Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях. Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Начиная с 01.01.2012 г. вступил в действие* Федеральный закон №227-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

*Некоторые положения закона вступают в действие с 01.01.2014г.

Данным законом введен в действие раздел V.1 Части 1 Налогового кодекса «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Новым разделом НК РФ изменены принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

Так, ранее использовавшаяся в этих целях статья 40 Налогового Кодекса «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», в настоящее время действует лишь в отношении сделок, доходы или расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу закона №227-ФЗ.

Аналогично обстоит ситуация со статьей 20 Налогового Кодекса «Взаимозависимые лица».

Внесенные законом №227-ФЗ в Налоговый кодекс новшества повлекли за собой изменение основы определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Теперь в Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц, а так же описан порядок определения прямого и косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях.

Описаны особенности контролируемых сделок и порядок информирования организациями налоговых органов о проводимых контролируемых сделках.

В настоящее время налоговые органы разработали проект Приказа « Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного пунктом 2 статьей 105 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» , но в законную силу он пока еще не вступил.

В статье будут рассмотрены новые методы определения соответствия цен рыночным, признаки взаимозависимости, а так же порядок и сроки информирования налоговых органов о проведении контролируемых сделок.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

  • на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами,
  • экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

Обратите внимание: В соответствии с п.5 ст.105.1 НК РФ, организации и/или физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ.

Признаки взаимозависимости регламентируются положениями п.2 ст.105.1 Налогового кодекса.

Однако в соответствии с п.7 ст.105.1 Налогового кодекса, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости в соответствии с п.1 ст.105.1 НК РФ.

Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):

1. Организации

1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп.1 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица* назначены или избраны (пп.5 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • единоличные исполнительные органы организаций,
  • либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа,
  • супругом или супругой,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.4. Если в организациях одни и те же физические лица* составляют более 50% (пп.6 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • состава коллегиального исполнительного органа,
  • совета директоров (наблюдательного совета).
*Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п.2 ст.105.1 НК РФ).

2. Физическое лицо и организация

2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 % (пп.2 п.2 ст.105.1 НК РФ).

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо* имеет полномочия (пп.4 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации.
  • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.
*В том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа (пп.7 п.2 ст.105.1 НК РФ).

4. Организации и/или физические лица

4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

5. Физические лица

5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

5.2 Взаимозависимые лица физического лица (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • его супруг или супруга,
  • родители (в том числе усыновители),
  • дети (в том числе усыновленные),
  • полнородные и не полнородные братья и сестры,
  • опекун (попечитель),
  • подопечный.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СДЕЛКАХ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

В соответствии с п.1 ст.105.3 Налогового кодекса, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

  • коммерческие,
  • финансовые,
условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов в соответствии с п.1 ст.105.3 НК РФ, производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку * в соответствии со ст.105.18 Налогового кодекса.

*Если налоговая инспекция по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, доначислит организации налоги исходя из рыночных цен, то российские организации, являющиеся другими сторонами таких сделок, могут применить такие цены при исчислении следующих налогов (п.4 ст.105.3 НК РФ):

1. Налога на прибыль организаций.

2. НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст.227 НК РФ.

3. Налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).

4. НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Такое применение налогоплательщиками рыночных цен, на основании которых было вынесено решение о доначислении налога в соответствии со ст.105.17 НК РФ, признается симметричной корректировкой .

При этом, цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

В соответствии со ст.105.7 Налогового кодекса, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.
В соответствии с п.2 ст.105.7, допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, в соответствии с п.3 ст.105.7, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Исключение составляет определение соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

В этом случае приоритетным является использование метода цены последующей реализации*.

*Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами НМА, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

  • подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
  • смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Применение остальных трех методов допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен:
  • невозможно,
  • не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене (в порядке, установленном ст.105.9 НК РФ), при наличии на соответствующем рынке:
  • товаров,
  • работ,
  • услуг,
хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен ценам, примененным в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной этим налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Это возможно при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (п.3 ст.105.7).

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

В соответствии с п.1 ст.105.14, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сопоставимые с ними сделки.

