Творческая история повести алые паруса. «Алые паруса» - самый романтический праздник в году

Главная > Документ

VI Символика цвета в повести «Алые паруса»

§ 1. История создания повести «Алые паруса»

Однажды А. С. Грин в витрине игрушечного магазина увидел маленький «бот с правильно сидящим красивым крылообразным парусом ». Этот бот был воспринят как «зерно чуда», из которого и возник замысел «Алых парусов» . Спустя 10 лет, Грин снова возвращается к истории создания «Алых парусов» : «У меня есть «Алые паруса» - повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия» . Сам замысел произведения – красные, или алые, паруса цвета «вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом» , вызываемое ими чувство «возвещения радости» полностью сформулировано уже в первом сохранившемся варианте. В одном из последних вариантов повести «Красные паруса» заменяются алыми, найден более верный цвет, и в таком сочетании «Алые паруса» приобретают особую образность и само выражение становится словом-символом.

§ 2. Цвет и его символическое значение

Представления писателя вполне сопо-ставимы с суждениями ученого, который к качествам и особен-ностям стиля художественного произведения относит «распреде-ление света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и со-четания словесных красок, характер оценок, выражаемых по-средством подбора и смены слов и фраз, своеобразия синтакси-ческого движения» (В. В. Виноградов 18). В высказываниях худож-ника и исследователя равно подчеркнуто, какую большую орга-низующую роль имеют расположение слов по отношению друг к другу на протяжении всего текста «тайна соседства слов» , неразрывные, хотя порой и очень тонкие, смысловые и экспрес-сивные связи слов между собой, взаимные «наложения» значе-ний и ассоциативные сближения слов «взаимность их теней и света, падающих от одного на другое».

Основываясь на словах Бахтина: «структура символа также бесконечна, как и структура атома» 19 , мы и подошли к анализу цвета в повести. Цвет, как считает автор «Словаря символов» Д. Тресиддер , - «имеет обширный и сложный диапазон символических значений, обобщение относительно определенного символа любого из цветов сделать трудно» 20 .

§ 3. Образ алых парусов

Образ алых парусов появляется в повести с первых страниц. «Однажды, в середине такого путешествия к городу, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. Закусывая, она перебирала игрушки; из них две три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью. Одна такая новинка была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала для паруса, употребив что было - лоскутки алого шелка. Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь. … Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде: свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна. » 21 . Появляется в подчеркнуто естественной, реальной, обыденной ситуации; по-является в сопровождении подробного разъяснения, почему па-руса игрушечной яхты оказались именно алыми; но в то же вре-мя появляется как образ чудесный, пленительный, вызывающий восхищение. Отсюда - два ряда соседствующих слов и словосо-четаний. Один ряд - обрезки, лоскутки шелка, подходящий ма-териал, оклейка, употреблять; другой ряд - солнечный ливень, огонь, свет, сверкание, излучение, гореть, сверкать, пламенный, веселый цвет.

§ 4. Цветовой мир и образ Ассоль

Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии героев в тот или иной момент их жизни. Вот как описывает Грин Ассоль «Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» 22 . Ассоль дана на фоне природы: «светлая, синяя гладь моря », «синие сумерки », «лиловый ирис », «белые шишки цветов », «море, обведенное по горизонту золотой нитью », «стальной, синий, черный » цвет спящего океана. Из всего этого многообразия предметов и цвета рождается «алая рябь » у ног Ассоль.

§ 5. Сказочник Эгль и его предсказание

На берегу моря Ассоль встречает Эгля, собирателя песен, легенд, преданий и сказок, который произносит чудесное предска-зание. Вот описание сказочника Эгля.

«Седые кудри складками выпадали из под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком - выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным» . Даже внешность описана автором с помощью цвета: «серая блуза, белый воротничок, пояс, унизанный серебром блях », глаза же его «серые как песок, и блестящие как сталь » 23 .
Он-то и предскажет Ассоль «алые паруса белого корабля» . Но старик, подслушавший разговор Лонгрена с дочерью, говорит уже о красных парусах. Думается, что «оговорка» автора не случайна. «Алый цвет без примесей! – цвет мечты, красный – кровавый, недобрый» .

- (...) Однажды утром в морской дали под солнцем сверк-нет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого кораб-ля двинется, рассекая волны, прямо к тебе (...) Корабль подой-дет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музы-ки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах поплывет от него быстрая лодка (...) Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! - скажет он.- Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство...»

В предсказании Эгля «склонность к мифотворчеству» опреде-ляет развитие сказочной, чудесной стороны образа алых парусов и соответствующих ассоциаций. Появляется красивый принц. Корабль подходит под звуки прекрасной музыки. Для композици-онного движения словесных рядов очень важны такие детали: двинется, рассекая волны, прямо к тебе и под солнцем сверкнет алый парус.

§ 6. Мир и мечты Грея

Параллельно Ассоль идет рассказ о жизни Грея: вот «Лучшие сорта тюльпанов - серебристо голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью - извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий. Старые деревья парка дремали в рассеянном полусвете над осокой извилистого ручья. Ограда замка, так как это был настоящий замок, состояла из витых чугунных столбов, соединенных железным узором. Каждый столб оканчивался наверху пышной чугунной лилией; эти чаши по торжественным дням наполнялись маслом, пылая в ночном мраке обширным огненным строем » 24 . Вот вино, «темнее вишни», вино, «которое выпьет Грей, когда окажется в раю », а вот столы, ломящиеся от «радужных фазанов, серых уток …», а «таинственные оттенки света… творят ослепительную гармонию ». «Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика начала сказываться на восьмом году его жизни; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т. е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную - роль провидения…» 25

