Церковный приход. Приход = община

Возвращаясь к «покаянной проповеди» протоиерея Владимира Головина хочу отметить одну очень важную и тревожную деталь, на которую в общем покаянном контексте не обратил внимание. Дело в том, что в конце своей речи священник проводит следующую странную смыль: «Кто вступится за Православный Болгар? » Проблема в том, что данная мысль произносится в духе такого гипотетического императива: «Кто же вступится за Истину? » или «Кто же вступится за нашу Церковь? » Прямо таки трагедия вселенского масштаба читается в слезных словах Головина - «Отступать некуда - позади… Болгар! ». И, действительно, складывается такое впечатление, что т. н. «Православный Болгар» это и есть Центр Православия, в смысле средоточие духовного присутствия Русской Православной Церкви («эпицентр цунами Святого Духа » - по словам самого Головина). Не Троице-Сергиева Лавра, не Храм Христа Спасителя, не Успенский собор в Кремле, а Православный Болгар... и ее главная духовая доминанта - сам харизматичный Головин.

Впечатляет, однако, и территориальная мощь «молитвенной» империи Головина - это и Панама и Техас и Флорида и Канада и Бали и Швейцария (по его собственным хвастливым заверениям) и «очень много людей во всем мире », «с отни тысяч молящихся вместе во всем мире ». Кстати, в связи с этим возникает чрезвычайно важный вопрос - кто дал протоиерею Владимиру Головину благословение на столь масштабную «миссионерскую деятельность» замкнутую исключительно на самом Головине и его приходе, которая затрагивает не только различные митрополии и епархии Русской Православной Церкви, но и территории (а, соответственно, и паству) иных Поместных Православных Церквей? Все мы знаем, что даже на проведение небольшого Крестного хода в провинциальном городке священник (в данном случае - настоятель прихода этого городка или благочинный района) испрашивает благословение у правящего архиерея. Деятельность же болгарского пастыря много масштабнее, нежели небольшое молитвенное шествие из одной деревни в другую и в соответствии со своими размахами она должна иметь как минимум благословение митрополита Казанского, а по-хорошему и Патриарха Московского и всея Руси. С чьего благословения протоиерей Владимир открывает «скиты», кто дал благословение на саму акцию «молитвы по соглашению»? Нигде этой информации мы не находим. Так какой же формальный канонический статус имеет т. н. «болгарская община»?

«Очень много людей, - говорит протоиерей Владимир Головин - молятся в Бо лгарской церкви », т. е. не в Русской Православной Церкви, не в Единой Святой Соборной и Апостольской, а в некоей «Бо лгарской». Интересно, что и Преосвященнейший епископ Пармен (правящий архиерей Головина.) знает, что на территории управляемой им епархии находится некая «бо лгарская церковь». Конечно, нам могут возразить (как это и делается после каждой видеобеседы), мол, пожилой священник просто оговорился. Однако все прочие сопутствующие этой «оговорке» тревожные «звоночки», а точнее сказать - громкие звонки заставляют задуматься, что если это и была оговорка, то явно «по Фрейду».

Дело в том, что протоиерей Головин в своем «покаянии», как и следовало ожидать, ни словом не обмолвился о сомнительной судьбе внушительных денежных средств, уходящих в качестве пожертвований на проект «молитва по соглашению» (а ведь этот вопрос по-сути говоря, был одним из самых животрепещущих). Зато в других своих проповедях (еще за 2016 г.) священник не стесняется говорить: «мы попы люди богатые » . И о случае (гипотетическом или реальном - в данном случае не важно), когда на его «молитвенный» проект пожертвовали «семь миллионов» протоиерей Владимир говорит как о привычном событии… Т. е. человек привык распоряжаться такими суммами. А самое главное, что есть все основания предполагать, что эти финансовые средства (пожертвования) сосредотачиваются в «руках» данной организации. И сама «молитва по соглашению» по-сути декларируется, как организация, в которую необходимо вступить за пожертвование. «Имечко надо, деточки мои, чтобы быть в связке » - говорит Головин. Частные молитвы обычных христиан, «не работают» с точки зрения «богословия» Головина, от них только ноги устают (опять же по его словам) . «Подлинные молитвы » (которые можно плюс ко всему «усилить») совершаются только в «связке», т. е. фактически в организации, в «бо лгарской церкви». И, кстати, по словам Головина по таким молитвам человеку дается все просимое. Напрасно «головинцы» пытаются настаивать на том, что, мол «батюшка не говорил такого », лгут, говорил. Т. е. налицо факт (для кого-то осознанный, для кого-то нет) противопоставления «бо лгарской общины» Православной Церкви, Московскому Патриархату. А к этому стоит прибавить, что в своих многочисленных проповедях протоиерей Владимир в достаточно ироничной форме, но подогревает антииерархичные (а по-сути антицерковные) настроения. И монахов (в том числе святых) он называл «уродами» и священников «отбросами» и бояться священноначалия ему (Головину) нечего . Недаром священники пишут в интернете, что последователи "головинской ереси", появившейся на территории Чистопольской епархии, на местах противопоставляют себя настоятелям.

Не стоит так сильно бояться того, что внимание к «общине» протоиерея Головина может создать раскол. Увы, но, фактически этот раскол уже имеет место быть (благодаря самим «головинцам», которые не восприемлют слов критики, не выносят малейшего сомнения в «благодатности» и "духоносности старца" и пастыря), уже фактически существует весьма многочисленная и влиятельная религиозная группа, которая в любой момент может достаточно жестко и веско противопоставить себя официальному Православию. Протоиерей Александр Новопашин, ссылаясь на мнение авторитетного богослова профессора А. И. Осипова, в частности свидетельсвует о том, что данная кампания («молитва по соглашению») вполне может рассматриваться, как тонкая и крайне опасная провокация против Русской Православной Церкви, с целью ее раскола.

И действительно, мы видим, что таким образом, посредством профессиональной инспирации подобной масштабной религиозной группы-связки, некие весьма влиятельные (и, возможно, внешнеполитические) силы хотят создать некое «христианское» исповедание, некую конфессию, которая чисто внешне выглядела бы, как Русская Православная Церковь, даже имела бы подобную организационную структуру, схожее богослужение и, само собой, наименование. Однако, по-сути, внутри, т. е. в аспекте духовного содержания данное «исповедание» не имело бы ничего общего с Православной верой, а являла бы собой чисто неохаризматическое, постпротестанское «исповедование» под маской благочестивой древней Церкви. И это страшная опасность.

«Покаяние» протоиерея Владимира есть самая опасная из всех его проповедей, т. к. особенностью нашей народной культуры является склонность наших людей прощать многое (а иной раз почти все) плачущему, «гонимому», но «благословляющему» гонителей «светлому человеку». Конечно же, здравый разум подскажет - гонимый не всегда прав (скажем, троцкисты в 20-е, 30-е гг. XX столетия были гонимы вовсе не за свою правоту, равно как не за правду, а за пропаганду самосожжения преследовали и старообрядцев веком ранее). Но проповедь Головина рассчитана на тех, кто «голосует сердцем», кто воспринимает мир эмоциями, а не разумом. И в этом отношении с каждым новым днем своей талантливой игрой «слезного раскаяния и всепрощения» лжепроповедник вербует в свою альтернативную церковь-связку все новых и новых несчастных. В этом отношении, чем ранее наше священноначалие обратит свое пристальное внимание на события происходящие вокруг «православного Болгара» тем с меньшими потерями (обращаю свое внимание - людскими потерями) сможет выйти наша Церковь из уже сотрясающего Ее раскола!

