Высшие учебные заведения: виды и особенности. Виды и наименования высших учебных заведений

Введение………………………………………… …………………….…2

    Система высшего профессионального образования в России…….2

    1. Виды высших учебных заведений в России………………………..3

      Система высшего профессионального образования в России….…5

    Научный потенциал высших учебных заведений России…………8

    1. Проблема научного потенциала ВУЗов России……………………8

      Научный потенциал разных видов ВУЗов в России……………….9

Заключение………….……………………………………………......…11

Список литературы………………………………………...….………..12

Введение

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы госу­дарства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессио­нальной деятельности. Система образования – сложнейший социально-экономический и научно-технический комплекс народного хозяйства.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Кроме того, в информационную эпоху отчетливо проявляется социальная роль образования как интегральной ценности духовной культуры. При этом к образованию относятся принципиально новые социально-экономические, духовно-нравственные, культурологическое требования.

Целью этой работы является рассмотрение видов высших учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации, и их научного потенциала.

Задачи работы: дать определение высшего учебного заведения в целом и видов высших учебных заведений в частности; обозначить сходства и различия видов ВУЗов России; сравнить две системы высшего профессионального образования; определить научный потенциал высшей школы России, проблемы реализации научного потенциала, а также разницу в реализации научного потенциала в разных видах ВУЗов.

Объектом исследования выступает высшее образование в целом как необходимое явление любого общества и некоторые аспекты ее реформирования в частности.

Предметом данной работы являются собственно виды высших учебных заведений России и нормативные акты, которые регулируют положение высшего образования на сегодняшнем этапе.

    Система высшего профессионального образования в России.

      Виды высших учебных заведений в России.

Для начала определим, что же такое высшее учебное заведение.

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ определяет высшее учебное заведение как «образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования».

Основными задачами ВУЗа, согласно ст. 8 ФЗ-125, являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации и др.

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений:

1). Федеральный университет - ведущее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования, фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям. Федеральный университет решает следующие задачи:

    реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

    обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

    осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

На сегодняшний день число федеральных университетов равно 8-ми. Это: Дальневосточный, Казанский, Северный, Северо-Восточный, Сибирский, Уральский, Южный и Балтийский федеральные университеты.

2). Университет- многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания (не менее 7-ми специальностей). Университет осуществляет следующие задачи:

    реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

    осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

    является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Традиционно университет подразделяется на факультеты, факультеты – на кафедры. В состав университета также может входить институт или даже несколько институтов.

Отдельно нужно выделить Национальный исследовательский университет – высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Сегодня этот статус присужден 29 ВУЗам нашей страны.

3). Академия – высшее учебное заведение, целью которого является подготовка специалистов какого-либо одного направления человеческой деятельности (финансы, искусство, сельское хозяйство и т.д.). В цели и задачи академии входит:

    реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

    подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

    выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в выбранной области науки или культуры;

    ведущий научный и методический центр в области своей деятельности.

Академия, как и университет, может подразделяться на институты, факультеты и кафедры. В состав академии должна входить аспирантура и возможно докторантура. Как и университет академия может открывать свои филиалы и представительства в других городах.

4). Институт– высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности (одно направление профессиональной деятельности). В его задачи входит:

    реализация образовательных программ высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

    подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

    проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований.

Институт, таким образом, является базовой единицей в системе высшего образования. Институт может быть самостоятельным лицом, а может входить в состав университета или академии как их структурное подразделение. Требования к учебным программам в институте такие же, как и в университетах и в академиях. Но по другим параметрам они отличаются в сторону упрощения.

Как мы видим научно-исследовательские работы проводятся во всех видах высших учебных заведений, но в университетах они, как правило, носят более фундаментальных характер.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

      Система высшего профессионального образования в России.

