Что значит бакалавриат академический. Чем отличается степень бакалавра от магистра - сколько лет учиться, как получают диплом

Содержание

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная . Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая . Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он - магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ

О путях этого развития - руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) .

Владимир Игоревич, когда прикладной бакалавриат только задумывался, речь шла о четырехлетних программах, как и для обычного бакалавриата. Теперь же, в рамках доработки Стратегии-2020, говорится о трехлетних программах. Сколько же все-таки лет нужно будет учиться на прикладного бакалавра: три или четыре?

Причина этого разночтения объясняется подвижностью педагогических концепций – тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый - что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы.

- Чем привлекателен для студентов прикладной бакалавриат в вашей интерпретации?

Главное, чем можно их привлечь, - выгодное трудоустройство. Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.

Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом, нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.

И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.

- Но почему все-таки четыре года обучения? Общее образование вместе с прикладной квалификацией нельзя дать быстрее? - Мы считаем, что программа должна быть четырехлетней, чтобы не снижать общего академического уровня бакалавра.

А идея трехлетних программ связана всего лишь с тем, что предлагается назвать прикладным бакалавриатом программы, которые реализуют учреждения среднего профессионального образования (СПО) – колледжи, техникумы. Дескать, давайте переименуем программы колледжей – и туда с удовольствием пойдут люди. Получится практико-ориентированная подготовка без высшего образования, а называться будет тем же словом «бакалавриат», что и программы вузов. Меняем название, формально повышаем уровень образования – появляется привлекательность, а на самом деле ничего толком делать не надо. Возьмем лучшие колледжи, где срок обучения – 3-3,5 года, и на их примере это покажем. Эта идея оказалась не сильно состоятельной – так можно только путаницу создать в головах у людей.

У меня есть еще одна версия возникновения идеи трехлетних программ. Лет десять назад обсуждалась возможность перехода к трехступенчатой системе высшего образования. Мы говорили о том, что возможно введение первой степени – двухлетней, после которой следуют собственно бакалавриат и магистратура. И эта «вилка» в Болонском соглашении есть до сих пор. Может быть, три года «выплыли» оттуда – после прохождения первого общеобразовательного цикла высшего образования человек еще год учится в бакалавриате и получает такой полу-диплом, то, что раньше называлось «незаконченное высшее образование».

Но такой подход оказался невостребованным – все-таки имеет смысл давать полноценную бакалаврскую подготовку. Опять же путаница у людей возникнет. Сегодня мы даже не можем толком объяснить, кто такой бакалавр, вы спрашиваете, кто такой прикладной бакалавр, а если еще первую ступень ввести, совсем запутаемся. Не стоит сажать столько сосен, чтобы потом в них блуждать.

- В 2010 году начался эксперимент по прикладному бакалавриату. Каковы его промежуточные итоги и дальнейшие перспективы?

Эксперимент проходит в соответствии с постановлением правительства – отобраны 56 учебных заведений, вузы и

консорциумы, в которые входят вузы вместе с колледжами. Есть разные промежуточные результаты, в том числе оплошности. Например, поскольку программы экспериментальные, они не аккредитованы, и многих мальчиков призвали в армию на законном основании. Так что в ряде отраслей – например, в информационной – эксперимент сорвался, в группах были одни мальчики, и что с ними делать по возвращении из армии, неясно.

Национальный фонд подготовки кадров сейчас ведет мониторинг эксперимента. Мы, со своей стороны, отслеживаем содержательную часть – смотрим, как обычная часть программы сочетается с прикладной, можно ли все это реализовать не на базе вуза, а на базе учреждения СПО. Вузы ведь должны не снижать теоретическую планку, а в колледжи можно отдать практико-ориентированную часть. И, надо сказать, наиболее устойчивой оказывается та система, где вуз реализует программу прикладного бакалавриата без помощи колледжа. Например, на факультете одна группа – обычные, академические бакалавры, другая – прикладные, то есть в вариативной части стандарта она ориентирована на прикладное обучение. Но и здесь есть опасность – что прикладную составляющую вузы сведут на нет, ограничатся обычным бакалавриатом.

С моей точки зрения, очень неустойчиво, плохо организовано сетевое сотрудничество вузов и учреждений СПО. Связано это с финансовыми проблемами – есть сложности во взаиморасчетах. Мы надеемся на новый закон «Об образовании» - ту статью, где описываются возможности сетевого сотрудничества учебных заведений.

А почему вузы могут свести на нет прикладную часть? Ведь это в их интересах – обеспечить больше возможностей студентам для трудоустройства.

