Кто такие евреи и откуда они взялись. Кто такие евреи и что значит быть евреем

Карту скитаний еврейского народа изучала наша обозреватель Тоня Белевич

Где живут евреи? По свежим статистическим данным, в Израиле проживает только 43% еврейского населения Земли. Правда, эксперты считают, что чаша весов медленно склоняется в сторону Святой Земли, и что к 2030 году перевес будет значительным. Что ж, поживем-увидим.

А где нашли дом все остальные?

Сразу хочется сказать, что любая миграция отражает более глобальные процессы. И то, что евреи выбирают для жизни высокоразвитые государства, вполне объяснимо – мы стремимся к самосовершенствованию на генетическом уровне, в нас заложена страсть к постижению нового. Не в Сомали же нам реализовывать свой высокий потенциал! Эта прописная истина прекрасно объясняет присутствие евреев в США. В количестве 39%. То есть, всего на 4% меньше, чем в Израиле. В США у евреев даже есть свой Иерусалим в штате Вирджиния.

Следующая страна – прекрасная, нарядная и цветущая Франция. 4% евреев мира – это французские евреи. Они ведут свою историю еще со времен Иудейской войны и раннего средневековья.

Четвертое место среди наших предпочтений занимает благополучная высокоразвитая Канада – здесь проживает 3% мировых евреев. Учитывая французское происхождение большинства канадцев, такое число евреев здесь вполне объяснимо. Кроме того, в конце 19-го века, из-за начавшихся погромов, в Канаду бежало огромное число евреев из Британии, Румынии и России.

Еще одна страна, любимая евреями, – Великобритания. Здесь проживает 2,3% всех евреев мира. Надо сказать, что это число могло бы быть гораздо больше, если бы не средневековые вспышки антисемитизма. Именно Англия в 1218 году потребовала, чтобы евреи носили отличительный знак, и тысячами высылала еврейские семьи из страны. Только спустя более 350 лет, уже при Кромвеле, Англия начала предпринимать попытки для восстановления еврейского населения.

На шестом месте среди еврейских географических предпочтений находится Аргентина. Здесь проживает около 2% от всех мировых евреев. Откуда Евреи в Аргентине? Во время испанской войны за независимость в 1813 году Аргентина отменила инквизицию и объявила свободу вероисповедания. Замученные гонениями европейские евреи восприняли это как приглашение. Аргентина вообще всегда отличалась удивительной толерантностью – так, Хуан Перон, придя к власти, «приютил» бежавших от возмездия нацистов и одновременно наладил дипломатические отношения с Израилем…

И вот наконец на очереди – Россия. Вопреки тому, что добрые люди пишут на заборах, Россию мы вовсе не продали. Нас вообще-то здесь совсем мало – всего-то 1,7% от всемирного числа евреев. Не очень-то понятно, как веселый, жизнерадостный, теплолюбивый и, в общем-то, трудолюбивый народ занесло в суровую во всех смыслах российскую действительность. Которую, кстати, мы искренне полюбили всей душой.

Итак, мы без труда нашли 95% всех евреев Земли. Остальные 5% живут в Германии, Испании, Австрии, Мексике и еще 40 странах мира. Порой понятных и естественных, как Бельгия и Чехия, порой удивительно нам неподходящих, как Армения или Колумбия.

Конечно, эти числа постоянно меняются. Евреи не устают искать свои корни, постоянно переезжают с места на место, находятся в поисках чего-то, что жестокая история не раз у них отнимала…

Но известно доподлинно – такого количества евреев, как сегодня, на планете не было никогда. Потому что сегодня численность нашего народа в мире составляет около 15 000 000 человек. А это, согласитесь, сила!

Елена Носенко-Штейн

Евреи России: национальность,
религия, культура?

