Устав русской православной церкви. Читать онлайн "устав русской православной церкви"

План наложения уз молчания и «послушания» на монахов России

Господь бо заповедует не умолчать, когда вера в опасности…
прп. Феодор Студит

Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в июле, согласно сообщениям российской прессы, решала проблемы, связанные с монашествующими Русской Церкви.

Перед Комиссией была поставлена задача, оказать противодействие процессу секуляризации и обмирщения, который наблюдается в некоторых монастырях по причине строительства роскошных квартир-номеров и т.д.

В то же время Комиссией предпринимается попытка наложить полное ограничение на свободу монахов. Стоит отметить, что одной из целей Комиссии, которая включает в себя множество епископов, ввести унизительные меры и наложить на монахов полное послушание местным епископам и патриарху. В связи с этим одна из публикаций сообщает о том, что «монахи не имеют права комментировать мнения Патриарха, правящего митрополита, или своего игумена», и в противном случае на них должны быть применены канонические меры во всей их тяжести.....

Ясно, что в России хорошо организован план, чтобы заставить замолчать активных монахов, которые, безусловно, будут сопротивляться филопапистским устремлениям, которые приходится наблюдать в последнее время в действиях священноначалия Русской Церкви. Новый патриарх Кирилл и митрополит Волоколамский Иларион, как оказалось, удалились от прежней антипапской линии Русской Церкви, которой она следовала до недавнего времени, и отверзают двери широкомасштабному экуменизму и филопапизму. К тому же, кто может забыть о визите митрополита Илариона в Ватикан еще в недавнее время, в мае месяце, и о его там многочисленных встречах со всеми основными представителями папства и самим папой?

Можем ли мы не молчать и критиковать мнение иерархии?


Мы не станем давать оценку внешнеполитической деятельности митрополита Илариона, поскольку его положение как председателя Синодального Отдела по Внешнецерковным связям неизбежно предполагает какие-то встречи с представителями инославного мира, и даже Римским папой. Мы лишь остановимся на одном на наш взгляд наиважнейшем вопросе, который был затронут в статье, информирующей о заседании Комиссии Межсоборного присутствия по делам монастырей. Это вопрос о якобы недопустимости комментировать и критиковать монахам мнения церковного священноначалия: правящего митрополита, патриарха и даже игумена.
Скажем сразу, что такая позиция в корне противоречит пониманию Церкви как Богочеловечекого организма, ее соборному устройству, в котором каждый ее член, и клирик, и мирянин, и монах, обладают свободой во Христе, а, значит, имеют полное право выражать свое мнение. Церковь это не только клирики (клирократия), и не только народ (лаократия). Церковь это и клирики и миряне. «Поэтому, - как подчеркивает современный греческий известный богослов и пастырь, профессор Фессалоникийского университета протопресвитер Феодор Зисис, - все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо Церковь - это не чья-то частная собственность. Епископ вкупе с духовенством, а также миряне, как единое тело с главой - Христом, несут ответственность за нее, каждый в своей мере».

По мысли свт. Иоанна Златоуста «пред архипастырем Христом вы всея являетесь овцами». Но народ нуждается в проявлении послушания пастырям Церкви, поскольку они бдят об их душах и дадут о них отчет пред Богом.

Но послушание клирику, пастырям и архипастырям Церкви оказывается только в том случае, если они действительно следуют Евангелию и Священному Преданию Православной Церкви. В нынешнее время, когда мы испытываем огромное влияние коммунистического мировоззрения, а теперь и копирующей его глобализации, в нашем сознании глубоко отпечаталось понимание послушания как рабского безоговорочного послушания по принципу - «партия приказала - сделано». Период коммунистического засилья изжил в человеке стремление в гражданских делах отстаивать свои права и свободы.