Дело в том, что выпускники многих направлений, специальностей и так пользуются спросом на рынке труда. Сколько бы ни ругали экономистов, юристов, они, если верить статистике, на рынке труда наиболее успешны. Делать что-то отдельное, прикладное вузам смысла нет, поскольку отрасли поглощают выпускников и дальше воспитывают их определенным образом. Есть отрасли, где иного бакалавриата, кроме прикладного, не может быть по определению – например, педагогика. Школе не нужен педагог-исследователь, ей учитель нужен. К квалификации бакалавра педагогики мы и так всегда прикладываем более конкретную квалификацию – учителя физики, информатики и проч.

А есть отрасли, для которых нужно менять структуру подготовки – именно прикладные бакалавры там будут востребованы. Мечта работодателя – чтобы его техник с СПО имел более высокий уровень теоретической подготовки. Здесь мы видим удачные примеры у металлургов, еще в ряде технических сфер, на программы обычного бакалавриата накладываются конкретные профессиональные модули – подготовка по востребованным технологиям, с определенным местом трудоустройства в дальнейшем. Появляются признаки узкой квалификации на базе широкого бакалаврского образования.

- Такая форма предполагает достаточно широкое сотрудничество с производственными предприятиями?

Конечно, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве. К сожалению, пока эта идея реализуется не так успешно, как хотелось бы.

Высшей школе вообще сложно организовать такую практическую подготовку, поскольку там есть системная проблема - склонность к теоретизированию. Всю практическую конкретику студенты должны постигать самостоятельно. Учреждения СПО, напротив, не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них нет профессорско-преподавательского состава, а для того, чтобы нормально обучить студентов практически вещам, нужно опять-таки сотрудничество с работодателем.

Таким образом, прикладной бакалавриат, будучи массовой формой образования, может «работать» только при определенных условиях: когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов. Лучше всего, когда преподаватели техникума или колледжа работают на этом предприятии или хотя бы с ним сотрудничают. И тогда вузам выгодно сотрудничать с системой СПО: на себя взять теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить техникуму.

В рамках обсуждения Стратегии-2020 говорилось, что в дальнейшем студенты будут иметь возможность выбрать академический или прикладной бакалавриат не только при поступлении, но и на втором или третьем курсе.

На мой взгляд, так и должно быть. При поступлении на первый курс ведь не все понимают, к чему они на самом деле стремятся: делать академическую карьеру или поскорее выходить на рынок труда. Если человек уверен в себе как в теоретике, ему, конечно, лучше поступать в магистратуру, а потом в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку.

Стандарты высшего образования третьего поколения позволяют человеку самостоятельно сделать свою программу более прикладной или более теоретической. Например, в рамках направления «Экономика» существует 33 профиля - от международных экономических отношений до бухгалтерского учета. В рамках ряда профилей могут существовать прикладные программы - к примеру, подготовка специалистов по налогообложению. Выпускник может стать не просто бакалавром экономики, но и готовым чиновником соответствующей службы.

Какие организационные и правовые меры нужно предпринять, чтобы все это можно было реализовать? Сейчас студенту 2-3 курса перейти с одной программы на другую довольно проблематично.

Да, и это связано с тем, что современный вуз, к сожалению, преследует свои интересы, а интересы студентов - для него дело второстепенное: как правило, для администрации обеспечение преподавателей часами важнее, чем качество обучения. С этим связаны такие устаревшие вещи в нашем высшем образовании, как деление на группы. Это ведь просто попытка «привязать» студента к расписанию, лишить его выбора, подменить выбор набором спецкурсов. А должно быть по-другому: базовые обязательные курсы, которые читаются потоку, и курсы по выбору, которые студент выбирает сам, а группы формируются уже в зависимости от того, кто что выбрал. Чтобы это осуществить, нужен полноценный переход на кредитно-модульную систему, а не просто расчет нагрузки преподавателей.

Кроме того, нужен институт тьюторов – тех, кто помог бы студенту сориентироваться в программе, объяснил, какая последовательность курсов - образовательная траектория - куда его приведет.

Естественно, нам нужен и другой институт оценивания квалификации выпускников. Существующие сегодня формы типа государственных экзаменов, дипломной работы опять же имеют смысл только для теоретиков.

- При обсуждении Стратегии-2020 высказывалось мнение о том, что работодатели должны участвовать в итоговой аттестации студентов. Как вы считаете, реально ли это де-факто, а не де-юре?

Я считаю, что да, реально, а в ряде случаев - необходимо. Там, где речь идет, например, об обеспечении города учителями или завода инженерами, работодатель и его мнение должны быть на первом месте. Но есть свободные творческие профессии, где подготовка специалистов с учетом работодателей - необязательное условие. Например, трудно сказать, кто является работодателем будущего писателя.

