Педагогические концепции и их применение в спорте. Педагогика физической культуры и спорта как

Педагогика физической культуры и спорта, курс лекций, учебное пособие, Ямалетдинова Г.А., 2014.

В учебном пособии раскрывается сущность и специфика педагогических категорий обучения, воспитания, образования, показаны теоретические основы системы самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов университетов в сфере физической культуры и спорта.
Адресовано студентам институтов, факультетов физического воспитания педагогических вузов и университетов, а также аспирантам, преподавателям, тренерам, слушателям курсов повышения квалификации в сфере физической культуры.

1.2. Задачи педагогической науки.
Прежде всего, хотелось бы предостеречь слушателей от смешения научных и практических задач в области образования, воспитания и управления педагогическими системами. Основное отличие состоит в том, что задача науки - проводить исследования, а практическая задача школы и высших учебных заведений - осуществлять воспитание, обучение и образование учащихся и студентов.
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.
Прежде всего обозначим постоянные задачи педагогической науки.
Вскрытие закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами. Это важнейшая постоянная задача. Закономерности в педагогике трактуются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.

Введение.
Лекция 1. Педагогика как наука и практика.
Лекция 2. Сущность образования как педагогической категории.
Лекция 3. Теория обучающей деятельности как дидактическая основа.
Лекция 4. Профессионально-педагогическая деятельность спортивного педагога.
Лекция 5. Методы и средства педагогической деятельности спортивного педагога.
Лекция 6. Формы организации педагогического процесса.
Лекция 7. Система воспитательной деятельности спортивного педагога.
Лекция 8. Педагогическое мастерство спортивного педагога.
Лекция 9. Педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 10. Педагогические инновации в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 11. Диагностика готовности специалиста в области физической культуры и спорта.
Лекция 12. Педагогическое творчество, факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Лекция 13. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: теория и технологии.
Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену.
Глоссарий.
Список использованной литературы.
Список рекомендуемой литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика физической культуры и спорта, курс лекций, учебное пособие, Ямалетдинова Г.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Система профессионального образования в области физической культуры и спорта, учебно методическое пособие для магистрантов, Скутин А.В., 2014
  • Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры, Назаркина Н.И., Николаичева И.М., 2014
  • Физическое воспитание, Учебное пособие для учащихся 3 класса школ общего среднего образования, Махкамджанов К., Ходжаев Ф., 2016
  • Физическое воспитание, Учебное пособие для учащихся 2 класса школ общего среднего образования, Махкамджанов К., Ходжаев Ф., 2018

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Педагогика спорта

Введение

Педагогика физической культуры и спорта - это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом. В каждой науке имеется свой словарь терминов, содержание которых раскрывается в соответствующих понятиях. Так, «педагогика ФК и спорта» - термин, понятийный смысл которого в том, что это «наука, которая…» и т.д. (В понятии фиксируются существенные свойства, признаки, связи и отношения заключенные в определенном термине.) Наиболее важные, основные понятия науки, выражающие ее сущность, называются категориями. Поскольку педагогика есть наука о воспитании, то се основными категориями являются профессионально осуществляемое воспитание в широком смысле этого слова, включающее в себя образование и обучение, и воспитание в более узком смысле.

В большинстве словарей воспитание определяется как относительно осмысленное и целенаправленное «взращивание человека». Мы имеем дело с конкретной стороной воспитания - с физическим воспитанием. Здесь должны развиваться свойства и качества, направленные на полноценное развитие и функционирование органов и систем, обеспечивающих двигательную деятельность человека, и формироваться стороны личности, содействующие достижению успеха в этом процессе. К ним относятся трудолюбие и добросовестность, волевые проявления при выполнении заданий: настойчивость, целеустремленность, смелость - способность преодолеть неуверенность, страх и др., а также необходимо побуждать к проявлению нравственных качеств, не позволяющих применять полученные двигательные умения и навыки во вред другим людям. Наиболее кратко физическое воспитание можно определить как специально и преднамеренно организованный процесс - целенаправленный, планомерный и систематически осуществляемый по развитию физических (двигательных) качеств, освоению двигательных умений и навыков и овладению знаниями из области физической культуры, обеспечивающих человеку возможность поддержания полноценного физического состояния на протяжении всей его жизни.

Развитие. Под ним понимают качественные и количественные изменения, происходящие в организме человека на протяжении его жизни. Развитие может быть восходящим - прогрессирующим - и может идти по нисходящей линии - регрессирующим. Происходит развитие под влиянием естественных биологических факторов наследственного характера, состояния здоровья, условий быта, включая режим дня, полноценности питания и направленности специальных воспитательных воздействий. Причем изменения, происходящие под влиянием биологических причин и осуществляемые в результате преднамеренных воспитательных воздействий, находятся в достаточно сложной системе взаимодействий. Этот вопрос впервые был рассмотрен Л.С. Выготским в 30-е годы прошлого века. Согласно его гипотезе, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития, между ними устанавливаются сложнейшие динамические зависимости. Последующая проверка этой гипотезы большим количеством исследователей привела к появлению в советской педагогике направления, получившего название «Развивающее обучение». В частности, Л.В. Занков отметил: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника - как следствие». Им же разработана соответствующая дидактическая система: обучение должно идти на высоком уровне трудности; ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям; практикуется высокий темп изучения материала; процесс обучения должен быть осознанным; необходима систематическая работа над развитием всех обучаемых.

Положения развивающего обучения полностью применимы для физического воспитания, но имеются и некоторые особенности. Так, освоение сложных двигательных действий, требующих высокой координации, возможно только при достаточном созревании центральной нервной системы, но, в то же время упражнения повышенной трудности стимулируют созревание. Именно этим объясняются успехи детей младшего возраста в фигурном катании, художественной гимнастике и ряде других видов спорта. Вместе с тем существует опасность высоких нагрузок, которые могут нанести ущерб естественному биологическому развитию при отсутствии постоянного медицинского контроля за этим процессом. Примером может служить эпифизарный хрящ трубчатых костей, обеспечивающий их рост. При средних частых нагрузках (бег, подскоки и т.п.) раздражение этих точек роста способствует удлинению конечностей, а чрезмерные нагрузки приводят к их окостенению, и рост прекращается. Подобное явление наблюдалось у болгарских штангистов в связи с их ранней спортивной специализацией, зачастую с 10-11-летнего возраста. Значительное по отношению к туловищу укорочение конечностей создавало преимущество при поднятии штанги, но резко нарушало в целом пропорциональность фигуры молодых людей. Несоразмерность физических напряжений возможностям биологического развития нередко вызывает нежелательные отклонения в формировании органов и систем у занимающихся различными видами спорта, особенно часто страдает сердечнососудистая система.

В развитии выделяются:

а) физическое развитие, включающее моторное развитие;

б) психическое развитие - становление специфически человеческих высших психических функций;

в) социальное развитие - вхождение индивида в человеческое общество, суть которого в освоении идеалов и в принятии и применении ценностей, норм, правил поведения и взаимоотношений, существующих в данном социально-экономическом строе и в конкретной среде существования человека.