диакон Артемий Сильвестров,
руководитель Православного молодежного миссионерского центра

Сравните эту позицию Головина со словами Иисуса Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно » (Мф. 6: 6)



Недавно пришлось наблюдать в храме такую сцену.
Чуть в стороне от канона столкнулись в психологическом поединке две женщины преклонных лет. Одна, постарше, защищала приношения на канон, другая, помоложе, с двумя набитыми всякой всячиной сумками в руках порывалась к соблазнительно красневшим на каноне крупным яблокам.
- Не дам я тебе ничего, Маняша!
- Ну дай хоть одно яблочко, жалко тебе, что ли?
- Уходи, Маняша, у тебя и так полно продуктов.
- А яблочек-то у меня нет, дай яблочко, ведь у меня сегодня день рождения!
- Ну и что, - откликнулась ее соперница, - мне тоже недавно семьдесят лет исполнилось, и никто меня не поздравил…
Эта сцена всплыла в памяти по дороге из храма. Я представил, что мне 70 лет, у меня день рождения, но те, кто помнил когда-то об этом, уже умерли или забыли о столь незначительном событии. Конечно, это чепуха, мелочь, но почему так грустно на душе?
Я вдруг поймал себя на мысли, что никого в нашем храме не знаю лично. Есть несколько человек, чьи лица мне примелькались, но мы даже не здороваемся. Как они живут, какие у них проблемы, нужна ли им помощь, мне и в голову никогда не приходило. Есть, например, немолодая семейная пара, у их сыночка лицо покрыто красной сыпью, точно коркой. Когда я впервые увидел его младенцем на руках родителей - сердце сжалось. Я только спросил, как зовут ребенка, чтобы поминать на молитве. Но к стыду своему, вспоминаю о нем, только когда увижу в храме.
Помню, однажды я из любопытства зашел в наш храм, когда он только строился. Все помещение было в строительных лесах. В притворе стояла небольшая группа людей во главе со священником. Очевидно, они только закончили совместную молитву. По их глазам и выражению лиц я вдруг почувствовал, что это близкие, родные люди, словно одна семья. Что-то незримое объединяло их друг с другом. Тогда я даже позавидовал им.
Потом эта общинка растворилась в «море» новых прихожан. Все пришло в норму - все друг другу чужие, в храм только на молитву, исповедь, причастие. Все это хорошо, но достаточно ли для жизни нормального прихода? Некоторые у нас даже умудряются причащаться, вбегая в церковь в последние минуты перед выносом Святых Даров.
Не признак ли это того, что дух потребления тихонько, «по стеночке» вошел не только в наши сердца, но и в отреставрированные и отстроенные храмы? И как еще одно доказательство этого - постоянное раздражение новоначальными, «чужими», бестолково «тусующимися» со свечками в руках и задающими наивные вопросы. Это раздражение я замечал не только у прихожан «со стажем», но и у тех, кто стоит «за ящиком».
Интересно, а если бы в нашем приходе было не 700-800 человек, а всего 20-30, прихожане и работники храма относились бы друг к другу с большей теплотой, вниманием и участием? Может быть, есть приходы, где так оно и есть? Где Христова любовь, единство и взаимопонимание распространяются на всех?

Вадим, Санкт-Петербург

Из этой беседы вы узнаете о том, как Господь одним удивительным и промыслительным событием призвал всю семью Торшиных к служению Церкви в монашеском или священническом чине, о том, как будущий иерей Димитрий получил у старца Илия ответ на ещё не заданный вопрос, о том, как быстро святые приходят на помощь, и почему так важно держаться тех, кто больше нас преуспел в духовной жизни, а также об одной чудесной находке - и ещё несколько удивительных и назидательных историй.

Иногда спрашивают, что почувствовал во время рукоположения в священники, ощутил ли какую-то особую благодатную силу, что подается для пастырского служения. За всех сказать не могу. А о себе - скорее, пришло обостренное чувство того, насколько ты немощен, насколько ты не соответствуешь той планке, которую задал Господь Своему служителю. Обостряется сознание своей немощи. И в то же время становится, как никогда, очевидно присутствие Божие: когда ты смиряешься - приходит Господь и все делает Сам за тебя.

Я готовился, написал черновик, на литургии исповедался и причастился, надел стихарь, подошел за благословением к священнику. Он взял с престола крест, благословил меня им, дал поцеловать и сказал: «Иди, благовествуй!»

И я неожиданно для себя почувствовал непонятную силу, которая не в тебе самом, а с тобой. Мне поставили аналой на амвоне, чтобы я мог положить туда свою шпаргалку, но когда я вышел, то почувствовал, что никакая шпаргалка мне не нужна, что аналой будет только разделять меня с прихожанами.

Я убрал в сторону аналой, не стал вынимать никакого черновика и начал говорить свою проповедь. Не сказал ничего особенного - самые простые слова, но при этом сам ощущал, какой необычной силой они обладали. Чувствовал каждого человека в храме и понимал, что каждый человек чувствует меня.

Трудно описать: ты ощущаешь, как пробивает дрожь каждого - и тебя самого - от силы слов, но не твоего собственного красноречия, которого на самом деле у тебя, может, и нет, а от той Силы, которая здесь присутствует и не зависит от тебя, а зависит только от Господа, Который коснулся сердец этих людей. А ты сам - просто проводник этой Силы Божией.

Когда после службы я вышел в храм, ко мне подходили люди со словами благодарности, говорили, как они были потрясены, мужчины признавались, что смахивали слезы. После службы вечером я встретил одну знакомую мне игумению монастыря, которая сказала мне, что ей звонили и делились впечатлениями о том, какую потрясающую проповедь они слышали сегодня в соборе.

В этом подвиг святых: они были настолько смиренны, что Господь мог действовать через них

Я был очень воодушевлен и думал, что теперь так будет всегда. И когда по графику подошла моя вторая проповедь, я решил сказать её еще лучше. Готовился еще более тщательно, на Исповедь и Причастие времени у меня не хватило - всю службу повторял про себя слова проповеди, чтобы как следует отточить её.

Когда вышел на амвон, отодвинул, как и в прошлый раз, аналой - и почувствовал, что ничего не происходит. В том, что я начал, пусть и красиво, говорить, не было совершенно никакой силы - и, соответственно, никакого отзвука в сердцах слушающих меня людей. Мои слова звучали совершенно сухо и безжизненно. Тогда я достал из кармана черновик и просто прочитал по бумажке все, что хотел сказать.

Господь показал мне на практике, как воплощаются Его слова: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

В этом подвиг всех святых: они были настолько смиренны, настолько не имели самонадеянности, что Господь мог беспрепятственно действовать через них.

Промысл Божий в жизни моей семьи

В жизни каждого человека действует Промысл Божий, но иногда он скрыт, а иногда явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Как Господь призвал мою семью? Случилось это так.

Брат моей мамы, мой дядя, учился в Тверском Государственном Университете. В 1990-м году он поехал в Оптину Пустынь. Монастырь тогда только-только вернули Церкви (в 1989-м году), и он лежал в руинах. Дядя, 25-летний Вячеслав (впоследствии инок Гавриил), всем сердцем почувствовал призывающую благодать в только что открытом монастыре. За один день у него произошла полная переоценка ценностей - так властно позвал его Господь.

Дядя познакомился с отцом Илиодором, ныне архидиаконом, рассказал, как тронула Оптина его сердце. В ответ отец Илиодор сказал ему: «Поезжай домой, возьми вещи и возвращайся в монастырь». Мой дядя так и сделал. Он был пострижен в монашество с именем Гавриил, несколько лет нес послушание келейника у старца, схиигумена, ныне схиархимандрита Илия (Ноздрина).

Старец благословил дядю написать письма своим сестрам и в этих письмах рассказать о вере, которую он обрел. Прочитав письмо, мои родители собрались и поехали в Оптину, чтобы увидеть все собственными глазами. Увидели. В Оптиной они окрестили меня, а сами вскоре обвенчались.

После этого в нашей семье началась осознанная церковная жизнь. Мы тогда жили в Подмосковье. В конце 1990-х старец Илий неожиданно посоветовал нашей семье переехать в глубинку и завести хозяйство, посадить огород. Мы так и сделали. И когда грянул дефолт, деньги обесценились, мы это время очень хорошо пережили на собственном молоке, своей тушенке и всех дарах нашего огорода. В это же время наши городские знакомые с трудом сводили концы с концами.