О том, кто такие евреи вообще и российские евреи, в частности, спорят много. Точки зрения самые разные, иногда взаимоисключающие. Вряд ли этот спор завершится выработкой некоего «консенсуса» в обозримом будущем. Поэтому, пытаясь ответить на вопрос газеты «Еврейские новости», я выскажу лишь свою точку зрения, которая базируется на результатах проводившихся и проводимых мною исследованиях, равно как и на данных, полученных другими учеными.
Прежде всего, ловлю себя на мысли, что вопрос не вполне точен. Что такое «национальность»? По этому вопросу, нет единого мнении: разные справочники и словари дают отличающиеся друг от друга определения (и даже не дают их вообще, как, например, Российский Энциклопедический Словарь). Авторитетная энциклопедия «Народы и религии мира» подготовленная к изданию в основном специалистами Института этнологии и антропологии РАН в 1998 г., утверждает: «национальность, термин, употребляющийся в русском языке в двух значениях: 1) для обозначения этнической принадлежности (например, в переписях населения) и 2) как синоним понятий народ и этническая группа. В мировой практике чаще употребляется как синоним гражданства, то есть нации. Краткий словарь по социологии действительно краток и весьма туманен, смешивая разные понятия: «национальность - 1) народность, нация и другие этнические общности и группы, населяющие страну; 2) принадлежность какого-то человека или группы людей к определенной народности или нации». Кто что понял? Я – ничего. В Новом словаре русского языка говорится: «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ж. 1. То же, что: нация. 2. Принадлежность к какой-л. нации. 3. Совокупность национальных черт, свойственных какому-л. народу; национальная самобытность». Итак, национальность, это и нация, и этнос, и народность, и принадлежность ко всем трем одновременно или по отдельности, и гражданство, наконец, это национальная самобытность. Примеры подобной путаницы можно продолжать до бесконечности. В итоге человек, не являющийся специалистом в этнической и национальной проблематике, и даже специалист окончательно теряется. Вспомним знаменитое выражение «лицо кавказской национальности». К сожалению, СМИ, да и не только они охотно оперируют словосочетаниями «лицо чеченской национальности» вместо «чеченец», «лицо украинской национальности» вместо «украинец» и т.д. Очевидно, меня спрашивают, являются ли российские евреи «лицами еврейской национальности»? Если национальность – это синоним нации, то нет, поскольку на данный момент таковыми являются лишь «лица еврейской национальности» в Израиле. В России же евреи – одна из многочисленных групп, составляющих российскую нацию. Если национальность – синоним этноса, т.е. устойчивой группы людей, объединяемых общими языком, территорией, культурой, бытовыми и поведенческими нормами, самоназванием и самосознанием, то – и да, и нет. По целому ряду параметров российские евреи не отличаются от населяющих Россию русских и других народов – у подавляющего большинства родной язык русский, проживают они на территории России и добавлю, считают ее своей родиной, По культурно-бытовым нормам большинство евреев России мало отличается от русских (так же одеваются, живут в таких же домах, обставленных стандартной мебелью и разнообразной техникой и пр.). Но вот называют они себя (и окружающие их) иначе. Но «осознают себя» различно, называя себя то русскими, то евреями, то русскими евреями, то российскими евреями, то как-то еще…
Российские евреи и религия? Сложный вопрос. В большинстве стран еврей – принадлежность к религии, иудаизму. Но у России, как известно, особый путь. Десятилетия безрелигиозного существования даром не прошли. Иудаизм исповедует лишь небольшой процент российских евреев. Правда, в последнее время среди еврейской молодежи наметился интерес к иудаизму и стремление выполнять его предписания или хотя бы их часть. Но насколько устойчива эта тенденция, не молодежная ли это тяга ко всему новому (и хорошо забытому старому), не мода ли на религию – покажет будущее. В то же время все больше российских евреев, особенно смешанного происхождения, декларируют свою приверженность христианству (чаще всего православию). И высокомерное: «нет православных евреев, есть выкресты», тут не годится. Во-первых, эти люди нередко продолжают «чувствовать себя» евреями, окружающие (не только антисемиты) тоже воспринимают их как евреев. Во-вторых, евреи наполовину и, тем более, на четверть, свободны и от психологического напряжения, которое нередко ощущают евреи, принимающие крещение (века преследований, клеймо «богоубийц» и пр.). Наконец, многие российские евреи могут вообще не принадлежать к какой-либо определенной конфессии: быть атеистами, агностиками, верить в карму, НЛО, судьбу, «что-то такое над нами», Кастанеду и пр. При этом они нередко продолжают считать себя евреями (и неевреи воспринимают их как таковых). Значит, не религия…
Российские евреи и культура? Вопрос сложный и «тонкий». Хотя бы уже потому, что о сущности понятия «культура» спорили, спорят и будут спорить. О культуре бытовой я уже немного сказала – она у большинства российских евреев, особенно смешанного происхождения, которых становится все больше, почти не отличается от культуры русских. Но, думается, есть и различия. Они – в ином историческом опыте, который аккумулирован в том, что называют исторической памятью, имеющейся у каждого народа. Своя она и у российских евреев. Это память об общности судеб, о сравнительно недавнем прошлом, а не библейских временах. Такая память нередко связана с негативным опытом (гонениями, погромами, разного рода ограничениями и т.д.). Большинство живущих ныне в России евреев сформировались как личности либо в советский, либо в раннеперестроечный период, когда доступ к информации о еврейской истории, культуре, традиции был очень сильно ограничен. И, однако, историческая память сохранялась и сохраняется у многих российских евреев, даже у тех, кто был рожден в смешанных браках, на семейном уровне, Там, где такой передачи культурного опыта от поколения к поколению не существует, нет и еврейской исторической памяти. Там люди не чувствуют никакой связи с еврейским народом. Они – действительно не евреи, кто бы ни был их отец или мать. «Потерянны евреи», которые вряд ли вернутся. Однако, многие люди затрудняются с ответом на вопрос – кто они, хотя и ощущают в себе «что-то еврейское», не отказываясь от своего еврейства (не всегда с радостью и охотой). Именно историческая память не дает им возможности забыть об этом. Иными словами, рост антисемитских настроений в определенной части российского общества и активность разного рода крайне правых организаций и группировок часто пугает людей не потому, что представляет непосредственную опасность для них или их близких, но в силу все той же исторической памяти – передаваемых из поколения в поколение рассказов о событиях и судьбах. Я бы не хотела, однако, чтобы у читателей сложилось впечатление, что еврейская историческая память окрашена исключительно в негативные и мрачные тона. Напротив, нередко, особенно молодым людям она дает основание гордиться своей хотя бы частичной принадлежностью к еврейскому народу.
Историческая память – наиболее мощный фактор сохранения еврейской идентичности. Ибо без этой памяти ни антисемитизм, ни государство Израиль, ни Холокост, ни семейные традиции и даже деятельность еврейских организаций не имеют под собой твердой почвы. Чем глубже эта память, тем устойчивее оказывается еврейская идентичность – тем болезненнее переживается антисемитизм, тем охотнее люди вовлекаются в еврейскую жизнь, ловят любую информацию о еврейской культуре и традициях, тем больше знают они о шести миллионах своих погибших, тем больше гордятся своими великими «соотечественниками» и «еврейским вкладом» в мировую и российскую культуру.
Как говорила одна из моих опрошенных: «без знания религиозной жизни, без знания Торы, соблюдения праздников не может быть представления о еврействе и еврейском национальном самосознании. Нет без этого – без традиций и без языка, ну хотя бы без представлений о языке, на котором зиждется вся жизнь евреев… и на памяти все построено, о своей истории, о памятных ее вехах, о том, чтобы помнить, помнить, помнить – без этого невозможно».
Иными словами, вопреки расхожему утверждению: «кровь не водица», вслед за Френсисом Фукуямой, сказавшим, что кровь и происхождение – в душе, а не в теле, я полагаю, что принадлежность к тому или иному народу (этносу, этнической общности) - не гены, не «кровь» или раса, но – память, вобравшая в себя культурный и исторический опыт поколений. Эта память - ядро того, что специалисты называют этнической идентичностью или самосознанием.
Российские евреи – такие же, как все, но все-таки иные. Эта инаковость коренится в иной памяти и ином самосознании. Они не хуже и не лучше, они – другие.
Итак – национальность, религия, культура? Иногда то, и другое, и третье, но часто – ни то, ни другое, ни третье. Нет «собирательного» российского еврея, это разные люди, не всегда считающие себя евреями, исповедующие разные религии или не исповедующие никакой религии. И культурно они во многом сходные с окружающим их русским большинством, но – другие. Это память и самосознание, то, что действительно «в душе, а не в теле».

