Васькино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Колокольня Ивана Великого или Колокольня "Иван Великий" , общеупотребительное название Московского кремлёвского храма-колокольни во имя преподобного Иоанна Лествичника Московской епархии

Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля и является его композиционным центром. Храм-колокольня почти вплотную с юга примыкает к Успенской звоннице с Филаретовой пристройкой , составляя вместе единый архитектурный ансамбль. Храм Николы Гостунского, расположенные в Успенской звоннице, ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

Первый храм

Первые сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника относятся к году. Летописи сообщают о закладке каменной церкви и о её последующем освящении:

В лето 6837 месяца Маиа в 21, на память святого правовернаго царя Костянтина и матере его Елены , основана бысть церковь каменая на Москве, во имя святого Ивана Лествичника. Того же лета совръшена бысть и священа месяца [сентября] в 1, на память святаго отца Симеона Стлъпника .

Сообщение летописи о возведении храма за три месяца позволяет считать, что церковь была малого размера . Предположительно это был первый Московский храм, освященный во имя преподобного Иоанна Лествичника. Среди многочисленных попыток объяснить выбор посвящения, актуальность сохраняют версии о том что храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков , где скрывался тверской князь Александр Михайлович и о том что преподобный Иоанн Лествичник был небесным покровителем среднего сына великого князя Иоанна Калиты - великого князя Иоанна Иоанновича , который родился в день памяти этого святого .

Указание на то, что храм был "под колоколы" делает его старейшей известной подколокольной церковью . Об объёмном решении храма ныне можно судить только по результатам раскопок года под руководством П. П. Покрышкина, в ходе которых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В восточной части внутри были открыты экседра , которая может быть интерпретирована как апсида , и кладка северной и южных стен. Эти фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как "средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами , барабаном и главой " , сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей "под колоколы" XVI века. Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма-наследника, можно лишь условно относить к храму 1329 года постройки, что не позволяет делать заключений о его наружном убранстве.

Возведение Боновской колокольни

По сообщениям летописи,

тогда же и другую церковь разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836, заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте .

Это известие стоит сразу после сообщения о разборке старого и закладке нового собора архангела Михаила , происшедшей 21 мая года, из чего можно сделать вывод о начале сооружения нового Иоанно-Лествичницкого храма весной того же года. Его строительство было завершено через 3 года, в году, одновременно с Архангельским собором и церковью Рождества святого Иоанна Предтечи у Боровицких ворот .

Из летописного сообщения о завершении строительства трёх кремлёвских храмов известно имя строителя колокольни - итальянского архитектора Бона Фрязина . Старый храм находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, отчего Бон Фрязин поставил новую церковь примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнёс ее значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и новой церкви Иоанна Лествичника. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности .

Новый храм, хотя и следовал в русле образцов архитектуры Ренессанса и итальянской традиции колколен, но отличался рядом новых решений, лёгших в основу развития характерной русской традиции центрических подколоколенных сооружений. Здание Бона Фрязино является столпом в виде "восьмерика на восьмерике" высотой около 60 метров, с храмом на первом ярусе. Каким было завершение столпа неизвестно: реконструкция, предполагающая завершение третьего яруса куполом наподобие завершения собора Московского Высокопетровского монастыря оспаривается. Сравнение с аналогами и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода 1570-х годов позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итальянских кампанил . Храм не был расписан внутри. Снаружи, как и другие постройки итальянских мастеров того времени, храм-колокольня был раскрашен "под кирпич" и украшен белокаменными деталями.

Заключительным элементом, завершившим облик колокольни Ивана Великого, стала перестройка третьего яруса и навершия, произведённая при царе Борисе Годунове в году. По сообщению Пискарёвского летописца:

Лета 7108 царь и великий князь велел прибавить у церкви Ивана Великого высоты 12 сажен и верх позлатити, и имя свое царское велел написати .

Надстройку храма-колокольни увязывают с началом строительства нового главного собора - "Святая Святых" - в рамках единого замысла создания в Московском Кремле вселенского духовного центра. Зодчий, надстроивший колокольню, точно неизвестен - указывают имена Ф. Коня или Ивана Вилье. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра, а золочёная луковичная глава - сблизила облик колокольни с русской традицией.

