Стефан Пермский: биография. Троица ветхозаветная Икона зырянская троица

Более отчетливо признаки новгородского искусства ощущаются в иконе конца XV века «Богоматерь Одигитрия, с преподобным Иоанном Лествичником» (илл. 9), происходящей из церкви Входа Господня в Иерусалим в городе Каргополе. Весьма вероятно, что она была привезена из Новгорода, или исполнена на месте новгородским мастером. Название «Грузинская», принятое для такого варианта иконографии Богоматери, появилось лишь в XVII веке, когда на Руси прославилась чудотворная икона, вывезенная в 1625 году из Персии, куда она попала при разорении Грузии шахом Аббасом. Позже эта икона, названная Грузинской, находилась в Красногорском монастыре Архангельской епархии. Почему это название перешло на более ранний тип «Одигитрии», остается неясным: судя по сохранившимся копиям Грузинской иконы Богоматери из Красногорского монастыря, на ней отсутствовала такая характерная особенность, как цветные отвороты мафория.
В левом верхнем углу иконы изображена фигура преподобного Иоанна Лествичника, обращенного к Богоматери. Иоанн, игумен Синайской горы, жил в VI веке и прославился благодаря своему сочинению «Лествица райская», в котором иноческая жизнь представлена как восхождение по «лествице» духовного самосовершенствования. Не исключено, что выбор этого святого был связан с желанием заказчика иконы, соименного преподобному. Можно также предположить, что в храме, для которого предназначалась эта икона, был придел, посвященный Иоанну Лествичнику.

Одним из наиболее значительных свидетельств о ранней духовной истории русского Севера является икона «Святая Троица» (так называемая «Зырянская») конца XIV века (илл. 11,12). По преданию, она была написана святителем Стефаном Пермским для Троицкой церкви села Вожема Яренского уезда Вологодской губернии.

Личность святого Стефана, современника преподобного Сергия Радонежского, была выдающейся не только по меркам Древней Руси, но и, пожалуй, всего православного мира. Спустя четыре столетия после крещения Руси он обратил в христианство языческий народ зырян или пермяков (предков современных коми) и, создав для них особую письменность, перевел на зырянский язык Священное Писание и богослужебные тексты.
Дата рождения святого Стефана точно не известна - он родился в Великом Устюге, входившем тогда в состав Ростовской епархии, предположительно около 1340 года. Согласно Житию Прокопия Устюжского, знаменитый юродивый поклонился матери Стефана Марии, когда ей было всего три года, поприветствовав ее как «мать великого Стефана, учителя и епископа Пермского». В поисках духовного просвещения Стефан отправился в Ростов, где в возрасте примерно 25 лет принял постриг в монастыре святого Григория Богослова, который также называли «Григорьевским затвором». В монастыре он основательно изучил творения святых отцов и выучил греческий язык так, что мог на нем говорить. Стоит напомнить, что из «Григорьевского затвора» вышел другой знаменитый инок - агиограф Епифаний Премудрый, автор житий преподобного Сергия и самого святого Стефана.
Готовя себя к миссионерской деятельности, Стефан стал переводить богослужебные книги на зырянский (пермский) язык и в 1379 году, будучи посвящен Коломенским епископом Герасимом в иеромонахи, отправился в пермские земли. Святой проповедовал на родном для зырян языке учение Христа, обращая язычников в новую веру, возводя храмы и создавая иконы. В 1383 году на новообращенных землях была учреждена Пермская епархия с центром в Усть-Выми, и Стефан стал ее первым епископом (в 1492 году в состав этой епархии вошла Вологда).
Возможно, что именно по указанию святителя Стефана в нижней части иконы Троицы был написан текст начала XVIII главы книги Бытия на зырянском языке, отчего эту икону и принято называть «Зырянской». На зырянском языке надписаны также наименования лиц Святой Троицы около каждого из ангелов, причем, в отличие от принятой в это время традиции, центральный ангел отождествлен здесь не с Христом, а с Богом Отцом.
Сохранилось предание о том, что икону Троицы трижды уносили на противоположный берег реки Вычегды в свою приходскую церковь именитые люди Осколковы, но она чудесным образом опять являлась на старом месте в Вожеме. Со временем древняя живопись иконы обветшала, и для того, чтобы сохранить святыню, вологодский епископ Арсений, управлявший епархией с 1796 по 1802 год, перенес ее в вологодский кафедральный собор.
Уже в первые века христианства явление трех мужей-странников Аврааму у Мамврийского дуба (Быт. XVIII) истолковывалось как одно из подтверждений троичности Божества, и поэтому со временем библейский сюжет "Гостеприимство Авраама" стал восприниматься как символический образ Святой Троицы. От XIV и XV веков до нашего времени дошло немало византийских и древнерусских изображений Троицы, однако ни одно из них не совпадает по иконографии с памятником из Вологодского музея. Композиция иконы асимметрична: художник сместил изображение Троицы вправо, представив в левой части высокое трехъярусное здание с башенкой. И архитектура здания, и сцена гостеприимства могли быть заимствованы из богатейшего живописного наследия Византии, но воспроизведены куда более безыскусным языком. Примечательно другое - всю верхнюю половину иконы занимает изображение Мамврийского дуба, что не встречается в иконах Троицы этого времени. В связи с этим вспоминается предание о посечении Стефаном священного дерева - «прокудливой березы», - особо почитавшейся язычниками-зырянами. Не исключено, что увеличенный масштаб изображения другого «священного» дерева - Мамврийского дуба - был своеобразной миссионерской уловкой святого, пытавшегося облечь христианское предание в более наглядные, доступные для местного населения формы.