Сегодня во всем мире, согласно официальной статистике, насчитывается около 14 миллионов евреев. Существует мнение, что евреев значительно больше. Как мы уже говорили, по обычаям и происхождению различаются общины. На иврит есть два слова (отражающие два разных понятия), которые переводят на русский язык одним словом «община» – это кегила и эда.

Кегила - местная община, группа людей, живущих по соседству - в одном городе, квартале и т. п. - и посещающих местную синагогу (или синагоги, если их несколько). Кегила (мн. ч. кегилот) имеет свое управление, назначает раввина и выполняет другие организационные функции.

Эда. Евреи - единый народ, но на протяжении многих веков они жили в разных странах мира, среди разных народов. Это привело к образованию отдельных групп с разными языками повседневного общения, с несколько отличными обычаями и т.п. Каждая из таких групп называется на иврите эда (мн. ч. эдот). Сегодня крупнейшими эдот являются ашкеназы и сефарды.

Предки ашкеназов («ашкеназим» – от ивритского слова «Ашкеназ»: так в средние века евреи называли Германию) – около тысячи лет тому назад жили в немецких княжествах; еще 150 лет назад почти все ашкеназские евреи жили в России, Польше, Германии, Австрии, Румынии и Венгрии и пользовались в обиходе языком идиш. Сегодня ашкеназы составляют большую часть евреев Европы и Америки и больше половины евреев Израиля. Подавляющее большинство евреев России – ашкеназы.

Сефардами («сфарадим») сегодня обычно называют всех не-ашкеназских евреев. Однако сначала так называли евреев, происходивших из Испании. Испания на иврите – «Сфарад». Евреи были изгнаны из Испании и Португалии около 500 лет тому назад и расселились по разным странам – главным образом, вокруг Средиземного моря: в Италии, в Греции, на Балканах, в Северной Африке, в Турции; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и там создали свои кегилот. Затем в число сефардов стали включать и другие общины, не ведущие своего происхождения от испанских изгнанников, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. На территории СНГ к сефардам относят себя грузинские, горские, бухарские и крымские евреи. Сефарды сегодня составляют большую часть евреев Турции, Франции и Голландии. В государстве Израиль несколько меньше половины евреев – сефарды.

Не только каждая эда, но и многие кегилот имеют и бережно сохраняют свои обычаи в рамках еврейской традиции; различия между ними, как правило, незаметны для человека, далекого от еврейского образа жизни, но важны для каждого, кто живет в данной общине.

Различия эти не противоречат тому факту, что все евреи – это один народ, а пестрота обычаев разных общин только обогащает еврейскую традицию и подчеркивает, что общим для всех них является единый источник – Тора. Более того, если бы не этот общий источник, можно было бы только удивиться тому, что за тысячелетия еврейской истории разные общины, удаленные друг от друга на тысячи и десятки тысяч километров, зачастую существовавшие как маленькие островки среди окружавших их гигантских и непохожих друг на друга цивилизаций, обнаруживают столь незначительные различия в традиции.

Вопросы для повторения

Какие названия существуют для обозначения еврейских общин? Откуда произошли эти названия? На какие группы делятся еврейские общины? Какие еврейские общины на территории СНГ и в мире относятся к ашкеназам, а какие – к сефардам? Есть ли разница в традициях разных еврейских общин?

Еврейские языки

Общим для всего еврейского народа является древнееврейский язык иврит. На этом языке говорили евреи еще несколько тысяч лет тому назад, на этом языке написаны Тора и большая часть остальных книг еврейской традиции, на этом языке молились и молятся евреи всего мира, этот язык сегодня – государственный язык государства Израиль. Еврейская традиция называет иврит «святым языком» – лешон кодеш) и даже сами ивритские буквы – святыми, так как на этом языке, согласно традиции, Вс-вышний произносил речения, посредством которых был сотворен мир.

Конечно, современный иврит – это не в точности тот язык, на котором говорили три тысячи лет тому назад; кроме того, и произношение слов на иврите в разных общинах неодинаково. Однако и сегодня израильский школьник может читать Тору без словаря, так как разговорный язык Израиля – это продолжение древнего иврита с добавлениями некоторых современных слов и понятий.

19 веков тому назад был разрушен Иерусалимский Храм, и большая часть еврейского народа была изгнана из своей страны (Эрец-Исраэль, см. главу «Земля Израиля», стр. 106). Еще до разрушения Храма иврит начал терять функции разговорного языка, этот процесс усилился после ухода народа в изгнание. Постепенно иврит практически перестал быть разговорным языком – на нем писали и читали, но не говорили. И только в начале XX века произошел переворот: под влиянием нескольких энтузиастов, выходцев из России, многие евреи, жившие в Эрец-Исраэль, стали говорить на иврите. Многие евреи видят явное чудо, дарованное Вс-вышним, в том, что язык этот возродился как разговорный за 20-25 лет – во всей мировой истории нет ничего подобного.

В течение долгого периода (закончившегося примерно тысячу лет назад) разговорным и литературным языком евреев был арамейский, близкий к ивриту и использующий тот же алфавит. На арамейском языке в то время велось изучение Торы, на нем написана существенная часть Гмары (см. «Главные книги еврейской традиции»). Существуют также и некоторые молитвы, читаемые на этом языке; так что и сегодня изучающий Тору еврей должен понимать арамейский язык.

