Темы классных часов по толерантности в школе. Классный час "международный день толерантности"

Тема: Толерантность - путь к миру!

Цель занятия:

Ввести понятие толерантности; показать учащимся, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

«Основа всякой мудрости - терпение».

Сегодня на уроке мы побываем в гостях у живой книги

«Толерантность - путь к миру». Страницами данного издания будут:

«Основные понятия толерантности».

« Правила на каждый день»

«Ключевое слово»

« Толерантная репка»

«Толерантный класс»

Открываем первую страницу нашей книги «Основные понятия толерантности». А кому- нибудь знакомо это слово?

В переводе с лат. слово толерантность означает «терпение, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, также это слово означает прощение, снисхождение, готовность к примирению». Еще древнегреч. философ Платон говорил: «Основа всякой мудрости - терпение».

1 конкурс: «толерантный человек» на карточках учащиеся кратко,с помощью прилагательных, создают образ толерантного человека. Затем каждый ученик по очереди записывает на доске по одному слову, не повторяясь. Т.о. появляется образ толерантного человека.

Ответьте для себя на вопрос: «толерантны ли вы?»

Переходим к рассмотрению 2-ой странице нашей книги «правила на каждый день».

Я предлагаю поиграть вам в игру - эстафету « зачем нужны правила?»

2 конкурс: учащимся, которые сидят на первых партах, раздаются различные предметы и говорится: «игра началась. Начали.» Затем говорится, что необходимо передавать предметы на последнюю парту. Затем игра останавливается и говорится, что нужно передавать предметы правой рукой, потом - левой. Таким образом учащихся подводят к тому, что нужны правила игры знать.

Учитель : Так и в жизни, ребята. Живя в современном обществе необходимо придерживаться определенных правил. Вы учитесь в школе, поэтому тоже должны придерживаться определенных правил. Хоть на классных часах мы не раз говорили о них давайте еще раз перечислим их.

Не опаздывать на уроки

В школу ходить в школьной форме

Готовится к каждому уроку

Бережно относится к учебникам и тетрадям

Уважать друг друга

На переменах не бегать

В столовой не шуметь и снимать верхнюю одежду

Проблеме толерантности, гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые из них мы рассмотрим, читая 3 -ю страницу нашей книги « ключевое слово».

Перед вами некоторые изречения известных людей, ваша задача найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании.

Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь уважение к другим людям и уважать человечность вообще. (И. Кант).

Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим. (Р. Эмерсон).

Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить человеколюбие. (И. Кант).

Лучшее, что есть в жизни человека, - это его дружба с другими людьми.(А. Линкольн)

Великий народ должен помогать малому сохранять себя, свой язык свою культуру. (Д.С. Лихачев).

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).

Пропущенные слова: дружба, уважение, человеколюбие, нравы, расположение, язык.

Учитель: А вот по каким принципам живет толерантный человек нам поможет разобраться следующая страница нашей книги « Толерантная репка».

Вы наверное немножко устали, поэтому я предлагаю вам поиграть и разобрать эти принципы с помощью сказки «репка» И у меня сразу возникает к вам вопрос: «не забыли ли вы качества толерантного человека?» Давайте их напомним. Молодцы! Чтобы все это отложилось вашей памяти надолго мы с вами поиграем.

Игра: учащимся раздаются роли со словами. При назывании того или иного героя сказки, вы должны каждый раз говорить свою фразу.

Слова Репки: Толерантность - путь к миру!

Слова Деда: Понять и принять человека может не каждый.

Слова Бабки: Слушать и слышать другого - талант!

Слова Внучки: Принимайте меня такой, какая я есть!

Слова Жучки: Будьте милосердны!

Слова Кошки: «Простите, если что не так.»

Слова Мышки: Будьте снисходительны!

Учитель: Я думаю, что теперь вы на долго запомните, принципы толерантного человека.

А знаете ли вы, что понятие толерантности относится не только к одному человеку, но и к группе лиц, классному коллективу. Вы хотите узнать толерантен ли наш класс? В этом нам поможет следующая страница под названием «толерантный класс» .

Я буду зачитывать различные ситуации отношений между учениками, а вы должны отметить те, которые присуще нашему классу. Т. о мы выясним насколько наш класс толерантен.

Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички.(-)

В разговоре друг с другом дети обращаются по именам.(+)

Ребята сваливают вину за проигрыш в соревнованиях на кого - то из одноклассников.(-)

Все относятся друг к другу с уважением и пониманием.(+)

Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.(-)

Ребята поддразнивают одноклассников, привлекают внимание к его ошибкам.(-)

Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других.(+)

Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее.(-)

Ребята с удовольствием помогают друг другу в учебе (+)

Обсуждение ситуаций. Вывод.

Наверное всем интересно посмотреть образ толерантного класса. Вам хочется, ребята? У вас есть такая возможность. Для этого я раздам вам на каждую парту по одному комплекту мозаики, а вы должны как можно быстрее собрать всю картину. Особенностью данной мозаики является то, что каждая фигурка здесь представляет собой одного ученика нашего класса.

А как выглядит целый класс в целом мы увидим после того, как ребята соберут всю мозаику. Кто первым справится с заданием, поднимет руку. (одна мозаика целиком, в другой не хватает одной детали).

Обсуждение, почему не получилось создать целую картину?

Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е. коллектив)была собрана целая?(создать такую обстановку, чтобы всем было комфортно.) Молодцы!

Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое(картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами.

И чтобы добиться этой цели нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями… Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, уважать, принимать такими какие есть, т.е. быть толерантными. Мне очень хочется, чтобы в нашем классе никогда не возникала ситуация в которой кто - то будет отвергнут коллективом.

« Про всех на свете»

Все - все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки не меньше нужны,

чем Слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников,-

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем - то не очень дружны,

Мы все - таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто - нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Учитель: Мы разные, но жизнь каждого из нас, счастье и успех зависят от благополучия, счастья всех!

Если мы будем придерживаться правила «Не оценивайте людей, а цените их»! все будет хорошо.

Вручение буклетов каждому ученику.

Классный час по теме "Что такое толерантность?"

Цель: воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Задачи :

    Образовательные :

    • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;

      выявить основные черты толерантности;

      сформировать правильное представление о толерантном поведении.

    Воспитательные :

    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

      воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

    Развивающие :

    • формирование толерантного отношения одноклассников между собой;

      способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

      развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональныйкомпьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, памятки.

Ход классного часа

Учитель: (слайд 1) Здравствуйте ребята! Мы приветствуем гостей нашего мероприятия! Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале, я хотела бы рассказать вам одну легенду:

(слайд 2)

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей – то молодой голос: (слайд 3)

- как хорошо, что все мы здесь разные! А то жить было бы так скучно!

Учитель: Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. Именно эти слова и относятся к понятию - толерантность . (Слайд 4)

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

(Слайд 5)

    tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

    tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

    tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

    tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

    толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

    tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

    kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие – все эти формы социального наказания болезненны, невыносимы. Они разрушительны для личности. Но мы сегодня с вам попробуем не разрушить, а построить. Построить отношения с теми, кто не похож на нас.

(Слайд 6)

Упражнение «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

    Как вы узнали где ваша группа?

    Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

    Почему никто не обращал на тебя внимания?

    Как ты себя чувствовал?

Обращаясь к ребятам:

    Ребята, почему вы не обращали на него внимания?

    Вам знакомо выражение белая ворона?

    Что оно обозначает?

    Легко ли быть белой вороной, человеком непохожим на других?

    Хотели ли вы быть на месте вороны?

    Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Упражнение «Чем мы похожи?»

Инструкция: обучающиеся обращаясь к соседу по парте говорят, например: «Света мы не похожи с тобой, потому что у нас разный цвет волос, и похожи тем, что мы сидим за одной партой» и т.д. по очереди до последнего ученика.

(Слайд 7)

Учитель: Ежегодно 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Учитель: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости.

(Слайд 8)

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают.

(Слайд 9)

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Упражнение. “Основные черты толерантной и интолерантной личности”

Командам выдаются конверты с заданием.

Перед вами два дерева одно представляет собой дерево толерантности, второе – интолерантности. Из этих конвертов одной команде необходимо выбрать черты соответствующие толерантной личности, а друго – интолерантной, т.е противоположной толерантной.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.

Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

(Слайд 10)

Учитель: Ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

Сейчас я каждому раздам по ладошке. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги и он вывешивается в классе.) То, что написано на пальцах вы сможете прочитать чуть позже, а сейчас я хочу прочитать то, что вы считаете важным.