Эта же идеология породила и ненормальное отношение к власти как к чему-то безусловному. К сожалению, все эти искаженные представления и понимания власти перешли и в среду священноначалия Русской Православной Церкви. Именно по этой причине, активно насаждается совершенно ложное мнение о Церкви не как о совокупности всех православных христиан, а как исключительно о священноначалии. А в наше время активной секуляризации и обмирщения в церковной среде по причине безразличия к догматам Православной веры, расшатывания и даже утраты догматического сознания у народа и у иерархии, настойчиво пропагандируется идея о епископе как носителе абсолютной власти и истины. Поэтому вместо духовного понимания послушания епископу как отцу и пастырю Церкви, вносится чуждый церковному духу элемент жесткого административного подчинения епископу как некому директору и заведующему производством, коммерческой структурой.

Но если бы в Церкви, в ее историческом прошлом, одержало бы верх такое искаженное понимание отношения к епископу, представление о послушании, «тогда бы в ней и ныне царила ересь, ибо святые должны были бы пребывать в послушании еретичествующим патриархам и иерархам; тогда бы в ней навеки утвердились николаизм вкупе с гомосексуализмом...», - подчеркивает протопресвитер Феодор Зисис.

Но что же такое послушание Церкви? «Послушание Церкви - это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям (ибо людям, как известно, свойственно заблуждаться), но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании».

Основанием для послушания пастырям Церкви является их личный пример благочестия и твердого стояние в истине Православной веры. Только в этом случае служение пастырей носит спасительный характере для наших душ, согласно словам апостола Павла: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны. Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет. (Евр. 13, 17)

«Мыслимо ли слушаться священнослужителей, не проповедующих истину Евангелия и примером своей жизни ведущих паству в пропасть погибели или оправдывающих ересь ересей - экуменизм?» - спрашивает о. Феодор Зисис. И далее отвечает: «святое непослушание совершенно необходимо тогда, когда ересь и моральное разложение принимают колоссальные размеры, когда Церковь в лице священнослужителей впадает в заблуждение, как это происходит в наши дни в отношении архиереси экуменизма... Ересь оскверняет и поражает все тело Церкви».

Для нас также немаловажно признание самих патриархов Восточной Православной Церкви, которые в своем окружном послании, осознавая многочисленные исторические уроки, со смирением и ответственностью относясь к своему высочайшему служению в Церкви Христовой, сочли необходимым признаться: «Далее: у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранителем благочестия у нас самое есть тело Церкви, т.е. сам народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его...».

Что же касается отношения монашествующих к архиереям, патриарху, то священные каноны заповедуют чтить архипастырей как своих духовных отцов. Но также история Церкви свидетельствует о том, что именно во времена церковных смут, которые возникали по причине принятия ересей иерархами, и преступления ими священных канонов в угоду императорам, именно монашество первым вставало на защиту веры и благочестия. И это потому, что по мысли прп. Феодора Студита монашество является «нервами Церкви».
Да в дни церковного мира монашество молчит, поскольку его «главным занятием является молитва и трезвение. Монахи не учат вере, но ее исповедуют, о ней свидетельствуют своей жизнью и тем самым научают и мирян исповедовать Православную веру. Но в те времена, когда вставала угроза для веры, когда нависала опасность уклонения от Православной веры, то монахи обязаны были вести борьбу за веру с рассуждением, смирением и в духе церковного сознания и церковного этноса, дабы неизменно пребыть в вере “однажды переданной святым" (Иуда. 3) иначе говоря “время молчать и время говорить”. (Еккл. 3, 7)». По этой причине, заключает видный греческий пастырь и авторитетный игумен святогорской обители прп. Григория архимандрит Георгий, «несомненной обязанностью монахов является борьба с нововведениями в вере».

Относительно же абсолютного послушания монахов игумену, и запрета на всякую критику, то есть беззрассудного послушания еще прп. Симеон Новый Богослов говорил: «А во всем том, что не противоречит заповеди Божией, апостольским постановлениям и правилам, надлежит вам всячески повиноваться ему и слушаться его, как Господа. Но во всем, что грозит опасностью для Евангелия и законам Церкви, не следует слушаться ни его наставлений и повелений, ни даже ангела, если бы он внезапно сошел с неба, благовествуя вам не то, что благовествовали самовидцы Слова».

