Является ли грехом клеветать человеку. Клевета, сокровищница духовной мудрости

В Египте проживала одна отроковица-христианка, по имени Таисия. Когда умерли родители ее, то, желая сохранить себя в девической чистоте, она раздала все имение нищим, дом же свой сделала странноприимницей для Скитских иноков. Однако, спустя довольно продолжительное время, Таисия совершенно истратила все имение свое, так что впала в полную нищету. По коварству диавола, с ней сблизились некоторые грехолюбцы, которые совратили и ее ко греху и отвлекли от пути спасительного. С этого времени Таисия начала проводить греховную, полную нечистоты жизнь. Когда подвижники Скитские узнали об этом, то весьма опечалились. Посоветовавшись между собою, они пошли к авве Иоанну Колову и сказали ему: “Мы слышали о сестре той, что она проводит греховную жизнь. Но так как она оказывала нам большую любовь, давая нам приют в своем доме, то и мы покажем ей нашу духовную любовь и позаботимся о спасении души ее. Потрудись же и ты, честный отче: пойди к ней и увещай ее к покаянию. Ты сумеешь это сделать, так как наделен от Бога мудростью. Мы же будем поститься и принесем Богу усердные моления, дабы помог тебе Господь”.

Авва Иоанн Колов, исполняя просьбу честных отцов, пошел в город к женщине той, молясь дорогой Богу, Помощнику своему. Подойдя к дому Таисии, старец сказал женщине, охранявшей вход в дом: “Скажи госпоже своей, что я пришел побеседовать с ней”. Привратница же с гневом отвечала: “Вы, иноки, растратили все имущество ее!” Но старец продолжал: “Скажи ей, что я принес ей нечто весьма ценное”. Привратница пошла и возвестила все госпоже своей. Таисия ответила: “Иноки те, ходя близ Черного моря, находят иногда бисер (жемчуг). Приведи того старца ко мне”.

Войдя в дом, авва Иоанн Колов сел близ Таисии; затем, посмотрев на лицо ее и глубоко вздохнув, наклонил голову свою и начал плакать. Таисия спросила старца: “Честный отче! О чем ты плачешь?” Старец же отвечал ей: “Я вижу, как сатана играет на лице твоем; как же мне не плакать? Почему ты не хотела иметь своим женихом Господа нашего Иисуса Христа, Жениха Пречестного и Бессмертного? Для чего ты презрела чертог Его и отдала себя сатане? Для чего ты поступаешь по скверным делам его?”

Услыхав такие слова, Таисия умилилась душою, так как слова старца были для нее как бы стрелою огненною, пронзившей сердце ее. Тотчас же в ней явилось отвращение к своей греховной жизни; она стала стыдиться и самой себя, и своих дел греховных.

Она спросила старца: “Честный отец! Есть ли покаяние для грешников?” Старец же отвечал ей: “Воистину есть, и Спаситель ждет твоего обращения, будучи готов принять тебя в Свои отеческие объятия; ибо Он не желает, чтобы грешник погиб, но желает, чтобы грешник обратился к пути спасительному. И вот я буду тебе поручителем в том, что, если ты покаешься искренно и от всего сердца обратишься к Господу, то Он снова возлюбит тебя как невесту Свою и, очистив тебя от всякой греховной нечистоты, введет в чертог Свой небесный. О тебе возрадуются тогда все чины Ангелов, потому что они радуются и об одном грешнике кающемся”.

Таисия сказала на это: “Да будет воля Божия, честный отец! Возьми меня отсюда и веди, куда ты знаешь, где бы я могла найти себе место, удобное для покаяния”. Старец же сказал: “Пойдем”. Затем, поднявшись, направился к выходу из дома ее.

Встала и Таисия и пошла за старцем, ничего не устроив в доме своем, ничего никому не сказав относительно дома, но сразу все оставив ради Христа.