1. Роль физической культу ры и спорта в развитии личности

физический педагогика упражнение воспитание

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию, повышению умственной и физической работоспособности, развитию и совершенствованию основных двигательных качеств, обучению новым видам движений, формированию гигиенических навыков, воспитанию нравственных качеств. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим, и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности. Задачи занятий физической культурой и спортом решаются в процессе и результате трех форм деятельности: обучения, развития и воспитания. Обучение направлено на овладение техникой физических упражнений, навыками санитарии и гигиены, спортивной тактикой и теоретическими знаниями. Под развитием на занятиях физической культурой и спортом следует понимать укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей и форм тела, а под воспитанием - формирование определенных сторон интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, черт характера, эстетических вкусов и этических представлений. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого поколения, способного с высокой производительностью трудиться. Занятия физической культурой также способствуют выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Основной ролью физической культуры и спорта в развитии личности, несомненно, является подготовка индивида к трудовой деятельности. Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта Объективная сторона влияния занятий физической культурой и спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится прежде всего к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, т.е. представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений, темпе, скорости, ритме, а также о поверхности и весе тел и о возможностях собственного тела. Занятия физической культурой и спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта.

1. Внимание (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям).

2. Наблюдательность (вследствие развития анализаторов).

3. Быстрота соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации).

4. Мышление (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) Развитие интеллекта связано с умственным воспитанием и с развитием умственных способностей. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания: усвоение определенного объема научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие умственных сил, способностей, развитие познавательных интересов, формирование познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять знания, повышать уровень своей подготовки. Связь занятий физической культурой и спортом с развитием умственных способностей и интеллекта проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе занятий физической культурой оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей и интеллекта занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее, как распределить силы на дистанции, в соревнованиях). Опосредованная связь физической культуры и спорта с развитием интеллекта состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе занятий составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма. Что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности и, как следствие, развитию интеллектуальных возможностей человека.

2. Занятия физической культурой и спортом развитие волевых черт характера

Воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Понятие воли связывается с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, возникающих при реализации действий. Воля человека отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определенных целей и связанных с преодолением препятствий. К волевым чертам характера относятся: смелость и решительность, целенаправленность и целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициатива.

Смелость и решительность выражаются в способности не бояться трудностей, неудач, в умении, оценивая свои возможности, принимать правильное решение и, приняв, стараться его выполнить.

Целенаправленность и целеустремленность выражаются в способности определять ближайшие и перспективные задачи, а также средства и методы их решения. Правильная оценка достигнутых результатов имеет исключительное значение в выполнении намеченных планов и способствует проявлению целеустремленности и в дальнейшем.

Настойчивость и упорство выражаются в стремлении достичь намеченной цели, в умении преодолевать трудности.

Выдержка и самообладание проявляются как способность спокойно реагировать на изменение обстановки, ясно мыслить, одинаково четко управлять своими чувствами и действиями как в обычных условиях, так и в неблагоприятных условиях, критично относиться к себе, преодолевать растерянность, боязнь, нервное перевозбуждение.

Самостоятельность и инициативность выражаются в способности действовать самому, без посторонней помощи или руководства, самому принимать решения и выполнять их, в стремлении к новому.

Чтобы занятия физической культурой и спортом содействовали развитию волевых качеств человека, необходимо создать сложные трудные условия в процессе занятий. Необходимо умело подбирать и ставить значительные, но преодолимые для спортсмена препятствия, постепенно усложняя их, повышая степень их трудности.

Трудности в спорте, способствующие развитию волевых черт характера, состоят в необходимости овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, боль, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, сохранять работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды и соблюдать установленный режим дня.

Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований. Они-то и являются одним из основных средств развития волевых качеств спортсмена.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальным средством формирования волевых черт характера является нагрузка.

На занятиях физической культурой и спортом, как и во всех других случаях жизни, волевые качества выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, стойкости и слабости воли, уверенности и сомнении, решительности и колебания, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности занимающихся, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. В противном случае физическая культура и спорт станут средством выявления и закрепления слабых сторон воли и, таким образом, могут оказаться факторами, отрицательно влияющими на формирование волевых черт характера.

3. Физическая культура и спорт как средство воздействия на эмоциональную сферу

Эмоции играют большую роль в жизнедеятельности человека. Различные эмоциональные переживания и состояния, возникнув в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, сами начинают оказывать влияние на характер и успех выполнения данной деятельности. Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию у занимающихся положительных эмоций. Причины этого явления состоят в следующем. Мышечное напряжение, находящееся в пределах интенсивности, у здоровых людей связано с возникновением приятных ощущений. Занятия физической культурой и спортом вызывают у человека такие эмоции, как эмоции спортивного соперничества, азарта, спортивной чести, борьбы. Особенно большое значение эмоции имеют в условиях волевых действий, связанных с преодолением больших трудностей и препятствий. Для многих спорт интересен как волнующее зрелище. И эмоциональное воздействие соревнования усиливается по мере расширения аудитории его болельщиков.

Однако занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний. На занятиях спортом человек может видеть бесплодность своих усилий. Он не всегда способен сразу выполнить требуемое, достичь желаемого спортивного результата. Видя перед собой более преуспевающих товарищей, спортсмен может сделать вывод о своем несоответствии предъявляемым требованиям. Наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях.

Отрицательные эмоции возникают также из-за травм, невозможности выступать на соревнованиях, к которым велась длительная и напряженная подготовка. А в некоторых видах спорта на сознание спортсмена может отрицательно повлиять не вполне объективное судейство.

Спорт оказывает влияние на эмоциональный мир людей. Сопереживая тем, кто действует на спортивной арене, болельщики как бы отождествляют себя со спортсменами. При этом нередко находятся яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своих жизненных позициях. Вместе с тем существенную роль в эмоциональной действенности спортивных зрелищ играют и эстетические свойства, присущие спорту.

4. Занятия физической культурой и спортом, как средство эстетического воспитания

В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела. Как доведены до степени искусства движения гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе. Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

Значение занятий физической культурой и спортом при решении задач эстетического воспитания имеет две стороны. Первая состоит в воздействии на формирование у занимающихся красоты движения, поведения и телосложения. Увеличивая мышечную массу, регулируя жироотложение, улучшая осанку, оздоровляя кожу, занятия физкультурой и спортом способствуют достижению эстетического эффекта во внешности человека, и в первую очередь в телосложении.

Вторая сторона состоит в формировании у занимающихся и у зрителей спортивных соревнований эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. И спортсмены, и зрители учатся оценивать красивое в человеческом теле как сильное, пропорционально развитое, выражающее здоровье. Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему

5. Педагогика спорта в плавании

Плавание - один из наиболее популярных, массовых и бурно развивающихся видов спорта. Обучение, отбор тренировка, соревновательная деятельность, воспитание квалифицированных пловцов в сферах массового детско-юношеского спорта и спорта высших достижений - вот основной круг явлении, составляющий предмет теории и методики спортивного плавания как спортивно-педагогической дисциплины. Её основной объект внимания - спортсмен в возрастном диапазоне от 7-9 до 25-28 лет и тренер - педагог по плаванию. Плавание как спортивно-педагогическая дисциплина входит в систему наук, ориентированную на запросы физической культуры и спорта.

Основными задачами данной дисциплины являются:

1) исследование закономерностей многолетнего процесса спортивной подготовки пловцов, обобщение передового тренерского опыта и на этой основе разрабатывать и совершенствовать технологию подготовки квалифицированных пловцов различных возрастных групп;

2) разработка и совершенствование теории и методики профессионально-педагогической деятельности тренера по плаванию, вооружить ею специальными знаниями и приемами обучения, тренировки, воспитания.

6. Р оль тренера в обучении плаванию

Эффект деятельности тренера во многом зависит от его способности педагогически осмыслить и интерпретировать научно-методическую информацию. Это одно из общих условий профессионального творчества.