Проблема в том, что сейчас процесс итоговой аттестации выпускников бюрократизирован, существует огромное количество процедур. Например, аттестация учителей - сама по себе, аттестация выпускников педагогических университетов – сама по себе. И в чем здесь смысл? Поэтому, на мой взгляд, первое, что необходимо, – унификация этих процедур. Я думаю, следует выделить ряд прикладных отраслей, где работодатели могут и готовы участвовать в оценке квалификации. Там должно произойти делегирование полномочий по оценке квалификации выпускника от вуза к работодателю.

А сейчас вуз сам учит, сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает на рынок труда. Если дипломы ряда престижных вузов еще пользуются доверием, то обо всех остальных такого не скажешь. И это лишний раз доказывает необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников.

- Когда речь шла о разработке стандартов третьего поколения, работодатели были не очень активны...

В среднем - да, не очень активны. Но есть, например, такие компании, как Объединенная авиастроительная корпорация, где стандарты читали внимательно и принимали участие в их обсуждении. Чтобы принять человека на работу, в этой компании есть свои тестирования и оценки квалификаций. Всем было бы проще, если бы эти тестирования можно было объединить с вузовскими процедурами. Есть и примеры, когда работодатели охотно сотрудничают с отдельными вузами – например, металлурги с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов». Продвинутые работодатели уже не хотят брать на работу «кота в мешке» и пытаются влиять на подготовку кадров, в том числе, через стандарты.

Беседовала Екатерина Рылько

В соответствии с действующим законодательством, есть несколько уровней высшего образования:

  • аспирантура;
  • магистратура;
  • академический и прикладной бакалавриат.

В чем разница?

В соответствии с федеральными госстандартами высшего образования, которые начали действовать с сентября 2014 года, у бакалавра теперь есть возможность получить квалификацию академического или же прикладного бакалавра. Таким образом, помимо традиционной до недавнего времени квалификации академического появился также так называемый прикладной бакалавриат, в связи с чем многие люди до сегодняшнего дня не знают о том, что это за квалификация, и в чем заключаются основные различия между ними.

Особенности академической формы обучения

Еще недавно многие сомневались в том, что, поступая на форму обучения «бакалавриат», можно в принципе получить интересующий диплом о высшем образовании. На сегодняшний день уже многие задаются другим вопросом: «Что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат?» Но в первую очередь стоит рассмотреть то, для чего вообще существует данная форма обучения.

История

Бакалавриат представляет собой форму получения высшего образования, которая традиционно существовала на территории Европы, а также США и других развитых стран. В передовых странах Азии ее приняли только в конце прошлого века, в то время как Россия приняла решение присоединиться к Болонской конвенции, а также взять на себя обязательства по полному переходу на эту систему образования в 2003 году. Именно по этой причине с 2011 года более традиционная для нашей страны форма образования типа «специалитет» практически была заменена новой, и перечень профессий, где она остается, постоянно сокращается.

Понятие

Сам по себе вопрос о том, что значит прикладной бакалавриат, начал появляться относительно недавно, когда в 2009 году было выпущено постановление, чтобы начать проведение эксперимента, направленного на формирование подобной формы обучения в различных образовательных учреждениях.

Данная форма обучения имеет базу в виде различных образовательных программ высшего образования, которые ориентируются в первую очередь на получение предельно серьезной теоретической подготовки в комплексе с программами среднего специального образования, направленными уже на предоставление учащимся практических навыков непосредственно на производстве. Однако с 2014 года с введением новой формы обучения многие задались вопросом о том, что значит прикладной и академический бакалавриат.

Кто такой бакалавр?

Бакалавр представляет собой выпускника вуза широкого профиля, то есть ему предоставляется полная база всех навыков и знаний, которые должен иметь человек с высшим образованием, включая как фундаментальную подготовку, так и различные гуманитарные дисциплины.

Однако некоторые узкоспециальные предметы, преподаваемые специалистам исключительно на пятом курсе, бакалавр и вовсе не будет изучать, потому что все эти навыки и знания он сможет уже получить непосредственно на предприятии, то есть работая на конкретной должности. Далеко не секрет, что специфическая подготовка, которая предлагается на старших курсах современных вузов, часто не соответствует тем запросам, которые выдвигаются работодателями, вследствие чего в преимущественном большинстве случаев приходится проводить повторное обучение на новом оборудовании или же технологических линиях. С этой точки зрения и появляется разница между прикладным и академическим бакалавриатом, ведь в первом случае предоставляется гораздо больше практических знаний каждому ученику.