Новый храм - первый многоярусный столпообразный храм "под колоколы" в русской архитектурной традиции - стал знаковым в истории русской архитектуры. Все известные центрические, круглые, восьми- или девятигранные подколоколенные сооружения на Руси построены после него и в той или иной степени находятся под его влиянием. Благодаря колокольне Ивана Великого композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем развитие в русской архитектуре. На протяжении двух веков колокольня Ивана Великого оставалась самым высоким зданием на Руси. Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни - "Иван Великий". Значение столпа как главной и самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше "Ивана Великого". На деле запрещение не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на "Иване Великом". В большие праздники на площади собирались толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни. Название колокольни вошло в народные присловья: о высоком человеке стали говорить: "Вырос детинушка с Ивана Великого"; громогласное чтение - подобно тому, как царские указы читались на площади у Ивана Великого - стало называться чтением "во всю ивановскую".

От Романовых до наших дней

По смерти Годунова храмозданная надпись на барабане колокольни была залеплена, но вновь открыта по повелению царя Петра Алексеевича . Возведение нового Московского Гаврииловского храма - "Меньшиковой башни" в году, впервые в России превысившей колокольню Ивана Великого, ознаменовало крутой поворот в русской истории, связанный с реформами Петра I.

Колокольня служила одновременно Успенскому , Архангельскому и Благовещенскому соборам Кремля. Она также использовалась при оформлении Соборной площади во время торжественных событий. В середине XIX века на втором её ярусе устанавливали чаны с водой для фонтанов, а при коронации императора-страстотерпца Николая II на колокольне устроили электрическую иллюми­нацию. При этом всё это время колокольня оставалась открытой для паломников, посещавших кремлёвские святыни. Храм колокольни был возобновлён в году тщанием московских хоругвеносцев. В - годах колокольня была отреставрирована, а на месте древнего храма 1329 года были проведены раскопки. В помещениях колокольни, кроме храма, находилась часть Патриаршей ризницы (с года); под нижним ярусом колокольни жили пономари и сторожа соборов.

Колокольня пострадала после обстрела Московского Кремля в году: восточная и юго-восточная стороны были повреждены снарядами, по стенам было много выбоин и пулевых ран. С года Кремль стал для православных "закрытым городом" - служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились вплоть до падения советской власти. В отличие от соборов и дворцов, колокольня Ивана Великого не стала музеем, но экспонатом в общем музейном пространстве Кремля. При этом постройка была закрыта для посещений. Памятник реставрировался в середине 1950-х и в конце 1970-х годов.

Храм-колокольня был формально передан Русской Православной Церкви в начале 1990-х годов, но богослужения не совершались. В году, после 90-летнего перерыва, в отреставрированную кремлёвскую колокольню вновь допустили посетителей. В декабре того же года было объявлено об открытии музея в колокольне, и вскоре здесь расположился музей истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно, по состоянию на год, Ивановский храм-колокольня числился действующей церковью в составе Центрального благочиния Московской (городской) епархии .

Архитектура

Аналогии с храмом-колокольней Иоанна Лествичника обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в "Трактате об архитектуре" Филарете ( - годы) . Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в русской традиции.

Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы , Монтаньяны , Болоньи и Феррары , а также городов области Абруцци: Терамо , Атри , Кампли , Коррополи , Кьети . Общий подход к декорации также находит аналогии в итальянских кампанилах (ср. колокольню при церкви Сан-Готтардо ин Корте в Милане , -).

При этом, композиция Ивановской колокольни имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итальянских зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции - редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напримпер в Ломбардии . В итоге Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Осуществив свой проект, архитектор вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

