полноценный энергоаудит, аудит документации, составление энергопаспорта, экспертиза, регистрация в МинЭнерго)

Опросный лист для оформления энергопаспорта.

Просто позвоните нам по телефону 8-495-995-10-89 (многоканальный)

Для звонков с мобильных и по межгороду для Вас также работает бесплатный номер 8-800-200-10-89 . Разговор оплачиваем мы. Звоните.

Разработка энергопаспорта - этапы сотрудничества.

Процесс разработки энергопаспорта предполагает следующие этапы:

1. Предварительное согласование.

  • консультационные услуги специалистов по вопросу, интересующему заказчика;
  • Проверка документации заказчика на предмет наличия всех необходимых данных для разработки энергопаспорта, определение перечня необходимых работ и стоимости энергетического паспорта объекта (предприятия, жилого здания, школы, общественной организации и т.п.);
  • составление технического задания, определение объемов, сроков выполнения работ и стоимости услуги.

Завершением данного этапа является подписание договора. Уже на этой предварительной стадии заказчик имеет полное представление о порядке работ и знает, какова стоимость разработки энергетического паспорта.

2. Составление энергетического паспорта потребителя ТЭР.

  • составление энергетического паспорта;
  • разработка мероприятий по повышению эффективности использования энергетических ресурсов.
  • оформление технического отчета
  • регистрация в СРО копии энергетического паспорта, утвержденного клиентом;
  • доставка паспорта по указанному заказчиком адресу.

После составления энергопаспорт здания или другого объекта направляется на экспертизу в СРО, а далее передается в Минэнерго РФ.

Эти услуги входят в стоимость оформления энергопаспорта и доплачивать за них не нужно.

Просто позвоните нам по телефону 8-495-995-10-89 (многоканальный)

Для звонков с мобильных и по межгороду для Вас также работает бесплатный номер 8-800-200-10-89 . Разговор оплачиваем мы. Звоните.

Экспертиза энергетического паспорта в СРО.

Мы несем полную ответственность за результаты проведенного обследования, и гарантируем прохождение всех согласовательных процедур в кратчайшие сроки. Доверив нам энергоаудит и составление энергопаспорта, Вы можете быть уверены, что он будет согласован во всех необходимых инстанциях.

Для того, чтобы провести экспертизу энергопаспорта, его нужно отправить в СРО, где эксперты проверяют расчеты наших аудиторов. В том случае, если эксперты выявляют ошибки или недочеты, СРО возвращает нам паспорт для внесения изменений или дополнений. После доработки и окончательного утверждения в СРО, энергетический паспорт отправляется на регистрацию в Министерство энергетики.

Как происходит экспертиза энергопаспорта в СРО:

  • Мы заполняем и отправляем в СРО заявление на проведение экспертизы энергопаспорта. К заявлению прикладывается наш с Вами договор аудиторского обследования.
  • СРО заключает с нами Договор на выполнение работ по проведению экспертизы энергопаспорта Вашего предприятия. Договор содержит счет на оказание услуг и регистрационный номер Вашего энергопаспорта.
  • После подписания договора и оплаты счета, мы передаем в СРО энергопаспорт в электронном виде. Он обязательно должен содержать титульный лист с оригинальными печатями и подписями Заказчика обследования, т.е. Вашей организации.
  • В течение следующих 1-10 дней после оплаты услуг по договору и получения всех документов специалисты СРО обязаны провести экспертизу Вашего энергетического паспорта. Мы поддерживаем с экспертами хорошие отношения, поэтому срок экспертизы Вашего энергопаспорта будет минимальным.
  • После устранения всех замечаний СРО выписывает положительное экспертное заключение о соответствии энергетического паспорта установленным нормам и правилам и действующему законодательству.
  • СРО в электронном виде отправляет копию энергопаспорта в Министерство энергетики РФ. На копии обязательны подписи энергоаудитора, который проводил обследование, и печати энергоаудиторской организации и СРО.

Регистрация энергопаспорта в Минэнерго.

