Модерн в русском искусстве. Курс лекций «Русский модерн Современные дома в стиле модерн

Русский модерн.
Федор Осипович Шехтель.

Модерн (часть 3)


На рубеже XIX - XX веков русская архитектура тяготела преимущественно к стилю модерн. Успешно развивая основные черты западноевропейского модерна, она в то же время сохраняла архитектурные традиции русского Средневековья (так называемый "неорусский стиль") и классицизма (неоклассицизм). Русский вариант модерна нашел практическое воплощение в строительстве вокзалов, крупных промышленных зданий, банков, отелей и частных особняков.
Характерные черты архитектуры русского модерна - это асимметричная многообъемная композиция вокруг вертикальной оси, свободное размещение окон разнообразной конфигурации и размеров на различных уровнях. Это построение форм "изнутри наружу" (когда интерьер определяет внешний облик здания), перетекание внутреннего пространства из одного помещения в другое, роль лестницы как главного элемента организации внутреннего пространства, декоративность оформления.

Наиболее полно и ярко модерн проявился в сооружениях Федора Осиповича Шехтеля (1859 - 1926). Его лучшие архитектурные произведения в Москве - особняки З. Г. Морозовой на Спиридоновке, А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, А. Н. Рябушинского на Малой Никитской улице, а также здания Ярославского вокзала и Московского Художественного театра.

Высшим достижением русской архитектуры эпохи модерн стал особняк А. Н. Рябушинского (ныне музей-квартира М. Горького).


Когда в 1931 году писатель впервые переступил его порог, он воскликнул: "Какой нелепый дом!" Что же могло так поразить Горького? Прежде всего необычность архитектурных форм небольшого трехэтажного здания. Она создавалась благодаря асимметрично выступающему вперед балкону, пристройкам парадного и бокового крыльца, разнообразным конфигурациям окон с изгибающимися рамами. Сверху по краю стены протянулся изысканный мозаичный фриз с изображением огромных цветов ирисов на якро-голубом небесном фоне. Общее впечатление усиливает орнамент чугунной ограды из спиралевидных, бегущих друг за другом волн. Этот же мотив волны использован и в оформлении дверных проемов, ручек; он сохранен и в убранстве интерьера.

Подлинным украшением холла является закрученная спиралью широкая лестница из искусственного серо-голубого мрамора. Её массивные перила напоминают набегающую череду морских волн. Сверху она воспринимается как низвергающийся с утеса водный каскад.


На верхней площадке лестницы огромная арка открывает вход в жилые покои. Один конец арки опирается на мощную темно-красную колонну с капителью из переплетенных бронзовых цветов и змей. Стену украшает витраж с рисунком гигантского крыла бабочки и каких-то диковинных трав.
Массивный деревянный потолок с лепниной в виде кувшинок, морских звезд и улиток контрастирует с мозаичным полом, узор которого напоминает искрящуюся под лучами солнца водную зыбь. Постоянно повторяющиеся криволинейные ритмы выражают идею непрерывно движущейся жизни.

Другие сооружения Ф. О. Шехтеля.

Ярославский вокзал:

Особняк З. Г. Морововой:

Особняк А. И. Дерожинской:

Московский Художественный театр:



Постепенно Шехтель переходит от модерна к конструктивизму. Он отказывается от излишней декоративности в оформлении сооружений, изысканным орнаментам предпочитает гладкие поверхности стен. Но это уже другая история.

Использованная при подготовке всех трех частей литература:

1) Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн. М., 1998.
2) Бусальи М. Понимать архитектуру. М., 2007.
3) Герман М. Ю. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. СПб., 2005.
4) Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. СПб, 1992.
5) Кириченко Е. И. Федор Шехтель. М., 1973.
6) Пэнэжко Н. Л. и др. Шехтель. Рябушинский. Горький (дом на Малой Никитской, 6). М., 1997.
7) Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М., 2001.
8) Фар-Беккер Г. Искусство модерна. М., 2000.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Расцвет архитектурного стиля модерн в Европе и Америке приходится на 1890-1914 годы, дальше помешала Первая мировая война. Новое направление кардинально изменило представление о прекрасном в графике, дизайне, скульптуре, музыке, балете.