В сентябре 2003 г. в Берлине Россия присоединилась к членам Болонского клуба. Тем самым Россия, как и другие государства – члены, обязалась до 2010г. выполнить следующие 6 задач:

1) согласовать структурное построение систем высшего образования переходом к двухцикловому обучению: дипломов бакалавра (4 года) и магистра (еще 2 года);

2) измерять объем учебной работы студента в кредитах (в европейской системе их трансфера – ЕСТ), обеспечить накопление кредитов и их применимость для обучения на протяжении всей жизни;

3) обеспечить контроль качества всех видов высшего образования на основе измерений достижений выпускников;

4) ликвидировать все барьеры для расширения мобильности студентов и преподавателей, изменить законодательство в сфере трудоустройства иностранцев;

5) применять приложение к диплому европейского образца и обеспечить трудоустройство выпускников;

6) повысить конкурентоспособность европейского образования и ее привлекательность для молодежи из других стран и континентов.

На данный момент на территории Российской Федерации действуют 2-е системы высшего профессионального образования:

1). Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" - специалиста. Срок обучения 5 лет.

2). Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" или квалификации (степени) "магистр" – бакалавриат или магистратура. Сроки обучения 4 или 2 года соответственно.

На данном этапе развития системы образования в России вторая система уже почти полностью заменила собой первую.

Советская однолинейная структура обучения в вузах предусматривала обучение в течение 5-ти лет (6 - для медицинских специальностей) без промежуточных стадий, государственные экзамены, написание и защита дипломной работы с получением документа с названием «диплом специалиста», который давал право поступления на докторские стадии и право выполнять определенную квалифицированную работу. Пятилетние программы подготовки специалистов на данном этапе остаются переходной формой организации обучения в вузе, но прием на эти отделения уже не проводится.

В настоящее время можно сказать, что Россия полностью перешла на новую западную систему образования, в которой такая форма обучения, как специалитет, уже не практикуется.

Новая структура предполагает двухступенчатое базовое высшее образование (30% времени на естественные дисциплины и математику, 25% - на гуманитарные) с получением промежуточного сертификата о неполном высшем образовании и возможностью частичного изменения направления обучения на втором цикле продолжительностью 2 года и получением квалификации «бакалавр», программы которой содержат среднее количество дисциплин специализации.

Лучшие студенты могут продолжить обучение и стать магистрами, при этом продолжительность высшего образования – не менее 6-ти лет, который откроет им путь к докторским степеням, или получить квалификацию «специалиста с расширенным образованием» (продолжительность обучения 5 и более лет).

Заключительный этап российского образования (аспирантура) длится 2-3 года под наблюдением научного руководителя и включает выполнение самостоятельных исследований, написание и защиту диссертационной работы определенного уровня и объема.

Продолжается дискуссия о целесообразности сохранения старого звание «кандидат наук» или перехода на международное – «доктор философии» (PhD). Длительная научная работа и обобщение ее последствий в большой по объему диссертации со сложной процедурой защиты приводит к получению высшего научного звания «доктор наук» с широкими правами на личную автономию в исследованиях и получению высших должностей в научной иерархии.

Таким образом, сегодня в Российской Федерации существует несколько образовательно-квалификационных уровней:

1). Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания по обобщенному объекту труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

2). Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотреные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

3). Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получила полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Помимо участия в Болонском процессе Россия также подписала основные конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о взаимном принятии дипломов. Отношение к зарубежным аттестатам о высшем образовании достаточно толерантное, к тому же в большинстве других стран они действуют более длительное время, чем в России.

    Научный потенциал высших учебных заведений России.

2.1 Проблема научного потенциала ВУЗов России.

Вузовская наука, являющаяся ключевым элементом научного потенциала страны, в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшей школы. Поэтому неудивительно, что в последнее время все большее внимание уделяется проблеме развития научного потенциала вуза, подразумевающего потенциальные возможности научно-педагогических кадров, научно-технических ресурсов вузов, сложившихся научных школ в выполнении научных исследований наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов и научных кадров; а также наличие и сбалансированность ресурсов для научной деятельности и достаточность уровня их развития для осуществления эффективной научной деятельности.

В частности, проблемы, затронувшие все компоненты научного потенциала российских вузов:

1) «старение» кадров; загруженность преподавателей работами по обучению студентов; низкая востребованность научного потенциала преподавателей, по их собственным оценкам; падение престижности научного труда, в особенности для молодых и энергичных людей;

2) низкий материально-технический уровень обеспечения, недостаточное финансирование научного труда;

3) слабое информационное взаимодействие вузовского сектора с предприятиями;

4) недостатки и упущения в нормативно-правовой базе, отсутствие системы контроля;

5) недостаточность условий для эффективного использования результатов научных исследований, вовлечения их в хозяйственный оборот и др.