Остальные языки, которые принято называть «еврейскими», были и остаются принятыми в разных еврейских общинах. Самый известный из них – язык ашкеназских общин, идиш, на котором и сегодня говорят и пишут сотни тысяч людей. Некоторые пренебрежительно называют его «жаргоном» и «искаженным немецким», но надо помнить: на идише писали книги еще тогда, когда не существовало литературы почти ни на одном европейском языке. Для бабушек и дедушек большинства российских евреев идиш был родным языком.

Другие известные еврейские языки – это джудезмо, называемый также ладино (на нем говорят потомки выходцев из Испании), горско-еврейский язык (язык евреев Северного Кавказа) и др.

Вопросы для повторения

Какие языки называются еврейскими?

Почему их так много?

Какой язык - основной еврейский язык? Почему?

Названия еврейского народа

У еврейского народа есть несколько имен. Причин тому много, и у каждого из этих имен – свое значение в традиции:

Еврей – на иврите иври – слово из Торы. Есть разные объяснения этого названия: от ивритского слова авар -«перешел» (или «пришел с другой стороны»); от имени Эвер – одного из предков еврейского народа. Легко догадаться, что слово иврит происходит от того же корня.

Израиль – на иврите Исраэль – имя, которое принял Яаков, один из праотцев еврейского народа (см. дальше), после событий, описанных в Торе, в результате которых он получил особое благословение Вс-вышнего. Собственно, евреи являются потомками Израиля (Яакова), поэтому встречаются также выражения: бней Исраэль – сыновья (т. е. потомки) Израиля и бней Яаков – сыновья (потомки) Яакова. Иногда также весь еврейский народ называют Бейт Яаков – «дом Яакова».

Иудей – на иврите йегуди - от Йегуда, имени одного из сыновей Яакова, потомками которого является подавляющее большинство живущих ныне евреев. От этого слова происходит название еврейской религии в европейских языках – «иудаизм» и название языка «идиш».

Вопросы для повторения

Какие названия есть у еврейского народа? Что они означают?

Еврейская земля

Несмотря на то, что в течение своей многотысячелетней истории евреи жили в самых разных странах, на свете есть только одна земля, которую традиция считает «еврейской». На иврите ее называют «Эрец-Исраэль» – «Земля Израиля».

Эта земля, согласно традиции, была дарована Вс-вышним еврейскому народу. Здесь прошла большая часть жизни праотцев еврейского народа (см. след. главу). На этой земле существовало еврейское государство до изгнания евреев. С тех пор все еврейские общины вне Эрец-Исраэль называются еврейской диаспорой (слово «диаспора» означает по-гречески «рассеяние»).

Тора рассказывает, что Вс-вышний заключил союз с праотцем Аврагамом (брит-Аврагам), согласно которому земля эта будет отдана потомству Аврагама (отсюда название «Земля обетованная»). И действительно, евреи в древности владели этой землей многие века.

Традиция говорит: придет время, и все евреи снова соберутся в Эрец-Исраэль. Поскольку государство Израиль, в котором сегодня проживают более 4 миллионов евреев, существует на части территории исторической Эрец-Исраэль, многие видят в его существовании знак приближения этого времени.

Подробнее об этом мы будем говорить в главе «Земля Израиля».

Вопросы для повторения

Какая земля является особой в еврейской традиции?

Что такое «диаспора»?

Первые евреи

Первым евреем был Аврагам живший около 3700 лет тому назад. Он, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков называются в еврейской традиции праотцами еврейского народа. Жена Аврагама Сара, жена Ицхака Ривка жены Яакова Рахель и Леа праматери евреев.

У Яакова было 12 сыновей: Реувен, Шимдн, Леей, Йегуда, Дан, Нафталп, Гад, Ашер, Исахар, Звулун, Йосеф и Биньямпн. В дальнейшем потомки каждого из этих сыновей образовали свои большие семьи – отсюда произошло выражение «Двенадцать колен (родов) Израиля». Когда-то каждый еврей знал, потомком какого из этих 12-ти родов он является. Название «Двенадцать колен Израиля» перешло и на весь еврейский народ.

В то время, когда почти весь еврейский народ жил в Эрец-Исраэль, у понятия «12 родов» было и географическое значение. Дело в том, что после завоевания евреями Эрец-Исраэль земля была поделена между этими родами. Расселение двенадцати колен Израиля мы можем видеть на карте на стр. 25. Однако названия наделов не совсем идентичны именам сыновей Яакова: нет земли Леви и Йосефа, но есть земли Эфраима и Менаше. Почему?

Дело в том, что род Леви – левиты (на иврите – левиим) - стал родом священников. Они должны были жить со всеми родами и поэтому не получили надела земли. В то же время род Йосефа к тому времени разделился на два: Эфраим и Менаше – по именам сыновей Йосефа, так что снова получилось 12 наделов земли.

Вопросы для повторения

Перечислите праотцев и праматерей еврейского народа.

Что такое двенадцать колен Израиля?

Кто еврей?

Мы уже несколько раз употребляли слова «еврей», «еврейский». А кто же считается евреем? В еврейской традиции существует четкий ответ на этот вопрос.

Первыми евреями были праотцы и праматери еврейского народа, о которых мы говорили выше.

Как мы узнаем дальше, в главе «Основные периоды еврейской истории», семьи 12-ти сыновей Яакова поселились в Египте. Примерно через два века их потомки были выведены Вс-вышним из Египта и в пустыне, у горы Синай, приняли Его учение – Тору. Все стоявшие при этом у горы Синай – евреи.

Во всех последующих поколениях еврейская традиция считает евреем каждого, у кого мать – еврейка.

