Конспект урока на тему «И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей.

Ирина Садовникова
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий.

Т Е М А :

Знакомство с басней И . А. Крылова «Стрекоза и Муравей »

Подготовительная группа.

Провела :

Воспитатель :

Садовникова Ирина Вячеславовна.

Предварительная работа :

Использование социо-игровых приемов для стимулирования мыслительной деятельности , развития интереса к художественной литературе :

Работа в микрогруппах

Обучение аргументации выводов

Обозначение характера персонажей сказок линией

Смена мизансцен во время занятий

Воспитание грамотного читателя на примере сказок.

Программное содержание :

Познакомить детей с литературоведческим термином «басня » , дать краткие сведения о баснописце И . А. Крылове .

Учить внимательно вслушиваться в литературный текст .

Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.

Воспитывать нравственные качества : трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать , признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности .

Форма организации :

Интегрированное занятие .

Интеграция :

Чтение художественной литературы

Здоровье

Коммуникация

Социализация

Художественно -эстетическое развитие

Познание

Развитие логического мышления

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Ребята, я сейчас вам задам очень сложный вопрос. У каждого человека много хороших качеств, но есть и плохие. Как человеку вовремя увидеть свои плохие качества и постараться их исправить?

Вы знаете? А вот я в затруднении.

Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.

3. А чтобы быстрее найти решение , давайте объединимся в пары.

Станем разведчиками. (Деление на пары с помощью игры «Разведчики» : дети, молча, находят глазами себе пару, встречаются глазами и , по команде воспитателя, пары берутся за руки)

4. Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота. (Проводится игра по типу «Ручеек» ) Но чтобы пройти паре в ворота, необходимо ответить на вопрос : «Что будет потом с этой шишкой?»

Воспитатель показывает шишку.

(дети отвечают на вопрос и проходят парами в «ворота» , «ворота» отвечают самыми последними.)

5. Рассаживайтесь, парочки, поудобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно. Дети парами рассаживаются.

6. Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу распутаться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня . Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям , на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов . Самое интересное, что он с детства жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова .

Показать портрет Крылова и фотографию памятника.

Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова . Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем….

Чтение басни «Стрекоза и Муравей » название басни не дается .

Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит :

- «Зима катит в глаза» ? Она что на колесах?

(Рассуждения детей :быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер)

А вот такое выражение – «помертвело чисто поле» ? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

(Размышления детей : Опустело поле, т. к. убран урожай, замерзла земля, нет насекомых, птиц, темно и сыро, холодно, уныло, тоскливо)

А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза ?

(Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается)

Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья ?

(Злой тоской удручена, к муравью ползет она )

А как вообще-то передвигается Стрекоза ? Кто видел стрекозу ? Мы говорим : «Ты как стрекоза О каком человеке так говорят?

(Рассуждения детей)

Какая пара изобразит, как летает стрекоза ? Как жила она летом? Покажите? (желающие пары показывают)

А в басне она ползет к Муравью , покажите как.

(желающие пары показывают)

А как же понять- «злой тоской удручена» ? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

(Дети высказываются : Она злится на зиму, что так быстро наступила; Злится, что ее никто не пускает, она думает, что все злые; Она, наверное, злится на себя, что ничего не приготовила к зиме, не запасла припасов, не построила домик)

Что же делать Стрекозе ? Пусть каждая пара подумает : есть ли у Стрекозы выход ? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

(Ответы детей были разными : Она может быстренько себе что-нибудь построить из щепочек каких-нибудь; Пускай идет к бабушке, она-то ее примет и накормит; Пускай просится у перелетных птиц взять ее с собой в теплые страны; Она же артистка, пускай работать устроится у зверюшек в театре.)

(Эксперименты детей с переделыванием концовки басни )

А что мы можем сказать про Муравья ? Какой он?

(Разнообразие ответов : Он трудолюбивый, он всегда строит дом; Он запасливый, конечно он приготовил много припасов на зиму; Он добрый; Нет! Он злой, он не пустил к себе стрекозу .)