Мировая практика последнего десятилетия демонстрирует усиление вклада университетов в развитие инноваций и экономический рост. Государственное финансирование исследований вузов индустриально – технологически развитых стран все активнее ориентируется на конкретные социально-экономические цели, проекты и программы и ставится в зависимость от конечных результатов; возрастает роль контрактного финансирования.

В российских вузах в последние годы отмечается некоторый рост патентной активности (за период 2002 – 2007 гг. – в 1,4 раза); на их долю приходится почти 5-ая часть патентных заявок, подаваемых в России. В вузах создается 35% принципиально новых производственных технологий.

Почти 3-ья часть передовых промышленных технологий создается в вузовском секторе. Но вместе с тем вузовский сектор слабо ориентирован на коммерциализацию своей продукции, кроме того, сама промышленность не всегда готова принять новые технологии.

Инновационная ориентация деятельности университетов обеспечивается также за счет подготовки квалифицированных ученых и инженеров, растущего участия преподавателей и аспирантов в выполнении исследований и разработок, передаче их результатов в промышленность.

2.2 Научный потенциал разных видов ВУЗов в России.

Научный потенциал любого высшего учебного заведения реализуется самым различным образом:

а) создание разнообразных внедренческих структур в сфере трансферта результатов научных исследований;

б) выход научных продуктов вуза;

в) выпуск научно-педагогических кадров и формы признания вуза в профессиональном сообществе;

г) накопление оформленных в установленном порядке результатов интеллектуальной деятельности;

д) накопление стоимостных результатов научно-исследовательской деятельности.

Все виды ВУЗов также формируют так называемый кадровый потенциал, и это относится в первую очередь к специалистам, работающим в самом ВУЗе, а не только к выпускникам учреждения.

Как мы уже отметили в первой главе, научно-исследовательские работы проводятся во всех видах высших учебных заведений, но в университетах они, как правило, носят более фундаментальных характер.

Федеральные университеты проводят фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным научным направлениям. Кроме того, именно на них возложена задача по интеграции науки, образования и производства. И в первую очередь решается она путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

Таким образом, именно федеральные университеты создают передовую образовательную, научно-исследовательскую и инновационную инфраструктуру, которая в свою очередь должна способствовать внедрению новых знаний для решения социально-экономических задач региона.

Университеты также проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, представленных в данном учреждении. Научные исследования в университете должны проводиться не менее чем по 5-и отраслям науки. Объем финансирования этих исследований должен составлять не менее 10.000.000 рублей за последние 5 лет.

Отдельно нужно отметить возможность открытия при университете малых инновационныхпредприятий, научно-образовательных центров и других структур, ориентированных на внедрение результатов научных исследований, их трансфер в учебный процесс.

Академия является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Таким образом, на неё возложена задача проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в выбранной области науки или культуры.

Научно-исследовательские работы в академии по объему финансирования должны составляет от 5-и до 10-и миллионов рублей за промежуток в 5 лет. По этому параметру академия занимает промежуточное положение между университетом и институтом.

Так как институт занимается подготовкой специалистов для работы только в одной области профессиональной деятельности, научные исследования в данном виде ВУЗов должны проводиться по заявленному профилю. Объем финансирования этих исследований должен составлять от 1,5 до 5-и миллионов рублей за последние 5 лет.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что задачи модернизации системы высшего образования, повышения в нем эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России предполагают разрешение проблем вузовской науки, являющейся основной частью национального научного потенциала. Наука высшей школы России, как и в других ведущих странах, должна стать мощным инновационным ресурсом развития страны. Она призвана обеспечить:

    взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого реагирования на потребности в кадрах важнейшим научным направлениям, наукоемким технологиям и производствам;

    воспроизводство научных школ;

    опережающий конкурентоспособный уровень производства;

    инновационные идеи и проекты.

И важную роль в решении этих задач играют абсолютно все виды высших учебных заведений в России, каждый на своем уровне: федеральные университеты – на уровне федеративных округов, институты – на уровне конкретных направлений профессиональной дуятельности.