Значит, гармония в жизни, по Грину, это буйство красок. Грей изучает карты «золотые, черные, пестрые, синие, серые », за которыми открывается ему «синее сияние океана ». Корабли, которые мысленно видит Грей, представляются ему «то кораблями-пиратами с черным флагом», то «кораблями-призраками, сияющими… светом синего озарения ». В главе, посвященной Грею тоже обилие красок: «золотые ворота », «серебро рыб », «женщина в черном платье », «черная линия мачты ». «Золотые ворота моря », значит, именно море и его «золотые ворота » откроют Грею путь к его мечте. Золотой цвет – символ просветления, света, власти. Итак, мы видим, что характеры героев развиваются в определенном цветовом пространстве. Многие не улавливают разницы между алым и красным. Но давайте вспомним, с какой тщательностью искал шелк для парусов Грей. А вот о красном цвете о его разнообразии тоже красиво сказано...«Грей побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок. В двух первых лавках ему показали шелка базарных цветов, предназначенные удовлетво-рить незатейливое тщеславие; в третьей он нашел образцы сложных эффектов. Хозяин лавки радос-тно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но Грей был серьезен, как анатом. Он терпеливо раз-бирал свертки, отклады-вал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грея лег-ла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный, розо-вый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве подобно словам: «очаровательно» – «прекрасно» – «великолепно» – «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зре-ния, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего ка-питана; что приносил лавочник было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание поку-пателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен» 26 . Вообще, красный цвет в символическом плане часто связывают со злом, хотя это и не единственное его значение. Так более привлекательными считаются красный цвет и его оттенки. Наиболее употребительный цвет алый, следовательно, название повести вполне оправдано. Любая деталь повести наполнена цветовым символом. Далее в душе девочки зарождаются «семена мечты»: «белое суденышко с алыми парусами» , которое сделал на продажу Лонгрен. Итак, цветовая деталь - одна из главных деталей в произведении Грина. Причем Грин работает с цветом как настоящий художник: не хаотично, а целенаправленно, тщательно сверяет палитру красок с мыслями и настроениями своих героев. Поэтому цвет явился у него одним их основных средств раскрытия характеров героев. Если цвет определяют как «основное средство живописи, с помощью которого осуществляются композиция, материал, рисунок, обобщение» 27 , то будет логично воспользоваться этим определением для работы над повестью .

§ 7. Колоритность повести « Алые паруса»

Цвет – душа живописи, но и в повести он тоже является душой, тем фундаментом, на котором строится сложная внутренняя жизнь героев. Общий цветовой облик произведения, когда все его красочные сочетания стремятся к единой, целостной, гармонической слаженности и жизненной правдивости называют в живописи колоритом, нам кажется, что уместно использовать этот термин, говоря об общем цветовом фоне повести Грина. Мы знаем, что цвета видимых нами предметов определяют их способность отражать только какую-то часть падающего на них «белого» цвета, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую её часть. Все спектральные цвета плюс недостающий в солнечном спектре пурпурный составляет хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белые и черные краски и смешивать их в разных пропорциях получится большой ряд серых тонов, от чисто белого до черного. Это будет другая шкала цветов – ахроматическая («бесцветная»). Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку – по светлоте. Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще цветовым фоном и насыщенностью. В процессе развития зрительного, а значит, и эмоционально-психологического восприятия человеком цветов в природе, в реальной жизни все цвета разделились на две гаммы – теплую и холодную. Теплый – желтый и красный. Это цвет «воздушного золота» , которым солнце «забрызгивает в ясную погоду море и Каперну » 28 , цвет золотого кольца, «величиной с солнце », которое «упало через море к её ногам » 29 . Холодные – синий, голубой: цвета воды, синего дыма в море, синей дали. Пурпурный, красный, золотистый воспринимаются как теплые, а синий, зеленый, зеленовато-желтый – как холодные. Теплые цвета имеют свойства восприниматься как активные, возбуждающие, веселящие, а холодные – как спокойные, печальные, умиротворяющие. В соседстве теплые и холодные цвета ведут себя противоположно: теплый цвет активно выступает вперед, а холодный отступает, уходит в глубину. Любой цвет можно сделать более холодным или более теплым. Все зависит от того, какую краску в него добавить. Есть цвета легкие, воздушные, глубокие, насыщенные, мрачные – их можно считать «поэтическими». Не к ним ли прибегает Грин? Одни – яркие, чистые – образуют как бы некоторый глубинный пространственный слой, наполненный сияющей, напряженной цветовой массой. Другие «поэтические» цвета – разбеленные вызывают ощущения реальной воздушной среды, легкого тумана, окутывающего предмет. Живописное изображение создается не копированием отдельных предметов, а «построением цветовых отношением предметов в их взаимосвязи, вместе с пространством на основе целостного образа, который усиливает глаз художника при цельном восприятии» 30 . Поэтому и цветовые отношения в повести нужно воспринимать не только целостно, но и в непосредственном единстве с текстом. Все цвета натуры взаимообусловлены и находятся в определенной зависимости друг от друга, в определенных цветовых отношениях. Реалистически изобразить натуру – значит передать «пропорционально натуре отношения между предметами по цветовому тону, насыщенности и свету, передать их цветовые различия» 31 . Но и художник, и писатель, используя определенный цвет, вкладывает в него какое-то внутреннее содержание, подтекст, а может быть, это код к восприятию Мира? Ведь Вселенная вокруг нас, но Вселенная (пожалуй, самая загадочная) внутри человека. Как постичь, понять себя, как заглянуть внутрь своей вселенной? И писатель, и художник, обращаясь к цвету, преследуют одну цель: с помощью слова, зрительного образа воздействовать на человека, пробудить в нем лучшие чувства: Любовь, Добро и самое главное, сопереживание. Благодаря использованию художественного слова, вернее, в синтезе цвета и художественного слова, образов ему удается добиться как бы двойного эффекта: с одной стороны, можно «услышать» образ через слово, с другой – «увидеть» образ через цвет, то есть через цветовую картинку. Иногда Грин использует закон цветового контраста, столь распространенный в искусстве. Для выделения одного цвета нужно сопоставить противоположный ему по спектру. Это дает возможность контраста не только цвета, при этом минуя неприметные темные бесцветные тени. Это открытие дало возможность создать своеобразные «колористические» ключи (от слова “колорит”). В каждом художественном произведении такой ключ свой. Автор же стремится использовать эмоциональную силу цвета; возникает своего рода «музыка живописи», действующая на душу, на чувства зрителя, читателя и отвечающая художественной, эстетической, философской идее произведения. Порой эта гармония (или дисгармония в зависимости от целей автора) возникает из сочетания близких цветов еле заметных оттенков, плавных переходов, создающих определенное настроение. Но нередко замысел автора воплощен в звучных, ярких, контрастных тонах, образующих красивый колорит мужественных и сильных звучаний. Причем и в живописи и в художественной литературе цвет становятся не только средством передачи объема, пространства, формы, но и средством поэтического раскрытия образов. Цвет несет в художественном произведении смысловую, идейно-художественную нагрузку.

