Конспект урока на тему "правописание ь после шипящих у глаголов".

Цели:

1. Систематизировать знания учащихся

2. Усовершенствовать навыки правильного написания слов с указанными орфограммами.

3. Способствовать развитию речи, логического мышления.

Технология: технология дифференцированного обучения, способствующая развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. Элементы игровой технологии.

Оборудование: схемы, таблицы, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой ь. Материал урока далеко не простой, он и объемный, и сложный. Перед вами стоит две задачи. Вы должны систематизировать свои знания об употреблении буквы ь после шипящих и усовершенствовать навыки правильного написания слов с указанными орфограммами.

2. Работа по теме урока.

1. Два ученика на доске воспроизводят таблицу «Мягкий знак на конце после шипящих».

В это время поэтический конкурс. Какой ряд больше вспомнит стихов с шипящей на конце слов, объяснить правописание.

Например:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день...

Товарищ, верь, взойдёт она

Звезда пленительного счастья.

И на обломках самовлостья

Напишут наши имена.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

Побеждает ряд, который больше вспомнит стихов.

2. Конкурс таблиц на правописание ь знака после шипящих в занимательной форме.

3. Поиграем в корректоров (текст на доске, уч-ся исправляют ошибки)

1 Однообразный пейзажь утомляет мужественных путешественников, которым уже давно невтерпежь добраться домой.

2 Порывами дует холодный ветер от темнолиловых тучь становится всё темнее

3 Воздух свежь, как- будто отворились настеж небесные окна

4 Люди жывут ожыданием новых событий и встречь

5 Через пол-часа появяться огоньки в окнах жилищь.

4. Игра в сигнальные карточки.

Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

Веришь в чудеса Испечь пирог

Шоколад горяч Лесной ландыш

Торопишься на урок Тишина рощ...

Хорошо слышишь Мороз трескуч

Ждать невтерпеж Упал навзничь

открыли настежь вышла замуж

Вернулся заполночь дуб могуч

много задач кофе горяч

мчался вскачь отрежте кусочек

быстро учишь красивый пейзаж

5. Выборочный диктант(выписывать слова из пословиц в 2 столбика)

1 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

3 Хлеб-соль ешь,а правду режь.

4 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5 За свой грош всякий хорош.

6 Ешь, покамест живот свеж

7 Голова не карниз- не приставишь.

8 Взявши за гуж, не говори, что не дюж.

6. Игра «Пятый лишний».

1. 1плющ

2 невтерпеж

3 намажете

4 неуклюж

5 трескуч

2. 1 брош

2 очень тощ

3 без груш

4 свеж

5 скрипуч

3. 1 бородач

2уберечься

3 полоса неудач

4 среди дач

5 цветок пахуч

4. 1 жареный лещ

2 хорошая вещ

3 у афиш

4 выделка кож

5 среди туч

5. 1 обруч

2 до встреч

3 пересечь границу

4 мороз трескуч

5 среди дач

7. Цифровой диктант

1 не плачь

2 свеч

3 отрежь

4 лечь

5 из-за рощ

6 скрипуч

7 могуч

8 наотмашь

9смеешься

10 уходи прочь

11 упал навзничь

12 неуклюж

13 испечешь

14 ехал вскачь

15 молодежь

3. Подведение итогов урока

1. В словах какой части речи после шипящих пишется ь?

2. В словах какой части речи ь не пишется только в исключениях?

3. В какой части речи ь после шипящих пишется и не пишется? От чего это зависит (от рода, числа)

4. К какой части речи относятся слова: настеж, навзничь, прочь.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Чуртан

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих.

Подготовила и провела

учитель 4 класса

Ибрагимова Н.Г.

2014-2015 уч. год

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух)

Цель : создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; о трабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты образования:

    Предметные : научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные : общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

    Личностные : применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Оборудование: ИД; учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2014; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2014; карточки для работы.

Формы работы на уроке:

    работа в группах;

    работа в парах;

    самостоятельная работа;

    самопроверка;

    взаимопроверка;

    самоанализ;

  • контроль результата

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. комментарий

Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.

Данный этап работы настраивает обучающихся на определенный вид работы, развивая личностные и образовательные компетенции

Учащиеся развивают навыки работы в группе, коллективе по определённым договорным правилам.

Эта работа обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. Используется метод «Мозговой штурм», развивающий мыслительно-речевую деятельность, умение отстаивать своё мнение, побуждающий к языковой дискуссии, воспитывающий умение вести деловое общение.

Этапы 3, 4 способствуют развитию учебно-познавательной, образовательной компетенции, где обучающиеся в результате возникшего противоречия в знаниях ставят себе цель и задачи работы, планируют её через способы организации целеполагания.

На 5, 6 этапе урока

добросовестность работы обеспечивается взаимозависимостью членов группы и заинтересованностью в конечном результате.

