Выпущенные на благовещение птицы, как правило, погибают. Почему нельзя покупать и выпускать птиц в благовещение

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью

Аисты - символ праздника
Тип народно-православный
иначе Благовещенье, Зимобор, Заклинание Весны, Праздник большого дня,
также Благовещение Пресвятой Богородицы (христ.)
Значение Третья встреча весны, весеннее равноденствие
Отмечается восточными славянами
Дата 25 марта (7 апреля)
Празднование весенние заклички, весенние игры, первые хороводы, качание на качелях
Традиции запрет на все виды работ, пекут благовещенские просфоры и печеньем в форме жаворонков, обычай выпускать птиц на волю из клеток
Связан с весенним равноденствием

(Благовещенье ) - день народного календаря славян, выпадающий на 25 марта (7 апреля) . Последний позимний-предвесенний праздник. На Благовещенье «весна зиму поборола», в третий и в последний раз закликается весна. «Самый большой у бога праздник».

Другие названия дня

Зимобор, «Гуканьне Вясны» (белорус.), Заклинание Весны, Третья встреча весны, Весна, «Свята вясны» (белорус.), Праздник большого дня, Благовещенье, «Дабравешчанне» (белорус.).

В церковном календаре

Селяне верили, что на Благовещенье открывается небо. В это время можно выпросить себе от Бога славу. «А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым». Поэтому в вечер на Благовещенье люди выходили на улицу, смотрели на небо, в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!».

«При начале весны, особенно 25-го марта - в день благой вести о воплощении «праведного солнца» Христа - и на праздник его Светлого Воскресения , существует обычай выпускать птиц на волю из клеток» .

Поговорки и приметы

Самый большой у бога праздник. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год. На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучат. Покров не лето, Благовещенье не зима. Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит (Тамбовская губ.). На Благовещенье птица гнезда не вьёт (не завивает), а завьёт, так делается на всё лето пешею. Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье. Девка косы не заплетает. На санях либо неделю не доедешь до Благовещенья, либо неделю переедешь (или: не доездишь, переездишь). Благовещенье - птиц на волю отпущенье. Благовещенье - начало весны, время появления древней громовницы. На Благовещенье черногуз прилетает и медведь встаёт. Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит. В этот день ласточка вылетает из вирия и, поспешая в здешний мир, несёт с собою тепло. На Благовещенье прилетают птицы из вирия и приносят с собою ключи от неба. В Белоруссии известно поверье о том, что на Благовещение обязательно прилетает с юга аист . Благовещенскую капусту мороз не бьёт (т. е. из семян, собранных будто бы на Благовещенье, из кочня). «На Рыгора зіма ідзе ў мора» - с этого дня «зима идёт в моря», «идут реки в моря» (белорус.). Тринадцатый час свету - вода подо льдом не стоит. Благовещение прошло, гляди - гром будет греметь. С Благовещенья осталось сорок морозов (сорок утренников). Кто не чтит Благовещенья, с огнём за работой сидит, - убьёт у того в это лето молоньей близкого-родного. «На Благовіщення весна остаточно зиму переборола» (укр.). «Все живе оживає. В цей день у ліс ходити не можна, все живе вилазить з нори» (укр.). «На Дабравешчанне няможна нiчога з лесу прыносiць, бо ў хаце завядуцца гадзiны i чарвякi» (белорус.). «Да Благавешчання няможна чапаць маткi-зямлi, бо яна можа прагневацца да й не зарадзiць» (белорус.). С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло). На Благовещенье под дымом не сидят (перебираются спать в сени и клети). Не дуй на Благовещенье огня - не будет головня (пожара). Благовещенская просвирка в сусеке (хлеба будет больше).

Каково Благовещенье, такова и светлая неделя . «Якое надвор"е на Вялікдзень , такім яму быць і на Благавешчанне» (белорус.).

Весна до Благовещенья - много морозов впереди. Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет ещё на Егорья в поле. На Благовещенье дождь - родится рожь. Мокрое Благовещенье - грибное лето. На Благовещенье мороз - урожай на грузди. На Благовещенье гроза - к тёплому лету; к урожаю орехов. Вёдро (сухо) в Благовещенье - к пожарам. Селяне верили, что начиная с этого дня приходил рабочий год, который принесёт хороший урожай и счастье в дом (белорус.). На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в

Выпускать птиц на волю

Д. К. Зеленин

Увековеченный А. С. Пушкиным русский народный
обычай выпускать весною на волю птиц


Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М., "Индрик", 2004, с. 237-242.