Кроме того, у любого человека есть возможность стать евреем, присоединиться к еврейскому народу. Это делается не автоматически, так как Тора (в отличие от других религий) не обязывает весь мир стать евреями; для того, чтобы пройти гиюр – процедуру перехода в еврейство, – человек должен изучать Тору и доказать искренность своего желания жить по заповедям Торы. Нельзя, например, принимать в еврейство человека, который делает это из материальных побуждений. Традиция категорически запрещает не только «насильственный гиюр». Запрещено также убеждать иноверца перейти в еврейство. Перешедший в еврейство называется гер.

Бывали времена, когда совершение гиюра было опасно, так как власти карали за него смертной казнью – еще в XVIII веке это происходило в Польше и России.

История донесла до нас имена многих людей, которые перешли в еврейство, а затем они сами или их потомки прославились в еврейском народе.

Вопросы для повторения

Кто согласно традиции является евреем?

Можно ли стать евреем? Как называется процедура перехода в еврейство?

Евреи сегодня

Сколько евреев сегодня в мире? На этот вопрос, как ни странно, трудно ответить точно. Причин тому несколько.

Во-первых, во многих странах – например, в США, Англии, Франции, где число евреев велико – не существует точной статистики по национальному признаку.

Во-вторых, в тех странах, где евреи подвергаются сегодня или еще недавно подвергались дискриминации и преследованиям, евреи зачастую пытались скрыть свое еврейство.

В третьих, там, где процессы ассимиляции (смешения с окружающим населением) были особенно сильны – как, например, на территории бывшего СССР – живет сегодня много людей, чьи матери (или матери их матерей) были еврейками. Эти люди являются евреями по галахе, но зарегистрированы в официальных документах как неевреи и часто сами не знают о том, что они евреи.

Все это, конечно, сильно осложняет попытки определить точное число евреев в мире. Однако это число можно примерно оценить, используя данные местных общин, переписей населения, опросов и т. д. По результатам этих данных составляются оценки еврейского населения каждой страны – например, это сделал в «Атласе по истории еврейского народа» английский исследователь Мартин Гилберт.

Сводка таких статистических данных позволяет предположить, что сегодня на Земном шаре примерно 14 миллионов евреев.

Около 30% из них – больше четырех миллионов – живут в государстве Израиль.

Самая большая община диаспоры находится в США и насчитывает примерно пять с половиной миллионов евреев.

На втором месте в диаспоре – СНГ, где по официальной статистике проживает около полутора миллиона евреев. Учитывая сказанное выше об ассимиляции и о евреях, не знающих о своем еврействе, можно предполагать, что число это в действительности больше в несколько раз.

Относительно большие еврейские общины имеются также во Франции, на Украине, в Англии, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Австралии.

Вопросы для повторения

Назовите приблизительное число евреев, проживающих сегодня на Земном шаре. Почему нельзя определить это число точно?

Какие большие общины диаспоры вы знаете?

Лексикон

ашкенази

бней Исраэль

бней Яаков

Бейт Яаков

лешон кодеш

Эрец-Исраэль

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Евреи - это сыновья Иакова. Как много разговоров о них! Кто-то уважает этих людей, кто-то презирает, но еврейский народ никого не оставляет равнодушным. Им присваиваются нелестные эпитеты, о них слагаются мифы и легенды, повсюду звучат анекдоты, в которых высмеивается их скаредность, мелочность и скупость. Так кто такие евреи?

Отдельное племя

Представители каждой национальности похожи друг на друга: китайцы принадлежат к единой монголоидной расе, у них схожий разрез глаз, цвет кожи, рост; итальянцы - это темпераментная и темноволосая нация; шведы отличаются светлыми глазами и волосами, а евреи абсолютно разные.

Если прогуляться по красивым и ухоженным улицам Тель-Авива, то можно заметить темнокожих мужчин в национальных одеждах, спешащих по своим делам, белокурых женщин, наряженных в роскошные восточные платья, бледных и худощавых студентов в строгих европейских костюмах. Что же объединяет всех этих людей, неужели общая история?

На вопрос о том, кто такие евреи, невозможно ответить без предисловия. Существует забавная и увлекательная легенда, гласящая, что в древности понятия «национальность» не существовало в принципе, и народы жили отдельными племенами, разговаривая при этом на одном языке. Продолжение известно даже детям: люди решили воздвигнуть высокую башню (до самого неба), чем и разгневали Всевышнего. Он разрушил незаконченное строение и в наказание разделил всех людей на национальности, говорящие на разных языках. Евреев же среди восставших против Бога не было…

Кто такие евреи? Для начала стоит развенчать самое распространенное заблуждение о том, что еврей - это национальность. На самом деле слово «еврей» очень тесно сплетено со словом «иудей», отсюда следует, что «еврей» - это религиозная принадлежность, вероисповедание. Любой человек, прошедший гиюр (процесс обращения в иудаизм), официально считается евреем.

Подведя итоги, можно ответить на вопрос о том, кто такие евреи. Ими могут стать и русские, и американцы, и немцы, и японцы, и жители любых других стран. Евреи - это те, кто принял еврейскую веру и все ее строгие законы, а также дети, рожденные от матери-еврейки, даже если впоследствии они открыто выступят против Торы и сменят вероисповедание.

Русскоязычные иудеи

Что означает понятие «русские евреи» и существуют ли такие? Безусловно, они существуют, но при этом резко отличаются от сородичей, проживающих в других странах. Прежде всего, меньшей религиозностью. Основная их масса относится к иудаизму также прохладно, как и к буддизму, к индуизму или к христианству.

В результате разделов Речи Посполитой состав Российской империи пополнили земли, на которых проживала основная часть иудеев. Уже к концу XIX века в России обитало почти 70% от всего еврейского народа. Эти люди - явление уникальное, это истина, которая не требует доказательств. Сформировалась особенная субэтническая группа, говорящая на русском языке, но при этом она принадлежала к нескольким культурам одновременно - русской и еврейской.