Почему он все-таки не помог Стрекозе , не пожалел ее?

(Дети : Потому что она вся грязная была, как бомжиха. Потому что она не умеет работать, а муравей любит , чтобы все работали; Он безжалостный какой-то; Нет, он справедливый (Приветствуются разные, пусть даже противоположные мнения. Пусть будет дискуссия)

Разойдитесь в разные стороны : в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно , а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

Вы разные и мнения у вас разные.

Дети разделились на две группы

(Аргументы 1 группы : мы думаем, что муравей поступил правильно , потому что он ведь без стрекозы строил себе дом ; стрекоза бездельница ) (Аргументы 2 группы : Мы думаем, что муравей не прав , он мог помочь бедной стрекозке , надо быть милосердным, он мог научить ее работать и строить себе дом, она бы пела ему всю зиму и ему было бы весело)

Сейчас, когда мы поговорили и о Стрекозе и о Муравье , пусть каждая пара подумает, как можно линией изобразить характер героев басни . (дети берут приготовленные бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе (даже на полу, на стуле, пусть ищут сами, обсуждают парой и рисуют линию : прямую, спиральную, ломаную, волнистую и т. д.)

Линии у вас получились разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.

Как бы вы назвали эту басню ? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы , через стрекозу высмеиваются недостатки)

А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей »

Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются ? А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни? А у Муравья какая жизнь , все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Опять у детей разные мнения : Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился; Зато он будет сытый зимой; Он не радовался летом и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости; Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы ; Зато у него много варения.)

Изобразите, как он работал летом. (Дети парами изображают)

Мне почему-то и Муравья жалко !

Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье . У нас у каждого свое мнение : кому-то жалко Муравья , кому-то стрекозу , кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже , каждый по-своему оценивали героев. И они это отобразили на своих иллюстрациях. Посмотрите.

Воспитатель показывает иллюстрации разных художников )

Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей ? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)

Вот в чем отличие сказки от басни . Басня , хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей » ?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Как вам сегодня было на занятии ? Спать хотелось? Гулять убежать? Интересно было?

Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе.

И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре.

Сегодня с нашей книжной полки уйдут сказки и освободят место новой гостье – басне . Крылов написал ведь очень много басен. Мы их с вами тоже почитаем.

А так как басня учит трудолюбию , не безделью, то здесь поставим книги о труде, пословицы и поговорки.

А еще Андрюша принес нам мультфильмы по басням Крылова . Мы их обязательно будем смотреть, в том числе и басню «Стрекоза и муравей »

Спасибо вам, дорогие мои, за увлекательную работу.

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

2. Актуализация знаний.


Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

Чему учит нас каждая басня?

Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

Что это за животные?

Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

Какими эти персонажи могли быть в басне?

А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

Значение непонятных слов, выражений.

Вешние дни (иначе: весенние)

В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

Удручена (огорчена, опечалена)

Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Жалко ли вам Стрекозу?

Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

Правильно ли поступил Муравей?

Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Какова мораль басни?

Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный

9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Отдел образования муниципального района «Тарусский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2

имени ученого В. З. Власова»

г. Таруса Тарусского района Калужской области

Конспект урока чтения

«Басня И.А. Крылова. Стрекоза и муравей»

Авдеева Ольга Владимировна

учитель начальных классов

2011г. Конспект урока чтения

Тема: басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»


Образовательные:

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;

Научить детей отличать басни от других произведений.

Развивающие:

Развитие мышления при анализе произведения;

Развитие речи при ответе на вопросы;

Развитие интереса к чтению басен.

Воспитательные:

Нравственное воспитание;

Воспитание умения слушать друг друга.

План урока

1.Организационный момент

2.Подготовительная работа

3.Знакомство с произведение в целом

4.Чтение произведения по частям, анализ частей, словарная работа

5.Повторное чтение басни

6.Обобщающая беседа

7.Раскрытие аллегории (подыскивание аналогий из жизни)

8.Выведение морали

9.Чтение басни по ролям

10.Итог урока

11. Рефлексия

12.Домашние задание

Ход урока

1.Организационный момент

(цель: приветствие, проверка готовности, положительный настрой)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? У вас на партах должны лежать дневник, пенал, литературное чтение. Улыбнитесь друг другу, у вас всё получится, начинаем урок!