§ 8 Таинственные оттенки цвета

Чтобы более отчётливо представить цветовую насыщенность повести, определить идейное значение каждого цвета, я провёл исследование каждой цветовой детали в повести. Получились, на мой взгляд, очень интересные результаты, которые я обработал и представил с помощью компьютерных технологий. К
омпьютерный рисунок выполнен по главам, где каждому квадратику соответствует цитата из текста. Наиболее употребительный цвет алый, следовательно, название повести вполне оправдано. Цветовой фон I главы светлый , теплый, несмотря на то, что из повествования мы узнаем, о признании Лонгрена в том, что он не спас Меннерса: Рисунок 1- Цветовые символы 1 главы «Черную игрушку сделал я, Ассоль» 32 . И еще одно напоминание о черном, «к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ». Чёрный цвет не нарушает общей гармонии. На протяжении всей главы преобладают алые и белые цвета, и это мы видим на цветовой диаграмме (рисунок 1). Черный, синий, голубой, серый и золотой цвета появляются в тексте всего по 2 раза. В
главе, посвященной Грею тоже обилие красок: «золотые ворота», «серебро рыб», «женщина в черном платье», «черная линия мачты». «Золотые ворота моря», значит, именно море и его «золотые ворота» откроют Рисунок 2 - Цветовые символы 2 главы Грею путь к его мечте. Золотой цвет – символ просветления, света, власти. Мы видим, что характеры героев развиваются в определенном цветовом пространстве. Многое во второй главе описывается не используя «цветовые слова», но каждая деталь, предмет, сквозит передачей цветовой сущности, которую невозможно описать словами. Вот, например, описание картины, которая заворожила Грея и не давала покоя: «Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела - взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал - но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана?» 33 .

Вот эта картина зародила в Грее жгучее желание быть капитаном-моряком. Картина подарила ему новый мир «В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб. Другие, схваченные бурунами, бились о рифы; утихающее волнение грозно шатало корпус; обезлюдевший корабль с порванными снастями переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. Третьи благополучно грузились в одном порту и выгружались в другом; экипаж, сидя за трактирным столом, воспевал плавание и любовно пил водку. Были там еще корабли пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой; корабли призраки, сияющие мертвенным светом синего озарения; военные корабли с солдатами, пушками и музыкой; корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных; корабли с мрачной тайной и бунтами; корабли открытий и корабли приключений». «Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни, между тем как высоко в небе то Южный Крест, то Медведица, и все материки - в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с ее книгами, картинами, письмами и сухими цветами, обвитыми шелковистым локоном в замшевой ладанке на твердой груди. Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря». Ассоль же уже знает о своей мечте, которая дается в цвете с ее точки зрения и с точки зрения жителей Каперны. Наиболее интересной в цветовом решении представляется глава «Рассвет». Несмотря на название, в ней преобладают цвета темного спектра: черные, синие, зеленые. Какова же их символическая «нагрузка»? «День начался для Грея в черных лучах» 34 . Описание природы ночью дается в черных и желтых тонах. И хотя символический смысл черного цвета негативный, то логично, исходя из условий контекста, трактовать в данном случае черный как цвет, поглощающий все остальные цвета. Каперна же представляется герою за «красным стеклом окон» . Следовательно, и в этой главе красный цвет символизирует злобность по отношению к Ассоль. Ему противопоставлен «зеленый мир» леса, в котором Грей нашел Ассоль.

«
С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди этих ветвей и пылающую синюю даль; над горизонтом, но в то же время и над его ногами висели листья орешника. Внизу обрыва - с впечатлением, что под самой спиной Грэя - шипел тихий прибой. Мелькнув с листа, капля росы растеклась по сонному лицу холодным шлепком. Он встал.

Рисунок 3 - Цветовые символы 3 главы

Везде торжествовал свет. Остывшие головни костра цеплялись за жизнь тонкой струёй дыма. Его запах придавал удовольствию дышать воздухом лесной зелени дикую прелесть» …. «Зеленый мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грэю среди своей ликующей тесноты. Капитан выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел здесь спящую молодую девушку» . «Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. Все спало на девушке: спали темные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости ее тела, казалось, задремала в силу сочувствия. Когда впечатление стало полным, Грэй вошел в его теплую подмывающую волну и уплыл с ней. Давно уже Летика кричал: - «Капитан, где вы?» - но капитан не слышал его». «Ее волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку. Грэй присел на корточки, заглядывая девушке в лицо… Задумчиво уступая ей, он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии. Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из под затылка ». В главе «Накануне» мы можем наблюдать, как «растет» в душе Ассоль мечта. И даже «черный человек в очках », признающий только механические игрушки, не помеха в «росте безупречного характера». Вот как описывает автор уже взрослую Ассоль «За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль - был совершенно оригинален, - оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование»».

Ранее пробуждение и встречу Ассоль с морем автор описывает вот так «Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь». Мечты, как они реальны, они не покидают воображение Ассоль, перед сном автор описывает видение Ассоль «Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдернула покровы со всего, что еще нежилось, потягиваясь на сонной земле» .

Вот какой диаграммой характеризуется 4 глава.