При этом в соответствии с базовым смыслом академической формы иногда лучше получить универсальную подготовку и тщательно освоить азы перед тем как начинать работать.

Как это помогает в будущем?

Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.

Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.

Как он работает?

В соответствии с требованиями Министерства науки и образования, более 50% общей трудоемкости образовательной программы в данном случае составляют исключительно практические занятия, что существенно больше по сравнению с тем, как ведется программа академического бакалавриата. В связи с данным фактом определенно нельзя сказать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, так как у них есть свои плюсы и минусы.

Ориентированность на практику в данном случае выражается дополнительно в том, что бакалавров подготавливают для определенных предприятий тех или иных отраслей, вследствие чего в процессе составления и дальнейшей реализации образовательной программы будут учитываться также пожелания конкретных работодателей. Программа, использующаяся в бакалавриате прикладного типа, имеет нормативный срок освоения четыре года, на протяжении которых учащимся предоставляется профессиональная подготовка, ориентированная на практику и характерная для различных учебных заведений среднего специального образования. В то же время предоставляется и профессиональная теоретическая подготовка, которой и славится академический бакалавриат. Таким образом, рассматривая, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, в первую очередь стоит отталкиваться от целей учащегося, а также интересующей его сферы деятельности.

Зачем это нужно?

Некоторые профессии за последние несколько лет стали гораздо сложнее, и если раньше от специалистов среднего звена было принято требовать исключительно технические навыки, то в наше время нужно обладать еще и значительной теоретической базой. В преимущественном большинстве случаев всевозможные колледжи или же техникумы не дают возможности обеспечить подготовку специалистов на этом уровне, в то время как выпускники вузов, которые на протяжении нескольких лет получили неплохую академическую базу, отличаются малым опытом в реальных производственных условиях. Именно поэтому, раздумывая над тем, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, многие выбирают именно второй вариант, так как его ввели в виде нового качественного уровня действующего высшего образования.

Создан он был с той целью, чтобы объединить в себе усилия средней профессиональной и высшей школы, перенимая только наиболее важные формы теоретической и практической подготовки. Продолжаем рассматривать прикладной бакалавриат и бакалавриат. Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме вместе с дипломом о высшем образовании ученик получает максимум навыков и знаний, которые требуются для начала работы по специальности без необходимости проведения каких-либо дополнительных стажировок.

Как это происходит?

Точно так же, как и в случае со стандартной формой обучения, после проведенного обучения выпускнику предоставляются диплом и квалификация «бакалавр». В чем еще не похожи прикладной бакалавриат и бакалавриат? Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме ученику обеспечивается определенный квалификационный разряд по какой-либо конкретной или же нескольким разным профессиям.

Таким образом, прикладной бакалавр - специализированная образовательная квалификацию, предоставляемая тем ученикам, которые полностью закончили программу высшего уровня образования на уровне бакалавриата. При этом, разбираясь в том, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, нельзя не отметить и то, что в прикладной форме после выпуска учащийся имеет компетенцию по решению всевозможных технологических задач в разных социально-экономических сферах, и может начинать профессиональную деятельность сразу после того, как закончит обучение. Единственным отличием в данном случае является гораздо больший объем практического обучения, в связи с чем ученику и предоставляется квалификация рабочего или же определенная должность служащего по выбранному им профилю.

В чем преимущества?

По сегодняшний день многие не понимают, что представляют собой бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между ними, было описано выше, а далее следует рассмотреть преимущества прикладной формы.

Конечно, главным преимуществом является то, что обеспечивается подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированная в первую очередь на практику. Предполагается, что те студенты, которые смогут пройти четырехлетнюю программу обучения по этой форме, в конечном итоге будут хорошими практиками, обладающими неплохой теоретической подготовкой, соответствующей высшему образованию, и именно поэтому многие задумываются над тем, что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат.

Именно в таких специалистах сегодня заинтересованы все работодатели, которые осуществляют активное участие в процессе разработки учебных планов. Это также различает бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между этим формами, можно выразить еще и в том, что в последнем случае специалист подготавливается под определенное рабочее место по востребованным технологиям и практически гарантированно имеет место трудоустройства сразу же после окончания вуза.

Таким образом, для конкретного работодателя является крайне важным наличие подобной формы обучения, если он готов принимать участие в подготовке специалистов, знает о том, какие работники ему нужны на данный момент, а какие могут понадобиться в долгосрочной перспективе.

Что с наукой?

В первую очередь научные сотрудники часто задумываются над тем, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. В данном случае также предусматривается возможность дальнейшего обучения, то есть при желании выпускник может поступить в дальнейшем в магистратуру. Однако главным отличием с этой точки зрения является то, что прикладник в обязательном порядке в первую очередь должен идти на то производство, на которое его подготавливали, а не в науку.

