Святое причастие впечатления. Чудо святого причащения причащение умирающих

В сатирическом романе Владимира Войновича «Москва-2042» есть Москореп, Московская республика, у которой три кольца враждебности. Точно так же три кольца враждебности есть и у Московской патриархии (соответственно, и у Сыктывкарской епархии тоже).

Первое кольцо: это традиционные в России конфессии - ислам, буддизм, иудаизм. Второе кольцо - нетрадиционные конфессии: протестанты, баптисты, свидетели Иеговы, кришнаиты и т.д. И наконец, третье кольцо враждебности. Это тот, кого РПЦ и клерикалы всех стран и всех мастей считают своим самым главным врагом, врагом злейшим из злейших - это отечественный и международный АТЕИЗМ. Страшнее зверя нет. Для них лучше сатанист, чем атеист. Лишь бы человек молился, на худой конец - хоть черту лысому.

Но атеисты неоднородны - есть коммунисты, есть либералы. Многие наверняка думают, что РПЦ больше ненавидит коммунистов. Есть за что - за "те" семьдесят лет. Но это пройденный этап. Между РПЦ и компартией существует то, что их сближает, можно сказать даже роднит, - это традиционализм и трескучий антидемократизм. Более того, многие сегодняшние коммунисты позиционируют себя как верующие, в том числе самые высокопоставленные. Если это так, то им следует не креститься, а звездиться, как это делают герои того самого романа «Москва - 2042». Партийная символика обязывает.

Поэтому в иерархии врагов религиозной ортодоксии на высшей степени воздвигнут ЛИБЕРАЛИЗМ. Патриархия РПЦ издала циркуляр, в котором так называемый агрессивный либерализм назван главным врагом православия. Это при том, что либералы не запрещали, не убивали, не взрывали, как это делали коммунисты. Тогда почему? Да потому что основа основ либерализма - СВОБОДОМЫСЛИЕ! Оно не приемлемо теократией, которая стремится всех подчинить себе и любой самостоятельный шаг приравнивает к побегу.

Но пирамида поставлена вверх ногами, а на самом деле ни либералы, ни даже коммунисты и тем более не брошенные в застенки церковно-прокурорской инквизиции девочки из феминистской группы «Пусси Райот» столько не навредили церкви, сколько это сделали те, кто находится внутри РПЦ.

Нынешнее ее руководство наступает на те же грабли, что и предшественники. В революции 1917 года виноваты не большевики, а самодержавие, официальной идеологией которого было православие. Довели страну до катастрофы. Препятствовали прогрессу, развитию, насаждали раболепие и невежество, ставили палки в колеса просвещению и науке, преследовали прогрессивных деятелей, поддерживали черносотенцев и реакционные движения, предавали анафеме вольнодумцев. Одним словом, держали и не пущали, отстали от поезда истории и своими руками подготовили свой собственный крах.

Поэтому стоит ли удивляться, почему с такой легкостью советская власть разрушала храмы, расстреливала священников, как будто семечки щелкала? Потому что простой люд не защищал их. Ведь если бы народ стоял горой за веру, то большевики ровным счетом ничего бы не сделали, не смогли бы, кишка была бы тонка! Сами большевики не с луны же свалились, они вышли все из народа, плоть от плоти общества.

Во время всех революций страдали церкви, но нигде не было такой катастрофы, как в России. На Западе религиозная сфера была модернизированной, подвергшейся влиянию Реформации и Протестантизма, поэтому более устойчивой. В России ничего этого не было, церковь находилась в «тепличных» условиях под крылышком государства самодержавного для его обслуживания.

История повторяется. В наше время все те же грязные делишки, жадность, лицемерие, цинизм - это не пустые слова, это реальность. Касается и нынешнего Патриарха. Можно закрыть глаза на его часы стоимостью в 40 тыс. евро, корпорация богатая, красиво жить не запретишь. Если не украл или не отнял у еще какого-то соседа, носить дорогие часы - не уголовное преступление. Хотя христианская мораль и призывает к скромности и аскетизму, но если глава РПЦ считает, что это его не касается, - его дело. Можно согласиться с его риторикой в отношении Пусси Райот, но за этой риторикой сквозит требование наказать по полной, где верхний предел семь лет.