Изобретательные архитекторы создавали не просто выразительные сооружения с необычным внешним и внутренним обликом, но и освоили новые материалы - бетон, сталь, стекло.

Современные проекты домов в технике модерн используют исторические элементы избирательно, отказываясь от пышного декора и чрезмерной асимметрии в пользу более рациональных решений.

На смену эклектике

Направление сформировалось в противовес эклектике, которая смешивала детали из разных стилей, зачастую не слишком умело. В период стремительного роста городов и индустриализации строительство в стиле модерн провозгласило возвращение к практичности сооружений средневековья и ренессанса.

Архитекторы удовлетворяли возросшую потребность в зданиях бирж, банков, вокзалов, промышленных предприятий и доходных домов. Новшество того времени - железобетонные конструкции, выгнутые стальные профили - дали возможность создавать сложные криволинейные фасады.

Толчком для развития послужило декоративное искусство. Немецкий художник-декоратор Герман Обрист в 1895 году создал полотно "Удар бича" (в другом переводе "Удар хлыста"). Шелковая вышивка на шерстяном панно изобразила стебель, листья и цветок цикламена в причудливом виде, напоминающем росчерк бьющего хлыста.

Природа стала источником вдохновения для архитекторов, работающих в стиле классического модерна.

Естественные силуэты растений (лилий, орхидей, ирисов, пальмовых листьев, водорослей), морских волн используют повсеместно: в росписи, масштабных мозаичных панно, лепных фризах, в дизайне фасадов, балконных решеток, дверных ручек. Причудливые витражи, выполненные в стиле модерн, изображают павлиньи хвосты, прекрасные лебединые шеи, женские локоны.




Особенности модерна в архитектуре

Принцип проектирования

В 18-19 веках предполагалось движение от внешнего облика дома к внутренней организации. Новый подход провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь влияла на внешние формы. Здания получают асимметричные объемы, фасады в стиле модерн насыщены эркерами, башнями, балконами и лоджиями.

Свобода творчества

Намеренно фантазийное оформление внешнего и внутреннего убранства становится одним из популярных архитектурных решений. Яркий пример - Каса Батло испанского мастера Гауди, здесь воплощена идея победы над драконом.

Силуэты

Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности. Благодаря творческому применению стали, стекла и железобетона в дизайне домов модерн отчетливо ощущается слияние естественных и рукотворных форм.

Цветовая гамма

Пастельная, без явных контрастов, преобладают оливковые, серые, пыльно-сиреневые, табачные оттенки. Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; изогнутые лестницы, перила и опоры повторяют орнаментальные линии.

Характерные элементы модерна

Пышно декорированные колонны (прямые, расположенные под углом или изогнутые), оконные и дверные проемы в виде арок, сложное по структуре остекление. Мастера сочетают традиции европейского, восточного и африканского зодчества, но не слепо их копируют, а свободно интерпретируют.





Направление модерн в архитектуре разных стран

Модное течение получило несколько названий - его обозначали как "ар нуво" во Франции и Бельгии, "югендштиль" в Германии и Швеции, "модерн" в Российской империи, "сецессион" в Австрии, "тиффани" в США.

Бельгия

Виктор Орта первым при строительстве применил "удар бича" в оформлении фасадов и использовал несущие конструкции асимметричной формы. Архитектор обратился к приемам крупного остекления в сочетании с большим количеством металла.

Его здания в стиле модерн - знаменитые особняки Тассель, Сольвей, Эйтвельд, дом-мастерская (Музей Орта) - вошли в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Франция

Эктор Гимар, ведущий архитектор периода, воплощал проекты в стиле ар нуво при оформлении городских особняков, но больше всего его запомнили по дизайну павильонов парижского метрополитена.

Созданные им объекты свободно сочетают металлические каркасы со стеклянными элементами, глазурованной керамической плиткой, кирпичом и песчаником.

Австрия

Венский сецессион отличается более скромным декором и простыми, правильными геометрическими формами. В этом направлении выполнены доходный дом Майолика-хауз и здание почты в Вене (проекты Отто Вагнера). В стиле геометрического модерна работал Й. Хоффманн, использовавший вместо плавных очертаний прямые углы и прием шахматной сетки.