По законодательству, отправлять энергопаспорт в Минэнерго имеет право СРО, в котором мы состоим. Причем паспорта отправляются пакетами, по мере накопления. Для каждого СРО зафиксирована своя ежеквартальная дата передачи документов. В эти даты СРО отправляет в Минэнерго все энергетические паспорта, которые прошли в ней экспертизу за квартал.

Все эти паспорта перечислены в сопроводительном письме, которое СРО отправляет вместе с пакетом документов. Перечень энергопаспортов должен содержать:

    • порядковый номер энергопаспорта;
    • наименование исполнителя (название энергоаудиторской компании);
    • № энергетического паспорта (номер, который присваивает СРО);
    • наименование заказчика (организация, для которой подготовлен энергетический паспорт).

Копию этого письма Вы можете предъявлять при проверке от Ростехнадзора или других организаций, которые будут интересоваться наличием у Вас энергопаспорта. Эта копия подтверждает тот факт, что Вами запущен и оплачен процесс оформления энергопаспорта. Что, собственно, и требовалось.

Также с помощью сопроводительного письма можно проследить продвижение регистрации энергопаспорта в Министерстве энергетики.

Для ускорения процесса мы сами можем отправить энергопаспорт в Минэнерго на регистрацию с помощью программного обеспечения E-Pass.

При заключении договора с нашей компанией Вы можете рассчитывать на минимальные сроки оформления и регистрации энергопаспорта, умеренные цены и отсутствие беспокойства в процессе работы. Все хлопоты мы берем на себя.

Просто позвоните нам по телефону 8-495-995-10-89 (многоканальный)

Для звонков с мобильных и по межгороду для Вас также работает бесплатный номер 8-800-200-10-89 . Разговор оплачиваем мы. Звоните.

Ответственность за отсутствие энергетического паспорта

Нарушение

Размер штрафа для должностных лиц

Размер штрафа для юридических лиц

Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов

в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей

в размере от 500 тысяч

до 600 тысяч рублей

Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов

в размере от 100 тысяч

до 150 тысяч рублей

Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования (энергоаудита)

в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей

в размере от 50 тысяч

до 250 тысяч рублей

Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования (энергоаудита), в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

в размере 5 тысяч рублей

в размере 10 тысяч рублей

Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

в размере от 30 тысяч

до 50 тысяч рублей

в размере от 50 тысяч

до 100 тысяч рублей.

Энергетический паспорт предприятия - это документ, в котором отражаются результаты энергетического обследования предприятия, которое в свою очередь выявляет в каком состоянии находится энергетическое хозяйство предприятия и всех принадлежащих ему объектов. Приказ Минэнерго России № 400 от 30.06.2014 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» () утверждает как все требования по проведению энергоаудита, так и саму форму энергопаспорта (образец смотрите ниже).

Зачем предприятию нужен энергетический паспорт?

Любое предприятие, потребляющее энергетические ресурсы на сумму более 50 миллионов рублей в год должно провести энергетическое обследование всего своего юридического лица (т.е. всех объектов ему принадлежащих) и по результатам этого обследования получить энергетический паспорт. Но тут есть одно "НО". Если это государственное, бюджетное или муниципальное предприятие, то, не зависимо от объемов потребляемых ресурсов, для него должен быть заказан либо энергопаспорт либо энергодекларация.