То есть Комиссия по делам монастырей, ставя в качестве повестки и задачи решение вопроса о запрете на комментарий и критику неправильных и несоответствующим учению Церкви и святоотеческому преданию мнений священноначалия монашествующих, тем самым лишает монашество подлинной свободы во Христе, идет в разрез с преданием Церкви и ее соборным устройством.
Что же касается действительно опасных тенденций в линии выстраивания очень тесных связей нашей иерархи с Римским престолом, то мы еще раз подчеркнем, что Римо-Католическая церковь, независимо от мировоззрения современой иерархии, Православной Церковью всегда воспринималась как не-церковь, а ересь.

По этому поводу протопресвитер Феодор Зисис пишет: «Итак, католицизм есть ересь - вот единодушная оценка святых отцов и учителей Церкви со времен свт. Фотия. Посему, продолжению и неизменности сей единогласной святоотеческой позиции - так называемому согласию отцов (consensus Patrum) - наносят большой урон и приносят немалый вред те нынешние иерархи (причем самые выдающиеся), которые утверждают, что католичество вовсе не ересь, а сама католическая церковь не просто церковь, но еще и «сестра»... Этим они уничтожают Единую Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь, ибо ставится под сомнение тот неоспоримый факт, что только она одна (т.е. Православная) является Церковью Христовой, в которой возможно спасение верующих, а также упраздняются пределы вечные, которые положили отцы наши».

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Учитывая особый статус широкой автономии Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве, Священный Синод представил Архиерейскому Собору предложение, поступившее от Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, выделить в самостоятельную главу положения Устава Русской Православной Церкви (далее — Устав), касающиеся Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве.

Кроме того, в межсоборный период Священный Синод одобрил ряд изменений в порядок канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых и в порядок их дальнейшего общецерковного прославления (журнал № 66 от 15 июля 2016 года), что требует отражения в Уставе Русской Православной Церкви.

Священным Синодом были образованы новые структуры Русской Православной Церкви в зарубежье (журнал № 99 от 21 октября 2016 года и журнал № 116 от 27 декабря 2016 года). Необходимо предусмотреть их представительство на Поместных Соборах.

Принимая во внимания установления, описанные в одобренном Архиерейским Собором Положении о монастырях и монашестве, следует внести коррективы в порядок управления монастырскими подворьями, упомянутый в Уставе.

Помимо этого, предлагается внести уточнение в Устав, исключив передачу Патриаршему местоблюстителю Патриаршей прерогативы награждать архиереев наградами Русской Православной Церкви.

Наконец, в связи с поступившим обращением от Патриаршего Экзарха всея Беларуси и Синода Белорусского Экзархата, Священный Синод представил Архиерейскому Собору предложения по внесению изменений в Положение о суде Русской Православной Церкви.

С учетом изложенного Освященный Архиерейский Собор постановляет:

I. Внести следующие изменения в Устав Русской Православной Церкви:

1. Включить в Устав после главы IХ новую главу нижеследующего содержания, с изменением нумерации последующих глав:

«Глава X. Украинская Православная Церковь

1. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

2. Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года «Об Украинской Православной Церкви».

3. В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.

4. Органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве.

5. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

6. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

7. Архиереи Украинской Православной Церкви избираются ее Синодом.

8. Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

9. Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви.

11. Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления.

12. В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви.

В пределах Украинской Православной Церкви такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви.

13. Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси».

2. Исключить из главы ХI Устава статью 18.

3. Изложить пункт д) статьи 5 главы III («Архиерейский Собор») Устава в следующей редакции: «д) канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых»;

4. Внести в статью 25 главы V Устава («Священный Синод») пункт следующего содержания: «ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»;

5. Изложить пункт в) статьи 15 главы IV Устава в следующей редакции: «в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в статье 7 главы IV настоящего Устава, кроме пунктов ц, ч и э».

6. Дополнить статью 4 главы IX («Церковный суд»), изложив ее в следующей редакции:

«Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами следующих инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

б) высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;

в) высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви;

г) судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

7. Во всех статьях Устава, где упоминается «Общецерковный суд», изменить его именование на «Высший общецерковный суд».