В среде тренеров имеются разные взгляды по этим вопросам и выдвигаются разные требования к научным исследованиям, научно - методическим работам и практике. Практика показала: чем выше уровень понимания научно-методической информации и чем глубже теоретический подход к ней, тем успешнее осуществляется ее включение в учебно - тренировочный процесс. И наоборот, узкоутилитарное отношение к информации ограничивает сферу ее использования.

В результате обобщения всей совокупности научных исследований и опыта практической деятельности в области спортивного плавания создается проект многолетней подготовки спортсменов. Этот проект тренер получает в виде программ, рекомендаций, учебных пособий и т.д. Однако в них показан лишь общий, усредненный путь к цели. Дело тренера - творчески использовать эти материалы для достижения целей учебно-тренировочного процесса с конкретной группой занимающихся. Реализуя предписания, заключенные в программе, тренер действует самостоятельно, применяет новые средства и методы или старые в новом сочетании. Таким образом, инструкции, указания, зафиксированные в программе, - необходимая предпосылка развертывания его самостоятельной творческой деятельности. В работе ему необходим весь комплекс знаний, которые были положены в основу при составлении программно-методических документов.

Важный ориентир в работе тренера - передовой опыт других спортивных педагогов. Изучение и обобщение опыта своих коллег позволяет выявить образцы эффективной профессионально - педагогической деятельности, работать по лучшим эталонам. А это позволяет поднять уровень учебно - тренировочного процесса в своих группах на новый уровень. В связи с этим следует помнить, что передается не сам опыт, а его идея. В повседневной деятельности тренер зачастую должен быстро принимать решения, нередко без достаточных оснований, руководствуясь интуицией, тренерским чутьем. При этом интуиция предполагает, с одной стороны, накопление опыта, осмысление большого числа фактов, с другой - последующий анализ решений, принятых интуитивно. Поэтому интуицию тренера необходимо рассматривать как его собственный, личный опыт проведения учебно-тренировочной работы. В ней проявляются такие необходимые качества личности тренера, как способность действовать нешаблонно, учитывать индивидуальные качества каждого занимающегося, педагогический такт и др.

Анализ своей работы приводит к накоплению фактов, а осмысление этих фактов в системе знаний о спорте - к совершенствованию это системы. В первую очередь это относится к методике обучения и тренировки в плавании. Тренер с развитым научно-педагогическим мышлением может самостоятельно поставить эксперимент и, получив достоверные результаты, внести определенный вклад в науку о плавании. Организационная сторона учебно - тренировочного занятия по плаванию в наибольшей степени зависит от самостоятельного и творческого подхода тренера к делу. Урочная форма занятий по плаванию - это отшлифованная временем, доказавшая свою эффективность форма организации учебно-тренировочного процесса. Но в ней есть и слабая сторона. Это неизбежные трудности в учете индивидуальных особенностей занимающихся, его индивидуального темпаспортивного совершенствования. Средство преодолеть эти трудности - в сочетании индивидуальной и групповой работы. От того, как это сочетание удается тренеру, зависит эффективность деятельности тренера.

7. Роль родителей в жизни пловца

Роль родителей в воспитании пловца становится все более и более значительной, хотя бы потому, что все больше 7-8-летних детей приходит в бассейны. Поэтому роль родителей при подготовке юного пловца возросла до одного из решающих факторов.

Никогда нельзя при ребенке неспортивно вести себя. Неплохо завязать дружбу с родителями основных противников юного пловца. В большинстве случаев неприязнь между соперниками начинается с родителей, а дети ее уже потом старательно перенимают.

Родители всегда должны помнить о том, что их участие в обучении является лишь одним из звеньев тренерской работы. Оценить деятельность пловца может только тренер, так как в его руках сходятся все нити - он планирует всю программу, проверяет ее выполнение, знает результаты. Родители, принимающие участие в обучении ребенка плаванию, должны с уважением относиться к занятиям тренера и его взаимоотношению с юным спортсменом.

8. Роль спортсмена в плавании

Основным фактором для достижения успеха на соревнованиях, соревновательных сборах у спортсмена служит доверие тренеру, его методике. Без доверия пловец упускает свои ошибки, недочёты, отдаляясь от желаемого результата и заветной цели.

Если пловец считает себя слабым бойцом, то и на соревнованиях он выступает неуверенно. Если пловец видит себя стойким и волевым спортсменом, то и на соревнованиях он обычно добивается хороших результатов. Причисляет же он себя к тому или иному типу спортсменов на основе опыта прежних выступлений в соревнованиях.

На основе собственного опыта могу добавить, что спортсмену необходимо приобрести умение проигрывать. Проигрыш учит быть сильнее, указывает на ошибки, тренирует волю любого спортсмена.

Так же, важно учиться на собственных ошибках в ходе тренировочного процесса. На учебных стартах пловец должен войти в соревновательное состояние, почувствовать мондраж, ответственность, просчитать все свои действия на несколько гребков вперёд, не поддаваться психологическому давлению противника. Только в этом случает спортсмен может рассчитывать на успех на соревнованиях.

Заключение

В центре внимания теории педагогики спорта находится научная деятельность. Она занимается основополагающими вопросами педагогики спорта, определяющими природу ее существования. В более широком плане в ее задачу входит определение научного характера педагогики спорта она осуществляет исследование основ - выясняет возможности условия и предпосылки легитимации педагогики спорта как науки. По сравнению со всеми остальными направлениями педагогики спорта предметом теории педагогики спорта является не занятия спортом в школе или игры в свободное время, а педагогика спорта как наука. Тем самым она отличается от других направлений исследования.

Спортивно-дидактические теории приобретают неоспоримый метатеоретический уклон в тот момент, когда предметом их анализа является не сама практика преподавания физкультуры и спорта, а теория, рассматривающая особенности этой практики. Очень часто спортивно-дидактические теории концентрируют свое внимание не столько на вопросах практики школьного спорта и преподавания физкультуры, сколько на определенных теориях, обобщающих именно эту практику, в результате чего практика как таковая практика вообще исчезает из их поля зрения. В этой ситуации, когда предметом размышлений становится теория, рефлексирующая по поводу практики, а не сама практика школьного спорта, в дело неизбежно вступают соображения метатеоретического характера, из чего мы можем сделать следующий вывод метатеории отнюдь не являются исключительной привилегией теории педагогики спорта, в принципе, почти любая спортивно-педагогическая концепция, какого бы круга вопросов она ни касалась, содержит метатеорию в широком смысле слова.

Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем. Кроме того, очевидно, что педагогика спорта как главный предмет среди дисциплин, на основе которых ведется подготовка учителей физкультуры, сосредоточена на вопросах школьного спорта и преподавания физкультуры, в результате чего у нее остается мало возможностей для изучения проблем большого спорта с позиций педагогики.