Какая информация должна быть отражена в энергетическом паспорте

  1. Общие сведения о предприятии, его продукции и предоставляемых услугах;
    1. Реквизиты, в т.ч. и банковские,
    2. фактический и юридический адреса,
    3. ФИО руководителя и ответственного за энергетическое хозяйство предприятия.
  2. Данные по наличию счетчиков воды, электроэнергии, газа, тепла, топлива;
    1. все вводы энергии оборудованные и не оборудованные счетчиками,
    2. марка и класс точности каждого из счетчиков,
    3. когда проводилась последняя поверка приборов учета и дата следующей,
    4. рекомендации по повышению эффективности систему учета энергии.
  3. Данные по использованию всех энергоресурсов за последние 5 лет;
    1. по теплоэнергии:
      1. на отопление,
      2. на горячее водоснабжение,
      3. на технологические линии производства.
    2. по электроэнергии:
      1. на освещение,
      2. на технологические нужды,
      3. на передачу сторонним потребителям,
      4. потери.
    3. при наличии других энергоресурсов все делается по аналогии.
  4. Информация обо всем оборудовании, которое используют энергии любого типа;
  5. Информация по всем зданиям и сооружениям, принадлежащим данному юр.лицу;
  6. Если предприятие занимается как производством энергоресурсов так и их передачей, то в энергопаспорт должна быть включена информация по данной деятельности;
  7. Информация по энергоэффективности, оценка вероятной экономии энергоресурсов;
    1. Пример по энергоэффективности:
      1. потребление электроэнергии на каждого сотрудника организации,
      2. потребление теплоэнергии на один квадратный метр площади,
      3. потребление энергоресурсов на каждое готовое изделие (если это производственное предприятие),
      4. потребление энергоресурсов на каждый технологический комплекс и процесс.
  8. Мероприятия, которые нужно провести для экономии энергетических ресурсов и по повышению общей энергоэффективности;
  9. Список ответственных лиц за энергетическое хозяйство на предприятии.

Если говорить о мероприятиях по энергосбережению, то они рассчитываются сроком на 5 лет. Окупаемость, затраты и срок реализации указывается для каждого из них. Также они разделяются как по видам энергии (электроэнергия, теплоэнергия), так и по видам ресурсов (газ, жидкое топливо, твердое топливо (уголь), вода). Все эти мероприятия по затратам на их реализацию делят на три типа: малозатратное, среднезатратное и крупнозатратное.

Ответственность за отсутствие энергетического паспорта у предприятия

В случае отсутствия энергетического паспорта у предприятия ответственность несут как должностные лица так и само юридическое лицо. Сумма штрафа составляет от 50 до 250 тыс. рублей. И штрафы придется платить до тех пор пока энергопаспорт не будет сделан. После первой проверке, выявившей это нарушение налагается первый штраф в сумме 50 тыс.руб. на юридическое лицо и 10 тыс.руб. на должностное лицо, ответственное за энергетическое хозяйство предприятия. Так же выписывается предписание устранить нарушение в течение 3-х месяцев. По истечению этого срока если энергопаспорт не был сделан накладывается более высокий штраф от 100 до 250 тыс. руб. и на должностных лиц до 15 тыс. руб. А если учесть тот факт, что, составление энергетического паспорта обойдется предприятию всего в 20 - 50 тыс. рублей (в зависимости от размеров самого предприятия), то даже первый штраф не стоит того, чтобы его ждать и надеяться, что пронесет в этот раз.

Более подробно про штрафы в зависимости от типа предприятия:

  • Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 - непредоставление результатов энергетического обследования
    • 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 тысяч до 250 тысяч рублей.
  • Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 - непредоставление копии энергопаспорта
    • на должностных лиц в размере 5 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - 10 тысяч рублей.
  • Сатья 9.16, пункт 9, ФЗ №261 - нарушение для государственного или муниципального предприятия
    • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Разработка и составление энергопаспорта

Энергетический паспорт должен составляться на всё предприятие в целом, т.е. включая все его активы и здесь не важно частная это организация или государственная. Отдельно на котельную, на другие производственные комплексы, потребляющие энергоресурсы, энергопаспорт не составляется, если эти объекты не являются отдельным юр.лицом.

Объекты, которые должны быть включены в энергетический паспорт любого предприятия, подходящего под обязательные требования по его составлению:

  • здания и сооружения;
  • производственное оборудование;
  • филиалы предприятия;
  • обособленные подразделения;
  • системы передачи энергоресурсов такие как трубопроводы и ;
  • котельные;
  • электрические подстанции;
  • автопарки;
  • и т.п.

Исключение составляют здания и сооружения, которые вводятся в эксплуатацию. Для таких объектов составляется отдельный энергопаспорт.

Кто должен это делать

Проведением энергоаудита могут заниматься только СРО организации. Самостоятельно такие работы проводить нельзя. Заключается договор и специалисты собирают данные по энергопотреблению и всю сопутствующую информацию. После проведения всех необходимых исследований составляется и энергетический паспорт. После этого проводится экспертиза и паспорт регистрируется в СРО и в Минэнерго РФ. И только после этого энергетический паспорт предприятия считается официальным документом, который предъявляется по требованию контролирующих органов таких как Ростехнадзор.