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

В соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами:

  • местом регистрации,
  • местом жительства,
всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.3, п.4, п.6 ст.105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей* (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п.3 ст.4 закона от 18.07.2011г. №227-ФЗ:

  • за 2012 год - 3 млрд. рублей,
  • за 2013 год - 2 млрд. рублей.
2. Одна из сторон сделки* является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, подпадающее под этот налог (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

превышает 60 миллионов рублей.

3. Хотя бы одна из сторон сделки* является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов (пп.3 п.2 ст.105.14 НК РФ):

  • систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности),
при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Хотя бы одна из сторон сделки* освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 ст.284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (пп.4 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

5. Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является резидентом такой особой экономической зоны (пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.4 закона №227-ФЗ, положение пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ, применяется с 01.01.2014г.

2. Сделки, приравниваемые к сделкам с взаимозависимыми лицами

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения приравниваются:

1. Совокупность сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемых с участием или при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми с учетом следующих особенностей:

Указанная совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием или при посредничестве которых совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Обратите внимание: В части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или ЕНВД, положения пп.1 п.1 ст.105.14 применяются с 01.01.2014г.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Данные сделки признаются контролируемыми:

2.1. Если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

2.2 Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п.5 ст.105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо:
  • местом регистрации,
  • местом жительства,
  • местом налогового резидентства,
которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный Приказом Минфина от 13.11.2007г. №108н.

Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

В соответствии с положениями ст.105.15 Налогового кодекса, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган:

  • по месту своего нахождения,
  • по месту своего жительства,
  • по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (крупнейшие налогоплательщики),
в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;
  • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.
4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Сведения о контролируемых сделках могут быть подготовлены по группе однородных сделок (п.4 ст.105.15).

По общему правилу в налоговых правоотношениях взаимозависимые лица в 2019 году на особом счету. Наш обзор посвящён тому, кого могут признать такими лицами и какова судьба сделок между ними. Кто является взаимозависимыми лицами в 2019 году?

Понятие

Прежде всего отметим, что в налоговом законодательстве довольно много внимания уделено признакам взаимозависимых лиц, отношениям между ними, а также налоговым последствиям их сделок. Причина в том, что связанным между собой компаниям, ИП и обычным физическим лицам значительно проще путем различных манипуляций незаконно снижать своё налоговое бремя либо вообще уходить от налогов.

Легальное понятие взаимозависимых лиц в налоговом законодательстве содержится в пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса РФ. И так, взаимозависимые лица для целей налогообложения – это физические лица и/или компании, отношения между которыми могут оказывать влияние на:

  • условия их деятельности;
  • экономические результаты их деятельности;
  • экономические итоги деятельности лиц, которых они представляют.

Если говорить более конкретно, то взаимозависимыми лицами признаются при наличии одного из следующих условий (п. 1 ст. 20 НК РФ):

  1. Фирма напрямую/или косвенно участвует в другой компании, и общая доля такого участия составляет от 20%. Что касается доли косвенного участия через последовательность иных организаций, то её вычисляют как произведения долей прямого участия одних фирм в других.
  2. Человек подчинен другому человеку в силу должностной иерархии.
  3. Брачные/родственные отношения (по крови и по свойству), усыновление, опека на основании семейного законодательства РФ.

Отметим, что перечисленные взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях имеют такой статус априори. То есть по факту соответствия одному из трёх этих критериев.

В то же время на основании п. 2 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются и судом. Причём он не ограничен указанными тремя критериями, а может выбрать своё основание, не оговоренное в Налоговом кодексе. На практике это происходит в том случае, когда отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров, работ, услуг.

ПРИМЕР

ИФНС сочла, а суд поддержал вывод о том, что компания и её контрагент – взаимозависимые лица по НК РФ, поскольку их учредители – одни и те же люди, в интересах которых взаимодействие обоих бизнесов и установление выгодных условий купли-продажи (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

В НК РФ есть ещё одно более детальное определение, кто такие взаимозависимые лица в налоговом праве. Согласно ему, это когда особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на:

  • условия и/или итоги сделок между ними;
  • и/или экономические итоги своей деятельности или представляемых лиц.

Читайте также Новое о спецрежиме для самозанятых: срок эксперимента и не только граждане РФ

Глава 14.1 НК РФ последовательно и детально раскрывает, что значит взаимозависимые лица. Например, о каком именно влиянии идёт речь? Так, оно может иметь место при:

  • участии одного лица в капитале других;
  • на основании заключенного между сторонами соглашения;
  • при иной возможности определять решения, которые принимают другие лица.