С другой стороны, если педагогика спорта до сих пор перепоручала исследование большого спорта другим наукам (например, медицине, психологии, социологии), то происходило это, возможно, также и потому, что мы живем в мире, который насыщен разного рода педагогическими мероприятиями. Повсюду ощущаемая «педагогизация» современного мира, пропитывание его педагогической теорией и практикой, что нашло свое выражение в бесчисленных педагогических предписаниях, распоряжениях и запретах, заполняющих наш повседневный быт, продолжило бы свой победный марш и в области большого спорта. Вряд ли удастся скрыть то обстоятельство, что большим спортом движут отнюдь не педагогические мотивы. Можно было бы задать вопрос, на каком основании и эта сфера деятельности, подобно многим другим, должна быть охвачена педагогикой? Не лучше ли было бы в условиях всеобщей «педагогизации» освободить большой спорт от такой участи? Напрашивается и третий аргумент, вытекающий из представлений и предубеждений относительно научного характера педагогики спорта. Если предположить, что люди, действующие в области большого спорта, особенно тренеры, хотят использовать результаты различных наук для максимизации возможностей своих «подопечных», то педагогика спорта - это явно не тот партнер, с которым им следовало бы иметь дело для выполнения этой задачи. С чисто прагматической точки зрения, руководствуясь критерием эффективности, учитывая уровень развития науки, педагогику спорта следует признать неэффективной. Она на самом деле не может дать абсолютно надежной информации о том, как можно максимально быстро, оптимально и тем самым «успешно» подготовить спортсмена к достижению рекорда. С точки зрения тренера, спортивного функционера и атлета педагогика спорта может показаться на первый взгляд бесполезной наукой.

Это впечатление подкрепляется нередко встречающимся мнением о том, что опытный тренер вполне может отказаться от советов педагогов, опирающихся на положения своей науки. Вместо этого он предпочитает полагаться на свой педагогический «здравый смысл». Поскольку многие тренеры считают себя опытными педагогами, принимать рекомендации от «эксперта по педагогике» в лице ученого им кажется совершенно лишним, равносильным для них признанию в собственной некомпетентности.

Не будет ошибкой предположить, что и эта довольно распространенная точка зрения способствовала развитию пассивности педагогики спорта в изучении проблем большого спорта, ее отставанию в этой области. Совершенно очевидно, что причины этого явления лежат на различных уровнях и взаимообусловлены. С одной стороны, это какая-то нерешительность педагогики спорта, лишь время от времени, спорадически проявляющей готовность заниматься проблемами большого спорта, с другой - те, кто причастен к большому спорту, как кажется, не очень-то заинтересованы в сведениях, которыми располагает педагогика спорта, поскольку она не может предоставить им чисто технические данные о выполнении тех или иных движений и действий.

Несмотря на отсутствие достаточно эффективного диалога между педагогикой спорта и большим спортом, налаживанию которого в немалой степени мешают существующие предрассудки, педагогические аспекты большого спорта нельзя игнорировать. Поэтому уже сейчас, в предвидении будущего, можно сформулировать следующий тезис - все многообразие проблем большого спорта всецело входит в сферу компетенции педагогики спорта. Наша задача, в частности, будет состоять в том, чтобы в общих чертах показать, какие педагогические проблемы могут возникнуть в связи с феноменом большого спорта. Но прежде чем рассматривать эти вопросы с точки зрения педагогической науки, сначала выясним, что же представляет собой сам спорт. При этом мы увидим, что спорт, ориентированный на достижение рекордов, конституируется в результате установления определенных спортивных результатов, высоких показателей и достижений рядом замечаний междисциплинарного характера.

Теория педагогики спорта постепенно развивается и частично внедряется в сферу подготовки учителей физкультуры и спорта.

Список литературы

1. «Педагогика спорта» Сидоров А.А.

2. «Педагогика спорта: возможное направление развития.» Томилов В.Н.

3. «Творчество тренера» Деркач А.А.

4. «Педагогика физической культуры и спорта» Неверкович С.Д.

5. «Воспитательная работа с юными спортсменами» Филин В.П.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика основных ценностей физической культуры и спорта, разработка инновационных подходов к их познанию личностью и обществом. Обязательные педагогические ценности учителя физкультуры и порядок исследование понятия "ценность" в теории спорта.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

    Здоровый образ жизни как целостная система. Российское законодательство в области развития физической культуры и спорта. Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков. Повышение эффективности физического воспитания.

    реферат , добавлен 22.02.2013

    Организация в школах спортивных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом. Медико-биологические ocновы и методика развития физических качеств. Особенности проведения занятия в различных видах спорта.

    методичка , добавлен 25.09.2009

    Воля как регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Определение эмоциональных качеств человека. Методы и направления их воспитания средствами спорта.

    реферат , добавлен 28.07.2013

    Общее понятие личности, роль обучения в ее развитии. Формирование личности и становление ее свойств, этапы развития социального "Я". Представления о совершенном человеке у классиков педагогики. Педагогические закономерности формирования личности.

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Оценка физиологической специфики юношей старшего школьного возраста. Определение особенностей национальных видов спорта и их использование в физическом воспитании юношей старших классов. Анализ роли национального спорта в физическом развитии школьников.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2013

    Зарождение физического воспитания в Финляндии. Основные программы подготовки в специалистов в области физического воспитания и спорта в вузах Финляндии, главные направления по подготовке кадров. Дошкольное образование и особенности обучения в стране.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Педагогика как наука и практика. Этапы развития научно–педагогического знания. Отрасли педагогики. Функции и цели современного образования в России. Теоретико-методологические основы педагогики, роль воспитания. Теория и содержание системы обучения.

    презентация , добавлен 04.11.2012

    Педагогика как наука о воспитании детей и молодёжи, ее роль в жизни общества и развитии личности. Этапы развития и формирования педагогики в эпоху Возрождения, в период расцвета науки, литературы, искусства. Возрастная периодизация в образовании.

    реферат , добавлен 22.02.2013

    Психологические особенности личности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса. Роль учителя в процессе физического воспитания. Закономерности и психологическая модель эффективной деятельности учителя физической культуры.

Педагогика физической культуры – это развивающаяся наука, содержание которой находится в состоянии поиска и становления.

Основы научного подхода к физической культуре в России заложил Петр Францевич Лесгафт, который разработал теорию физического образования. В 40-е годы 20 века в условиях развивающихся институтов физической культуры была достаточно широко обоснована теория и методика физической культуры. ТиМФК успешно решала вопросы спортивной подготовки, но не обеспечивала раскрытия всех потенциальных возможностей воспитания средствами физических упражнений и спорта. Поэтому возникла потребность одновременно с этой наукой разрабатывать вопросы воспитания через спорт с целью полноценной социализации человека в послеспортивный период его жизни, что привело к формированию отдельного научного знания – педагогики ФКиС.

Педагогика физической культуры – это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом.

Предметом педагогикиФК является изучение содержания, закономерностей, механизмов и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью.

Объектом служит сама спортивная деятельность и человек, занимающийся ею, его обучение, развитие и достижение высоких личных спортивных результатов.

Педагогика ФКиС является профессиональной ветвью общей педагогики, связь с которой детерминируется тем, что все структурные и содержательные компоненты общей педагогики должны содержаться в ней в модифицированном виде.

Задачи педагогики ФКиС как науки:

1. Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.

2. Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.

3. Изучение, разработка и внедрение данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.

4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих специалистов, учителей ФК и тренеров с целью обогащения педагогики ФК нахождением новых, более эффективных путей достижения спортивных и воспитательных результатов.

5. Разработка оптимального соотношения в развитии направленности личности спортсмена (с одной стороны, честолюбивое стремление к победе и, с другой стороны, взаимопомощь, сотрудничество и сопереживание взаимных успехов).

6. Нахождение оптимального соотношения между требованиями гармоничного развития тела спортсмена и необходимостью некоторого отступления от этого требования для достижения результата.

7. Внедрение положений педагогики ФКиС в практику учебно-воспитательного процесса в конкретных видах спорта и для каждого из заданных уровней спортивного мастерства.

8. Определение содержания и методики подготовки специалистов в вузах физической культуры.