Яркий образец австрийской архитектуры - особняк банкира Стокле, возведенный в Брюсселе.

Испания

Каталонский зодчий Антонио Гауди создал знаменитые живописные, но не менее конструктивные постройки: Дом Батло, Дом Мила, Парк Гуэль. Его красивые дома в технике модерн - с волнообразными фасадами, керамической облицовкой, похожей на драконью чешую черепицей - привлекают туристов со всего света, как и незавершенный проект церкви Святого Семейства.

США

Дизайн в стиле американского модерна связан с именем Луиса Тиффани. Он изобрел технику соединения кусочков стекла с помощью медной фольги. Витражи, созданные по этой технологии, украшают здания по всей стране. Витражные окна - один из основных элементов современного модерна.

Русская архитектура стиля модерн

Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах - особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.

Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.

Северный модерн (петербургский)

Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.

К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница "Астория", доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.

Основные характеристики северного модерна:

  • Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
  • Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
  • Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
  • Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
  • Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.

Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга - проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании "Зингер" (сегодня здесь располагается "Дом книги").

В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.

Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла - один из самых узнаваемых символов города.





Московский модерн

Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке - объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.

Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:

  • Асимметричные планировки и фасадные композиции.
  • Разнофактурные облицовочные материалы.
  • Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
  • Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.

Классический пример дома в стиле московского модерна - особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.

Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.

В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.





Современные дома в стиле модерн

Величественные и изящные московские и петербургские особняки конца 19 - начала 20 века служат прообразом для частных домов модерн сегодня.

Архитектурное направление универсально: подходит для резиденций и небольших по площади загородных коттеджей в Москве и Подмосковье. Строения возводят из кирпича, камня, бетона, дерева, популярное решение - каркасные стальные и стеклянные конструкции.

Признаки модерна как современного стиля:

  • Асимметрия композиционно-объемных решений.
  • Оформление фасада перилами, карнизами, наличниками причудливых форм.
  • Оконные проемы нестандартной конфигурации: овальные, круглые, трапециевидные, узкие (бойницы), витрины с витражами.
  • Башенки, шпили и флюгера на крыше.
  • Природная цветовая гамма: лавандовые, терракотовые, бежевые оттенки.

Домашнее пространство организуется рационально. Часто проекты коттеджей в концепции модерн объединяют жилую часть, гараж, хозяйственные пристройки. Одинаковая наружная отделка выполняет связующую функцию.

Уместны эркеры, множество балкончиков, застекленные террасы, чердачные помещения. Экстерьеру свойственные ажурные металлические детали: перила, оконные решетки. Для отделки цоколя хорошо подходит дикий камень, его имитация или облицовочный кирпич.

Проекты современных домов в стиле модерн весьма демократичны в плане материалов. В ход идут металл, стекло, кирпич, керамика, железобетон. Из полиуретана изготавливают оригинальный фасадный декор, в том числе копии оформления известных исторических объектов.

Видео современного дома в стиле модерн от архитекторов ТопДом

Другие - современное, комфортабельное жилье для натур с художественным вкусом и тягой к необычному и еще - очень наглядно демонстрируют возможности компании.

Наш опыт проектирования и и особняков позволит воплотить ваш заказ грамотно, на современном уровне технологий и с ответственностью за результат.

РУ́ССКИЙ МОДЕ́РН (см. Модерн, "стиль модерн") - условный термин, отражающий особенности развития искусства в России рубежа XIX-XX вв. Термином "модерн" затруднительно обозначить определенный стиль, поскольку в период 1880-1910-х гг. интенсивно развивались различные художественные течения и школы. В целом искусство этого периода характеризуется антиэклектическими устремлениями и поисками "большого стиля", объединяющего разные виды искусства. В России к этому следует добавить традицию предметности, материальности художественных форм. Эти формы не становились эфемерными, деструктивными и атектоничными, как это происходило в искусстве французского Ар Нуво или германского югендштиля (сравн. "Венские мастерские").