Рисунок 4 - Цветовые символы 4 главы

О парусах не сказано ни слова, но тема алого цвета, цвета мечты звучит, как в музыкальном произведении, в различных вариациях. В главе «Боевые приготовления» по цветовой гамме можно проследить мучительные поиски героем «истинно алого цвета». И еще. В тему Грея властно вторгается алый цвет. Сначала ассоциативно, через авторские ремарки: «на носок его сапога легла пурпурная волна», затем «на его руках и лице блестел розовый отсвет» 35 . Вот так герой ищет цвет: «красный, темный розовый, густые закипи вишневых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов» 36 . «Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные - в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» - «прекрасно» - «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана; что приносил лавочник, было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен». Д
алее автор подчеркивает, что цвет имеет для героев свое, особое смысловое символическое значение: «здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве; в складках таились намеки, недоступные языку зрения» 37 . Как мечта для Ассоль, так и цель жизни для Грея не приходят сразу. Ассоль страдает, а Грей борется с обыденностью в жизни и ищет в этой главе настоящий, без примесей «гордый цвет». Рисунок 5 - Цветовые символы 5 главы Эпитет «гордый» - не униженный, а жизнеутверждающий, не гнущийся под порывами житейских невзгод. Что же это за цвет, который ждет Ассоль и ищет Грей? «В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых (символ траура) или лиловых (то есть, нечистых цветов) намеков; не было так же ни синевы, ни тени – ничего, что вызывает сомнение» 38 . То есть, найден «чистый» цвет, как мечта, настоящая возвышенная мечта, он «не терпит сомнения». Грей видел Ассоль, она его – нет. Свято веря в предсказания Эгля, она ждет своего счастья. Вот «золотое кольцо», которое она обнаруживает на пальце в главе «Ассоль остается одна» . Обратим внимание, что в повести у Грина нет желтого цвета, а только золотой - символ просвещения, света. Далее цвет переходит в природу. С помощью цветовых ассоциаций автор передает внутреннее состояние героини: «синие тени деревьев» (холодные, равнодушные), «зеленая поляна в розовом свете» (теплые тона). Из цветовой гаммы главы исчезает алый цвет. В цветовом плане главы «Боевые приготовления» и «Ассоль остается одна» противопоставлены друг другу. Обилие оттенков красного и, наконец, алый цвет в V главе и отсутствие его в VI. Что же, Ассоль отказалась от своей мечты? Нет, ведь вот оно – необычное золотой кольцо «величиной с солнце, упавшее через море к её ногам» 39 . В названии последней главы появляется цветовая характеристика «Алый секрет» . В цветовом отношении она самая ровная в повести. Все оттенки красного цвета – это описание «Секрета», каким воспринимаем его мы, читатели, и Ассоль. Белый цвет – это «белый утренний час… в лесу» (стр. 59). «Зеленый» – это жук. Именно с него перевела взгляд Ассоль на море, где на «синей морской щели уличного пространства увидела белый корабль с алыми парусами». А далее торжество алого цвета, «цвета глубокой радости» над всеми остальными, мечты – над реальностью, обыденным сознанием. А мечту Грин ценит высоко, она остается в силе потому, что за мечтой повзрослевших героев следуют поступки. Вот еще на что обращаешь внимание, анализируя цветовую символику: Ассоль характеризуется теплыми тонами, Грей светом и разными цветами. Свет – это для разума, но он еще не счастье, не рай. Человеку для счастья необходимо тепло. Здесь А. Грин задумывается над вопросами, как превратить «свет» в «тепло», сохранив при этом цветовую символику. Свет – это тема Грея, тепло - Ассоль, только соединившись, они создадут «рай». Об этом напоминает образ просыпающегося моря, ценный именно напоминанием о возможностях, которые таит в себе человек.

Рисунок 6 - Цветовые символы 6 главы

Алый – вот цветовой символ, «сменяющий цвет». Именно алый, то есть теплый цвет, а не синий, голубой – холодные, цвет человечности, «цвет глубокой радости». На всем, что попадает в сферу чуда, лежит отсвет алых парусов. На военном крейсере, который встретил «Секрет», весь день «царило некое полупраздничное остолбенение; настроение было неслужебное, сбитое - под знаком любви». А далее Грэй говорит о главном результате чуда: «Новая душа будет у него и новая у тебя». Чувство нравственного единения людей, открытости и понимания - вот что удалось передать А. Грину. «Цвет, ставший теплом, и тепло, ставшее цветом , - таков смысл символики самого романтико-реалистического произведения писателя «Алые паруса». В заключении, подводя итог литературного изыскания на тему «Символическое значение цветовой детали в повести А.Грина « Алые паруса»,я приведу диаграмму, отражающую частотность употребления цветовых символов.

Рисунок 7

В результате комплексного исследования, можно сделать вывод, что наиболее используемые цветовые детали в повести алый, белый, синий, черный, золотой. Кроме того, можно составить определённую таблицу символического значения цветов в повести. Алый цвет – сочный, цвет энергии и цвет мечты. Белый цвет – символизирующий чистоту, невинность, свежесть и ясность. Синий цве т означает мудрость, верность, бесстрастность и спокойствие. Черный цвет - цвет тьмы, мрака, траура. Но в нашем случае черным цветом автор показывает житейские тяготы, испытания через которые проходят главные герои. Зеленый - цвет здоровья и духовной напряженности, выражается в волевой деятельности, упорстве и силе ума. То есть, цвет стремления и развития. Золотой - цвет науки, наблюдений и анализа, символизирует богатство, юность, мечты, фантазии, радость

VII Заключение

Итак, вот основные выводы, которые можно сделать, исследовав повесть. Цветовые символы в повести Грина «Алые паруса» не однозначны и не статичны, они живут, усложняются, развиваются. Романтический символ «цвет» превращается в реальный «алый цвет» шелка, предназначенного для «чуда», для вполне конкретного человека – для Ассоль. С помощью цвета автору удается передать не только состояние природы, но и внутреннюю, духовную жизнь героев. С помощью своего особого метода, а так же цветовой символикой автору удалось передать чувство нравственного единения людей, открытости и понимания. «Рай», т.е. счастье, достигнут в финале не только в союзе Грэя и Ассоль; этот образ раскрывается как философский: выйти из тьмы бездуховного существования, а такая возможность заложена в каждом человеке. Ушел «Секрет» от ужаснувшейся Каперны навсегда, реальное чудо алых парусов опровергло смысл ее отношения к жизни, к миру. Если труд перестает быть дракой, борьбой за существование, если он станет, одухотворен целью и мечтой, станет творчеством, - человек выйдет из плена Каперны. Зацветающая корзина - вариант алых парусов; у каждого должны быть свои алые паруса. Символика цвета поддерживает эту надежду на «рай» для всех: «над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом ». Компьютерный рисунок помог более полно представить через цвет замысел автора, осмыслить нравственные изменения, происходящие с героями. Автор с помощью цветовой символики приводит нас к мысли: у каждого должны быть свои алые паруса; он убеждает в правоте нехитрой истины, выведенной автором: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо. Книги Грина живут, и каждое новое поколение читает их по-своему. Время по-новому рисует море, героев и паруса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Александр Грин: хроника жизни и творчества. М., Феодосия, Коктебель, 2006, 80c.

    Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А. Грина). "Литература и жизнь", 1960, 25 сентября

    Борисов Л. Александр Грин: - В кн. Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., I97I

    Бочковская Т. Герои Гринландии. 100 лет со дня рождения A.Грина. "Наука и религия", 1980, № 9

    Грин А. Алые паруса. – Сухуми: Алашара, 1986. – 125 с.

    Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – 288 с.