Основными понятиями педагогики ФК являются – обучение, воспитание, развитие, образование.

Образование предполагает реализацию системы специально организованных педагогических процессов - воспитание, обучение и развитие.

Воспитание - целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание - это пе­редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нор­мы - словом, все созданное в процессе исторического разви­тия общества. Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт исполь­зовался и приумножался последующими. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда до­стигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует об­щество. Именно поэтому воспитание - это общая и вечная ка­тегория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие об­щественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил обще­ства. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, фор­мы и организация воспитания. Поэтому воспитание имеет конкретно-историчес­кий характер.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содер­жание и формы. Когда хорошее воспитание становится доро­гим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.



Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием - передачей накопленного опыта - занимаются не только про­фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос­питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литерату­ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понима­ется направленное воздействие на человека со стороны общест­венных институтов с целью формирования у него определен­ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непро­стых вопросов: какой из общественных институтов более дру­гих ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспита­ния, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возмож­ности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при на­личии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, спо­собным деформировать общую цель воспитания. Координато­рами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, уп­равляемые высококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание - это взаимодействие в педагогическом процессе, направленное на становление у субъекта образования (ученика) системы убеждений, нравственных норм и качеств личности,осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, напри­мер, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Физическое воспитание – выработка у человека черт характера посредством физических упражнений (по П.Ф. Лесгафту). Физическое воспитание – специально организованный процесс (целенаправленный, планомерный и систематически осуществляемый) развития физических (двигательных) качеств, освоения двигательных умений и навыков, знаний из области физической культуры, обеспечивающих человеку возможность поддержания полноценного физического состояния на протяжении всей его жизни.

Следующая основная категория педагогики -обучение.Обучение совместная деятельность или система действий педагога и ученика, направленная на усвоение субъектом избранных преподавателем элементов объективизированного опыта.

Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоз­зрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями. В ходе обучения педагог должен не просто излагать содержание знаний по предмету, а суметь вызвать интерес к познанию, научить обучаемых осуществлять самостоятельный творческий поиск в избранной области. Самые прочные знания те, которые добываются самостоятельно.

Основу обучения составля­ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со­держания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усво­ения. Знания - это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за­конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че­ловечества, результат познания объективной действительно­сти. Умения - готовность сознательно и самостоятельно вы­полнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие ми­ровоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитыва­ющий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обу­чая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично пересекаются.

Развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека на протяжении его жизни, совершенствование его умственных и физических возможностей, новых способностей и психических структур, позволяющие осуществлять новые формы активности. Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования состав­ных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психи­ческое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Специалисты, владеющие технологией этих педагогических процессов профессионально и осуществляющие образование в соответствии с критериями результативности, являются педагогами.

Образование – процесс и результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле­ний об изучаемых предметах. Образование - это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. На их основе формируется мировоззрение, нравственные качества личности, творческие способности.

Образованным принято называть человека, который овла­дел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостаю­щие звенья в системе знаний с помощью логических рассужде­ний. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать об­разованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ГРАФИКА ОБУЧЕНИЯ (ИГО)

И ОТДЕЛЕНИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ (ОЗО)
ДОЦЕНТ САБИТОВА Л.Б.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

"ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"
1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность и задачи педагогики физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт как многообразное общественное явление, выполняющее социальные, экономические и политические функции и являющиеся частью общечеловеческой культуры.

Диалектичность воздействия занятий физическими упражнениями и спортом на здоровье и формирование личности в рамках потребности общества. Возникновение педагогики физической культуры и спорта есть объективная потребность современности.

Педагогика спорта как самостоятельная отрасль педагогических знаний, получившая развитие в последние десятилетия прошедшего века. Причины ее возникновения и уровень современного ее состояния.

Краткая историческая справка о развитии педагогики спорта в зарубежных государствах и в нашей стране.

Объект и предмет научного изучения педагогикой спорта. Связь ее с другими науками о спорте: теорией физической культуры, социологией, психологией, историей спорта, теорией спортивной тренировки, анатомией и физиологией человека.

Современные тенденции развития спорта и возникновение в этой связи задачи и проблемы педагогики.


1. 2. Цели и задачи воспитания на занятиях физической культурой и спортом.

Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом как раздел педагогики спорта. Динамика воспитательного влияния спорта. Необходимость подчинять цели воспитания интересам и потребностям человека и общества. Двуединая направленность целей учебно-воспитательного процесса:

а) подготовка через спорт к жизни и последующему профессиональному труду;

б) воспитание для достижения успехов в спорте.

Различное соотношение этих составляющих в зависимости от содержания и направленности занятий:


  • физическая культура и массовый спорт;

  • базовый спорт;

  • спорт высших достижений;

  • рекреационные занятия;

  • реабилитационные занятия и инвалидный спорт.
Специфичность задач воспитания по направлениям: нравственному, трудовому, интеллектуальному, эстетическому.

Принципы воспитания и особенности их реализации в условиях занятий физической культурой и спортом.


П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

2.1. Структура воспитательного процесса, его содержание и специфика используемых методов

Определение цели, совокупности и последовательности воспитательных задач для ее достижения.


  • Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

  • Владение всеми методами и широким арсеналом методических приемов.

  • Наличие плана и соблюдение всех принципов воспитания.

  • Организация места и средств педагогического воздействия, организационных форм и характера общения
Содержание воспитательной работы по направлениям:

  • формирование нравственного сознания – знаний, взглядов, убеждений, мировоззрений.

  • влияние эстетических взглядов и убеждений спортсменов на их нравственное поведение

  • формирование умений, навыков, привычек поведения.

  • формирование положительных чувств и переживаний, связанных со спортивной деятельностью.

  • развитие личностных качеств – волевых, нравственных, трудовых и эстетического восприятия двигательных действий.
Особенности применения методов воспитания:

  • формирования нравственного сознания (разъяснение, этические беседы)
внушение и пример при условии высокого авторитета педагога.

  • приучение и упражнение к дисциплинированному поведению, управление в приобретении навыков и привычек в области спортивной этики.

  • побуждение (поощрение) и торможение (наказание) как методы коррекции, активизации и формировании нравственных чувств.
2.2.Дидактика спорта. Педагогические технологии и инновации в

сфере физической культуры и спорта.

Дидактика спорта и принципы обучения. Формы организации педагогического процесса. Связь и единство дидактики спорта с теорией и методикой физического воспитания и теорией спортивной тренировки.

Нравственная порядочность, культура поведения и общения, собранность, настойчивость, терпимость и непредвзятость в оценках и отношениях. Быстрая ориентация в окружающей обстановке и решительность действий, потребность к постоянному творческому поиску новых методических, организационных и воспитательных решений.

Владение научной организацией труда и наукой управления.

5.2. Педагогическое общение и педагогическая техника

Функции педагогического общения. Структура педагогического общения. Условия эффективности общения. Содержание общения от его функций (отношения к учебному материалу; передача знаний; управление воспитанием; организация сотрудничества; обеспечение эмоциональной окраски деятельности; управление деятельностью). Культура педагогического общения.

Стили общения: автократический (авторитарный), демократический, либеральный, смешанный или интегральный. Педагогические стили общения (общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, общение на основе совместной увлеченности и деятельности, общение- подражание).

Педагогическая техника. Невербальные средства общения и их классификация. Техника общения:постановка голоса, выбор тона и интонации, стиля, формы, темпа и ритма речи. Манера поведения: выбор места своего нахождения, жесты, мимика, осанка. Упражнения в развитии личной педагогической техники.