Но самое отвратительное - дело о квартирной пыли. Даже если предположить, что в этом деле Патриарх юридически тысячу раз прав (хотя о какой юридической правоте можно говорить, если, по сути, дело не в пыли, а в безжалостном грабеже на 20 миллионов, бесчеловечности, когда сама квартира стоит всего-то 15), все равно он не прав с морально-нравственной точки зрения. Репутация намного дороже, чем деньги. Вряд ли сильно спасет репутацию заявление о намерении деньги отправить на благотворительность. Сначала отнял, а когда пристыдили, говорит, отдам сирым и убогим. Но это нисколько не мешает у сирых и убогих так же отнимать детские дома и центры, собственность у библиотек и музеев…

Очень даже справедливую критику церковники и их «штатские» единомышленники моментально переводят в идеологическое поле, сами переходят в наступление и обвиняют противников в нападках на Церковь, стремлении подорвать ее авторитет, уничтожить традиционные ценности, лишить народ духовной основы и т.д. Неубедительно. Если бы духовенство и лично Патриарх воплощали в себе эталон высокой нравственности на деле, а не по должностному положению, то никакой «агрессивный либерализм» не смог бы им ничего противопоставить, фактов не оказалось бы, аргументы ничтожны. Суть в моральном облике самих «святых отцов».

Вряд ли много пользы принесет и непропорциональное применение силы в отношении феминисток из панк-группы. Хотя церковь стремится грести жар чужими руками, отнекиваясь, мол, это не я, а государство в лице правоохранительных органов посадило девушек. Если они получат реальный срок, рано или поздно будет поставлен вопрос, нужна ли жестокость при защите святынь.

Сторонники суровой кары говорят, что если простим, получим зло в десятикратном размере. Но ведь тогда и наказание последует в десятикратном размере и это получит больше поддержки со стороны общества. И никому мало не покажется. Защищать кощунников будет уже непорядочно и непрестижно.

Во-вторых, следует особо учесть, что этот легендарный «концерт» в Храме Христа Спасителя был проведен с прозрачно заявленными политическими целями. Хотя пели наивное, Богородица, Путина прогони, но за этими словами стоит более значительное: протест против сращивания церкви и государства, участия церкви в предвыборных игрищах и т.д. За два дня до этого выступали в другом храме, но никто не обратил внимания. Может быть, потому, что сейчас концертировали на том месте, где происходили прилюдные братания Патриарха Кирилла и Владимира Путина. Задели глубинный нерв, отсюда нервная и болезненная реакция.

В средневековой Европе, конечно же, за такое сожгли бы на костре. Тогда сжигали еретиков, велась охота на ведьм. И каков финал? Европа пришла к безбожию. Одна из главных причин этого - жесткая теократия в прошлом, у народов выработался рвотный рефлекс. Произошла ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ религиозных символов. Если бы девушек посадили, скажем, на 15 суток, уверен, никто не стал бы их объявлять узницами совести. Статус им дали только за то, что стали жертвами политических репрессий.

Несколько лет назад местная епархия запретила балет по сказке Пушкина. Мотив: не понравился поп. Выходит, о священниках, как о покойниках - или хорошо или ничего. Их покрывают ореолом святости, что если человек облачен в рясу, он не может быть плохим - только белым и пушистым. Пушкинский поп еще не самый худший тип церковников. Тем не менее, такой шум.

Помнится, в советское время нельзя было в художественных произведениях изображать плохих коммунистов, комиссаров, парторгов. Где они теперь? Проиграли. Потому что занимались самолюбованием, самовосхвалением и самообманом. Они закрылись от общества маской идеологической благочестивости, был введен жесткий запрет на критику. Вместо того, чтобы очищаться, они запрещали.