(Слайд 11)

Учитель: Итак, как же вы поняли, что означает быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!

(Слайд 14)

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (слайд 13)

    Толерантность – это прощение.

    Толерантность – это сострадание.

    Толерантность – это уважение прав других.

    Толерантность – это сотрудничество.

    Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

    Толерантность – это дружба.

    Толерантность – это гармония в многообразии.

    Толерантность – мир и согласие.

    Толерантность – милосердие.

И чтобы вы не забывали, что значит быть толерантным я хочу подарить вам цветок толерантности.

Рефлексия: (слайд 14) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир !(3 р.)

Спасибо вам за участие, до свидания! (слайд 16).

Тема классного часа "Мы очень разные, но мы вместе..."

Цель : Формирование представления о толерантном отношении.

Задачи :

1.Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;

2.Углубить понимание его значения;

3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.

4.Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.

В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

К классному часу можно использовать данную презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час о толерантности

«Мы очень разные, но мы вместе…»

Цель : Формирование представления о толерантном отношении .

Задачи :

1.Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;

2.Углубить понимание его значения;

3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.

4.Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.

1.Вступительное слово

Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас, гости, на классном часе в стенах нашей школы.

Эмоциональный настрой . Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Прослушивание песни «Я, ты, он, она…»

“Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним “ансамблем” отношений, входя в такие социальные образования, как “страна”, “семья”, “город”, “школа”, “класс”.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.

Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

2.Сообщение темы и цели.

Тема классного часа так и звучит «Толерантность».

На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

3. История понятия толерантность.

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор . Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

4. Этимология понятия “толерантность.

Обратимся к этимологии понятия “толерантность”.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.

Какое из определений вам импонирует более всего?

А что же объединяет эти определения?

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

Ведь мы с вами такие разные…

А какие мы сами?

Чем мы отличаемся друг от друга?

Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

Каждому из вас было предложено дома написать о каких-то трех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)

Предупреждаю, что записи зачитаю вслух, а вы должны отгадывать, кто автор утверждений.

Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.

Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.

Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать особенности партнера.

6.Теперь давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
  2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
  3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

7. Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно .

Обратимся к надписи: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ ! Слово - цените”, закрыто. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а…

Все варианты произносятся и проецируются на компьютере.

Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

8. Ситуация

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Ты договорился со знакомым о встрече. Прождал полчаса, а он не пришёл.

Выступите в роли того, кого обидели…. В роли «обидчика»…

9.Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения.

10 . Правила толерантного общения:

  • Уважай собеседника.
  • Старайся понять то, о чем говорят другие
  • Отстаивай свое мнение тактично.
  • Ищи лучшие аргументы.
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  • Стремись учитывать интересы других.
  • Прощай
  • Уважай права другого
  • Уважай человеческое достоинство
  • Принимай другого таким, каков он есть
  • Сострадай
  • Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый шаг в этом направлении.

11. «Первый шаг в воспитании толерантности»

Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.

12. Заключение.

В заключение классного часа послушайте стихотворение «Доброта и толерантность спасут мир»

Доброта и толерантность спасут мир.

Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может, он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!

Доброта – это мир, это истина, правда..
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённым в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас!

Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
“Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!

Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе.

Мы очень разные, но мы вместе…

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МКСКОУ Варнавинская школа-интернат VIII вида Классный час в 9 классе Классный руководитель: Шишкина И.В. 2015г. Самый большой урок в мире о толерантности, доброте, взаимопонимании

Классный час на тему:

Все мы люди Живем на одной планете Живем в одном городе, республике Учимся в одной школе, в одном классе Живем на одних улицах Носим одну одежду, очки Занимаемся одним делом Похожи глаза, волосы

Рост Цвет волос и глаз Одежда Знания Национальность Фигура Возраст (старые и молодые) Характер Культура

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества

Мы разные, но должны жить в мире. Не толерантно доказывать свое право на разность подобным образом

взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость…

Светлое пятно – добро, темное пятно - зло В каждом из нас есть светлая и темная сторона Один сажает цветы, другой - их рвет

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Л. Толстой

Внимание к старшим – проявление доброты

Мы разные, но мы помогаем друг другу

Ты здоров и силен, а рядом есть больные, инвалиды… Им не нужна твоя жалость, им нужна твоя дружба, помощь

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром

Не оценивайте людей, а цените их

Дружба Доброта Терпимость Любовь Нежность Милосердие Душевность Искренность Пусть твое сердце наполняют

со - страдание со - чувствие со - действие со - знание со - единение Пусть тебе всегда сопутствуют

Мы очень разные, но мы вместе

Что же такое толерантность?