2.Подготовительная работа

(цель: знакомство с биографией И.А.Крылова; сформировать у школьников жизненные представления, необходимые для чтения и понимания; накопить и обобщить жизненный опыт перед чтением; непосредственное введение детей в круг авторских образов).

Ребята, посмотрите на доску. Узнали, чей это портрет?

Ивана Андреевича Крылова

Правильно. А какие басни Крылова вы знаете?

Ворона и лисица. Лебедь, рак и щука.

Ребята, посмотрите на доску, кто изображён?

Стрекоза, муравей.

Что вы можете рассказать о стрекозе?

Она красивая, постоянно всё лето летает

А про муравья?

Постоянно строит себе жилище, перебегая из одного муравейника в другой.

Мы сегодня познакомимся с ещё одной басней Крылова «Стрекоза и муравей».

Кто может сказать мне, как называется та часть басни, в которой содержится основная мысль?

Хорошо. Сейчас я прочитаю вам басню «Стрекоза и муравей», а вы слушайте внимательно, потому что я потом буду задавать вопросы.

3.Знакомство с произведением

(цель: познакомить детей с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией; выявление эмоционального воздействия произведения на учащихся)

Ребята, какие чувства у вас вызвала эта басня?

Было жалко стрекозу

Почему у вас такие чувства вызвала стрекоза и муравей?

Муравей злой, он не мог помочь стрекозе.

Хорошо, давайте с вами подробнее разберёмся с этой басней. Откройте свои учебники.

4.Чтение и анализ произведения по частям.

(цель: выяснение причинно-следственных связей в развитии сюжета; выявления мотивов поведения действующих лиц, их особых черт, свойств характера; определение композиции произведения; анализ особенностей форм произведения, в том числе языка).

Попрыгунья стрекоза

…………………………

На желудок петь голодный!

Достаточно, хорошо.

Ребята, что делала стрекоза летом?

Стрекоза всё лето пела

Как наступила зима для стрекозы? Зачитайте из текста

Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.

А как вы понимаете это выражение?

Это значит, зима уже наступает.

Как жилось стрекозе летом?

Хорошо, весело.

А почему ей так хорошо и весело жилось? Зачитайте из текста.

Для неё под каждым листом был готов и стол и дом.

Зимой стрекоза продолжала петь?


-Почему?

Зимой стало холодно и стрекозе нечего было есть.

И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.

Как мы озаглавим эту часть?

Гулянья стрекозы

Злой тоской……….

…так поди же попляши

Ребята, как вы понимаете строчку «Злой тоской удручена»?

Как стрекоза обращается к муравью? Зачитайте.

Не оставь меня кум милый.

Почему стрекоза так ласково обращается к муравью?

Она хочет его задобрить, чтобы он её впустил, покормил и обогрел.

Пустил стрекозу муравей?

Нет, не пустил.

А почему?

Она всё лето пропела в то время, когда надо было готовиться к зиме.

Зачитайте, как муравей прогнал стрекозу?

Ты всё пела? Это дело, так поди же попляши.

Как вы думаете, как это муравей сказал?

5.Повторное чтение басни в целом.

(цель: осмысление произведения в целом)

Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем эту басню полностью.

Даниила прочитай, не забывай обращать внимание на знаки препинания. А вы слушайте все внимательно, потом я спрошу, как вы поняли смысл басни.

6.Обобщающая беседа.

(цель: обобщить всё произведение, осмыслить частные выводы, которые были сделаны в процессе анализа; сформировать общий вывод, относящийся ко всему произведению в целом, который и будет выражением идеи, главной мысли басни)

Ребята, какая стрекоза по характеру?

Она беззаботная, ей ничего не надо. Живёт одним днём, в её жизни самое главное- петь и плясать.

