Святая покровительница светланы. День ангела светланы по церковному календарю

Память - 2 апреля

С вятая мученица Фотиния (Светлана) была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Слухи о христианке и ее детях дошли до Нерона, он приказал привести христиан на суд в Рим. Святая Фотиния, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император спросил их, действительно ли они веруют во Христа?

Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг их изощреннейшим пыткам, но никто из мучеников не отрекся от Христа. В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотинии и бросить мученицу в колодец. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотинию же вытащили из колодца и заключили в темницу на двадцать дней. После чего Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам? Фотиния плюнула императору в лицо и, посмеявшись, ответила отказом. Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.

Святая мученица Фотиния в народе почитается как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Нередко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Почему именно св. Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что она исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: «Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни». Может, это и была лихорадка. Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.

Просвещение светом Христовым

(проповедь Митрополита Антония Сурожского о самарянке на 5-ю неделю по Пасхе)

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Придание Церкви его сохранила, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете.

Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Каждый святой дается нам в образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно, это что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Богу доступ в нашу душу и в нашу жизнь.

И второе, чему могут научить нас святые, - это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он - свет миру, свет, просвещающий каждого человека: и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф.5;16) .

Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет - есть свет Божий; не по нашим словам - разве только что наши слова - это слова такой же правды и силы, как слова апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, пусть задумается каждый из нас о значении нашего имени и о том, как нам стать тем, чем мы названы. Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа.

Каждый из нас людей может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Потому что Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Но свет нельзя прятать под спудом: обнаружив, что Свет пришел в мир, Что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, Самарянка оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда может быть любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов, и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами сказали ей: Теперь мы верим, - это сказали люди не потому, что ты нам рассказала, - теперь мы сами видели, сами слышали…

Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью, так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» - перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» - перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров

Далеко не все носительницы прекрасного русского имени Светлана знают, что у них целых три небесных покровительницы, носивших это имя, только в греческом варианте – Фотиния. В православии икона Фотинии почитается наряду с иконами других великомучениц и подвижниц, доказавших словом и делом свою верность Христу и его учению.

Св. Фотиния Самарянка

Об этой женщине мы узнаем из Евангелия от Иоанна, где описан такой, казалось бы, незначительный эпизод из земной жизни Иисуса.

Надо знать, что иудеи, к которым принадлежал Иисус, и самаряне крайне враждебно относились друг к другу, и общение между ними было полностью исключено. Вот почему молодая женщина (а это была Фотиния), подошедшая к колодцу, была крайне удивлена, когда Иисус обратился к ней с просьбой дать напиться. Иоанн Богослов описывает это так:

Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую

Каково же было потрясение Фотинии, когда Он рассказал ей обо всех ее грехах (а их было немало), и проповедал ей Свое учение. Это убедило Фотинию, что перед ней Спаситель, и, вернувшись в Самарию, она возвестила эту благую весть, после чего немало самарян уверовало, что Мессия наконец явился, и стали его последователями.

Эта встреча полностью перевернула жизнь Фотинии. Она отправилась в Карфаген на севере Африки и стала самоотверженной проповедницей учения Христа, не боясь преследований со стороны язычников.

Чудо Фотинии в Риме

В Риме, который покорил Иудею и насаждал там свои порядки, царствовал в те времена император Нерон, беспощадно преследовавший приверженцев Истинной Веры. Когда апостолов Павла и Петра казнили, Иисус, вернувшийся к Своему Отцу Небесному, явился Фотинии во сне, повелел отправляться в Рим, к самому Нерону, и там проповедовать Слово Божие.

В исполнении этой миссии Фотинии сопутствовали еще пять сестер. Подвижниц сразу же схватили, и Нерон приказал отрубить им руки. Но Господь защитил своих верных чад: сколько ни пытались стражники выполнить жестокий приказ, каждый удар отражался на них самих, а раны, которые им все-таки удавалось наносить, сразу же исчезали.

Тогда Нерон, зная об аскетизме христиан, решил сменить тактику и приготовил для подвижниц настоящее искушение. Их поселили во дворце, им прислуживала сотня рабынь, их кормили изысканными яствами. Рядом с ними находилась и Домина, дочь Нерона. Когда же император явился через 40 дней взглянуть, не отреклись ли женщины от своей веры, то обнаружил, что все рабыни и его дочь обратились в христианскую веру.

Мученичество Фотинии

По приказу разгневанного Нерона с Фотинии и ее сподвижниц живьем содрали кожу и бросили в пересохший колодец. Через несколько дней, когда Фотинию достали оттуда, ее раны зажили попечением Господа, которому она непрерывно молилась, и она по-прежнему была крепка в вере. Тогда ее бросили в темницу, а когда через 20 дней привели к Нерону и он вновь потребовал, чтобы она преклонилась перед языческими идолами, она просто плюнула ему в лицо. Тогда мученицу снова бросили в колодец, где она и приняла смерть. Впоследствии ее мощи были перевезены на Крит, в женский монастырь, носящий ее имя.