А через несколько лет старец благословил нас переехать ближе к Оптиной, там мы с братом и сестрами и выросли, проводя все каникулы и свободное время в монастыре и помогая на послушаниях. От отца Илиодора мы буквально не отходили весь день. Именно он давал нам первые молитвенные правила, наставлял, поддерживал.

В итоге одна моя сестра ушла в монастырь в юности, сейчас она инокиня, другая сестра замужем за семинаристом, который ждет рукоположения. Моя мама, по благословению старца, приняла монашеский постриг. Моя бабушка в 2000-м году была пострижена в монахини в Шамордино. Сам я сейчас служу в , а также дважды в неделю служу в Шамордино, где бабушка подвизалась в монашестве 15 лет, прежде чем отойти ко Господу.

Сестра моей мамы - тоже монахиня. Её сыновья, мои двоюродные братья, также связали свою жизнь с Церковью. Один мой двоюродный брат, иерей Дионисий, служит в храме Преображения Господня на Мехзаводе, недалеко от Оптиной пустыни, второй - иподиакон у епископа Острогожского и Россошанского.

Как я получил у старца ответ на свой ещё не заданный вопрос

Когда я вырос и стоял перед выбором жизненного пути, я очень многим увлекался: и спортом, и альпинизмом, и военным делом...

У меня все ладилось и с гуманитарными дисциплинами, так что я был даже неоднократным лауреатом Всероссийских олимпиад по основам православной культуры. Имел сертификаты на поступление сразу в несколько московских вузов. При этом я пономарил в храме.

Открывалось так много путей, что я не знал, какой полезнее мне выбрать. Пошел за разрешением этого вопроса к старцу Илию. В это время он уже служил в Переделкино, и к нему не так просто было попасть. Я выбрал момент, когда он освящал в храме на Мехзаводе колокола, и протиснулся к старцу через толпу по окончании молебна, чтобы задать ему свой вопрос.

В это время старец, теснимый народом, снимал фелонь, поручи, епитрахиль. Он увидел меня в толпе, махнул мне рукой, подозвал к себе и молча вручил мне облачение. Доли секунды - и, подхваченный толпой, он ушел. А я остался стоять, получив исчерпывающий ответ на свой ещё не заданный вопрос.

Чудесная находка

Когда человек приходит к вере или священник начинает служить - Господь носит их на руках

Когда человек только приходит к вере или только что рукоположенный священник начинает служить - Господь носит их на руках, и для меня это очевидно.

Как-то, после своего назначения настоятелем в храм Успения Пресвятой Богородицы в село Озерское, я разбирал мусор на чердаке храма и нашел старую икону в большом киоте. Лик иконы невозможно было разобрать, поскольку она была покрыта такой позолотой, как раньше в чеканке, которая от времени пришла в негодность. Принесли икону, скорее всего, на сжигание, так как она лежала среди огарков свечей, пустых бутылок из под лампадного масла и прочей старой церковной утвари, приготовленной на сжигание.

Взял икону в руки, открыл киот, соскреб позолоту, и под ней оказался необычно прекрасный лик - старинная Казанская икона Пресвятой Богородицы. Лик был настолько живой, что западал в душу. И это была большая икона, состоящая из нескольких частей и металлической чеканки, а само изображение - гораздо меньше размером.

Я вырезал икону - отделил её от металлической чеканки. Начал искать для неё подходящий киот, поменьше размером, - и в этой же куче церковной утвари нашел старинный киот, куда икона вошла точно-точно, словно он был предназначен специально для неё.

Для меня это была милость Божия, вроде случайность, но и не случайность, словно через этот случай Господь показал мне Свое Промышление обо всем, даже в мелочах.

Я стал часто молиться перед этой иконой - и, когда это делал, по молитвам Пресвятой Богородицы, Господь чудесным образом все устраивал. Мне кажется, что когда с иконой связаны какие-то необычные обстоятельства, или она почитается как чудотворная - человек молится с большей верой, а Господь сказал: По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29).

В чем заключается чудо в Церкви?

Как бывает на приходе? С самой большой скорбью, когда уже не знают, куда идти, люди идут к священнику. Они, может, и о Боге пока не знают толком, но ищут помощи и интуитивно чувствуют, надеются, что священник им поможет. И он действительно должен им помочь - ходатайствовать за них перед Богом. И моя-то обязанность главная в чем? Помолиться за этих людей.

Когда приходили к преподобному святителю Иоанну Шанхайскому или преподобному Иоанну Кронштадтскому - они молились, и Господь их слышал. Но они были святыми людьми. А мы - обычные священники, простые люди... Но в чем заключается чудо в Церкви?

Есть Церковь Земная, воинствующая, и Церковь Небесная, торжествующая. И те, кто прошли свой жизненный путь и стали святыми, - они относятся к Церкви торжествующей и принимают очень деятельное участие в нашей жизни. Они ещё здесь, на Земле, научились по-настоящему любить - и после своей смерти продолжают любить нас, живущих на Земле и встречающих на своем жизненном пути многочисленные проблемы, скорби и болезни. Они нас любят, они за нас молятся, и мы находим в них тех, кто нас понимает и чувствует, как никто другой.

И каждый из нас, тех, кто обращается к ним за молитвенной помощью, знает это на собственном опыте - недаром мы просим: святителю отче Николае, моли Бога о нас! Или: святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас!

Если бы мы не имели этого опыта, вряд ли бы кто-то стал молиться.

Святые быстро приходят на зов и молятся вместе с нами

Как-то приходят ко мне люди лет под сорок. У них скорбь - нет детей. Или звонит женщина из московского роддома и плачет: утром родила ребенка, уже вечер, а он до сих пор подает только слабые признаки жизни, дышит с трудом, не ест. Звонит в двенадцать ночи, спрашивает, что можно сделать, может, нужно срочно крестить? А она - моя знакомая, и действительно непонятно, что делать: то ли ей будить какого-то незнакомого московского священника, то ли мне самому срочно ехать в Москву, но это пять часов дороги... А ответ нужен срочный. А ты-то сам, хоть и священник, но не святой, а самый обычный, грешный человек, и у тебя планка даже выше стоит, потому что ты - священнослужитель.

Ты можешь обратиться к Небесной Церкви и позвать на помощь святых

Но ты можешь обратиться к Небесной, торжествующей Церкви и позвать на помощь святых, которые быстро приходят на зов и молятся вместе с нами. И Господь на их молитву отвечает.

И вот мы с этой бездетной парой помолились перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы, чудесным образом явленной. Или я пошел и прочитал в двенадцать ночи акафист перед этой иконой, чтобы Сама Пресвятая Богородица помогла устроить то, что бессильны устроить люди.

И результаты молитвы - налицо и сразу. Через несколько месяцев я снова встречаю бездетную пару - и они совершенно счастливы, и я сразу понимаю, почему: животик у женщины округлился, и сразу видно - она ждет ребенка. А во втором случае отправляю смс: молимся. И получаю ответ: ребенок ожил, стал нормально дышать и самостоятельно взял грудь.

«Ну что, София, ждем ребеночка?!»

Однажды у наших знакомых случилось несчастье: замерла беременность, и молодой женщине пришлось перенести операцию по удалению мертвого плода.

Они по этому поводу, конечно, очень переживали, и я попросил отца Илиодора помолиться о скорбящих родителях. И он с великой скорбью воскликнул:

Зачем же операция?! Нужно было её пособоровать - и ребеночек бы ожил!

И такая вера была в его словах, что я был просто поражен...

Прошло некоторое время. Как-то отец Илиодор при встрече с моей матушкой спрашивает её:

Ну что, София, ждем ребеночка?!

А матушка только что, перед поездкой в Оптину, сделала тест на беременность, и он был отрицательный. Поэтому она отрицательно покачала головой. А отец Илиодор говорит:

А мне почему-то показалось - ждем...

Через некоторое время у матушки сильно заболел живот, и я повез её в Калугу. Врач осмотрел её, сделал УЗИ и сказал, что у неё замершая беременность. Отругал, что дошли до такого тяжелого состояния, предупредил, что утром будут срочно проводить чистку.