Работа на данном этапе урока способствует

развитию информационной, кооперативной компетенций. Дети учатся использовать средства информации, отбирать, преобразовывать необходимую информацию. Развивают УУД, в частности предметные – знакомятся с правописанием глаголов с шипящими, логические – выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать и делать вывод; регулятивные– сохраняют У/З

контролируют и оценивают работу свою и одноклассников. Постоянное обращение к графическим опорам на уроке способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной (моторной) памяти.

Обучающиеся выполняют процессуальный анализ работы на уроке и индивид-ю систему оценок результата работы, делают самооценку работы на уроке. Конкретизируют противоречия в знаниях, учебных действиях.

Я рада нашему уроку,

Мне с вами интересно, друзья!

Разные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок.

Урок русского языка. Мы снова отправляемся в страну родного языка.

Чему учимся на уроках русского языка?

- Какие области русского языка мы изучаем?

ИД Слайд №1

В какой области мы остановимся, вы определите сами чуть позже.

Говорить и писать правильно.

Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

Этап 2.Актуализация знаний по теме « Мягкий знак после шипящих на конце слов разных частей речи». Мотивационный.

Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в группах, парах и индивидуально.

Ваши предложения?

Какие организационные правила применим в работе?

1.Работа по карточкам.

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).

- Какое основание дляопределения групп слов?

Обозначьте правило правописания орфограммы в словах каждой группы графической моделью.

Миниитог.

Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Какая группа слов вызвала противоречие?

Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?

Почему возникло противоречие?

    Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.

    Контролировать действия и результат работы.

    Оценивать действия и результат работы символами.

    +

    ?

    -

    Фиксируем в тетрадях на полях.

1.Работа в группах. (Итог работы фиксируется на доске)

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п.

не изучали.

Орфографическое.

Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают.

(на доске)

С 3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь;

С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет

П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет

Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи.

Самооценка.

    + - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

    ? – работал самостоятельно, но были ошибки.

    - – самостоятельно работать не мог.

5)береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и др.

Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах.

Этап 3.Определение темы урока.

В какой области русского языка мы сегодня остановимся?

ИД слайд №2

Какую цель поставите себе на уроке?

Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

Правописание.

Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Этап 4. Целеполагание. Планирование работы.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?

Чему мы сегодня будем учиться?

Р – Что будем развивать?

О – Что будем объяснять?

К – Что будем контролировать?

-Как построим нашу работу?

ИД Слайд №3

У узнать о правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

- учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К контролировать свою работу и работу одноклассников.

По плану.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Этап 5. Открытие детьми нового знания.

    Работа по учебнику.

Задание.

Прочитайте предложения.

Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак.

Определи, к какой части речи относятся выделенные слова?

В каких формах они стоять?

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

Что вы прочитали?

Объясните значение любой пословицы по выбору.

Какие слова вы нашли в предложениях?

Какой частью речи являются выделенные слова?

В каких формах они стоять?

ИД Слайд №4

- Какое общее основание в данных словах?

Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.

Как вы проверите свой вывод?

Проверьте, правы ли вы в своём утверждении.

Что скажите о своем выводе.

Сформулируйте правило.

Сделайте графическую модель правила (опору).

Вернемся к пятой группе слов береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

Вы сможете открыть скобки?

Как напишите глаголы данной группы?

Откройте скобки карандашом.

Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.

Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах, опираясь на графическую модель.

Проследим наше продвижение по плану работы.

Что выполнили?

На каком этапе работы находимся?

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

Работа в группах.

Предложения, которые являются пословицами.

Объясняют значение пословицы по выбору.

- Глаголы.

отрежь (что сделай?, 2 л. ед.ч.)

погонишься (что сделаешь?, 2 л . ед.ч.)

поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч)

едешь (что делаешь?, 2л. ед.ч.)

будешь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

испечёшь (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)

беречь (что делать?, н.ф.г.)

- Орфографическое .

-В глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак.

Читают правило в учебнике на стр. 108, рубрика «Тайны языка»

Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный.

Г- ш, щ, ч, ж +Ь

5) береч(ь)), отреж(ь), поеш(ь) - ?

С мягким знаком после шипящей.

Открывают скобки карандашом.

- Г- ш, щ, ч, ж +Ь

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Анализируют план работы.

Оценивают символами: +, ?, -

Этап 6. Первичное закрепление.

    Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

Миниитог.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

    Работа по учебнику.

Стр. 108, №2.

Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).

Не забывай писать Ь после шипящих!

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?

- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.

ИД Слайд №5

Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.

Над чем нужно поработать?

    Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» №1.

Стр. 31, №2.

Исследуйте таблицу. Запишите свои примеры в таблицы.

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Проведите контроль результата работы своих одноклассников.

    Экспресс – опрос.

