Юрий петрович шеффер герой россии юрий петрович. Награды и звания

Шеффер Юрий Петрович

Шеффер Юрий Петрович (1947-2001)

Герой Российской Федерации (1998), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990), майор (1988).

Родился 30 июня 1947 г. в городе Челябинск. В 1965 г. окончил 10 классов школы. Работал электрослесарем-монтажником в специализированном монтажном управлении. В 1966 г. окончил Челябинский аэроклуб.

В армии с 1967 г. В 1970 г. окончил Качинское ВВАУЛ, оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 1975 г. - в запасе.

В 1977 г. окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1980 -Московский авиационный институт.

С июня 1977 по декабрь 1985 г. - лётчик-испытатель ОКБ имени А.Н. Туполева. Провёл испытания крылатых ракет и комплекса вооружения Ту-95МС; специальные испытания Ту-22М2 и Ту-22МЗ с комплексом ракетного вооружения; испытания комплексов оперативно-тактической воздушной разведки в варианте лазерной разведки на летающей лаборатории Ту-22М2; испытания по расширению диапазона ограничений минимальных скоростей и эксплуатационных углов атаки на Ту-134 и Ту-154. Участвовал в испытаниях Ту-144Д.

С января 1986 г. - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Участвовал в испытаниях Ту-144ЛЛ, МАИ-89, Бе-200. Провёл лётные исследования на Ту-154ЛЛ с опытным боковым пультом управления, а также ряд испытательных работ на МиГ-29, Ил-76, Ту-154.

В 2000 г. установил (2-м пилотом) 12 мировых авиационных рекордов скороподъёмности на амфибии Бе-200.

В 1986-2001 гг. - космонавт-испытатель ОКПКИ. В 1987 г. окончил Центр подготовки космонавтов. Прошёл подготовку по программе «Буран», в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на Су-7У, Су-17М, МиГ-21УМ, МиГ-25ПУ, МиГ-25РБК, МиГ-31, Ту-154ЛЛ, Ил-62. В процессе испытаний первым осуществил посадку Ту-22М2 в бездвигательном варианте с имитацией захода на посадку по схеме снижения космического корабля многоразового использования «Буран».

Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 5 июня 2001 г. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Награждён орденом «За личное мужество» (1992), медалями.

В Жуковском на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Материалы с сайта http://www.tupolev.ru/letchiki-ispyitateli_okb_oao_tupolev/sheffer



30.06.1947 - 05.06.2001
Герой Российской Федерации


Ш еффер Юрий Петрович - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова.

Родился 30 июня 1947 года в городе Челябинск в семье рабочего. Русский. В 1965 году окончил Челябинскую среднюю школу №92. В том же году окончил и Челябинский аэроклуб. Получил право пилотирования самолета Як-18, вертолета Ми-1 и планеров. Прошел парашютную подготовку. С 1965 по 1966 год работал электрослесарем-монтажником в Челябинском специализированном монтажном управлении.

В 1966 году призван в ряды Советской Армии. В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, получил квалификацию военного лётчика-инженера. Служил лётчиком-инструктором училища. В 1976 году вышел в запас.

В 1977 году прошел годовой курс обучения в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности. В 1977 году поступил на вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Окончил его в 1980 году, получив специальность инженера-механика.

С 1977 года работал летчиком-испытателем в ОКБ имени А.Н. Туполева. Однажды при заходе на посадку на военную базу Белая под Иркутском на сверхзвуковом бомбардировщике с изменяемой геометрией крыла Ту-22М2 отказал механизм перестановки крыла и, соответственно, выпуска предкрылков и закрылков.

По всей авиационной логике тяжелая машина просто не могла совершить посадку с таким отказом: скорость снижения была недопустимо высокой. Экипаж получил команду немедленно катапультироваться. Однако Ю.П. Шеффер смог посадить почти неуправляемый самолёт. Как выяснилось при разборе полета, действия Ю.П. Шеффера в той ситуации открывали абсолютно новую страницу в пилотировании тяжёлых сверхскоростных бомбардировщиков.

При перелете на опытном самолете "МАИ-89" на аэродром Тушино для участия в демонстрационных полетах в честь Дня Воздушного Флота над Москвой отказал двигатель. Рискуя собственной жизнью, Ю.П. Шеффер осуществил аварийную посадку без двигателя на ограниченную площадку в городской черте. Был сохранен самолёт, на котором впоследствии он летал в небе над Тушино, Кубинкой, в Германии на международном авиасалоне в Шенефельде.