Другие отличия

Также стоит отметить и несколько других фактов того, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. Прикладная форма обучения полностью устраняет социальный разрыв, который образовался между рабочими профессиями, а также присущим выпускникам высших учебных учреждений повышенным социальным статусом. Ориентировочно к 2018 году уже более 30% студентов вузов будут заниматься по программам прикладного бакалавриата, и при этом в них могут преобразоваться около 50% программ среднего специального образования, существующих на сегодняшний день.

Что значит прикладной бакалавриат для современного студента? Это прекрасная перспектива для учащихся, которые собираются в дальнейшем работать в прикладных областях.

Все чаще нам приходится слышать о программах "Прикладного бакалавриата" и в то же время о полном отсутствии понимания данного термина.

Данный вопрос отлично освещается в интервью директора департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко (газета Известия).

«Прикладной бакалавриат » - так называется программа обучения для студентов средних специальных и высших учебных заведений, стартующая в этом году.

Предполагается, что учащиеся, проучившись четыре года по этой программе, станут хорошими практиками и в то же время будут иметь теоретическую подготовку на уровне высшего образования. То есть создается некий гибрид техникума и института, в котором за четыре года студенты станут полноценными специалистами . Что представляет собой эта программа, рассказывает директор департамента госполитики в области образования Минобрнауки Игорь Реморенко.

Известия: Игорь Михайлович, сейчас начинается эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Расскажите, что это такое и откуда появилась сама идея?

Игорь Реморенко: Идея эксперимента появилась лет пять назад. Предпосылок было несколько. Во-первых, порядка 70% ребят, заканчивающих средние специальные учебные заведения, потом поступают в вуз, стремясь получить высшее образование. Порой они это делают даже не из-за потребности в дополнительном образовании, а из-за статуса. Получается, что вначале они четыре года учатся в среднем специальном учебном заведении, а потом еще три-четыре года, а то и пять лет, если говорить о двухуровневом образовании,- в вузе. При этом, скажем, в некоторых регионах выпускники педагогических училищ котируются выше, нежели выпускники педагогических же вузов. В то время как первые вместо того, чтобы работать и строить карьеру, следуя за модой, вынуждены получать высшее образование. Получается, что для достаточно большой категории людей неоправданно увеличивается срок обучения, и все из-за формального статуса специалиста с высшим образованием.

Второе - некоторые профессии последние годы значительно усложнились. И если раньше хватало технических навыков, то сейчас необходимо еще знать и теоретическую базу, основополагающие принципы. Например, в металлургии усложняется технологический процесс, из-за чего надо не только уметь производить конкретные действия на каждом его этапе, но и понимать, как устроен весь процесс, чтобы в нужный момент сделать правильный выбор между тем или иным действием. И поскольку специальности усложняются, подготовка специалистов приближается к уровню высшего образования. Эти два обстоятельства и обусловили необходимость эксперимента. Были отобраны высокотехнологичные специальности, и по ним решено дать возможность учащимся получить полноценное, подчеркиваю, высшее образование. Все это делается при сотрудничестве средних и высших учебных заведений.

И: Какие именно специальности были отнесены к высокотехнологичным?

Реморенко: Металлургия, машиностроение, материалообработка, причем в данных учебных курсах появляются элементы нанотехнологий, что делает предметы еще сложнее. Затем информатика и вычислительная техника, где надо понимать тенденции программирования, новые направления. Далее экономика и управление, где необходимо уметь заниматься финансовым планированием, а не просто быть бухгалтером. Энергетика, педагогика и ряд других специальностей также включены в этот список. То есть специалисты, выпускаемые в рамках программы прикладного бакалавриата, должны обладать не только компетенцией в конкретной области, но и быть способными руководить технологическими процессами и разбираться в бизнес-процессах.

При отборе направлений, по которым пойдет эксперимент, мы, во-первых, смотрели, какие отрасли и соответствующие им направления подготовки зарекомендовали себя как высокотехнологичные. Во-вторых, ведомства направляли нам свои предложения, объясняя, в каких именно специальностях они заинтересованы. И, в-третьих, переход на новые образовательные стандарты позволяет увидеть, какого рода компетенции нужны ученикам и как они соотносятся с тем, что способны дать учебные заведения. Важно, чтобы эти новые компетенции соотносились именно с высшим образованием.

И: По какому принципу отбирались учебные учреждения для участия в программе?