А какой же муравей по характеру?

Он трудолюбивый, справедливый.

Как вы понимаете такую пословицу «Сделал дело, гуляй смело»

Сначала нужно заняться делом, а потом когда его закончишь, то можно отдыхать.

Так что же хотел сказать Крылов этой басней?

Всем надо вовремя заниматься. Вначале сделать дело, а потом отдыхать.

7.Раскрытие аллегории

(цель: формирование умения приводить примеры из жизни; развитие логического мышления в процессе сравнения поведения героев басни и поведения людей)

Ребята, а у людей такие случаи бывают? Давайте вспомним.

Вот видите, это встречается в нашей жизни.

8.Выведение морали

(цель: глубокое и чёткое понимание текста басни)

Об этом басня и говорит, что делать надо всё вовремя и забот будет меньше. А если всё лето прохлопотать, осень протоптать, тут и снег на голову свалится.

9.Чтение басни по ролям

(цель: отработка навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения)

Давайте ещё раз прочитаем эту басню. Но читать теперь мы будем по ролям.

10.Итог урока

(цель: подвести итог работы на уроке)

Молодцы. С какой басней мы сегодня познакомились?

Стрекоза и муравей

Вам понравилась эта басня?

11.Рефлексия

(цель: проверка психоэмоционального состояния учащихся, эффективности мотивации деятельности)

Что понравилось на уроке?

Что интересного узнали на уроке?

12.Домашнее задание

(цель: обогащение речи учащихся; совершенствование выразительной стороны речи; развитие памяти учащихся)

Дома вам надо будет эту басню выучить наизусть.

Молодцы, хорошо работали, были активны. Урок окончен, можете быть свободны.

Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей ».

Цели : Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

Задачи :

Развивающие:

Развивать умение детей выразительно и ясно излагать свои мысли, умение поддерживать беседу. Развивать познавательный интерес к научному познанию космического пространства, творческое мышление и воображение, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношение в общении друг с другом, а в играх ловкость, быстроту, находчивость, самостоятельность, развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.

Предварительная работа : знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями.

Оборудование : мнемо – таблица, презентация по теме.

Слово воспитателя : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от одного мальчика, который живет в жаркой Африке. Сейчас я вам прочитаю перевод этого письма: «Здравствуйте ребята далекой России! Меня зовут Джейк. Я живу в жаркой стране под названием Африка. Я очень интересуюсь баснями русского писателя И.А. Крылова. Особенно мне понравилась его басня «Стрекоза и муравей». Но я так и не понял, чему учит нас эта басня. Может быть вы мне поможете?»

Ребята, чтобы ответить на его вопрос давайте мы сегодня познакомимся с басней «Стрекоза и муравей».Со многими баснями Крылова мы с вами знакомились. И с баней, которая пробудила любопытство и интерес иностранного мальчика, мы познакомимся сейчас.

Воспитатель раздает мнемо-таблицы к басне.

Презентация «Стрекоза и муравей». Чтение басни воспитателем.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».-
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Беседа по басне:

  1. С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?
  2. Почему муравей отказал в помощи?
  3. Чем занималась стрекоза все лето?
  4. Чем занимался муравей?
  5. Чему учит нас басня? О чем говорит нам мораль басни?

Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил. »

Заучивание басни с помощью мнемо- таблицы.

Воспитатель: ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне.

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
  3. Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать следующие загадки.

  1. Не хочу читать, писать,

Папе с мамой помогать…

Поработай моя тень

Самому мне что то….(лень).

  1. Кому не скучно никогда?

Работа, труд его боится.

Он мастер дел и всеми любимый

Человек ….(трудолюбивый).

Хоровое чтение басни с помощью мнемо- таблицы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». А теперь давайте, ответим на вопрос африканца Джейка: чему учит нас эта басня?

Обсуждение ответов.

Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия.

Знакомство с басней Крылова « Стрекоза и муравей ».

Цели : Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

Задачи : развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.

Предварительная работа : знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями.

Оборудование : мнемо – таблица, презентация по теме.

