Свято троицкая приморская. Возрождение

Сергиева Приморская пустынь – православный мужской монастырь в Стрельне (Санкт-Петербург). Архитектурный комплекс в неовизантийском стиле входит в перечень объектов культурного наследия нашей страны.

Основателем монастыря стал настоятель Троице-Сергиевой лавры Варлаам. Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, подаренном лавре императрицей Анной Иоанновной.

Строили монастырь монахи Троице-Сергиевой лавры. Обитель окружили деревянной оградой с башнями по углам. Анна Иоанновна повелела перевезти в монастырь церковь Успенья Богородицы из имения своей матери Прасковьи Федоровны. Деревянный храм разместили в центральной части обители, рядом с монашескими кельями и каменным домом настоятеля.

Императрица подписала указ о выделении Сергиевой Приморской лавре трех деревень с землей в 219 десятин и всеми жителями. Поначалу в пустыни не было монахов, имеющих право на проведение богослужений. Службы проводились братией из лавры. Самостоятельным учреждением монастырь стал в 1764 году.

Настоящий расцвет Сергиева Приморская пустынь пережила в 1834 году при наместничестве архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Были построены новые корпуса для послушников, отремонтированы все здания. Монахи стали вести хозяйство чрезвычайно эффективно, производя животноводческую и растительную продукцию, за которой приезжали люди из Петербурга.

В 1857 году под руководством нового настоятеля, архимандрита Игнатия (Малышева), на территории пустыни была возведена красивейшая каменная церковь.

В Сергиевой Приморской пустыни была собрана крупнейшая монастырская библиотека, насчитывающая свыше 6 тыс. томов. При обители находились богадельня, сиротский приют, церковно-приходская школа и больница. Все эти учреждения работали исключительно на благо народа, любой мог обратиться за помощью к монахам из Сергиевой пустыни, моральный и духовный авторитет которых достиг невероятных высот.

Финансовое состояние обители также было образцовым: накануне революции капитал монастыря оценивался в 350 тыс. рублей. Количество постоянно проживающих в монастыре монахов достигло 100 человек.

В 1931 году новые власти начали репрессии против духовенства. Сергиева Приморская пустынь была закрыта, братия и настоятель монастыря - репрессированы. Большевики уничтожили располагавшееся при обители кладбище, на котором находились могилы архитекторов А. Горностаева, А. Штакеншнейдера и дипломата А. Горчакова, учившегося в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным.

На территории монастыря находилось семь невероятно красивых соборов, жемчужин русской архитектуры. Четыре из них были уничтожены в советское время, сохранилось три церкви - Церковь преподобного Сергия Радонежского, Церковь Святителя Григория Богослова и Церковь Саввы Стратилата.

Возрождение Сергиевой Приморской пустыни началось в 1993 году. Здесь снова живут монахи, в церкви Сергия Радонежского проводятся богослужения.

Троице-Сергиева Приморская пустынь

Санкт-Петербург, г. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали с левой стороны дороги замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 архимандрит Варлаам (Высоцкий, 1665-1737), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры - царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской.

Варлаам в 1735 перенес в обитель из Петербурга деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника, в котором Екатерина II узнала об отречении своего мужа. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 по углам стен появились четыре башни. В том же году монастырь, где жило около 11 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом, однако монашеская жизнь протекала по традициям лавры. В 1819 обитель была приписана к Ревельскому викариатству.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых "Аскетических опытов". Уже через год он соединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Дело своего наставника продолжал в 1857-1897 архимандрит Игнатий (Малышев), который, получив художественное образование, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Он был погребен в Михайловском приделе Воскресенской церкви. Большой известностью пользовался в то время в столице и духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

При монастыре имелись часовни:

Покровская и Спасская - у монастырских ворот, перестроены в 1844-1845 А. М. Горностаевым, который в 1868-1871 также возвел гранитную ограду;

Тихвинской Божией Матери (с чтимым образом), которую тот же зодчий выстроил в 1863 у алтаря Троицкого собора над могилой основателя пустыни. В ней же был погребен духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев), сподвижник архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Честные останки Варлаама, Михаила, Игнатия-младшего ныне находятся в Сергиевском храме;

Рудненская - на берегу пруда Иорданка в восточной части обители, которую для древней и чтимой иконы Рудненской Божией Матери возвел в 1876 Д. И. Гримм в подражание Никоновскому скиту в Новом Иерусалиме. К ней 1 августа для водосвятия шел крестный ход.

Тихвинская и Рудненская часовни погибли в последнюю войну.

К пустыни была приписана также церковь прп. Андрея Критского, выстроенная по проекту арх. М. М. Долгополова и освященная в 1903 у ст. Сергиево при приюте Братства ревнителей веры и милосердия, и пятиглавая Скорбященская часовня, выстроенная в пос. Сергиево в 1904-1905 в русском стиле.