Реморенко: Был объявлен конкурс среди учебных заведений, желающих принять участие в программе. Каждое из учреждений оформило программу эксперимента, обосновало свои действия и намерения. После экспертного анализа программ конкурсная комиссия отобрала тридцать учреждений, сейчас, возможно, к ним прибавится еще девятнадцать. В течение четырех лет будет проходить эксперимент. Студенты, участвующие в нем, получат высшее образование с квалификацией бакалавра.

И: А когда начнется эксперимент?

Реморенко: Можно сказать, что он уже начался. Поступать абитуриенты будут этим летом. Сейчас мы готовим документы, рекомендации, готовим вопросы и ответы для образовательных учреждений. Разъясняем, например, что поступающих в образовательное учреждение нужно ставить в известность о начале эксперимента по такой-то образовательной программе.

И: После обычного многие продолжают учиться дальше, поступая в магистратуру. Для учащихся по программе прикладного бакалавриата с этим трудностей не возникнет?

Реморенко: Программы прикладного бакалавриата строятся исходя в первую очередь из потребностей практической деятельности на производстве, нежели из нужд исследовательской работы. Поэтому он, собственно, и прикладной. Но надо сказать, что и магистратура не всегда исследовательская. Есть магистратуры, где человек просто осваивает какие-то серьезные технологии для практического их применения. Например, юриспруденция в сфере недвижимости, где очень подробно изучается узкий сегмент. Очень прикладная вещь. И в таком вот смысле каких-либо ограничений у бакалавров при поступлении в магистратуру не будет.

И: А для тех, кто решит заняться исследовательской работой?

Реморенко: И это вполне возможно. После окончания бакалавриата необходимо будет сдать экзамен для обучения по магистерской программе.

И: В чем заключается специфика прикладного бакалавриата? Больше практических занятий предполагает, по идее, что студент должен очень значительную часть времени уделять знакомству с производственным процессом. А где он будет это делать? На предприятиях?

Реморенко: По-разному. Разумеется, освоение технологий имеет здесь большее значение, нежели в обычных программах бакалавриата. Сейчас часто на базе самих образовательных учреждений существуют так называемые «учебные полигоны», где можно изучить ту или иную практическую деятельность. К тому же в продвинутых технических учебных заведениях, как правило, довольно велика доля приезжающих с предприятий. Они получают новую специальность, высшее образование, повышают квалификацию. И у них есть возможность быстро освоить современное оборудование у себя на производстве. Если же полигона нет, а учащиеся пришли «с улицы», то будут заключаться договоры с предприятиями.

И: Прикладной бакалавриат будет бесплатным?

Реморенко: Мы проводим этот эксперимент за бюджетные средства, и он никак не связан с количеством мест для бюджетников на других отделениях учебных заведений.

И: А какой результат, по вашему мнению, будет означать, что эксперимент удался?

Реморенко: Во-первых, это оценка качества подготовки работодателем. Предполагается, что они будут участвовать в экспертных и экзаменационных комиссиях, оценивая, насколько подходят им новые специалисты. Во-вторых, будем оценивать, насколько такие программы можно реализовать во всей сети колледжей, а не только в нескольких десятках специально отобранных. Может быть, окажется, что из отобранных 30–40 учебных заведений десять способны давать хорошее образование в рамках этой программы, а остальные - нет. Но если большинство окажется способно, работодатели будут довольны, а студентам станет интересно и перспективно учиться по таким программам, то у прикладного бакалавриата большое будущее.

И: И какое это будущее?

Реморенко: По сегодняшним данным, 15–20% России сможет давать диплом о высшем образовании по итогам обучения по программам прикладного бакалавриата.

И: Что дает самим учебным заведениям участие в эксперименте?

Реморенко: Дает статус участника эксперимента, что позволяет использовать некие дополнительные возможности при позиционировании своих программ потребителю. Проще говоря, учебное учреждение может прибавлять к своему списку преподаваемых специальностей еще и прикладной бакалавриат. Ведь, как правило, каждое хорошее учреждение стремится сейчас выйти на рынок и найти работодателя, который бы размещал у него заказы на повышение квалификации своих специалистов, особенно это касается среднего профобразования. Кризис это показал. Довольно много организаций повышало квалификацию своих сварщиков, строителей и т. д. Участие в эксперименте - дополнительный фактор, позитивно работающий на имидж образовательного учреждения.

И: В России традиционно гордятся хорошим и обширным базовым образованием, опираясь на которое человек может выбирать разные направления деятельности. Не получится ли так, что прикладной бакалавриат с его прикладной направленностью значительно сузит рамки обучения?