Закон особо подчёркивает: такое влияние может оказывать, как одно лицо напрямую и самостоятельно, так и вместе со своими взаимозависимыми фирмами, ИП, частными лицами.

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ перечислены основные (самые распространённые) условия признания лиц взаимозависимыми. Среди них:

  • одна компания прямо и/или косвенно участвует в другой, и доля – от 25%;
  • физлицо прямо и/или косвенно участвует в организации, и доля – от 25%;
  • одно и то же лицо прямо и/или косвенно участвует в организациях, и доля в каждой – от 25%;
  • компания и лицо (в т.ч. физлицо вместе со своими взаимозависимыми лицами) могут назначать/избирать единоличный исполнительный орган или не менее 50% коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • компании, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица вместе со своими взаимозависимыми лицами);
  • компании, в которых от 50% коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) – одни и те же физлица совместно со своими взаимозависимыми лицами;
  • юрлицо и его единоличный исполнительный орган;
  • полномочия единоличного исполнительного органа в разных компаниях осуществляет одно и то же лицо;
  • компании и/или физлица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации – от 50%;
  • один человек подчиняется другому по должности;
  • супруг (супруга), родители (в т. ч. усыновители), дети (усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Яркие примеры взаимозависимых лиц

  • Организация и ее директор.
  • ООО и его участник, владеющий более 25% уставного капитала.
  • Организации, в каждой из которых один и тот же участник владеет более 25% уставного капитала.
  • Организации, у которых один директор.
  • Организация и физлицо, которому принадлежит 50% уставного капитала ООО – участника этой организации.

Отчёт в 2019 году

Своего рода отчет о взаимозависимых лицах в налоговый орган сдают в составе Уведомления о контролируемых сделках Форма уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@.

Читайте также Новые требования ФНС к заполнению декларации НДС при реализации металлолома

Фактор взаимозависимости отражают в Разделе 1А этой формы:

Уведомление о контролируемых сделках за истекший период подается только раз в год – не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если 20 мая выпадет на выходной и (или) нерабочий праздничный день, срок продлевается до ближайшего рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Отчитаться за 2018 год нужно не позднее 20 мая 2019 года.

Аффилированные лица: отличия

Важно понимать, что имеют свои отличия аффилированные и взаимозависимые лица. Так, про первых в НК РФ не сказано ни слова. Кроме того, родственные и семейные отношения на аффилированность никак не влияют в отличие от взаимозависимости.

Аффилированные лица – это больше термин из корпоративного права, который играет большую роль только в рамках антимонопольного законодательства, а также в бухгалтерской и банковской сфере.

Кого и для каких целей могут признать аффилированными лицами, сказано в Законе РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Сделки

По общему правилу цена в сделке считается соответствующей рынку, пока не доказано обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ). В то же время сделки между взаимозависимыми лицами всегда находятся под особым прицелом налоговиков, поскольку закон напрямую разрешает проверять адекватность цен в сделках между такими лицами (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Таким образом, основные налоговые риски сделок между взаимозависимыми лицами в 2019 году лежат в области их ценовой политики. В случае проверки инспекторы будут сравнивать установленные расценки со сделками, в которых:

  • стороны не зависят друг от друга;
  • связи не влияют на экономические результаты сделки.

Налоговые долги от манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами НК РФ разрешает взыскивать только по суду по итогам проверки ФНС (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Имейте в виду: практически все сделки между взаимозависимыми лицами – контролируемые. Более того, к ним приравнен и ряд других сделок. Подробно этот вопрос регулирует ст. 105.14 НК РФ.

В конечном итоге признание лиц взаимозависимыми влечет то, что налоги придётся заплатить не с фактического дохода, а того, который мог быть получен, но этому помешали коммерческие или финансовые условия взаимозависимой сделки (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

При рассмотрении вопросов налогообложения относятся к категории взаимозависимых граждане, юридические предприятия и организации, отношения которых между собой отличаются особым характером. Зависимость сторон, возникающая в различных ситуациях (к примеру, вхождение в уставный капитал, влияние на формирование исполнительных структур), может оказывать воздействие на оформляемые такими участниками договора или финансовые итоги работы представляемых ими участников (ст. 20, ст. 105 НК РФ).