В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

[Пушкин 1906, с. 44]


Обычай, о котором говорит здесь Пушкин, сохранялся у русских до XX столетия; он связан был с весенними праздниками - в одних местах с Пасхой, в других местах - с праздником Благовещенья 25 марта старого стиля. Шире был распространен второй срок - Благовещенье, и например, В. И. Даль знал только один этот срок: «Благовещенье- птиц на волю отпущенье» [Даль 1862, с. 977]. Но близ Петербурга (Ленинграда) обычай падал на Пасху. А. И. Терещенко в 1848 г. писал о нем следующее: «В Петербурге сохранился умили-

238
тельный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. - Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].

Наиболее полное описание интересующего нас русского обычая дал А. А. Коринфский: «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и но селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички...
и т. д.»
[Коринфский 1901, с. 195-196].


239
Об украинцах в районе Купянска П. В. Иванов в 1907 г. писал: в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи» [Иванов 1907, с. 84].

Рассматриваемый обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях. Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и Т. Г. Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц [Шевченко 1861, с. 14; Зеденин 1916, с. 3-4,286].

Для выяснения более древнего смысла обычая необходимо привлечение сравнительного материала. Все древние обычаи известны не одному только народу, а многим, во всяком случае нескольким народам мира. У одних народов они сохранились лучше, у других хуже, у одних сохранились древнейшие объяснения обычая, у других - более новые.

Интересующий нас русский обычай известен также анатолийским туркам. Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. - Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:


Азатбузат,
дженнети г
ö зет!
(Вот ты свободна, так сторожи рай).


А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» [Гордлевский 1910, с. 177-178]. Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу как на вестника, на посланца к Богу.

240
Только одни птицы летают к Нуму, т. е. к тому доброму и высшему богу, который сотворил мир, - так говорили ненцы (самоеды) Ю. И. Кушелевскому [Кушелевский 1868, с. 116] в объяснение того, почему у ненецких жилищ были укреплены на вершине длинного кола деревянные фигуры летящей птицы. По старинным верованьям якутов, вид ворона, орла и других птиц и животных (жеребца) прини- мала на себя Эехсит, которую якуты считали за «посредника между божеством и человеком, т. е. принимателя их просьб и относителя к Богу, и приносителя к ним повелений божеских» [Описание якутов 1822,с.211-212].

В древности у монгольских народов было обыкновение выпускать на волю диких зверей, наложив на них свои клейма. Иранский историк Мирхонд сообщает, что так делал Чингисхан после охоты-облавы [Банзаров 1891, с. 93, прим.]. Есть предания, что также поступали встарь и бурят-монголы [Клеменц, Хангалов 1910, с. 150]. Наложение клейм свидетельствует, что в выпускаемых зверях видели каких-то своеобразных посланцев: клейменые звери мыслились, очевидно, посредниками и ходатаями перед опасными демонами за освободившего их человека.

По-видимому, подобных же посланцев видели в выпускаемых на волю птичках также и грузины. Во всяком случае об одной грузинской княгине, жившей в начале XIX в. в Москве, рассказывали, что она купила в Москве на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте там моим соотечественникам привет от меня. Здесь, конечно, понимание древнего обычая очень модернизовано, но развилось оно на древней основе.

У удмуртов в районе города Мамадыша существовал прежде праздник лебедей - мерен васечком (буквально: великое общественное богослужение). Праздник совершался летом, в июле, и сопровождался жертвоприношением многочисленных домашних животных, которые подбирались парами, т. е. самец и самка. К этому празднику еще в начале весны удмурты покупали пару лебедей, самца и самку, которых жрец должен был кормить и приучать к людям. Во время праздника эти лебеди ходили среди собравшихся удмуртов и клевали насыпанные для них зерна. По поведению лебедей гадали об урожае. После праздника на шею лебедям привязывали шелковым шнурком по одному серебряному рублю, кланялись им и отвозили километров за 30 на реку Вятку, где выпускали на волю. В объяснение этого обычая удмурты рассказывали


241
легенду: давным-давно, во время обычного жертвоприношения в лесу у села Нырьи, прилетел на двух лебедях главный бог Солтан, обещал верующим разные блага на земле и скрылся [Афанасьев 1881, с. 281. Ср. Островский 1873, с. 38]. И эта легенда, и привязываемые на шеи выпускаемых лебедей серебряные рубли заставляют предполагать, что в выпускаемых лебедях удмурты видели своих посланцев к тому богу Солтану, который некогда прилетал к удмуртам на паре лебедей. Правда, в этих серебряных рублях сами удмурты усматривали подражание тем серебряным бляхам, которые видели на шеях лебедей, привезших к селу Нырье Солтана, но это явно новое толкование.