Теперь и РПЦ бодро шагает той же самой «верной» дорогой.

Судебный конец истории с девками-кощуницами из стаи Pussy вынудил открытых и скрытых врагов Православия (а значит, всех явлений русскости) менять тактику. Каждому из них понятно, что теперь можно лишь вызвать гнев гражданского большинства нашей страны, верующих и атеистов, дикими плясками на амвоне, рубкой православных крестов, разрушением (на публику) макета Храма Христа Спасителя, как это сделала «публичная певичка» по имени Мадонна (прости, Господи!), матерщинница и пропагандистка гомосексуализма.

Патриоты России, и поддерживающие нынешнюю власть, и оппозиция, уже не сомневаются в «антикрестовом походе» международных, безродных извращенцев и ненавистников христианской морали, которые развязали настоящую мировую войну против традиционных ценностей России. Замечательное предупреждение недоумкам в словах Ивана Миронова: «Российская Империя развивалась и побеждала, исповедуя именно „воинствующее православие“. Это часть русской души, причем самая лучшая».

Нетрудно предвидеть, что тактика недругов Православия станет более изощрённой. Не будет забыт известный приём, который можно подавать, как радение за чистоту веры, обрядившись в одежды нестяжателей, эдаких «катакомбных» сторонников бедной, «мужицкой» веры, за которыми стоит внушительной подпоркой тень «отлучника», графа Толстого.

… Прочитал последний абзац и задал себе вопрос: «Почему станет?» (это я о тактике недругов). Она уже применяется. За примером далеко не надо ходить. Прочтите статьи Г.Ю. Знаменской, размещённые одна за другой в интернет-издании «За науку». Вот это: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=6442&Itemid=39 и это: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=6465&Itemid=39. Спасибо названному порталу, стоящему на патриотической позиции: дал высказаться лицемерной «ревнительнице чистой веры» и тут же предоставил место критикам Знаменской. Особенно впечатляет отповедь О.А. Панариной. Рекомендую прочесть здесь: (http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=6446&Itemid=39). Она, по моему мнению, нашла верный ключик к ларцу Г.Знаменской, якобы атеистке с уважительным отношением к православным, как она иносказательно представляется читателю многословием своих разоблачений «верхушки» РПЦ МП. Ольга Александровна разглядела подлый подтекст первого сочинения, названного авторшей «Кому закрыть рот?». По Знаменской «закрыть рот» следует (внимание, читатель!) православным ваххабитам. Так она называет тех соотечественников, кого И.Миронов назвал воинствующими православными, лучшими представителями народного духа, чьими усилиями Российская империя развивалась и побеждала.

Г.Знаменская всем арсеналам своих знаний и всем пылом кипящего сознания (но, чувствуется, холодным сердцем) делит истинно верующих (сюда относятся протопоп Аввакум, Лев Толстой, боярыня Морозова и прочие староверы-раскольники, др. подобного ряда, современники и почившие) от «православных ваххабитов», подвластных иерархам РПЦ, вообще церковной верхушке, которая срастается с губителями Государства Российского, засевшими в Кремле. Особенно неприятны ей Патриарх, Чаплин и Кураев; эти имена она не устаёт повторять, к последним двум не скрывает ненависти. Divide et impera

За знаменскими под знамёна «мужицкой веры» пойдёт немало сторонников. И коммунисты-зюгановцы поддержат (ведь при них, точнее, при Сталине, подсчитала Галина Юрьевна, были открыты 22 000 церквей, закрытых после революции). И все болотные растения-испарения потянутся в надежде взять власть в свои либерально-демократические руки. Скорее всего, из-за разногласий в патриотическом стане, власть в стране окажется в их руках, если произойдёт раскол в православном монолите. Ещё монолите! Попутчики-коммунисты, и «сочувствующие» (Г.Ю. Знаменская в их числе), которые уже профукали одну великую державу, получат под зад, и неистовые патриоты, готовые любым способом, хоть с дьяволом союзе ворваться в Кремль, останутся на бобах, а просто патриоты, тоже разобщённые, будут нейтрализованы из-за неопределённости программ.