Реморенко: Во всем мире идет процесс сокращения числа направлений подготовки. То же самое и у нас. Образование становится, наоборот, более универсальным. Скажем, данные показывают, что чем масштабнее и общо звучит название специальности, тем больше ребят с высокими баллами ЕГЭ туда поступает. То есть, скажем, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования привлечет меньше абитуриентов, нежели технологии машиностроения. Ведь во втором случае у ребят больше возможностей найти что-то по душе среди большого набора профилей. За последние годы из пятисот направлений подготовки мы сделали триста. А ряд направлений подготовки перешли в профили. Допустим, обработка металлов давлением. То есть давлением он будет уметь обрабатывать, а по-иному - нет. Такое направление переходит в профиль, а ребята поступают на более общую обработку металлов, начиная специализироваться с третьего курса.

И: Останутся ли в прикладном бакалавриате предметы, не имеющие прямого отношения к выбранной специальности, но позволяющие заложить фундаментальное образование?

Реморенко: Такие предметы, безусловно, появляются. Их будут добавлять к программам среднего специального образования, чтобы такое образование являлось полноценным высшим образованием. Но какие дисциплины и в каком количестве - это предстоит выяснить в ходе эксперимента. Будут создаваться экспериментальные образовательные программы.

И: Будут ли созданы какие-то общественные комиссии, следящие за проведением эксперимента?

Реморенко: Создана конкурсная комиссия по отбору учебных заведений, она и будет следить. Туда входят представители Общественной палаты, регионов, объединений работодателей и других организаций.

Перейдя на болонскую систему образования, Россия стала осваивать новые программы высшего образования - бакалавриат и магистратуру. Большинство вузов стали готовить студентов по этим программам. Выучиться на бакалавра можно за четыре года. После этого студент либо идет работать, либо продолжает обучение в магистратуре. Оно длится еще два года. Будущий магистр углубляет полученные знания. По окончании магистратуры он может и заняться полноценной научной деятельностью.

Бакалавриат

Студенты-бакалавры учатся в течение четырех лет. Базой поступления является среднее полное образование, то есть одиннадцать классов школы. Также на бакалавра может пойти учиться выпускник техникума или колледжа. В этом случае срок обучения составит три года.

Студенты-бакалавры по окончании обучения получают дипломы о высшем образовании и степень бакалавра.

Но сейчас студентам следует научиться разбираться в том, что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат, так как с недавнего времени эти программы также появились в российской системе образования.

Стратегия 2020

С 2010 года чуть больше 50 российских техникумов и вузов экспериментируют с программами прикладного и академического бакалавриата. Что такое прикладной подготовка квалифицированных кадров с высшим образованием. По своей сути, это альтернатива для среднего профессионального образования.

Прикладной бакалавриат стал частью доработки правительственной программы «Стратегия 2020», направленной на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.

Когда в стране появилось понятие «прикладной бакалавриат», предполагалось, что на него также будут учить в течение четырех лет. Позже специалисты склонялись к трехлетней программе обучения. Сейчас они остановились на первом варианте обучения.

Что обозначает прикладной бакалавриат? Сейчас в это понятие входит два аспекта:

  1. Подготовка рабочих кадров, у которых будет высшее образование.
  2. Бакалавриат, у которого отмечается расширенная прикладная часть, ориентированная на трудоустройство студента.

В высших учебных заведениях страны отдают предпочтение второму варианту.

Смысл прикладного бакалавриата

Главное, что привлекает студентов к программе прикладного бакалавриата, - возможность выгодно трудоустроиться по окончании обучения. Как известно, студент-бакалавр не обладает определенной квалификацией. Во время обучения по программе прикладного бакалавриата студент изучает ту же базовую часть, что и при обычном обучении, но дополнительная более ориентирована на практику. В результате студент получает четкую квалификацию.

Подготовка студентов по определенной профессии, обучение владению компьютером и основными предметами, направленными на обеспечение деятельности руководителя, предоставление соответствующей практики и диплома о высшем образовании - это и есть то, что означает прикладной бакалавриат. А подготовленные кадры очень востребованы на современном рынке труда.

Обучение в три или четыре года?

Итак, что такое прикладной бакалавриат, по сути? Это основное образование, дополненной прикладной квалификацией по определенной профессии.

Ранее шли споры о трехгодичном или четырехгодичном образовании. В итоге было решено остановиться на четырех годах обучения, так как студенты-бакалавры должны получить соответствующий академический уровень обучения.

Когда система только вводилась, программы обучения в колледжах и техникумах предлагалось переименовать в прикладной бакалавриат. Сроки обучения в этих учебных заведениях составляют 3-3,5 года. Но идея оказалась несостоятельной. В конце концов, прикладной бакалавриат так и остается бакалавриатом, то есть предполагает получение высшего образования. Техникумы и колледжи не обладают такой квалификацией.