В данной работе нами были рассмотрены виды высших учебных заведений России, системы высшего образования, реализуемые на территории Российской Федерации, а также научный потенциал различных ВУЗов и проблемы реализации этого потенциала. Таким образом, мы можем сказать, что цель и задачи, поставленные в начале работы, были нами полностью достигнуты.

Список литературы:

    Алифанова А.Ю., Чепыжова А.С. Научный потенциал высшей школы. http://www.mami.ru/science/autotr2009/methodical/articles/m04/m04_26.pdf

    Владыка М.В. Инновационный потенциал вузов как актор конкурентности экономического развития // Научные ведомости, 2009, №7 (62).

    Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода - М., 1994.

    Егорова Ю.А. Проблема развития научного потенциала высшей школы // Успехи современного естествознания, 2008, № 3.

    Емелин Н.М., Шведова Е.А. Научная деятельность и научный потенциал. М., 2006.

    Каплюк М. А. Проблемы определения понятия и видов высших учебных заведений // Юридическое образование и наука, 2006, № 3.

    Письмо Министерства образования и науки РФ О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования от 1 февраля 2007г. № ПК-1.

    Поберезская Г.Г. Россия: участие в Болонском процессе и повышения качества высшего образования // Проблемы образования: Науч.-метод. сб. /НМЦВО МОН Украины.- Киев, 2005.

    Сычев А.В. Формы реализации научного потенциала негосударственного вуза: содержательные и методические аспекты. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/11/ekonomika/sychev.pdf

    Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ // Российская газета, 1996, 14 февр.

Вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе , как правило, длится от 4 до 6 лет и может быть дневным (очным) , вечерним (очно-заочным) и заочным . Наиболее распространёнными формами обучения являются аудиторное и дистанционное . Условно вузы подразделяются на гуманитарные и технические .

Виды высших учебных заведений

В России

  • Федеральный университет - ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования . По состоянию на 2016 год в России существует 10 ФУ .
  • Университет - многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
  • Академия - готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство , здравоохранение , искусство , туризм , экономика , финансы и т. п. ).
  • - занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

Белоруссия

Возглавляет высшее учебное заведение ректор , его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры , которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет .

Основные подразделения высших учебных заведений

  • Факультет - учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям , повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.
  • Кафедра - подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определённой специализации .
  • Аспирантура и докторантура .
  • Подготовительное отделение для абитуриентов .

Также при вузах могут существовать колледжи (в этом случае по его окончании также даётся диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки , вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты .

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней .

Разновидности вузов

Списки

Напишите отзыв о статье "Высшее учебное заведение"

Примечания

Литература

  • Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 31 декабря 2005 года)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Высшее учебное заведение

Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l"aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l"Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]
Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его.
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l"armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.
– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d"honneur que j"ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».

Что лучше: государственный или негосударственный вуз? Почему вузы называют то университетами, то академиями, то институтами?

Что означают пояснения в названиях вузов: «национальный исследовательский» и «федеральный»? Давайте, наконец, в этом разберемся.

Государственный vs негосударственный вуз

На счет этой классификации вузов существуют несколько зловредных мифов, в частности: 1) государственный диплом можно получить только в государственном вузе; 2) бюджетные места и стипендии могут быть только в государственном вузе; 3) государственные вузы дают более качественное образование, чем негосударственные. Так ли это на самом деле?

Миф 1: госдиплом дают только в государственном вузе

«Государственный» в названии учебного заведения означает лишь форму собственности. Государство может провести слияние вуза с другим, ликвидировать его, выделить больший или меньший бюджет на те или иные направления деятельности, то есть может распоряжаться своей образовательной организацией (или частично распоряжаться).

Однако форма собственности и право выдавать диплом государственного образца – две совершенно разные вещи. Такое право может появиться и у частного вуза, если он получит государственную аккредитацию.
Вывод: государственный диплом могут выдавать все вузы вне зависимости от формы собственности. Все зависит от наличия и типа аккредитации.

Миф 2: поступить на бюджет можно только в государственном вузе

До 2012 года так и было, но теперь в конкурсе по распределению бюджетных мест среди высших учебных заведений участвуют все вузы с государственной аккредитацией. Если направления и специальности востребованы и квалификация преподавателей не вызывает сомнений, государству все равно, какому вузу передать средства на подготовку нужных профессионалов – государственному или негосударственному.
Если вы рассматриваете только бесплатное высшее образование, помните об этом старом мифе и не ограничивайте свои возможности.