Неоднократно принимал участие в многочисленных международных аэрокосмических салонах и выставках Европы, Азии и Америки. Был ведущим лётчиком на испытаниях самолета Ту-144ЛЛ, который был создан по решению межправительственной российско-американской комиссии. Объем и сложность экспериментов, выполненных им, не имеют аналогов в мировой авиации, их результаты будут использоваться при создании тяжелых сверхзвуковых самолетов ХХI века как в России, так и в США.

В сентябре 1983 года был отобран для работ по программе "Буран". Был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем. 17 апреля 1985 года получил окончательное заключение Государственной межведомственной комиссии о годности к специальной подготовке. Решением Государственной межведомственной комиссии от 2 сентября 1985 года рекомендован для зачисления в отряд космонавтов Лётно-исследовательского института.

21 ноября 1985 года приказом Министерства авиационной промышленности №537 был утвержден в должности кандидата в космонавты-испытатели ОКБ Туполева. 2 января 1986 года был переведен из ОКБ Туполева в Лётно-исследовательский институт и зачислен кандидатом в отряд космонавтов этого института.

С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов имени . После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

Прошел подготовку по программе "Буран", в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления "Бурана".

С 1992 года - командир отряда лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института, заместитель начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей.

У казом Президента Российской Федерации № 1495 от 7 декабря 1998 года за мужество и героизм, проявленные при испытании современной авиационной техники лётчику-испытателю Юрию Петровичу Шефферу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Ушёл из отряда космонавтов Лётно-исследовательского института в начале 2001 года. Оформил пенсию, но продолжил работать в Лётно-исследовательском институте в должности заместителя начальника комплекса. Жил в городе Жуковский Московской области. Скоропостижно скончался 5 июня 2001 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.

Награжден орденом «За личное мужество», медалями.

В Жуковском, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Дата публикации или обновления 29.12.2017

  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • 30 июня 2017 года исполнилось 70 лет со дня рождения заслуженного лётчика-испытателя, Героя Российской Федерации, космонавта-испытателя Юрия Петровича Шеффера (1947 – 2001 гг.).

    Юрия Шеффера любили. Он был душой компании, обаятельный, спокойный, улыбчивый. Летать – дальше и выше – мечтал с детства, то есть всегда.

    И окружающие не сомневались, что так и будет: в нём ощущалось призвание. Будучи заслуженным лётчиком, больше всего боялся пенсии.

    «Ничего, будешь учиться ходить!» – подшучивал брат.

    Облетевший по воздуху полсвета, он больше всех других мест любил и почитал свой родной Челябинск, где родился и вырос. «Стану космонавтом», – заявил он, уже совершая первые полёты на тренировочных самолётах в Челябинском аэроклубе. И никто не удивился и не усомнился в этом, потому что он был лучшим.

    Закончив с отличием Качинское авиационное училище, Шеффер подал документы в школу лётчиков-испытателей, однако подвело немецкое происхождение. Но это его не остановило. Написал письмо председателю Совмина Николаю Косыгину. Какими коридорами и кабинетами возвращался ответ из аппарата правительства – неизвестно, но его зачислили.

    Следующими вехами стали Московский авиационный институт, ОКБ имени Туполева, ЛИИ имени М.М. Громова. Шеффер освоил более 128 типов самолётов, вертолётов и планеров. Работая в Жуковском, налетал более 8 700 часов и установил 18 мировых рекордов!

    Неоднократно бывал в переделках, из которых, казалось, невозможно выйти без потерь. Но выходил.

    При испытании аналога ТУ-134, полёт которого проходил в сложных метеоусловиях, при заходе на посадку отказали основные приборы пилотажно-навигационного комплекса.

    Находясь на предельно малой высоте, Шеффер сумел произвести аварийную посадку, сохранив жизнь экипажу.

    Он вообще был способен почти вслепую сажать любые машины, и это не преувеличение.

    Отрабатывал посадку даже с зашторенными бортовыми стёклами.

    Шеффер был яркой личностью в команде И.П. Волка.