Нас словно громом поразило. Матушка рыдала. В какой-то момент я вспомнил полные уверенности слова отца Илиодора о том, что если бы наши знакомые вовремя пособоровались, ребеночек бы ожил. Это предположение казалось совершенно невероятным, но я под расписку забрал жену из больницы - по-другому не отпускали.

Мы приехали домой, и я стал её соборовать. Оба мы при этом плакали и горячо молились - как никогда в жизни. Боли в животе прекратились, температуры не было. Когда мы снова поехали в женскую консультацию, врач, осмотрев мою жену, сказал, что ребенок жив и здоров. Господь совершил явное чудо.

Я хочу добавить, чтобы никого не соблазнить этой историей, что чудо - это чудо, и ожидать, что оно произойдет в случае каждой замершей беременности, мы не можем. Безусловно, бывают такие опасные для жизни матери и ребенка осложнения беременности, когда первым делом нужно вызывать «Скорую помощь» и ехать в больницу, а о соборовании можно вести речь уже только в больничной палате. Но вот молитва должна сопровождать каждую беременность, как и вообще всю нашу жизнь, - это точно.

Итак, матушка моя ходила беременная, а отец Илиодор у неё без конца спрашивал:

Ну что, когда мне внука родите?

Когда человек сам горит - он зажигает своей верой окружающих

Матушка отвечала, что, согласно результатам УЗИ, она ждет девочку. На что отец Илиодор замечал:

А мне показалось, что внук будет...

В итоге она родила сына, которого мы назвали Илиодором. Сейчас ему три месяца.

Если бы не общение с отцом Илиодором - этого бы не произошло. У нас бы не хватило веры - и наш сын бы не родился. А когда человек сам горит - он зажигает своей верой окружающих.

Великая сила таинства

У одного моего знакомого священника тяжело заболел крестный, и он поехал его навестить в больницу, а может, и проводить в последний путь - он тогда ещё толком этого не знал. Крестный был пожилым человеком и находился в тяжелом бессознательном состоянии в реанимации, лишь изредка приходя в себя.

Батюшка, увидев больного без сознания, растерялся: причастить его возможности не было. Вдруг к нему подошел врач, дежуривший в реанимации. Он обратил внимание на подрясник посетителя и спросил:

Вы - священник?

Получив утвердительный ответ, обратился с просьбой пособоровать всех, кто на тот момент находился в реанимации. А там, кроме крестного, лежали двое: тяжелобольной пожилой мужчина в критическом состоянии и молодой парень-спортсмен, крайне неудачно сделавший сальто. Он повредил позвоночник и также находился в очень тяжелом состоянии. Священник спросил их:

Вы будете собороваться?

Каким-то образом, знаками, они дали понять, что согласны - и батюшка пособоровал всех троих.

Когда на следующий день он пришел в реанимацию - никого из трех умирающих там не было. Когда батюшка с замиранием сердца спросил у врача, где больные, тот с удивлением воскликнул:

Как это где?! Конечно, они переведены в общую палату, в терапию.

Но как это возможно?!

Я - человек нецерковный и понятия не имею, как это возможно и как вообще это работает. Вы - священник, вы мне и объясните, как это работает! А я знаю только одно: если умирающего человека пособоровать - то он либо умирает и больше не мучается, либо быстро идет на поправку.

Вот такая сила у Соборования! А ведь мы даже не всегда осознаем - к какому великому таинству мы прибегаем!

Покаяние - это труд не одного дня!

Христианская жизнь заключается в постоянном духовном возрастании. Если мы духовно не возрастаем - мы духовно умираем, духовно бесплодны. Господь сказал: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7, 19).

Некоторые люди не спешат изменить свою жизнь в надежде на то, что займутся покаянием и молитвой позже, когда у них будет больше свободного времени, успеют покаяться хотя бы перед самой смертью.

Однажды мы с другом приехали на Кавказ и отправились на прогулку в горы. Погода стояла хорошая, и мы по молодости очень легкомысленно отнеслись к нашей вылазке, слишком легко оделись, надеясь быстро пробежаться и вернуться обратно. Когда возвращались, нам осталось только пересечь одно альпийское плато.

Неожиданно погода испортилась, наползли тучи. Они там ползут прямо по земле - и ты оказываешься просто в эпицентре тучи. Спустился туман, стало ничего не разглядеть на расстоянии вытянутой руки. Потом начался сильный ливень, очень холодно. А вокруг - ничего, кроме травы и камней: ни дерева, ни пещеры, никакого укрытия. Кто ходит в горы - тот представляет, как это опасно. Затем ливень сменился мокрым снегом.

Наверняка вы слышали о неопытных туристах, погибших в горах, и даже местных пастухах, которые вовремя не сориентировались и замерзли в десяти метрах от своих хижин.

Скоро мы полностью потеряли направление и через несколько часов блуждания поняли, что идем по кругу. И вот в этой ситуации мне стало ясно, что, возможно, через несколько часов мы умрем. Казалось бы, перед лицом смертельной опасности должно прийти необычно сильное покаянное чувство - то самое, на которое многие надеются, откладывая свою духовную жизнь на потом.

Но я ясно испытал такой опыт: ничего кардинального в сердце может и не произойти. Не хочу сказать, что это общее правило. Господь волен посетить человека и за несколько минут до гибели. Но этого может и не случиться. По крайней мере откладывать покаяние в надежде на то, что это можно сделать позже, даже и перед смертью, - очень дерзко и безрассудно.

Покаяться - тоже нужно успеть, раскаяние и покаяние - разные вещи

И вот я испытал на собственном опыте: никакого особенно покаянного чувства у меня не возникло. Пришло, конечно, сожаление, что многое в моей жизни было не так, как хотелось бы. Но какого-то духовного скачка, рывка - приближения к тому, что человек должен достичь в своей жизни путем постепенного духовного возрастания, - не случилось.

Я тогда очень ясно осознал, что покаяться - тоже нужно успеть, что на это может уйти очень много времени. Ясно понял на собственном опыте то, о чем говорят святые отцы: раскаяние и покаяние - разные вещи. Иуда раскаялся, а потом пошел и повесился. А при покаянии происходит перемена образа мыслей, разворот вектора движения человеческого сердца к Богу.

Так что не стоит откладывать покаяние на потом, поскольку ценен каждый день этого духовного делания. Это труд не одного дня!

Как отец Илиодор наводил порядок в своей келье

Когда я только приехал на свой первый приход - сразу почувствовал, что это мое место. Это было такое сильное чувство, такое умиление - до слез. Очень тепло стало на душе, поскольку Господь открыл мне то место, где я должен послужить Ему.

Началась моя приходская жизнь. Господь хочет от всех нас духовного роста, совершенства, и когда мы не желаем по своей воле к этому совершенству стремиться, Он ставит нас в такие условия, что нам волей-неволей приходится это делать.

Когда мы только приехали на приход с матушкой, оказалось, что жить нам там негде: приходской дом есть, но он недостроен. Поэтому первое время мы снимали квартиру. Помню, как первый месяц ждал своей первой зарплаты, а в конце месяца казначей сказала, что мы должны заплатить 30 тысяч (налоги плюс оплата электроэнергии), поэтому пока не только не идет речь о моей зарплате, но я сам должен найти эти 30 тысяч, чтобы можно было и дальше служить в нашем храме.

Но вот что удивительно - Господь самым неожиданным образом давал мне все самое необходимое для жизни и служения, как Он и обещал: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф. 6, 28-29).

Через несколько месяцев я начал обустраивать комнату в приходском доме, где не было ничего, кроме стен.

Один из самых родных людей в Оптиной для меня - отец Илиодор. Он знает меня с младенчества, с того самого момента, когда родители привезли меня в Оптину и крестили. Так что я поехал к отцу Илиодору просить его молитв и помощи.