Андрей Рублев, "Троица", XV век

Стефан Пермский, "Зырянская Троица", XIV век

Всем известна "Троица" Рублёва, признаваемая мировым шедевром. Но у этой иконы есть предтеча, написанная веком раньше Стефаном Пермским икона "Зырянская Троица", включающая древнейшую надпись на языке Коми, написанную древнепермским письмом.

Не стану подробно рассказывать обо всём множестве исторических и художественных аспектов. Интересующиеся могут прочесть соответствующие статьи в Википедии, а так же ознакомиться с любой другой литературой, в изобилии размещённой на просторах Инета.

Расскажу лишь о собственных впечатлениях от этих произведений. Знаменитую "Троицу" Рублёва я видел много раз и в репродукциях и в оригинале, в Третьяковской галерее. Признаюсь, на меня она производит сильное эстетическое впечатление. Удивительное ощущение красоты, покоя и таинства передал нам автор через века

С "Зырянской Троицей" я познакомился гораздо позднее, она не настолько прославлена. Оригинал иконы хранится в Вологде, а копию (список) можно видеть в Сыктывакаре, в церкви при Епархии.

Впечатляет сходство композиции обеих икон. Несомненно Рублёв видел "Зырянскую" и вспоминал её, когда писал свою знаменитую икону - точно так же расположен дуб в центре заднего плана, так же слева находится базилика (царский дом характерной архитектуры), так же в центре стола стоит жертвенная чаша. Фигуры трёх ангелов расположены вокруг накрытого стола сходным образом, а сам стол расположен на возвышении вроде достархана. Важнейшие элементы композиции будто списаны с иконы кисти преподобного Стефана.

Но есть и весьма существенные отличия, исключения из сюжета. Чтобы как-то оценить их, надо вспомнить сам библейский сюжет. Для этого лучше всего обратиться к первоисточнику. Далее прямая цитата из Библии, Книга Бытие, гл. 18 (синодальный перевод):

ГЛАВА 18

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них : Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась "?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам : да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Бог является Аврааму в виде трёх ангелов, которым Авраам оказывает гостеприимство. В благодарность за это Бог помогает престарелой паре зачать наследника (гусары, молчать!). По окончании трапезы двое из трёх ангелов уходят крушить города Содом и Гоморру, погрязшие в грехах и разврате. Оставшийся с Авраамом ангел ведёт с ним продолжительную беседу на темы греха и воздаяния за грех. Возможно, беседа длилась не один день. Возможно даже, что почтенный старец задавал по вопросу в сутки. Перевод Библии немного отличается от икон, в частности в тексте упоминается шатёр, тогда как на иконах мы видим трехэтажную базилику, где хозяйствует Сара, жена Авраама.