Увидав это, отец Иоанн весьма удивился столь внезапной перемене и такой ревности Таисии по Боге. Возблагодарив Бога, он отправился в путь. Таисия же шла сзади него на значительном расстоянии.

Когда путники дошли до пустыни, было уже поздно, наступала ночь. Устроив на земле небольшое возглавие из песка, старец сказал Таисии: “Усни здесь под покровом благодати Божией”. Затем, оградив ее крестным знамением, отошел на небольшое расстояние. Сотворив обычные свои молитвы, старец лег на землю и уснул.

Когда наступила полночь, старец пробудился от некоего света. Подняв свои очи кверху, он увидел огненный столп, шедший с неба по направлению к Таисии. От сего видения Иоанн пришел в ужас. Посмотрев же пристальнее на Таисию, он заметил, что Ангелы Божии возносили к небу по пути тому душу Таисии. Иоанн взирал на это дивное видение до тех пор, пока оно не скрылось от глаз его.

Встав, Иоанн пошел к Таисии, тронул ее рукой и увидел, что она умерла. Тогда старец в страхе и трепете упал ниц на землю. И был к нему глас с неба, говоривший: “Покаяние ее, принесенное в один час, приятнее покаяния, продолжающегося долгое время, ибо в последнем случае не бывает у кающихся такой сердечной теплоты”.

Старец пробыл в молитве до самого утра. Затем, предав земле честное тело блаженной Таисии, он пришел в Скит, где и поведал отцам о всем бывшем, а иноки прославили и возблагодарили Христа Бога за Его великое милосердие.

Кончина же святой Таисии последовала в V веке.

Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие преподобной Таисии

В стране Египетской 1 жила некогда женщина развращенная, бесстыдная и нечистая по своей жизни. Имея одну дочь, по имени Таисию, она научила ее тому же постыдному образу жизни, которому и сама навыкла, отвела ее в блудный дом и отдала на служение сатане, на пагубу многим душам человеческим путем прельщения их ее красотою; ибо Таисия была весьма прекрасна по своей наружности и прославилась повсюду красотою своего лица. Из-за плотского вожделения к Таисии, многие приносили ей много золота и серебра, блестящих и дорогих одежд. Прельщая поклонников своих, она доводила их до такого разорения, что многие, потеряв ради нее свое имущество, впали в нищету, а иные, заводя из-за нее между собою ссоры, били друг друга и покрывали пороги ее дома своею кровью.

Услышав о сем, преподобный Пафнутий 2 , одевшись в мирские одежды и взяв с собою золотую монету, вошел в дом, где жила Таисия. Увидев ее, он дал ей монету в виде платы, как бы желая остаться с нею. Таисия, взяв деньги, сказала ему:

– Войди в комнату.

Пафнутий вошел вместе с нею и увидел постланное высокое ложе; сев на нем, он сказал Таисии:

– Нет ли другой комнаты, тайной, затворимся в ней, чтобы о нас никто не знал?

Таисия отвечала:

– Есть; впрочем, если ты людей стыдишься, то и в этой укроешься от них, потому что двери затворены и никто сюда не войдете и не узнает о нас, а если боишься Бога, то нет места, которое могло бы утаить тебя пред Ним, и если бы даже под землею ты скрылся, то и там Бог видит.

Услыхав от нее такие слова, Пафнутий сказал ей:

– Разве и ты знаешь о Боге?

Таисия отвечала:

– Знаю и о Боге, и о блаженстве праведных, и о муке грешных.

Тогда ей старец сказал:

– Если ты знаешь о Боге, и о будущем блаженстве и о муках, то зачем оскверняешь людей и погубила уже столько душ? Осужденная в геенну огненную, ты понесешь мучения не за свои только грехи, но и за тех, кого ты осквернила.

При сих словах, Таисия с плачем поверглась к ногам старца, восклицая:

– Знаю я и то, что для согрешивших есть покаяние и для согрешений – прощение, и надеюсь твоими молитвами избавиться от грехов, и получить милость Господню. Но молю тебя, подожди меня немного, только три часа, и потом куда повелишь мне, пойду, и что скажешь мне, сделаю.