Идея о живых посредниках между людьми и божеством - сравнительно новая идея, которая и могла развиться только уже с появлением у людей имущественных отношений феодального типа. Появление и развитие этой идеи довольно прозрачно выражено в истории культа так называемых изыхов у многих народов Сибири. Культ изыхов восходит к тотемизму, но только как отдаленная реминисценция; эту отдаленную связь культа изыхов с тотемизмом мы пытались вос- создать в другой своей работе [Зеленин 1936, с. 288 и сл., 333; гл. 5 «Скотоводческие онгоны и изыхи»]. Изых - это посвященное божеству домашнее животное; главные отличительные его особенности - неприкосновенность и свобода. Иранский историк XIII в. Рашид-ад-Дин называет изыха «онгоном», т. е. демоном, и отмечает его независимость. Выпуск животного на волю - одно из проявлений этой неприкосновенности. Изыха запрещалось убивать, ударять, как бы то ни было использовать его силу, его шерсть, рога, молоко и т. д.

Культ изыхов возник на основе развитого скотоводства. Как общее правило, изых неприкосновенен для женщин, которые не имели права прикасаться даже к поводу изыха: очевидно, культ изыхов развился в эпоху патриархального рода. Правда, встречались также и специально женские изыхи, но они возникли позднее по образцу мужских изыхов и в параллель им. На сравнительно очень позднем этапе развития культа изыха возникло представление об изыхе как о посреднике между людьми и демоном. В этом представлении отразились новые имущественные отношения, когда бедняки получали от богатых владельцев стад скотину во временное пользование на определенных условиях. Изых - это домашнее животное, которое принадлежит демону, но человек кормит его у себя; в таком изыхе человек имеет ближайшего посредника в своих отношениях к демону и на этой почве человек становится более близким к мощному демону.

242
Изыхов - домашних животных не всегда выпускали на волю, так как во многих случаях это повело бы только к голодной смерти животного, особенно зимой. Но когда в роли изыхов появились дикие птицы и звери, то для них выпуск на волю оказался обязательным и важнейшим признаком. Известную роль тут сыграли реминисценции тотемизма, а также фольклорные сказания о благодарных зверях, когда герой сказки освобождает оказавшегося в беде зверя или птицу, и те потом ему помогают. Эти фольклорные сказания, безусловно, тотемистического происхождения. У тотемистов вообще обычны случаи, когда они выпускали на волю пойманного чужеродцем тотема. Г. Н. Потанин приводит такой случай из жизни казахов [Потанин 1881, с.4]. Но возводить непосредственно к тотемизму рассматриваемый нами русский обычай мы никак не можем: тотемизму совершенно чуждо представление о посредниках между людьми и демонами, там тотем сам представляется своеобразным демоном.

Бытовая обстановка русского обычая также не имеет ничего общего с пережитками тотемизма. Русский обычай совершенно не связан с древним занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек, которых профессионалы ловили и продавали в качестве певчих комнатных птиц. Целые рынки для продажи таких певчих птичек в старой Москве (в Охотном ряду) и других русских городах свидетельствуют, что обычай держать в жилье, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространен у русских. Эта именно бытовая обстановка и способствовала сохранению русского обычая; у анатолийских турок бытовая обстановка столь близкого к русскому обычаю была совсем иною.

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается уже в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Из старого русского языка это слово проникло к якутам, где переводится: рай [Ионов 1914, с. 349]. Здесь находит себе объяснение турецкое поручение выпускаемой куропатке: «сторожи рай».

7 апреля Православная церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии. Это непреходящий праздник: православные всегда отмечают его 7 апреля.

Что означает Благовещение?