В настоятельских покоях хранилось много ценных исторических портретов и картин. Последним до революции настоятелем пустыни был архимандрит Сергий (Дружинин), будущий епископ Нарвский, расстрелянный в 1937 в Йошкар-Оле.

Со времен Екатерины II на монастырском кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей: принцев Ольденбургских, Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и др. Здесь были погребены потомки Суворова и Кутузова, канцлер А. М. Горчаков, поэт И. П. Мятлев, архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев. Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных.

Пустынь закрыта в 1919, но богослужения в ней продолжались еще более десяти лет. Хотя братия была в основном разогнана, в 1930, когда было уничтожено кладбище, в пустыни еще оставалось "около десятка монахов-стариков". Они жили среди воспитанников детской трудовой колонии, которую в середине 1930-х сменила школа переподготовки начсостава им. Куйбышева. В 1932 монастырь окончил свое существование, когда арестовали последних монахов.

В 1964 в нем расположилась Школа милиции, уничтожившая остатки кладбища и ряд зданий. В 1973 старинный комплекс был поставлен под государственную охрану, а 29 марта 1993 принято решение о его поэтапной передаче епархии (этот процесс завершился в мае 2001). Предстоит огромная работа по реставрации переданных зданий.


28/09/2016

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь расположена в Стрельне, которая входит сегодня в границы г. Санкт-Петербурга, а раньше была приморской мызой Великих княгинь Параскевы и Екатерины, герцогиня Макленбургской-Шверинской.Обитель создана с благословления Синода и соизволения Императрицы Анны Иоанновны, архимандритом Александро-Невской Лавры Варлаамом в 1733 году.


Следует отметить, что время для монастырей на Руси в это время было чрезвычайно тяжелое. Гонения на монашество началось при Петре Ⅰ, который отрицательно относился к тому, что тысяч молодых людей, способных к наукам и искусствам, уходили в монастыри. Кроме того, монастыри для него были источниками средств для ведения войны и обустройства государства. При Анне Иоанновне, когда была создана Свято-Троицкая приморская пустынь, время для монастырей было ещё более трудным.

Церковь Живоначальной Троицы (1766-1758 гг.).Архитекторы П.Трезини, Ф. Растрелли, снесена в 1962 г.

Вспомним, что в 1733 году, когда был основан этот монастырь, последовал Указ о запрещении пострига студентам без трехлетнего искуса, в 1734 году, последовал Указ о запрещении пострига вообще, кроме отставных солдат и вдов священников. В 1735 и среди этих лиц постриг мог совершить только настоятель в присутствии всей братии. Данные, которые опубликованы историками, говорят о том, что за период с 1727 по 1738 год монастыри потеряли около 11000 человек.


Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

В миру Василий Высоцкий, ставший впервые известной личность в 1710 году в качестве настоятеля Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, ещё в Петровское время, был отмечен царской милостью. Во времена Анны Иоанновны он один был при ней, стоявший за русское и за русских, в противоположность Феофану Прокоповичу. Может быть поэтому, а также за свою подвижническую жизнь, и был выбран он ею в свои духовники.


Господь Вседержитель. Майолика на Святых вратах пустыни.

Создавая новую обитель, духовный отец Императрицы, а также ещё пяти Высочайших особ, в том числе Екатерины Ⅰ, архимандрит Варлаам перенёс сюда подаренную ему Анной Иоанновной домовую церковь Успения Богородицы, и освятил её в 1735 году во имя Преподобного Сергия Радонежского. Умер прп. Варлаам в мае 1737 года и погребен в созданной им пустыни. После его смерти монастырь подвергся притеснениям, в октябре 1737 года Императрицей был предложен новый кандидат в настоятели – келарь Троице-Сергиева монастыря Арсениий, который был освобожден по болезни от настоятельства менее чем через год.


15 лет пустынь оставалась без присмотра. На содержание обители расходовалось немногим более ста рублей в год, что даже по тем временам было чрезвычайно мало. Так продолжалось до 1753 года, когда в Александро-Невскую Лавру был назначен архимандритом Афанасий (Вольховский).


Памятник на могиле канцлера А.М. Горчакова.

На протяжении ⅩⅧ — ⅩⅨ веков известные архитекторы, такие как Б. Растрелли, А.Горностаев, А. Штакеншнейдер отстраивают первокласный монастырь, добавляя свои штрихи в этот архитектурный ансамбль.
В 1859 году, с финансовой помощью кн. З. Юсуповой, по проекту архитектора А. Горностаева храм во имя Сергея Родонежского перестраивается «в Византийском стиле», становится пятикупольным и двухэтажным. Здесь размещается фамильная усыпальница Апраксиных могилы князей Юсуповых.