5.3. Педагогические способности

Понятие задатков, способностей, одаренности и таланта. Общие способности, обеспечивающие успешность педагогической деятельности, включая академические способности.

Психолого-педагогические компоненты педагогической деятельности.

Проектировочная и конструктивная деятельность как способности видения отдаленного во времени педагогического результата и перспективы последующих этапов. Диагностические, психомоторные способности (конструктивное воображение.

Организаторская деятельность как способность упорядочивать и приводить в систему все составляющие учебно-воспитательного процесса. Опорные способности (наблюдательность, концентрация внимания).

Коммуникативная деятельность – способность устанавливать целесообразные отношения с подопечными. Успешность проявления этой способности (перцепция и эмпатия; суггестия и аттракция; экспрессия мажорность речи).

Гностическая деятельность как способность логически и критически осмысливать весь педагогический процесс. Пути и способы развития способностей.

Непрерывное образование и самообразование. Условия возникновения потребности и готовности к самообразованию. Основные компоненты самообразования: самопознание личности (направленность, познавательные процессы); составление программы (плана) работы над собой (развитие воли, характера, интуиции и др.), организация системы (способы работы над собой) и организация деятельности (самоотчет, самооценка, самоанализ и др.).

5.4. Педагогическое творчество

Понятие творчества. Многофакторность условий реальной педагогической деятельности. Нестандартность принятия решений в различных организационных условиях и при выборе средств, методов, методических приемов и элементов личной педагогической техники.

Условия проявления творчества: обширный и систематически дополняемый багаж педагога, неудовлетворенность достигнутыми результатами, постоянный поиск оптимальных путей решения учебно-воспитательных задач и содержания учебно-тренировочных занятий. Применение методов педагогических исследований для объективного выявления рациональных методик.

Овладение уровнями педагогического творчества по мере их усложнения:


  • приспособление методических рекомендаций, теоретических положений к конкретным педагогическим действиям;

  • умение видеть веер вариантов решения одной и той же проблемы;

  • совершенствование и модернизация известного в соответствии с новыми задачами;

  • импровизация на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высоко развитой интуиции;

  • разработка новых методов, форм, приемов, средств в их оригинальных сочетаниях, создание тренажеров;
создание высокоэффективных, принципиально новых систем обучения и воспитания.

Основные понятия дисциплины:

Педагогический процесс

Воспитание, обучение

Нравственные знания, взгляды, убеждения

Педагогическое общение

Знания, умения, навыки

Дидактика спорта

Методы и приемы воспитания

Управление воспитательным процессом

Спортивный коллектив

Педагогические умения, педагогические способности

Уровни педагогического мастерства

Педагогическое мастерство и творчество

Педагогический артистизм

Педагогическая культура

Спортивная этика

Самовоспитание и самосовершенствование

Педагогические инновации, педагогические технологии воспитания (см. подробно дидактические единицы).


Задания для контрольной работы на ОЗО

Раздел 1. Введение в педагогику физической культуры

(Составить конспект)


    1. Сущность, предмет и задачи педагогики физической культуры.

    2. Государственная политика в области развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года).

    3. Основные категории педагогики.
4. Система педагогических наук.

5. Педагогика – наука о воспитании. Возникновение и развитие педагогики.

Раздел 2 . Дидактика физической культуры и спорта

(Составить конспект)


  1. Основные понятия дидактики физической культуры и спорта.

  2. Задачи обучения физической культуры и спорта.

  3. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения.

  4. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании.
5.Урок как форма организации педагогического процесса в работе учителя физической культуры. Определение понятия урок, структурные элементы урока.

6. Классификация уроков по дидактической цели.

7. Требования к уроку. Типы уроков физической культуры.

8. Структура урока и характеристика его частей.

9. Сущность управления и его особенности в учебном процессе.

10. Функции педагогического управления: руководство (принятие решения), планирование, контроль, коррекция, информационное обслуживание, организация, мотивация.

Раздел № 3. Воспитание в условиях занятий физической культурой и спортом

(Составить конспект)


  1. Цели воспитания на занятиях физической культурой и спортом. Умственное воспитание и его значение для успеха в спорте.

  2. Связь спортивной подготовки с нравственным воспитанием. Понятие спортивной этики.

  3. Задачи трудового воспитания и воспитания трудолюбия.

  4. Задачи эстетического воспитания и спорт. Проявление эстетического в спорте.

  5. Определение понятий – метод, приемы и средства воспитания.

  6. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности и опыта проведения.

  7. Средства воспитания. Методы изучения коллективных явлений. Количественная обработка результатов.

  8. Формы воспитательной работы, их функции и принципы. Система воспитательной работы.

  9. Понятие спортивной команды и ее структуры. Лидерство в спортивных коллективах.

  10. Стили руководства командой. Социально-психологический климат коллектива. Групповые моральные нормы, общественное мнение и традиции в спортивном коллективе.
Раздел № 4. Специфика деятельности и требования к личности специалиста в области физической культуры и спорта

(Составить конспект)


  1. Особенности профессии тренера и учителя физической культуры (специфические условия в работе учителя физической культуры и тренера).

  2. Функции тренера (учителя физической культуры и спорта).

  3. Требования к личности тренера (профессионально важные качества тренера: моральные, деловые, коммуникативные).

  4. Понятие «педагогические способности», их виды (дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, способность к педагогическому воображению, способность к распределению внимания, гностические, конструктивные, рефлексивные).

  5. Педагогическая культура спортивного педагога. Структура и содержание педагогической культуры.

  6. Педагогическое мастерство спортивного педагога. Уровни мастерства спортивного педагога.

  7. Педагогическое общение. Стили общения преподавателя-тренера.

  8. Педагогическая техника спортивного педагога.

  9. Культура речи преподавателя-тренера. Критерии культуры речи.

  10. Понятие «культура речи». Воспитывающее значение культуры речи.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Цели воспитания при занятии физическими упражнениями и спортом

  2. Методы формирования нравственного сознания и их разнообразные формы.

  3. Особенности формирования убеждений в процессе занятий физической
культурой и спортом.

  1. Сущность и особенности воспитательного процесса.

  2. Типы нравственных упражнений в воспитательной практике: упражнения в деятельности; режимные упражнения; специальные упражнения. Примеры использования этих методов на занятиях по спорту.

  3. Методы педагогического стимулирования и коррекция поведения.

  4. Задачи и содержание нравственного воспитания в условиях спортивной
деятельности. Раскройте на примере своего вида спорта.

  1. Задачи, содержание и особенности интеллектуального воспитания.

  2. Задачи и содержание эстетического воспитания в условиях спортивной деятельности.

11.Деятельность тренера по формированию нравственных знаний, взгля-дов, убеждений занимающихся.

12.Формирование у занимающихся нравственных чувств, совести.

13.Формирование нравственного поведения - навыков и привычек.

14.Воспитание трудолюбия в условиях спортивной деятельности.

15.Понятия дисциплины и условия воспитания дисциплины на занятиях

физической культурой и спортом.

16.Сущность и содержание спортивной этики.

17.Диагностические методы по выявлению нравственной воспитанности

учащихся и занимающихся спортом.

18.Коллективизм и индивидуализм как значимые личные качества.

19.Понятие коллектива, его признаки. Значение коллектива в формировании личности спортсмена.

20. Методы и средства воспитания спортивного коллектива.

21.Самовоспитание как неотъемлемая составная часть воспитания, его

движущие силы и источники.

22.Роль педагога в организации самовоспитания.