Срок действия энергетического паспорта

Энергетический паспорт выдается предприятию на 5 лет

Утвержденный бланк энергетического паспорта предприятия содержит 34 приложения, которые описывают все возможные варианты и большинство организация используют лишь малую часть из них. К примеру, приложение с 14 по 19 предназначены для организаций, работающих в сфере транспортировки энергоресурсов (таких как теплосети).

Энергетический паспорт составляется по результатам энергоаудита энергетического обследования предприятия или анализа проектной документации на здание и в определенной законодательством форме отражает показатели энергоэффективности и является официальным документом.

Энергопаспорт предприятия отражает баланс используемых ТЭР, а также несет информацию об эффективности потребляемых энергоресурсов предприятием или организацией и планируемых организационно-технических мероприятиях по улучшению эффективности потребления ТЭР. Этот документ позволяет определить в каком техническом состоянии находится здания или энергоемкое оборудование. В паспорт могут быть добавлены мероприятия и рекомендации по энергосбережению, которые заказчик планировал провести, но в бюджет не было повода внести.

Энергетические паспорта можно условно классифицировать на:

  • а) паспорт энергоснабжающих организаций;
  • б) энергетический паспорт зданий, административных или жилых объектов;
  • в) энергопаспорт промышленных предприятий, с затратами на энергоснабжение более 10 млн. руб..


Кто обязан иметь энергетический паспорт

Энергопаспорт является обязательным документом для всех государственных учреждений, энергоснабжающий и ряда коммерческих предприятий, в соответствии с требованиями федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности № 261-ФЗ от 23 ноября 2009г.

По упрощенной форме энергетический паспорт оформляется на вновь построенные и реконструируемые промышленные объекты, жилые и административные здания. Росгосстрой с начала 2014 года для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требует предъявить правильно оформленный энергетический паспорт, отчет о тепловизионном обследованиии и расчет кратности воздухообмена.

Большим плюсом оформления энергетического паспорта на здание являются налоговые льготы на имущество организаций для вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (класс энергоэффективности B и выше).

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование гласит:

1. Проведение энергетического обследования является обязательным , за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, для следующих лиц:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 настоящей статьи;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом с 1 октября 2014 года статья 16 будет дополнена частью 1.1 и 1.2 следующего содержания:

1.1. В случае, если совокупные затраты лиц, указанных в пунктах 1 - 4 и 6 части 1 настоящей статьи, на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, не превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации, за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, указанные лица вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применительно к указанным лицам в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Указанные лица обязаны организовать и провести энергетическое обследование в течение двух лет по истечении календарного года, в котором их совокупные затраты на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, превысили объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации. Последующие обязательные энергетические обследования проводятся указанными лицами в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

1.2. Представление информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление проверок соблюдения требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:

  • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
  • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления проверок соблюдения требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Нормативно-законодательная база по энергоаудиту

Оказание услуг по проведению энергетического обследования осуществляется в соответствии со нижеперечисленными нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Постановление правительства РФ от 25.01.2011 № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного и добровольного энергетических обследований»;
  • «Рекомендации по проведению энергетических обследований, утвержденные приказом Минпромэнерго России 4.07.2006 № 141;
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» и другие нормативно-технических документы, действующие на территории Российской Федерации;
  • ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения»;
  • Методика проведения энергетических обследований (энергоаудита) бюджетных организаций РД.34.01-03.

Скачать и ознакомится с текстами документов можно на этой странице .

Цели и задачи энергетического обследования

Основной целью энергетического обследования является найти потенциал снижения потребления энергоресурсов на предприятии и повышения энергетической эффективности.

При проведении энергоаудита решаются следующие задачи:

  • Получение информации о величине используемых энергетических ресурсов и финансовых затрат за определенный период (2-3 года);
  • Определить показатель энергетической эффективности предприятия;
  • Установить потенциал энергосбережения;
  • Составить энергетический паспорт объекта по результатам энергоаудита;
  • Разработать программу мероприятий по сбережению энергоресурсов и повышению энергоэффективности с оценкой затрат, необходимых для реализации намечаемых мероприятий и возможных сроков окупаемости.