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”

Толерантность Прощение Милосердие Сострадание Терпимость Сочувствие Уважение Содействие Взаимопонимание Толерантность это

Уважай собеседника Старайся понять то, о чем говорят другие Отстаивай свое мнение тактично Ищи лучшие аргументы Будь справедливым, готовым признать правоту другого Стремись учитывать интересы других

Наша школа, каждый класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание


Цели классного часа:

1) образовательные:
а) актуализировать ранее изученный материал по русскому языку и литературе;
б) изучить новый термин «толерантность», определить его лексическое значение;

2) развивающие:

а) закрепить навыки использования толкового словаря;

б) сформировать чёткое определение толерантности как термина;

3) воспитательные:

а) воспитание культуры умственного труда на основе использования таких мыслительных операций:

Группировка;

б) развитие личностных качеств:

Развитие толерантности, уважительного отношения к другим культурам, языкам, верованиям, убеждениям, мнениям.

Оборудование:

План классного часа:

I. Постановка целей и задач классного часа.

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла.

III. Игра «Наши плюсы и минусы».

IV. Игра «А я думаю так!»

V. Словарная работа.

VI. Работа над термином «толерантность».

VII. Беседа. «Древо толерантности».

VIII. Подведение итогов.

I. Постановка целей и задач классного часа.

1. Вводное слово учителя.
В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то. Но как говорил М.Горький: «Есть пороки в моём Отечестве, но и пророки есть!»
Цель нашего сегодняшнего классного часа - показать, что, не смотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу, взаимопонимания и толерантности.
Также мы познакомимся, возможно, с новым для вас словом - «толерантность». Что такое толерантность? Что значит быть толерантным? Возможно ли быть толерантным в современном обществе? Вот основные вопросы, на которые нам предстоит ответить.
Английский писатель О. Уайльд как-то сказал, что наши души прикоснулись друг к другу на то мгновение, когда пересеклись наши жизни. Таким образом, в повседневности мы пересекаемся многократно: в школе, на улице, в магазине, - но в этот момент пересекается не только наше физическое тело, но и душа.
Итак, тема сегодняшнего классного часа «Быть современным - быть толерантным!»
У каждого из вас будет свой индивидуальны лист для работы, вы можете подписать его, а можете и не подписывать. Единственное пожелание - очень хотелось бы, чтобы к конку классного часа лист работы был бы заполнен вами максимально.

II. Беседа. Анализ высказываний Л.Н. Толстого и В. Франкла.

1. Анализ высказывания Л.Н. Толстого
Ребята, прочитайте высказывание Л.Н. Толстого.

Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л.Н.Толстой
Почему писатель сравнивает человека с алмазом?
Как вы считает, что значит «самоочищение»?
О каком «вечном свете» говорит автор?
Какова основная цель человека, по мнению писателя?
Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека - служить другим. Это и есть, по мнению автора, бессмертие).

2. Анализ высказывания В. Франкла.
Сейчас прочитайте высказывание Виктора Франкла.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.
В. Франкл
Как вы считаете, что значит быть «идеальным»?
Каким вы видите свой идеал человека?
А можно ли быть идеальным?
Какова основная идея высказывания В. Франкла? (Каждый человек - индивидуальная личность. Нет абсолютно одинаковых, и это невозможно).
Согласны ли вы с высказыванием В. Франкла?
Тогда у нас первое высказывание противоречит второму? Как вы думаете? (Нет, высказывания не противоречат друг другу. У каждого есть идеал, к которому он будет стремиться, которому он будет подражать. Но всё равно человек останется индивидуальностью, потому что скопировать абсолютно всё невозможно).

3. Актуализация знаний.
Ребята, а что вы знаете о Л.Н. Толстом?
Возможно, вы впервые слышите о Викторе Франкле.
СПРАВКА: Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. После Второй мировой войны люто возненавидел фашизм, но продолжал верить, что человеку нужно внушать всё самое чистое и светлое, так оно содержится в нём. Чем чаще мы будем говорить о добре, тем чище будет наше общество, считал В. Франкл.