На иконе прп. Стефана мы видим фигуры хозяйствующей Сары, беседующего с ангелом Авраама, видим заколотого, но не обезглавленного тельца близ достархана, наполненную чем-то чашу на столе. А на иконе кисти Рублёва эти фигуры отсутствуют, а в чаше можно разглядеть главу жертвенного тельца. Невозможно однозначно судить о замысле Рублёва, но можно предположить, что его "Троица" является центральной частью триптиха, а боковые доски с остальными фигурами были утрачены. Есть много профессиональных искусствоведческих толкований сюжета, но мне ближе собственная версия.

Ветхозаветная троица ангелов, олицетворяющая божественную сущность, стала прообразом новозаветной Святой Троицы. Учение о Троице неоднозначно и является предметом дискуссий между христианскими церквами. Но само представление о троичности божественной сущности пришло к нам из дренейших, ветхозаветных времён. Человеческая сущность дуальна, двоична, мы вечно между Добром и Злом. Божественное сложней и выше нас. И божественному дано милосердно судить человеческое.

Мы часто ошибаемся в своих мыслях и деяниях, но Господь нам многое прощает...

Errare humanum est, ignoscere divinum

Древо жизни над рекою вечности,
Вздыбленной бурливою волной.
Рядом дом – обитель человечества.
Выше – небо в дымке золотой.

Плавность изгибающейся линии –
Абрис глав точеных, плеч и крыл –
Словно зыбь речная, но не синяя:
Алый – цвет животворящих сил.

Гой еси, давнишние художники,
Богомазы сумрачных времен,
В нищете, бесправии, ничтожестве
Строгий воплощавшие канон

С тем смиреньем, что сынам Адамовым
Заповедал некогда Творец, -
Ангелы под кровом Авраамовым,
Жертвенная чаша и телец.

Говорят, что сплошь звероподобные
Были ваши предки в оны дни,
Ни на что по сути не способные, -
Дикари, мол, боже сохрани.

До святого таинства Крещения
Во гресех коснеющи во злых,
Часто вызывая отвращение
И у самых пастырей своих.

Только вот искусству вдохновенному
Обучить зверьё никак нельзя.
Так откуда же она, нетленная,
Радужная, тонкая краса? –

Из сокровищниц народной мудрости,
От умений дедов и отцов.
И святой берёзою Прокудливой
Дуб Мамврийский на века процвёл.

16.03.2016
***
Тайна Зырянской Троицы.

«Есть удивительная тайна 14 века России. Одна из этих тайн находится в Вологде. Это икона - Зырянская троица.
На протяжении многих веков у одного народа могут меняться религии. … Замещая одной религией другую, народ приобретает другие возможности, не изменяя своей сути.
Россия в 14 веке сумела через икону пробиться к себе самой. Здесь я не путаю начало и конец. Россия всегда носила в себе своё особенное чувство формы и цвета - богоданные только ей. И эти знания были задолго до принятия христианства и до рождения самого христианства».
Эдуард Шарипов. «Зырянская Троица».
***

Икона Троицы, ныне известная как Зырянская, была создана не ранее конца 14-того века, вероятнее всего, в начале (или в первой половине) 15-того века.
Согласно церковному преданию, написал ее святитель Стефан Пермский (годы жизни: примерно с 1340 по 1396), выполнявший миссию крещения коми-зырянского народа (великопермяне), разумеется, при поддержке светских и церковных властей. Предположительно, по матери Стефан сам был зырянином.