Понятия и критерии признания взаимозависимости сторон

Взаимозависимые стороны – это организации и/или граждане (физические лица), среди которых отношения могут складываться следующим образом:

  • Гражданин подчинен иному гражданину по причине служебных отношений (должностной иерархии), что допускает возможность воздействовать на действия и решения, принимаемые иными лицами.
  • Имеют место брачные или родственные отношения (по свойству, по родству), включая усыновление и опеку в соответствии с положениями СК РФ.
  • Предприятие участвует в иной компании непосредственно или косвенным образом с долей вхождения более 20%. Величина косвенного присутствия рассчитывается по размеру прямого вхождения одних фирм в других.

Воздействие может оказываться самостоятельно лицом (гражданином) или вместе с иными взаимозависимыми частными лицами, предпринимателями, компаниями.

Законодательно определены ситуации, когда стороны соглашений могут быть отнесены к взаимозависимым (ст. 105 НК РФ). К таковым отнесены следующие случаи:

  1. С размером участия от 25% за счет непосредственного или косвенного вхождения:
    • гражданин участвует в организации;
    • компания участвует в ином предприятии;
    • одно лицо (гражданин или предприятие) задействовано сразу в нескольких юридических лицах.
  2. Организация или гражданин (вместе с зависимыми сторонами) назначают совет директоров, единоличный исполнительный орган или коллегиальный орган в размере больше половины (50%).
  3. По решению гражданина (совместно с иными взаимозависимыми участниками) произведено назначение структуры исполнительного органа, совета директоров в размере свыше половины (50%) или единоличные органы (исполнительные).
  4. От 50% совета директоров или исполнительного органа составляют одни и те же граждане и связанные с ними лица.
  5. Единоличное представительство в исполнительных структурах различных компаний производится одним лицом (физическим, юридическим).
  6. Часть непосредственного вхождения любого предыдущего лица (юридического, физического) в структуру каждой следующей компании составляет не меньше 50%.

Кстати! Участники соглашения при наличии решения суда могут считаться взаимозависимыми с позиции налоговых начислений по критериям, не оговоренным в НК РФ (ст. 20), в случаях если отношения участников (граждан, организаций) могут оказать воздействие на итоги договоров по продаже (работ, услуг, товаров).

Сделки между связанными лицами

По НК РФ (ст. 40) стоимость сделки принимается как соответствующая рыночному показателю, пока не доказано иное. Практически все соглашения взаимозависимых персон находятся под пристальным вниманием налоговых структур, поскольку НК РФ определены полномочия по проверке адекватности и обоснованности ценовой политики в них.

Проверяется возможное увеличение или снижение стоимости, направленное на корректировку налогооблагаемой базы для получения вычета по налогам в сторону уменьшения или увеличения, занижения размера налога к оплате.

Контракт по НК РФ (ст. 105), в котором участники являются резидентами Российской Федерации, причисляется к контролируемым по признаку взаимозависимости, если:

  1. Доход за 12 месяцев оказался больше показателя в 1 млрд.руб. по всем контрактам.
  2. По договорам между взаимозависимыми участниками годовой доход получился больше 60 млн.руб., при этом:
    • любая сторона соглашения платит НДПИ по процентной ставке (предмет контракта – налогооблагаемая добыча полезного ископаемого);
    • любой из участников не оплачивает налог с прибыли (0%), при этом у другого участника подобная льгота отсутствует;
    • лишь один участник является резидентом ОЭЗ (СЭЗ), где действительны льготы по налогообложению прибыли;
    • кто-либо из участников ведет учет доходов (расходов) и является плательщиком налога по прибыли согласно ст. 275 НК РФ, а другой таковым не является либо является без учета расхода/дохода по ст. 275 НК РФ;
    • одна или обе стороны задействованы в (региональном) проекте инвестиционного характера с отсутствующей (0%) или сниженной ставкой по налогу с прибыли;
    • кто-либо из сторон или обе стороны имеют льготы (освобождение) по уплате НДС по ст. 141 НК РФ.
  3. Годовой показатель сделок, где один из участников работает по особому режиму (ЕСХН или ЕНВД), составил от 100 млн.руб.