III. Игра «Наши плюсы и минусы».

1. Введение в деятельность.
Таким образом, в каждом из нас есть что-то положительное и что-то отрицательное. Но чтобы стать тем самым алмазом - для начала нужно признать в себе и те, и другие качества.
Вашему вниманию я предлагаю игру «Наши плюсы и минусы». Перед вами фигура забавного человека, у которого пока ещё нет никаких качеств. Ваша цель - наделить его всем хорошим и плохим, что есть у вас. В одну колонку выписать ваши положительные качества, в другую - отрицательные.

2. Вывод.
Учитель с учениками составляет портрет класса на основе данных учащихся. Каждый по очереди называет одно положительное и одно отрицательное качество. Всё это выписывается на доску.
В конце задания делается вывод о том, что у каждого, сидящего в классе, есть положительные и отрицательные черты. Отметить то, что преобладает (возможно отдельные моменты будут повторятся, сделать на этом акцент).

IV. Игра «А я думаю так!»

1. Введение в деятельность.
Ни для кого не секрет, что наше восприятие окружающего мира формируется за счёт каких-то общепринятых правил, за счёт того, что актуально на данный момент для общества, и для каждого из нас. Те или иные черты характера зачастую реализуются в наших интересах.
Я предлагаю вам следующую игру «А я считаю так!» Напротив каждого высказывания вам необходимо поставить «+», если вы согласны с ним; «-», если не согласны.

2. Вывод.
Два ученика во время проверки выполняют задание у доски, остальные сверяют, в то же время делают выводы, с кем из класса у них есть общие интересы.
Делаются выводы о том, что у нас не только разнообразный набор качественных характеристик, но и порой абсолютно противоположные интересы и разные убеждения.

V. Словарная работа.

1. Введение в деятельность.
Порой наши интересы сталкиваются. Мы не соглашаемся с другими, навязываем свою точку зрения. Как вы считает, к чему приводит всё это?

2. Деятельность.

А что такое конфликт?
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Конфликт - столкновение, разногласие, спор).
Ввести определения «внутреннего конфликта» и «внешнего конфликта»
Как вы думаете, можно избежать конфликта? Что нужно для этого делать?
Что значит «понимать других»?
Что такое понимание?
Давайте сверим ваше определение со словарной статьёй в «Толковом словаре русского языка» (Понимание - способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь).

VI. Работа над термином «толерантность».

1. Определение лексического значения.
Относительно недавно появилось новое слово «Толерантность».
Толерантность - терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Необходимо проанализировать каждый из пунктов. Что значит «терпимость» к другому образу жизни, верованиям, обычаям, идеям, мнениям?

2. Как появилось слово «толерантность»?
СПРАВКА: Шарль Морис де Талейран Перигор. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, способный учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, и при этом сохранять свои собственные принципы.

3. Притча.
Разгадка сна.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Мой повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив, сообщить тебе, мой повелитель, радостную весть - ты переживешь всех своих родных.
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя за его предсказание.
Придворные были удивлены.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Да, мы одинаково истолковали сон.
Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Какова основная идея притчи?
Согласны ли вы с ней?

VII. Беседа. «Древо толерантности».

1. Введение в деятельность.
После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить вас, как вы поняли, что такое «толерантность»?
Для этого я предлагаю вам облагородить наше дерево. На листочках вам необходимо написать ответ на вопрос «Что такое толерантность»?

2. Вывод.
Каждый из учащихся озвучивает свой ответ. Учитель расклеивает листочки.

3. Ролик «Free hugs».
Ребята, вам когда-нибудь делали что-то доброе просто так, не за деньги?
Вашему вниманию я хочу предложить небольшой ролик, в котором герои просто так, абсолютно бесплатно раздают объятия - следовательно, хорошее настроение, частичку своего тепла.

VIII. Подведение итогов.
Таким образом, сейчас, как вы можете ответить на вопрос «Что такое толерантность?»
Что значит быть толерантным?

Ребята, я уверен, последний ролик как раз и показал ту идею, что быть толерантным - значит быть современным!
Мне хотелось бы верить в то, что вы будете (словно в этом ролике) постоянно дарить окружающим только самые тёплые чувства, не смотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, но в этом наша сила.
Огромное спасибо всем за активное участие!

Литература
1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2005.
3. http://podstil.ru/b-1856782.xhtml
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. http://1september.ru/