Считается, что Стефан Пермский разработал на основе кириллицы т.н. «стефановское» коми-зырянское (древнепермское) письмо (впоследствии вытеснено кириллицей), чтобы перевести для местных племен некоторые тексты из Священного Писания, однако иконописцем он не был, и Зырянская Троица (а также еще некоторые приписываемые его авторству иконы) создана не им, - настоящий ТВОРЕЦ ИКОНЫ, как чаще всего и бывало, остался НЕИЗВЕСТЕН.

Относительно того, кто он был и где написал икону, есть разные предположения, но некоторые особенности письма и воплощения сюжета наводят на мысль, что иконописец пользовался образцами ростовской школы, сам же был местным.

Зырянская Троица канонична и восходит к византийским образцам. Фрагмент иконы, где изображены три ангела за столом с чашей, очень напоминает знаменитую Троицу Андрея Рублева, созданную позднее, за исключением одной детали: ангелы традиционно пируют под сенью Мамврийского дуба, который у Рублева написан как не бросающийся в глаза фон – небольшим, скорее символичным, создатель же Зырянской Троицы отвел дереву половину плоскости образа. Столь пышная растительность на иконах такого типа больше не встречается – да и вообще для иконописи подобные природные мотивы не характерны.

Начав свою миссионерскую деятельность по крещению язычников, Стефан Пермский собственноручно изрубил СВЯЩЕННУЮ БЕРЁЗУ, названную в летописи «прокудливой», которой поклонялись зыряне (святилище находилось в селе Йемдын на притоке Вычегды, ныне Усть-Вымь). На месте уничтоженной березы Стефан заложил церковь Архангела Михаила, «низложителя духов тьмы».

В названии «ПРОКУДЛИВАЯ» слышится эпитет «кудрявая», который относят к деревьям с пышной кроной.
Согласно Словарю Даля, слово «прокудливый» означает «проказливый, бедокуренный, шаловливый».
***

До 18-того века ЗЫРЯНСКАЯ ТРОИЦА оставалась неизвестной широкой общественности, паломничества к ней тогда не совершались, - это была просто икона из одной сельской церквушки в одном из глухих уголков, написанная неизвестно кем и неизвестно когда. Один из случайно уцелевших осколков старины.

Зырянская Троица в качестве храмовой иконы около четырех столетий находилась безотлучно в деревянной Троицкой церкви погоста Вожема Вологодской губернии. Поскольку образ стоял в церкви без оклада, то один образованный человек в конце 18-того века обратил внимание на его древность и в особенности на обширную надпись внизу под изображением, сделанную тем самым «стефановским» письмом (как позднее выяснилось, это были библейские тексты из Ветхого Завета, связанные с сюжетом Ветхозаветной Троицы - Гостеприимства Авраамова).

Иконой заинтересовалась Академия Наук, она стала известна, в связи с чем Вологодский епископ велел перевезти ее в Вологду, где украшенный новым драгоценным окладом на пожертвованные прихожанами средства образ водворили в Софийский собор для всеобщего почитания.
Но ажиотаж очень скоро сменился полным забвением. Года через три оклад с иконы сняли и продали, икону же отправили в хранилище, хотя и не забыли о ней окончательно: через несколько лет она вновь была востребована и возвращена под церковные своды.

С одной стороны, иконе повезло – она не пропала вместе с другим хламом.
(Тут стоит кстати вспомнить еще одни старинный образ, также с коми-зырянской надписью, найденный вместе с Зырянской Троицей - «Сошествие Святого Духа». Как об этом пишут, «образ не сохранился»).
С другой же стороны, забота о древней иконе выразилась также в том, что ее, к сожалению, «поновили», записав участки утраченной или сильно померкшей живописи, что исказило первоначальный облик. Впоследствии реставраторы неоднократно работали над раскрытием авторского красочного слоя.