Кстати! Задолженности по налогу, вызванные манипулированием цен и обнаруженные по итогам проверки ФНС, подлежат взысканию по судебному решению (ст. 45 НК РФ). Причем оплате будут подлежать налоговые начисления не с фактически полученного дохода, а с того, который мог быть сформирован при отсутствии некоторых условий коммерческого или финансового плана в соглашении (ст. 105 НК РФ).

Займы между взаимозависимыми компаниями

Кредитные отношения между юридическими структурами, характеризуемыми как взаимозависимые, в некоторых случаях могут относиться к разряду контролируемых, но уведомить налоговую службу необходимо при любых договорах.

Не подлежат контролю беспроцентные соглашения между российскими предприятиями (ст. 105 НК РФ, Письма МФ РК №03-03-РЗ/16846 от 23.03.2017), зарегистрированными на территории РФ, при этом не принимается во внимание дата заключения самого договора или дополнительных соглашений к нему.

По иным соглашениям, по которым процентная ставка низкая, налоговые структуры могут требовать отнесения в доходы процентов, пересчитанных по рыночному показателю (ставке), как недополученного дохода (Письмо МФ РФ №03-01-18/30778, 27.05.2016). Когда ставка по займу намного превышает рыночный максимум, по отношению к заемщику могут быть уменьшены затраты в размере, превышающем среднерыночное значение ставок (ст. 269 НК РФ).

Отчет о контролируемых сделках

Соглашения организаций и/или граждан, между которыми выявлены особые отношения, находятся на особом контроле ФНС и тщательно проверяются.

Компания обязана направить сообщение в налоговую службу по месту регистрации о проведении сделки, относящейся к контролируемым. Предельный срок оповещения — до 20 мая года, следующего за тем, в котором договор был оформлен (ст. 105 НК РФ). При нарушении срока отправки сведений на предприятие может налагаться штраф в сумме 5000 руб. (ст. 129 НК РФ), а на руководящее должностное лицо – штраф от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15 КоАП).

Сведения направляются в виде специального уведомления по утвержденной форме (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-13/524, 27.07.2012) одним из способов: в бумажном виде или в электронном варианте.

Некоторые нюансы контролируемости договоров

Отклонения в ценовых показателях соглашения взаимозависимых лиц могут использоваться как для корректировки размера налоговой базы в сторону повышения или занижения. Подобные действия влияют на величину налогов, поэтому ФНС проверяет корректность и полноту исчисления следующих налогов:

  • по прибыли;
  • НДПИ;
  • НДФЛ (для предпринимателей).

Если оба участника соглашения работают по упрощенной системе налоговых начислений, контракт не будет отнесен к контролируемым. Но при использовании сторонами ОСН и УСН с размером оборотов за год свыше 60 млн.руб. сделка будет проконтролирована (ст. 105 НК РФ).

Если одна из сторон работает по специальному упрощенному режиму и выступает по контракту поставщиком, то при получении дохода от 150 млн.руб. (лимит на 2017 год) компания будет проверена в качестве субъекта оплаты налогов на ОСН, а сделки будут подлежать контролю.

Письмом №ЕД-4-3/18615 (02.11.2012) ФНС уведомляет налогоплательщиков о том, что будет:

  • подвергаться контролю любое соглашение взаимозависимых участников, предполагающее использование в них цен, отличных от среднерыночных в целях уклонения от уплаты налогов;
  • осуществлять камеральные проверки способами, предусматривающими выявление фактов необоснованного налогового преимущества для организации (гл. 14 НК РФ).

Для предприятия это означает вероятность доначисления налоговых сумм к оплате в порядке, установленном НК РФ (ст. 105).

Чтобы избежать предъявления обвинений в получении необоснованной выгоды по налогам, взаимозачет у зависимых лиц должен проводиться с соблюдением следующих положений (ст. 410 ГК РФ):

  1. Компании по отношению друг к другу имеют однородные требования встречного характера.
  2. Стороны должны открыть не менее 2 сделок, в одной из них контрагент должен выступать дебитором, а в иной – кредитором.
  3. Срок исполнения однородного требования (встречного) представляется одним из вариантов:
    • не отражен в сделке;
    • определен по востребованию;
    • уже наступил.
  4. Взаимозачет допускается досрочно, если подобное условие предусматривается законодательно.