Как оформить энерго-паспорт организации

Чтобы получить энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов, учреждение должно заключить с аудиторской фирмой договор на проведение энергетического обследования.

Для проведения энерго-обследования следует привлекать профессиональные аудиторские фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя в данном сегменте энергетического рынка и имеющие хорошее техническое оснащение и персонал грамотных специалистов. Не следует быстро соглашаться на заманчивые своей дешевизной предложения.

Проведение энергоаудита - процедура, которая подразумевает наличие современного дорогостоящего оборудования и высокооплачиваемых специалистов. Следует в обязательном порядке ознакомиться с предыдущей деятельностью потенциального подрядчика. Для этого существуют интернет, телефон, рекомендательные письма, «сарафанное радио».

Не пожалейте времени, чтобы убедиться в том, что вы собираетесь заключить договор с настоящими специалистами своего дела, которые проведут энергообследование на достойном профессиональном уровне и главное — могут обеспечить регистрацию паспорта в Минэнерго.

Порядок оформления энергетического паспорта

Подготовительный этап:

  • Назначение ответственных представителей от Исполнителя и Заказчика; ознакомление с объектом, разработка программы энергетического обследования и ее утверждение; подготовка опросной анкеты и согласование;
  • Сбор исходных данных для проведения энергетического обследования объекта.

Сбору подлежит следующая информация:

  • существующие договоры на снабжение электроэнергией, тепловой энергией и водой, с ценами, тарифами, объемами потребления;
  • Фактические данные по потреблению и распределению электроэнергии, тепловой энергии и воды за предыдущие и текущие периоды;
  • проектная документация на системы и оборудование снабжения и потребления энергоресурсов и воды;
  • проектная документация на здание;
  • данные по системам коммерческого и технического учета энергоресурсов и воды;
  • другие необходимые для энергетического обследования данные.

Предварительный анализ полученных данных и подготовка инструментального обследования

Инструментальное обследование с выездом на объект.

  • Визуальный осмотр и оценка состояния инженерных систем, оборудования и зданий;
  • Инструментальное обследование объекта:
  • Проведение тепловизионного обследования зданий;
  • Замеры параметров теплоснабжения в узлах распределения теплоэнергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение;
  • Замеры параметров электропотребления основными потребителями электроэнергии;

Систематизация и анализ полученных данных.

  • Анализ систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • Составление балансов потребления ТЭР
  • Анализ материала ограждающих конструкций.
  • Установление фактических теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий и сооружений, оценка конструктивных характеристик зданий и сооружений.

Документирование результатов энергообследования.

Составление отчета по результатам энергообследования, с анализом:

  • состояния энергетических систем, системы подачи и использования воды;
  • характеристик здания;
  • оценки эффективности использования энергоресурсов и воды;
  • причин нерационального расхода энергоресурсов и воды;
  • расчетом показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Составление энергетического паспорта учреждения с включением в него перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласование отчетных документов с Заказчиком

Экспертиза энергетического паспорта в экспертной организации, согласование с Заказчиком и СРО

Заканчивается процедура самым важным этапом: Регистрация энергетического паспорта в СРО и МинЭнерго

Требования к содержанию энергетического паспорта

Диаграмма структуры файла паспорта изображена на рисунке ниже:

Требования к составлению отражены в Приказе МинЭнерго № 182 от 19 апреля 2010 года. Правила отличаются для зданий различного назначения (непроизводственного или производственного), для объектов разного типа (здания, сооружения, строения), а также для разных видов технологических процессов и других различных факторов.

  1. Наличие оснащенности устройствами учета используемых энергоресурсов.
  2. Размер потребляемых энергетических (тепловых) ресурсов и его динамика за прошлые несколько лет.
  3. Величина показателя энергоэффективности электро- и теплопотребляющего оборудования.
  4. Потери передаваемых энергетических ресурсов (если организация занимается передачей энергоресурсов).
  5. Возможный потенциал энергосбережения, в том числе в натуральном выражении.
  6. Список мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, модернизации энергоустановок.