Поступившая в 1928 году в музейное собрание Зырянская Троица находилась в катастрофическом положении: шпоны из досок вылетели, образ буквально распадался на части.
В настоящее время уникальная икона находится в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника как имеющая ОСОБУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Вывозилась из места постоянного хранилища в связи со своей ветхостью и уязвимостью только один раз.
19.03.2016
***
О Прокудливой берёзе в цитатах.

«Помолившись Богу и по молитве смелости исполнившись… вошел в нее [землю Пермскую], как овца посреди волков. …И начал учить их познавать Бога и вере христианской, чтобы познали Творца своего …вразумляя, чтобы веровали и крестились. …Какое рвение было у преподобного против статуй, которых называли кумирами, как возненавидел он их из-за непомерной мерзости! … Те статуи, высеченные, изваянные, выдолбленные, вырезанные, ниспроверг, и топором посек, и огнем испепелил, и пламенем пожег, и без остатка их истребил».
«Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского». Епифаний Премудрый.
***

«Кроме этих идолов с особым благоговением зыряне поклонялись Прокудливой березе. Эта вековая береза отличалась громадною высотою и толщиною; она росла в Усть-Выми, на высоком крутом берегу реки Выми при слиянии с Вычегдою. …
Ради упрочения своей проповеди св. Стефан пожелал разрушить главную кумирницу и срубить Прокудливую берёзу. …

С твёрдою надеждою на Бога св. Стефан начал рубить дерево; после каждого удара, по зырянским преданиям, разносились по воздуху жалобные стоны и крики мужские, женские, старческие и младенческие: «Стефан, Стефан! зачем нас гониши? Сие есть наше древнее пребывание». Это вопили, по верованию зырян, тёмные, тайные духи, которые находились здесь. За каждым ударом лились из дерева разноцветные струи как бы крови, то есть березового сока. …

Разрубленная берёза, разобранная на части кумирница и бывшие в ней идолы, – всё было сложено в костер, сожжено и обращено в пепел. Налетел внезапный бурный вихрь и развеял пепел; неожиданно прошёл сильный проливной дождь и омыл место». …

Знаете ли, что церковь, порубившая «вечные древа», только и живет веточками их же? И не будь внесено их в храм христианский – ему нечем было бы и вздохнуть.
Вот Троицын день – и опять березки. И в руках – цветы. Самый светлый праздник в году, народный, деревенский. …
«Прокудливая береза» – это сам народ, великое его тело, которое то сохнет, то опять оживает. …
Будем любить природу. Будем любить жизнь. И мы выздоровеем!»

Василий Розанов. «Как святой Стефан порубил «прокудливую березу» и как началось на Руси пьянство».
***

Использованная литература, Интернет-ресурсы:

Http://lib.rmvoz.ru/bigzal/rozanov_pjanstvo
Василий Розанов. «Как святой Стефан порубил «прокудливую березу» и как началось на Руси пьянство».

Http://www.chaskor.ru/article/vetho_i_zhivo_17469
«Ветхо и живо. Прокудливая береза на Троицу». Олег Давыдов. 23.06.2014

Http://siktivkar.monavista.ru/news/34545/
Зырянская троица.

Http://rbardalzo.narod.ru/4/komi.html
Древнепермское письмо.

Http://www.proza.ru/2013/06/20/1526
«Зырянская Троица». Эдуард Шарипов


«Патриарх Кирилл о наших славянских предках». Татьяна Гладкая Феникс

Http://www.patriarchia.ru/db/text/1280323.html
«А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины…»
Из интервью Патриарха всея Руси Кирилла корреспонденту телеканала «Россия». Ноябрь 2010г.

Описание

Икона представляет собой доску вертикального формата, склеенную из трёх частей, имеющую следы двух накладных шпонок . Ковчег отсутствует. Живописный слой - темпера на левкасе и паволоке .

В нижней части средника иконы на белом фоне помещена надпись на коми-зырянском языке , сделанная древнепермским письмом . Подписи на коми-зырянском языке имеются, в противоречие традиции, у изображений ангелов.