Кстати! Контроль сделок взаимозависимых лиц применим и в отношении граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей и не имеющих отношения к деятельности каких-либо организаций. Это означает, что, к примеру, состоящие в родственных отношениях граждане не вправе пользоваться вычетами по налогам при оформлении между собой договоров (ст. 220 НК РФ). Поэтому при приобретении жилья у родственника и оплате НДФЛ имущественный вычет гражданину не будет оформлен.

Под взаимозависимыми лицами для целей налогообложения понимают как физических, так и юридических лиц, которые между собой имеют особые отношения. Такие отношения как правило оказывают влияние на условия заключаемых с ними сделок.

Такая зависимость возникает между лицами в абсолютно разных ситуациях (Читайте также статью ⇒ ). Можно выделить перечень ситуаций, когда лица признаются взаимозависимыми, когда:

  • Одна компания участвует в другой компании (прямо, либо косвенно), причем доля участия более 25%;
  • Одно лицо участвует в этих компаниях (прямо, либо косвенно), причем доля участия более 25%;
  • Единоличные исполнительный орган компании (либо более 50% его состава) назначены решением одного лица;
  • Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров) являются одни и те же физлица, либо родственники этих лиц;
  • Полномочия единоличного исполнительного органа в организации осуществляет одно и то же лицо.

Когда организация и физлицо зависимые лица

Как уже указывалось выше, взаимозависимыми между собой могут быть не только организации, либо несколько организации. Ими могут признавать, например, физическое лицо и организацию. Рассмотрим ситуации, при которых физлица и компании признаются взаимозависимыми:

  • Когда физлицо участвует в компании (прямо, либо косвенно), причем доля участия более 25%;
  • Когда физлицо вправе назначить 50% и более единоличного исполнительного компании (совета директоров);
  • Когда физлицо имеет полномочия единоличного исполнительного органа организации;
  • Доля участия (только прямого) каждого предыдущего лица в каждой последующей компании более 50%.

Налоговые последствия по сделкам между взаимозависимыми лицами

Каждая сделка, заключаемая между взаимозависимыми лицами подлежит тщательной проверке. Это вытекает из того, что заключая сделки на каких либо специальных условиях, взаимозависимые организации или физлица могут одной из целей преследовать сокрытие доходов, а в других ситуациях завышение расходов. Результатом этого может быть занижена налоговая база, что в первую очередь грозит потерями для госбюджета.

Чтобы такие ситуации не пропускать существуют некоторые правила, согласно которых:

  • Любой доход, который должна получить одна сторона, но не был получен в результате особых условий заключенной сделки, к налоговому учету принимаются у данной стороны;
  • Если цена сделки не соответствует рыночной, то взаимозависимые лица обязаны учесть при расчетах цену рыночную и сделать это сразу же, либо к окончанию того года, в который результат сделки был принят к налоговому учету.

Контролируемые сделки

Такое понятие как контролируемая сделка напрямую связана с взаимозависимыми лицами. Особые последствия такие сделки имеют для налоговых целей. Конечно, не каждую сделку, заключаемую между взаимозависимыми сторонами можно назвать контролируемой. Однако, большая часть таких сделок представляют собой сделки, заключаемые между взаимозависимыми лицами.

Критерии, по которым сделку можно признать контролируемой:

  • Взаимозависимая сторона, с которой заключена сделка является российской и годовой доход по сделке более 1 млрд. рублей;
  • Взаимозависимая сторона применяет упрощенный режим налогообложения и годовой доход сделки более 60 млн. рублей;
  • Взаимозависимое лицо применяет налогообложение ЕНВД (Читайте также статью ⇒ ), либо ЕСХН и годовой доход сделки более 100 млн. рублей;
  • Заключена сделка с офшорной компанией и годовой доход более 60 млн. рублей;
  • Взаимозависимая сторона, с которой заключена сделка является либо иностранной компанией, либо нерезидентом РФ и величина годового дохода значения не имеет;
  • Целью сделки является импорт/экспорт нефти и нефтепродуктов, а также цветных и драгметаллов. Годовой доход по такой сделки, которая заключается с одним лицом не должна быть более 60 млн. рублей.