Миф 3: государственные вузы дают более качественное образование, чем негосударственные

Корни этого мифа надо искать во временах, когда все образование в нашей стране было государственным. Мы привыкли к такому образовательному миропорядку, это понимание передалось нашим детям. К тому же в СМИ регулярно мелькают новости об отказе в аккредитации тем или иным частным вузам.
И все-таки стоит заметить, что низкое качество образования не зависит от формы собственности. Все упирается снова в аккредитацию и сложившуюся репутацию вуза. Государственная аккредитация гарантирует студенту, что он пройдет обучение не ниже федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). А отличная репутация гарантирует, что вуз не станет ограничиваться лишь стандартом и постарается дать больший объем знаний и умений.

Университеты, академии, институты

Если говорить по-простому, для учащегося нет никакой разницы, каким из этих статусов обладает учебное заведение. Просто слово «университет» указывает на то, вуз крупный и ведет обучение по многим и принципиально различным направлениям подготовки. «Академия» говорит о том, что набор направлений и специальностей заточен под конкретную отрасль: народное хозяйство, искусство, строительство и т.д. «Институт» специализируется на одной научной или практической области. Иногда институтами называют особенные факультеты в университетах.
Какой бы масштаб у вуза ни был, с точки зрения закона все они дают полноценное высшее образование.

«Национальные исследовательские» и «федеральные»: что за звери?

Это особые категории государственных университетов, которые наделены правом создавать собственные образовательные стандарты (выше требований ФГОС). Помимо них этим правом традиционно обладают МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, а также особый перечень вузов, который периодически обновляется и издается Правительством. В этом национальные исследовательские и федеральные схожи, но есть и различия.

Национальные исследовательские университеты

Эта категория не постоянна и дается вузу лишь на 10 лет. Что важно для абитуриентов, университеты получают этот статус в конкурентной борьбе, а значит, приставку «НИУ» в названии можно смело рассматривать как гарантию качества образования. А еще «НИУ» говорит о том, что программы университета насквозь пропитаны исследованиями и наукой (интеграция образования и науки).
На данные момент в России 29 национальных исследовательских университетов. Эта категория обязательно указывается в названии вуза.

Федеральные университеты

Очень крупные вузы, которые были созданы из более мелких для улучшения кадровой и социально-экономической ситуации в регионах. Безусловно, и в этих университетах активно занимаются наукой, но цель у них все же более широкая.
Категория «федеральный» присуждается Правительством вне конкурса, поэтому напрямую она не свидетельствует о том, что вуз в чем-то преуспел. Она свидетельствует, что у вуза много возможностей преуспеть, много ресурсов и что перед ним стоят высокие цели по улучшению жизни в регионе.

Итак, выбирая вуз для поступления в 2017 году, помните:

  1. Право выдавать госдиплом не зависит от формы собственности вуза (государственный или негосударственный (частный), а зависит от государственной аккредитации вуза и аккредитации направления подготовки / специальности.
  2. Поступить на бюджет можно и в негосударственном (частном) вузе.
  3. Качество образования не зависит от формы собственности вуза (государственный или негосударственный (частный), а зависит от государственной аккредитации вуза и аккредитации направления подготовки / специальности, а также от репутации.
  4. Университеты, академии, институты – понятия, которые говорят о широте охвата направлений и специальностей в рамках одного учебного заведения, а не о качестве высшего образования.
  5. Национальные исследовательские и федеральные университеты обладают правом учить по собственным образовательным стандартам (выше требований ФГОС).
  6. Национальные исследовательские университеты получают свой статус на 10 лет в ходе конкурса (отбора).
  7. Федеральные университеты созданы в результате слияния множества вузов для улучшения кадровой и социально-экономической ситуации в конкретном регионе.