Он при мне занялся тем, что начал смиренно обзванивать все номера, записанные в его телефоне, с просьбой оказать мне какую-то помощь. Но все отвечали, что сейчас нет возможности, может быть, позже. Тогда отец Илиодор поехал со мной вместе на приход, посмотрел, какую комнату в приходском доме мне можно начать обживать, и предложил мне мебель: диван, стол и стулья.

Поскольку я уже бывал у него в келье, то сразу понял, что он перечислил мне все то, что находилось в его собственной келье, и то диван у него появился совсем недавно, до этого никакого дивана не было.

Я стал отказываться, но на следующий день мне все это привезли, и водитель с улыбкой сказал, что сегодня отец Илиодор наводил порядок в своей келье и решил избавиться от всего лишнего.

С этой мебели отца Илиодора и началось благоустройство нашего жилища, в котором мы с матушкой уже успели освоить одну комнату, что служит нам и гостиной, и спальней, и детской, и куда иной раз чудесным образом вмещается до двадцати человек гостей.

«Твоя задача - достучаться до каждого!»

Когда-то в нашем селе возвышался прекрасный каменный храм с четырьмя престолами. Центральный престол был Успенский, и ещё три: в честь святителя Николая Чудотворца, апостола Иоанна Богослова и иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Храм взорвали в 1941-м - понадобился кирпич для строительства дороги.

Местные старушки до сих пор вспоминают, как всем велели закрыть ставнями окна или завесить их снаружи, чтобы взрывная волна не выбила стекла. Те, кто этого не сделал, остались без стекол - такой силы был взрыв. Но храм от этого взрыва развалился на большие глыбы, и кирпич не удалось использовать по назначению.

Новый храм, возведенный всем миром, тоже красавец, но уже совсем другой - бревенчатый терем с семью куполами, устремивший серебряные кресты в облака. Засмотришься, бывает, на него и замрешь, будто бы чудесным образом оказался в древней Руси. Новый храм гораздо меньше старого, он - однопрестольный.

Ещё будучи семинаристом, я съездил в Псков и был поражен красотой иконостаса в Мирожском монастыре - этот иконостас сложен из серых камней, и в этом что-то очень величественное, старинное.

И вот, когда я приехал на свой приход, спустился в подвал под храмом - увидел, что в этом подвале есть окна, и здесь можно со временем сделать теплый зимний храм с иконостасом из таких же серых бутовых камней, как в Мирожском монастыре. Теперь это моя мечта - сделать теплый нижний храм в честь святителя Николая Чудотворца, так как верхний храм у нас очень холодный, при постройке он не был проконопачен, и там гуляет ветер. Так что прихожанам, чтобы зимой у нас помолиться, нужно серьезно укутаться в теплую одежду.

Планирую утеплить и верхний храм, но на сегодняшний день средств для этого нужно больше, чем оборудовать зимний нижний. А средств, к сожалению, пока нет.

Я искал встречи с отцом Илием, чтобы попросить его молитв о разрешении наших материальных проблем с храмом и приходском домом. Отец Илий спросил, где я служу, и, услышав мой ответ, очень обрадовался. Сказал мне:

Тяжело тебе? А ты представь, насколько тяжело тем людям, что рядом с тобой живут! У них взорвали храм, они росли, ничего не зная о Боге, о вечной жизни, были лишены самого важного... Сейчас новый храм построен, но понятия о том, зачем этот храм им нужен, у многих из села так и не появилось. Твоя задача - достучаться до каждого из них! Делай! Начинай! Строй! А Господь через людей поможет.

С этим напутствием старца я живу и тружусь.

В учебниках по догматике мы можем найти различные определения того, что есть Церковь. Например, великий богослов XIX в. святитель Филарет Московский (Дроздов) формулирует так: “Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами”. Но все же любое словесное определение будет всегда недостаточным, потому что в Церкви происходит жизнь духовная.

Церковь - это живой организм (по апостолу Павлу, 1Кор. 12), Тело Христово, и как в теле есть разные члены, так и Христос - Глава Церкви, мы же все ее члены. Это не образ ап. Павла, а духовная реальность.

Христос собрал апостолов, и это была первая Церковь, в которой уже была иерархия: Сам Христос, 12 ближайших Его учеников, следующий круг семидесяти апостолов и - народ Божий, те тысячи людей, которых Господь накормил хлебами. И те, что уверовали в Него после проповеди Петра на Пятидесятницу и сделались христианами.

Внутреннее содержание Церкви - собранность вокруг Христа . А внешнее оформление Церковь получила, когда Дух Святой сошел на апостолов, и они стали не только учениками Христовыми, но возглавителями церковного народа, общепризнанными распространителями веры Христовой. В этом смысле апостолы - это первые епископы Церкви, а Дух Божий дал им необходимые для этого служения дары, в том числе - духовную власть для устроения Церкви на земле.

По их проповеди и проповеди учеников апостолов, разошедшихся по разным странам, стали появляться и умножаться верующие по всей земле. Так вслед за Иерусалимской образовались Коринфская, Афинская, Римская, Мир Ликийская, Антиохийская и другие Церкви со своими приходами и их предстоятелями.

На самом деле это все одна Церковь. Хотя в каждой Церкви могут сложиться свои традиции, отличающиеся от других. (Как правило, это связано с деталями обрядов,но не только.)

К настоящему времени сложились 15 Поместных Церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Также есть автономные , например, Японская. Все эти Церкви братские. Они разделены лишь по территориальному признаку. Внутри каждой Поместной Церкви существуют епархии - области (разные по размерам в различных странах). Епархия в свою очередь состоит из приходов . Можно нарисовать такую схему:

Поместные Церкви

Приходы (и монастыри)

Православные семьи

Все верующие христиане

(епископы, священники монашествующие и миряне)

Получается, что человек находится сразу во всем: и в своей семье, и в приходе, и в епархии, и в поместной Церкви, и в Церкви Христовой. Он как бы входит в Тело Христово через эти ступени.

Приход состоит из людей, которые хорошо знают друг друга, общаются и могут иметь конкретное дело в своем приходе. Даже кафедральный собор, где служит архиерей, управляющий всей епархией, является приходом, имеет свои приходские дела, хор, крестины, отпевания…

До революции 1917 года в нашей стране приходское деление было территориальным и даже приписным. Приход имел четкие границы. Христианин должен был посещать службы в своем приходе, вносить туда свою лепту. В некоторой степени это было связано и с материальным положением прихода.

В советское время случилось так, что, когда большинство существовавших ранее приходов закрыли, в оставшихся стали собираться не только близживущие верующие, но и приходящие, а часто и приезжающие издалека. Патриарх Тихон отменил своим указом границы приходов. Сейчас как правило люди идут в один из близлежащих храмов, но в то же время есть немало прихожан, приезжающих “за тридевять земель” по самым разным причинам: привели знакомые, батюшка понравился, какое то приходское дело, сложившиеся жизненные обстоятельства…

Приход - это особая единица еще и потому, что именно в приходской церкви совершается служба , возглавляемая священником (или архиереем), а участвуют в ней все члены прихода.

Богослужения в православных храмах очень красивы. Иконостас, священнослужители в красивых облачениях, пение хора, точные движения алтарников (в архиерейской службе - иподиаконов) - все подчинено строгому порядку богослужения, сложившемуся за многие века и обогащаемому новыми молитвами, по мере того как Церковь прирастает новыми святыми.

Центром приходской жизни в Православной Церкви является литургия. Каждое воскресенье и по большим праздникам мы собираемся в нашем деревенском храме и молим Господа о даровании нам Духа Святого, чтобы приобщиться Святой Церкви Христовой во всей ее полноте с древних времен и до нынешних дней.

На литургии мы причащаемся Тела и Крови Христа, и таким образом, реализуется суть Церкви - собранность вокруг Христа. Это реальная жизнь верующего человека. Именно поэтому мы стремимся в Церковь. Все, что делается в приходе, все - вокруг Евхаристии (Евхаристия, по греч. Благодарение - последование освящения Святых Даров).