Важно! Налоговая вправе в судебном порядке признать сделку контролируемой, даже если она не соответствует перечисленным критериям.

Если у налоговой службы достаточно оснований для того, чтобы какую либо сделку считать одной целой группы сделок, совершаемых с целью скрыть критерии контролируемости, то он может признать ее контролируемой.

Какие сделки контролируемыми не признаются

В некоторых случаях даже сделки, которые попадают по все критерии контролируемости могут такими не признаваться. К таким случаям относят:

  • Сделки, при которых ее стороны – это участники одной консолидированной группы налогоплательщиков, которая образована по требованиям НК РФ;
  • Сделки, целью которых являются предоставление беспроцентного займа между взаимозависимыми сторонами, а место регистрации или место жительство сторон – РФ;
  • Сделки, стороны которой одновременно соответствуют таким требованиям:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • у них отсутствуют обособленные подразделения в других субъектах РФ, либо за пределами РФ;
  • в бюджет других субъектов РФ не платят налог на прибыль;
  • отсутствуют убытки;
  • не могут быть признаны сторонами контролируемых сделок, соответственно пп.2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ.

Сообщение об участии в контролируемых сделках

Каждая компания, которая участвует в контролируемой сделке должна сообщить об этом в ИФНС. Сообщать нужно в тот налоговый орган, который относится к месту учета совершаемой сделки. Срок для сообщения об участии – до 20 мая года, следующего за годом заключения контролируемой сделки. Например, при заключении контролируемой сделки в течение 2017 года, сообщить об этом в налоговую нужно до 21 мая 2018 года включительно, так как на 20 мая приходится выходной день.

Подать сообщении нужно заполнив специальную форму уведомления («Уведомление о контролируемых сделках», Приказ ФНС России №ММВ-7-13/524@ от 27.07.2012). Способ подачи можно выбрать один из двух:

  • Заполнить бумажное уведомление;
  • Заполнить электронное уведомление.

Ответственность за несообщении об участии в контролируемой сделке

Если организация не уведомит налоговый орган об участии в контролируемой сделке, или сделает это не в установленный срок, то за налоговое правонарушение ей грозит штраф 5000 рублей. Кроме того, к ответственности будет привлечен и руководитель организации, как должностное лицо. Штраф на него будет наложен в размере 300 – 500 рублей.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Важно! Даже если организация участвует в нескольких контролируемых сделках, сообщать о них нужно подав только одно уведомление.

Заполнить уведомление можно как от руки так и на компьютере. При заполнении уведомлении от руки используются чернила синего, фиолетового, либо черного цвета.

Каждое поле заполняется, начиная с первой ячейки. Текст вносится печатными заглавными буквами. Какие либо исправления корректором или похожими средствами не допускаются. Все страницы печатаются отдельно на каждом листе. Нумерация ставится следующим образом «0001», «0002», «0003» и т.д.

Если по какой либо строке внесение значений не требуется, то проставляются прочерки. Также прочерки следует проставлять, если при внесении информации в строке остаются пустые ячейки. Печать ставится только в том случае, если в организации она предусмотрена.

Порядок заполнения:

  1. Физлицо, не являющееся предпринимателем может не вписывать ИНН в уведомление. Если ИНН состоит из 10 цифр, а ячеек в форме 12. Соответственно, вносить ИНН начинаем с 1 ячейки, в двух последних ставим прочерки.
  2. Показатели стоимости записываются в целых рублях, знаки после запятой не ставятся. При этом, если после запятой до 50 копеек, то они отбрасываются, а если после запятой идет больше 50 копеек, то округлять их следует до 1 рубля.
  3. С 2017 года код деятельности на титульном листе указывается по ОКВЭД2.

Уведомление состоит из титульного листа и следующих разделов: 1А, 1Б, 2-го и 3-го.

Для юрлиц предусмотрено заполнение 2 раздела, а для физлиц – 3 раздела.

  • Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Глава 3.1. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ГРУППА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
  • Глава 3.2. ОПЕРАТОР НОВОГО МОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
  • Глава 3.3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (введена Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
  • Глава 3.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЛИЦА (введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
  • Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
  • Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
    • Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
    • Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
  • Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 20 НК РФ. Взаимозависимые лица

    //=ShareLine::widget()?>

    1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

    (пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

    3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

    2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    Какие лица являются взаимозависимыми?