Учебное заведение

В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж , вуз , университет , и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании.(см. например Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»)

Школа и образование

XVII век

С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных статей иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. В обиход входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Массовыми тиражами издаются пособия по грамматике и арифметике: опубликован в 1634 г. печатный букварь («Азбука») Василия Бурцева, затем несколько раз переиздавался, а при распродаже его в Москве в 1651 г. за один день было продано 2400 экз.; в 1648 г. опубликована «Грамматика» Мелетия Смотрицкого в 1682 г. появилась в продаже таблица умножения - «Считание удобное для купующих или продающих»; в конце XVII века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руководства по арифметике. выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Насущным становился вопрос организации обучения.

В 1621 г. в Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.) в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки - латинский, немецкий.

Боярин Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике и философии.

В 1632 г. приехал от александрийского патриарха монах Иосиф. Его убедили остаться в Москве и поручили переводить на славянский язык греческие полемические книги против латинских ересей, а также «на учительском дворе учить малых робят греческому языку и грамоте ». Но скоро Иосиф умер и дело не пошло.

Близ патриаршего двора (в Чудовом монастыре) учредили греко-латинскую школу, которой управлял грек Арсений, но скоро он был сослан за «неправоверие».

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Изучались грамматика и латинский язык.

В 1680 г. открыта школа при Печатном дворе, где обучалось 232 ученика. Главным предметом был греческий язык.

В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей.

XVIII век

XVIII век привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Епархиальных школ насчитывалось 46.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерейская школа; в 1707 г. - Медицинское училище; в 1712 г. - Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети солдат учились в гарнизонных школах.

При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.

Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.

В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус . После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.

С 30-х гг. широко использовалось записывать в полк малолетних детей, т.ч. эти дети ко времени совершеннолетия получали по выслуге лет офицерский чин.

При Анне Иоанновне (1730 - 1741) были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

При Елизавете (1741-1762) были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И.И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. - Академия художеств.

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.

1782 - 1786 гг. - школьная реформа.

В 1782 г. утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах - малые народные училища с 2-мя классами. Введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников.

Училища, шляхетские горпуса, благородные пансионы и гимназии при Московском университете - составляли структуру среднего образования в России.

Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким.

XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801 - 1825 гг.)

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

  1. бессословность учебных заведений,
  2. бесплатность обучения на низших его ступенях,
  3. преемственность учебных программ.

Структура учебных заведений:

  • одноклассное приходское училище,
  • 3-х классное уездное училище,
  • 7-летняя гимназия в губернском городе,
  • университет.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский.

При Николае I (1825 - 1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. - школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:

  1. для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
  2. для средних сословий, т.е. мещан и купцов - трехклассные училища (геометрия, география, история).
  3. для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издается новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привел к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось 20.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало соответственно 48 и 223.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. возникли Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. - Архитектурное училище, а в 1832 г. - Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855-1881)

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения - «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Учебные заведения в России до 1917 года

  • Военно-учебные заведения - военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т.д. Первое военно-учебное заведенеи в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
  • Волостные училища - начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
  • Воскресные школы - частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебнеы заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX - начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
  • Высшие начальные училища - начальные школы в России в небольших городах. До середины XIX века назывались уездными училищами, с 1872 года - городскими училищами, с 1912 года переименованы в высшие начальные училища.
  • Высшие женские курсы - высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
  • Гимназии - среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии .
  • Духовная академия - высшее религиозное (православное) учебное заведение. Московская духовная академия - первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия »), закрыта в 1919 году , возрождена в 1943 году .
  • Духовная семинария - православное учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России
  • Земские школы - начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.
  • - светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Сущестовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском унтверситете.
  • - средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянксих семей.
  • Кадетские корпуса - начальное военно-учебное заведение с полным пансионом.
  • Коммерческие училища - средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.
  • Народные училища - средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных завдений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.
  • Курсы - платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту».
  • Реальные гимназии - среднее общеобразовательное учебное заведение с ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.
  • Реальное училище - среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла.
  • Университеты - светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
  • Учительские семинарии и школы - учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ.
  • Училища - сословные средние учебные заведения в России, упоминаемые с XVII века. . В 1828 году Комитет устройства учебных заведений принял решение о создании двух типов училищ: уездных училищ (для детей купцов, ремесленников и городских обывателей), а также приходских училищ (для детей крестьян). Существовали также народные училища, готовившие педагогов для начальных учебных завдений.
  • Церковно-приходские школы - начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.
  • Школы - собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде , Переяславе, Чернигове , Суздале .