  1. 23.Профессиональные обязанности учителя ФК, тренера.
24. Структурные компоненты педагогической деятельности.

25.Педагогическое общение, его функции и структура.

26. Гностическая деятельность педагога.


  1. 27. Личная педагогическая техника, ее содержание.

  2. 28. Стили педагогического общения.

  3. 29.Педагогическое творчество.
30.Педагогические инновации.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Причины, повлиявшие на развитие педагогики физической культуры и спорта как научной и учебной дисциплины.

  2. Дайте определение педагогики спорта как науки, ее предмета и объекта.

  3. Основные понятия педагогики физической культуры и спорта.

  4. Задачи педагогики ФК и спорта как самостоятельной научной дисциплины.

  5. Перечислите науки смежные с педагогикой ФК и спорта.

  6. Дидактика ФК и спорта как частная ветвь общей дидактики, ее связь с

  7. ТиМФК и теорией спортивной тренировки. В чем особенности дидактики физической культуры и спорта?

  8. Основные понятия (категории) дидактики физической культуры и спорта.

  9. Особенности реализации принципов сознательности и наглядности в педагогике ФК и спорта .

  10. Особенности реализации принципов доступности, систематичности и последовательности в педагогике ФК и спорта.

  11. Пути реализации принципов активности и прочности в педагогике ФК и спорта.

  12. Раскройте два подхода к классификации методов обучения: по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.

  13. Какие задачи с их помощью возможно решать?

  14. Что такое обратная связь и ее роль в обучении двигательным действиям.

  15. Какое влияние занятия физической культурой оказывают на развитие личности занимающихся?

  16. Цели воспитания при занятии физическими упражнениями и спортом, их зависимость от содержания и направленность занятий.

  17. Сущность и особенности воспитательного процесса. Особенности воспитательного процесса в спортивной деятельности.

  18. Раскройте понятия принципов воспитания, покажите их значения, охарактеризуйте каждый из принципов воспитания.

  19. Принципы воспитания, обеспечивающие успех в педагогическом общении.

  20. Раскройте понятия «методы воспитания» и «средства воспитания» и определите условия их выбора со спортсменами различной квалификации.

  21. Назовите основные группы методов воспитания и охарактеризуйте методы формирования нравственного сознания и их разнообразные формы.

  22. Условия эффективности методов внушения и примера. Их применение в процессе педагогического воздействия.

  23. Особенности формирования убеждений у занимающихся физической культурой и спортом.

  24. Различные типы нравственных упражнений в воспитательной практике: упражнения в деятельности; режимные упражнения; специальные упражнения. Примеры использования этих методов на занятиях по спорту.

  25. Методы педагогического стимулирования и коррекция поведения. Требования к методам побуждения (поощрения) и торможения (наказания). Их роль в формировании нравственных чувств.

  26. Приведите примеры из своей спортивной практики .

  27. Задачи и содержание нравственного воспитания в условиях спортивной деятельности. Раскройте на примере своего вида спорта.

  28. Задачи и содержание эстетического воспитания в условиях спортивной деятельности. Раскройте на примере своего вида спорта.

  29. Средства и методы эстетического воспитания. Эстетическая характеристика различных видов спорта.

  30. Задачи, содержание и особенности интеллектуального воспитания личности в спорте.

  31. Положительное и отрицательное влияние спорта на личность при соблюдении или несоблюдении тех или иных правил.

  32. Возможное отрицательное влияние спорта на личность (в нравственной и эмоциональной сферах).

  33. Деятельность тренера по формированию нравственных знаний, взглядов, убеждений занимающихся.

  34. Формирование у занимающихся нравственных чувств, совести. Роль в этом процессе тренера и товарищей.

  35. Формирование нравственного поведения - навыков и привычек.

  36. Раскрой те на примере своего вида спорта.

  37. Воспитание трудолюбия в условиях спортивной деятельности. Возможные причины недисциплинированности на занятиях физической культурой и спортом, пути их преодоления.

  38. Понятия дисциплины и условия воспитания дисциплины на занятиях физической культурой и спортом.

  39. Сущность и содержание спортивной этики.

  40. Характеристика диагностических методов по выявлению нравственной воспитанности учащихся и занимающихся спортом.

  41. Выделение приоритетных задач при комплексном подходе в развитии воспитанника.

  42. Особенности планирования воспитательной работы в спорте (в зависимости от контингента занимающихся: а) группа новичков; б) спортсмены массовых разрядов; в) летний оздоровительный лагерь).

  43. Единство учебной и воспитательной деятельности спортивного педагога и тренера.

  44. Особенности постановки воспитательных задач, решаемых в процессе занятий на примере вашего вида спорта с учетом конкретного контингента и ситуации.

  45. Коллективизм и индивидуализм как значимые личные качества.

  46. Понятие коллектива, его признаки. Значение коллектива в формировании личности спортсмена.

  47. Особенности спортивного коллектива как демократического объединения при руководящей роли педагога.

  48. Роль первичного спортивного коллектива в решении учебно-воспитательных задач.

  49. Особенности цели ориентирования в спортивном коллективе - цели личные, групповые, жизненные. Система перспективных линий.

  50. Характеристика этапов развития коллектива.

  51. Методы и средства воспитания коллектива на каждом этапе его развития.

  52. Роль общественного мнения в коллективе, его содержательная направленность и пути формирования.

  53. Традиции как основные регуляторы внутри коллективных отношений.

  54. Самовоспитание как неотъемлемая составная часть воспитания, его движущие силы и источники.

  55. Роль педагога в организации самовоспитания. Условия, обеспечивающие успешность самовоспитания.

  56. Изменения содержания самовоспитания по мере роста спортивного мастерства и взросления спортсмена.

  57. Самовоспитание и перевоспитание. Предупреждение правонарушений среди учащихся. Правовое воспитание.

  58. Экологическое воспитание. Утверждение здорового образа жизни. Ответственность специалистов физической культуры за охрану природы.

  59. Профессиональные обязанности (функции) учителя физической культуры, тренера.

  60. Требования, предъявляемые к личности преподавателя в области физической культуры и спорта .

  61. Понятие педагогической деятельности. Структурные компоненты педагогической деятельности, гностический, проектировочный, конструктивный и организаторский, коммуникативный и их характеристика.

  62. Способности личности как условия успешного приобретения профессионально-педагогического мастерства. Характеристика общих и специальных особенностей и пути их развития. (Единство общих и специальных способностей в успешности педагогической деятельности).

  63. Проектировочные и конструктивные способности и сопутствующие им дидактические и психомоторные способности.

  64. Организаторские способности и сопутствующие им наблюдательность и распределенность внимания.

  65. Коммуникативные способности и их составляющие: перцепция и эмпатия, педагогический такт, экспрессивность и мажорность общения, суггестия и аттракция.

  66. Педагогическое общение, его функции и структура: моделирование предстоящего общения, его организация, управление общением, анализ результата и моделирование нового цикла.

  67. Гностическая деятельность педагога.

  68. В чем особенность объединяющего или интегративного общения.

  69. Личная педагогическая техника, ее содержание.

  70. Стили педагогического общения.

  71. Понятие педагогического руководства, условия его проявления.

  72. Педагогическое творчество. Возможные уровни педагогического творчества.

  73. Управление педагогическим процессом.

  74. Уровни педагогического мастерства.

  75. Авторитет педагога и его слагаемые. Требования, предъявляемые к его личным качествам

  76. Педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта.

  77. Основные условия и факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Основная литература
7.1.1 Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебник / Б.А. Карпушин. – М.: Советский спорт, 2013. – 300с.