Изначально служба проходила как бы стихийно. Господь взял своих учеников, пошел с ними на гору, помолился - это уже богослужение, потому что это молитва со Христом. Но, например, к Тайной Вечере апостолы готовились . Они приготовили все для Пасхального иудейского обряда - горницу, трапезу… А Христос, благословив хлеб и вино, сделав их Своими Телом и Кровью - совершил первую Евхаристию .

Сразу после Пятидесятницы ученики стали собираться вместе, трапезничали, пели псалмы, вспоминали Господа и все, что Он говорил им, молились за болящих, за путешествующих. В конце трапезы просили Духа Святого, чтобы специально приготовленный хлеб Он сотворил Телом и Кровию Господа Иисуса Христа. И так теснейшим образом соединялись с Ним Самим.

Молитвы в разных общинах по своей сути были одинаковые - воспоминание, благодарение и совершение Таинства Тела и Крови. А слова каждый находил свои и не рациональным образом, а в Духе , который подсказывал точные и живые слова молитв. Тексты этих молитв иногда записывались.

К IV в. в Римской империи существовало около 200 записанных чинов литургии. Среди них оказались и не очень удачные (а то и еретические, искажающие Истину). Появилась опасность не совершения Евхаристии, не соединения со Христом

Свт. Василий Великий из Каппадокийской Церкви собрал различные чины, существовавшие к тому времени, и составил литургию, в которой, как теперь видно, все сформулировано идеально. Насколько возможно на человеческом языке обозначить вещи высочайшие, настолько он это сделал.

Через несколько десятков лет после свт.Василия Великого свт.Иоанн Златоуст еще сократил литургию, гениально выразив все то же самое в более кратких словах. В настоящее время чаще всего служится литургия Иоанна Златоустого.

Итак, на заре христианства литургия совершалась харизматическим образом. Люди приносили из дома хлеб и вино, необходимые для богослужения. Священник, принимая эти приношения, совершал над ними молитвы, прося Господа принять и благословить их в жертву, а также помянуть просителей и их сродников. Из этих просфор избирался один лучший хлеб и лучшее вино, которые во время литургии становились Телом и Кровью Иисуса Христа. Оставшийся хлеб употреблялся на трапезе и раздавался малоимущим.

Так как в условиях гонений эти собрания христиан проходили по ночам, в подвалах, в римских катакомбах, нужно было освещать помещение. Люди приносили масло для светильников, свечи.

В древнем богословии сложились две основные школы, “враждовавшие” друг с другом: Александрийская школа, толковавшая Священное Писание чисто символически, и Антиохийская, трактовавшая его исторически. Третья школа - Каппадокийская - объединила и примирила эти два направления. Она учила, что и в Священном Писании, и в богослужении все является и символом, и реальностью одновременно.

У Бога все неслучайно. Иногда даже трудно определить, что является сначала: прикладной смысл или символический. Господь много говорит о свете , о том, что душа человека должна быть подобна светильнику… Поэтому свеча нужна и для того, чтобы осветить помещение, и в то же время этот свет напоминает нам о Свете Божественном, и о том, что душа наша должна обрести этот Свет.

Псалмы и молитвы знали все. Евхаристическую молитву произносил предстоятель, Молились все едино, и Святые Дары освящались по молитве всей Церкви.

С ростом Церкви стали появляться люди, которые занимались подготовкой службы более профессионально. Появилось много новых песнопений и хоры, которые обладали особыми талантами для их исполнения. У больших соборов были свои пекарни, виноградники и т.п..

Получилось такое, с одной стороны, печальное, с другой стороны, совершенно неизбежное разделение. Действительно, для людей проще вносить свою лепту и содержать работников храма, которые на эти пожертвования приобретут все необходимое и подготовят богослужение.

Сейчас, даже часто посещающие храм, порой не представляют, какая сложная приходская жизнь происходит только вокруг богослужения. Попытаемся перечислить, что необходимо для приготовления богослужений в нашем небольшом приходе:

Храм нужно убирать, украшать цветами;

Выпечь просфоры;

Регент должен знать порядок служб и готовить к ним хор;

В алтаре батюшке помогают алтарники, и их обязанности сложны и многообразны;

Нужно сшить облачения для храма и церковнослужителей; и в приходе есть люди, которые занимаются этим профессионально;

Есть люди, которые эти облачения стирают, гладят и готовят к службе;

Есть люди, которые привозят свечи и утварь.

А ведь существует и еще множество других дел:

Иконописец пишет иконостас Храма, реставратор занимается восстановлением старых и поврежденных икон;

Есть люди, которые готовят трапезу, всех кормят, а потом убирают трапезную, моют посуду;

Осуществление строительных, восстановительных и ремонтных работ требует огромных усилий и времени;

Кто-то занимается огородным хозяйством;

Кто-то убирает дом причта, территорию;

Сторож сторожит…и т.д., и т.п.

Частью этими делами занимаются постоянные работники храма. Но слава Богу, никогда не может произойти полное разделение и никогда не прекратится помощь всех прихожан. Многие помогают - кто регулярно, кто изредка, а кто и тайком.

В этом и последующих номерах газеты мы постараемся рассказать о всех сторонах приходской жизни в нашем храме. Может быть, кто-то захочет ближе связать себя с ней - тут не нужно стесняться. Всегда найдется дело, в котором вы сможете помочь.

Приход - это большая семья, где у каждого члена - свои обязанности, каждый нужен, и о каждом необходимо свое попечение. И как члены одного Тела Христова, все должны знать друг друга и заботиться друг о друге.

И когда во время службы прозвучит прошение ектении: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих…” , вспомните, пожалуйста, - ведь это конкретные люди, которые стоят рядом с вами и тоже молятся о себе, своих сродниках, обо всех нас.

Священник Леонид Царевский


В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, ввиду обширности ее епархий, существовали приходы. Внутреннее устройство приходов, их связь с епархиальным архиереем мало чем отличались от византийских. Однако из-за многочисленности приходов в каждой епархии епархиальному архиерею почти невозможно было хорошо знать всех клириков епархии, поэтому в Русской Церкви, как и в христианскую древность, миряне оказывали значительно большее влияние на доставление приходских священников, чем в Византии. Обычно на вакантное церковное место кандидат либо избирался прихожанами, либо назначался князем или боярином, если храм находился на земле вотчинника; после этого ставленник отправлялся в епархиальный город к архиерею рукополагаться. Окончательное же решение при поставлении клирика принадлежало епископу, но на практике в большинстве случаев архиерей доверял мнению прихожан.

Приходы в синодальную эпоху.

В синодальную эпоху положение радикальным образом меняется. Значение выборного начала при замещении вакантных церковных мест постоянно снижалось на протяжении XVIII столетия, и концу века практически сошло на нет, было сведено к выяснению мнения «лучших прихожан» о нравственных качествах ставленника, его добропорядочности. Выбор же ставленника, чаще всего из числа выпускников духовных школ, принадлежал самому епископу.

В XIX веке устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий, изданным в 1841 году (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 г.), а также такими документами, как Инструкция благочинным церквей, в редакции митрополита Платона, исправленной Синодом в 1857 г; Инструкция церковным старостам 1888 г., переизданная в 1890 г; Инструкция настоятелям церквей, утвержденная Синодом в 1901 г.; и рядом отдельных Указов Синода.

Согласно этим законоположениям, учреждение и закрытие приходов являлось в Россия прерогативой Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею. Приходской притч обязан был вести списки наличных прихожан. В приходах велись метрические книги, в которые вносились записи о рождении, бракосочетании и смерти прихожан. За исключением случаев крайней необходимости, каждый прихожанин обязан был обращаться за совершением треб к своему приходскому священнику.

По определению, содержащемуся в Консисторском Уставе, приход состоит под пастырским руководством приходского священника, настоятеля и главы прихода, которого назначает и поставляет епархиальный архиерей, являющийся представителем епископской власти в границах прихода. Полномочия священника по управлению приходом изложены в ставленнической грамоте. Прочтение этой грамоты благочинным в собрании прихожан рассматривалось как акт введения новопоставленного священника в отправление его служения.