Благовещение по-гречески - Евангелие, Εὐαγγελισμός, благая весть. Праздник носит имя книг апостольского свидетельства, основы христианства.

Евангелие от Луки повествует: архангел Гавриил был послан Богом возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: «…и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:28–33).

Мария так ответила ангелу: «Да будет мне по слову Твоему».

И наконец, считают, что Благовещение стали праздновать 7 апреля (25 марта) в IV веке в результате «историзации» календаря евангельских празднований: поскольку праздник Рождества Христова был исторически установлен значительно раньше - 7 января (25 декабря), Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество.

Католики празднуют Благовещение в соответствии с григорианским календарём 25 марта. Православная церковь отмечает церковные праздники по старому стилю - на 13 дней позже, используя юлианский календарь.

Почему в Благовещение отпускают на волю белых голубей?

На Руси существовал обычай выпускать в Благовещение голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья - одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию: «С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по сёлам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <…> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!“».

Так в городке на севере Израиля Назарете Божий посланник (по-гречески άγγελος, ангелос, вестник, ангел) возвестил будущей Богородице, что именно через неё в мир явится Христос, Мессия, приход которого предрекали пророки, а народ Израиля ожидал сотни лет, и она приняла эту весть достойно.

Евангельский рассказ о Благовещении указывает на исключительное место Марии в истории спасения. Начиная со II века Благовещение Девы Марии считали первым в христианской истории шагом к искуплению, в котором послушание Девы Марии уравновесило непослушание Евы (толкование Иринея Лионского).

Почему православные празднуют Благовещение 7 апреля?

Есть гипотеза, что установление даты Благовещения связано с расчётом дня смерти Христа - 7 апреля (25 марта по григорианскому календарю). Это предположение Тертуллиана* , сделанное в III веке, основано на уверенности, что земная жизнь Христа длилось круглое число лет.

Некоторые церковные авторы (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагали, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 7 апреля (25 марта), так как в этот день (по одной группе преданий) Бог создал человека; человек же, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в полноте жизни (то есть быть искуплён) в то же время, в какое был

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники.

История праздника

Церковное воспоминание Благовещения вошло в практику в середине VI века в Константинополе и вскоре распространилось на Востоке. В VII веке этот праздник появился в Риме и Испании, а Галлия приняла его лишь в VIII веке.

В Средние века отсчёт дней в году нередко вели от дня Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752).

Первые изображения сцены Благовещения относятся к V веку, позже Благовещение стало излюбленным сюжетом христианского искусства и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи.

Если Благовещение приходится на Великий пост , то пост ради него ослабляется.

07.04.2014 10:56

Подписаться на статьи

Сегодня, 7 апреля, православные и греко-католики празднуют один из 12 основных праздников церковного календаря – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Сегодня, 7 апреля, православные и греко-католики празднуют один из 12 основных праздников церковного календаря - Благовещение Пресвятой Богородицы.

Благовещение Пресвятой Богородицы - евангельское событие и посвященный ему христианский праздник в чести возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Само слово «Благовещение» обозначает «доброе известие».

Согласно церковным преданиям, Благовещение в Восточной Церкви начали праздновать с конца IV- начала V века.

Несмотря на то, что праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпадает на Великий пост, в этот день он всегда ослаблялся, даже если день выпадал на Страстную пятницу.

В этот праздник люди святили в церквях просвиры и семена для будущего посева, поскольку, по верованию, сегодня сам Бог благословляет землю и все, что на ней растет. Также именно в этот день заканчивался период, когда нельзя было работать на земле: верующие знают, что от Введения до Благовещения надо дать земле отдохнуть и после этого дня можно начинать работы в поле, все будет хорошо расти.

Зачем сегодня выпускают голубей?

На Руси существовал обычай выпускать в Благовещение голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья — одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию:

«С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по сёлам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла. В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся».

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники, пишет «

Зоозащитники считают, что добрая традиция на деле оборачивается жертвами

«На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны» - эти всем знакомые строки Пушкина посвящены именно празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, которое православные отмечали на этой неделе. Издавна на праздник было принято отпускать птиц из клеток на волю. В народе считалось, что птахи станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят» за того, кто дал им свободу.