    Грин А. Собр. соч. в 6-ти томах,М., 1980

    Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 336 с./

    Гладышева А. Алые гриновские паруса. "Русский язык в школе", I980, № 4

    Данина В. Воспоминания об А. Грине. Л., 1972 (рец. на книгу), "Звезда", I973, В 9

    Киркин Ю. А.С. Грин в печати и литература о нем (?906-I970 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., I972

    Милашевский В. А. Грин. В кн.: Милашевский В. Вчера, позавчера. М., I972

    Михайлова Л. А. Грин. Жизнь, личность, творчество. М., I980. -128 с.

    Олеша. Ю. Из литературных дневников / «Литературная Москва», сб.второй, 1956, - 120 с.

    Прохоров Е. Александр Грин. М., 1990

    Слонимский М. Александр Грин реальный и фантастический. - В кн.: "Книга воспоминаний". М.-Л., 1996

    Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература, октябрь 2002 г. № 423. – Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России /423/3.htm/

    Хайлов А. В стране Грина. "Дон", I963, № I2

    Харчев В. Поэзия и проза Александра Грина. Горький, 1998, 176 с.

    Щеглов М. Корабли А. Грина. "Новый мир", I956, № 10

    http :// www . krym . dvdboom . ru / modules / myarticles / article . php ? storyid =4 – Дом – музей А.Грина

    /grin.htm - Виртуальный литературно-мемориальный музей А. С. Грина

Приложение 1


Дом-музей А.Грина в г. Феодосия


Комнаты в доме-музее А.Грина (г. Феодосия)

Алые паруса

1 Гладышева А. Алые гриновские паруса. "Русский язык в школе", I980, № 4

2 Фенимор Купер (1789-1851)

3 Эдгар По (1809-1849)

4 Дениель Дефо (1661 - 1731)

5 Жюль Верн (1828-1905)

6 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970

7 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970 8 Киркин Ю. А.С. Грин в печати и литература о нем (1906-I970 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Л., I972 9 Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература октябрь 2002 г. № 423 Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России 10 Священник Пафнутий Жуков // Православие и литература октябрь 2002 г. № 423 Издательство «Вера-Эском» христианская газета Севера России 11 Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 240 с. 12 Грин Н. Записки об А.С. Грине. "Литературная Россия", 1970, 21 августа 13 Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1995.- 240 с. 14 Олеша. Ю. Из литературных дневников.- «Лит. Москва», сб.второй, 1956, стр. 73. 15 Собрание сочинений А.Грина. – М.: Русская литература, 1976 г. 16 Собрание сочинений А.Грина, в 5 т. . – М.: Русская литература, 1976 г. 17 Там же 18 Войтоловский Л. Литературные силуэты. А.С.Грин. "Киевская мысль", 1910, № 172, 24 июня 19 Шогенцукова Н.А. «Опыт онтологической поэтики», М., 1999, стр. 16 20 Тресиддер Д. «Словарь символов». М., 2001 21 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 14 22 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – 17 с. 23 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. – с. 17 24 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 22 25 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 28 26 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.с. 32 27 Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А. Грина). "Литература и жизнь", 1960, 25 сентября 28 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. с. 61 29 Там же, с. 57 30 Беда Г. «Цветовые отношения», Москва, 1990 31 Березовская А. А. Грин: "Битвы с черновиками". "Литературная учеба", I982, № 5 32 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979. с. 7 33 Грин А. Алые паруса. – М.: Московский рабочий, 1979.


Алые паруса» повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте, написанная в годах. Алые паруса» повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте, написанная в годах.


История Создания У меня есть «Алые паруса» повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.




Сюжет Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было пять месяцев. Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было пять месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он стал делать игрушки, чтобы заработать себе и маленькой Ассоль на жизнь. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. И в один прекрасный день её мечта сбылась. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. И в один прекрасный день её мечта сбылась.




Нужно так преданно верить в силу любви, в обаяние романтической мечты , так уйти в сказку, чтобы столь неопровержимо, психологически и поэтически изящно поведать о реально сбывшемся в обыкновенной рыбацкой деревне сказочном чуде.

Прелестная и причудливая девочка Ассоль, с детства неудержимо поверившая прекрасной басне проходящего сказочника о корабле с алыми парусами, который однажды придет за ней, действительно переживает такой незабвенный день.

Эта история говорит о том, как любовь верит в чудо и как человек, любя, посвящает это чудо другому .

Прелестны те строки, в которых описывается, как Ассоль стоит на берегу, глядя на вставший в виду алопарусный «Секрет», -

"одна среди пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю".

А когда от корабля отделилась лодка, на которой стоял Грэй, то «тысячи последних смешных страхов одолели Ассоль… она вбежала по пояс в теплое колыхание волн, крича: «Я здесь, я здесь! Это я!»

Это не сказка. Это не волшебная история о Золушке и принце.

В «Алых парусах» для этого слишком много реального, почти житейского: стоит только напомнить все те страницы, где рассказывается о том, как Грэй вдохновенно организует свое «чудо» - покупку алого шелка в городской лавке и так далее.


Это в подлинном смысле слова «феерия» - феерия любви и радости, сбывающаяся
для всех, кто так любит. В стране А. Грина человек просто осуществляет все то
хорошее, что в реальной действительности часто держится в душе под замком или распыляется в тысячах малозаметных житейских действий и поступков.

Рассказ А. Грина говорит о том, как «невыразимо чудесно» любить и владеть сказочным секретом счастья, как хороши «улыбка, веселье, прощанье и - вовремя сказанное чуткое слово».

В 1923 году в петроградском журнале «Печать и революция» об «Алых парусах» так написал Сергей Бобров:

"Повесть «Алые паруса» - большой связный рассказ, почти сказка, почти фантазия , но она ласкает вас своей неприкрашенной добротой, существенностью, той толерантностью к описываемому, которая не заключает в себе никакого предательства.

А критик Николай Ашукин писал об «Алых парусах» в выходившем в Петрограде журнале «Россия»:

«Книги Грина, странные и фантастичные, всегда увлекательны по фабуле, близкой к вымыслам путешествий и приключений Стивенсона или Хаггарда. Он оживляет старую романтику «бутылки рома», «морского волка», «матросов в приморской таверне», «железного пирата», - все те романтические цветы, которые за школьной партой волновали когда-то каждого.

Грин возвращает нас к романтике нашей юности, заставляя воспринимать творческую фантастику так, как должно: бескорыстно увлекаясь, следить за действием механизма, движущего героев и события его повестей и рассказов, верить в условность места и времени действия.