(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?

- Какое слово вызвало затруднение?

Как узнать лексическое значение слова – фальшь?

Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.

Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.

ИД. Образец на слайде №6.

- Кто получил +?

Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.

Оценивают символами: +, ?, -

- Задают вопросы.

1) Какой частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

2.Работа в группах.

Самопроверка.

нач. ф. гл. 2 л.,ед.ч.

беречь думаешь

обжечь стоишь

поджечь говоришь

стричь сидишь

помочь бежишь

кричишь

съешь поёшь

спрячь летишь

Оценивают символами: +, ?, -

3.Самостоятельная работа.

- Фронтальная проверка результата работы.

После шипящих Ь пишется:

    у имен сущ. 3-его скл.: дочь, ночь и т.д.

    у глаголов во все формах: идёшь, поешь, слышишь и т.д.

После шипящих Ь не пишется:

    у имен сущ. 1-го и 2-го скл.: нет туч, много задач, плащ, нож и т.д.

    у имён прилаг. в краткой форме: пригож, хорош, могуч, скрипуч и т.д.

Взаимооценка результата работы.

4.Самостоятельная работа.

  1. отрежьте +

  2. дремлешь +

  3. чертишь +

    желаю удач -

    фальшь?, +

- Фальшь.

Мы не знаем значение слова фальшь , поэтому не можем определить часть речи.

В толковом словаре.

- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.

Взаимопроверка пастой другого цвета. Взаимооценка.

Этап 7. Подведение итога урока.Рефлексия.

Предлагаю определить домашнее задание.

Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

- Какие задачи не решили?

-Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.

Какой алгоритм действий поможет вам правильно писать слова с шипящими на конце?

Что было самым главным на уроке?

Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?

Где эти знания сможете применить?

Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.

Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

Какие вопросы необходимо решить?

Спасибо всем за работу

- Д/з : уч. С. 108, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(по выбору)

- Обосновывают выбор Д/з.

Выполнили все.

- Решили все задачи.

Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи.

Алгоритм

1) Определить какой частью речи выражено слово.

2) Объяснить лексическое значение слова.

3)Применить правило написания орфограммы в слове.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.

На уроках русского языка.

Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык.

В жизни, например, чтобы написать письмо т.д.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.

Урок русского языка Тема: Правописание ь после шипящих у глаголов Цели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах; 2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после шипящих; 3) развивать внимание, речь, память, логическое мышление детей. 4) развивать умение прислушиваться к другому мнению
Тип урока: урок закрепления первичных знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, парная. (Дети сидят в группах по 4 человека) Ход урока

    Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро, Здороваться просто Доброе утро. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро продлится до вечера. Мне очень приятно, что я могу сказать вам сегодня: «Доброе утро». проверка готовности к уроку; II. Запись домашнего задания
III. Словарная работа.Сейчас я предлагаю вам расшифровать загаданные слова. Сейчас эти слова представлены в виде цифр. Вы должны их расшифровать. А что значит расшифровать? (Предположения детей) Если у нас возникли разногласия или мы сомневаемся в значении слова, что нам может помочь? (Толковый словарь) Ищем в толковом словаре Ожегова слова «шифр», «расшифровать» и зачитываем. Шифр – система знаков, цифр для секретного письма. Расшифровать – прочитать секретное письмо с помощью шифра, кода. (Парная работа) 1
3012145 – стеречь 39145 – сжечь 87645 – плачь 8764 - плач Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет? Во время работы 1 человек работает у доски по индивидуальному заданию. Замени данные словосочетания глаголами начальной формы. Оказывать помощь – Очищать пол от сора – Вести наблюдения – Давать совет- Ничего не говорить- Давать совет – Работа сторожа –
IV. Повторение изученного материала материала. Какую часть речи мы начали недавно изучать? Что вы знаете о глаголе? Давайте вспомним известные нам случаи правописания мягкого знака после шипящих на конце слова. (Дети называют известные им случаи, а учитель вывешивает карточки на доску) Ь пишется Ь не пишется 1. У существительных 3-го склонения 1. У существительных жен. рода 1- 2. У глаголов го склонения во мн. числе в Р.п. . 2. У существительных муж. рода 2- го склонения. 3. У имён прилагательных в краткой форме
V. Определение темы урокаКак вы думаете, чем мы будем на уроке заниматься? (высказывания детей с опорой на таблицу) Сейчас я буду читать вам слова. В каждой группе слов есть одно лишнее. Вы должны найти его и записать в тетрадь. (2 учеников работают у доски, остальные в тетрадях) - дочь, луч, тишь, вещь; - сторож, колюч, могуч, похож; - много встреч, семь задач, упал с крыш, быстрая мышь - шутишь, ешь, чушь, несёшь Проверка выполнения работы с пояснениями.
VI. Физминутка
VII. Работа в группах. Откройте учебник на с. 97 упр.3 Прочитайте задание. Что мы должны сделать? (распределить слова на группы) Известно ли нам на какие группы нужно разделить слова? Предложите на сколько групп мы будем делить слова и какие это будут группы. (5 групп 1. Существ 3-го склонения 2. Существ жен. рода 1- го склонения во мн. числе в Р.п. 3. Глаголы 4. Существ муж. рода 2 - го склонения. 5. Прилагат. в краткой форме Каждая группа ребят выписывает слова одной группы)
Одна группа выполняет другое задание Вставьте пропущенные слова. Ведро дало …, и вода стала … Надо растопить …, чтобы пирог … Шила в мешке не … Семь раз отмерь, один …
Проверка выполнения работы VIII. Подведение итогов урока- Чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось? Что было трудно? Выставление отметок. Спасибо за работу.