    «Каждый считал за честь быть с ним в одном экипаже, – вспоминал брат лётчика Валерий Шеффер. – Он был беспредельно влюблён в дело, для которого был создан. Земля – не его стихия, он – с неба...»

    Юрий Петрович тяжело переживал закрытие программы «Энергия-Буран».

    Более всего он сожалел, что бесценный опыт, накопленный во время испытаний «Бурана», некому передать, а потому новым поколениям испытателей, возможно, многое придётся начинать с нуля. Он так и говорил: «Мы подходим к такому моменту, когда связь времён может оборваться. Тогда стране придётся ждать второго Гагарина, который опять впервые будет покорять космос».

    Юрий Шеффер ушёл от нас навсегда незадолго до своего 54-летия.

    Он умер внезапно, готовясь к очередному полёту.

    Видимо, на каком-нибудь небесном маршруте срочно понадобился пилот экстракласса...

    Анастасия Мухина


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском , No 9/225, август 2017 г.

    Герой России Юрий Петрович Шеффер родился 30 июня 1947 года в городе Челябинск, Россия. В 1965 году окончил Челябинскую среднюю школу № 92. В том же году окончил и Челябинский аэроклуб. Получил право пилотирования самолета Як-18, вертолета Ми-1 и планеров. Прошел парашютную подготовку

    Родители работали на Челябинском Металлургическом заводе. Отец, Пётр Иванович, умер в 1984 году. Мать, Валентина Александровна-в 1996 году.

    Ученик школы № 92 В 1965 году, по окончании школы, Юра поехал в город Армавир поступать в военное училище, но набор был закончен, и он вернулся в родной город. Вся родня и знакомые уговаривали не терять время, а поступить в институт. Юра решительно отклонил все предложения и стал работать. Проработав год, он снова поехал поступать в военное училище летчиков но уже не в Армавир, а в Волгоград. И поступил в Качинское Высшее военное авиационное училище лётчиков(КВВАУЛ)

    Работа. Учёба. Служба. В 1965 - 1966 годах работал электрослесарем-монтажником в Челябинском специализированном монтажном управлении. В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков (КВВАУЛ), получил квалификацию военного летчика-инженера. По его окончании служил летчиком-инструктором училища. В 1976 году в звании майор ВВС вышел в запас

    Учёба В 1977 году прошел годовой курс обучения в Школе летчиковиспытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП). С 1977 года работал летчиком-испытателем в ОКБ им. А. Н. Туполева. В 1977 году поступил на вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ), окончил его в 1980 году, получив специальность инженерамеханика.

    Командир отряда В сентябре 1983 года был отобран для работ по программе 11 Ф 35 («Буран»). С 1992 года - командир отряда летчиковиспытателей ЛИИ, заместитель начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ). Прошел подготовку по программе «Буран» , в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154 и Ми. Г-25, оснащенных системой управления «Бурана» .

    Космонавт-испытатель Решением ГМВК от 2 сентября 1985 года рекомендован для зачисления в отряд космонавтов ЛИИ. 21 ноября 1985 года приказом МАП № 537 был утвержден в должности кандидата в космонавтыиспытатели ОКБ Туполева. 2 января 1986 года был переведен из ОКБ Туполева в ЛИИ и зачислен кандидатом в отряд космонавтов ЛИИ. С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю. А. Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель» , но космической профессии не имел.

    Ведущий лётчик Был ведущим летчиком на испытаниях самолета Ту-144 ЛЛ, (летающая лаборатория)который был создан по решению межправительственной российск -американской комиссии, возглавляемой тогдашним премьер-министром России В. Черномырдиным и вице-президентом США А. Гором. Объем и сложность экспериментов, выполненных им, не имеют аналогов в мировой авиации, их результат будут использоваться при создании тяжелых сверхзвуковых самолетов ХХI век как в России, так и в США. Неоднократно принимал участие в многочисленных международных аэрокосмических салонах выставках Европы, Азии и Америки.