Русские евреи претерпели множество лишений. В 1908 году был принят указ, запрещающий им поступать в высшие учебные заведения. В офицерское звание не производились не только сами евреи, но и их потомки. Гонения, множественные запреты, ущемление прав и в конце концов холокост привели к массовой эмиграции евреев.

Сейчас в Израиле проживает одна шестая часть русских евреев. Они являются самой крупной этнической группой в стране и оказывают огромное воздействие на политическую и социальную обстановку. Интересно то, что для израильтян они русские, а для русских - евреи.

Нелюбовь к врагам

Почему евреев не любят? Евреи в России живут - этот факт не дает многим людям покоя. Возможно, дело в каких-то качествах и особенностях их нрава, присущих только этой нации? Скорее всего, нет. Что-то невидимое и незримое скрыто в них, это вызывает целую гамму чувств: от легкой и маловыраженной неприязни до откровенного отвращения. Существует предположение, что дело в зависти к их удаче, уму и богатству. Также есть более интересное и правдоподобное объяснение антисемитизму. Оно имеет духовные корни.

Даже ярые атеисты в глубине своей души не могут полностью отречься от мысли: «А вдруг Бог все же существует?», и если это действительно так, то люди не могут именовать себя хозяевами мира. Общество раздражает неистовая вера евреев в собственную богоизбранность. Антисемиты считают, что они претендуют на мировое господство, а также врожденное национальное превосходство. Иудейская концепция о мессии (мессианство) строится на том, что это не они назначили себя, а Всевышний выбрал их как хранителей и последователей учения о едином Боге (монотеизм).

Евреи в России всегда будут подвергаться нападкам, западная толерантность не приживется на этой территории. Религиозные фанатики не могут простить им сожжение Иисуса Христа; люди, для которых "Библией" является произведение Mein kampf, принадлежащее перу Адольфа Гитлера, также не поменяют своих убеждений.

Но еврейский этнос как будто полностью абстрагирован от мнений народа всего мира. И продолжает жить своей жизнью. Кстати, не забывая при этом делать акцент на собственной значимости и величине вклада в искусство, литературу, науку и т. д.

Евреи: фото

У еврейского народа есть особенности и во внешности, но не каждый человек способен отличить еврея от не еврея. С возрастом их черты становятся более выраженными. Считается, что еврея легко определить по носу - эта «выдающаяся» часть лица выдает национальную принадлежность. И действительно, тонкий, удлиненный нос с кончиком, сильно загнутым вниз - это черта, которой обладают многие евреи. Фото позволяет подробно рассмотреть этот признак.

Это характерный еврейский нос.

Была ли трагедия?

Холокост (всесожжение) - это слово, которое известно каждому человеку. История евреевхранит множество печальных фактов, но страшнее систематичного преследования и полного уничтожения не было ничего. Сколько же их погибло? В 1945 году была названа ужасающая цифра - 6 000 000 человек. Но современные исследования показали, что рассуждения о жертвах, исчисляемых миллионами, абсурдны и не подкреплены никакими доказательствами. Отрицание холокоста преследуется по закону. Почему же люди хотят скрыть правду и на чем основано утверждение, что погибло всего несколько сотен тысяч человек?

Ирвингисты (отрицатели) утверждают, что все это большая ложь и фальсификация, умышленное сокрытие исторических фактов. А делается это для того, чтобы хитрые евреи и дальше могли брать деньги у Германии, выставляя себя жертвами.

Основные аргументы ревизионистов:

  1. Отсутствие приказов об уничтожении говорит только о том, что их не существовало.
  2. Массовое исчезновение евреев - результат их переселения и депортации.
  3. Свидетельские показания евреев отличаются противоречием.
  4. Сожжение и отравление газом были экономически и технически невозможны в то время.

Люди разделились на два лагеря. Те, кто поддерживает евреев в этом вопросе, считают, что немцы, осознав, что война проиграна, начали создавать необходимую базу для отрицания холокоста. Как бы то ни было, людей погибло очень много. История евреев хранит множество свидетельств о массовых расстрелах и пытках, они сами называют все это одним коротким словом «шоа», что означает - "катастрофа, разрушение, крах".

Высший эшелон власти

Много мест заняли евреи в правительстве России. Причем они занимают самые престижные должности:

  1. Дворкович Аркадий Владимирович - заместитель председателя Правительства РФ.
  2. Шувалов Игорь Иванович - первый заместитель председателя Правительства РФ.
  3. Козак Дмитрий Николаевич - заместитель председателя Правительства РФ.
  4. Сечин Игорь Иванович - президент государственной нефтяной компании «Роснефть».
  5. Нургалиев Рашид Гумарович - министр внутренних дел РФ.
  6. Лавров Сергей Викторович - министр иностранных дел.
  7. Авдеев Александр Алексеевич - министр культуры.

Список можно продолжать очень долго. Ясно одно - евреи в правительстве России заняли практически все места. Часто можно услышать шутку о том, что Россия - это второй Израиль и огромное невспаханное поле для деятельности предприимчивых евреев. По неофициальным данным, их количество в правительстве составляет от 70-ти до 90 процентов. Причем началось это очень давно.

После царя к власти пришел Ульянов Владимир Ильич. Вождь не скрывал своей принадлежности к еврейскому народу, но не испытывал ни гордости, ни стыда по этому поводу. Его сменил Иосиф Виссарионович. Здесь мнения разделились: кто-то считает, что он - грузин, кто-то, что - осетин, кто-то, что он - еврей. Какие аргументы приводятся в пользу последней версии? Прежде всего, профессия его отца - сапожник. В те времена это являлось традиционным еврейским занятием. Ну, а главным доводом считается фамилия - Джугашвили. В переводе с грузинского «Джуга» - это "еврей". Таким образом, по-русски эта фамилия звучит как «сын еврея».