8. Изложить статью 9 главы XVII («Монастыри») Устава в следующей редакции:

«Монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским уставом. Подворье в церковно-иерархическом (каноническом) порядке подчинено епархиальному архиерею епархии, на территории которого оно находится, а в хозяйственном — тому же архиерею, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье».

II. Внести следующие изменения в Положение о церковном суде Русской Православной Церкви:

1. Во всех статьях Положения о церковном суде, где упоминается «Общецерковный суд», изменить его именование на «Высший общецерковный суд».

2. Дополнить третий абзац пункта 2 статьи 1 Положения о церковном суде, изложив его в следующей редакции:

«2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды:

  • епархиальные суды с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий;
  • высшие церковно-судебные инстанции Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;
  • Высший общецерковный Суд — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви, за исключением Украинской Православной Церкви;
  • Архиерейский Собор Русской Православной Церкви — с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

3. Дополнить пункт 2 статьи 31 Положения о церковном суде, изложив его следующим образом:

«2. Архиерейский Собор рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела в отношении архиереев:

  • рассмотренные Общецерковным судом первой инстанции и направленные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом на рассмотрение Архиерейского Собора для вынесения окончательного решения;
  • по апелляционным жалобам архиереев на вступившие в законную силу решения Высшего общецерковного суда первой инстанции и высших церковно-судебных инстанций Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей.

Священный Синод или Патриарх Московский и всея Руси вправе направить на рассмотрение Архиерейского Собора иные дела, подсудные нижестоящим церковным судам, в случае, если данные дела требуют авторитетного судебно-соборного решения».

4. Изложить пункт 2 статьи 28 Положения о церковном суде в следующей редакции:

«Высший общецерковный суд рассматривает в качестве апелляционной инстанции, в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения, дела:

  • рассмотренные епархиальными судами и направленные епархиальными архиереями в Высший общецерковный суд для окончательного разрешения;
  • по апелляционным жалобам сторон на решения епархиальных судов;
  • рассмотренные высшими церковно-судебными инстанциями Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) и переданные предстоятелями соответствующих частей Русской Православной Церкви в Высший общецерковный суд;
  • по апелляционным жалобам сторон на решения высших церковно-судебных инстанций Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций).

Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь».

5. Исключить пункт 6 статьи 50 Положения о церковном суде.

6. Дополнить главу 6 Положения о церковном суде новой статьей следующего содержания со смещением нумерации последующих статей:

«Рассмотрение дел в отдельных высших церковно-судебных инстанциях.

1. Апелляционные жалобы на решения епархиальных судов епархий Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов направляются в высшие церковно-судебные инстанции указанных частей Русской Православной Церкви (при наличии в таковых высших церковно-судебных инстанций).

2. Высший Общецерковный суд рассматривает апелляционные жалобы на решения, принятые как в первом рассмотрении, так и в апелляционном порядке высшими церковно-судебными инстанциями Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов.

3. Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь».

III. Изложить пункт 15 статьи 2 Положения о составе Поместного Собора в следующей редакции:

«По два делегата — одному клирику и одному мирянину:

  • от Патриарших приходов в США,
  • от Патриарших приходов в Канаде,
  • от Патриарших приходов в Италии,
  • от Патриарших приходов в Финляндии,
  • от Патриарших приходов в Туркменистане,
  • от Патриарших приходов в Республике Армения,
  • от Патриарших приходов в Королевстве Таиланд и приходов Московского Патриархата в Юго-Восточной и Восточной Азии.

Избранные делегаты утверждаются Патриархом (в период местоблюстительства — Священным Синодом).

Церковные учреждения в дальнем зарубежье, не входящие в состав епархий или приходских объединений, перечисленных в настоящей статье, представлены на Поместном Соборе руководителем Управления по зарубежным учреждениям».

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь Автономные и Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, Митрополичьи округа, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

4. Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

6. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления.