Академический бакалавриат

Разобравшись с тем, что такое прикладной бакалавриат, и что он ориентирован на подготовку специалистов к рабочим условиям, можно приступить к понятию бакалавриата академического. Эта программа обучения направлена на создание теоретического фундамента по большому количеству дисциплин. Практическая деятельность при этом отсутствует, так как предполагается, что основные навыки выпускник будет получать уже на работе. Данная форма обучения также продолжается в течение четырех лет.

Каждый студент решает для себя сам, какая квалификация ему нужна - академическая или прикладная. Что значит прикладной и академический бакалавриат? Первый направлен на практические знания, тогда как второй ориентирован на теорию. Академических бакалавров целенаправленно готовят к научно-исследовательской работе. Их настраивают на то, что они пойдут учиться дальше - на магистра.

Разница бакалавриатов

Если посмотреть, что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат, то выходит, что первое - это рабочий с высшим образованием, а второе - традиционная форма высшего образования.

Дальнейшее поступление в магистратуру у студентов прикладного и академического бакалавриатов отличается. «Академисты» проходят определенный конкурсный отбор, а «прикладникам» перед поступлением следует сначала поработать по своей специальности в течение определенного количества лет.

Итак, мы разобрали, что значит прикладной бакалавриат и академический бакалавриат. Разница между ними - наличие практических знаний, умений и навыков. «Прикладники» - узкие специалисты с практическими навыками в определенной области. «Академисты» же обладают широким кругозором в определенной области знаний, но практические навыки у них отсутствуют.

Какой бакалавриат выбрать?

Мы разобрались с тем, что значит прикладной и академический бакалавриат. Тем не менее, вчерашние школьники оказываются перед выбором: куда идти дальше? Конечно, можно пойти на обычный бакалавриат, или же выбрать прикладной или академический.

Бакалавриат предполагает получение теоретических знаний. Есть и практические занятия, но их немного. В дипломе о высшем образовании у студентов-бакалавров будет, к примеру, надпись «Прикладная информатика».

Что такое когда студент получает нужную ему практическую базу знаний и последующее трудоустройство вкупе с высшим образованием. К моменту окончания обучения он уже будет иметь представление о трудовых условиях. В какой-то мере это все тот же специалитет, но только по определенной специальности. В этом случае в дипломе студента будет указано уже что-то конкретное, к примеру «Программист С++».

Если рассматривать, что такое прикладной бакалавриат в то это предоставление студентам обучения с овладением широким набором компетенций в таких областях, как образование, культура и социальная сфера. Специалист должен быть подготовлен к педагогической, исследовательской или культурно-просветительской деятельности.

Так что выбрать? Дело в том, что сейчас в стране нет условий для подготовки максимально готовых рабочих кадров, как это предполагается по программе «прикладной бакалавриат». В этом случае обычный бакалавриат предпочтительнее. Хотя бы потому, что специалисты выходят из зданий высших учебных заведений, обладая достаточно широким кругозором в выбранной области знаний. Они могут пойти работать либо отправиться в магистратуру, занявшись наукой.

У академического бакалавриата в этом значении плюсов больше. Специалисты обладают широким кругозором и могут устроиться на работу не только по определенной специальности, но и по смежной с ней. Если нет практики, то это не так уж и страшно. У «прикладников» ее тоже недостаточно. Нет в стране нужной базы. Пока нет.

А что делать дальше?

Узнав, что такое прикладной и академический бакалавриат, сравнив эти понятия с обычным бакалавриатом, начинаешь задаваться таким вопросом: «А где потом работать?» Получить нормальную серьезную должность с дипломом бакалавра любой степени достаточно проблематично.

Специалист должен приобрести полноценные теоретические знания в интересующей его области, а потом уже учиться применять их на рабочем месте. Только в этом случае у него будет возможность творчески подходить к рабочим задачам.

В итоге же пока программа направлена на обучение нажимать на кнопку. Это практические умения. А вот то, чем эта кнопка полезна, что она дает и как ее правильно использовать, это уже теория, которую следует знать. Без полноценных теоретических знаний настоящего специалиста не получится даже в том случае, если он прекрасно справляется на практике.

Рассмотрев, что такое прикладной и академический бакалавриат, предпочтение лучше отдать второму виду обучения.

В заключение

За последние годы система высшего образования в нашей стране претерпела существенные изменения. Появилось много новых течений и направлений. Помимо обучения на бакалавра и магистра студентов стали готовить по программам прикладного и академического бакалавриата. Что выбрать и куда пойти учиться дальше, каждый решает для себя сам.