Евреи в российском шоу-бизнесе

Знаменитые евреи выступают на российской эстраде. Многие люди даже не подозревают о принадлежности любимых певцов и актеров к когорте еврейского народа. Ниже представлен их список:

  • Анжелика Варум (Варум Мария Юрьевна) - дочь композитора и театрального режиссера. Фамилия деда - Робак, он был вынужден сменить ее во время Второй мировой войны.
  • Леонид Агутин (Чижов Леонтий Николаевич) - родился в семье музыканта и учительницы. Девичья фамилия матери - Школьникова.
  • Лариса Долина (Кудельман Лариса Александровна) - родилась в Баку. Мать - Кудельман Галина Израилевна.
  • Жасмин. Родилась в еврейской семье.
  • Лолита Милявская (Горелик Лолита Марковна). Мама - русская, отец - еврей, после развода иммигрировавший на родину - в Израиль.
  • Борис Михайлович Моисеев - родился в тюрьме, мать - политическая заключенная (еврейка).
  • Михаил Захарович Шуфутинский - родился в семье евреев.
  • Музыкальная группа "Би-2" (Игорь Михайлович Бортник, Александр Николаевич Уман). Оба участника - евреи.
  • Елена Воробей (Елена Яковлевна Лебенбаум) - родилась в еврейской семье.
  • Максим Александрович Галкин - еврей по маминой линии.
  • Владимир Натанович Винокур - появился на свет в семье строителя (Натана Львовича Винокура) - еврей.
  • Леонидов Максим Леонидович - еврей.
  • Олег Михайлович Газманов. Его мать - еврейка.
  • Тамара Михайловна Гвердцители (Тамрико Гвердцители) - чистокровная еврейка.
  • Марина Арнольдовна Хлебникова - еврейка.
  • Клара Новикова - еврейка.
  • Валерий Миладович Сюткин - польский одессит с еврейскими корнями.

Знаменитые евреи снимаются и в российском кино:

  • Алика Смехова.
  • Илья Олейников.
  • Вениамин Смехов.
  • Михаил Полицеймако.
  • Иннокентий Смоктуновский.
  • Леонид Филатов.
  • Геннадий Хазанов.
  • Александр Цекало.
  • Инна Чурикова.
  • Леонид Ярмольник.

Все эти люди - лишь небольшая часть евреев, которых в России все знают и любят. Кто-то является большим почитателем их таланта, харизмы, но даже не догадывается об их еврейском происхождении.

Список евреев, носящих звание национальных героев России, включает почти 200 фамилий. Все эти люди отличились перед отечеством и заслуживают доброй памяти и вечной благодарности. Вот некоторые из них:

  1. Драгунский Давид Абрамович - полковник гвардии.
  2. Волынов Борис Валентинович - полковник.
  3. Абрамов Шетиель Семенович - капитан гвардии.
  4. Баршт Абрек Аркадьевич - майор.
  5. Березовский Ефим Матвеевич - старший лейтенант.
  6. Блувштейн Александр Абрамович - майор гвардии.
  7. Бубер Леонид Ильич - лейтенант.
  8. Вайнруб Матвей Григорьевич - генерал-майор.
  9. Гельман Полина Владимировна - старший лейтенант.
  10. Дыскин Ефим Анатольевич - красноармеец.

Характер. Черты. Нрав

Многие люди верят в то, что черты евреев имеют свои особенности и принципиальные отличия от черт характера других людей. Еврейский этнос обладает положительными и отрицательными качествами (как и у любого народа). Евреи наделены повышенной приспособляемостью, всегда с легкостью ориентируются в новом месте, не испытывают дискомфорт. Самоуверенность и наглость - на их языке эти черты называются коротким и емким словом «хуцпа».

Евреи необычайно устойчивы к любым конфликтам, жизнерадостны и очень умны. Все это позволяет им добиваться необыкновенных успехов в любой отрасли, отмечается тяга к знаниям, повышенная способность к обучению. Они всегда приходят на помощь друг другу, а также противопоставляют себя другим народам.

Значимый вклад в науку

Российские евреи заняли нишу не только в политике страны, но и в науке, искусстве.

  • Вольфкович Семен Исаакович (химик) - внес огромный вклад в развитие химии. Удостоен Сталинской премии второй степени за разработку технологического процесса комплексного использования фосфатного сырья с получением фосфорных и азотных удобрений, кремнефторида натрия и редких земель.
  • Бернштейн Сергей Натанович (математик) - его диссертация была посвящена решению проблемы Гильберта. Он нашел условия аналитичности решения уравнений второго порядка эллиптических и параболических типов.
  • Гинсбург Виталий Лазаревич (физик-теоретик) - Нобелевский лауреат, премирован за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
  • Канторович Леонид Витальевич (математик) - лауреат Нобелевской премии за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

О евреях существует один небезынтересный факт: 1/5 обладателей престижной Нобелевской премии - либо евреи, либо имеют еврейские корни. Это еще раз подтверждает силу и мощь их уникального интеллекта.

В искусстве этим людям также отведено много места:

  • Осип Эмильевич Мандельштам - это всем известный русский поэт, родившийся в еврейской семье.
  • Исаак Осипович Дунаевский - талантливый и знаменитый композитор еврейского происхождения.
  • Маршак Самуил Яковлевич - поэт, детский писатель (еврей).
  • Борис Леонидович Пастернак - выдающийся и почитаемый поэт, еврей по происхождению.

Таким образом, можно заметить, что евреи в правительстве, науке, искусстве покоряют невероятные вершины и не просто имеют успех, а производят настоящий фурор и переворот.

Гонимый и презираемый народ?