К 1914 году в Российской империи насчитывалось около 700 общеобразовательных учреждений (более 400 гимназий и 276 училищ), 9 университетов.

Основным типом среднего учреждения образования является сред­няя общеобразовательная школа трех ступеней:I- начальная; II - основная, обеспечивающая базовое образование;ІІІ- старшая школа, обеспечивающая полное среднее образование.

Специализированная школа обеспечивает углубленное изучение одного или нескольких курсов учащимися от 6-7 до 17-18 лет и от 11-12 до 17-18 лет.

Гимназия - среднее учебное заведение образования второй и третьей ступени, обеспечивает общекультурную, научно-теорети­ческую, гуманитарную подготовку одаренных и способных детей.

Коллегиум - среднее учреждение образования, обеспечивающее помимо государственного образовательного минимума гуманитар­ную, общественно-гуманитарную, гуманитарно-научную подготов­ку талантливой молодежи определенного региона или всей Украи­ны. В коллегиум учащиеся зачисляются, как правило, после оконча­ния школы II ступени.

Лицей - среднее учебное заведение, обеспечивающее государствен­ный общеобразовательный минимум и осуществляющее научно-практи­ческую подготовку способной и одаренной ученической молодежи. Ли­цей работает с учащимися, которые окончили 8 классов общеобразо­вательной школы (4 класса гимназии).

В соответствии с образовательно-квалификационным уровнем под­готовки студентов, способами реализации образовательно-профессио­нальных программ, социальными функциями в системе образования могут действовать высшие учебные заведения таких уровней аккреди­тации*:

*Аккредитация учебного заведения - это официальное определение ею права органи­зовывать свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов. Образовательная цель аккредитации состоит в определении возможностей учебно­го заведения осуществлять подготовку кадров определенного уровня квалификации и присвоении ему определенного статуса. Основными принципами аккредитации являются ориентация на передовые, постоянно обновляющиеся стандарты качества высшей школы; периодичность и гласность; достоверность и объективность; авто­ритетность и независимость. По результатам аккредитации высшему учебному заведению предоставляется право присваивать выпускникам квалификацию определенного уровня и выдавать диплом установленного государством образца.

Учебные заведения I уровня аккредитации (техникумы, училища и другие приравненные к ним) готовят младших специалистов на базе среднего образования и на основе базового образования гарантируют получение среднего образования и присвоение квалификации млад­шего специалиста.

Высшие учебные заведения II уровня аккредитации (колледжи и другие приравненные к ним по результатам аккредита­ции) готовят специалистов на основе полного среднего образования с присвоением квалификации младшего специалиста, бакалавра.

Выс­шие учебные заведения III -IV уровней аккредитации готовят специа­листов на основе полного среднего образования с присвоением квали­фикации бакалавра, специалиста, магистра; на основе высшего обра­зования - с присуждением научных степеней кандидата и доктора наук в установленном порядке.

В соответствии со статусом учебного заведения его выпускники по­лучают документы определенного образца, установленного государ­ством. По окончании базовой школы, музыкальной, художественной и других учебных заведений этого типа выдается свидетельство; по окончании полной средней общеобразовательной школы, гимназии, лицея, специализированных школ - аттестат; по окончании технику­мов, колледжей, институтов, академий, университетов и других приравненных к ним учебных заведений - диплом установленного госу­дарством образца.

Последипломное образование включает стажировку, клиническую ординатуру, повышение квалификации и переподготовку кадров. Его целью является углубление теоретической, специальной подготовки специалистов, в первую очередь по профилирующим дисциплинам, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами разви­тия и организации производства, современным оборудованием, овладение математическими методами научных исследований и т.п.

Работа по последипломному образованию проводится по соответственно составленным образовательно-профессиональным програм­мам (стажировка - по индивидуально составленной программе, исходящей из общих требований по повышению квалификации), которые разрабатываются и контролируются профессионально-техническими и высшими учебными заведениями соответствующего уровня аккредитации. Нормативный срок обучения определяется про­граммой. Лица, успешно окончившие переподготовку, получают документы установленного образца. Стажеры представляют на место своей работы отчет о работе и отзыв учреждения, где проходила ста­жировка.