Старец указал ей место, где будет ждать ее, и ушел. Тогда Таисия, собрав все сокровища свои, приобретенные путем разврата, ценою до четырехсот литр золота, вынесла их на средину города и, разведя огонь, положила на него все это, и перед всем народом сожгла, восклицая: «Приидите все, грешившие со мною, и смотрите, как я сжигаю то, что вы мне дали».

Предав огню нечистым образом приобретенное богатство, она пошла на место, где ждал ее Пафнутий. Старец повел в девичий монастырь и, испросив небольшую келлию, ввел в нее Таисию и затворил ее там; двери же келлии он крепко заделал и заколотил, оставив только маленькое оконце, чтобы чрез него можно было подавать ей немного хлеба и воды.

Как велишь мне, отче, молиться Богу? – спросила Таисия святого Пафнутия

– Ты недостойна, – отвечал старец, – ни произнести имени Господня, ни рук твоих поднять к небу, ибо уста твои исполнены скверны и руки твои загрязнены нечистотою; говори лишь, часто обращаясь к востоку: «Создавший меня, помилуй меня!».

И пробыла Таисия в том затворе три года, молясь Богу, как научил ее Пафнутий, вкушая лишь немного хлеба и воды, и то только раз в день.

По прошествии трех лет, Пафнутий, побуждаемый милосердием к ней, отправился к великому Антонию 3 , желая узнать, простил ли ее Бог, или нет.

Придя к старцу, он поведал ему все о жизни Таисии. Антоний призвал учеников своих и повелел им затвориться каждому отдельно в келлии своей и всю ночь молиться Богу, чтобы Он открыл кому-либо из них о Таисии, кающейся о грехах своих. Ученики исполнили повеление отца своего и умолили Бога: Он открыл о ней одному из них, по имени Павлу, которого называли Препростым 4 . Стоя на молитве ночью, он увидел в видении небеса отверстые, и одр стоящий, постланный весьма богато и сияющий великою славою; три девицы, пресветлые лицом, стояли и охраняли его, и венец лежал на одре том. При виде сего, Павел спросил:

– Верно, не иному кому-либо уготованы сии одр и венец, как отцу моему Антонию.

– Не отцу Антонию сие уготовано, но Таисии, бывшей блуднице.

Пришедши в себя, Павел стал размышлять о виденном и, когда настало утро, пошел к блаженным отцам Антонию и Пафнутию и поведал им о своем видении. Они же, услыхав о том, прославили Бога, принимающего истинно кающихся. Тогда Пафнутий пошел в девичий монастырь, где жила Таисия в затворе и, разломав двери, хотел вывести ее. Но она стала просить его:

– Позволь мне, отче, остаться здесь до смерти моей и сокрушаться о грехах моих: так много их у меня.

Старец отвечал ей:

– Человеколюбец Бог уже принял твое покаяние и простил грехи твои, – и вывел ее из затвора.

Тогда блаженная Таисия сказала:

– Поверь мне, отче, что как только вошла я в затвор, я представила все грехи мои пред мысленными очами моими и, взирая на них, плакала непрестанно. Не удалились все злые дела мои от очей моих и до ныне, но предстоят предо мною и ужасают меня, так как за них я буду осуждена.

Выйдя из затвора, блаженная Таисия через пятнадцать дней впала в недуг и, проболев три дня, благодатию Божиею, с миром почила. От одра болезни она была перенесена на тот одр, который видел на небе уготованным ей Павел Препростый, где восхваляется она с преподобными во славе и радуется во веки. Так грешница и любодейца предварила нас в царствии Божием 5 .

________________________________________________________________________

1 Отечество и город, который был свидетелем печальных побед Таисии во время ее блудной жизни, неизвестны.