Богослужение священник совершает на престоле или антиминсе, освященном архиереем; проповедь слова Божия он ведет под цензурой местного благочинного или особо назначенного цензора. В случаях возникновения недоразумений священник для их разрешения обращался к архиерею (прежде всего в случаях присоединения к Православию раскольников и инославных или иноверцев, а также заключения браков между православными и инославными, наложения епитимий). В отчете епископу приходской священник должен был представить сведения об исповедниках и причастниках, особо указывая тех лиц, которые и после увещевания не исполняли своего долга исповеди и Причастия в течение 2-х или 3-х лет.

Перемещение священников с прихода на приход допускалось лишь при весьма уважительных обстоятельствах, а без согласия самого священника - в исключительных случаях. Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского пастыря возможно было лишь в крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжело больного). Совершивший требу в чужом приходе делал записи об этом в своих метрических книгах и передавал сведения о требе пастырю того прихода, где она была отправлена. В чужом приходе священник мог совершать требу лишь по распоряжению епископа или по просьбе местного настоятеля (в случае его болезни или отсутствия).

Помощниками приходского священника являлись диакон и низшие клирики. По штатам 1885 г. во всех епархиях, кроме западных и закарпатских, в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщик. Если при приходской церкви состояло два или три пресвитера, то в притч (его составляют все клирики прихода) входило столько же диаконов и псаломщиков.

Неотъемлемую принадлежность прихода составляет приходской храм. В случае его разрушения или ветшания благочинный обязан был внушить прихожанам, чтобы они немедленно приступили к строительству нового храма. Храмы строились на местные средства, но в случае нужды они могли быть построены и на средства из государственной казны или из казны Синода. На клире и прихожанах храма лежала обязанность содержать его в надлежащем состоянии. Кроме приходского храма в приходе могли быть также молитвенные дома в отдаленных местах, откуда трудно добраться до приходского храма) и часовни. Домовые церкви разрешалось устраивать в домах особо почтенных лиц, находящихся в преклонных летах или болезненном состоянии. После кончины лица, которому дозволялось иметь домовую церковь, она закрывалась, и церковная утварь не переходила в собственность наследников, а поступала в приход. При открытии новых приходов прихожане брали на себя обязательство устроить церковный дом для причта.

С 1880 г. в ведении приходских священников находились церковно-приходские школы и школы грамотности.

В каждом приходе из числа прихожан избирался староста. Старостой следовало избирать человека особо благочестивых правил. Должность старосты введена Указом 1721 г. Поначалу его единственной обязанностью была продажа свечей. Впоследствии в обязанности старосты вошло хранение церковных денег и всех вообще церковных средств. Старосте поручалось от лица прихожан следить за сохранностью приходского имущества, но он не имел права распоряжаться церковными денежными средствами, а расходуя их, обязан был беспрекословно повиноваться архиерею. Во всех своих действиях староста находился под наблюдением и контролем причта. По государственным законам церковные старосты имели ряд привилегий. Если старосты были лицами податных состояний, то они освобождались от податей. Избирались старосты сроком на 3 года.

Попечение об увеличении церковного имущества, о правильном вознаграждении клира, о содержании приходских благотворительных учреждений возлагалось на приходские попечительства. Члены попечительства избирались прихожанами на определенный срок. Непременными членами попечительства состояли священник и церковный староста. Председатель попечительства избирался из самых почтенных прихожан. Действия попечительства контролировались епархиальной властью.

В процессе подготовки Поместного Собора, которая началась в 1905 г., вопрос о приходах вызвал особенно острую дискуссию. Он обсуждался и в Предсоборном Присутствии, и в церковной печати. Не простым делом оказалось даже сформулировать само определение прихода. Известный канонист профессор И. С. Бердников предлагал такую формулу: «Церковным приходом в Православной Церкви называется община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника. Приход составляет нераздельную часть епископии и подчинен епископу как высшему своему пастырю. Ближайшее же пастырское руководство им принадлежит, по поручению епископа, местному священнику.» Профессор А. И. Алмазов писал: «Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа, для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания верующих под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковной властью храме.» По формуле А. А. Папкова, «приход в составе клира и мирян есть особая церковная в зависимости от епархиального епископа община с правами юридического лица.» Профессор П. В. Знаменский предложил такое определение: «Православный приход представляет собою территориальную церковную общину, соединенную около своего храма и имеющую для удовлетворения своих религиозных потребностей своих собственных священно-церковно служителей.»

В результате дискуссии в Предсоборном Присутствии было дано такое определение прихода: «Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания православных христиан, под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковной властью храме.»

Принято было особое положение и относительно имущества православного прихода: «Православная Российская Церковь является собственником всего церковного, причтового и приходского имущества. В приходах же заведывание местным приходским имуществом вверяется приходу как юридическому лицу, состоящему из причта и прихожан местного храма, находящихся в канонической зависимости от местного епископа.» Вынесение этих двух определений явилось главным результатом обсуждения приходского вопроса в Присутствии. В 1908 г. по приходскому вопросу созывается особое Присутствие, в котором разрабатывается новое положение о приходе.

Приходской устав Поместного Собора 1917-1918 гг.

Самое обширное по объему из постановлений Собора 1917-1918 гг. - это Определение о православном приходе, по-другому названное Приходским уставом. По поручению Собора введение к Уставу составили архиепископы Тверской Серафим и Пермский Андроник, Л. К. Артамонов и П. И. Астров. Во «Введении» дан краткий очерк истории прихода в Древней Церкви и у нас в России. В нем говорится также о месте прихода в структуре Церкви: «Свою Церковь вверил Спаситель руководству апостолов и их преемников епископов, а от них эти последние, при невозможности одному объять всю епархию, вверяют некоторые части ее - приходы пресвитерам, как исполнителям епископских предначертаний для христиан.

В основе приходской жизни должен лежать принцип служения: «Под руководством преемственно Богопоставленных пастырей все прихожане, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованиями.»

В Уставе дано определение прихода: «Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля.»

Священной обязанностью прихода Собор провозгласил заботу о благоустроении его святыни - храма. В Уставе определен состав нормального приходского причта: священник, диакон и псаломщик.

На усмотрение епархиальной власти представлялось увеличение или сокращение приходских штатов до двух лиц. Согласно Уставу, назначение клириков должно производиться епархиальными архиереями, которые, однако, могут учитывать и пожелания самих прихожан.

В Уставе предусматривалось избрание прихожанами церковных старост, на которых возлагалась забота о приобретении, хранении и использовании храмового имущества. Для решения вопросов, связанных с сооружением, ремонтом и содержанием храма, содержанием клириков и обеспечением их помещением, а также вопросов, касающихся избрания должностных лиц прихода, предлагалось не реже двух раз в году созывать приходские собрания, постоянно действующими органами которых являются приходские советы, состоящие из избранных на приходском собрании клириков, церковного старосты или его помощника и нескольких мирян. Председательствовал и на приходском собрании, и в приходском совете настоятель храма.

Собор вынес также «Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.» Помимо участия в приходских собраниях и приходских советах, Собор открывал женщинам возможность участвовать в деятельности благочиннических и епархиальных собраний, однако не в епархиальных советах и судах. В исключительных случаях благочестивые христианки могли допускаться и на должность псаломщиц, но без включения в клир.

В этом «Определении» Собор, не нарушая незыблемых догматических и канонических оснований, которые не смешивают мужское и женское служение в Церкви, в то же время выразил насущные потребности церковной жизни. Постановление оказалось своевременным и благодетельным для судьбы Русской Церкви. Христианки, составляющие в последние десятилетия XX века бо льшую часть православно верующего народа, стали у нас оплотом церковности.

На своей третьей сессии Собор вынес два определения, направленные на защиту достоинства священного сана. Опираясь на апостольские наставления о высоте священного служения (I Тим. 3:2; Тит. 1:6) и на святые каноны (3 прав. Трулл. Соб. и др.), Собор подтвердил недопустимость второбрачия для вдовых и разведенных священнослужителей. Вторым определением подтверждалась невозможность восстановления в сане лиц, которые лишены его на основании приговоров духовных судов, правильных по существу и по форме.