Документы, литература

  • Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано , Тр. Вятской УАК , 1905, вып. 2, отд. 2, с. 46.
  • Дмитриевский А. А., Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории , К., 1899, с. 96-97.
  • РИБ , т. 13.
  • Временник Ивана Тимофеева (подгот. к печ., пер. и коммент.: О. А. Державина), М.; Л., 1951, с. 72.
  • Яковлева О. А., Пискаревский летописец , Мат-лы по истории СССР , М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 7-144.
  • Максимович Л. М., Путеводитель к древностям и достопамятностям московским , М., 1792, ч. 1, с. 274.
  • Отечественные записки , 1821, № 18.
  • "Прогулка по Кремлю: Иван Великий", Отечественные записки , 1822, ч. 10, № 25, с. 235-257.
  • "Замечания о Иване Великом", Отечественные записки , 1822, ч. 11, № 27, с. 126-131.
  • Свиньин П. П., Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий , СПб., 1839, ч. 1, с. 31-35.
  • Горчаков Н. Д., "Колокольня Иван Великий в Москве", Моск. ГВ , 1841, № 12, с. 127.
  • Снегирёв И. М., Памятники моск. древности , М., 1842-1845, с. 6.
  • Рихтер Ф. Ф., Памятники древнего рус. зодчества , М., 1850, табл. L.
  • Розанов Н., История московского епархиального управления , М., 1871, ч. 3, кн. 2.
  • Истомин Г. И., Ивановская колокольня в Москве , М., 1893.
  • Платонов, Путеводитель: Москва и окрестности , М., 1896.
  • Забелин И. Е., История города Москвы , М., 1905.
  • Кондратьев И. К., Московский Кремль, святыни и достопамятности , М., 1910, с. 102-105, 61.
  • Красовский М. В., Очерк истории моск. периода древнерус. церк. зодчества (от основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.) , М., 1911, с. 233.
  • Скворцов Н. А., Археология и топография Москвы , М., 1913, с. 337-346.
  • Нестор (Анисимов) , еп. Камчатский, Расстрел Московского Кремля , М., 1917, с. 19.
  • По Москве [под ред. Н. А. Гейнике и др.], М., 1917, с. 176.
  • Мордвинов А. Г., "Колокольня Ивана Великого", Академия архитектуры , 1935, № 5, с. 32-37.
  • Александровский М. И., Иван Великий (рукопись), 1936, ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.
  • Рзянин М. И., "Иван Великий", Памятники рус. архитектуры IX-XIX вв.: Кат. выст. , М., 1946, с. 7-8.
  • Ильин М. А., "Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове", Сообщ. Ин-та истории искусств , М.; Л., 1951, вып. 1, с. 82-83.
  • Михайлов А. И., Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле , М., 1963.
  • Иванов В., Московский Кремль , М., 1971.
  • Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. , М., 1973.
  • Цветаева А., "Сказ о звонаре московском", Москва , 1977, № 7, с. 143.
  • Ильин М., Моисеева Т., Москва и Подмосковье , М., 1979, с. 428-429.
  • Бондаренко И. А., "Первоначальный облик Ивана Великого", Строительство и архитектура Москвы , 1980, № 8, с. 26-27.
  • Бондаренко И. А., "К вопросу о «лествичном» построении ц. Иоанна Лествичника в Моск. Кремле", , М., 1995, вып. 2, с. 110.
  • Ильенкова Н. В., "Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле: Исслед.", Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13 , М., 1981, с. 77.
  • Карамзин Н. М., Записки старого московского жителя , М., 1988, с. 313.
  • Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы , М., 1992, с. 42-43.
  • Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., "Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля", Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. , М., 1995, с. 66-81.
  • Подъяпольский С. С., "О первоначальном виде столпа Ивана Великого", Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. , М., 1995, вып. 2, с. 100-101.
  • Подъяпольский С. С., Историко-архит. исследования , М., 2006.
  • Баталов А. Л., Московское каменное зодчество кон. XVI в. , М., 1996.
  • Балашова Т. В., "Колокольня Ивана Великого в восприятии современников на рубеже XIX-XX вв.", , М., 2008, с. 59-61.
  • К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф. , М., 2008, с. 80-82.

Использованные материалы

  • Баталов А. Л., "ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ (ИВАН ВЕЛИКИЙ)", Православная энциклопедия , т. 25, с. 20-24:
  • Страницы сайта Колокольня "Иван Великий" сети сайтов музея-заповедника "Московский Кремль":
    • http://ivan-the-great-bell-tower.kreml.ru/history/view/tserk...iy/ - "ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»"История города Москвы со ссылкой на ПСРЛ , т. 12, с. 157.

      Петров Д. А., "О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого", К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф. , М., 2008, с. 81.