    Подвиги героя Однажды при заходе на посадку на военную базу Белая под Иркутском на сверхзвуковом бомбардировщике с изменяемой геометрией крыла Ту-22 М 2 отказал механизм перестановки крыла и, соответственно, выпуска предкрылков и закрылков. По всей авиационной логике тяжелая машина просто не могла совершить посадку с таким отказом: скорость снижения была недопустимо высокой. Экипаж получил команду немедленно катапультироваться. Однако Шеффер смог посадить почти неуправляемый самолет. Как выяснилось при разборе полета, действия Шеффера в той ситуации открывали абсолютно новую страницу в пилотировании тяжелых сверхскоростных бомбардировщиков. При перелете на опытном самолете «МАИ-89» на аэродром Тушино для участия в демонстрационных полетах в честь Дня Воздушного Флота над Москвой отказал двигатель. Рискуя собственной жизнью, Шеффер осуществил аварийную посадку без двигателя на ограниченную площадку в городской черте. Был сохранен самолет, на котором впоследствии он летал в небе над Тушино, Кубинкой, в Германии на международном авиасалоне в Шенефельде. В 2000 году установил шесть мировых рекордов набора высоты без груза и с коммерческой нагрузкой на самолёте-амфибии Бе-200.

    Статистика полётов Работа в отряде космонавтов-испытателей заставляла учиться и летать с нагрузкой, которая превосходила привычную нагрузку летчика-испытателя во много раз. Несмотря на это, Юрий Петрович находил возможность облетывать и сверхлегкие летательные аппараты. У Юрия Петровича их было более 150 типов. За период лётной деятельности общий налёт Ю. П. Шеффера составил 8762 часов, более 5600 часов - на лётных испытаниях. В переводе на "земное измерение" – отработал в воздухе 1000 смен. Это около трех лет воздушного стажа. Им освоено и испытано более 128 типов и модификаций самолётов, вертолётов и планеров. Занимался сертификацией как отечественной, так и зарубежных воздушных судов. Ю. П. Шеффер - член Международной ассоциации лётчиков-испытателей SETP (Лос-Анжелес). Был кандидатом в мастера спорта по парашютному спорту (254 прыжка).

    Награды Герой Российской Федерации (медаль № 472) -1998 год Орден «За личное мужество» - 1991 год. Заслуженный лётчик- испытатель- 1990 год Медали, в том числе: Медали Федерации космонавтики.

    Последний день 5 июня 2001 года сердце Ю. П. Шеффера остановилось, оторвался тромб. Прямо на совещании умер талантливейший, «богом поцелованный» заслуженный летчик-испытатель, Герой России Юрий Петрович Шеффер. Юрий Петрович похоронен на Быковском кладбище в городе Жуковский Московской области. Лётчики не умирают, а улетают в вечность.

    Память Имя Ю. П. Шеффера носит одна из улиц г. Жуковского Московской области. Мемориальная доска Героя, установлена в городе Жуковский, Московской области, на улице Маяковского (д. 13), на доме, где жил Юрий Петрович Шеффер. Воздушное судно Ту-154 М с регистрационным номером RA-85743 носит имя «Юрий Шеффер» .

    Важные события Ученикам и преподавателям челябинской школы № 92 в Металлургическом районе 2011 год, год юбилея первого полета человека в космос, запомнился двумя важными событиями. На стене школы появилась памятная доска, и в стенах школы побывал настоящий космонавт Максим Сураев.

    Торжественное открытие 23 апреля 2011 года в 11. 00 в школе № 92 г. Челябинска состоялось торжественное открытие мемориальной доски памяти Героя России, Заслуженного летчика-испытателя Юрия Петровича Шеффера, который учился в этой школе. Мероприятие было посвящено 50 -летию со дня первого полета человека в космос.

    Школьные годы Торжественное открытие мемориальной доски заслуженному летчику-испытателю, космонавту-испытателю, Герою России Юрию Петровичу Шефферу на здании школы № 92 состоялось не случайно. Когда-то и он и его брат бегали по коридорам этой челябинской школы, учились и мечтали.

    Церемония открытия Открытие доски состоялось по инициативе брата летчика-космонавта Валерия Петровича Шеффера и депутата городской Думы Дениса Девяткина. В церемонии участвовали летчик-космонавт Максим Сураев, глава города Станислав Мошаров, супруга космонавта Людмила Григорьевна, его сын Сергей, педагогический коллектив и учащиеся школы № 92.