Неукоснительное соблюдение этих определений православным духовенством, верным нравственным заветам Христа, строго хранящим канонические основания Богозданного строя Церкви, в 1920-1930-е годы уберегло его от дискредитации, которой подверглись группировки обновленцев, поправших и нравственный закон, и святые каноны.

Определением от 18 (31) июля 1918 г. Собор снизил возрастной ценз для безбрачных кандидатов священства, не состоящих в монашестве: с 40 лет, как было установлено в Русской Церкви, до 30 лет. По обстоятельствам времени, далеко не все положения Приходского Устава удалось провести в жизнь.

Приходское управление по «Положению об управлении...» Поместного Собора 1945 г.

Поместный Собор 1945 г., сообразуясь с государственным законодательством и учитывая реальные условия жизни, сложившиеся в 1940-е годы, разработал новые нормы церковно-приходского устройства. Они изложены в IV отделе «Положения.»

Согласно «Положению,» приходская община, состоящая не менее чем из 20 человек, по ее заявлению регистрируется гражданской властью, которая предоставляет ей храм. Это делается по соглашению с епархиальным архиереем. В «Положении» предусмотрено существование 4 органов управления общиной: распорядительный орган - двадцатка, заменяемая после учреждения прихода приходским собранием, исполнительный - церковный совет, контрольный - ревизионная комиссия и настоятель храма. Церковный совет и ревизионная комиссия образуются приходским собранием.

В состав церковного совета входили настоятель в качестве председателя совета, и избираемые собранием, староста, его помощник и казначей. Все приходское хозяйство находится на попечении церковного совета. Церковный совет заботится о содержании, ремонте, освещении и отоплении храма, о снабжении храма богослужебными утварью и книгами, нательными крестиками, ладаном и другими необходимыми вещами. Церковный совет распоряжается средствами прихода и ведет их учет. Он обязан делать отчисления из этих средств в Патриархию и Епархиальное Управление. В «Положении» говорится и об источниках приходских доходов, которые складываются из тарелочного сбора, взносов на просфоры, свечи и из пожертвований на нужды храма. По этому «Положению» обязанности старосты, его помощника и казначея, приблизительно соответствовали обязанностям старосты синодальной эпохи.

Ревизионная комиссия, согласно «Положению,» состояла из 4 членов прихода; в ее обязанности входило постоянное наблюдение за церковным имуществом и проведение епархиальных ревизий имущества, денежных сумм и произведенных расходов. Настоятель храма является лицом, подчиненным архиерею и ответственным перед ним. Он назначается архиереем и обязан точно исполнять его указания. Подчиняется он и местному благочинному, поставленному архиереем.

По «Положению» Поместного Собора 1945 г., настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, он являлся управителем прихода и его духовным руководителем. Он контролировал деятельность прихода и был его руководителем. Подобно Патриарху и епархиальному архиерею, настоятель храма имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью.

Архиерейский Собор, состоявшийся 18 июля 1961 г., внес существенные изменения в IV главу «Положения об управлении Русской Православной Церкви,» которая называется «Приходы,» установив новую организацию приходского управления. Настоятель вместе с клириками устранялись от участия в приходском собрании и Приходском Совете. «Настоятель храма, - говорилось в новой редакции «Положения,» - памятуя слова апостола: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4), осуществляет духовное руководство прихожан, наблюдает за благолепием и уставностью богослужений, за своевременным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан.»

Хозяйственные и финансовые попечения о приходе и храме возложены были на исключительно мирянские по своему составу приходское собрание и приходской совет во главе с председателем - старостой. Реформа приходского управления - вынужденная мера. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко усилилось. Выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в строгое соответствие с постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях,» которое устраняло духовенство как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. После принятия Конституции СССР 1936 г., предоставлявшей всем гражданам одинаковые права, данное постановление вступило в противоречие с Основным Законом государства.

Изменения в устройстве приходского управления, которые внес Архиерейский Собор 1961 г., были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г. Тем не менее, их негативное влияние на приходскую жизнь сказывалось очевидным образом. Духовенством и церковным народом была осознана необходимость участия настоятелей и клириков в управлении приходскими делами, включая и административно-хозяйственные.

Приходское управление по «Уставу об управлении...» 1988 г.

Новый «Устав об управлении Русской Православной Церкви,» изданный Поместным Собором 1988 г., в значительной мере, но не вполне, возвратил то положение, которое существовало на приходах до 1961 г. Приходскому управлению посвящена VIII глава «Устава» (а после изменений, внесенных Архиерейским Собором 1989 г., - его IX глава).

«Приходом, - по определению, данному в «Уставе,» - является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Такая община составляет часть епархии, находится под каноническим управлением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.» Приходскую общину могут образовать не менее 20 верующих православных граждан. После регистрации гражданскими властями община приступает к своей деятельности по благословению епархиального архиерея.

В «Уставе» предусматриваются три органа приходского управления: приходское собрание во главе с настоятелем, приходской совет и ревизионная комиссия. Настоятель назначается архиереем и «призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом, совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям церковных канонов и настоящего Устава.»

В круг обязанностей настоятеля, согласно «Уставу,» включаются руководство причтом, наблюдение за состоянием храма и богослужебной утвари, соблюдением требований богослужебного устава; он несет ответственность за точное исполнение указаний епархиального архиерея, представление благочинному или непосредственно архиерею ежегодных отчетов о состоянии прихода, ведет официальную переписку, хранит приходской архив, выдает удостоверения о крещении и венчании брака. Отпуск настоятель может получить лишь по разрешению епархиальной власти.

В состав приходского причта входят священник, диакон и псаломщик. В зависимости от нужд прихода число членов причта может быть сокращено или увеличено. «Избрание и назначение священно и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.» Устав требует от кандидата в диакона или священника достижения им совершеннолетнего возраста, наличия необходимых нравственных качеств и достаточную богословскую подготовку, а также чтобы он представил свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению. Ставленник не может состоять под церковным или гражданским судом. Перед рукоположением он подписывает церковную присягу. Власть перемещать или увольнять клириков принадлежит епархиальному архиерею. «Священнослужитель, - говорится в Уставе, - может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия правящего архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.»

«Прихожанами, - согласно «Уставу,» - являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходским храмом.» Членами приходского собрания могут быть клирики и совершеннолетние миряне, не находящиеся под церковным или гражданским судом. Председателем собрания по своему положению избирается настоятель прихода. Право созывать приходское собрание принадлежит настоятелю совместно с приходским собранием. Решение принимается приходским собранием, большинством голосов, а в случае равенства голосов перевес дает голос председателя. В круг обязанностей приходского собрания входят хранение внутреннего единства прихода и «содействие его духовно-нравственному возрастанию,» ответственность за сохранность имущества прихода, забота о состоянии храмового пения, утверждение годового бюджета прихода, изыскание средств на нужды прихода. Приходское собрание избирает из числа своих членов приходской совет и ревизионную комиссию.

Приходской совет является исполнительным органом приходского собрания и подотчетен ему. Он состоит из председателя, его помощника и казначея, избираемых из клириков или мирян сроком на 3 года. Председателем совета может быть избран и настоятель прихода. Приходской совет несет ответственность за сохранность храма и церковного имущества, распоряжается денежными средствами прихода, исполняет решения приходского собрания. Официальные бумаги прихода подписывают настоятель и председатель приходского совета. Если же это одно и то же лицо, то бумаги подписывает еще казначей. Банковские счета и вообще все финансовые документы подписываются председателем приходского совета и казначеем.

В состав ревизионной комиссии, избираемой приходским собранием на 3 года, входят председатель и 2 члена. Обязанности комиссии, согласно Уставу, следующие: проведение ревизий наличия денежных средств, контроль за законностью расходов, правильностью ведения приходно-расходных книг, за снятием кружек с пожертвованиями, наблюдение за состоянием церковного имущества, ежегодная инвентаризация этого имущества.