2 Под преп. Пафнутием здесь разумеется настоятель Гераклейского монастыря. У греков Гераклея, у евреев – Ганес, у арабов – Анас, – один из городов Гептаномской провинции, расположенной между Нижним и Верхним Египтом, причислявшийся в к Верхнему Египту. По свидетельству Руфина в его истории монашества (гл. 16) и Палладия в его Лавсаике (гл. 57), Пафнутий был столь высокий подвижник, что на него смотрели, как на ангела Божия. Ревнуя о спасении душ, он многих заблудших мирян обратил на путь спасения.

Дни памяти святых по имени Таиса в году несколько раз, поэтому день ангела можно отмечать в следующие дни:

  • 04.04. — мученица .
  • 23.05. — Таисия Египетская.
  • 21.10. — прп. Таисия Египетская, Фиванская.

Само имя известно еще со времен Македонского, так звали гетеру полководца. Переводится с др. греч. яз. как поздняя, хотя есть иные значения:

  1. мудрая
  2. принадлежащая богине Изиде

Со столь прекрасным именем известны несколько святых, именины в году не однократны. Было особенно распространено в Древнем Египте и Греции.

Церковная форма — Таисия , но и много других:

  • Таиска (разг.)
  • Таисья (народ.)
  • Тайка — (просторечн.)
  • Тая (кратк).
  • Таюха (грубое, панибратское).
  • Таюшка (уменьшительно-ласкательное).
  • Тайчик (ласковое обращение).

Краткую характеристика женщины Таи

С ранних лет умна не по годам. Кроме того, умеет хорошо схитрить, если требует ситуация. Всегда энергична и эмоциональна. Не смотря на это, умеет сдерживать себя, не открывать душу. Способна долго хранить важную информацию, не проболтаться.

Будучи еще подростком, уже проявляет самостоятельность. Очень независима от мнения окружающих. Самодостаточна, самоуверенна, что помогает в продвижении по карьерной лестнице. Полна идей. Любит и умеет работать. У шефа считается ценным сотрудником.

При замужестве по любви раскроется с самых лучших сторон как мать и жена. Может выйти замуж по необходимости или расчету, но не будет счастлива, хотя не покажет этого никогда.

Историю Святых

Известно три мученицы, которые были канонизированы христианской церковью с данным именем, поэтому по церковному календарю столько же дат.

Таисия Мученица

День памяти: 04.04.

Об этой святой практически нет информации. Единственное, что дошло до наших дней, ее мученическая смерть за то, что среди своих земляков исповедовала веру в Христа, не боясь угроз властителей, оставалась христианкой до самой гибели.

Таисия Египетская

День памяти: 23.05.

Жизнь женщины протекала в 5 в. Проживала она в Египте вместе с родными. Когда богатые родителе отдали богу душу, стала заниматься благотворительностью. Любой нуждающийся в лечении мог обратиться к ней и получал помощь. Дом служил приютом для странников. Была она окружена любовью и почитанием.

Спустя время, наследство стало таять на глазах, девушка сама теперь нуждалась. В этот непростой этап жизни вокруг начинают виться неблагочестивые люди. Женщина попадает под их влияние.
Случилось, что в дом зашли иноки, которым она когда-то помогала. Увидев Таисию в таком состоянии, огорчившись, обратились к Иоанну Колову, своему авве. Тот откликнулся, зашел в дом грешницы, заглянул ей в очи и у самого слезы полились из глаз.

Хозяйка удивилась такой реакции, поинтересовалась, что с ним. Старец поведал, что на ее лице видится бес, играющий и веселящийся, а ему горько от того, что женщина отошла от Христа. Девица затрепетала, стала просить совета.

Через недолго авва и Таисия отправились молча в пустыню. Там странники заночевали. Окрестив свою спутницу, уложил ее монах у возглавия из песка. Сам прикорнул поодаль. Наутро, стал будить, чтобы идти дальше, но оказалось, что грешница мертва. Огорчился мужчина, что не успела та причаститься, стать инокиней, чтобы замолить грехи.