Слово воспитателя : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от одного мальчика, который живет в жаркой Африке. Сейчас я вам прочитаю перевод этого письма: «Здравствуйте ребята далекой России! Меня зовут Джейк. Я живу в жаркой стране под названием Африка. Я очень интересуюсь баснями русского писателя И.А. Крылова. Особенно мне понравилась его басня «Стрекоза и муравей». Но я так и не понял, чему учит нас эта басня. Может быть вы мне поможете?»

Ребята, чтобы ответить на его вопрос давайте мы сегодня познакомимся с басней «Стрекоза и муравей».Со многими баснями Крылова мы с вами знакомились. И с баней, которая пробудила любопытство и интерес иностранного мальчика, мы познакомимся сейчас.

Воспитатель раздает мнемо-таблицы к басне.

Презентация «Стрекоза и муравей». Чтение басни воспитателем.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».-
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Беседа по басне:

  1. С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?
  2. Почему муравей отказал в помощи?
  3. Чем занималась стрекоза все лето?
  4. Чем занимался муравей?
  5. Чему учит нас басня? О чем говорит нам мораль басни?

Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил. »

Заучивание басни с помощью мнемо- таблицы.

Воспитатель: ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне.

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
  3. Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать следующие загадки.

  1. Не хочу читать, писать,

Папе с мамой помогать…

Поработай моя тень

Самому мне что то….(лень).

  1. Кому не скучно никогда?

Работа, труд его боится.

Он мастер дел и всеми любимый

Человек ….(трудолюбивый).

Хоровое чтение басни с помощью мнемо- таблицы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». А теперь давайте, ответим на вопрос африканца Джейка: чему учит нас эта басня?

Обсуждение ответов.

Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».


План открытого урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Изучение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

— Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».

— Формировать универсальные учебные действия.

— Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.

— Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.

— Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.

— Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Оборудование: Тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья учебник Л.А. Ефросининой, “Литературное чтение” 4 класс, 1 часть.

Ход урока.

1. Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто — то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться, тогда работа принесёт результат (плод)

2.Этап актуализации знаний:

а)Знакомство с темой урока.

Посмотрите иллюстрации на доске.

Чему посвящен сегодня урок? (басням)

Почему вы так думаете? (сцены из басен)

Какие это басни?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов.

б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни - «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)

в) повторение знаний об особенностях басен.

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

Краткая форма повествования,

Действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

Высмеивает пороки людей (ирония),

Есть мораль,

Повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод на доске

— Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня — это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

Речевая разминка:

а) Речевые упражнения

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:

Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)

а) Создание «Дерева предсказаний»(На доске нарисовано дерево)

Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.

Появляются на дереве слова

    о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

    о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

Прослушаем текст басни и проверим наши предсказания.

б) Первичное восприятие текста Слушание басни в аудиозаписи.

в) Формулирование проблемы.

Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

Значит, мы с вами ошиблись, и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

Вопрос урока : Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»?

Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):

Исследование будем проводить, работая в группах.

Физминутка.

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело — ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

4.Этап открытия нового знания:

Исследовательская работа в группах по пунктам плана памятки по работе с басней.

5.Этап применения нового знания:

Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по — очереди.

а) Беседа – анализ текста

1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (на доске)

Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения)

4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)

9. Настали ли нужда и голод для Муравья?

10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?

12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

13. Можно ли его назвать жадным?

14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём) .

15. Как вы относитесь к Стрекозе?

16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

20. Как вы их понимаете?

21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).

Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.

6.Рефлексия. Итог урока:

а) Вывод по проблеме :

    Смогли мы ответить на главный вопрос урока?

    Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)

    Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

    Нужно ли изучать басни?

    Чему они учат?

б) Самооценка

У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика.

— если работа в группе не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика;

— если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный шарик;

— если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю.

Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.

в) Оценивание работы на уроке.

Группа оценивается по количеству жетонов, пазлов, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.

г) Домашнее задание.(по желанию)

    Выразительное чтение басни по ролям.

    Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.

    Чтение басни наизусть