Иконография и стиль

Икона Зырянская Троица представляет собой своеобразную трактовку традиционной позднепалеологовской иконографии Гостеприимства Авраама .

На иконе изображены три ангела (Ветхозаветная Троица), восседающие за столом на большой скамье-сопрестолии. Слева (от зрителя) представлен «Сын», в середине - «Отец», справа - «Дух». Слева внизу изображены Авраам и Сарра , внизу - телец, на фоне - строение с башенкой (палаты Авраама) и дерево (Мамврийский дуб).

Выбор сюжета для этой иконы и для находившейся в той же церкви, а ныне утраченной, иконы Сошествия Святого Духа , которая также имела надпись на коми-зырянском языке, отражает миссионерские идеи святителя Стефана Пермского, пришедшего к язычникам, чтобы принести весть о едином Боге, и проповедовавшего на зырянском языке.

Особое место, которое уделено на иконе изображению Мамврийского дуба, заставляет вспомнить легенду о «прокудливой берёзе» - тотеме зырян, посечённом святителем Стефаном. Три больших ветви дуба символически и художественно соотносятся с идеей Триединства. Чаша на престоле, покрытом белой тканью, символизирует евхаристическую жертву .

История

  • Последняя четверть XIV века (после 1379 г.) - создание иконы. Икона являлась храмовым образом Троицкой церкви погоста Вожема Яренского уезда Вологодской губернии ;
  • 1778 г. - икона обнаружена устюжским штабс-лекарем академиком Яковом Фризом, который обращает внимание на текст;
  • 1790 г. - текст опубликован в Альманахе Академии Наук, икона входит в научный оборот;
  • 1796-1801 гг. - икона перевезена в Софийский собор (Вологда) ;
  • 1827 г. - широкое почитание, икону украшают богатым серебряным ризом;
  • 1830-е гг. - хранится в алтаре собора среди обветшавшей утвари, оклад продан;
  • 1841 г. - находится в кабинете епископа Иннокентия (Борисова) на Архиерейском дворе ;
  • 1847 г. - икона поновлена местным иконописцем А. П. Поваровым - крестьянином села Коровничьего, вотчины Спасо-Прилуцкого монастыря , установлена в трапезной Воскресенского собора ;
  • 1928 г. - поступила в Вологодский государственный музей-заповедник ;
  • 1985 г. - находится в экспозиции древнерусского искусства художественного отдела Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника .

Авторство

Достоверно не установлено. Сведения об авторстве святителя Стефана Пермского относятся к концу XVIII века, и записаны Яковом Фризом со слов сельских прихожан. В подробном Житии святого, написанном через год после его преставления в 1396 году лично знавшим святителя иеродиаконом Епифанием Премудрым , сведений о том, что святой занимался иконописанием, нет. Паломничества к иконе во время её нахождения в Троицкой церкви не было. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение .

Некоторые исследователи предполагают, что икона была написана великоустюжским мастером . Однако отсутствие других икон этого периода с достоверным устюжским происхождением говорит против этой гипотезы. Некоторые стилистические признаки (например, колорит) могут указывать на ростовскую традицию.

Реставрация и современное состояние иконы

Точные сведения о реставрации иконы в 1930-1940-х годах отсутствуют, возможно, в это время были сделаны пробные расчистки. По сообщению

Литература

  • Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерусское искусство в собрании вологодского музея-заповедника. Путеводитель по экспозиции. - М., Северный паломник, 2004. - Стр. 11, 20-22, илл. 11, 12.
  • Евгений (Болховитинов), еп. О древностях вологодских и зырянских. Вестник Европы. 1814. № 15, 16;
  • Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII - начала XX века. Л., 1980. С. 12, ил. 4, 5, 228-230.
  • Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. С. 343, ил. 228-230.
  • Виноградова Е. А. К истории иконы «Святая Троица Зырянская» в Вологде // Вестник церковной истории . 2007. № 4(8). С. 61-72.