Так что нам, православным по личной вере или по традиции насельников 1000-летней Православной Державы надо всеми силами придерживаться той церкви, которую после разорения в ХХ веке нам дал Бог. Была бы она плоха, слаба, подавала бы признаки самораспада, её враги с таким неистовством, такими изощрёнными способами не пытались бы её уничтожить. Они бы терпеливо ждали в надежде на её скорый «естественный» конец.

Четверть века тому назад я, убеждённый атеист, стал невольно свидетелем покушения в униатском городе Львове на Свято-Георгиевский православный храм Московского Патриархата. Можно было отойти в сторонку, оправдав своё решение тем, что не моё дело – религиозные распри. Но неожиданно, быстро пришло прозрение. Пришло не чётко сформулированными мыслями, а ощущением единственной правды, которую нельзя расчленить, дабы избавиться от неудобных, создающих проблемы составляющих. Позднее я «перевёл» это ощущение на родную речь. В записи оно – лишь его приближение.

Кем я осознал себя в такое время, которое требует чёткого ответа и действий, сообразно избранной позиции? Защитником русской культуры и языка, которую он озвучивает. Значит ли это, что для выполнения добровольно и твёрдо определённых обязанностей я могу пренебречь иным, требующим защиты? Например, религией народа, к которому я принадлежу? Религией, которую исповедовали все, известные по именам и коленам, мои предки на протяжении 300 лет? Могу ли я, в оправдание своей бездеятельности на церковном поле, сослаться на то, что сам, в отличие от них, являюсь неверующим, и поэтому мне нет дела до символов христианства, до церкви, как молельного дома? Нет, не могу! Не то, что не имею права, как потомок своих предков, всем им обязанный. А именно, не могу. Потому что ни я, никто иной, ни все мы вместе не в силах выделить православие из русской культуры, - в отдельный «вид» духовности, некую её «составляющую» или «примесь». Равно так же немыслимо «освободить» нашу историческую память от русского православия. Им пронизаны, насыщены все наши виды искусства, литература, фольклор, быт; наша, в целом, устная речь. Без православия нет для нас Отечества (в понятии «русская родина»), ни прошлого, ни будущего, ни настоящего, поскольку оно крепит в бездумно и безответственно либерализующейся стране последние бастионы нравственности и патриотизма.

Во мне (и не только во мне) вот такой парадокс: я не верю в традиционного (из Священного Писания) Бога, но без Русского Бога обойтись не могу. И не могу отречься от него по атеистическим соображениям, потому что тогда мне придётся отречься от Отечества, от родного языка, от всей русской культуры, которой я добровольно служу, чтобы жить, и без которой жизни не представляю. И по той причине не способен к оправданию действий, направленных на оскорбление верующих; тем более что сам, будучи убеждённым материалистом, такими действиями оскорбляюсь. Я не приемлю критики тех, которые, пережив десятилетия «борьбы с религией», якобы лицемерно, без Бога в душе, отстаивают молебны – «на всякий случай», говорят насмешники. Шаг в сторону церкви, пусть вначале даже ради «показа на публику», лучше, чем в сторону от неё; много лучше, чем равнодушный проход мимо. Лучше для души каждого из нас, независимо от того, бессмертна ли она или смертна.

Из личного опыта: вначале я пришёл в храм, чтобы воспрепятствовать захвату этого культового сооружения моих верующих соотечественников от недругов всего, что помечено знаком русскости. Теперь иногда просто захожу в церковь, стою, вспоминаю близких, ставлю свечки (кому за здравие, кому за упокой), крещусь по православному (спасибо бабушке) – всё искренне, поверьте... И готов защищать свою (теперь и мою личную!) Православную Церковь от новых раскольников.