В реальности же дела обстоят более печально. Как утверждают зооактивисты, покупая у ловцов лесных певчих птиц, люди совершают не благородное дело, а творят большое зло. Через день покалеченные в неволе пернатые, неспособные летать, становятся легкой добычей котов. А также, обессиленные, попадают под колеса машин.

Об участи «спасенных» благовещенских птиц рассказала «МК» орнитолог, сотрудник координационного центра Общероссийской общественной организации «Союз охраны птиц России» Елена Чернова.

Для недобросовестных птицеловов праздник Благовещения во все времена был весьма доходным днем. И ныне ловцы с садками оккупировали парки и скверы около храмов столицы. Синицы, чижи, щеглы шли по 200 рублей, за нарядных, красногрудых снегирей просили 300. Опасаясь рейдов сотрудников полиции и зоозащитников, птиц продавали с оглядкой, из машин.

Прихожане охотно покупали птах, особенно те, кто пришел в церковь с детьми, загадывали желание и с радостью выпускали их на волю. Вот только ослабленные птицы, едва вспорхнув, оседали на ветках ближайших деревьев, а то и прямо на тротуаре. Сил у птах лететь уже не было. Торговцы тут же отгоняли их подальше.

Сторож храма Святителя Николая в Хамовниках рассказал нам, что из года в год утром после Благовещения в весенних лужах остаются десятки мертвых птиц.

Даром что зоозащитники накануне вышли к храмам с плакатами: «Птицы не должны страдать за грехи людей!», «Знайте, выпущенные из ваших рук птицы уже не смогут вернуться в родную среду!» - ловцы по-прежнему получают барыши, а наши граждане, отстегивая деньги, считают, что дарят птицам свободу.

- Каковы шансы у лесных птиц выжить в городских условиях? - спросили мы у орнитолога Елены Черновой.

Птиц ловят в больших количествах, у одного торговца может быть в плену и 50, и сотня птах. В силках они нередко травмируются. Птиц держат в тесных клетках. Птахи отказываются от еды, переохлаждаются, бьются о сетку, ломают перья, разбивают в кровь клювы, слепнут от отсутствия света, получают тяжелейший стресс. Ошалевшие, голодные, страдающие от жажды, они просто обречены на гибель. Птицы, которые перезимовали в клетке, отвыкают жить на воле, быстро теряют навыки добывать пищу и тоже не выживают в природе.

Но еще Пушкин писал: «Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!»

Люди думают: какой красивый обычай - взять и выпустить птичку, спасти ее из неволи. Об участи этих птах мало кто задумывается. А потом у храмов можно наблюдать сотни этих бедных птиц-инвалидов, которые неспособны взлететь, и кучу кошек, которые пожирают пернатых бедолаг.

- Каких птиц обычно продают на Благовещение в столице?

Это в основном мелкие воробьиные птицы: синицы, чижи, снегири, щуры. Собственно говоря, чем птичка ярче - тем она дороже.

- Торговцы предлагают купить и выпустить голубей. Может, это и есть альтернатива лесным певуньям?

Безусловно, если это домашний голубь. Выпущенный из клетки, он спокойно вернется к себе на голубятню. Если это необученный птенец, он уже не найдет дорогу к дому.

- Какие санкции могут быть применены к торговцам птиц, которые были незаконно отловлены в лесу?

У нас в этом плане достаточно несовершенное законодательство. К уголовной ответственности их не привлечешь, если только они не поймают одну из птиц, занесенных в Красную книгу. Этого все-таки обычно не происходит. С большим скрипом ловцов лесных птиц можно привлечь по статье о жестоком обращении с животными. Но и это очень и очень сложно.

- В последние годы во многих регионах России проводятся акции в защиту птиц. Это приносит результаты?

Активистам удается договориться с полицией о совместных рейдах. Проходят пикеты «Благовещение без жертв, без убийств». Волонтеры, полиция, власть борются с продажей несчастных, замученных птах. Под общественным давлением практика массового выпуска птиц уже сходит на нет или по крайней мере уменьшаются ее масштабы. Надо просто перестать рекламировать эту традицию и убеждать граждан не покупать у торговцев птиц. Надо помнить, что, выпустив одну птичку, вы убьете несколько пернатых. Ведь при ловле одной птицы погибает еще несколько, а в итоге чем больше их продается, тем более прибыльным становится промысел и, следовательно, заказ на следующий год будет только увеличиваться.