Сам Грин так рассказывал об истории создания "Алых парусов":

"Эта история, видимо, осязательно началась с того дня, когда, благодаря солнечному эффекту,
я увидел морской парус красным, почти алым. Конечно, незримая подготовительная работа сделала именно такое явление отправным пунктом создания, но о ней можно говорить только как о предчувствии: я, например, слышу шаги за дверью и проникаюсь уверенностью, что неизвестный идет ко мне; я не знаю, кто он, как выглядит, что скажет и сделает, однако по отношению к этому еще не состоявшемуся посещению во мне работают неуловимые силы.
Я ощущаю их, как теплоту или холод, но не властен понять. Наконец входит некто, в данном случае безразлично кто бы он ни был, и я перехожу к ясности сознания, действующего по определенному направлению. Таким предчувствовавшимся, но не вошедшим лицом был, примерно, солнечный эффект с парусами.

Надо оговориться, что любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее - сектантское значение.

Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот - в многочисленных оттенках своих - всегда весел и точен.

К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада. Поэтому, приняв солнечный эффект в его зрительном, а не условном характере, я постарался уяснить, что приковало мое внимание к этому явлению с силой хаотических размышлений.

Приближение, возвещение радости - вот первое, что я представил себе. Необычная форма возвещения указывала тем самым на необычные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное. Это решительное вытекало, разумеется, из некоего длительного несчастья или ожидания, разрешаемого кораблем с красными парусами.

Кроме того, нарочитость красных парусов, их, по-видимому, заранее кем-то обдуманная окраска приближала меня к мысли о желании изменить естественный ход действительности согласно мечте или замыслу, пока еще неизвестному» .

После выхода этой повести, Александра Степановича любезно встречали в редакциях и издательствах. Часто, очень часто получал предложения написать что-либо в духе сегодняшнего дня и всегда категорически отказывался.

Принимайте меня таким, каков я есть. Иным я быть не могу. Есть много талантливых людей, с радостью пишущих о современности, у них и ищите того, что просите у меня.

Видя, что Грин действительно тверд в занятой им позиции, к нему стали относиться все холоднее и холоднее, и к 1930-му году возможность для Александра Степановича печататься была сведена почти к нулю - один новый роман в год и никаких переизданий.

Его отказывались печатать, обвиняли в отрыве от действительности, а он отвечал на это рассказом о том, как нужен людям мечтатель-чудак, чье доброе сердце равно болит за тех, кто в опасном плавании, и за тех, кому предстоит испытать горечь утраты.
Этот рассказ «Комендант порта» был написан в 1929 году, писатель так и не увидел его напечатанным.

«Творчество Грина чуждо нашей современности» - начинается одна из рецензий. Что тут еще писать? Однако рецензент закончил поплевыванием в сторону Гриновской мечты: «По своим настроениям и темам книга («Бегущая по волнам») и непонятна и чужда рабочему читателю.

Созданный воображением Грина мир иных людей и иных отношений не нужен советскому читателю своей отвлеченностью. Рабочему читателю книгу не рекомендуем.

В конце концов его просто стали включать в список «Книг, не рекомендуемых для массовых библиотек».

Александр Степанович говорил: «Мне во сто крат легче написать роман, чем протаскивать его через Дантов ад издательств».

Чванливая, зазнавшаяся группа литературных тузов того времени не понимала и не ценила Грина.

Он для них был писателем маленьких журналов, писателем авантюрного легкого жанра,
ушедшим из действительности. Они проглядели за именуемым ими «легким жанром», прекрасные стиль, языки замыслы его - чистоту, благородство, силу и нежность человеческой души, мечты.


К. Паустовский:

"Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.

Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны
ему за это.

Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить ".

23 ноября повести-феерии «Алые паруса» исполнилось 93 года. Если сравнивать с человеком, то это целая жизнь. И так же как 93-летний человек, книга Александра Грина на своем веку повидала многое.

Первые упоминания о «Феерии» появляются в черновиках писателя уже в 1917 году: в одной из своих тетрадей Александр Грин приводит список тех произведений, которые он хотел бы написать. Среди них и «Алые паруса».

«Обязательно написать:

Стреляющие прически (зачеркнуто Грином)

Алые паруса

Гости. Трагедия.

Вокруг света — пьеса в 4-х актах (зачеркнуто)

Летающий человек».

В этой же тетради, но несколькими листами позже, писатель оставляет запись небольшого плана будущего произведения:

«Красные паруса

Встреча с девочкой. (Зурбаган) Отец умирает.

(1) Описание бордингауза, жизни в нем, хозяйки и Аюты («первое» имя Ассоль: в записях писателя оно написано неразборчиво, возможно, героиню звали «Аюта») и постояльцев.

Описание конкур бордингауза — его владельцы, ее и причин».


Александр Грин в Петербурге, 1910 год

«Красные Паруса

Книга 1-я. Описание внутренней жизни героя. Окно с игрушками. Редакция. Ощущение себя одиноким в мире действительности и стремление соединения с нею единственно доступным путем — творчества, — толчок к нему. Промежуточное состояние: мысли о писательстве, книге, жизни в книгах, книги и силе влияния слова. Ожидание прихода любовницы и боязнь не додумать, что написать. Свидание. Хлопоты по хозяйству. Обрывки рукописей. Временное бессилие. Боязнь слова. 1-я глава повести; как она возникла, и все о самом замысле в подробностях, рисующих полубессознательную технику. Внешние условия благополучной работы. Раздумье. Воспоминание об игрушке в окне — импульс.

Книга 2-я. Как текла жизнь. в образах. Внешнее сравнение с существование. и наслажденье смотреть. Глаз бессознательно отбрасывает лишнее; делая из видимого ряд совершенных картин. В одну из прогулок зрительные ассоциации к разгадке положения, бывшего неясным. Совмещение тончайших переживаний с насыщением, беспорядочность покупок. Возвращение домой и — (в стране грез) — до того места, где Ассоль овладевает мыслями Воланстена. Возвращение из этой страны (музыка) мысли о ней и шифр мелодий».

Первые упоминания о «Феерии» появились в черновиках Грина в 1917 году


В 1917 — 1918 годах работа над произведением, в общем-то, и развивалась в рамках этого плана. Сохранившиеся записи дают возможность достаточно полно представить себе эволюцию замысла.