Часовня в Сергиевой пустыни.

Современники сравнивали построенный собор с храмом Преображения Господня на Синайской горе. Здесь хранился ковчег с частицами мощей святых угодников. У церкви был похоронен и сам автор этого архитектурного шедевра, а также целый ряд государственных деятелей России того времени.
У алтаря Троицкого собора, созданного по проекту П. Трезини, сына первого архитектора Петербурга, в 1756 году, над могилой архимандрита Варлаама, была построена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери.



О дин из старейших петербургских монастырей, Свято-Троице-Сергиева Приморская пустынь , стоит на самом берегу Финского залива, возле Стрельны.

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 г. архимандрит Варлаам (Высоцкий), настоятель Троице-Сергиевой Лавры под Москвой.

Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был архим. Варлаам, подарила для обители бывшую мызу. Особенно возвысился монастырь в годы царствования Елизаветы Петровны, любившей подчеркивать связь с древними народными традициями даже в быту, вплоть до "хождения на богомолье".

Когда-то место это было шумным, суетливым: проезжая на дачи, петербургская знать не упускала случая завернуть в монастырь.

Архим. Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой Лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Игнатий (Брянчанинов) - самый знаменитый из местных настоятелей. При нем и начался расцвет обители, после назначения егонаместником в 1834 г. Он привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в был священником в соседней Стрельне.


Дело своего наставника продолжал в 1857-1897 архим. Игнатий (Малышев), который, будучи художественно одаренным человеком, украсил Пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было 7 храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

Созданная при монастыре Первая Российская школа трезвости имела своей целью борьбу с пьянством и активную пропаганду трезвого образа жизни путем распространения антиалкогольной литературы, организации лекций, собеседований и экскурсий. Кроме общеобразовательных предметов в таких школах преподавались «Наука трезвости» и сельское хозяйство с практическими занятиями. По воскресным и праздничным дням велись духовно-нравственные беседы, беседы по сельскому хозяйству и гигиене.

Архитектурный ансамбль

Главный храм "во имя Святой Троицы" был построен Растрелли. Проект утвержден в 1756 г., а в 1760 строительство закончилось. Этот храм был выдающимся произведением церковного зодчества.

Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. Главной святыней собора была икона преподобного Сергия Радонежского, привезенная еще основателем монастыря архимандритом Варлаамом из Троице-Сергиевой Лавры.

Во имя преп. Сергия

В 1735 г. архим. Варлаам освятил во имя преп. Сергия первую церковь в пустыни.


Опираясь на денежную помощь кн. 3. И. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы - Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных и мц. Зинаиды с могилами кн. Юсуповых.

Поднявшись по широкой лестнице, богомольцы попадали в верхнюю церковь. Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного темно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранневизантийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент .

Очень богато выглядел двухъярусный иконостас, сделанный по рисунку зодчего, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золоченой бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьев, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов, министр народного просвещения, - мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны.

Также в обители была другая церковь, возведенная в 1854 - 1859 г. А.Горностаевым, который позже был похоронен на кладбище Приморской пустыни. Кроме упомянутых, в монастыре находился еще ряд церквей - святителя Григория Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, четыре часовни.

Окончательно монастырский ансамбль сложился к концу 19 в., воплотив в себе идеи уже новых поколений зодчих - творения известных архитекторов XIX в. Ю.Боссе, Р.Кузьмина, А.Штакеншнейдера, А.Парланда.


После революции монастырь был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан. В годы войны все было разрушено, нанесенный ущерб был огромен.

При советской власти обитель была буквально втоптана в землю: храмы ее не просто разрушались - они сносились до основания, а обломки их дробили в порошок и рассеивали по всей округе… В прежние времена Пустынь славилась своим кладбищем - одним из самых красивых в Европе. На кладбище монастыря были похоронены А.Штакеншнейдер, дочь и внук Суворова, многие из родов Юсуповых, Чичериных, Кочубеев, Апраксиных, Голицыных, Строгановых. Здесь хоронили петербургскую знать, и родственники покойных не скупились на богатые надгробья. В советское время всю эту погребальную роскошь вывезли отсюда и поставили в Александро-Невской Лавре, на обозрение туристам, а разоренные могилы залили асфальтом, чтобы воспитанникам милицейской школы было где отрабатывать строевой шаг. Сейчас кладбище потихоньку восстанавливается. (Поставлено новое, очень красивое надгробье над могилой князя Горчакова, одноклассника Пушкина, замечательного русского дипломата: постарались потомки князя, живущие за границей.)

Надпись на мраморной плите свидетельствует, что в сем месте погребены Генерал-губернатор, Князь Италийский, Граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский и супруга его Любовь Васильевна.

Места, где когда-то находились святыни и прекрасные постройки монастыря, теперь отмечены памятными крестами и камнями.