Список используемых материалов 1 Учебник «Русский язык 4 класс»С. В. Иванов и др. – М.: Вентана-Граф, 2010 2 «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Оникс», 2000 3 «Справочное пособие по русскому языку» О. В. Узорова, Е. А. Шведова. – ЗАО «Премьера», 2010

Тема урока : «Написание ь после шипящих»

Цели:

1.Создать условия для ознакомления учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах.

2.Создать условия для формирования умения писать Ь после шипящих в именах существительных и кратких прилагательных

3.Создать условия для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности учащихся.

4.Создать условия для воспитания культуры учебного труда и коммуникативных способностей.

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Орфографическая минутка.

под диктовку, выделим орфограммы:

Воро бь и, па ль то, яко рь , моло дёжь , соло вь и, помощь .

* Самопроверка. (слова вынести на доску )

Сверьте с доской. У кого все слова записаны так, как на доске, поднимите руку.

Прочитайте слова ещё раз и скажите, что в них общего?

( имена существительные;

С безударной гласной в корне слова;

Пишутся с мягким знаком;)

Какую роль выполняет “ Ь ” в словах?

Ь – разделитель;

Ь – смягчитель;

Ь – указывает на существительное жен. рода 3 склонения;

А как вы напишите следующие слова: ключ…, хорош…, могуч…, чертёж…?

Объясните.

Вывод. Расскажите, что мы знаем о правописании Ь после шипящих на конце слов?

А как вы думаете, пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?

Тема нашего урока сегодня звучит так:

“Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

Попробуем сформулировать цели урока.

У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;

Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;

О – объяснять написание слов;

К – корректировать ответы товарищей;

ІІІ. Работа над новым материалом.

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов, предлагаю обратиться к рубрике “Давай подумаем” на с.82.

Внимательно прочитайте предложения.

Скажите, это просто предложения или что-то иное? (пословицы)

Кому не понятен смысл пословиц? (по необходимости объяснить)

1). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2). За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь.

4). Без теста пирога не испечёшь .

5). Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются?

(Глаголы)

В каких формах стоят? (в нач. ф.; в личн. ф.; в ф. повелит. накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (на конце глаголов после шипящих пишется Ь)

Сравним наши выводы с выводом девочки Жени. (На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь )

Совпали ли выводы? (да)

Чтение вывода по учебнику хором. (Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь )

А сейчас закрепим наши теоретические знания на практике.

Упр. 1 – внимательно прочитайте задание. Как вы его поняли?

(записать глаголы в три столбика: нач. ф. гл. 2л. ед. ч. гл. повел. накл.)

Встаньте, кто выполнил задание правильно.

Ф? минутка . Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы приседаете 1раз, если Ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.

Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь , беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, (желаю) удач.

Работа по карточкам.

“Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч… .
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…”

Прочитайте отрывок.

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Вставь, если нужно Ь в слова. (дети работают самостоятельно)

Проверка .

Назовите слова, в которых написали Ь, и докажите, что он необходим.

А почему в словах могуч и туч Ь писать не нужно?

Письмо под диктовку с комментированием.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Упражнение с использованием сигнальных карточек . (слова записаны на доске; дети показывают Ь, учитель вписывает в слова)

Стри…, доч…, поёш…, мыш…, скрипач…, гореч…, трубач…, стрич…, играеш…, сторож…, печ…, спряч…, береч…

Вывод .

Дети, кто понял, когда же пишется Ь после шипящих на конце слов?

Сейчас я проверю.

Задание на карточках . (соедини линией, когда пишется Ь)

Сравните с таблицей! (на доску вывешивается таблица)

Обратимся к целям урока и сделаем вывод.

Что нового мы узнали о правописании глаголов?

Чему учились?

Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях в тетради восклицательный знак (! ). Если были затруднения или что-то непонятно – поставьте знак вопроса (?)

Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.

Дом. задание. С.82 –правило, с. 83 – упр. 5, 2.