В сей же миг глас Божий утешил его, что один час покаяния блудницы важнее иных многодневных, когда они не столь искренни и самоотверженны.

Таисия Египетская Фиваидская

День памяти: 21.10.

Житие поведало о том, что святая родилась у блудницы, которая приобщила ее к своему делу. Будучи очень красивой, девушка сводила с ума мужчин, разоряла их, причиняла всяческие страдания.

Как-то раз для беседы посетил грешный дом преп. Пафнутий Великий. Его слова не пропали даром, Таисия на одной из городских площадей устроила грандиозный костер из своих сокровищ. После ушла в монастырь, поселилась в келье на 3 года, где ела скудно лишь единожды в день.

По истечению времени св. Пафнутий спросил у Антония Великого, получил ли прощение Господа затворница. Все монашество стало молиться, чтобы Бог дал знак. Это случилось во сне Павла Препростого, где привиделось ему охраняемое прекрасными красавицами ложе. Глас с неба сообщил, что оно предназначено для блудницы Таисии. Пафнутий рассказал о благой вести келейнице. Та через две недели заболела и умерла. Так святая была прощена.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Если Вас оклеветали

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!

То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.

(1 Пет. 2, 19).

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые.

(1 Пет. 3, 16-17).

Небыль, как вода, а быль, как смола.

Правда суда не боится.

Всё минется, одна правда останется.

Русские пословицы.

Пусть о нас говорят плохо. А мы постараемся делать хорошо.

Преподобный Серафим Вырицкий (1865-1949).

Когда услышишь, что о тебе говорят худо, тогда подумай: я дурно сделала, так о мне и говорят худо, и помолись Богу: Господи! помоги мне исправиться!

Злословие и бесчестие бывает тебе к искушению сердца твоего, которым показывается, что в сердце твоем кроется: кротость или гнев, ≈ таков бывает человек, принявший досаду, каков в сердце имеется.

Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное потому, что заслужили мы сами себе это; неправедное, потому что, хотя и не виноваты в том, в чем поносят, но в другом согрешили...
Может быть, что сами кого-то оклеветали, осудили и о ком-то злословили, потому какою мерою мерили, такою и нам мерят.
Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничижается.

Христос, Сын Божий, безгрешный, неповинно терпел всякие поношения и нам оставил пример, чтобы мы последовали следам Его (1 Пет. 2, 21). Этому образу следовали все святые. На Христа и подражателей Его святых взирай и подкрепление терпению принимай.

1) Без Бога ничего нам не бывает, потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи же, что Бог посылает.
2) Тем утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть великое утешение. Лучше одной совестью утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели совестью обличаться, хотя и весь свет хвалит.
3) Ты имеешь много в этом бедствии товарищей: святые Божии много клеветы претерпели, и ныне много таких можно найти, которые то же терпят.
4) Рассуди и рассмотри совесть твою: не язвил ли кого и ты языком своим? Если это было, то клевета клеветою и казнится, и потому терпи благодарно, что грех здесь наказывается, чтобы там тебе, согрешившему, помилованным быть.
5) Видишь, как Бог милостью Своею обращает нам в добро то, что сатана и люди злые замышляют нам во зло. Будь же ныне спокоен, и утешайся, и забудь всю суету. 6) Учись из этого не верить клевете других, которые на иных клевещут.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Что тебе и до этого, когда Сам Бог будет рассматривать твое дело, а не те, которые слышали клевету?.. Сам Бог был оклеветан и от сатаны, и от людей, и при том перед людьми, которых Он наипаче любил...

Мы не тогда должны скорбеть, когда слышим злословие о себе, но тогда, когда оно справедливо.

Святитель Иоанн Златоуст. (IV-V век).

Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то злословие почитай улетающим дымом.

Когда обесчестят тебя, радуйся, ибо если несправедливо,. То велика тебе награда, в если справедливо, то, как скоро уцеломудришься, избавишься от наказания.