Первым ответом могло бы быть: гонения. Миллионы людей умерщвлены были за Христа - во времена Нерона, Декия, Диоклетиана, но и теперь несколько сотен миллионов христиан каждый день живут в страхе стать жертвой насилия или быть убитым радикальными группировками, террористами или правительствами узаконенного зла. При всем том, мученики во все века являются семенем христианства, а их кровь, подобно закваске жизни, заквашивает землю человечества, исполняя ее силой благодати Божией и бессмертием жертвенной любви. Гонениям удавалось лишь усилить в людях влечение ко Христу, умерщвлять тела, наполняя рай святыми, открывать истинную природу человечества и запечатлевать историю Крестом Христовым. Таким образом, не гонения всякого рода являются главным врагом христианства.

Кто-нибудь, более склонный к рефлексии, сказал бы: имперское призвание человека, материалистичное и политичное, - самый большой враг христианства. Эта жажда неограниченной власти изобрела «государство Церковь», церковные империи, военные ордена, убивавшие людей Христа ради, рыцарей-монахов, мучительные пытки и суды, изрекающие смертные приговоры. Церковный колониализм породил крестовые походы против людей - носителей образа Божия, соорудил колоссальные соборы на Западе, но потерял миллионы христиан в результате реформы, раздул ненависть между братьями ради единства без любви и истины.

При всем том настоящие верующие, согбенные страданиями мира и отягощенные щедротами Божиими, нищие мира сего, плачущие у ног Христа, никогда не знали о властных амбициях руководителей своего времени. Для них примас казался чем-то вроде мэра , а - именем заезжего купца и т. д. Люди, коленопреклоненные на молитве, прошли через все препятствия, поставленные империализмом на их пути, и пришли к Желанному.

Пресловутый ответ, сделавший себе карьеру в богословии, таков: ереси - вот главный враг христианства. Подстерегая в зарослях рационализма или валяясь в плену материи, ересь как отклонение, слабость, компромисс, заблуждение, невежество или греховное бессилие всегда представляла опасность для спасения людей. Атаки грешного разума на чудо веры пометили все разделы богословия, а затем сжались в христианство-минимум, остаточное и индивидуалистичное, призванием которого явилось собрание членов любой ценой. Неопротестантизм скопом собирает воедино иконоборчество, эвионизм , арианство и многое другое.

Все эти ереси были осуждены Вселенскими Соборами, святыми отцами, видевшими в них опасность для спасения людей. Многие из ересей исчезли, другие ослабли или перебазировались в область экклесиологии. Короче говоря, им удалось только выкристаллизовать Ортодоксию вечной жизни и объединить право-верующий народ вокруг Христа - Главы Церкви.

Люди с твердой памятью сказали бы: - самый большой враг христианства. Он уничтожил миллионы людей, изуродовал братолюбие, превратив его в прокрустову уравниловку, позаимствовал христианскую тягу к братству, чтобы убивать, отнял порыв к вечности у целой нации. Несмотря на беспримерное насилие красной чумы, спустя 70 лет страданий от пролетарского материализма не осталось и следа. Выживший доктринально (но не на практике) в Китае, корчащийся в последних предсмертных судорогах в Корее и на Кубе коммунизм - это выкидыш истории, вчерашний кошмарный сон человечества. Таким образом, не он - самый главный враг христианства.

А кто же тогда отъявленный ? Думаю, что самый большой враг - это софт-христианство, секуляризированная религия, с религиозным оттенком, растворение христианских ценностей в эдакой религии удовольствия и превосходства, традиции, поддерживаемые меланхолично, но не понятые в их спасительной сути, яростное суеверие, копающееся у истоков веры, окаменение Божественного чувства, трухлявый церемониализм, ампутация ценностей ради эстетизма, мистицизм, убивающий мистику, праздничность без трепета, сцена без жизни.

Истинная же вера рождается водою и Духом , возрастает в молитве, очищается в слезах, чувствуется в безграничной тоске по раю, переживается каждую минуту и питается евхаристически Богом.