Московский архитектурный модерн. Стилизации на тему готики и неорусские стилизации в творчестве Шехтеля имеют общую черту- гротеск, основанный на сочетании утрированной прорисовки исторических деталей и пластического решения внутреннего пространства. В неорусском стиле им были выполнены проекты павильона Русского отдела Международной выставки в Глазго 1901 и Ярославского вокзала в Москве1902г., причем определенное влияние на их решение оказала деятельность В.М. Васнецова. Архитектурный образ этих построек воспроизводил былинный дух старины с помощью синтеза традиционных и новаторских композиционных приемов и средств. Среди построек Шехтеля интернационально декоративной ветви русского модерна, имевшей франко-бельгийские и венские корни, наиболее принципиальной и этапной с точки зрения его развития является здание особняка Рябушинского в Москве. Тема волны, пластичных линий и форм проходит в различных элементах отделки и оборудования интерьеров особняка, выполненных по проекту самого архитектора.

Петербургский модерн часто рассматривается как вариант северного модерна Финляндии и Латвии. Его особенность- сочетание классицистической строгости и рационалистической ясности решения фасадов и интерьеров.(Лидваль, Мельцер, А.И. Гоген, Н.В. Васильев, Барановский, Бржозовский)

В Петербурге на фабрике Мельцера изготавливалась легкая, удобная мебель из светлых пород дерева, включающая модные для того времени вставки из цветного стекла. Среди Мельцеровских интерьеров можно отметить Большой готический кабинет Николая II в Зимнем дворце, интерьеры коттеджа в Петергофе, интерьеры особняка Рябушинского в Москве.

В начале 20в. Прошли две выставки, задачей которых стояло показать широкому зрителю возможности нового стиля в создании интерьера. Первая- «Архитектура и художественные ремесла нового стиля» -в Москве в декабре 1902г. Вторая- «Современное искусство» в январе 1903 в Петербурге.

Распространению нового движения в искусстве способствовали петербургские журналы «Мир искусства» и «Искусство и художественная промышленность». первый номер «Мир искусства» вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени. Сердцем журнала был Сергей Дягилев. Своим внешним видом журнал резко контрастировал с тогдашней периодикой. Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. С создание Мира искусства Лев Бакст стал его активным участником. На обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики. Также Бакст успешно работал в жанре портрета.

Ярким примером русского модерна является творчество выдающегося художника Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Культ хрупкой красоты, загадочности и болезненной нежности, характеризующий эстетический идеал периода Модерна, не был чужд и Врубелю. Однако даже в самых фантастических сюжетах, присущих западноевропейской традиции, например в серии эскизов к панно "Фауст" художественно-образный строй и даже условная врубелевская манера много глубже и традиционнее, чем у европейских символистов. Как художник периода Модерна Врубель эрудированнее и шире, его талант выходит за границы определенной эпохи, метода и стиля. В картине "Демон сидящий" (1890) в окружении фантастичных "каменных цветков" Врубель изобразил унылую, натуралистично написанную фигуру, похожую на академического натурщика, призванную олицетворять демона - "духа отрицанья, духа сомненья". В живописи русского Модерна тенденции декоративной стилизации, близкие к франко-бельгийскому Ар-Нуво (рис. 309), соседствовали с ориентальными устремлениями (см. Русские балетные сезоны в Париже). Схожие тенденции свойственны и архитектуре этого времени. Выдающийся художник, архитектор Федор Осипович Шехтель (1859-1926) колебался между стилистикой венского модерна, французского Ар Нуво, Неоготикой и Неоклассицизмом. Характерным памятником петербургского Модерна является здание Витебского вокзала (проект С. А. Бржозовского и С. И. Минаша, 1902-1904). Его главный фасад асимметричен, что типично для архитектуры Модерна, в интерьерах преобладают флореальные мотивы Ар Нуво, а северо-восточный, эффектно скругленный угол здания оформлен колоннадой дорического ордера в необычном сочетании с "модерновым" орнаментом. Подобные аллюзии, соединение классики с новыми элементами характерны и для других стилистических течений архитектуры петербургского Модерна.


Советский модернизм возник в конце XVIII - начале XIX вв. и подарил ценителям подобной архитектуры невероятное количество подлинных шедевров. Эпицентром зарождающегося архитектурного направления выступила столица СССР. Наш обзор посвящен 9 невероятным произведениям архитектуры в стиле модерн в Москве, входящих в культурный фонд столицы России.