Но если они такие умные, успешные и талантливые, то неизбежно встает один вопрос: "Почему евреи - гонимый народ?" Они рассеяны буквально по всему миру, их пытались уничтожить, но вопреки всему они живы, более того, счастливы и сосредоточены на собственных великих свершениях. На самом деле вопрос носит риторический характер. Евреи, прожившие всю жизнь в России, конечно, отличаются от тех, кто родился на иудейской земле, но все же в их словах, жестах, поступках есть пренебрежение к «гоя», именно этим нелестным эпитетом награждаются люди - не евреи. Гой - это весь другой народ. И чаще всего это слово носит негативную окраску.

«Еврей - дворник»

Еврей - дворник - это короткий анекдот из далеких советских времен. Смысл шутки заключается в том, что эти люди никогда не занимались подобной «унизительной» деятельностью, они предпочитают высокооплачиваемые и престижные должности. Гордость, высокомерие и самолюбие - это неотъемлемые и основные черты евреев. Но наступил момент, когда ситуация начала меняться в худшую для них сторону. Переворотной стала знаменитая шестидневная война, в ходе которой израильские войска разгромили армии Египта, Сирии, Иордании и многих других арабских стран. Наступил период массовой эмиграции. Евреи в СССР систематично вытеснялись с руководящих постов.

Более 20 лет они получали отказы, пытаясь занять свое место под солнцем в стране Советов. Чтобы избавиться от них, принимались процентные нормы для приема в вузы. Все эти меры привели к мощнейшему движению еврейской эмиграции. В итоге сотни евреев начали спешно покидать территорию страны.

Фамилии евреев

Еврейские священнослужители имели два очень популярных титула - Леви и Коэн. Эти статусы передавались по мужской линии (от отца к сыну и т. д.). Именно эти слова послужили продуктом для образования целого ряда распространенных среди евреев фамилий:

  • Каганский;
  • Каганович;
  • Каганер;
  • Левит;
  • Левинсон;
  • Левитан;
  • Левитанский;
  • Левитин.

Более 3% еврейского населения носит фамилию Коэн, на втором месте стоит фамилия Леви (1,5%).

Многие фамилии являются производными от мужских имен. Если рассматривать это на простом примере, то можно взять русское имя Иван, добавить к нему окончание «ов» и получить широко известную фамилию Иванов. Тот же принцип действия и у евреев.

В России к имени добавляется суффикс «-ович/-евич», а в некоторых случаях «-ский/-чик». Получаются фамилии: Якубович, Беркович, Абрамович, Давидович.

Также популярны окончания «-бейн», «-штам», «-сон». (Давидсон, Якобсон, Аронштам, Гиршбейн, Мандельштам).

Фамилии могут образовываться и от женских имен. Например, фамилия Ривман произошла от имени Рива, Годельсон - от имени Голд, Цивьян - от имени Цива.

В главной еврейской книге - Торе - можно найти сравнения евреев с такими животными, как лев, осел, лань и т. д. Фамилия Йеуду отождествляется со львом, Нафтали - с ланью, Иссахара - с сильным и выносливым ослом.

Внешность тоже может стать поводом для образования фамилии. Файн - красивый, Шварцман - черный, смуглый, Штаркман обладает невероятной физической силой, встречались и забавные - Горбонос, Здоровяк, Беленький и т. д.

Нередко мы сталкиваемся с таким понятием, как «евреи». Кто такие евреи? В нашей статье мы попробуем кратко осветить этот вопрос.

Евреи - один из древнейших народов семитского происхождения, берущий свое начало в Израильском и Иудейском царствах, а в настоящее время живущий в большом количестве стран мира. На нашей планете с 1948 года находится также и само еврейское государство - Израиль. Численность евреев составляет от 12 до 15 миллионов человек, из которых около 40 % живет в Израиле, а 35 % их — в США. Официальным языком евреев, живущих в Израиле, является иврит, но те евреи, которые находятся за пределами Израиля, говорят на языках народов тех стран, в которых они живут. В некоторых странах существует также несколько особых еврейских языков, самым крупным из которых является идиш, входящий в германскую группу языков.

Исторические корни евреев

Итак, евреи - кто они? Как образовался народ? Исторические корни евреев происходят от потомков Авраама, Исаака и Иакова, которые жили в Египте около 2000 лет до нашей эры. Около тысячи лет до нашей эры этот народ вышел из Египта (Исход) и, пройдя пустыню и приняв Закон Торы у Горы Синай, обрел новую землю Ханаан. Здесь они сформировали 12 колен (племен) и образовали свое Царство. Согласно иудейской истории, евреям пришлось несладко - из-за постоянных воин с соседними государствами, народ расселился по миру. Неприятие иудеями Иисуса Христа способствовало многочисленным гонениям на этот народ, которые продолжаются и по сей день. Только во время Второй мировой войны было истреблено около шести миллионов евреев.

Древний источник еврейского права Галаха, написанный законоучителями Талмуда, определяет еврея как человека, рождённого матерью-еврейкой или обращённого в еврейство в соответствии с религиозным каноном». Иудаизм считается традиционной религией евреев. Понятие «еврей» существует наряду с понятием «иудей», в принципе они неделимы, но все же между ними есть различия: еврей — это национальная принадлежность, а иудей — это человек, исповедующий иудаизм. То есть можно сказать, что иудеи - это евреи в своем большинстве, но существует также и процент евреев, не исповедующих иудаизм, и это тоже нужно учитывать. Понятие «жид» в русском языке относят к унизительным для представителей еврейского народа, и образованными людьми не употребляется.

Обряд посвящения в евреи

Сам обряд посвящения в евреи происходит при помощи процедуры, которая называется гиюром. У мужчин гиюр сопровождается обрезанием крайней плоти и омовением в микве (водный резервуар для смывания ритуальной нечистоты), а женщинам необходимо для посвящения лишь окунуться в микву. Человек, прошедший гиюр, считается евреем по национальности. Он должен соблюдать все 613 заповедей Торы, и, если живет за границей, может претендовать на возвращение в Израиль. Проповедовать иудаизм среди других народов строго запрещено.