7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

8. В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях:

а) епархиальный суд;

б) общецерковный суд;

в) суд Архиерейского Собора.

9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.

10. Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

Устав Русской Православной Церкви

I. Общие положения

II. Поместный Собор

III. Архиерейский Собор

IV. Патриарх Московский и всея Руси

V. Священный Синод

VI. Московская Патриархия и Синодальные учреждения

VII. Церковный суд

VIII. Самоуправляемые Церкви

IX. Экзархаты

X. Епархии

1. Епархиальный архиерей

2. Епархиальное собрание

3. Епархиальный совет

4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения

5. Благочиния

XI. Приходы

1. Настоятель

3. Прихожане

4. Приходское собрание

5. Приходской совет

6. Ревизионная комиссия

XII. Монастыри

XIII. Духовные учебные заведения

XIV. Церковные учреждения в дальнем зарубежье

XV. Имущество и средства

XVI. О пенсионном обеспечении

XVII. О печатях и штампах

XVIII. Об изменениях настоящего Устава

Устав Русской Православной Церкви

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

«Московский Патриархат» - другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

4. Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

6. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления.

7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

8. В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях:

а) епархиальный суд;

б) общецерковный суд;

в) суд Архиерейского Собора.

9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.

10. Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

II. Поместный Собор

1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору.

2. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.

Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.

3. Членами Собора являются епархиальные и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором.

В исключительных случаях процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

5. Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела;

г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;

д) канонизирует святых;

е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством;

з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха - Местоблюститель Патриаршего Престола.

7. Кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора.

8. Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

9. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

10. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников - клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет.

Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;

б) координация всей деятельности Собора;

в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;

г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

13. Все архиереи - члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора.

16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора.

Примечание:

избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании.

Уста́в Ру́сской правосла́вной це́ркви - внутренний, не регистрировавшийся государственными органами документ, регламентирующий деятельность Русской православной церкви . Не следует путать с Богослужебным уставом . Ныне действующий юридически значимый (гражданский) «Устав религиозной организации „Русская Православная Церковь“», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 1998 года при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» , не публиковался официальными СМИ Московской патриархии.

История создания

31 января 1945 года Поместный собор принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое действовало до 1988 года. В 1961 году гражданская власть настояла на созыве Архиерейского собора , который внёс изменение в раздел «Положения», касающийся приходов , и утвердил решение Синода от 18 апреля 1961 года о мерах по улучшению существующего строя приходской жизни и по приведению его в соответствие с гражданским законодательством о религиозных объединениях в СССР . В результате духовенство оказалось отстранённым от руководства приходами, ответственность за хозяйственно-финансовую деятельность полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, а контроль за хозяйственной деятельностью приходов со стороны епархиального архиерея исключался. Пересмотр этих разделов «Положения об управлении Русской Православной Церкви» оставался невозможным до 1988 года.

Работу над новым «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» возглавил архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл (Гундяев) . Устав 1945 года, который создавался срочно во время войны, где многие вопросы не были определены, был признан абсолютно устаревшим. Предложенный проект, по мнению архиепископа Кирилла, находился в преемственной связи с определениями Собора 1917-1918 годов . Проект Устава обсуждался на Архиерейском предсоборном совещании 28-31 марта 1988 года и был принят 9 июня 1988 года на Поместном соборе . Важнейшим изменением стала отмена решения Архиерейского собора 1961 года об отстранении настоятелей приходов от финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, важным было введение обязательности созыва Поместного собора , который определялся как орган высшей власти в РПЦ в области вероучения, церковного управления и церковного суда, - «не реже одного раза в пять лет» (II, 2.) Тем не менее, с 1990 до 2000 года , когда был принят новый Устав РПЦ, Поместный собор не созывался ни разу.

«Устав об управлении РПЦ» действовал до Юбилейного Архиерейского собора 2000 года (с поправками, внесёнными в 1990 и 1994 годах).

Действующий устав

В 2000 году Архиерейский cобор в Москве принял новый «Устав Русской Православной Церкви»