Доходный дом Перцовой З.А. был возведен на Пречистинской набережной в 1905-1907 гг по проекту зодчих Н. К. Жукова и Б. Н. Шнауберта. Также ощутимый вклад в необычный образ здания внес известный художник, автор русской матрешки, С. В. Малютин. Как и большинство сооружений в стиле модерн, это здание отличается пластическим единством и потрясающим сочетанием архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства. В достаточно строгую композицию фасадов авторами проекта была введена живописная асимметрия расположения окон, балконов и башнеобразных возвышений кровли, что вносит разнообразие в монотонные и повторяющиеся членения многоквартирного дома. В заключение стоит отметить, что до середины 1970-х гг. дом Перцовой оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.





Доходный дом Н.Г. Тарховой на Подсосенском переулке был построен в 1904 году. Особое внимание в этом объекте привлекает фактурный фасад с разнообразными декоративными деталями - эркерами, аттиками, балконами и окнами с фигурными рамами. Стены дома украшены скульптурными изображениями причудливых стеблей цветов. Сегодня этот дом является жилым. Его фасад многократно ремонтировали, упрощая и сводя декор к минимуму.





Первое здание Ярославского вокзала было построено на Комсомольской площади еще в 1862 году. Однако наиболее эффектное сооружение железнодорожного комплекса было возведено по проекту выдающегося мастера советского модерна Федора Шехтеля. Ярославский вокзал пережил две крупные реконструкции в советское время в 1946–1947 гг. и в начале 60-х гг. Сегодня Ярославский вокзал наряду с расположенным по соседству Казанским вокзалом, считается самым популярным в стране.

4. Особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице





Еще одна выдающаяся и, пожалуй, самая известная работа Шехтеля, жилой дом в стиле раннего модерна, был построен на Малой Никитской улице в 1903 г. Заказчиком этого дома выступил крайне известный меценат и банкир Степан Рябушинский. Сегодня в стенах этого удивительного дома расположен дом-музей известного русского писателя Максима Горького.

5. Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке





Роскошный особняк супруги богатейшего промышленника и мецената Саввы Морозова был построен по проекту все того же Федора Шехтеля на Спиридоновке, 17 в 1893 году. В этом проекте архитектору удалось, легко играя элементами средневековой архитектуры вроде контрфорсов, зубцов, колонок и башен и украшая фасады различными химерами и каменными масками, создать изящный образ готического замка.





5-звездочная гостиница «Метрополь» была построена на Театральном проезде (дом 2) в 1905 г. Инициатором строительства выступил Савва Мамонтов. «Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Архитектурный облик гостиницы отличается прежде всего строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (небольшие башенки и пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными и гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению эффект воздушности. В состав гостиницы входят дорогие номера с потрясающими видами на город, многочисленные рестораны, кафе, магазины, а также два крупных зала для проведения конференций.





Крайне необычный особняк был построен в центре города архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова в 1899 году. Здание, сочетающее различные элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для Москвы образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.





Небольшой, облицованный желтоватым тарусским мрамором и плиткой, особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Собственный дом О. А. Листа в Глазовском переулке был построен по проекту известного зодчего Л.Н. Кекушева в 1899 году и считается первым архитектурным произведением на территории СССР, выполненным в стиле модерн.

9. Московский художественный театр им. А.П.Чехова в Камергерском переулке





Легендарный театр МХТ начал работать в здании в Камергерском переулке с осени 1902 года. Театр домовладельца Лианозова был перестроен на средства мецената Саввы Морозова архитектором Федором Шехтелем за три месяца. Оформление интерьеров, освещение, орнаменты и даже эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра, - летящей над волнами чайкой, также принадлежит авторству этого зодчего. Интересно, что проект реконструкции Шехтель выполнил безвозмездно, отказавшись обсуждать вопрос оплаты ещё на стадии переговоров.

С момента зарождения стиля модернизм прошло уже более ста лет, однако и сегодня ценители этого направления не забывают о нем и стараются приспособить к современным реалиям. Как раз об этом и идет речь в нашем материале . А о том, кто именно считается одним из родоначальников модернистской архитектуры можно узнать в нашей статье .