Первоначально роман назывался «Красные паруса», действие разворачивалось в революционном Петрограде. Стоит отметить, что если Февральскую революцию Грин принял с восторгом, то ближе к Октябрю его настроения резко изменились. Ощутив, что цвет парусов в произведении несет в себе некую политическую направленность, он в своих черновиках уточняет: «Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее — сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада» .


«Алые паруса» А. Грина, обложка первого издания, 1923 год

Главным героем «Красных парусов» 1917 — 1918 годов стал некий безымянный герой-рассказчик — человек творческой профессии, возможно, писатель (" …Сочинительство всегда было моей внешней профессией" , — гласит один из отрывков чернового наброска Грина к произведению), который на страницах так и не состоявшегося романа рассуждает о творчестве, о тонкостях восприятия и особенностях возникновения замысла художественного произведения.

Первоначально «Алые паруса» были «Красными…»


Есть в «Красных парусах» и еще один удивительный персонаж — Мас-Туэль, который заслуживает не меньшего внимания, чем сам герой-рассказчик. Это человек, обладающий фантастической способностью, — умением летать. Когда ему было 14 лет, он решил встретить восход солнца в море. Ослепительное действо настолько заворожило Мас-Туэля, что им овладело желание подняться к солнцу. Силой желания он обрел дар легкости и поднялся в небо. Так он научился летать и видеть то, чего никогда не увидят обыкновенные люди.


Нина Грин, вторая жена писателя. Фото 1920-х годов

Однажды герой-писатель романа благодаря необъяснимому «солнечному эффекту» «увидел морской парус красным, почти алым». Своими впечатлениями он поделился с Мас-Туэлем, а тот, в свою очередь, рассказал ему историю Ассоль — девочки, над которой подшутил один сказочник, подарив ей мечту. На момент рассказа финал истории был неизвестен, он, по словам Мас-Туэля, «шел навстречу» рассказчику.

Феерию «Алые паруса» Грин посвятил своей второй жене Нине


Прошло время, и главный герой забыл и о «солнечном эффекте», и об ассоциациях, вызванных им. Стерлась в памяти и история Ассоль. Но однажды, гуляя, в витрине магазина игрушек он увидел «отлично смастеренный бот с правильно сидящим красным крылообразным парусом». Эта игрушечная лодочка оживила прежние воспоминания писателя, и он решил «вмешаться в эту историю» — «написать ее».

Как развивались последующие события, к сожалению, не известно — черновые записи Грина заканчиваются попыткой героя разыскать Мас-Туэля, который мог бы поведать о судьбе Ассоль.


Кадр из фильма Александра Птушко «Алые паруса», 1961 год

Стоит отметить, что увлекшись идеей написания романа о творчестве, Александр Грин в ходе работы над произведением разработал две сюжетные линии, которые в дальнейшем обрели самостоятельность: это история Ассоль и Грэя («Алые паруса») и сюжет, связанный с летающим человеком («Блистающий мир»).

Максим Горький очень любил «Алые паруса», особенно финальную сцену


Однако вернемся к «Алым парусам». Работу над повестью писатель продолжил в 1920 году в Петрограде. Черновые записи, сделанные им в 1920 — 1921 годах, представляют собой сложившийся сюжет в знакомом нам виде. Дальнейшие правки были уже большей частью текстологические.

В мае 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой феерия вышла в 1923 году. Грин посвятил ее своей второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г. » ). С 1923 года «Алые паруса» переиздавались более ста раз, были переведены на большинство европейских языков.

Официальная история петербургского бренда, праздника выпускников «Алые паруса», насчитывает 12 лет в обновленном формате - после его возрождения в 2005 году. Он мог бы скоро отмечать полувековой юбилей - если бы созданную в 1968 году ночную феерию не закрыли в 1979-м на долгие четверть века.

Первые «паруса»

По официальной версии, история праздника началась в 1968 году, но в 1979-м он прекратил свое существование. В 2005 году шоу вновь возрождено и даже внесено в реестр мирового событийного туризма и рекомендовано к посещению в 20 европейских странах.

До сих продолжаются дискуссии, кто и когда придумал его и почему оно было закрыто в конце 1970-х. По одной из версий, единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году по инициативе городского отдела народного образования. Организовать его было поручено руководству и городского дворца пионеров имени Жданова, в котором занимался едва ли каждый советский ребенок (ныне - Дворец творчества юных).

Праздник открылся 27 июня 1968 года за час до полуночи. Главной сценой стала акватория Невы между Кировским и Дворцовым мостами. Праздник начался со светового шоу под знаменитый «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.

«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» - произнес диктор.

Затем была предложена постановка в духе советских театрализованных представлений: прошли «рабочие Путиловского завода», революционные матросы, солдаты. На параде кораблей были представлены живые картины: на первом корабле - имитация завода с цехами, машинами и рабочими. На втором - серп с полеводами и механизаторами. Третьим шел корабль «Атом» с молодыми учеными. Таким образом, молодежи был предложен традиционный советский выбор: стать рабочим, крестьянином или податься в интеллигенцию. Корабли сопровождали суворовцы и нахимовцы.

Главным кораблем был катер «Ленинград», на котором был поднят флаг праздника, а затем несколько десятков молодых людей зажгли факелы, которые по цепочке передали огонь на Ростральные колонны. От стен Петропавловской крепости со Стрелки были произведены залпы навесного фейерверка. Затем в Неву вошел трехмачтовый «Секрет» под алыми парусами. На борту были герои Александра Грина.

Праздник, как свидетельствуют официальные источники, продолжался до 4-5 часов утра, представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» в таком формате стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его.

Впрочем, есть еще одна версия рождения праздника. Некоторые СМИ утверждают, что первый праздник «Алые паруса» состоялся на десятилетие раньше - в 1958 году. Первыми ведущими праздника были студентка Института культуры Лариса Куприна и курсант ЛВИМУ им. Адмирала С.О. Макарова («Макаровки») Юрий Козлов, которые, как утверждается, и придумали название праздника. Официальная часть проходила в театре им. Ленинского комсомола, затем все перемещались на набережную. Через несколько лет праздник прикрыли, а в 1968 возродили вновь.

Почему и кому не угодили «Алые паруса»

Версий несколько: по одной из них - праздник был закрыт из-за того, что подвыпившие выпускники устраивали стычки друг с другом, а милиция не справлялась. По другой версии - на последнем в 1970-х годах празднике несколько выпускников на спор решили перепрыгнуть разводящиеся пролеты моста и погибли, упав в Неву. Есть и третья версия: закрыть ленинградский бренд приказали «сверху», чтобы вторая столица не перекрывала славу первой, то есть Москвы.