Необходимость таких жестких требований к составлению энергетического паспорта объясняются следующим: например, при сдаче объекта строительства в эксплуатацию строительная инспекция Ростехнадзора проверяет, соответствуют ли нормативные теплоизоляционные параметры возводимых конструкций с параметрами, отраженными в энергопаспорте, составленным аудиторской фирмой по результатам энергетического обследования. При совпадении этих параметры выдается разрешение Ростехнадзора на ввод объекта в эксплуатацию. При обнаружении отклонений в расчетах фирме-застройщику придется переоформлять энергопаспорт и дополнительно утеплять конструкции возводимого объекта.

Выполнение мероприятий по энергосбережению, применение энергосберегающих технологий помогает экономить десятки процентов ТЭР, уменьшать затраты производства на выпускаемый товар и, как следствие, увеличивать прибыль предприятия.

Руководители предприятий, собственники жилья будут оплачивать только реально оказанные услуги. Рядовому потребителю не придется платить за лишние тепло-энергоресурсы, т.к. в энергопаспорте высчитано количество потребления электроэнергии, тепла и воды на каждый кубометр здания.

Энергосберегающие технологии призваны уменьшить расходы на услуги за техническое обслуживание любого здания, будь то жилой дом или торгово-офисный центр.

Составление энергопаспорта поможет проконтролировать качество возводимых строителями зданий и сделать более комфортным быт потребителей.

Можно сказать, что энергопаспорт является одним из показателей качества здания. Теперь при покупке любой недвижимости потенциальный покупатель может ознакомиться с этим документом, чтобы знать, какого качества товар он собирается приобрести.

Стоимость оформления и регистрации официального энергетического паспорта

Ориентировочная стоимость услуг энергоаудита предприятия с оформлением и регистрацией энергетического паспорта в МинЭнерго может быть рассчитана при помощи разработанного нашей фирмой онлайн калькулятора цены энергоаудита .

Энергоаудит это финансово затратная услуга, цену которой можно и нужно оценить заранее. Его стоимость условно можно разделить на две составляющие части: предварительная и основная. На первом этапе заказчик предоставляет энергоаудиторам запрашиваемый пакет документов по обследуемому объекту. Аудиторы проводят осмотр объекта и определяют перечень мероприятий, которые необходимо провести для расчета цены энергопаспорта. После этого энергоаудиторами составляется последующий перечень работ энергообследования объекта.

Стоимость проведения подготовительных этапов на разных объектах примерно одинаковая. А вот стоимость работ основного этапа проведения энергообследования практически всегда различная. Расчет основывается на представленных заказчиком параметрических и энерго-техннологических показателях обследуемого объекта: количество расходуемой энергии, его объем, площадь, имеющиеся источники ТЭР и т.д.

Энергообследование заканчивается оформлением энергетического отчета, в котором подробно отражена программа по повышению энергетической эффективности объекта. Выполнение мероприятий этой программы призвано улучшить энергоэффективность объекта и уменьшить его энергозатраты.

Наказания за отсутствие энергетического паспорта

Ваша организация уже получила письмо из Ростехнадзора об обязательном энергетическом обследовании ?

В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.2010 г. N 182, а так же Постановлением Правительства РФ от 25.01. 2011 г. № 19 создание и передача энергопаспортов должна проходить в электронном формате xml с использованием ЭЦП (электронная цифровая подпись). Надзор за отсутствием/наличием паспорта в электронном реестре Министерства энергетики будет осуществляться инспекцией Ростехнадзора. Энергетический паспорт любого предприятия, согласованный в СРО с регистрацией в МинЭнерго, появится в электронном виде в реестре министерства только после проведенного энергоаудита. Поэтому проведения энергоаудита не миновать тем предприятиям и организациям, кому это предписано делать в обязательном порядке.

  • Согласно Статьи 9.16 № 261-ФЗ на юридических лиц может быть наложен административный штраф от 50 до 100 тыс. руб., а на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. за несоблюдение организациями с участием муниципального образования или государства или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
  • Согласно этой же статьи на юридических лиц может быть наложен штраф до 10 тыс. руб., а на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. за игнорирование требования о представлении копии энергопаспорта, составленного по результатам обязательного энергетообследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.