    Еще в 2011 году в законодательство добавлены изменения, уточняющие особенности и правила налогообложения сделок, которые совершаются взаимозависимыми лицами. Теперь в кодексе есть две статьи с одинаковыми названиями - это ст 20 НК РФ и ст 105.1 НК РФ . Обе они определяют понятие взаимозависимости, но вторая делает это более подробно в рамках особенностей налогообложения. Минфин разъяснил в своём письме от 23 апреля 2012 г. N 03-01-18/3-52, что нормы ст 20 НК РФ применимы теперь только к тем сделкам, доходы от которых облагались налогом до вступления в силу изменений, то есть до 1 января 2012 года. Сделки между взаимозависимыми лицами называются контролируемыми, то есть они стоят на особом контроле у налоговых органов. Взаимозависимыми в налоговом контроле признаются лица, отношения между которыми могут как-либо повлиять на результаты их сделок. Особенно важна экономическая составляющая: лица, находящиеся во взаимоотношениях, могут занижать друг для друга цены по сделкам и тем самым уменьшать налогооблагаемую базу. Это невыгодно для бюджета и несправедливо с точки зрения равенства налогообложения. Поэтому к взаимозависимым организациям особый подход со стороны налоговых служб, и по заключенным ими сделкам проводятся отдельные проверки. Зависимыми друг от друга лица признаются в трёх случаях:

    • по одному из критериев, содержащихся с 2012 года в ст 105.1 НК РФ;
    • лица сами могут объявить себя взаимозависимыми;
    • суд может признать их таковыми.
    Важно при этом, чтобы их отношения обладали признаками, определяющими взаимозависимость, то есть эти лица могли влиять на решения друг друга. Самим лицам и суду для констатации взаимозависимости не обязательно пользоваться перечнем критериев, приведенным в ст 105.1 НК РФ. Этот перечень формален и не является исчерпывающим. Ст 20 НК РФ, применимая теперь только к налоговым правоотношениям, возникшим до 2012 года, еще менее содержательна. В ней всего три критерия, по которым лица признаются взаимозависимыми, а в ст 105.1 НК РФ таких критериев одиннадцать. Эти одиннадцать критериев можно условно разбить на 5 групп:
    • признание взаимозависимости по доле прямого или косвенного участия в деятельности организации (с 2012 г. это более 25%, а до 2012 г.- более 20%);
    • признание по полномочиям избирать органы управления фирмой (не менее 50%);
    • признание по причине управления одними и теми же лицами несколькими организациями (если это более 50% управляющего состава);
    • признание по полномочиям единоличного исполнительного органа;
    • признание физических лиц зависимыми по родству и должностному положению подчинения.
    Итак, лица попадающие под критерии ст 105.1 НК РФ, являются взаимозависимыми. Также стороны могут сами признать себя таковыми, если имеют влияние на налогооблагаемую деятельность друг друга. Или зависимыми друг от друга их вправе признать суд.

    Как суд признаёт лица взаимозависимыми?

    Ст 105.1 и ст 20 НК РФ остались схожи в том, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не содержащимся в НК РФ. Для этого их отношения должны обладать признаками взаимовлияния. Исходя из сложившейся практики налоговые службы не подают в суды отдельные иски, касающиеся признания зависимости лиц друг от друга. Такие вопросы решаются в рамках споров по результатам налоговых проверок. Обычно налоговый орган просто рассматривает сделки, взаимозависимых по его мнению лиц, как контролируемые, а суд (если лица с этим не согласны) оценивает правильность такого подхода. Еще до уточнений, внесенных в законодательство, КС РФ было вынесено определение. В нем указывалось, что суд может использовать иные основания признания взаимозависимости, только если такие основания упоминаются в каких-либо правовых актах. Согласно позиции многих авторов, внесение поправок в законодательство - не основание для отказа от использования этой правовой позиции. Итак, суд признаёт лица взаимозависимыми в рамках споров налогоплательщиков и налоговых органов. Он подтверждает либо опровергает право налоговой службы рассматривать сделки некоторых лиц, как совершенные под влиянием друг друга. При этом суд должен принимать решение с учётом признаков взаимозависимости, которые есть в существующих нормативно-правовых актах.