Так или иначе, в 1979 году «Алые паруса» прекратили свое существование. Несколько поколений ленинградских выпускников отмечали день и ночь прощания со школой и с детством на той же Неве, но неофициально. Нанимали кораблики, гуляли по набережным, пили шампанское на Марсовом поле и пели песни на ночном Невском. Праздник был возрожден лишь 26 лет спустя, в 2005 году.

Почему паруса - шведские?

В течение четырех лет в Неву под алыми парусами входил российский фрегат «Штандарт». Однако в 2010 году его место занял шведский парусник «Три короны» (Tre Kronor). Тогдашний «культурный» вице-губернатор Петербурга Алла Манилова объясняла замену отечественного парусника на иностранный тем, что «Штандарт» не имел разрешения на перемещение во внутренних водах России и в предыдущие годы его выпускали на «Алые паруса» в порядке исключения. В 2009 году, по словам чиновников, капитан «Штандарта» якобы вновь не оформил документы и даже не стал вести с переговоры со Смольным.

«Решение найти новый парусник стало результатом затяжных и безуспешных переговоров с капитаном “Штандарта” Владимиром Мартусем», - подчеркнула Манилова.

Сам капитан Владимир Мартусь обижен и считает, что замена его корабля иностранным - результат чиновничьей лени и внутренних разборок.

«Естественно, сам я отношусь к участию иностранного судна d русском празднике очень плохо. Но могу заверить, что со своей стороны я предпринимал все усилия, чтобы именно “Штандарт” участвовал в “Алых парусах”. Сейчас же бороться с бюрократией силы иссякли. Я вижу в этом коммерцию и работу на картинку – ну, что ж делать, может быть, сейчас у нашего города такая судьба», - рассказал Мартусь в интервью РИА «Новости» в 2013 году.

По его словам, он уже 4 года не может вернуться в Россию из-за проблем с законодательством. Дело в том, что для деревянных и парусных кораблей в России нет базы по техническому надзору и контролю, а потому корабль может остаться вечно на приколе.

«Со стороны чиновников только апатия. Нет исторических судов - ну, нет и нет. Видимо, это их устраивает. Чтобы поставить ситуацию с головы на ноги, нужно чуть ли не в кодекс торгового мореплавания изменения вносить. То есть это серьезная работа на уровне Госдумы, на которую лично у меня нет ресурсов. У шведского же корабля все хорошо, на него действуют шведские законы. Если “Штандарт” перевести под флаг другого государства, то мы тоже могли бы заходить в Петербург по шведским или голландским правилам, но петровский фрегат под шведским флагом… Такую картинку мне представить сложно и больно. Тем более когда я знаю, что все проблемы от того, что чиновникам лень немного поработать», - сообщил Владимир Мартусь.

Заметим, что за все годы существования праздника роль гриновского «Секрета» выполняли несколько судов. Сначала была шхуна «Ленинград» (немецкая трофейная шхуна «Дер Зеетойфель»). В 2008 году по Неве плыл учебный трехмачтовый корабль «Мир», построенный на верфи Гданьска в 1987 году. Затем были «Штандарт» и последние годы - шведские «Три короны».

Гимн Ассоли и Грэя

Увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» уже стала гимном и музыкальным символом праздника. В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева, который лично участвовал в подготовке музыкального материала, а в 2012-м - классиков Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, а также популярного российского артиста и композитора Дмитрия Маликова, который исполнил сюиту в сопровождении Балтийского симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна.

За что ругают

За тонны мусора, которые не успевают убрать даже значительно усиленные бригады дворников. За пьяную молодежь, причем, по оценке полицейских, напиваются все подряд - и сами выпускники, и гости.

Немало доставалось городскому правительству за недостаток урн и туалетов, за неработающее метро, профанацию проверок и «металлодетекторов», через которые молодежь спокойно проносила на Дворцовую и горячительные напитки и петарды.

Ситуацию удалось исправить не сразу - меньше всего негативных отзывов о бардаке на празднике поступило в 2011 году. Последние два года в эту ночь без закрытия работает и метро, что, безусловно, очень помогает гостям праздника.

«Алые паруса-2016»

Руководитель оргкомитета праздника, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов рассказал, что в 2016 году вход на Дворцовую набережную и Дворцовую площадь будет открыт только для 80 тысяч выпускников школ (из которых около 700 - окончившие кадетские школы, а также выпускники из 19 регионов и 3 зарубежных стран).

Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники.

Во избежание подделок пригласительные билеты, помимо других степеней защиты, снабжены специальной перфорацией. Их бесплатное распространение начнется только накануне самого события. Впрочем, уже появилась , что на «черном рынке» можно купить билет на Дворцовую площадь за 1 - 3 тысячи рублей.

В организации мероприятия принимает участие 5 тысяч человек, из которых 2 тысячи - стражи порядка. Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники. В центре города установят почти полторы тысячи туалетов, а 135 специальных уборочных машин обеспечат быстрое наведение чистоты после праздника. Досмотр обещают как в самом серьезном аэропорту. Запрещено проносить с собой еду и напитки.

Гостей будут развлекать музыкальные группы, вошедшие в топ-20 предпочтений петербургской молодежи. Среди них - «Звери», «Ночные Снайперы», «Сплин», Iowa, Мот и Бьянка. В 12-й раз подряд ведущим станет петербуржец Иван Ургант. Его напарница - ведущая Пятого канала Даша Александрова.

Дирижер Сергей Жилин будет управлять сводным петербургским симфоническим оркестром из Москвы в режиме телемоста благодаря большому экрану, установленному на Стрелке Васильевского острова. В пиротехническом мюзикле примут участие Диана Арбенина, Мария Максакова, Иван Ожогин, отец и сын Пресняковы.

В ходе представления зрители увидят 20 лазерных картин и 50 уникальных пиротехнических взрывов.

Кульминацией праздника станет появление брига под алыми парусами в пролете Троицкого моста. Для показа шоу с наиболее выгодных ракурсов камеры Пятого канала будут установлены на крыше Эрмитажа, на балюстраде Исаакиевского собора, смотровой площадке петербургской телебашни, мачтах и палубе парусника «Tre Kronor».

Метро в Северной столице будет работать всю ночь.

Фото Дениса Тарасова.