В чем помогает икона Фотинии

Для тех, кто не тверд в вере и нуждается в ее укреплении, икона «Святая Фотиния» станет духовной опорой, поможет преодолеть греховные искушения. На Руси она иногда называлась икона «Святая Светлана». В православии икона Фотинии считается оберегом душевного и физического здоровья, семьи и взаимопонимания между разными ее поколениями. Молятся иконе великомученицы Светланы об исцелении от лихорадки, кожных болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата, и случаи таких чудесных исцелений действительно известны.

Св. Фотиния Палестинская

Другая христианская подвижница с именем Фотиния, жившая в V веке, была родом из Кесарии, что в Палестине. Однажды корабль, на котором она плыла, потерпел во время шторма крушение. Фотинии единственной удалось спастись, уцепившись за доску.

Ее выбросило на скалистый островок, где вел отшельническую жизнь в посте и молитвах блаженный Мартиниан. Он увидел в спасении Фотинии Божий промысел, стал проповедать ей Христово учение и обратил в истинную веру, после чего покинул остров. Фотиния решила остаться и продолжить подвижнический подвиг отшельника. Трижды в год на корабле ей доставляли продукты, она же продолжала поститься и молиться. Когда через шесть лет подвижница скончалась, ее прах перевезли в родную Кесарию и похоронили там.

Если коснуться значения, то икона «Фотиния Палестинская» считается покровительницей мореплавателей; она помогает в обретении веры, укреплении душевного и физического здоровья.

Спустя тысячелетие, в 15 веке, подвиг Фотинии Палестинской повторила Фотиния Кипрская. Родом из благочестивой семьи, она уже в юные годы решила посвятить свою жизнь служению Христу и стать отшельницей. Живя в пещере, она предалась посту и молитвам. За подвижнический образ жизни на нее снизошла Божья благодать, и Фотиния обрела способность чудесным образом совершать исцеления.

Вскоре об этих чудесных исцелениях стало известно не только на Кипре, но и за его пределами. К Фотинии стали стекаться люди, чтобы получить у нее совет и наставление, поддержать духовные силы и укрепиться в вере. Ее мощи находятся в настоящее время в храме апостола Андрея.

Если у вас есть родственница или подруга по имени Светлана, то лучшим подарком для нее станет икона «Светлана (Фотиния)». Такая икона для Светланы станет и защитницей, и оберегом, и примером силы веры. Неважно, чьей именно из трех святых будет икона «Светлана», главное, чтобы она была, а носительница этого имени знала о подвиге трех своих покровительниц.

Светланы справляют свои именины три раза в год, в день памяти каждой из святых:

  • Св. Фотиния Самарянка — 2 апреля
  • Св. Фотиния Палестинская – 26 февраля
  • Св. Фотиния Кипрская – 2 августа

Молитва святой мученице Фотинии

О, Святая мученица Фотино. Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангилие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящие муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодязь брошена, душу свою Господу предала еси. Услыши нас Святая Фотино, духовною красотою возсиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою не ослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Миластивого, во все века. Аминь.

Однажды Спаситель проходил через Самарийскую землю, благовествуя Евангелие. Чтобы отдохнуть и восстановить силы, Он остановился рядом с городком Сихарь. В это же время к колодцу за водой подошла женщина самарянка. Ее звали Фотиния.
Христос попросил у нее воды, на что Фотиния, изумившись, спросила, как Он, будучи иудеем, просит воды у самарянки, ведь иудеи и самаряне в те времена не общались. Спаситель ответил ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Фотиния не сразу поняла Его, но Христос ей сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
В своих словах Господь подразумевал под «живой водой» Себя и Свое учение, но Фотиния решила, что речь идет о свежей проточной воде. В это же время Иисус Христос поведал ей о ее жизни, наполненной грехом, а женщина признала в Нем Великого Пророка и Учителя. Она стала расспрашивать Его: кто же правильно поклоняется Богу: самаряне или иудеи? На что Иисус ей ответил: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». После этого разговора, святая Фотиния устремилась в город, где рассказала многим о встрече со Христом. Вместе с ней еще многие самаряне уверовали в Него.
Так святая Фотиния стала одной из преданных учениц Христа, которая проповедовала Евангелие во многих уголках мира.
Во времена правления жестокого императора Нерона, после убийства святых апостолов Петра и Павла, святая Фотиния была схвачена стражниками-язычниками. На допросе в присутствии Нерона, она исповедала Христа. Жестокий правитель приказал отрубить ей руки топором, но сколько не трудились изверги, они не могли даже к ней подступиться, т.к. падали сами на землю.
Тогда Нерон приказал отвести Фотинию к себе во дворец, где оставил ее под присмотром своей дочери Домины, которая после бесед с мученицей Фотинией сама уверовала во Спасителя Христа. Вместе с ней и 100 ее рабынь.
Узнав об этом, взбешенный Нерон приказал снять кожу с Фотинии, а затем бросить ее в колодец. Так окончилась земная жизнь этой Великой Мученицы. Святая Фотиния, моли Бога о нас!