Когда друг твой, унижаемый похвалами трудам твоим, предается зависти и даже при посторонних будет труды твои поражать словами тщеславия, чтобы распространяющуюся о тебе славу омрачить насмешками над тобою, тогда не обращай внимания на его зависть и не терзайся этим, чтобы горький яд не вливался в душу твою. Ибо дело сатаны как его воспламенять завистью, так тебя убивать горестью. Лучше же будем смиряться пред таковыми, честию болша творяще (Рим. 12, 10) и ублажая за трапезою, чтобы укротить рассвирепевший от ревности дух.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клеветы, как истины, и просит прощения, а не старается уверять людей, что он оклеветан.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет епитимией за то, в чем сами себя считаете виновным. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.

Путь тесный и прискорбный есть прямая дорога в рай... Всякая напраслина, благодушно переносимая, - венец Божий есть, на главу уже надетый.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Такой-то похулил тебя: возненавидь не его, но хулу и подучившего к тому его демона. Если же ненавидишь похулившего тебя, то ты возненавидел человека и преступил заповедь, и что он сделал словом, то ты совершаешь делом. А если хранишь заповедь, то покажи к нему дело любви, и если в чем можешь, помоги ему, да отвратишь его от зла.

Сколько будешь молиться за оклеветавшего, столько Бог вразумлять будет соблазнившихся о тебе.

Св. Максим Исповедник (VII век).

Если услышишь о ком-либо, что он укорял тебя, и он придет к тебе, ты не обличи его, но возвеселись с ним; яви лицо твое ему приятным, да обрящешь дерзновение в молитве твоей.

Неизвестный старец, из "Отечника".

Не дивись, если кто-нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которою они полагают человеку препоны узнать истину.

Если будем благословлять злословящих нас, то есть говорить о них доброе, этим возложим уже узду на уста наши.

Преподобный Антоний Великий (IV век).

Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток, тот может спастись.

Неизвестный старец из "Отечника".

Легкого ветра легкомысленных слов человеческих не превращайте в бурю. Иная клевета изгоняет, приводит в нищету, повергает в темницу, это тяжело. А то не легче ли, когда клевета проходит мимо ушей, как ветер? Вниди в клеть твою и не слушай шума ветра?

Худые слова лучше всего опровергать хорошими делами.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, - пусть будет правда: они делают неправду; а между тем, неправда их соделывает в нас Божию правду. Понимаешь ли это? И Давид не велел убивать Семея, хулившего его, а сказал: "Оставьте Семея кляти Давида; Бог велел ему кляти Давида". И ты так поступай, говоря себе: "Бог велел им оскорблять меня, чтобы грехи мои простить".

Ты оклеветана в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправдает, а между тем надобно веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением сего порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении коих никто не похвалится...

Случаи сии научают нас терпению и смирению, чрез познание наших немощей, а ты старайся более быть приветливою с теми, кои тебе благодетельствуют, и быть благодушною и молиться за них.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Когда мы резко говорим о других, то это ничего, извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности ко благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы...

Еще слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

И Христос в сей жизни претерпел за нас грешных бесчисленные скорби. Его обзывали ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, самарянином и имеющим в Себе веельзевула, князя бесовского, всячески насмехались, клеветали, и чего-чего не делали...
Каков же конец? Сказано: Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, и проч. (Флп. 2, 9).

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.

Я даже доволен бываю, когда мнения обо мне расходятся, потому что, хотя это и неприятно для самолюбия, но полезно для спасения души.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Если ты по внешности смиренна, тиха, терпелива, это все еще недостаточно, это телесное, а надобно душевное, совершенное. Надобно думать: я хуже всех, я сама во всем виновата; а не так, чтобы других винить, что тебя оклеветали; оправдания никакого иметь не должно.

Архимандрит Феофан Новозерский (XVIII-XIX вв.).