      1. Педагогика физической культуры: учебник / коллектив авторов: под общ. ред. В.И.Криличевского, А.Г. Семенова, С.Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2012. – 320с.
7.1.3 Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. Высш. Уч. заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. аронова, А.Р. Баймурзин и др.; под ред. С.Д. Неверковича. – М.: Академия, 2010. – 336с.
7.2 Дополнительная литература

7.2.1 Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. Пос. / Э.Б. Кайнова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. - 208с.

7.2.2 Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Физическая культура, 2006. – 528с.

7.2.3 Педагогика: учебник / под ред.Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2008. – 429с.

7.2.4 Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры: учебник / М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Г. Семенов.- 3-е изд., доп. И перераб. – М.: Путь: Адьянс, 2006. – 287с.

7.2.5 Сидоров, А.А. Педагогика: учебник для вузов физ. Культуры / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 272с.

7.2.6 Стратегия развития физическойкультуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http^//minstm.gov.ru/documents/xPages/item.670.html

7.2.7 Федеральная целевая программа «развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» Электронный ресурс. – Режим доступа: http^//rian.ru/fcp_sport/

7.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

7.3.1 Электронный каталог РГБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . rsl . ru / s 97/ s 339

7.3.6 Сайт Правительства РФ – http :// www . gov . ru

7.3.7 ЭБС Book.ru – Единая система доступа к коллекции электронных версий книг современной учебной и научной литературы – доступ из сети интернет.

7.3.8 ЭБС Издательского Дома «Инфра-М» – доступ из сети интернет.

7.3.9 Электронный каталог УралГУФК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// elibrary . uralqufk . ac . ru /

7.3.10 Научный портал Теория.Ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// www . teoria . ru

7.3.11 Электронные книги по спортивной тематике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// www . teoria . ru / student / booksport / index . php

7.3.12 Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// lib . sportedu . ru /

7.3.13 Российская спортивная энциклопедия Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. http :// libsport . ru /


В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В.В.Давыдова и методологии проектирования Г.П.Щедровицкого.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта.

Издательство: Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2010 г.

ISBN 978-5-7695-6399-7

Количество страниц: 336.

Содержание книги «Педагогика физической культуры и спорта»:

  • 3 Введение
  • 8 РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 8 Глава 1. История становления общей и спортивной педагогики
      • 8 1.1. Возникновение и становление педагогики как искусства воспитания и обучения детей в первобытном обществе и древних государствах
      • 13 1.2. Развитие педагогической мысли в Средние века
      • 16 1.3. Развитие и становление педагогической теории в России
      • 23 1.4. Основные тенденции развития педагогики спорта за рубежом
      • 29 1.5. Задачи педагогики спорта как отрасли педагогической науки в связи с проблемой социализации
    • 33 Глава 2. Общеметодологические интегративные функции развивающей педагогики физической культуры и спорта
      • 33 2.1 Педагогика спорта как метапредмет
      • 39 2.2. Педагогическая технология: сущность и эволюция понятия
      • 49 2.3. Система подготовки в спорте как объект проектирования и предмет исследования
    • 57 Глава 3. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалистов в области физической культуры и спорта
      • 57 3.1. Современные концепции профессиональной компетентности специалистов в психологии и педагогике
      • 62 3.2. Характеристики основных компонентов компетентности
      • 66 3.3. Уровни сформированности компетентности специалистов
      • 68 3.4. Профессиональная компетентность специалиста в области спорта
  • 75 РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 75 Глава 4. Теоретические и методологические основания функционирования профессионального образования
      • 75 4.1. Философско-методологические и исторические аспекты образования
      • 83 4.2. Философско-педагогические аспекты образования
      • 92 4.3. Социокультурные аспекты образования
    • 97 Глава 5. Комплексный анализ теории и практики современной системы профессионального образования
      • 97 5.1. Нормативно-правовые акты регулирования дополнительного профессионального образования
      • 106 5.2. Профессиональное образование в современных условиях
      • 121 5.3. Концепция дополнительного профессионального образования. Современные аспекты профессионального образования
  • 131 РАЗДЕЛ III. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • 131 Глава 6. Воображение, фантазия и импровизация в творческой деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта
      • 132 6.1. Понятие воображения как системообразующего компонента процесса творчества
      • 138 6.2. Особенности фантазии и ее отличие от воображения
      • 142 6.3. Импровизация как компонент творческой деятельности
    • 153 Глава 7. Рефлексивная культура спортивного педагога
      • 153 7.1. Современные полипредметные представления о категории «рефлексия»
      • 159 7.2. Сущность и структура рефлексивной культуры спортивного педагога
    • 180 Глава 8. Педагогическое обоснование компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях физкультурного профиля
      • 181 8.1 Эволюция проблемы преподавания теоретических дисциплин и ее современное состояние
      • 182 8.2. Роль и значение компьютерной учебной деятельности в преподавании теоретических дисциплин
      • 185 8.3. Особенности применения компьютерных методов обучения в институте физической культуры и спорта
    • 192 Глава 9. Мотивационная и личностная предрасположенность к освоению больших объемов научно-учебной информации
      • 192 9.1. Интеллектуальные и информационные способности человека
      • 203 9.2. Развитие способностей к переработке и освоению больших объемов информации
      • 204 9.3. Переработка и анализ информации в экстремальной деятельности
  • 208 РАЗДЕЛ IV. СПОРТ КАК СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 208 Глава 10. Спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирования личности
      • 208 ЮЛ. Структура, содержание и развивающие возможности спорта
        • 214 10.2. Психолого-педагогические принципы формирования личности в спорте
        • 219 10.3. Методы, средства и формы воспитания личности в спорте
        • 223 10.4. Коллектив, его воспитательные возможности. Особенности управления коллективом в детско-юношеском спорте
    • 228 Глава 11. Учет возрастных особенностей ребенка при обучении двигательным действиям
      • 229 11.1. Характеристика особенностей развития детей 1 — 3 лет
        • 231 11.2.Характеристика развития детей 3 — 6 лет
      • 233 11.3. Характеристика развития детей 6 — 10 лет
        • 235 11.4.Характеристика развития детей 10 — 15 лет
        • 237 11.5.Характеристика развития детей 15 — 18 лет
  • 240 РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
    • 240 Глава 12. Организация, руководство и управление образовательными учреждениями в сфере физической культуры, спорта и туризма
      • 240 12.1. Современные условия развития образовательных учреждений
      • 241 12.2. Категория «организация», ее функции в современной теории управления педагогическими системами
      • 244 12.3. Категория «руководство» в современной теории управления педагогическими системами
      • 245 12.4. Категория «управление организацией» в современной теории управления социальными системами
        • 247 12.5.Тенденции развития стратегического видения в современной теории управления социальными системами
    • 256 Глава 13. Теоретико-методологические основы разработки стратегии образовательного учреждения в сфере физической культуры, спорта и туризма
      • 256 13.1. Принципы разработки стратегии и управления образовательными учреждениями
      • 263 13.2. Критерии стратегии организационной модели образовательного учреждения
    • 278 Глава 14. Организационно-методические и психолого-педагогические условия управления миграционными процессами в спорте
      • 278 14.1. Проблема миграции в спорте в свете национальной безопасности страны
        • 285 14.2.Методология управления миграционными процессами в спорте
        • 294 14.3.Реализация комплекса организационно-педагогических условий в опытно-экспериментальной работе по управлению миграционными процессами в спорте
  • 308 Приложения