    Поздравление Главы города «Челябинск – город, где выросло не одно поколение космонавтов, - сказал на открытии Глава города Станислав Мошаров, - Мы гордимся своими знаменитыми земляками, следим за их успехами. Они внесли огромный вклад в освоение космического пространства. И это замечательно, что мы знаем и помним их имена, их достижения» . Глава города обратился к собравшимся школьникам: «Наверное, когда-то давно, мальчишкой Юрий Шеффер ходил по коридорам этой школы и мечтал о небе, мечтал о том, что будет летать. И его мечта сбылась. Я думаю, что и ваши мечты сбудутся. Уверен, что из стен этой школы еще выйдут ученики, которые прославят Челябинск. Вам есть на кого равняться!» Дети выпустили в небо 100 воздушных шаров.

    Память о герое На память о «космической встрече» в стенах школы у ребят остались автографы космонавта Максима Сураева и фотография. А семья Юрия Шеффера подарила школе шлем космонавта-испытателя.

    Дом Героя Город Челябинск. Металлургический район. На улице Ярослава. Гашека дом № 16 кв. № 37 до 1966 года жил Герой России, заслуженный лётчик- испытатель Шеффер Юрий Петрович

    Новая улица Челябинска 18 декабря 2012 года, на заседании челябинской Городской Думы было принято решение о присвоении одной из улиц в спальном районе Челябинска имени космонавта Шеффера. "Новую улицу в Курчатовском районе, идущую от пересечения улиц Молодогвардейцев и Краснопольского проспекта до улицы Захаренко присвоить наименование улицы Космонавта Шеффера.

    а з о б е и и с н а а п м С и н в

    В 1970 году окончил Качинское училище, а в 1977 году - школу лётчиков-испытателей МАП, в 1980 году - Московский авиационный институт. С 1977 по 1985 год - ведущий лётчик-испытатель ОКБ им. А. Н. Туполева.

    Провёл специальные Государственные испытания самолётов Ту-22М2 и Ту-22М3 с комплексом ракетного вооружения. На самолётах Ту-134 и Ту-154 провёл лётные испытания по расширению диапазона минимальных скоростей и максимальных углов атаки в полёте. На самолёте Ту-154 испытывал опытную систему управления самолёта с изменяемыми характеристиками устойчивости и управляемости.

    В 1985 году Ю. П. Шеффер переведён на должность лётчика-испытаттеля ЛИИ им. Громова в отряд лётчиков-испытателей темы ВКС «Буран». В 1986 году окончил полный курс подготовки в ЦКП им. Ю. А. Гагарина. Прошёл подготовку по программе «Буран».

    Участвовал в прочностных испытаниях самолёта Су-25. Проводил лётные испытания самолёта Су-25 с двигателем АЛ-21Ф. Исследовал воздействие на МиГ-25 грозовых электрических полей. Первым выполнил взлёт и перегон самолёта Ил-76ЛЛ при трёх работающих двигателях с короткой полосы, испытывал самолёт Ил-76ЛЛ с опытным двигателем Д-18 на больших углах атаки.

    Член и участник комиссии по расследованию ряда катастроф, происшедших в Аэрофлоте. Эксперт Авиарегистра МАК.

    Принимал участие в развитии лёгкомоторной авиации наряду с лучшими лётчиками-испытателями В. Г. Гордиенко, И. П. Волком, В. В. Заболотским, Н. В. Казаряном, Л. Д. Лобасом, А. А. Синициным, М. О. Толбоевым.

    За период лётной деятельности общий налёт Ю. П. Шеффера составил 8762 часов, более 5600 часов - на лётных испытаниях. Им освоено и испытано более 128 типов и модификаций самолётов, вертолётов и планеров. Занимался сертификацией как отечественной, так и зарубежных воздушных судов.

    В 2000 году установил шесть мировых рекордов набора высоты без груза и с коммерческой нагрузкой на самолёте-амфибии Бе-200.

    Ю. П. Шеффер - член Международной ассоциации лётчиков-испытателей SETP (Лос-Анжелес).

    Награды и звания

    • Герой Российской Федерации (медаль № 472)
    • Орден «За личное мужество»
    • Медали, в том числе:
      • Медали Федерации космонавтики.

    Память

    • Имя Ю. П. Шеффера носит одна из улиц г. Жуковского.
    • Мемориальная доска Героя, установлена в городе Жуковский, Московской области, на улице Маяковского (д. 13), на доме, где жил Юрий Петрович Шеффер.
    • Воздушное судно Ту-154М с регистрационным номером RA-85743 носит имя «Юрий Шеффер».